KiLLiR
03.12.2003, 21:25
Русский курьер, 3 декабря 2003 г.
Вчера экипаж разбившегося в сентябре бомбардировщика Ту-160 с бортовым номером 01 посмертно удостоен высоких государственных наград. За доблесть и профессионализм, благодаря которым летчики увели разрушающийся в воздухе самолет от поселка и крупного газового хранилища, командир подполковника Юрий Дейнеко стал Героем Российской Федерации, его помощник майор Олега Федусенко и штурманы майоров Григорий Колчин и Сергей Сухоруков награждены орденом Мужества.
Катастрофа ракетоносца Ту-160 произошла 18 сентября 2003 года в Саратовской области. До этого на самолете оказался неисправным один из двигателей, его заменили, и борт 01 поднялся в воздух, чтобы проверить его работу. На техническом языке это называется "облет авиационной техники". О том, что произошло потом, "РК" стало известно благодаря документам, полученным из Главного штаба ВВС. Через 37 минут после взлета Ту-160 начинает буквально разваливаться в воздухе. На высоте 1200 м от корпуса отделяются фрагменты внешней обшивки и топливных баков. Ракетоносец уходит в пике. Летчики пытаются вывести борт в горизонтальный полет, но из-за продолжающихся разрушений бмбардировщик не слушается командира, и угол пикирования продолжает увеличиваться. Следом происходит помпаж всех четырех двигателей, и два из них загораются. Ту-160 летит к земле с вертикальной скоростью 154 м/c. Экипаж готовится к катапультурованию. Но не успевает. Через 0,2 секунды после катапультирования обоих штурманов самолет взрывается. Под углом в 70 градусов Ту-160 сталкивается с землей. Весь этот ад продолжался 15 секунд. Обломки ракетоносца разбросало в радиусе 3 км от места падения. Позже на экспертизу доставят лишь 30% агрегатов самолета - остальное было изувечено до неузнаваемости. В степи нашли все четыре тела членов экипажа.
Несмотря на молниеносное течение событий, пилотам удалось увести горящую машину в сторону от поселка Степной с населением в 20 тысяч человек и находящегося поблизости крупнейшего в Саратовской области подземного газового хранилища (ПГЗ).
Комиссия по расследованию причин катастрофы пришла к выводу, что ЧП произошло из-за неисправности системы наддува и дренажа топивных баков. По сути же произошло слудующее. Топливным баком в Ту-160 служит центроплан. Это центральная часть крыла, которая связывает отъемные части крыла и фюзеляж. Внутри центроплан имеет полости - кассон, который и заполняют топливом. При подаче топлива в двигатели в кассон должен подаваться азот для выравнивания давления. Именно эта система оказалась в том роковом полете неисправной. Топливо забиралось из кассона центроплана, внутри него создавалось пониженное давление, и в определенный момент кассон (а вместе с ним центроплан) "схлопнул". Эта версия получила свое подтверждение на испытаниях на Жуковском, на летно-испытательной и доводочной базе ОАО "Туполев". В стоящем на полосе Ту-160 искусственно создали такую же ситуацию. Самолет взорвался. Трагично, но о неисправности систем наддува и дренажа на борту борта 01, сообщали неоднократно. Почему на это не обращали внимание, неизвестно. ОАО "Туполев" отказалось давать какие-либо комментарии.
Милена Бахвалова, Александр Ведерников
Вчера экипаж разбившегося в сентябре бомбардировщика Ту-160 с бортовым номером 01 посмертно удостоен высоких государственных наград. За доблесть и профессионализм, благодаря которым летчики увели разрушающийся в воздухе самолет от поселка и крупного газового хранилища, командир подполковника Юрий Дейнеко стал Героем Российской Федерации, его помощник майор Олега Федусенко и штурманы майоров Григорий Колчин и Сергей Сухоруков награждены орденом Мужества.
Катастрофа ракетоносца Ту-160 произошла 18 сентября 2003 года в Саратовской области. До этого на самолете оказался неисправным один из двигателей, его заменили, и борт 01 поднялся в воздух, чтобы проверить его работу. На техническом языке это называется "облет авиационной техники". О том, что произошло потом, "РК" стало известно благодаря документам, полученным из Главного штаба ВВС. Через 37 минут после взлета Ту-160 начинает буквально разваливаться в воздухе. На высоте 1200 м от корпуса отделяются фрагменты внешней обшивки и топливных баков. Ракетоносец уходит в пике. Летчики пытаются вывести борт в горизонтальный полет, но из-за продолжающихся разрушений бмбардировщик не слушается командира, и угол пикирования продолжает увеличиваться. Следом происходит помпаж всех четырех двигателей, и два из них загораются. Ту-160 летит к земле с вертикальной скоростью 154 м/c. Экипаж готовится к катапультурованию. Но не успевает. Через 0,2 секунды после катапультирования обоих штурманов самолет взрывается. Под углом в 70 градусов Ту-160 сталкивается с землей. Весь этот ад продолжался 15 секунд. Обломки ракетоносца разбросало в радиусе 3 км от места падения. Позже на экспертизу доставят лишь 30% агрегатов самолета - остальное было изувечено до неузнаваемости. В степи нашли все четыре тела членов экипажа.
Несмотря на молниеносное течение событий, пилотам удалось увести горящую машину в сторону от поселка Степной с населением в 20 тысяч человек и находящегося поблизости крупнейшего в Саратовской области подземного газового хранилища (ПГЗ).
Комиссия по расследованию причин катастрофы пришла к выводу, что ЧП произошло из-за неисправности системы наддува и дренажа топивных баков. По сути же произошло слудующее. Топливным баком в Ту-160 служит центроплан. Это центральная часть крыла, которая связывает отъемные части крыла и фюзеляж. Внутри центроплан имеет полости - кассон, который и заполняют топливом. При подаче топлива в двигатели в кассон должен подаваться азот для выравнивания давления. Именно эта система оказалась в том роковом полете неисправной. Топливо забиралось из кассона центроплана, внутри него создавалось пониженное давление, и в определенный момент кассон (а вместе с ним центроплан) "схлопнул". Эта версия получила свое подтверждение на испытаниях на Жуковском, на летно-испытательной и доводочной базе ОАО "Туполев". В стоящем на полосе Ту-160 искусственно создали такую же ситуацию. Самолет взорвался. Трагично, но о неисправности систем наддува и дренажа на борту борта 01, сообщали неоднократно. Почему на это не обращали внимание, неизвестно. ОАО "Туполев" отказалось давать какие-либо комментарии.
Милена Бахвалова, Александр Ведерников