Вход

Просмотр полной версии : Российская компания отсудила "Руслан" у британцев



Phantom
29.04.2003, 15:07
В результате 27-месячных судебных разбирательств в Москве, Киеве, Маастрихте и Лондоне московская инвесткомпания "Центр-Капитал" отвоевала у английского авиаперевозчика Air Foyle грузовой самолет "Руслан" Ан-124-100 рыночной стоимостью около $20 млн. На днях самолет вернулся на родину, в Ульяновск.

Ан-124-100 ( "Руслан") - военно-транспортный самолет грузоподъемностью 120 т, был разработан на украинском АНТК им. Антонова и выпускается на ульяновском заводе "Авиастар". В гражданских грузоперевозках задействовано 20 "Русланов" (из них девять принадлежат ульяновской авиакомпании "Волга-Днепр", восемь - "Антоновским авиалиниям" ( "дочка" АНТК) , два - воронежской авиакомпании "Полет"). "Русланы" формируют уникальный рынок авиаперевозок крупногабаритных грузов, годовой объем которого оценивается в $300 млн.

Спор двух компаний за "Руслан" начался еще в 2000 г. К тому времени самолет уже три года простаивал в голландском аэропорту Маастрихт из-за проблем своего владельца - российской компании "Аякс". За три года простоя "Руслан" накопил более $0,5 млн задолженности перед аэропортовыми службами и контрагентами.

Инвесткомпания "Центр-Капитал" заинтересовалась брошенным самолетом. Выкупив долги "Аякса", "Центр-Капитал" стал собственником "Руслана", что в октябре 2000 г. было зафиксировано в российском реестре воздушных судов.

Тем временем голландские аэропортовые власти решили продать бесхозный "Руслан" за долги. В декабре 2000 г. был проведен аукцион, в котором победила английская Air Foyle - агентская компания "Антоновских авиалиний", предложившая за самолет $6 млн. "Центр-Капитал", который тоже участвовал в аукционе и предлагал за "Руслан" $15 млн, не признал итоги торгов и с тех пор оспаривает право собственности на самолет в арбитражных судах Маастрихта, Москвы, Киева и Лондона. Но и Air Foyle оказалась не у дел. Она не может эксплуатировать самолет, поскольку он на момент проведения аукциона уже числился в российском авиареестре.

"Летать на "Руслане" Air Foyle не могла, - говорит гендиректор "Центр-Капитала" Роман Пахомов. - Даже те два перелета, которые они сделали в 2001 г. - перегнали самолет сначала на Украину, а потом в Англию, - были незаконными, мы расцениваем их как попытку обезопасить самолет от наших судебных исков, поданных сначала в Голландии, а затем и в Киеве".

По словам Пахомова, единственной работой этого самолета за последние пять с лишним лет стала съемка в фильме Die Another Day ( "Умри, но не сейчас") в апреле 2002 г. Создателям этого кинофильма понадобился широкофюзеляжный "Руслан", внутри которого помещается небольшой вертолет. На нем в конце фильма агент Джеймс Бонд вылетает из горящего самолета и триумфально спасается от врагов. "Мы, как законные собственники самолета, пытались помешать этой съемке, но, похоже, боевик снимали именно на нашем "Руслане", пока он находился на приколе в аэропорту Мэнстон", - утверждает Пахомов.

Точку в 27-месячном судебном процессе с элементами бондианы поставил Высокий суд Лондона.

4 ноября 2002 г. он взялся рассматривать встречные иски двух компаний. Air Foyle требовала прекратить нарушение своего права собственности на самолет и исключить его из российского реестра. "Центр-Капитал", в свою очередь, добивался признания своих прав собственности на "Руслан". Как рассказал "Ведомостям" Алексей Курин, адвокат компании "Соколов, Маслов и партнеры", представлявшей "Центр-Капитал", борьба шла с переменным успехом. Лондонский суд счел, что решения российских судов не являются обязательными в Британии. На март 2003 г. было назначено дополнительное разбирательство. В итоге, по словам Курина, компании прибегли к процедуре внесудебного урегулирования. В середине марта было подписано мировое соглашение сторон: самолет достался "Центр-Капиталу", который заплатил Air Foyle небольшую компенсацию (около $500 000). Это подтвердил "Ведомостям" и Владимир Хвалей, партнер российского офиса юридической компании Baker & McKenzie, представлявшей интересы Air Foyle.

По словам Романа Пахомова, 23 апреля злополучный "Руслан" вернулся на родину, в Ульяновск. "Теперь несколько месяцев уйдет на то, чтобы установить на него новые двигатели и современное оборудование", - говорит Пахомов. По его словам, с учетом судебных издержек "Руслан" обошелся компании в $11 млн и еще $5 млн потребует его модернизация, но это не так много для самолета, который приносит более $10 млн выручки в год.

Теперь "Центр-Капитал" собирается передать отсуженный самолет в эксплуатацию воронежской авиакомпании "Полет", с которой еще два года назад был подписан соответствующий договор. Впрочем, Пахомов не исключает, что "Руслан" может быть продан какой-либо другой авиакомпании.

/Ведомости/