PDA

Просмотр полной версии : «ЛОШАРИК»



borkin
12.08.2003, 02:35
В обстановке строжайшей секретности спущена на воду уникальная ядерная подводная лодка
На северодвинском «Севмашпредприятии» в присутствии главкома Военно-морского флота Владимира Куроедова спущена на воду уникальная подводная лодка. «Лошарик» - именно так строители любовно прозвали лодку проекта 210 - первая в мировой истории субмарина с удивительной комбинацией свойств энергетической установки и глубины погружения. Строительство подводной лодки, предназначенной для специальных операций и заложенной еще во времена существования Советского Союза, было окружено фантастической завесой секретности. Однако некоторые подробности «Известиям» все же удалось выяснить.

«В торжественной обстановке началась церемония вывода со стапеля цеха № 42 уникального корабля, предназначенного для научно-исследовательских целей и спасения людей в экстремальных ситуациях. На торжестве присутствовали главком ВМФ В.И. Куроедов, военные и представители науки. Заказ, заложенный во времена советской власти, завершили в новом веке корабелы «Севмаша». Это большая победа рабочих и специалистов, контрагентов и поставщиков» - так описала состоявшийся ровно неделю назад вывод подводной лодки из цеха газета «Корабел», официальный орган северодвинского «Севмашпредприятия». Никаких других подробностей представители завода не сообщают, категорически отказываясь от любых комментариев относительно нового корабля. Более того, по сведениям «Известий», сообщения о спуске на воду этого корабля вообще не должны были появиться в открытой печати. Таковым было условие заказчика - Военно-морского флота России.

Об уровне секретности говорит и тот факт, что в ту часть знаменитого севмашевского цеха № 42, где строили эту подлодку, не пускали даже многих руководителей этого предприятия. Число занятых в процессе строительства рабочих и инженеров жестко регламентировалось на протяжении всех пятнадцати лет, которые ушли на создание уникального корабля.

Строительством и разработкой субмарины руководили представители конструкторского бюро «Малахит». Один из начальников находящегося в Петербурге морского бюро машиностроения «Малахит» сильно удивился тому, что факт спуска на воду уникальной подлодки стал достоянием общественности. «Да, это наша разработка, созданная конструкторами еще в 80-е годы», - подтвердил он «Известиям». В «Малахите», кстати, спроектировали и последнюю построенную на «Севмаше» атомную подводную лодку проекта 971 «Гепард», которую ввели в состав Военно-морского флота России в декабре 2001 года. От дальнейших комментариев представитель «Малахита» отказался, сославшись на особый режим секретности проекта 210.

«Лошарика» заложили еще в 1988 году. По сведениям «Известий», внешний вид лодки слегка напоминает сложенную из сферических элементов лошадку - героя знаменитого советского мультфильма, что и дало ему такое название. Именно эти сферические фрагменты конструкции - условие того, что корабль сможет безопасно погружаться на большую глубину. По сведениям Интерфакса-АВН, «Лошарик» предназначен и для специальных операций. Строили корабль так долго из-за нехватки средств в 90-е годы. Деньги на достройку исправно стали поступать только в последние три года. Кстати, в начале 90-х, когда необходимость в спецоперациях на море, по мнению высшего руководства страны, отпала, а корабль был уже заложен, к финансированию проекта пытались привлечь американцев. «Лошарик» тогда стал бы чисто спасательным кораблем. Но американская сторона отказалась от участия в проекте.

Остальные тактико-технические данные новой субмарины известны лишь очень узкому кругу специалистов. Однако после вывода из цеха секретная субмарина три дня простояла на открытом месте, несмотря на то, что американские спутники-шпионы постоянно контролируют огромную территорию «Севмаша».

- Это связано с чисто технологическими процессами: нельзя лодку из цеха вывести прямо на воду. Ее необходимо подготовить, именно поэтому около трех суток она находилась на стапелях, - заявил «Известиям» и.о. заместителя гендиректора «Севмашпредприятия» по режиму Николай Богданов. - Во вторник вечером лодка была спущена на воду.

Работники предприятия утверждают, что в случае с «Лошариком» процедура спуска на воду была обставлена в лучших советских традициях. Присутствовали только представители заказчика, разработчики проекта субмарины из «Малахита» и специалисты «Севмаша», имевшие непосредственное отношение к строительству подлодки.

- Во времена СССР было принято выводить готовые лодки из цеха ночью, - рассказал «Известиям» представитель Военно-морского флота России. - Считалось, что таким образом американцы, во-первых, не смогут подсчитать точное количество введенных в строй атомных субмарин, а во-вторых, не смогут сделать качественные снимки новых кораблей из космоса.

Правда, специалисты «Севмашпредприятия» отмечают, что по внешнему виду «Лошарика» ничего нельзя сказать о заложенных в проекте этой субмарины возможностях. Однако если взять атомные подводные лодки других проектов, разработанных конструкторами «Малахита», то можно предположить, что «Лошарик» - самая бесшумная и неуязвимая подводная лодка на российском флоте. Видимо, на определенной скорости она становится практически неуязвимой для гидроакустиков вражеских кораблей и может выполнять поставленные задачи незамеченной по всему Мировому океану. :cool:

Maximus_G
12.08.2003, 04:04
Сферический конь в вакууме? :rolleyes:

=Bear=
12.08.2003, 06:37
РПКСН - Проект 955 "Борей"

2 ноября 1996 г. в Северодвинске в торжественной обстановке состоялась закладка первой (как в России, так и в мире) атомной ракетной подводной лодки 4-го поколения. Новый подводный крейсер стратегического назначения получил имя “Юрий Долгорукий”, традиционное для русских боевых кораблей 1-го ранга.

Исследования облика ракетной подводной лодки 4-го поколения велись в нашей стране с 1978 года. Непосредственная разработка корабля 955-го проекта (шифр “Борей”) началась в ЦКБ “Рубин” под руководством главного конструктора В.Н. Здорнова в конце 1980-х годов. К тому времени обстановка в мире изменилась. Это наложило свой отпечаток и на облик перспективного атомохода. Было решено отказаться от гигантских размеров и экзотической компоновки “Акулы”, вернувшись к “классической” схеме подводной лодки с одним прочным корпусом.

Согласно первоначальным планам лодку предполагалось вооружить ракетным комплексом, разработанным “макеевской” фирмой. Мощные твердотопливные ракеты с РГЧ должны были оснащаться новой системой инерциально-спутникового наведения, позволяющей существенно повысить точность стрельбы.

Однако серия неудачных испытательных пусков модернизированной ракеты заставила пересмотреть состав ракетного вооружения “Юрия Долгорукого”. В 1998 году в Московском институте теплотехники (МИТ), ранее специализировавшемся на создании стратегических баллистических твердотопливных ракет наземного базирования (“Пионер”, “Тополь”, “Курьер”, “Тополь-М”), а также противолодочных ракетных систем (“Медведка”) началась разработка новой ракетной системы “Булава-30” с межконтинентальной твердотопливной баллистической ракетой, оснащенной РГЧ. По сообщению печати, комплекс должен существенно превосходить американский аналог - “Трайдент” - по способности преодолевать систему ПРО, а также по точности поражения целей.

Новая морская ракета в значительной степени унифицирована с межконтинентальной ракетой наземного базирования “Тополь-М”, однако не является (как писал ряд средств массовой информации) ее прямой модификацией, различия в особенностях морского и наземного базирования не позволяют без существенного снижения боевых характеристик комплекса создать универсальную ракету, в одинаковой степени удовлетворяющую требованиям как ВМФ, так и РВСН.

Касаясь перспектив развития ракетно-ядерного оружия России, Главком РВСН Владимир Яковлев заявил, что в перспективе могут быть реализованы методы противодействия средствам ПРО, предусматривающие качественное совершенствование боевого оснащения стратегических баллистических ракет на основе разработки маневрирующих боевых блоков, перспективных боевых блоков и средств противодействия ПРО, малозаметных в радиолокационном и оптическом диапазонах длин волн, а также планирующих боевых блоков. Очевидно, подобные подходы будут применены и при совершенствовании российских баллистических ракет морского базирования.

В обеспечении боевой устойчивости перспективных ракетных подводных лодок важное место отводится вопросам противоторпедной защиты (ПТЗ). Решение проблемы обороны лодки от противолодочных торпед предполагается достичь за счет создания специальных комплексов, объединяющих средства обнаружения и целеуказания, специальные средства поражения, а также системы акустического противодействия.

Важнейшими условиями решения задачи ядерного сдерживания являются надежное управление и высокая выживаемость в боевых условиях стратегических подводных ракетоносцев. Поэтому параллельно с созданием новых кораблей ведутся работы и по совершенствованию автоматизированной системы связи и боевого управления.

Информация о конструкционных особенностях ПЛАРБ проекта 955, приводимая в открытой печати, носит весьма фрагментарный и зачастую противоречивый характер. Однако определенное представление об “идеологии”, положенной в основу создания “Юрия Долгорукого”, можно составить на основе публикаций ведущих специалистов отечественного подводного кораблестроения, а также ряда видных аналитиков ВМФ.

Последние достижения в создании оружия и корабельных радиоэлектронных средств, резкое снижение их массогабаритных характеристик, позволяют в настоящее время реализовать идею создания различных типов подводных кораблей на основе единой базовой модели, когда отсеки и оконечности ПЛ, главная энергетическая установка и основные общекорабельные системы выполнены практически одинаковыми, а отличия заключаются, в основном, в целевых модулях главного оружия. Такой подход ставит перед конструкторами ряд сложных задач, особенно при поиске компромиссов между различными классами подводных лодок, а также при достижении заданных кораблестроительных характеристик. В то же время метод базовой модели создает объективные условия, позволяющие существенно упростить всю инфраструктуру базирования подводных лодок, сократить номенклатуру комплексов технического обслуживания и ремонта, упростить и удешевить строительство подводных лодок, облегчить освоение кораблей их экипажами.

Можно предположить, что при создании российских атомных подводных лодок 4-го поколения - “Северодвинска” и “Юрия Долгорукого” была предпринята попытка реализации метода базовой модели. Во всяком случае, уровень унификации двух этих кораблей должен быть значительно выше, чем на атомоходах предшествующих поколений.

В отечественной печати сообщалось, что ПЛАРБ проекта 955 “станет самой малошумной атомной подводной лодкой в мире”. Это, безусловно, потребует реализации в конструкции корабля ряда новых решений по снижению демаскирующих полей корабля.

Сообщалось, что подводный крейсер проекта 955 планируется оснастить всплывающей спасательной камерой, способной вмещать весь экипаж (более 100 человек).




РПКСН Проект 955 (Увеличенная схема)
Предполагаемая характеристика РПКСН проекта 955
Длина наибольшая 170,0 м
Ширина наибольшая 13,5 м
Средняя осадка 10,0 м
Энергетическая установка:
- тип паротурбинная АЭУ
- число и тип ЯР 2 ВВР
- тип ПТУ блочная ГТЗА,
с двумя АТГ
- число гребных валов 1
Водоизмещение:
нормальное 14,720 м3
полное 17,000 м3
Максимальная глубина 450 м
Рабочая глубина 380 м
Полная подводная скорость 26 уз.
Надводная скорость 15 уз.
Автономность 100 сут.
Экипаж 130 чел.
Вооружение:
Ракетное:
- тип БР SS-NX-29 Grom
SS-N-23 Skiff
- боекомплект БР 12
- вид старта подводный
из РШ в ПК
Торпедное:
число / калибр 6 / 533 мм
- тип торпед и КР SS-N-15
противолодочные и
противокорабельные

23 ноября 1999 г. было проведено заседание совета безопасности, посвященное вопросам военно-морского строительства. Выступивший на заседании Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов заявил, что “все задачи по сохранению и развитию морской ядерной составляющей, которые необходимо решить, полностью выполняются”. Все это, а также определенное улучшение финансирования МО в 1999 году, дают некоторые основания для оптимизма. Хочется надеяться, что РПКСН “Юрий Долгорукий” вступит в строй, в соответствии с планом, в 2002 году (или c незначительным опозданием), а за ним последуют новые однотипные ракетоносцы, обеспечивающие поддержание ядерной мощи страны на необходимом уровне

=Bear=
12.08.2003, 06:46
Представить сферического коня выполненного в титане или меттале, у меня просто не хватает вооброжения. :D

borkin
12.08.2003, 07:14
да у этого проекта имени нет даже, только неофициальное "лошарик"

Jameson
13.08.2003, 08:26
А это имя давным-давно было в одной детской книжке, у коня, собранного из кубиков и шариков. :D

T.I.P.
14.08.2003, 11:19
:D

Jameson
15.08.2003, 10:19
И как оно поплывет? :D