Roch
16.10.2003, 15:24
Крупные авиационные события в нашей стране большая редкость. Обычно все ограничивается соревнованиями на точность приземления и на точность полета по маршруту, а также небольшими дружескими встречами в рамках деятельности ассоциации авиации общего назначения и СЛА. В этом году по случаю 100-летия авиации решили организовать что-то посерьезнее, с привлечением широкой публики. Это кое-кто осмеливался назвать "мини-Ошкошем", но конечно сравнение с Ошкошем неуместно (разве что в пересчете на масштаб нашего "мини-США"). В общем, праздник удался, и участникам и гостям вроде бы понравилось. Хотя первый блин как всегда оказался комом.
Это мероприятие происходило два дня на маленьком Беер-Шевском аэродроме, на котором недавно отремонтировали полосу и установили ночное освещение. Я был там в первый день. Прибыло, по моим подсчетам, примерно 60 аппаратов. В основном СЛА, остальные одномоторные легкие самолеты (кроме одного Islander, с которого прыгали парашютисты, и одного Piper Navajo Chieftain; на второй день мой инструктор по просьбе своего шефа пригнал турбовинтовой Piper Cheyenne III, на котором он делает санитарные рейсы за границу). СЛА были представлены в основном типами Maxair Super Drifter, ICP Savannah, Zenair CH 701, Euroala Jetfox 97, Fly Synthesis Storch, Fly Synthesis Texan, Tecnam P-92. Были также Rans S-6 Coyote, Tenney Kitfox, биплан Murphy Renegade Spirit. Авиация общего назначения разнообразием типов не отличалась: почти все Cessna-152/172, один Rockwell Commander 114, один Piper Super Cub, один Morane Sulnier Ralley, а также Zlin-143L моего клуба.
Программа выступлений не была очень продумана. Ультралайты поднялись в воздух и летали большой и не очень организованой толпой; пилотаж показывал один-единственный Pitts Special. Все дыры пришлось затыкать авиамоделистам: их было много, они привезли огромное количество моделей - от вертолетов до четырехмоторной копии Геркулеса C-130. Все это начинало носиться над полосой, как только она освобождалась от самолетов. Самым интересным номером был парный пилотаж на веротлетах.
Для публики была возможность покататься на самолете, планере или прыгнуть с парашютом. Я никогда раньше на планере не летал, поэтому воспользовался этой возможностью. Катали они на планере G-103 Twin II фирмы... кхе-кхе... Grob. Буксировщиком служил Piper Super Cub. Меня усадили в заднюю кабину, объяснили что в ней к чему - ручка, триммер, щитки, рычажок сброса фонаря (за него не тянуть!). Привязался, по радио дали добро, трос натянут. Фонарь закрыт, щитки убраны, начинаем разбег. Ручка на себя, оторвались, опустили нос немного - ждем отрыва буксировщика. Вот он взлетел, набираем высоту. На поворотах нос смотрит на конец внешнего крыла буксировщика. Инструктор все время работает ручкой и педалями. В планере можно свободно переговариваться и вести радиообмен без наушников, но шум воздуха все же сильнее, чем я ожидал. Отцеп на высоте примерно 600 м над землей. Разворот, теряем сотню метров, держим скорость 100 км/ч. Нашли термику (черт, как по русски-то говорят: термик или термика???), медленно ползем вверх. Рядом с нами птички кружатся (ну, в смысле вроде орлов :)). Набираем метров 500. Уходим от термики, инструктор дает управление мне. По тангажу планер очень послушный, стараюсь держать скорость 100. Осторожно пробую разворот. Реакция по крену гораздо медленнее, чем я привык. Как точно работать педалями здесь, я пока не знаю. Разворачиваюсь влево, потом вправо. Инструктор говорит лететь к облаку, которе возникло над нашей термикой. Обнаруживаю, что направление держать нелегко, нос все время водит то влево, то вправо. Приборов, на которые я так привык смотреть - горизонт, гирокомпас - тут нет. Промахиваюсь немного мимо облака, инструктор берет управление и находит термику. Тут по радио нам говорят, что мы уже слишком долго летаем. Начинаем снижение. По дороге инструктор показывает небольшое пикирование и горку. Входим в круг на высоте 180 м, третий разворот, четвертый. Расчет правильный, инструктор использует щитки, чтобы снизиться. Начинаем выравнивание. Я держусь за ручку и дублирую все действия инструктора. Торец полосы. Я бы подержал дольше, но инструктор не хочет улетать далеко от старта, поэтому мы касаемся полосы с ощутимым толчком, но никаких прыжков или виляний нет. Скорость быстро падает, инструктор плавно сруливает с полосы, планер останавливается и мягко опускает крыло в пыль. Откидываю фонарь, выбираюсь наружу. Непривычно низко - не нужно вылазить на крыло, а можно сразу поставить ногу на землю.
Вот и все. Домой вернулся счастливый и усталый. Смотрите снимки вот тут! (http://su27.brigada.de/gallery/2003_10_13_LLBS)
Это мероприятие происходило два дня на маленьком Беер-Шевском аэродроме, на котором недавно отремонтировали полосу и установили ночное освещение. Я был там в первый день. Прибыло, по моим подсчетам, примерно 60 аппаратов. В основном СЛА, остальные одномоторные легкие самолеты (кроме одного Islander, с которого прыгали парашютисты, и одного Piper Navajo Chieftain; на второй день мой инструктор по просьбе своего шефа пригнал турбовинтовой Piper Cheyenne III, на котором он делает санитарные рейсы за границу). СЛА были представлены в основном типами Maxair Super Drifter, ICP Savannah, Zenair CH 701, Euroala Jetfox 97, Fly Synthesis Storch, Fly Synthesis Texan, Tecnam P-92. Были также Rans S-6 Coyote, Tenney Kitfox, биплан Murphy Renegade Spirit. Авиация общего назначения разнообразием типов не отличалась: почти все Cessna-152/172, один Rockwell Commander 114, один Piper Super Cub, один Morane Sulnier Ralley, а также Zlin-143L моего клуба.
Программа выступлений не была очень продумана. Ультралайты поднялись в воздух и летали большой и не очень организованой толпой; пилотаж показывал один-единственный Pitts Special. Все дыры пришлось затыкать авиамоделистам: их было много, они привезли огромное количество моделей - от вертолетов до четырехмоторной копии Геркулеса C-130. Все это начинало носиться над полосой, как только она освобождалась от самолетов. Самым интересным номером был парный пилотаж на веротлетах.
Для публики была возможность покататься на самолете, планере или прыгнуть с парашютом. Я никогда раньше на планере не летал, поэтому воспользовался этой возможностью. Катали они на планере G-103 Twin II фирмы... кхе-кхе... Grob. Буксировщиком служил Piper Super Cub. Меня усадили в заднюю кабину, объяснили что в ней к чему - ручка, триммер, щитки, рычажок сброса фонаря (за него не тянуть!). Привязался, по радио дали добро, трос натянут. Фонарь закрыт, щитки убраны, начинаем разбег. Ручка на себя, оторвались, опустили нос немного - ждем отрыва буксировщика. Вот он взлетел, набираем высоту. На поворотах нос смотрит на конец внешнего крыла буксировщика. Инструктор все время работает ручкой и педалями. В планере можно свободно переговариваться и вести радиообмен без наушников, но шум воздуха все же сильнее, чем я ожидал. Отцеп на высоте примерно 600 м над землей. Разворот, теряем сотню метров, держим скорость 100 км/ч. Нашли термику (черт, как по русски-то говорят: термик или термика???), медленно ползем вверх. Рядом с нами птички кружатся (ну, в смысле вроде орлов :)). Набираем метров 500. Уходим от термики, инструктор дает управление мне. По тангажу планер очень послушный, стараюсь держать скорость 100. Осторожно пробую разворот. Реакция по крену гораздо медленнее, чем я привык. Как точно работать педалями здесь, я пока не знаю. Разворачиваюсь влево, потом вправо. Инструктор говорит лететь к облаку, которе возникло над нашей термикой. Обнаруживаю, что направление держать нелегко, нос все время водит то влево, то вправо. Приборов, на которые я так привык смотреть - горизонт, гирокомпас - тут нет. Промахиваюсь немного мимо облака, инструктор берет управление и находит термику. Тут по радио нам говорят, что мы уже слишком долго летаем. Начинаем снижение. По дороге инструктор показывает небольшое пикирование и горку. Входим в круг на высоте 180 м, третий разворот, четвертый. Расчет правильный, инструктор использует щитки, чтобы снизиться. Начинаем выравнивание. Я держусь за ручку и дублирую все действия инструктора. Торец полосы. Я бы подержал дольше, но инструктор не хочет улетать далеко от старта, поэтому мы касаемся полосы с ощутимым толчком, но никаких прыжков или виляний нет. Скорость быстро падает, инструктор плавно сруливает с полосы, планер останавливается и мягко опускает крыло в пыль. Откидываю фонарь, выбираюсь наружу. Непривычно низко - не нужно вылазить на крыло, а можно сразу поставить ногу на землю.
Вот и все. Домой вернулся счастливый и усталый. Смотрите снимки вот тут! (http://su27.brigada.de/gallery/2003_10_13_LLBS)