PDA

Просмотр полной версии : "Конкорды" улетели в прошлое



borkin
02.06.2003, 04:53
В субботу, 31 мая 2003 года мир авиации сделал первый шаг к завершению одного из самых захватывающих аттракционов - полетов на пассажирском сверхзвуковом авиалайнере "Конкорд". В пятницу в Парижском аэропорту Шарля де Голля сто пассажиров поднимутся на борт похожего на стрелу самолета и улетят в Америку со скоростью 2000 километров в час (около 50 метров в секунду). В субботу самолет вернется обратно, и это будет его последний полет - после него лайнеры станут музейными экспонатами.
Этот самолет стал настоящим "Титаником" среди авиалайнеров - удовольствие пересечь Атлантический океан за 3,5-4 часа могут позволить себе только очень богатые люди. Билет на "Конкорд" в Вашингтон и обратно стоит более девяти тысяч евро, что в четыре раза больше стоимости билета на Boeing-747. Люди, летающие на сверхзвуковых пассажирских самолетах через Атлантику, по земле часто ездят в лимузинах. Началом конца "Конкорда" стала катастрофа - после того, как лайнер компании Air France рухнул в предместье Парижа, авиационные эксперты впервые заговорили о том, что пора бы уже "Конкордам" и честь знать. Первая серьезная авария и последовавшая за ней целая серия мелких поставила крест на полувековой истории этих самолетов.

Как все начиналось

Все началось где-то в середине 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия. Сразу несколько авиационных фирм (британская Bristol, французская Sud Aviation, американская Boeing, советское КБ Туполева) совершенно отдельно друг от друга решили разработать сверхзвуковой пассажирский самолет для сверхдальних рейсов. Однако уже через несколько лет выяснилось, что в одиночку ни одна западная фирма не способна "потянуть" создание подобного лайнера. Тогда англичане и французы догадались заключить союз, и создать СПС совместными усилиями. Забегая вперед, отметим, что в результате этого соревнования американский проект так и остался в стадии модели, а Ту-144 поднялся в воздух на три месяца раньше "Конкорда".

Итак, 26 октября 1962 года правительства Франции и Великобритании подписали финансово-экономическое соглашение о совместных работах по проектированию, постройке и испытанию СПС "Конкорд", название которого в переводе с французского означает "согласие". За день до этого компании British Aircraft (в состав которой на тот момент уже вошла Bristol) и Sud Aviation договорились о создании совместного предприятия - консорциума, который в результате и создал знаменитый лайнер.

Характерная стреловидная форма самолета помогала ему преодолевать звуковой барьер, а опускающийся нос служил для увеличения обзора из кабины пилотов. Считается, что форма и конструкция "Конкорда" была принята в КБ Туполева за основу при создании Ту-144. Технические характеристики лайнеров были примерно равны - достоинства одного вполне компенсировались преимуществами другого. Ресурс европейского СПС был больше, чем у советского самолета - 45 тысяч часов против 30 у "Ту". Максимальная скорость 2179 километров в час (у Ту-144 - 2430), крейсерская - 2146 (2300). "Конкорд" брал на борт до 144 пассажиров, советский СПС - максимум 120. Первый полет французский "Конкорд" совершил 2 марта 1969 года, затем 9 апреля взлетел английский. Ту-144, как говорилось выше, совершил первый полет за три месяца до этого - 31 декабря 1968 года. После нескольких лет испытаний "Конкорда" было совершено триумфальное турне самолета по маршруту Лондон - Гандер - Мехико - Сан-Франциско - Анкоридж - Лос-Анджелес - Акапулько - Богота - Лима - Каракас - Лас-Пальмас - Париж.

Регулярные полеты

Первый коммерческий полет "Конкорды" совершили 21 января 1976 года. Сначала они летали по маршруту Париж - Рио-де-Жанейро и Лондон - Бахрейн, но с 24 мая 1976 обе страны открыли рейсы в Вашингтон.

Эффектный сверхзвуковой самолет, несмотря на довольно высокую стоимость, заинтересовал многие авиакомпании, однако в процессе создания цена "Конкорда" значительно возросла, и они довольно быстро сняли свои заказы. Еще одной проблемой эксплуатации СПС стали протесты экологических организаций - "Конкорд", практический потолок которого составлял 18288 метров, разрушал озоновый слой, а его двигатели превышали все допустимые уровни шума, не говоря уже о мощном "акустическом ударе" во время перехода звукового барьера. Несколько стран закрыли свои воздушные пространства для полетов этих самолетов. В разное время "Конкорды" летали в Сингапур, Каракас, Рио-де-Жанейро и Дакар, но в конце концов остались только трансатлантические рейсы в США.

Всего в эксплуатации находились пять самолетов British Airways и четыре самолета Air France. Поначалу правительства Великобритании и Франции компенсировали высокую стоимость билетов на СПС, удерживая ее на уровне 1500 долларов в один конец, но в 80-х лайнеры стали выполнять только чартерные рейсы.


Начало конца

Советская программа перевозки пассажиров на сверхзвуковой скорости закончилась 3 июня 1973 года, когда во время демонстрационного полета на авиасалоне в Ле-Бурже лайнер вошел в крутое пике и развалился из-за чрезмерных перегрузок. Погиб весь экипаж - пять человек, а также семь жителей городка Гуттенвиль. 28 человек были ранены.

В карьере "Конкорда" также была авиакатастрофа, единственная за всю историю его коммерчских полетов. 25 июля 2000 года "Конкорд"Air France (серийный номер 203), построенный в 1975 году, загорелся во время взлета в аэропорту имени Шарля де Голля. На его борту находилось 100 пассажиров - 96 из них были немецкими туристами, летевшими чартерным рейсом AF-4590 в Нью-Йорк.

Причину аварии установила специальная комиссия - это был маленький кусок металла, деталь, оторвавшаяся от взлетавшего перед "Конкордом" DC-10 американской компании Continental Airways. Когда СПС наехал на железку, его скорость была уже настолько большой, что резиновую шину "Конкорда" просто разорвало. Кусок покрышки с силой ударил в крыло, образовав отверстие и повредив сразу шесть топливных баков. Из дырки хлынуло топливо, которое, попав в форсажную струю двигателя, загорелось . Пилоты заметили пожар, но сделать что-либо были уже не в силах - им пришлось взлетать. В полете отказали оба левых двигателя, и все, что могли сделать летчики, это отвернуть горящую машину от центра городка Гонесс, предместья Парижа. Разваливаясь в воздухе, лайнер рухнул на ресторан небольшого отеля.

Мистическое совпадение - "Конкорд" разбился всего в нескольких километрах от места падения Ту-144. Выжить в этой катастрофе не смог никто из находившихся на борту людей - всего погибли 113 человек:100 пассажиров, девять членов экипажа, четверо постояльцев отеля. После этой аварии все "Конкорды", находившиеся на стоянках Париже, Нью-Йорке и Гандере были "поставлены на прикол" до окончания расследования.

Как утверждает сайт "Тест-пилот", Ту-144 в такой же ситуации смог бы совершить аварийную посадку - у советского самолета двигатели находились ближе к фюзеляжу. Во время одного из полетов Ту-144 произошла точно такая же внештатная ситуация, но, несмотря на сильную утечку топлива, "Ту" не загорелся.

Франция возобновила полеты "Конкордов" 7 сентября 2001 года, Великобритания выбрала для этого дату, которая вошла в историю благодаря крупнейшим за всю историю терактам - 11 сентября 2001 года британский лайнер совершил полет в Нью-Йорк.

Тем не менее, несмотря на то, что ресурс "Конкордов" позволяет им летать до 2007 года, Air France решила свернуть программу, и прекратить полеты сверхзвуковых самолетов. British Airways, скорее всего прекратит полеты "Конкордов" по окончании срока действия летнего расписания полетов в последние выходные октября. Большинство из существующих самолетов, скорее всего разойдутся по различным музеям - авиакомпании уже получили множество заявок на них. Один лайнер выставят в аэропорту Шарля де Голля


жалко .... :( в пятницу будучи в океане на "мероприятии" под названием "рыбалка" , в пяти милях от берега, я видел их два, подряд, с промежутком пол часа.... на взлете... грохот неимоверный... зрелище красивое :):) а это оказывается были их последние полеты :rolleyes: :(

следующие сверхзвуковые построят не скоро.... имхо

Han
02.06.2003, 11:23
Тока не 50м/с а 555м/с :)

Блин - а ведь действительно очень мистично это печальное совпадение... :(

Dreieck
02.06.2003, 15:34
это только французы, а British Airways будет летать до конца октября, а потом возможно Virgins купит конкорды для себя.

KACATKA
02.06.2003, 16:39
28 октября последний полет у БА

вопрос о покупки Конкордов Virgin пока не решен и вряд ли будет решен.

dark_wing
02.06.2003, 17:34
Еще один упс
"не говоря уже о мощном "акустическом ударе" во время перехода звукового барьера."
;)

Maza
03.06.2003, 01:51
А этот акустический удар болезненый?

Vitus
03.06.2003, 13:43
Про "наш конкорд"
У нас в стране уже 20 с гаком лет назад поняли, что сверхзвуковые перевозки экономически невыгодны.
Эксплуатацию Ту-144 мы не потянули. Под него необходимо было иметь спец. аэродромное оборудование, в то время как большинство прочих самолетов обслуживалось унифицированно. Полоса тоже нужна была другого класса. Когда 144-й взлетал - остальные оставались без керосина. (Кушал он хорошо).И все это ради 150 пассажиров? Короче - мы опять опередили буржуев 8-). Раньше взлетел, раньше и с эксплуатации сняли. Хотя машина, кончно уникальная, красивая. Не зря же американы просто пищали от 144ЛЛ с движками от Ту-160 (в 96-м сделали уникальную летающую лабораторию ). Они,жуки , все это профинансировали, но и результаты испытаний - себе. (У них там на проект такого уровня нужно было раз в 8 больше средств, а тут - мозги и руки русские, денюжки заграничные - и пожалуйста, летай, замеряй!).
Кстати, видел своими глазами разные варианты 144-го, отвергнутые в процессе разработки, в т.ч., например, 144-й с двумя килями (а-ля Миг-29) или 144-й с ба-а-альшой ... бомбой на внутренней подвеске! Увидев бомбу я малость обалдел. Хотя, по большому счету, у нас ничего гражданского-то и не было - все "двойного назначения" *-)

naryv
03.06.2003, 13:48
Полоса тоже нужна была другого класса. Его же даже на грунтовку зимой в Монино сажали, какого такого другого класса?

T.I.P.
03.06.2003, 13:55
в субботу по ТВ про Ту-144 передача вроде будет

Vitus
03.06.2003, 14:10
Originally posted by naryv
Его же даже на грунтовку зимой в Монино сажали, какого такого другого класса?
Между тем куда МОЖНО посадить и с чего штатно эксплуатировать - согласись, две большие разницы!

dark_wing
03.06.2003, 14:37
Originally posted by Maza
А этот акустический удар болезненый?

Дык, ясно же сказано!
АКУСТИЧЕСКИЙ! :)

naryv
03.06.2003, 14:38
Ок, соглашусь:) но мне кажется что вряд-ли очень сильно другие требования по полосе у 144-го были, но если у Вас есть такая информация и Вы ей поделитесь буду очень благодарен

u_peter
03.06.2003, 20:55
Originally posted by T.I.P.
в субботу по ТВ про Ту-144 передача вроде будет

в 19.05 на НТВ

MadShark
04.06.2003, 10:08
Очень интересная статья про Ту-144 (рубрика "монография") в одном из журналов "Авиация и Время" (с Ту-144ЛЛ на обложке). Очень интересно написано. Много интересных фактов. Например, знаете, что в полете длина самолета больше на 300мм засчет температурного расширения? :) Там из-за этого все на плавающих креплениях - ДИКО сложная конструкция. Да еще пришлось делать панели крыла из обычных листов (на "Конкорде" - панели двойной кривизны, у нас таких делать не умели). И вообще первый Ту-144 отличался от первого пригодного к эксплуатации Ту-144 как Т-10 от Су-27.
Вообще очень много интересного.

MadShark
04.06.2003, 10:46
http://sergib.agava.ru/video/tu144crash.asf

Видеозапись катастрофы в Ле Бурже. Ужас...

F/A18C
04.06.2003, 13:08
Воспоминание из детства,. Газету, номер, дату не помню по причине прошествия лет, приблизительно 75-78г.г. . Фраза звучала приблизительно так. Новейший сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 может эксплуатироваться с аэродромов пригодныйх для эксплуатации самолетов типа Ту-154.

Vitus
04.06.2003, 13:39
У меня под рукой данных, увы нет, но я помню,что одной из причин, почему его сняли, называлось то, что для 144-го требовалась более длинная полоса.(Имелся ли в виду запас по длине на случай аварийной посадки или просто -что большинство аэродромов имели более короткие полосы - не знаю).Как найду цифиру - выложу и все станет ясно.
А кстати, в Монино он точно своим ходом прилетел? Может его по частям доставили?

Vitus
04.06.2003, 13:50
Кстати, оффтопом, - вспомнилось про Ту-95й рассказывали "аксакалы". Байка, конечно, но забавно...
Иностранные коллеги, изучив конструкцию, в частности, восхищались конструкцией крыла - насколько соответствует скорости, нагрузке и т.д., и т.п. И размеры, мол корневой части крыла (места стыковки с отъемной частью) подобраны тоже идеально....
Наши же послушали, пожали плечами и сказали "Хм. Размеры-размеры...Нам вот нужно было чтобы опытную машину можно было спокойно на полигон вывезти.Вот мы прикинули ширину пролета моста, под которым проходила дорога, накинули по полметра с каждой стороны - вот вам и размер корневой части!"

naryv
04.06.2003, 13:59
А кстати, в Монино он точно своим ходом прилетел? Может его по частям доставили? Могу конечно и ошибаться(м.б. спутал с Т-4 ну всё же скорее Ту-144), но кажется где-то читал, что прилетел сам зимой и сел - этот факт особенно подчёркивался. - Типа такого никогда и нигде в мире не было, а наши сделали. Причём садились практически штатно.

F/A18C
04.06.2003, 19:19
Originally posted by Vitus
А кстати, в Монино он точно своим ходом прилетел? Может его по частям доставили?

Прилетел и сел сам даж помню как по телеку в новостях смотрел на это похоронное действо...

Dreieck
04.06.2003, 19:39
Наблюдал посадку ТУ-144 в Ульяновске году в 86 или 87 непомню садился на мокрую полосу вполне обычно, только непревычно выская передняя стойка и большой посадочный угол.

Vitus
05.06.2003, 09:08
Глянул сейчас в инфо по 144Д.

Разбег - 2100м
Пробег - 1500м
Потребная длина ВПП - 3070м.

Действительно, получается, практически любая полоса подойдет. Был неправ. Погорячился.:)

Wera
05.06.2003, 12:42
Originally posted by dark_wing
Еще один упс
"не говоря уже о мощном "акустическом ударе" во время перехода звукового барьера."
;)

Как мне кажется, переход через звуковой барьер сопровождается для рожденных ползать внизу оглушительным хлопком (громом, точнее говоря) при прохождении фронта звуковой волны. Именно поэтому за барьер они выходят уже над океаном. А внутри никакого дискомфорта нет
Поправьте меня, если я ошиблась

arkady
05.06.2003, 12:46
Originally posted by Dreieck
Наблюдал посадку ТУ-144 в Ульяновске году в 86 или 87 непомню садился на мокрую полосу вполне обычно, только непревычно выская передняя стойка и большой посадочный угол.
А что он делал в Ульяновске???

Dreieck
05.06.2003, 13:44
Originally posted by arkady
А что он делал в Ульяновске???

Тоже самое, что и в Монино - Музей.

http://home.t-online.de/home/joerg.meinhold/museum.jpg


http://home.t-online.de/home/joerg.meinhold/an24a.jpg


на фотке за ан24 его хвост виден

arkady
05.06.2003, 14:09
Originally posted by Dreieck
Тоже самое, что и в Монино - Музей.

http://home.t-online.de/home/joerg.meinhold/museum.jpg
Понятно... Сам почти 20 лет прожил в Ульяновске, но не знал, что там есть музей Гражданской авиации... :confused: