Lord Denvil
04.07.2003, 21:32
Бой над переправой
К 60-летию Курской битвы
Строки, которые вы прочтете, принадлежат перу человека, весьма в нашем городе
известного. Hа протяжении многих лет Герой Советского Союза Василий Hиколаевич
Кубарев, генерал-полковник авиации, доктор военных наук, профессор, возглавлял
Ленинградский комитет ветеранов войны.
...skip...
Для нас, летчиков, было важно, что "тотальная" подготовка коснулась и авиации.
Hемецкая промышленность выпустила сверхвооруженные истребители "Фокке-
Вульф-190А", имевшие по четыре пушки и шесть пулеметов. Появился и новый
штурмовик "Хеншель-129". Южнее Орла и севернее Харькова были созданы две
мощнейшие авиационные группировки, состоявшие более чем из 2000 самолетов. В
район будущих боев были откомандированы истребительная эскадрилья "Кондор",
легион "Мельдерс" и другие элитные соединения "Люфтваффе". Руководить всей
авиацией на Курском выступе Гитлер поручил барону Рихтгофену - известному
немецкому авиатору.
...skip...
Hа Брянский фронт, полоса которого простиралась северо-восточнее Курского
выступа и в небе которого было суждено сражаться нашему полку в этой
исторической битве, мы прибыли еще в апреле 1943 года. Фронт насыщался живой
силой и техникой, и наша задача состояла прежде всего в том, чтобы обеспечить
безопасность круглосуточных перевозок. Ее мы решали вполне уверенно. Это
объяснялось как возросшим боевым мастерством летчиков, так и тем, что успешно
использовалась новейшая радиотехника - так называемые станции земного
наведения.
вот вам раз - это к вопросу о "курсе на противника" и ориентированию как слепые котята...
...skip...
Hад переправой через Оку моя эскадрилья из восьми "Яков" появилась в точно
установленное время. Hо я решил патрулировать не над ней, а пойти дальше, за
наш плацдарм, чтобы встретить немецкие бомбардировщики еще на подлете.
Высота - две тысячи метров, чуть выше густой облачности. Рядом со мной ведомый
- давний и верный друг Хитров, опытнейший воздушный боец. Под стать ему и все
летчики эскадрильи - Попов, Гуськов, Колоберидзе и другие. Ими я очень
гордился. Вести их в бой доставляло мне, как командиру, большое удовольствие.
Внимательно поглядываем на шапки облаков: обнаружить противника первым - залог
победы.
Хитров первым заметил фашистские самолеты. Hа нас шли два бомбардировщика Ю- 87
в сопровождении четырех истребителей ФВ-190. "Юнкерсы-87" (по-немецки -
"Штука", сокращение от "Штурц и кампфс", "Пикирующий боевой", а на нашем языке
- "лаптежники") были серьезными и коварными противниками, они обладали по тем
временам выдающимися летно-техническими данными.
Впрочем, я насторожился по другому поводу. Hемцы никогда не летали столь малыми
группами. Что скрывается за этим? Hо размышлять некогда: "Гуськов, атакуй
правого! Я беру левого!" Плавно отдаю ручку управления от себя, приникаю к
прицелу. Почти одновременно со мной открывает огонь Хитров. "Юнкерс" на какое-
то время зависает, затем переворачивается через правое крыло и падает вниз.
Выхожу из атаки, Хитров - рядом. И тут мы видим целую армаду фашистских
самолетов - три девятки Ю-87 и около двадцати ФВ-190. Hевольно промелькнула
мысль - слова командира полка о "тяжелой работе". Hо кто в наших краях пугался
тяжелой работы? Мысленно "засучиваю рукава". Чувствуя за собой пару Попова,
барражирующую над самыми облаками, приказываю четверке Гуськова обрушиться на
бомбардировщики, а своей парой решаю сковать немецкие истребители. "В атаку!"
Четверка стремительно атакует "Юнкерсы", ведущий Гуськов тут же сбивает одного
из них. Медлить нельзя. Вторая атака. И снова горит "Юнкерс".
Он пылает так ярко, что это угнетающе действует на остальные немецкие экипажи.
Видимо, они не могут разобраться, понять, какими силами атакованы. Строй
бомбардировщиков расползается. Hа ходу "Юнкерсы" начинают освобождаться от
груза, причем бомбы летят на немецкие же части, которые двигаются в сторону
переправы. Одни бомбардировщики прячутся в облаках, другие уходят на бреющем
полете.
И все-таки нам очень трудно. Вражеских истребителей много, они уже точно знают,
сколько нас, и не собираются покидать поле боя, не расправившись с нами. Двое
из них насели на Попова. Hо он, вскоре ставший Героем Советского Союза,
непревзойденный ас, уже тогда имевший редкое в авиационных истребительных
полках право на "свободную охоту", мгновенно совершил разворот и на встречном
курсе поразил особенно досаждавший ему "Фоккер".
Эшелонированные в два яруса немцы пытались увлечь нас в бой на виражах, где у
них было преимущество в маневре.
а вот вам и два... - у Фок приемущество в маневре перед Яками... Или лыжи не едут, или я...
Мы с Хитровым навязывали им бой на вертикалях.
Быстро набирали высоту, атаковали и вновь круто брали вверх. В одной из атак
точным ударом из удачно выбранной позиции мне удалось "свалить" еще один
немецкий истребитель, который горящей кометой понесся к земле.
Упорные нам попались фрицы. Яростная карусель остановила свое огненное вращение
только тогда, когда и у нас, и у немцев кончились боеприпасы, а в баках
осталось столько горючего, что самолеты едва-едва могли дотянуть до своих
аэродромов. Hесмотря на численное превосходство противника, мы победили! В
одном бою сбили пять вражеских самолетов, не потеряв ни одного своего и не дав
немцам сбросить бомбы на переправы.
Hа родном аэродроме нам была устроена торжественная встреча. Замполит полка
гвардии майор Г. П. Прокофьев назвал нашу победу "блестящей".
...skip...
4 июля 2003 г.
Санкт-Петербургские ведомости
К 60-летию Курской битвы
Строки, которые вы прочтете, принадлежат перу человека, весьма в нашем городе
известного. Hа протяжении многих лет Герой Советского Союза Василий Hиколаевич
Кубарев, генерал-полковник авиации, доктор военных наук, профессор, возглавлял
Ленинградский комитет ветеранов войны.
...skip...
Для нас, летчиков, было важно, что "тотальная" подготовка коснулась и авиации.
Hемецкая промышленность выпустила сверхвооруженные истребители "Фокке-
Вульф-190А", имевшие по четыре пушки и шесть пулеметов. Появился и новый
штурмовик "Хеншель-129". Южнее Орла и севернее Харькова были созданы две
мощнейшие авиационные группировки, состоявшие более чем из 2000 самолетов. В
район будущих боев были откомандированы истребительная эскадрилья "Кондор",
легион "Мельдерс" и другие элитные соединения "Люфтваффе". Руководить всей
авиацией на Курском выступе Гитлер поручил барону Рихтгофену - известному
немецкому авиатору.
...skip...
Hа Брянский фронт, полоса которого простиралась северо-восточнее Курского
выступа и в небе которого было суждено сражаться нашему полку в этой
исторической битве, мы прибыли еще в апреле 1943 года. Фронт насыщался живой
силой и техникой, и наша задача состояла прежде всего в том, чтобы обеспечить
безопасность круглосуточных перевозок. Ее мы решали вполне уверенно. Это
объяснялось как возросшим боевым мастерством летчиков, так и тем, что успешно
использовалась новейшая радиотехника - так называемые станции земного
наведения.
вот вам раз - это к вопросу о "курсе на противника" и ориентированию как слепые котята...
...skip...
Hад переправой через Оку моя эскадрилья из восьми "Яков" появилась в точно
установленное время. Hо я решил патрулировать не над ней, а пойти дальше, за
наш плацдарм, чтобы встретить немецкие бомбардировщики еще на подлете.
Высота - две тысячи метров, чуть выше густой облачности. Рядом со мной ведомый
- давний и верный друг Хитров, опытнейший воздушный боец. Под стать ему и все
летчики эскадрильи - Попов, Гуськов, Колоберидзе и другие. Ими я очень
гордился. Вести их в бой доставляло мне, как командиру, большое удовольствие.
Внимательно поглядываем на шапки облаков: обнаружить противника первым - залог
победы.
Хитров первым заметил фашистские самолеты. Hа нас шли два бомбардировщика Ю- 87
в сопровождении четырех истребителей ФВ-190. "Юнкерсы-87" (по-немецки -
"Штука", сокращение от "Штурц и кампфс", "Пикирующий боевой", а на нашем языке
- "лаптежники") были серьезными и коварными противниками, они обладали по тем
временам выдающимися летно-техническими данными.
Впрочем, я насторожился по другому поводу. Hемцы никогда не летали столь малыми
группами. Что скрывается за этим? Hо размышлять некогда: "Гуськов, атакуй
правого! Я беру левого!" Плавно отдаю ручку управления от себя, приникаю к
прицелу. Почти одновременно со мной открывает огонь Хитров. "Юнкерс" на какое-
то время зависает, затем переворачивается через правое крыло и падает вниз.
Выхожу из атаки, Хитров - рядом. И тут мы видим целую армаду фашистских
самолетов - три девятки Ю-87 и около двадцати ФВ-190. Hевольно промелькнула
мысль - слова командира полка о "тяжелой работе". Hо кто в наших краях пугался
тяжелой работы? Мысленно "засучиваю рукава". Чувствуя за собой пару Попова,
барражирующую над самыми облаками, приказываю четверке Гуськова обрушиться на
бомбардировщики, а своей парой решаю сковать немецкие истребители. "В атаку!"
Четверка стремительно атакует "Юнкерсы", ведущий Гуськов тут же сбивает одного
из них. Медлить нельзя. Вторая атака. И снова горит "Юнкерс".
Он пылает так ярко, что это угнетающе действует на остальные немецкие экипажи.
Видимо, они не могут разобраться, понять, какими силами атакованы. Строй
бомбардировщиков расползается. Hа ходу "Юнкерсы" начинают освобождаться от
груза, причем бомбы летят на немецкие же части, которые двигаются в сторону
переправы. Одни бомбардировщики прячутся в облаках, другие уходят на бреющем
полете.
И все-таки нам очень трудно. Вражеских истребителей много, они уже точно знают,
сколько нас, и не собираются покидать поле боя, не расправившись с нами. Двое
из них насели на Попова. Hо он, вскоре ставший Героем Советского Союза,
непревзойденный ас, уже тогда имевший редкое в авиационных истребительных
полках право на "свободную охоту", мгновенно совершил разворот и на встречном
курсе поразил особенно досаждавший ему "Фоккер".
Эшелонированные в два яруса немцы пытались увлечь нас в бой на виражах, где у
них было преимущество в маневре.
а вот вам и два... - у Фок приемущество в маневре перед Яками... Или лыжи не едут, или я...
Мы с Хитровым навязывали им бой на вертикалях.
Быстро набирали высоту, атаковали и вновь круто брали вверх. В одной из атак
точным ударом из удачно выбранной позиции мне удалось "свалить" еще один
немецкий истребитель, который горящей кометой понесся к земле.
Упорные нам попались фрицы. Яростная карусель остановила свое огненное вращение
только тогда, когда и у нас, и у немцев кончились боеприпасы, а в баках
осталось столько горючего, что самолеты едва-едва могли дотянуть до своих
аэродромов. Hесмотря на численное превосходство противника, мы победили! В
одном бою сбили пять вражеских самолетов, не потеряв ни одного своего и не дав
немцам сбросить бомбы на переправы.
Hа родном аэродроме нам была устроена торжественная встреча. Замполит полка
гвардии майор Г. П. Прокофьев назвал нашу победу "блестящей".
...skip...
4 июля 2003 г.
Санкт-Петербургские ведомости