=Bear=
30.05.2002, 21:03
В этом треде можно постить авиационные происшествия...
Особенно приветствоваться будут истории о асах 2ой Мировой Войны. Вотм ой пробный "камень" если будет интересно могу написать еще много подобного, но как говориться со временм....
8Февраля 1945 года. Побег. М Девятяев
Михаил Петрович Девятяев родился в 1918 году. Свой первыйт воздушеый бой принял 23 июня 1941
года. 24 июня 1941 года он сбил первый вражеский самолет. А еще через день попал под огонь
Мессершмита и выпрыгнул с парашютом из горящего Ишака. Мессер развернулся расстрелять летика
но Михаил стянул стропы и быстро понесся к земле. НА ста метрах высоты он дал парашюту
раскрыться. К лету 44 он сбил 9 вражеских самолетов. Пять раз был сбит сам. 13июля 1944 года
во время прыжка из горящего самолета он ударился головой о стабилизатор и приземления уже не
помнил. Очнулся в землянке среди летчиков, но речь чужая. Попал в прифронтовой плен, в
котором держали сбитых летчиков. Потом после попытки побега был отправлен в Заксенхаузен.
Там удалось подменить свою бирку на бирку с номером 104533 с только что убитым охранником
человека. Так он стал Григорием Степановичем Никитенко, учителем из Дарницы. 15ноября 1944
года полторы тысячи военнопленных перевезли в другое место. Это оказался острово Узедом, на
западной оконечности которого распологалась секретная база Пенемюнде. Девятяев стремился
попасть на работы на аэродром. Работая на аэродроме старался примечать все подробности:
когда заправляются самолеты, когда команды уходят обедать, какая машина удобней стот для
захвата. Он остановил свое внимание на двухмоторном Хенкеле 111 который летал чаще других и
его сразу после посадки готовили к другому вылету. В то время когда пленных охранял пожилой
вахтман, Девятяев не упускал случая заглянуть на самолтную свалку где глазами впивался и
изчал компоновку приборов Хенкеля. Однажды при расчистке снега около капониров удолось
посмотреть вспе фазы запуска Хе-111 (один из летчиков заметив любопытство пленного, бравируя
перед ним, показал все стадии этой операции. К самолету подвезли и подключили тележку с
аккумуляторами. Михаил стоял на валу и ему было видно как пилот с умешкою на лицепоказал
палец и опустил его перед собой. Потом демонстративно задрал ногу на уровень плеч и
опустил, при этом завелся один мотор. Следом - второй. Пилот в кабине захохотал. Еле
сдерживая ликование Девятяев знал все фазы зпуска двигателя 111го) Теперь оставалось выбрать
день. Среди группы решившей бежать даже самолет стали называть "Наш Хейнкель" День 8 февраля
195 года начался как обычно. Ночью взлетали ракеты. Здесь находился ракетный центр,
возглавляемый Вернером фон Брауном. С десяти стартовых площадок располоденных вдоль
побережья, ночами уходили в небо ракеты ФАУ2, цель - Лондон. Ночью Девятяев не мог заснуть
от рева и крайнего возбуждения. Товарищ (Владимир Соколов) достал ему пять сигарет которые
выменял у француза на свой свитер. С утра в этот день Соколов (возглавлявший аэродромную
команду) подобрал в группу на работы только русских военнопленныз 4 из которых были в курсе
побега. Работу повели так чтобы к 12 часам оказаться у нужного капонира. в 12.00 техники
самолетов потянулись в столовую... До Хейнкеля было 200 шагов. Охранника ударил сзади Иван
Кривоногов. У тех кто не был посвящен в план побега, ужас на лице. Два слова обьяснений и
ужас сменился решимостью действовать. На вахтманских стрелках было 12 часов 15 минут. Петр
Кутергин надевает шинель охранника, шапочку с козырьком. Он поведет "пленных". Девятяев и
Соколов уже у самолтаю Пробив стрежнем дыру в хвостовой двери открывают ее изнутри рукой.
Все залезают в самолет. Михаил спешит забраться вкресло пилота. Парашютное гнездо пустое и
он выглядел в нем как тощий котенок. Соколов и Кривоногов расчехляют моторы, снимают с
закрылков струбцинки, подгоняют тележку с аккумуляторами, подключают кабель. Стрелки
приборов сразу качнулись. Поворот ключа зажигания (он оказался на месте) движение ноги и
один мотор оживаетю. Еще минута и закрутились винты второго мотора. Прибавляют газ. С
боковой стоянки Хейнкель рулит на взлетную полосу. Нокакой заметной тревоги на летном поле
не видно - все привыкли "Густав Антон" (самолет имел вензель G.A.) Летает много и часто.
Пожалуй только дежурный на старте в некотром замешательстве - о взлете ему не сообщали.
Девятяев вспоминал: "Точка старта. Достиг ее с громадным напряжением сил - самолтом с двумя
винтами управлять с непривычки солжнее чем истребителем.... газ... Самолет понессяпо
наклонной к линии моря. Полный газ.... Должен быть взлет, но Хейнкель почему то бежит не
взлетая, хвост от бетона не отрывается.... В последний момент резко торможу и делаю разворот
без надежды что самолет уцелеет. Мрак... подумал что загорелись. Но это была только пыль.
Когда чуть улеглачь увидел круги от винтов. За спиной паника - крики паника, удары прикладом
в спину. "Мишка, почему не взлетаем?!!" И оживает аэродром, все кто был на поле сейчас бегут
к самолту. Даю газ Разметю всех кто приблизился к полосе. Разворот у линии старта. И снова
газ..... В воспаленном мозгу искрой вспыхнуло слово "триммер". Наверное летчик его оставил
в положение "посадка" Но как в 3 - 4 секунды отыскать механизм управления триммером? Изо
всех сил жму ручку от себя - оторвать хвост от земли. Кричу "Помогите!" Втроем наваоиваемся
на рычаг и Хейнкель почти у самой воды отрывается от бетона... Летим! Когда самолет нырнул в
облака, отыскалось управление триммером и сразу машина стала послушной и легкой... Было 12
часов 36 минут. Летели на север над морем. Потом на юго-восток. Внизу увидели караван
кораблей и самолеты его охранявшие. Один из Мессершмитов отвернл и рядом с Хейнкелем сделал
петлю. Я видел недоуменный взгляд летчка: мы летели с выпущенными шасси. Высота около 2000
метров. От холода и напряжения зуб на зуб не попадал... О приближения фроната догадались по
бесконечным обозам, колоннам машин и танков. Но теперь при виде летящего Хейгкеля люди
бежади и ложилимь. "Наши!" Эту радость неожиданно подкрепил плотный зенитный огонь. Два
снаряда "Хейнкель" настигли. Задымил правый мотор. Резко бросаю самолет в боковое
скольжение. Дым исчезает. Но надо садиться. Внизу дорога, опушка леса, и за ней - приемлемое
поле. Резко снижаюсь. Неубранные шасси в земле увязнут. Надо их срезать в момент посадки
скольжением в сторону...." Артилеристу 61армии видели ка на поле подломив шасси, юзом сел
Хейнкель. Солдаты бросились к самолту. Плексигласовый нос самолета был поврежден. В кабину
набился снег с грязью. Девятяев выбрался кое как. Винты погнуты, от моторов поднимается пар.
Хейнкель казался неуклюжим толстым китом, лежащим на животе. Не верилось что два часа назад
машина стояла на секретной базе фашистов. Люди с автоматами, в полушубках подбежали к
самолету. В расположение артилирийсткого дивизиона пленных понесли на руках, как детей то
что каждый весил менее 40 килограмов.
Вот их имена:
Михаил Девятяв
Иван Кривоногов
Владимир Соколов
Владимир Немченко
Федор Адамов
Иван Олейник
Михаил Емец
Петр Кутергин
Николай Урбанович
Дмитрий Сердюков
В момент взлета Хейнкеля его хозяинтридцатитрехлетний обер-лейтенат Карл-Хайц Грауденц
(руководитель авиационного подразделения осуществлявшего испытание новой техники и летавший
на "Г.А" наскоро пообедав в столовой приводил п впорядок поелетные документы. Зазвонил
телефон: " Кто это у тебя взлетел как ворона?" - услышал Грауденц гоос начальника ПВО. "У
меня никто не взлетал...." " не взлетал... Я сам видел в бинокль как Густав Антон еле-еле
взлетел!" - настаивал начальник ПВО. "Заведите себе другой бинокл,посильнее мой Густав Антон
стоит с зачихленными моторами. Только я могу взлететь на нем. Может у нас самолеты летат без
пилотов"- с раздражением парировал Гаруденц. "Вы поглядите на месте ли ваш Густав
Антон!"-настаивал начальник ПВО...
Грауденц прыгнул в автомобиль...Чехлы от моторов и тележка аккумулторов, это все что он
увидел на месте стоянки самолета оцепеневший ас... Через час погоня вернулась ни с чем...
...13 февраля Геринг и Борман прилетели в Пенемюде. Как уцелела голова Грауденца оставалось
загадкой. Сначала думаличто самолетугнал агент английской разведки. Но в капониренашли
убитым охранника военнопленных. Срочное построение показало отсутсвие 10 военнопленных. Все
они были русскими. Через день СС установило что в бежавших был вовсе не учитель а летчик
Михаил Девятяев....
В 1957 году исторя дерзкого побега стала достоянием общественности. Михаил Петрович
Девятяев был удостоен награды Герой Советского Союза. К февралю 1995 года он схоронил двух
своих последних друзей с которыми вместе сбежал из плена. Несколько раз Михаил ездил по
приглашению в Германию. И всякий раз ему приподносят цветы....
Особенно приветствоваться будут истории о асах 2ой Мировой Войны. Вотм ой пробный "камень" если будет интересно могу написать еще много подобного, но как говориться со временм....
8Февраля 1945 года. Побег. М Девятяев
Михаил Петрович Девятяев родился в 1918 году. Свой первыйт воздушеый бой принял 23 июня 1941
года. 24 июня 1941 года он сбил первый вражеский самолет. А еще через день попал под огонь
Мессершмита и выпрыгнул с парашютом из горящего Ишака. Мессер развернулся расстрелять летика
но Михаил стянул стропы и быстро понесся к земле. НА ста метрах высоты он дал парашюту
раскрыться. К лету 44 он сбил 9 вражеских самолетов. Пять раз был сбит сам. 13июля 1944 года
во время прыжка из горящего самолета он ударился головой о стабилизатор и приземления уже не
помнил. Очнулся в землянке среди летчиков, но речь чужая. Попал в прифронтовой плен, в
котором держали сбитых летчиков. Потом после попытки побега был отправлен в Заксенхаузен.
Там удалось подменить свою бирку на бирку с номером 104533 с только что убитым охранником
человека. Так он стал Григорием Степановичем Никитенко, учителем из Дарницы. 15ноября 1944
года полторы тысячи военнопленных перевезли в другое место. Это оказался острово Узедом, на
западной оконечности которого распологалась секретная база Пенемюнде. Девятяев стремился
попасть на работы на аэродром. Работая на аэродроме старался примечать все подробности:
когда заправляются самолеты, когда команды уходят обедать, какая машина удобней стот для
захвата. Он остановил свое внимание на двухмоторном Хенкеле 111 который летал чаще других и
его сразу после посадки готовили к другому вылету. В то время когда пленных охранял пожилой
вахтман, Девятяев не упускал случая заглянуть на самолтную свалку где глазами впивался и
изчал компоновку приборов Хенкеля. Однажды при расчистке снега около капониров удолось
посмотреть вспе фазы запуска Хе-111 (один из летчиков заметив любопытство пленного, бравируя
перед ним, показал все стадии этой операции. К самолету подвезли и подключили тележку с
аккумуляторами. Михаил стоял на валу и ему было видно как пилот с умешкою на лицепоказал
палец и опустил его перед собой. Потом демонстративно задрал ногу на уровень плеч и
опустил, при этом завелся один мотор. Следом - второй. Пилот в кабине захохотал. Еле
сдерживая ликование Девятяев знал все фазы зпуска двигателя 111го) Теперь оставалось выбрать
день. Среди группы решившей бежать даже самолет стали называть "Наш Хейнкель" День 8 февраля
195 года начался как обычно. Ночью взлетали ракеты. Здесь находился ракетный центр,
возглавляемый Вернером фон Брауном. С десяти стартовых площадок располоденных вдоль
побережья, ночами уходили в небо ракеты ФАУ2, цель - Лондон. Ночью Девятяев не мог заснуть
от рева и крайнего возбуждения. Товарищ (Владимир Соколов) достал ему пять сигарет которые
выменял у француза на свой свитер. С утра в этот день Соколов (возглавлявший аэродромную
команду) подобрал в группу на работы только русских военнопленныз 4 из которых были в курсе
побега. Работу повели так чтобы к 12 часам оказаться у нужного капонира. в 12.00 техники
самолетов потянулись в столовую... До Хейнкеля было 200 шагов. Охранника ударил сзади Иван
Кривоногов. У тех кто не был посвящен в план побега, ужас на лице. Два слова обьяснений и
ужас сменился решимостью действовать. На вахтманских стрелках было 12 часов 15 минут. Петр
Кутергин надевает шинель охранника, шапочку с козырьком. Он поведет "пленных". Девятяев и
Соколов уже у самолтаю Пробив стрежнем дыру в хвостовой двери открывают ее изнутри рукой.
Все залезают в самолет. Михаил спешит забраться вкресло пилота. Парашютное гнездо пустое и
он выглядел в нем как тощий котенок. Соколов и Кривоногов расчехляют моторы, снимают с
закрылков струбцинки, подгоняют тележку с аккумуляторами, подключают кабель. Стрелки
приборов сразу качнулись. Поворот ключа зажигания (он оказался на месте) движение ноги и
один мотор оживаетю. Еще минута и закрутились винты второго мотора. Прибавляют газ. С
боковой стоянки Хейнкель рулит на взлетную полосу. Нокакой заметной тревоги на летном поле
не видно - все привыкли "Густав Антон" (самолет имел вензель G.A.) Летает много и часто.
Пожалуй только дежурный на старте в некотром замешательстве - о взлете ему не сообщали.
Девятяев вспоминал: "Точка старта. Достиг ее с громадным напряжением сил - самолтом с двумя
винтами управлять с непривычки солжнее чем истребителем.... газ... Самолет понессяпо
наклонной к линии моря. Полный газ.... Должен быть взлет, но Хейнкель почему то бежит не
взлетая, хвост от бетона не отрывается.... В последний момент резко торможу и делаю разворот
без надежды что самолет уцелеет. Мрак... подумал что загорелись. Но это была только пыль.
Когда чуть улеглачь увидел круги от винтов. За спиной паника - крики паника, удары прикладом
в спину. "Мишка, почему не взлетаем?!!" И оживает аэродром, все кто был на поле сейчас бегут
к самолту. Даю газ Разметю всех кто приблизился к полосе. Разворот у линии старта. И снова
газ..... В воспаленном мозгу искрой вспыхнуло слово "триммер". Наверное летчик его оставил
в положение "посадка" Но как в 3 - 4 секунды отыскать механизм управления триммером? Изо
всех сил жму ручку от себя - оторвать хвост от земли. Кричу "Помогите!" Втроем наваоиваемся
на рычаг и Хейнкель почти у самой воды отрывается от бетона... Летим! Когда самолет нырнул в
облака, отыскалось управление триммером и сразу машина стала послушной и легкой... Было 12
часов 36 минут. Летели на север над морем. Потом на юго-восток. Внизу увидели караван
кораблей и самолеты его охранявшие. Один из Мессершмитов отвернл и рядом с Хейнкелем сделал
петлю. Я видел недоуменный взгляд летчка: мы летели с выпущенными шасси. Высота около 2000
метров. От холода и напряжения зуб на зуб не попадал... О приближения фроната догадались по
бесконечным обозам, колоннам машин и танков. Но теперь при виде летящего Хейгкеля люди
бежади и ложилимь. "Наши!" Эту радость неожиданно подкрепил плотный зенитный огонь. Два
снаряда "Хейнкель" настигли. Задымил правый мотор. Резко бросаю самолет в боковое
скольжение. Дым исчезает. Но надо садиться. Внизу дорога, опушка леса, и за ней - приемлемое
поле. Резко снижаюсь. Неубранные шасси в земле увязнут. Надо их срезать в момент посадки
скольжением в сторону...." Артилеристу 61армии видели ка на поле подломив шасси, юзом сел
Хейнкель. Солдаты бросились к самолту. Плексигласовый нос самолета был поврежден. В кабину
набился снег с грязью. Девятяев выбрался кое как. Винты погнуты, от моторов поднимается пар.
Хейнкель казался неуклюжим толстым китом, лежащим на животе. Не верилось что два часа назад
машина стояла на секретной базе фашистов. Люди с автоматами, в полушубках подбежали к
самолету. В расположение артилирийсткого дивизиона пленных понесли на руках, как детей то
что каждый весил менее 40 килограмов.
Вот их имена:
Михаил Девятяв
Иван Кривоногов
Владимир Соколов
Владимир Немченко
Федор Адамов
Иван Олейник
Михаил Емец
Петр Кутергин
Николай Урбанович
Дмитрий Сердюков
В момент взлета Хейнкеля его хозяинтридцатитрехлетний обер-лейтенат Карл-Хайц Грауденц
(руководитель авиационного подразделения осуществлявшего испытание новой техники и летавший
на "Г.А" наскоро пообедав в столовой приводил п впорядок поелетные документы. Зазвонил
телефон: " Кто это у тебя взлетел как ворона?" - услышал Грауденц гоос начальника ПВО. "У
меня никто не взлетал...." " не взлетал... Я сам видел в бинокль как Густав Антон еле-еле
взлетел!" - настаивал начальник ПВО. "Заведите себе другой бинокл,посильнее мой Густав Антон
стоит с зачихленными моторами. Только я могу взлететь на нем. Может у нас самолеты летат без
пилотов"- с раздражением парировал Гаруденц. "Вы поглядите на месте ли ваш Густав
Антон!"-настаивал начальник ПВО...
Грауденц прыгнул в автомобиль...Чехлы от моторов и тележка аккумулторов, это все что он
увидел на месте стоянки самолета оцепеневший ас... Через час погоня вернулась ни с чем...
...13 февраля Геринг и Борман прилетели в Пенемюде. Как уцелела голова Грауденца оставалось
загадкой. Сначала думаличто самолетугнал агент английской разведки. Но в капониренашли
убитым охранника военнопленных. Срочное построение показало отсутсвие 10 военнопленных. Все
они были русскими. Через день СС установило что в бежавших был вовсе не учитель а летчик
Михаил Девятяев....
В 1957 году исторя дерзкого побега стала достоянием общественности. Михаил Петрович
Девятяев был удостоен награды Герой Советского Союза. К февралю 1995 года он схоронил двух
своих последних друзей с которыми вместе сбежал из плена. Несколько раз Михаил ездил по
приглашению в Германию. И всякий раз ему приподносят цветы....