KiLLiR
27.11.2003, 05:26
ПРИКОВАННЫЕ К ЗЕМЛЕ
Обычные учебные полеты давно стали для бердских вертолетчиков праздником
Юрий Тригубович, Независимая Газета
У бердского вертолетного полка, дислоцирующегося под Новосибирском, непростая судьба. Шесть лет назад его перевели из Германии практически на голое место. Тогда там ничего не было. Строили своими руками. Сейчас в полку есть все для нормальной жизни: казармы, спортзал, библиотека, столовая. Правда, приходится делиться с соседями - теперь знаменитым бердским спецназом. Они занимают пилотский клуб под казарму. Но нет у вертолетчиков, пожалуй, главного для службы - нормальных условий для ремонта машин. Техники обслуживают вертолеты прямо под открытым небом. Летом еще туда-сюда, а зимой одно мучение. В холода сроки "регламентных работ" не выдерживаются. Мешают крепкие морозы и короткие световые дни. Поэтому заместитель начальника технико-эксплуатационной части полка Сергей Соснин, показывая фотографию, на которой изнутри изображен "немецкий" ангар полка, с тоской в голосе сказал: "Туда мы затаскивали вертолет прямо с лопастями. В ангаре было полное освещение, кран-балка, все приспособления, а здесь... Летаем мы мало, а выдерживать сроки ремонтных работ надо, дабы поддерживать боеготовность вертолетов". После этого рассказа было нетрудно заметить, что колесо только что пригнанного из ремонта МИ-24 провалилось сквозь асфальт...
Летают бердские пилоты, действительно, мало. Средний налет 25-30 часов в год. Просвещенным людям известно: чтобы стать летчиком третьего класса, молодому офицеру необходимо налетать 300 часов. При этом пилот третьего класса, по мнению командира полка Александра Чибескова, еще ничего не умеет по-настоящему, его даже любителем назвать трудно. При таких темпах летной практики вчерашние курсанты смогут добраться до самого низкого классного чина лет этак через десять. Командир полка Чибесков стал летчиком первого класса спустя три года после окончания училища. В российской военной авиации появились командиры эскадрилий, которые не то что не летали в составе двадцати вертолетов, а даже не видели, как летают эскадрильей. Впрочем, Александра Чибескова удручает даже не это, а неотвратимость того, что в один прекрасный день моральный дух подчиненных может иссякнуть. Этого, чувствуется, побаивается командир, хотя вслух об этом не распространяется. Когда Александр Чибесков с гордостью говорил о том, что ни один летчик, прибывший в Сибирь из Германии, до сих пор не написал рапорта об отставке, мне стало понятно: похоже, командиру самому неизвестно, на чем держится этот дух. Пилоты не садятся за штурвалы по два-три месяца подряд. "Летчик прикован к земле, - заметил Чибесков. - Зная, что ни завтра, ни через месяц он не будет подниматься в воздух, он сегодня не станет готовиться к полетам".
По словам командира полка, в США, на которые в лучшие времена ориентировались российские летчики, давно уже поняли уникальность вертолета. Американцы посчитали, что на один сбитый "Апач" приходится 16-18 уничтоженных современных танков, и это при равной стоимости машин. Поэтому в США вертолеты оснащают гораздо лучше, чем танки. Наши МИ-24, по утверждению Александра Чибескова, стоят столько же, сколько танки Т-80. Поэтому вертолетчики надеются на то, что в стране найдутся высокие чиновники, которые повернутся лицом к армии. Эта надежда, пожалуй, единственное, что питает моральный дух бердских вертолетчиков. "Иначе с нами вообще перестанут считаться!" - отрезал Чибесков.
Встречаясь с летчиками, он читает в их глазах один вопрос: "Когда в небо?" Ему обидно за офицеров. За молодых, среди которых немало выпускников, с отличием закончивших училища, потому что он не может передать им практический летный опыт. За старших, потому что эта сегодня лучшая часть летного состава вскоре будет вынуждена уходить в отставку. "Придет новая техника. Кто будет ее осваивать? - спрашивает командир полка. - Я понимаю реалии государства. Но ведь нет и никакой программы. Никто не может сказать, сколько нужно армии боевых вертолетов, какой необходим лимит топлива. Планировать нельзя". Ему обидно, потому что сам Александр Чибесков, освоивший все типы отечественных вертолетов, знавал лучшие времена, когда топлива было столько, сколько нужно на летную подготовку, когда в полку могла быть только одна неисправная машина.
Никто в бердском вертолетном полку об этом не говорит, но война на Северном Кавказе - это возможность не только приобрести боевой опыт, но и налетать часы для получения классного чина. Первая партия летчиков уже вернулась из Чечни. Все живы-здоровы. Двое представлены к званию Героя России. Первыми были пилоты первого и второго классов. Вторую разбавили "третьеклассниками". Возможные потери пытаются преодолеть тренировками в одном из соседних с новосибирским горных регионов, да и афганский опыт принимается в расчет. Через Афган прошло более пятидесяти офицеров бердского полка.
Вскоре после моего приезда полк летал. Целых три дня. Это был более ощутимый праздник, чем прошедшие майские. Меня приглашали наперебой: "Приезжайте, полетаете с нами". Откровенно сказать, очень хотелось. Однако неприятного осадка от упущенной возможности не осталось. Рожденный ползать может и не летать. Но вряд ли мне теперь удастся избавиться от сожаления, что рожденные летать летать не могут.
Обычные учебные полеты давно стали для бердских вертолетчиков праздником
Юрий Тригубович, Независимая Газета
У бердского вертолетного полка, дислоцирующегося под Новосибирском, непростая судьба. Шесть лет назад его перевели из Германии практически на голое место. Тогда там ничего не было. Строили своими руками. Сейчас в полку есть все для нормальной жизни: казармы, спортзал, библиотека, столовая. Правда, приходится делиться с соседями - теперь знаменитым бердским спецназом. Они занимают пилотский клуб под казарму. Но нет у вертолетчиков, пожалуй, главного для службы - нормальных условий для ремонта машин. Техники обслуживают вертолеты прямо под открытым небом. Летом еще туда-сюда, а зимой одно мучение. В холода сроки "регламентных работ" не выдерживаются. Мешают крепкие морозы и короткие световые дни. Поэтому заместитель начальника технико-эксплуатационной части полка Сергей Соснин, показывая фотографию, на которой изнутри изображен "немецкий" ангар полка, с тоской в голосе сказал: "Туда мы затаскивали вертолет прямо с лопастями. В ангаре было полное освещение, кран-балка, все приспособления, а здесь... Летаем мы мало, а выдерживать сроки ремонтных работ надо, дабы поддерживать боеготовность вертолетов". После этого рассказа было нетрудно заметить, что колесо только что пригнанного из ремонта МИ-24 провалилось сквозь асфальт...
Летают бердские пилоты, действительно, мало. Средний налет 25-30 часов в год. Просвещенным людям известно: чтобы стать летчиком третьего класса, молодому офицеру необходимо налетать 300 часов. При этом пилот третьего класса, по мнению командира полка Александра Чибескова, еще ничего не умеет по-настоящему, его даже любителем назвать трудно. При таких темпах летной практики вчерашние курсанты смогут добраться до самого низкого классного чина лет этак через десять. Командир полка Чибесков стал летчиком первого класса спустя три года после окончания училища. В российской военной авиации появились командиры эскадрилий, которые не то что не летали в составе двадцати вертолетов, а даже не видели, как летают эскадрильей. Впрочем, Александра Чибескова удручает даже не это, а неотвратимость того, что в один прекрасный день моральный дух подчиненных может иссякнуть. Этого, чувствуется, побаивается командир, хотя вслух об этом не распространяется. Когда Александр Чибесков с гордостью говорил о том, что ни один летчик, прибывший в Сибирь из Германии, до сих пор не написал рапорта об отставке, мне стало понятно: похоже, командиру самому неизвестно, на чем держится этот дух. Пилоты не садятся за штурвалы по два-три месяца подряд. "Летчик прикован к земле, - заметил Чибесков. - Зная, что ни завтра, ни через месяц он не будет подниматься в воздух, он сегодня не станет готовиться к полетам".
По словам командира полка, в США, на которые в лучшие времена ориентировались российские летчики, давно уже поняли уникальность вертолета. Американцы посчитали, что на один сбитый "Апач" приходится 16-18 уничтоженных современных танков, и это при равной стоимости машин. Поэтому в США вертолеты оснащают гораздо лучше, чем танки. Наши МИ-24, по утверждению Александра Чибескова, стоят столько же, сколько танки Т-80. Поэтому вертолетчики надеются на то, что в стране найдутся высокие чиновники, которые повернутся лицом к армии. Эта надежда, пожалуй, единственное, что питает моральный дух бердских вертолетчиков. "Иначе с нами вообще перестанут считаться!" - отрезал Чибесков.
Встречаясь с летчиками, он читает в их глазах один вопрос: "Когда в небо?" Ему обидно за офицеров. За молодых, среди которых немало выпускников, с отличием закончивших училища, потому что он не может передать им практический летный опыт. За старших, потому что эта сегодня лучшая часть летного состава вскоре будет вынуждена уходить в отставку. "Придет новая техника. Кто будет ее осваивать? - спрашивает командир полка. - Я понимаю реалии государства. Но ведь нет и никакой программы. Никто не может сказать, сколько нужно армии боевых вертолетов, какой необходим лимит топлива. Планировать нельзя". Ему обидно, потому что сам Александр Чибесков, освоивший все типы отечественных вертолетов, знавал лучшие времена, когда топлива было столько, сколько нужно на летную подготовку, когда в полку могла быть только одна неисправная машина.
Никто в бердском вертолетном полку об этом не говорит, но война на Северном Кавказе - это возможность не только приобрести боевой опыт, но и налетать часы для получения классного чина. Первая партия летчиков уже вернулась из Чечни. Все живы-здоровы. Двое представлены к званию Героя России. Первыми были пилоты первого и второго классов. Вторую разбавили "третьеклассниками". Возможные потери пытаются преодолеть тренировками в одном из соседних с новосибирским горных регионов, да и афганский опыт принимается в расчет. Через Афган прошло более пятидесяти офицеров бердского полка.
Вскоре после моего приезда полк летал. Целых три дня. Это был более ощутимый праздник, чем прошедшие майские. Меня приглашали наперебой: "Приезжайте, полетаете с нами". Откровенно сказать, очень хотелось. Однако неприятного осадка от упущенной возможности не осталось. Рожденный ползать может и не летать. Но вряд ли мне теперь удастся избавиться от сожаления, что рожденные летать летать не могут.