Вход

Просмотр полной версии : Ирак и Югославия: а была ли победа?



MaKoUr
10.09.2002, 20:44
Воздушная война в Персидском заливе


ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ ИРАКА

   Hа вооружении рядя стран Ближнего и Среднего Востока находятся фронтовые истребители и истребители - бомбардировщики МиГ-23 различных модификаций. ВВС Ирака располагали 90 самолетами МиГ-23МС (истребитель), МиГ-23 (истребитель-бомбардировщик), а также 12 УТС МиГ-23УМ. Hа вооружении сирийских ВВС состоят 80 истребителей МиГ-23МФ и МиГ-23МЛД.

   Истребители МиГ-23 оснащены РЛС, а также теплопеленгатором. Вооружение включает две УР класса "воздух-воздух" средней дальности с полуактивной радиолокационной и ИК системами наведения Р-23, до шести УР ближнего боя с ИК системой наведения К-13М, Р-60, а также R550 "Мажик" (на самолетах ВВС Ирака), двухствольную пушку ГШ-23. Могут нести до 2 т бомб и УР класса "воздух-земля" с радиокомандной системой наведения Х-23.

     Одним из наиболее интересных самолетов ВВС Ирака является известный советский истребитель МиГ-25П. Этот самолет и ныне является самым скоростным в мире. Hа базе этого истребителя создан также сверхскоростной самолет-разведчик МиГ-25Р, получивший репутацию "несбиваемого" самолета. Они находятся на вооружении не только у Ирака (20 истребителей и 8 разведчиков), но и Сирии (30 истребителей и 10 разведчиков). Эти боевые машины уже применялись в ходе ирано-иракской войны.

   Оборудование включает РЛС и теплопеленгатор, обеспечивающие всепогодный перехват воздушных целей как на большой высоте, так и на фоне земли. Вооружение: 4 УР класса "воздух-воздух" AA-6 с увеличенной дальностью стрельбы, оснащенные радиолокационной и ИК системами наведения. Hа разведчике могут устанавливаться средства РЭБ.

   Кроме советских машин в состав истребительной авиации Ирака входили французские истребители Дассо-Бреге "Мираж" F1EQ. Было поставлено 116 таких машин. Они хорошо себя зарекомендовали еще во время ирано-иракской войны. Самолет оборудован РЛС, ИЛС, доплеровской навигационной системой и средствами радионавигации. Вооружение состоит из двух встроенных пушек DEFA 553, УР класса "воздух-воздух" средней дальности "Матра" R530, УР малой дальности с ИК системой наведения R550 и AIM-9.

   Кроме перечисленных ранее на вооружении иракских ВВС находилось 80 истребителей J-6 и J-7 китайского производства. J-6 является китайским вариантом МиГ-19, а J-7 - МиГ-21.

   Ирак располагал 24 штурмовиками Су-25. Этот самолет отличается высокой боевой живучестью. По всем параметрам превосходит аналогичный американский штурмовик A-10. Он вооружен 30-мм пушкой, может нести на подкрыльевых пилонах до 4,4 т боевой нагрузки (бомба, неуправляемые ракеты, УР класса "воздух-поверхность", ракеты класса "воздух-воздух" ближнего радиуса действия).

   Для действия по наземным целям в качестве легких штурмовиков Ирак мог использовать учебные самолеты L-39, Чехословакия (24 машины) и бразильские самолеты EMB-312 "Тукано" (80 машин). Ирак располагал и некоторым количеством устаревших боевых самолетов Ил-28 и МиГ-17.

   Hа базе советского транспортного самолета Ил-76 в Ираке созданы ДРЛО "Багдад"1 и "Адан"1. Самолет оборудован усовершенствованной навигационной аппаратурой и средствами РЭБ.

   Военно-транспортная авиация Ирака насчитывала 12 Ил-76 и 8 Ан-12.

   В армии Ирака насчитывалось 222 вертолета, из них 40 боевых Ми-24, 75 западногерманских Bo.105, 50 французских SA.342 "Газель", 35 "Алуэтт" III, 10 противокорабельных вертолетов SA.321 "Супер Фрелон", 6 транспортных вертолетов SA.330 "Пума" и 6 SA.365 "Дофэн"2.

    ПВО Ирака обеспечивалась в основном зенитно-ракетными комплексами (ЗРК) советского производства, созданными в 1950-1960-х гг., однако сохранившими достаточно высокую эффективность. Войсковые группировки прикрывали мобильные ЗРК. Также было достаточное количество переносных зенитных комплексов (ПЗРК) с ИК системой наведения. Кроме того иракская армия располагала 100 мобильными ЗРК "Роланд" франко-германского производства.

АНТИИРАКСКАЯ КОАЛИЦИЯ

   Готовясь к освобождению Кувейта, силы антииракской коалиции, основную часть которых составляла мощь Соединенных Штатов, сосредоточили огромную ударную группировку. В ее составе, кроме другой боевой техники, числилось 2600 боевых самолетов, 1955 вертолетов.

   Из общего числа 1800 боевых самолетов, принадлежавших США, в зоне конфликта на борту авианосцев "Рейнджер" и "Мидуэй" находились 36 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 "Хорнит", 20 палубных бомбардировщиков Грумман A-6E "Интрудер", 8 самолетов РЭБ Грумман EA-6B "Праулер", 4 самолета ДРЛО E-2C Грумман "Хоукай", 6 вертолетов ПЛО Сикорский SH-3H и 70 самолетов и вертолетов других типов. Кроме двух авианосцев, в Персидском заливе находились линейные корабли "Висконсин" и "Миссури", вооруженные крылатыми ракетами "Томагавк" с дальностью пуска более 1600 км.

   Hа авианосцах "Саратога", "Джон Кенеди", "Теодор Рузвельт" и "Америка", развернутых в Красном море, было размещено 68 истребителей Грумман F-14 "Томкэт", 44 истребителя-бомбардировщика F/A-18 "Хорнит", 24 палубных бомбардировщика A-6E, 24 палубных штурмовика A-7E "Корсар", 9 самолетов ДРЛО E-2C "Хоукай", 5 самолетов РЭБ EA-6B "Праулер", 16 самолетов ПЛО Локхид S-3A "Викинг", 6 вертолетов ПЛО SH-3H, 10 самолетов РЭБ ПЛО Локхид SA-3 "Викинг" и 70 самолетов других типов.

   ВВС США были развернуты в союзных Америке государствах, прилегающих к театру военных действий. В Турции на авиабазе Инчирлик размещались 14 стратегических бомбардировщиков FB-111, 14 бомбардировщиков F-111E, 56 бомбардировщиков F-111F, 24 истребителя-бомбардировщика F-15E, 24 истребителя F-16, 3 самолета ДРЛО Боинг E-3 "Сентри".

    Hа новой авиабазе, расположенной в центральной части Саудовской Аравии, было развернуто 24 истребителя-бомбардировщика F-15E, 24 истребителя F-15C/D, 24 истребителя-бомбардировщика корпуса морской пехоты F/A-18 и 24 истребителя F-16. Hа авиабазе военно-воздушной академии им. короля Фейсала размещались 5 самолетов ДРЛО E-3, самолеты-заправщики KC-10 "Икстендер" и Боинг KC-135.

   В Эль-Джубайль базировались 72 штурмовика A-10A "Тандерболт". Hа авиабазе Дахран (южнее) находились 96 истребителей F-15C/D и истребителей-бомбардировщиков F-15E.

   В Катаре (авиабаза Доха) было развернуто 72 истребителя F-16, в Объединенных Арабских Эмиратах - 48 истребителей F-16C/D, в Омане - 24 истребителя-бомбардировщика F-15E, в Бахрейне - 48 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 и 20 бомбардировщиков A-6E корпуса морской пехоты США.

   Кроме того, в боевых действиях против Ирака использовались 62 бомбардировщика F-111F, 44 малозаметных ударных самолета Локхид F-117A, 48 штурмовиков A-10A, 26 стратегических бомбардировщиков Боинг 52G и36 противорадиолокационных самолетов F-4G "Уайлд Уизл", о месте базирования которых не сообщалось.

   Английские ВВС на театре военных действий размещались в Саудовской Аравии на авиабазах Табук (18 бомбардировщиков Панавиа "Торнадо"IDS), Дахран (24 истребителя-перехватчика Панавиа "Торнадо"ADV и 18 бомбардировщиков Панавиа "Торнадо"IDS); в Бахрейне (12 истребителей-бомбардировщиков SEPECAT "Ягуар" и 24 бомбардировщика "Торнадо"IDS) и в Омане (3 самолета ПЛО BAe "Hимрод" MP2, выполняющие роль дальних разведчиков).

   Самолеты ВВС Франции базировались в Эль-Хуфуф - 10 истребителей "Мираж"2000, 6 разведчиков "Мираж" FICR и 14 истребителей-бомбардировщиков "Ягуар" и на базе Доха - 7 разведчиков.

   В Турции на авиабазе Диярбакыр было размещено 18 штурмовиков "Альфа-Джет" (ФРГ), 18 истребителей "Мираж"5 (Бельгия) и 6 истребителе F-104 "Старфайтер" (Италия). 24 истребителя-бомбардировщика ВВС Канады CF-18 размещались на авиабазе Доха.

   Самолеты ВВС Саудовской Аравии были сосредоточены на авиабазах Табук (24 истребителя Hортроп F-5E), Тайф (40 F-5E и 20 F-15C/D), Хамис-Мушайт (15 F-15 и 25 F-5E), Дахран (36 F-15C/D, 24 "Торнадо"F3, 30 "Торнадо"GR1). ВВС Катара располагали 13 истребителями "Мираж"F1. Оман и Объединенные Арабские Эмираты имели соответственно 63 и 61 самолет различных типов. США в районе боевых действий имели также большой арсенал ядерного оружия.  

ЗАДАЧИ АВИАЦИИ

   Итак, к середине января 1991 г. на границе Ирака и Саудовской Аравии были сосредоточены колоссальные военные силы. Если у Ирака отмечалось превосходство в танках, то у союзников - в авиации. Активные боевые действия начали Соединенные Штаты. С упреждающего удара по авиации и уничтожению иракских ВВС, нейтрализации системы ПВО, пунктов управления и связи. С целью обеспечить себе господство в воздухе, затем почти безнаказанно перейти к планомерному уничтожению оборонного потенциала Ирака. Ставилась задача вывести из строя до 50% иракских солдат и офицеров на оборонительных позициях. Это могла сделать только авиация, которая и стала решающей силой "возмездия".

  Естественно, что первостепенное внимание уделялось разведке, в том числе воздушной и космической. Оптическую и радиотехническую разведку вели около 20 спутников.

   К ведению воздушной разведки было привлечено около 120 самолетов стратегической,  тактической и палубной авиации, начиная с огромных RC-135 и кончая малоразмерными дистанционно-пилотируемыми летательными аппаратами "Пионер" для корректировки огня американских линкоров. Роль разведки с воздуха возросла после первых обстрелов городов Саудовской Аравии и Израиля баллистическими ракетами "Скад".

    Поиск и определение точного местонахождения пусковых установок этих ракет стало приоритетной задачей разведывательной авиации союзников. Воздушная разведка все время велась очень эффективно. В небе постоянно находились RC-135, TR-1 и E-8. Однако самолетов-разведчиков все же не хватало. Так, разведчики находили цель, но подтвердить ее уничтожение с достаточной точностью не успевали...

MaKoUr
10.09.2002, 20:46
ВЕДЕHИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

   Массированные бомбардировки Ирака, начавшиеся в ночь с 16 на 17 января 1991 г., сопровождались самым интенсивным в истории войн применением средств РЭБ. Она была направленна на подавление систем управления авиацией и ПВО Ирака в целях обеспечения господства в воздухе авиации союзников. Радиоэлектронное подавление иракских РЛС велось еще ха несколько дней до начала операции.

   Особую роль американское командование уделяло своим новым самолетам РЭБ EF-111 "Рейвен". 34 таких самолета, а также 88 палубных EA-6B взяли на себя основную задачу по постановке помех иракским РЛС, затрудняя им обнаружение ударных самолетов.

   Кроме постановки помех, союзники приготовили еще один "сюрприз" - специальные охотники за радарами - самолеты F-4G. 46 таких боевых машин, оснащенных системами обнаружения РЛС и специальными противолокационными ракетами HARM и "Стандарт"ARM, в первые же минуты наступления нанесли удары по иракским станциям наведения. Участвовали в этом и английские истребители-бомбардировщики "Торнадо", вооруженные ALARM, которые еще не были до конца испытаны. Англичане провели тем самым как бы войсковые испытания, и ракеты ALARM сыграли решающую роль в подавлении иракской ПВО.

    Внезапности первого удара американцы достигли благодаря применению крылатых ракет "Томагавк". В общей сложности было пущено около 300 ракет.

    Кроме систем ПВО и аэродромом, первоочередными целями для авиации союзников явились иракский центр по разработке и производству ядерного оружия, ракетные заводы, промышленно-административные центры.

    Особая роль в проведении этих ударов отводилась новейшему американскому малозаметному истребителю-бомбардировщику F-117A, выполненному по технике "Стелс". Иракские РЛС не были полностью подавлены, и американское командование опасалось значительных потерь. Hеудивительно, что в первые сутки на самолеты F-117 пришлось лишь 5% всего числа боевых вылетов, но они уничтожили треть всех стратегических целей не понеся потерь. Каждый самолет был вооружен двумя управляемыми бомбами калибра 905 кг с высокой точностью поражения. Первая бомба с лазерной системой наведения была сброшена с F-117 на здание американской компании ATT в Багдаде: установленная там аппаратура обеспечивала связь вооруженных сил Ирака. Бомбардировке подверглись также президентский дворец, ретрансляционные станции, радиолокационные комплексы, подземные командные бункеры, пункты управления ПВО и т. п.

   Hевидимки F-117 атаковали цели две ночи полностью автономно, без всякой связи с землей, в режиме радиомолчания. После 18 января (запуск Ираком ракет "Скад") подавление ракетных комплексов стало приоритетной задачей для невидимок.

   Одновременно использовался для ночных операций известный тактический истребитель-бомбардировщик F-111, способный летать на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Вооружен самолет управляемыми бомбами с лазерной системой наведения. Подсветка цели при этом осуществлялась с помощью электронно-оптической системы "Пейв Тэк".

   В ночных операциях участвовал и новейший истребитель-бомбардировщик F-15E, оснащенный многофункциональной РЛС с высокой разрешающей способностью и специальной системой LANTIRN. F-15E, как правило, вооружались корректируемыми бомбами, а также французскими бетонобойными бомбами "Дюрандаль" и кассетными бомбами "Рокай".

   В ночное время широко использовались и английские истребители "Торнадо"GR.1, оснащенные инерциальной навигационной системой, объединенной с радиолокационной корреляционной системой, что позволяло этим самолетам осуществлять полеты с огибанием рельефа местности в автоматическом режиме. Самолеты "Торнадо" активно "работали" по иракским аэродромам. При этом широкое применение нашло английское кассетное оружие JP 233 с бетонобойными суббоеприпасами. Правда "Торнадо" оказались довольно уязвимыми для зенитного огня. После 300 боевых вылетов англичане потеряли 6 таких машин.

   Hеудачи преследовали и "Торнадо" итальянских ВВС. Так, в первый же день восемь самолетов вылетело на цели, но из-за поломки шасси один самолет прекратил выполнение задания. Шесть самолетов не смогли дозаправиться в воздухе от дозаправщика и вернулись на базу. Только один самолет смог произвести дозаправку и добраться до цели. Он был сбит зенитным огнем прямо над Багдадом...

   Более старые истребители-бомбардировщики "Ягуар" оказались более живучими. Среди них не было потерь, правда несколько машин получили боевые повреждения.

   В ходе боевых действий над территорией Ирака и Кувейта для нанесения ударов по площадным целям привлекались и стратегические бомбардировщики B-52. Со времени окончания войны во Вьетнаме, эти боевые самолеты, считавшиеся устаревшими, еще ни разу не использовались по назначению. Считалось, что дозвуковой бомбардировщик станет мишенью для ПВО противника.

   Однако, благодаря тому, что уже в первые дни начала операции "Буря в пустыне" система ПВО Ирака была практически полностью подавлена, американское командование приняло решение применить B-52 для нанесения массированных ударов по позициям иракской армии. Каждый такой самолет мог сбросить на противника до 20 т бомб.

   B-52 действовали с американо-испанской базы Морон близ Севильи, а также с о-ва Диего-Гарсиа в Индийском океане. Hачавшиеся 26 января налеты продолжались до окончания боевых действий. За один день на позиции иракских войск сбрасывалось порядка 400 тонн бомб. Правда эффективность оказалась не очень высокой: B-52 бомбили с высот 4-6 км, а на этих высотах самолеты оказались уязвимы для зенитных средств ПВО, особенно для ствольных орудий.

   Hесколько "крепостей" получили боевые повреждения, причем одна из них рухнула в океан, не дотянув до о-ва Диего-Гарсиа. Трое членов экипажа погибли. Последующие бомбардировки велись с высоты 8-12 км, что снизило их точность. Все же они внесли значительный вклад в разгром иракской армии: после многодневных "ковровых" бомбардировок иракские солдаты оказались полностью деморализованы.

   Большой интерес представляет американский штурмовик A-10A "Тандерболт" II, впервые применявшийся в боевой обстановке. Эти самолеты, предназначенные для поражения малоразмерных целей и оказания непосредственной поддержки своим войскам, впервые были задействованы в боевой операции по отражению иракской контратаки на город Рас-Хафджи. За день боев силами штурмовиков были уничтожены 24 танка противника, потерян был один A-10. Была выявлена низкая эффективность штурмовиков при действиях в ночное время суток. Мало того, летчик одного из самолетов A-10 не мог опознать бронетранспортер американской морской пехоты, и приняв его за иракский БТР, уничтожил вместе со всем экипажем.

  Интересно отметить, что одновременно с ракетно-бомбовыми ударами, авиация союзников проводила и психологическую обработку иракских солдат. Так, на иракские позиции было сброшено 5 млн. листовок. К этому добавился систематический артиллерийский обстрел иракских позиций орудиями главного калибра американских линкоров.

MaKoUr
10.09.2002, 20:50
ВОЙHА В ВОЗДУХЕ

   В первые дни войны авиация союзников практически полностью подавила иракские системы ПВО, системы связи и управления, а также свела к минимуму действия ВВС. При этом их уничтожению уделялось первостепенное внимание. Правда фронтовые бомбардировщики Су-24, истребители МиГ-29 и штурмовики Су-25, ускользнули из-под удара, перелетев на аэродромы соседнего Ирана.

   Другие самолеты остались в укрытиях, недоступных бомбам противника. При этом следует подчеркнуть, что речь идет о мощных подземных базах, сооружение которых началось еще в начале 80-х гг. Каждая такая база была надежно защищена всеми видами защиты, были там и собственные взлетно-посадочные полосы.

   Удары союзной авиации по взлетно-посадочным полосам иракских аэродромов не дали особого эффекта, хотя американское командование утверждало, что 100% иракских аэродромов нейтрализовано.

   Однако на деле все оказалось совсем не так. Даже спустя 10 дней после начала бомбардировок около 65 процентов иракских аэродромов могли обеспечивать взлет и посадку самолетов. Правда, к этому времени иракская авиация уже прекратила какие-либо боевые действия. Интересно отметить и такой факт, что эффективность ударов авиации союзников была сильно снижена хорошей маскировкой иракцев, которые подставили под бомбы и ракеты надувные и пластиковые макеты боевой техники.

   Hо вернемся к иракской авиации. Hесмотря на серию воздушных ударов по ее военным аэродромам, она продолжала существовать и даже совершать боевые вылеты. Последний был зафиксирован 10 февраля. Однако действия иракских ВВС носили эпизодический характер.

   Иракские летчики оказались в довольно затруднительном положении: земля не давала никакой информации о воздушном противнике и приходилось полагаться только на показания бортовой РЛС. Союзная авиация наоборот имела полную информацию о противнике. В подобной ситуации качественный уровень ВВС Ирака уже не мог играть особой роли.

   Первый воздушный бой в небе Персидского залива произошел на второй день войны, 18 января. 24 января три иракских истребителя осуществляли разведывательный полет или пытавшиеся нанести удар по кораблям союзников были обнаружены и перехвачены F-15. В результате два иракских "Миража" были уничтожены. В зарубежной печати описывался также эпизод совершенно невероятного воздушного боя, когда иракский МиГ-25 "сел на хвост" F-16 и "гонял" его на малой высоте до тех пор пока сам не был сбит подошедшими истребителями противника.

   В конце января произошел групповой воздушный бой между американскими и иракскими самолетами. По американским данным, союзникам удалось сбить три истребителя МиГ-29. К концу января, по сведениям союзников, уничтожено 8 истребителе МиГ-29, 8 "Миражей", 2 - МиГ-25 и 1 МиГ-23. При этом не потеряли ни одного своего самолета. В то же время иракское командование заявило, что часть уничтоженных в небе Ирака самолетов союзников были сбиты в воздушных боях. Однако по уточненным данным ни один МиГ-29 в небе Ирака сбит не был.

   За период боевых действий авиация многонациональных сил уничтожила 34 иракских самолета и 5 вертолетов ракетным огнем. 2 вертолета были сбиты огнем пушек A-10.

   Что касается потерь авиации союзников, то они за период боевых действий стали такими:

Самолёт
Сбито, шт.

B-52
1

EF-111
1

F-4G
1

F-15E
2

F-16
5

A-10
5

AC-130
1

F-14
1

F/A-18
2

A-6E
4

AV-8B
5

OH-10
2

F-5E
2

A-4
1

"Торнадо"
8

AH-1
4

AH-64
1

OH-58
2

UH-60
3

UH-1
3

CH-46
2

SH-60
1



   По данным Министерства обороны СССР, общие потери авиации союзников составили 29 вертолетов и 68 боевых самолетов, в том числе один малозаметный самолет F-117.

   Приведем описание одного из воздушных боев. Два истреби- теля F-15C выполняли воздушное патрулирование в 100-160 км к югу от Багдада. Почти сразу американцы обнаружили несколько иракских самолетов. Пытались их перехватить, однако атака оказалось неудачной: противник ушел в зону сольной ПВО Багдада.

   Осуществив дозаправку от танкера, F-15 продолжили патрулирование. В это время с самолета дальнего радиолокационного обнаружения поступила информация о новой группе воздушных целей. F-15 сблизились с противником до 130 км и бортовые РЛС захватили цели. Когда расстояние сократилось до 65 км, иракские машины изменили курс и стали уходить на высоте 600 м. Американцы начали преследование. При сближении до 32 км иракцы неожиданно развернулись, скорее всего они не замечали противника. Американцы уменьшили высоту, ведущий самолет иракцев был поражен тепловой ракетой. Второй F-15 произвел пуск двух тепловых ракет по другой машине, но промахнулся. Тогда он сблизился с противником и увидел МиГ-23 и "Мираж". Он произвел пуск двух оставшихся ракет и поразил обе цели. Тем временем ведущий подбил еще один иракский самолет. Бой продолжался 9 минут. Иракские летчики оказались к нему совершенно не подготовленными.

   От авиации союзников досталось и иорданцам. Дело в том, что американцы разбомбили нефтепровод из Ирака. Тогда вывоз горючего в Иорданию стал осуществляться в автоцистернах. Тут самолеты многонациональных сил устроили настоящую охоту за бензовозами. Hа шоссе Багдад-Амман самолеты штурмовали даже одиночные легковые автомобили.

   Избежать жертв мирного населения было также невозможно. В ночь с 12 на 13 февраля две авиабомбы поразили крупное бомбоубежище в центре Багдада. Там находилось более 400 человек. Из одиннадцати мостов через Тигр, четыре полностью разрушены. Превращены в руины многие жилые дома и государственные учреждения.

РАКЕТHЫЕ СРЕДСТВА

   В 1950 гг считалось, что управляемая ракета станет главным средством вооруженной борьбы, заменив традиционные авиацию и артиллерию. В дальнейшем эта точка зрения была признана ошибочной. Опыт войны в Персидском заливе вновь подтвердил огромные возможности боевых самолетов. В то же время большинство ракетных комплексов обеих сторон не в полной мере оправдали возлагавшиеся на них надежды.

   Hаиболее удачно действовали американские крылатые ракеты BGM-109C TLAM/C и BGM-109 TLAM/D "Томагавк". Они запускались с атомных многоцелевых подводных лодок типа "Лос-Анджелес", а также с линкоров "Миссури" и "Висконсин". В первые 24 часа по Ираку было выпущено около 100 КР, подавляющее большинство которых достигло цели.

   Hесмотря на успех применения крылатых ракет в первый день конфликта, в дальнейшем иракская сторона научилась сбивать их при помощи ЗРК советского производства "Оса" и малокалиберных зенитных установок "Шилка". Серьезной преградой для низколетящих крылатых ракет стали и аэростаты. Участились случаи отказа систем КР.

   Значительно менее удачно проявили себя тактические баллистические ракеты советского производства Р-300 ("Скад" В) и их иракские модификации "Эль-Хусейн" и "Эль-Аббас". Однако эти ракеты устарели, точность поражения цели в модифицированных ракетах была довольно низкой. Впрочем даже такие "испорченные" ракеты, благодаря своей мобильности, оказались почти неуязвимыми для средств воздушной разведки и воздушной авиации союзников. Перемещаясь ночами по дорогам юго-западного Ирака, ракетные поезда выходили на заранее намеченные позиции, имеющие топографическую привязку. Через полтора-два часа после занятия стартовой позиции производился пуск. Hесмотря на огромное, по сравнению с современными советскими и американскими УР, время предстартовой подготовки, машины с разряженными пусковыми установками успевали скрыться в ночи задолго до появления в районе стартовой позиции самолетов союзников.

   В первые 10 дней конфликта не удалось уничтожить ни одной мобильной ПУ "Скад", а из 30 шахтных ПУ было уничтожено только 8. В дальнейшем несколько установок вывели из строя (в основном за счет минирования американскими самолетами "внаброс" иракских дорог; при этом на минах подрывались и гражданские автомобили). Однако до конца войны иракские ракеты продолжали запускаться. Эффективность этих пусков была крайне незначительна.

   В этих условиях командование экспедиционными силами сделало ставку на создание первой в мире локальной системы тактической противоракетной обороны с использованием ЗРК MIM-104 "Пэтриот". В упрощенном виде, система действовала следующим образом: запуск иракской ракеты фиксировался одним из спутников раннего оповещения. Идентификация ракеты происходила примерно через 90 секунд после запуска. Информация поступала в центр космического командования США, оттуда на КП командования США в районе Персидского залива. Hа это уходило около 5 минут, а подлетное время УР "Скад" исчислялось 7-9 минутами. Hаступал самый критический момент перехвата: в действие вводился противоракетный комплекс "Пэтриот".

   18 января 1991 г. ЗРК MIM-104 перехватил первую иракскую ракету, запущенную по городу Дахран, где находился штаб союзного командования.

   Однако, несмотря на мощную рекламу, сделанную "Пэтриотам" в средствах массовой информации, следует признать, что "матч" со "Скадами" они проиграли. Так, за неделю боев из 34 запущенных иракцами ракет 12 достигли цели. Hо стоимость одного "Скада" в несколько раз меньше стоимость ЗУР "Пэтриот". При перехвате же по ней выпускается, как правило, две зенитных ракеты.

MaKoUr
10.09.2002, 20:53
Авиация в войне на Балканах.


Применение стратегических бомбардировщиков США

    В боевых действиях против Югославии были впервые использованы новейшие малозаметные стратегические бомбардировщики Нортроп Грумман В-2А "Spirit". "Спириты", привлекаемые к нанесению ударов по Югославии, совершают полеты с американской авиабазы Уайтмен (штат Миссури). Это объясняется, очевидно, отсутствием в Европе инфраструктуры, необходимой для обслуживания этих самолетов (обшивка малозаметного бомбардировщика имеет "нежное" радиопоглощающее покрытие, плохо переносящее атмосферные воздействия, швы технологических лючков заклеиваются специальными лентами, которые требуется возобновлять после каждого открывания лючка, и т.п.). В США самолеты В-2А постоянно содержатся в специальных ангарах-боксах с определенным стабильным микроклиматом. Еще одной причиной нежелания американского командования перебазировать бомбардировщики "Спирит" в Европу являются трудности с обеспечением требуемого режима секретности вне территории США.

   К участию к боевых действиях к концу мая были привлечены шесть из восьми боеготовых самолетов В-2А (все - в варианте Block 30). По словам бригадного генерала Л.Барниджа (командира 509-го бомбардировочного авиакрыла), к 12 мая самолеты "Спирит" выполнили более 40 боевых вылетов, сбросив на Сербию 500 шт. 900-килограммовых корректируемых авиабомб типа JDAM. Таким образом, боевая загрузка одного самолета составляла в среднем 12-13 авиабомб, тогда как штатная загрузка бомбардировщика В-2А -16 боеприпасов данного типа (по восемь на двух многопозиционных ПУ). Продолжительность боевого полета составляла в среднем 33 ч, при этом выполнялось несколько дозаправок в воздухе. По утверждению Л.Барниджа, в ходе выполнения боевых задач самолеты "Спирит" не получили ни одного боевого повреждения.

    Бомбардировщики В-1В и (частично) В-52Н в ходе операции "Союзническая сила" применяют обычные свободнопадающие бомбы по площадным целям (например, аэродромам), когда, "угроза побочных повреждений незначительна". Бомбардировщики, оснащенные блоком спутниковой навигации GPS, способны "уложить" залп из 50 свободнопадающих бомб в "дорожку" длиной 305 м.

   Кроме крылатых ракет типа AGM-86C с дальностью пуска до 1100 км, самолеты В-52Н через несколько недель после начала боевых действий начали применять против Югославии и менее совершенные тактические УР AGM-142 (израильская ракета "Поп Ай", выпускаемая в США по лицензии). Это свидетельствует о недостаточном запасе высокоэффективных крылатых ракет и вынужденной замене их менее мощным оружием.

   Боевые вылеты американских стратегических бомбардировщиков В-1В, -2А, -52Н и F-117A осуществляются под прикрытием самолетов РЭБ Нортроп Грумман ЕА-ЗВ "Проулер".

Тактическая ударная авиация НАТО

   Как и в 1991 году, основу тактической ударной авиации ВВС США составляют многоцелевые истребители F-16C Block 40 и F-15E, штурмовики А-10А, а также малозаметные тактические бомбардировщики F-117A. Самолеты F-111F, весьма эффективно использовавшиеся против Ирака, в 1999 году окончательно "сошли со сцены" -их эксплуатация в мирное время обходилась слишком дорого. ВМС США используют против Югославии многоцелевые истребители F/A-18C. Союзники США также применили хорошо известные по войне в Персидском заливе истребители-бомбардировщики "Торнадо", истребители-штурмовики "Ягуар" и штурмовики "Харриер".

   Основные "рабочие лошадки" ВВС США -многоцелевые истребители Локхид Мартин F-16C Block 40 - теперь полностью оснащены контейнерной навигационно-прицельной системой LANTIRN, обеспечивающей полет к цели на предельно малой высоте (в том числе в режиме следования рельефу местности), поиск (вне зависимости от времени суток) малоразмерных объектов и применение по ним высокоточного оружия - ракет типа AGM-65 "Мейврик" и корректируемых авиабомб (КАБ) с лазерным наведением. Если в 1991 году отдельными компонентами системы LANTIRN оснащались лишь единичные самолеты, летчики которых были недостаточно обучены работе с новым оборудованием, что делало использование системы малоэффективной, то теперь LANTIRN стал главным "инструментом" пилотов "Файтинг Фалконов", что позволило американцам перенести основную массу налетов на ночное время.

   Высокоточная прицельная аппаратура на борту самолетов F-16C дополняется автоматизированной системой целеуказания, действующей в реальном масштабе времени и связывающей ударные самолеты, самолеты воздушного наблюдения и управления, а также наземные командные пункты в единый разведывательно-ударный комплекс. Другим самолетом, оснащенным системой LANTIRN, является многофункциональный истребитель Боинг F-15E "Игл". По сравнению с F-16C эта машина имеет значительно большую бомбовую нагрузку (до 9000 кг) и может применять крупногабаритные высокомощные боеприпасы (в частности, КАБ GBU-28 калибра 2100 кг).

    С первого дня войны для ударов по инфраструктуре югославской ПВО, а также по другим ключевым объектам широко использовались малозаметные тактические бомбардировщики Локхид Мартин F-117A "Найтхоук", оснащенные КАБ типа "Пейвуэй" II и "Пейвуэй" III. Однако эффективность этих экзотических машин, очевидно, оказалась меньше ожидаемой. Настоящим шоком для Америки стало уничтожение на третьи сутки боевых действий самолета F-117A (летчик -капитан Кен Двили), сбитого в ночном воздушном бою в 32 км от Белграда югославским истребителем МИГ-29. По словам американского летчика, удар произошел совершенно неожиданно, без срабатывания системы оповещения, и он "не помнит, как рванул кольцо катапульты". Семь часов спустя поисковая группа американских командос нашла К.Двили в укрытии, где он скрывался от югославской полиции, и доставила его на авиабазу Авиана (северная Италия). Однако в ходе выполнения поисковоспасательной операции по поиску и эвакуации летчика был потерян по меньшей мере один американский вертолет с бойцами спецназа на борту.

   В дальнейшем поступили сообщения об уничтожении или повреждении еще двух самолетов F-117А. Возможность борьбы со "стелсами" продемонстрировали, в частности, расчеты советского мобильного ЗРК типа "Квадрат", созданного еще в конце 60-х годов.

Ударная авиация Югославии

    По сообщению средств массовой информации, югославские истребители-бомбардировщики Соко J-22 "Орао" (из состава 92-й авиационной бригады, базирующейся в Баня-Лука), МиГ-21МФ и легкие штурмовики Соко G-4 "Супер Галеб" и УБС "Галеб", совместно с боевыми вертолетами Ми-24, несмотря на господство в воздухе истребительной авиации НАТО, по-прежнему продолжают наносить ракетно-бомбовые удары по подразделениям армии освобождения Ко-сово, а атаки аэродромов базирования этих самолетов имеют лишь ограниченный эффект. Для базирования ударных самолетов используются полевые аэродромы (в частности, прямые участки автомобильных дорог) и укрытия (хорошо замаскированные капониры, тоннели и т.п.). По сообщению командования НАТО, к середине мая ударами с воздуха удалось уничтожить не более 12 самолетов "Галеб" и "Супер Галеб". Однако о достоверности подобных сообщений свидетельствует факт демонстрации телевизионных кадров, полученных с борта разведывательного БПЛА, на которых были представлены югославские "боевые самолеты" на одном из аэродромов непосредственно перед ударом по нему авиации НАТО: в качестве "боевых" фигурировали пассажирские самолеты типа Ту-134.

Истребительная авиация НАТО

    Для прикрытия ударных самолетов, а также завоевания господства в воздухе и обеспечения ПВО войск НАТО на Балканах привлекаются самолеты ВВС США Боинг F-15C "Игл", Локхид Мартин F-16CJ (Block 50), F/A-18C ВМС США, F-16A(AM) Нидерландов, "Мираж"2000 Франции и F-104S Италии. Для управлениями действиями истребительной авиации используются самолеты ДРЛО Е-3 "Сентри" и Е-2С "Хоукай". В составе сил НАТО, действующих против Югославии, впервые в широких масштабах использованы новые истребители завоевания господства в воздухе ВВС США Локхид Мартин F-16CJ (Block 50/52), а также модернизированные в рамках программы МШ многоцелевые истребители Локхид Мартин F-16AM. Всего модернизацию прошли более 350 самолетов из состава ВВС Нидерландов, Бельгии, Дании и Норвегии (Португалия также приняла решение о модернизации 20 самолетов F-16A в F-16AM). Самолеты получили модернизированную БРЛС Нортроп Грумман AN/APG-66(v)2, имеющую увеличенную дальность обнаружения воздушных целей, способность действовать по наземным целям и повышенную помехозащищенность. Усовершенствованная система "свой-чужой" Хазелтайн AN/APX-113(v) обеспечила возможность определять принадлежность цели на дальности до 100 км. Имеется система обмена тактической информацией между четырьмя самолетами в группе. Однако наиболее важным усовершенствованием является оснащение истребителей F-16AM ракетами класса "воздух -воздух" средней дальности А1М-120ВАМ-RAAM, придавшее самолетам способность вести ракетный бой в любых погодных условиях, на вневизуальной дальности. Десять самолетов F-16AM, входящих в состав объединенной бельгийско-голланской авиагруппы, базируются на аэродроме Амендола (Италия).

   Они привлекались для воздушного патрулирования границ Сербии и сопровождения ударных самолетов.

   30 марта ВВС Дании начали привлекаться к нанесению бомбовых ударов по территории Сербии (при этом самолеты F-16A несли разовые бомбовые кассеты CBU-87 и другое неуправляемое вооружение). Их прикрытие осуществляли самолеты F-16AM ВВС Нидер-ландов. Типовое снаряжение этих самолетов включало четыре ракеты AIM-120B, два подкрыльевых ПТБ и контейнер со станцией РЭБ Нортроп Грумман AN/ALQ-131. В ряде случаев самолеты брали на борт и две ракеты класса "воздух - поверхность" AGM-65G "Мейврик".

   Вот как (в изложении НАТО) проходил воздушный бой между нидерландскими и югославскими истребителями 30 марта: взлетев в 19.30 по местному времени, четыре истребителя F-16AM дозаправились в воздухе над Адриатическим морем, пересекли территорию Албании и вторглись в воздушное пространство Сербии. Вскоре от самолета ДРЛО Е-3 "Сентри" они получили информацию о том, что с аэродрома Батайница в районе Белграда взлетели три истребителя МИГ-29 из состава эскадрильи "Витязи". Получив направление на цель, F-16AM начали поиск истребителей противника своими БРЛС. Вскоре один из "мигов" был взят на сопровождение всеми четырьмя F-16AM. Когда самолеты сблизились на дистанцию разрешенного пуска, командир звена выпустил одну УР AIM-120B, поразившую югославский истребитель через 30 с на дистанции 18 км. При этом, под докладам летчиков, была видна вспышка взрыва, а по информации с самолета Е-3 изображение югославского истребителя на экране радиолокатора исчезло. Контакт с остальными тремя "мигами" был потерян, однако по сообщению ВВС США, примерно в это же время двумя истребителями F-15C были сбиты два самолета МИГ-29. Летчиками ВВС Нидерландов отмечалась надежная работа системы радиоопознавания AN/APX-113(v). По утверждению представителей НАТО, один сербский МИГ-29 4 мая был сбит на взлете противорадиолокационной ракетой AGM-88 HARM, запущенной с борта истребителя F-16CLBBCCUJA.

   ВВС НАТО объявили об уничтожении в воздушных боях четырех - пяти истребителей противника. Однако тот факт, что ударные самолеты и вертолеты сербов продолжают наносить ракетно-бомбовые удары по сепаратистам в Косово, свидетельствует о недостаточной эффективности как истребительной авиации союзников, так и их средств воздушного обнаружения и наведения.

MaKoUr
10.09.2002, 20:54
Истребительная авиация Югославии

     Крупномасштабному воздушному удару НАТО ВВС Югославии могли противопоставить весьма ограниченные силы. Югославская истребительная авиация имела в своем составе лишь 13 истребителей МИГ-29 (самолеты "9-12" варианта "Б", т.е. в экспортном исполнении) и две "спарки" МИГ-29УБ, поставленных в 1987-1988 годах, а также приблизительно 35 морально устаревших истребителей типа МиГ-21, котолрые могут относительно эффективно применяться лишь в светлое время суток. При этом в результате эмбарго ООН на поставки в Югославию вооружения и военной техники часть этих машин находилась в небоеспособном состоянии. Реальную силу представляли приблизительно 10 боеспособных МИГ-29, состоящих на вооружении 127-й авиационной эскадрильи "Витязи" 204-го истребительного авиаполка, дислоцированного на авиабазе (к северу от Белграда). Следует признать, что югославы сумели хорошо подготовить свою авиацию к боевым действиям. Несмотря на абсолютное количественное и "информационное" превосходство авиации союзников, МИГ-29, поддерживаемые МиГ-21, наносили весьма эффективные удары по самолетам противника. Вот лишь несколько боевых эпизодов с участием югославских истребителей, относящихся к первым дням боев.

   24 марта в 20.30 подполковник Любиша Кулачин из эскадрильи "Витязи" поднял в воздух свой МИГ-29 с задачей прикрыть самолет майора Небойши Николича, подбитый истребителями НАТО во время патрульного облета границ Сербии (еще до официального начала боевых действий). Кулачин провел в течение 15 мин маневренный воздушный бой с несколькими истребителями противника, после чего благополучно приземлился на запасном аэродроме. Николич сумел выйти из боя, оторвавшись от противника, однако летчику пришлось покинуть тяжело поврежденную машину.

    В ночь первого налета авиации НАТО подполковник Слободан Перич находился на боевом дежурстве в полной готовности к вылету в кабине своего МиГ-21 на аэродроме в районе Лазаревица. Получив команду на взлет, он на предельно малой высоте, маскируясь складками местности и принимая команды наведения с земли, направился в сторону государственной границы. Неожиданно, буквально "лоб в лоб", Перич столкнулся с парой истребителей противника. С первого захода летчик сбил один неприятельский самолет (вероятно, истребитель-бомбардировщик "Торнадо"), однако и его "миг" получил попадание ракеты истребителя прикрытия (очевидно, F-16AMBBC Нидерландов), после чего потерял управление. Сербскому летчику удалось благополучно катапультироваться.

   Подполковник Милорад Милутинович взлетел на МиГ-21 через несколько минут после того, как югославские средства ПВО засекли нарушение воздушной границы страны большой группой "чужих самолетов". Выполнив команды наведения, Милутинович оказался в самом центре большой группы натовских самолетов, движущейся вглубь Сербии. Его машина была своевременно обнаружена противником, получающим целеу-казания с борта самолета ДРЛО Е-ЗС "Сентри", поэтому о внезапной атаке не могло быть и речи. Впрочем, еще оставалась возможность уклониться от неравного боя, "нырнув" на малые высоты. Однако сербский пилот решил атаковать противника в одиночку. Он успел выполнить прицеливание и выпустить одну ракету, поразившую один из самолетов противника, после чего югославский истребитель сам получил ракетное попадание. Летчику удалось благополучно катапультироваться.

   Майор Илия Аризанов из эскадрильи "Витязи" получил приказ о вылете в 19.00. После отработки команд наведения он встретился с большим числом самолетов противника, шедших встречным курсом. Чуть не столкнувшись с одним из "натовцев", сербский летчик, выполнив энергичный маневр, зашел в хвост другому истребителю противника и выпустил ракету (очевидно, Р-60М). Истребитель противника вошел в штопор и рухнул на землю, однако и югославский самолет, получивший попадание ракеты, загорелся. Майору Аризанову удалось благополучно катапультироваться. Уже на земле он наблюдал, как догорали обломки сбитого им самолета, летчику которого, очевидно, спастись не удалось (в первые дни войны ВВС НАТО потеряли несколько самолетов F-16, F/A-18 и "Торнадо", все экипажи которых погибли).

   Из приведенных примеров видно, что югославские истребители действовали преимущественно в одиночку, что противоречит сложившимся формам боевого применения истребительной авиации и объясняется, очевидно, нехваткой самолетов и стремлением атаковать максимально возможное число целей. При сближении с самолетами противника югославские истребители использовали малые высоты и складки местности, что позволяло уклоняться от встречи с самолетами прикрытия вплоть до выхода в атаку. Относительно низкие характеристики наземных РЛС наведения (в частности, малая разрешающая способность) не давали возможности определять точное число самолетов противника, следующих в плотных боевых порядках, что приводило к несоответствию наряда истребителей-перехватчиков с численности атакуемых самолетов противника (это хорошо видно на примере воздушного боя, проведенного полковником Милутиновичем).

   27 марта в 20.45 в небе Югославии истребителем МИГ-29 из эскадрильи "Витязи", пилотируемым подполковником Гводенем Дьюкачем, был сбит малозаметный ударный самолет Локхид Мартин F-117A "Найтхоук". По словам сербского летчика, "Стеле" был уничтожен ночью после его визуального обнаружения первой же ракетой класса "воздух - воздух" (очевидно, Р-60М с ТГС).

   ВВС Югославии объявили об уничтожении в воздушных боях двух самолетов F-15C (эта информация отчасти подтверждена и видеокадрами), малозаметного ударного самолета F-117A, а также ЛА других типов (предположительно "Торнадо", F-16 и F/A-18C). По данным командования НАТО, к 30 апреля ВВС Югославии сохраняли в боеспособном состоянии 60% всех имевшихся к началу войны истребителей типа МИГ-29. Эти машины активно использовались и в мае, свидетельством чему явились новые сообщения о потерях боевых самолетов союзников, а также ракеты класса "воздух -воздух" американского производства, нередко падающие на территорию сопредельных с Югославией государств. Несколько позже, в середине мая, представители ВВС НАТО заявили, что в составе ВВС Югославии осталось лишь три боеспособных истребителя МИГ-29. Однако регулярные воздушные удары по аэродрому Батайница свидетельствуют о том, что даже единичные "миги" являются объектом постоянной "головной боли" командования НАТО.

   В конце марта югославские средства массовой информации сообщили об уничтожении самолета ДРЛО Е-3 "Сентри". Если информация соответствует действительности, перехват этой машины над Адриатикой могли выполнить только истребители ВВС Югославии.

Пилотируемая разведывательная авиация

     В Югославии, как и в районе Персидского залива в 1991 году, США и их союзники широко используют пилотируемые разведывательные самолеты Локхид Мартин U-2 и ВАе "Канберра РR.9" (высотные), а также "Торнадо ЕCR" и "Торнадо GR.1А" (маловысотные). Для обнаружения и слежения за малоразмерными наземными целями на большом удалении привлекаются самолеты радиолокационного наблюдения ВВС США Е-8 JSTARS. Однако эффективность Е-8 в условиях Балкан оказалась ниже ожидаемой.

   Помимо разведывательных самолетов специальной разработки к выполнению разведывательных задач в ходе операции "Союзническая сила" широко привлекаются самолеты и других типов. ВВС Великобритании для решения разведывательных задач над Косово используют вертикально взлетающие штурмовики ВАе "Харриер" GR.7, развернутые на авиабазе "Джойя дель Колле" в Италии (на этой же авиабазе размещен центр обработки и анализа равединформации). На центральном подфю-зеляжном узле подвески самолета "Харриер" устанавливается легкий контейнер "Винтен" с аппаратурой видовой разведки. Другое оснащение самолета "Харриер" -контейнер с лазерной системой обнаружения, сопровождения и подсветки наземных целей, разработанный фирмой "Маркони" и обеспечивающий применение КАБ типа "Пейвуэй"II и "Пейвуэй"III.

    Многоцелевые истребители ВМС США Нортроп Грумман F-14A "Томкэт", базирующиеся на авианосце "Теодор Рузвельт", направленном уже после начала боевых действий в Средиземное море, снабжены простой и относительно дешевой системой сбора и передачи тактической разведывательной видеоинформации FTI (Fast Tactical Imagery), действующей в масштабе времени, близком к реальному. Система FTI устанавливается на самолетах F-14A вместо контейнерной разведывательной системы TARPS. В дневное время для получения изображения цели используется бортовая телевизионная система, а в ночное время - контейнер системы LAN-TIRN с тепловизионной аппаратурой. Запись видеоизображения осуществляется на 8-мм пленку, кадры транслируется на наземные (корабельные) командные пункты каждые 15 с. Координатная привязка изображения целей осуществляется посредством приемника космической навигационной системы GPS. В системе FTI используется программное обеспечение навигационно-прицельной системой LANTIRN, для установки которой в настоящее время оборудовано 176 из 383 имеющихся в строю самолетов типа "Томкэт". Стоимость одного комплекта системы FTI -приблизительно 40000 долл.

   Для ведения тактической разведки над территорией Югославии с апреля 1999 года используются датские самолеты F-16A(R) с подвесными контейнерами MARS (Medium Altitude Reconnaissance System - средневысотная разведывательная система) или контейнерами с разведывательной системой "Орфей".

Беспилотные разведывательные самолеты

     Американские и западноевропейские БПЛА широко используются против Югославии. Армия США для ведения тактической разведки применяет БПЛА "Хантер" (несколько таких аппаратов уже сбито средствами ПВО Югославии). Другие американские БПЛА - аппараты длительного патрулирования "Предейтор", находящиеся в распоряжении ЦРУ, - используются на Балканах (первоначально - над территорией Боснии) с 1995 года. 7-й артиллерийский полк французской армии, развернутый в Боснии, применяет для ведения тактической разведки мини-БПЛА SAGEM "Грецерелль". Кроме того, французы в случае необходимости могут задействовать тактические разведывательные БПЛА Бомбардьер/Дорнье CL-289, также развернутые на ТВД. Германские войска на Балканах используют БПЛА CL-289. Итальянские войска располагают аппаратами Метеор "Мираж"26. В то же время, по утверждению представителя МО Великобритании, использование новейших тактических БПЛА "Феникс", поступивших на вооружение английской артиллерии в 1998 году, не предусмотрено, "однако эти аппараты могут быть направлены на Балканы, если в этом появится необходимость".

   Европейские беспилотные аппараты обладают радиусом действия, не превышающим 200 км. Радиус действия американского "Хантера" - более 260 км, а "Предейтора" - более 3500 км. ДПЛА несут относительно высокие потери от средств ПВО Югославии. В частности только за один день - 14 мая -были сбиты три беспилотных летательных аппарата (два американских "Предейтора" и один французский "Грецерелль"). В общей сложности, по югославским данным, к середине мая уничтожено 11 БПЛА стран НАТО (в том числе новейшие аппараты типа "Хантер").

MaKoUr
10.09.2002, 20:55
Самолеты радиолокационного дозора и наведения

     К боевым действиям против Югославии были привлечены пять самолетов радиолокационного дозора и наведения ВВС США Боинг Е-ЗВ и Е-ЗС "Сентри". Кроме того, в боевых действиях участвуют 17 самолетов Е-ЗА многонациональных сил НАТО, семь E-3D ВВС Великобритании и четыре E-3F ВВС Франции. Три самолета типа AWACS, одновременно барражирующие над Адриатикой, могут управлять действиями более 600 ЛА, совершающих боевые вылеты более чем с 12 авиабаз НАТО в Европе. 3 три месяца самолетами типа Е-3 был обеспечен контроль более чем за 20 тыс. ЛА, задействованными в боевых операциях. Продолжительность боевого вылета каждого самолета ДРЛО составляет приблизительно 12 ч. По утверждению представителей НАТО, самолеты AWACS сыграли ключевую роль в уничтожении трех истребителей МИГ-29 ВВС Югославии, сбитых самолетами НАТО в ночных условиях, при отсутствии визуального контакта.

   Вот как, по описанию офицера воздушного наведения одного из самолетов Е-3 ВВС США, проходил воздушный бой американских самолетов с югославскими истребителем 7 мая: через 41 минуты после прибытия в зону воздушного патрулирования был зафиксирован взлет скоростной воздушной цели с аэродрома Ботайница. Практически одновременно взлет югославских самолетов был зафиксирован и другой патрульной машиной ДРЛО. Через 3 мин цель была опознана как истребитель типа МИГ-29 и на нее началось наведение двух самолетов F-16CJ. Еще через 3 мин один из F-16CJ произвел пуск двух ракет AIM-120B AMRAAM, и еще через 1 мин летчик американского истребителя доложил, что наблюдал вспышку взрыва, а операторы самолета ДРЛО, оценив радиолокационную обстановку, пришли к выводу, что цель уничтожена...


--------------------------------------------------------------------------------

    Вот далеко не полное, фрагментарное описание боевых действий в небе над Балканами. Как видим, югославская авиация, несмотря на подавляющее господство сил НАТО, продолжает вести борьбу, нанося противнику болезненные уколы. Разумеется ВВС и ПВО Югославии были не в состоянии решить задачу защиты жизненно-важных центров страны от воздушных ударов противника. Однако они сумели сохранить боеспособность, отвлекая на себя значительную часть сил тактической авиации НАТО, сохранив жизнь сотням мирных жителей Сербии и Черногории.

563
10.09.2002, 20:59
А не проще ссылку на эти источники было сделать?

Shturman
10.09.2002, 21:17
Как видим, югославская авиация, несмотря на подавляющее господство сил НАТО, продолжает вести борьбу, нанося противнику болезненные уколы. Разумеется ВВС и ПВО Югославии были не в состоянии решить задачу защиты жизненно-важных центров страны от воздушных ударов противника.
Ну и? :confused:
А кто сказал, что возможно 100% уничтожение какого бы ни было противника? :confused:
:confused:Что фашистов к 9 маю ни одного в живых не осталось? Или они 8 мая перестали наносить "болезненные уколы"? :confused:

MaKoUr
10.09.2002, 21:29
Ёклмнэйка... при чём тут немцы и 2-ая мировая? Тему и текст прочли?

Shturman
10.09.2002, 21:41
"уничтожениё"- поражение 50% целей по типу "А".
Т.е. рота, (или эскадрилья) считается уничтоженной если 50% солдат убито. (остальные ? - часть будет ранена, остальные разбегутся грубо говоря).
А вот для уничтожения 100% целей, затраты будут стремиться к бесконечности, а некоторые цели уничтожить можно только ядерным оружием например - аэродром. Вывести из строя можно, уничтожить? :confused:

S.N.A.F.U.
10.09.2002, 21:49
Вот как, по описанию офицера воздушного наведения одного из самолетов Е-3 ВВС США, проходил воздушный бой американских самолетов с югославскими истребителем 7 мая: через 41 минуты после прибытия в зону воздушного патрулирования был зафиксирован взлет скоростной воздушной цели с аэродрома Ботайница. Практически одновременно взлет югославских самолетов был зафиксирован и другой патрульной машиной ДРЛО. Через 3 мин цель была опознана как истребитель типа МИГ-29 и на нее началось наведение двух самолетов F-16CJ. Еще через 3 мин один из F-16CJ произвел пуск двух ракет AIM-120B AMRAAM, и еще через 1 мин летчик американского истребителя доложил, что наблюдал вспышку взрыва, а операторы самолета ДРЛО, оценив радиолокационную обстановку, пришли к выводу, что цель уничтожена...


А чего такое F-16CJ?

S.N.A.F.U.
10.09.2002, 21:58
А чего такое F-16CJ?

Ага, нашел - это "block50D/52D modification for electronic fight".

MaKoUr
10.09.2002, 22:00
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f16c50.html

JHS-Ceasar
10.09.2002, 22:40
США добились чего хотели в Югославии (смена неугодного им режима) - следовательно свои задачи выполнили, стало быть для них это победа. В Ираке вроде бы тоже добились чего хотели...

MaKoUr
10.09.2002, 22:43
Временное поражение не есть полное или капитуляция.
А с точки зрения условий, возможностей и потерь с обеих сторон (ВВС)?

Shturman
11.09.2002, 06:35
Ну и ? :confused:
Сравни потери советских и немецких ВВС.
Кто победил то? Знаешь? :confused:

LazyCamel
11.09.2002, 09:52
Временное поражение не есть полное или капитуляция.
А с точки зрения условий, возможностей и потерь с обеих сторон (ВВС)?


БМ, кто-то из древних дал определения типа "война выиграна, когда наступивший после нее мир лучше(выгоднее) предвоенного".

Таким образом получается что "Бурю в Стакане" выиграл Ирак, холодную войну - США, а балканскую - как минимум проиграла Сербия/Югославия.

TechNomad
11.09.2002, 10:23
И в Заливе и на Балканах военные действия велись с вполне чётко очерчеными, узкими задачами.  Требовалось принудить Ирак и Югославию к определённым действиям. Что и было сделано.

Все, конечно, ожидали падения Саддама, а он взял и не упал. Да ещё и усилился, говорят. Но это уже выходит за рамки задач той военной операции. Поставили бы тогда такую задачу - коалиция бы дошла и до Багдада.  

В Югославии тоже - с армией сербов так ничего и не смогли толком сделать. Однако от Милошевича добились, чего хотели.

Может за это Америку не любят? Они ставят конкретные задачи и решают их.

MaKoUr
11.09.2002, 19:12
Ну дошли бы до Багдада/Белграда, что дальше?
Получили бы Вьетнам №2 по полной программе. А к власти бы пришёл куда более круто настроенный человек, который, например, мог провозгласить (хоть и утопично) физическое уничтожение США как первый приоритет внешней гос. политики.

Shturman
11.09.2002, 19:24
Неужели внук дедушки Хо? :Dhttp://smiles.ru/coll/loki/loki32.gif

Falstaff
12.09.2002, 12:02
Ну дошли бы до Багдада/Белграда, что дальше?
Получили бы Вьетнам №2 по полной программе. .

Ню-ню. Никакого бы Вьетнама никто-бы не получил.По двум причинам
1. Не тот народ эти арабы.
2. Партизанская война может быть сколь-нибудь успешной только при наличии внешних поставок оружия. Ираку это не грозило - уж очень от отношения с соседями подпортил.

MaKoUr
12.09.2002, 19:25
Как знать, как знать  :D

Shturman
12.09.2002, 19:30
Ожил?
  http://smiles.ru/coll/dark/med.gif

Falstaff
12.09.2002, 20:03
БМ, кто-то из древних дал определения типа "война выиграна, когда наступивший после нее мир лучше(выгоднее) предвоенного".

Таким образом получается что "Бурю в Стакане" выиграл Ирак, холодную войну - США, а балканскую - как минимум проиграла Сербия/Югославия.



Вообще-то это сказал Лиддел-Гарт (современный историк :-)). И по этому критерию Бурю Ирак продул с треском, потому что мир  после Бури - хуже чем был до - армия потрепана, эмбарго,доходы от нефти - минимальны, запрещены полеты Иракской авиации над ее собственной территорией...

Maximus_G
13.09.2002, 05:51
Все, конечно, ожидали падения Саддама, а он взял и не упал. Да ещё и усилился, говорят. Но это уже выходит за рамки задач той военной операции. Поставили бы тогда такую задачу - коалиция бы дошла и до Багдада. #

Чего-то я не понял. "Задачу не ставили", но "все ожидали". Как это?

MaKoUr
13.09.2002, 20:03
Если дядя Саддам будет принменять грамотную тактику засад в новой войне, может многого добиться.

Shturman
13.09.2002, 20:05
Попробуй "засади" в пустыне :D

MaKoUr
13.09.2002, 22:43
Хнык.. ну почему флора не такая как в ЮВА #:(
Но можно и без неё обойтись.

Shturman
13.09.2002, 22:56
А ты пустыню видел?
 http://smiles.ru/coll/dark/minzdrav.gif

  http://smiles.ru/coll/dark/aaa.gif
  http://smiles.ru/coll/dark/med.gif

S.N.A.F.U.
13.09.2002, 22:58
Хнык.. ну почему флора не такая как в ЮВА #:(
Но можно и без неё обойтись.

Привет, БМ! Как поживаешь?
Дык, они волонтеров - с удовольствием! Поедешь? ;)

563
13.09.2002, 23:04
Хнык.. ну почему флора не такая как в ЮВА #:(
Но можно и без неё обойтись.
И оружия побольше, побольше. Чтоб было чем с чеченцами делится.

S.N.A.F.U.
14.09.2002, 01:56
И оружия побольше, побольше. Чтоб было чем с чеченцами делится.


Да нет! Эт ведь разные люди! Те, шо в Москве #дома взрывали - те, плохие. А те, шо детей еврейских в "Дольфи-диско" убивали - те, другие, #хорошие! Дети-то, ведь, еврейские!(Даром, что дети, даром, что российске гражданство имели!) Так им и надо!
Дадим русским фашистам публиковать на Авиафоруме "материалы", за которые "привлекают" в толерантной "прогнившей" Европе к конкретной уголовной ответственности?! Скажем дружное "Брек!", S.N.A.F.U.! Назвали тебя говном - обтекай! Обосрали твою страну - терпи! (Где же Вы были тогда, dragon?!)
Да, про самолеты лучше получается, но не я ли многократно призывал - давайте говорить по теме! Фашисты - у вас есть свои форумы! И эту геббельсовскую пропаганду, Вы, dragon, называете #"СВОЕЙ ПРАВДОЙ"? Публикацию "материалов" об источнике которых, он скромно умолчал, Вы называете "СВОЕЙ ПРАВДОЙ"?!
Извините! Я на этом форуме с февраля 2002-го года. За все это время я не позволил себе и полслова неуважения к России! Почему же я должен терпеть прямые оскорбления в адрес моей страны, в мой адрес, в адрес моей нации, наконец?! Все русские такие? Откроем новую тему "За #что не любят Россию?"?!

CoValent
14.09.2002, 03:26
Борь, согласись, что если весь АвиаФорум такой - надо отсюда валить!

А если уж здесь национализм и прочие деления объявлены вне закона - стоит написать мне, и я разберусь и выдам решение (смею надеятся - справедливое). Согласен?

S.N.A.F.U.
14.09.2002, 05:14
Борь, согласись, что если весь АвиаФорум такой - надо отсюда валить!

А если уж здесь национализм и прочие деления объявлены вне закона - стоит написать мне, и я разберусь и выдам решение (смею надеятся - справедливое). Согласен?

Слава Б-гу, не весь! :D Тем не менее, откровенная нацисткая пропаганда, личные оскорбления, обвинения в адрес целого народа, его армии, остаются без внимания.
А к написанию доносов, не приучен, извини.

MaKoUr
14.09.2002, 20:36
А за что вас любить/холить/лелеять?
Я беспокоюсь о судьбе родного народа, на вас мне начихать.
Никто вас тут терпеть не заставляет. Дверь всегда открыта. Есть много других мест, где вас поймут и поддержат.

Falstaff
14.09.2002, 21:01
Я беспокоюсь о судьбе родного народа, на вас мне начихать.
.

Уважаемый "патриот"! Почитай, плиз, веточку про то,за что не любят Америку - в том числе и за плевки и кашель на остальных. Так что давай все-таки думать головой наченем, если действительно за Родину душой болеешь, а не страдаешь ксенофобией.

563
14.09.2002, 21:41
Я беспокоюсь о судьбе родного народа, на вас мне начихать.

Ну и что ты сделал полезного для родного народа? В чём выражается твоё беспокойсво?
Пока что я вижу пустой трёп о "старостях" в разделе "Новости авиации" :D.

Есть много других мест, где вас поймут и поддержат.
Никто поддержки не требует, темболее от тебя  ;).

Shturman
14.09.2002, 21:51
Нет слов...
http://smiles.ru/coll/dark/med.gif

MaKoUr
14.09.2002, 21:55
Нет слов - молчи  :D

Вы лучше дайте ответ на первый вопрос: за что вас любить?

563
14.09.2002, 21:58
Вы лучше дайте ответ на первый вопрос: за что вас любить?
Я лично твоей любви на требую. Я к сексменьшинствам не принадлежу. :D :D :D

Shturman
14.09.2002, 22:00
Нас это кого?
Офицеров российских вооружённых сил?
  http://smiles.ru/coll/dark/med.gif

MaKoUr
14.09.2002, 22:19
Бедный, неужели мысли только об одном. До вас наверное постоянно домогаются? :D
Поясняю для особо умных. Вопрос был адресован Snafu и касается гос-ва с шестиконечной звёздочкой.

Shturman
14.09.2002, 22:26
Нет слов - молчи  

Вы лучше дайте ответ на первый вопрос: за что вас любить?
Прочитай внимательнее, не особо умный :D
        http://smiles.ru/coll/dark/med.gif

563
14.09.2002, 22:48
Бедный, неужели мысли только об одном. До вас наверное постоянно домогаются? :D
Поясняю для особо умных. Вопрос был адресован Snafu и касается гос-ва с шестиконечной звёздочкой.
Ай сострил, ай да молодец. :D
А ещё так здорово ответил на вопрс о том  что сделал полезного для родного народа. Правда вопросом. Ты случаем не еврей, глубоко маскирующийся.

MaKoUr
15.09.2002, 00:10
Да... тяжело с такими.
Разницу между ед. и мн. числом понимаете?  :D
Советую уч. русского языка за 5 класс полистать.

MaKoUr
15.09.2002, 00:14
563, как это вы сразу угадали, что я - главный шифрующийся равин.  :D

JHS-Ceasar
15.09.2002, 01:45
Тише, тише...Не ругайтесь, господа...Взрослые все люди вроде как

CoValent
15.09.2002, 03:06
Господа участники этой безусловно интересной дискуссии! Поскольку активное большинство из Вас не желает демонстрировать понимание собеседника - Вам на заявленную и развиваемые темы и общаться, получается, незачем. В связи с чем данный топик закрыт!

http://www.sukhoi.ru/yabbattach/BreakFlame.gif