PDA

Просмотр полной версии : Беседа с пилотом 16 ИАП ПВО МОСКВЫ



SLI=TOT_53=
03.01.2004, 22:12
Воронин Михаил Иванович, мой дед, окончил лётную школу на И-16 начал войну на МИГ-1. Далее МИГ-3, СПИТ-5, СПИТ-9... С разу после войны за попытку вместе с Супруном повесить коммисара, был переведён в другой полк на Як-9 :)

Собственно по просьбе Polar-а вёл сегодня беседу, первую чать чего и выкладываю.

http://www.silver.ru/soft/part1.mp3
http://www.silver.ru/soft/part2.mp3
http://www.silver.ru/soft/part3.mp3
http://www.silver.ru/soft/part4.mp3
http://www.silver.ru/soft/part5.mp3

Polar
03.01.2004, 22:30
Спасибо огромоное!!!!!!!!!!!
Слушаю и наслаждаюсь!!!!!!!!!!!!
Еще раз низкий поклон деду!!!!

Serp
03.01.2004, 23:19
Спасибо, очень интересно! :)

Duron
03.01.2004, 23:27
Пардон Тотыч :(, надо уточнить какой Супрун, и это было может до войны?
В моем талмуде значиться подполковник Супрун С.П. командир 401иап(вооруженого полностью МиГами), погиб 04 июля 1941 года в неравном бою.

А так спасибо , буду щас слушать, низкий поклон деду!

Polar
03.01.2004, 23:45
Это брат того Супруна.

SLI=TOT_53=
04.01.2004, 00:06
Да, Александр Супрун, брат того самого Супруна.

выкладываю остальное:
http://www.silver.ru/soft/part2.mp3
http://www.silver.ru/soft/part3.mp3
http://www.silver.ru/soft/part4.mp3

Если что то надо ещё спросить, говорите ! У меня ещё один день есть.

Duron
04.01.2004, 00:12
Спасибо Тотыч :) будем слушать

VGV
04.01.2004, 00:19
Спасибо! я сначала послушаю, а потом чтонить спрошу! :)

Serp
04.01.2004, 00:44
Originally posted by SLI=TOT_53=
Да, Александр Супрун, брат того самого Супруна.

выкладываю остальное:
http://www.silver.ru/soft/part2.mp3
http://www.silver.ru/soft/part3.mp3
http://www.silver.ru/soft/part4.mp3

Если что то надо ещё спросить, говорите ! У меня ещё один день есть.
А нельзя ли узнать мнение Твоего Деда о кокпите Спита?
Говорят он был теснее даже чем у Ишака, и были трудности
с покиданием самолёта...
Ну и вообще... побольше технических подробностей о Спитфайре(не цифры конечно, а ощущения - ну, что-нибудь вроде сравнения усилий на ручке Спита и Ишака, или ЧЕМ он так пробрал Як-3 - то есть КАК Дед Твой его сделал - вертикалью, или виражом, или...)
И ещё - чем он(Спит) был плох?
Ну какая у него ахилесова пята была?
Ведь идеальных самолётов не бывает...

Заранее благодарен.
С огромным уважением к Твоему Деду!

MIGHAIL
04.01.2004, 00:49
спасибище
,,,
прослушал тока, во де кайф, так бы сидел и слушал:)
про тэмпэст интерестно было б послушать, про тайфун, но йих вроде не лэндлизили

Polar
04.01.2004, 01:37
Михаил Иванович помогал переучивать летчиков 26 ГИАП?
Они его не подвели (я уже постил, но повторюсь)!!!!!:
Это летчики 26 ГИАП лейтенанты А. Федотов и В.Рыбин, сбившие над Ленинградом 8 марта 1945 года дальний разведчик Ju.188 (иногда пишут Ju.-88S).
1044 и последний немецкий самолет, сбитый Ленинградской зоной ПВО.

Polar
04.01.2004, 01:40
Спитфайр IX на фото легко узнается.:)

VGV
04.01.2004, 01:49
В сумме 10.5 метров примерно, но послушать очень стоит!!!
SLI=TOT_53= спасибо ещё раз!!! здоровья твоему деду крепкого! :)

Polar
04.01.2004, 01:56
Да, черт возьми!
SLI=TOT_53=, очень большое тебе спасибо, замечательно все!
И деду еще раз!
Слушаю и наслаждаюсь!!!!!!!

Das_Reich
04.01.2004, 04:59
SLI=TOT_53=, у тебя фамилия деда? Если да - то мы однофамильцы :)

vadson
04.01.2004, 11:19
Спасибо!

Впечатлило:
"Тандерболт" - с шипами на колесах:eek: Пробег - 6 км без тормозов%)

Polar
04.01.2004, 13:06
Пара вопросов вдогонку:
1. Михаил Иванович говорил о Як-9 с "очень ненадежным двигателем". Как я понимаю, речь идет о Як-9У с ВК-107, дед не вспомнит эти детали? Как ему этот Як-9 по сравнению со "Спитом"?
2. Он очень верно говорит, что МиГ-3 - самолет не для боев на малой высоте. А что касательно Спитов, были ли у него какие-либо предпочтения по высотам?
3. Присоединюсь к вопросу Serp-a - НА ЧЕМ, на каких видах маневра "Спит" брал и Як-3, и Ла-7?

Lionet
04.01.2004, 13:16
Спасибо! Очень интересно!

От всех нас передавай деду огромное спасибо и пожелание крепкого здоровья и долгих лет жизни!

Bykov
04.01.2004, 15:20
Originally posted by Polar
Это летчики 26 ГИАП лейтенанты А. Федотов и В.Рыбин, сбившие над Ленинградом 8 марта 1945 года дальний разведчик Ju.188 (иногда пишут Ju.-88S).
1044 и последний немецкий самолет, сбитый Ленинградской зоной ПВО.


Про сбитый Ю-88 правильно написано, можно только добавить, что он упал в р-не Сланцы.
А вот что касается пилотов...
Федотов - летчик 102 гиап ПВО, летал на Р-39,
Рыбин - летчик 11 гиап ПВО, летал на Ла-5
Причем, что интересно, в документах 102 гиап победа Федотова значится личной, а в документах 11 гиап победа Рыбина одержана в паре с "Аэрокоброй"...
:D:D:D

МБ

Duron
04.01.2004, 15:32
Вот меня только смущает, конец 43 года, Як-3 :(, может Як-9 (когда он учебный бой провел на 5000 м). Тут тогда верно на этой высоте Як-9 сливал Спиту. А французы из "Нормандии" уже на родине проводили учебные бои на малых высотах на своих подаренных Сталином Як-3 делали и Спитов и Мустангов.

Yura
04.01.2004, 17:42
Просто класс! По-больше бы таких записей!!!

Я вот у своих дедов уже никогда интервью не возьму. Не пилоты, правда, они были. Первый в плен попал в 41, сам для себя могилу копал. Другой прошел всю войну - штаб Жукова охранял. Но сегодня его уже нет.

Polar
04.01.2004, 20:08
Originally posted by Bykov
Про сбитый Ю-88 правильно написано, можно только добавить, что он упал в р-не Сланцы.
А вот что касается пилотов...
Федотов - летчик 102 гиап ПВО, летал на Р-39,
Рыбин - летчик 11 гиап ПВО, летал на Ла-5
Причем, что интересно, в документах 102 гиап победа Федотова значится личной, а в документах 11 гиап победа Рыбина одержана в паре с "Аэрокоброй"...
:D:D:D

МБ
Ну вот....:(
Выходит, Red Stars оказался точнее в этом вопросе, чем старая советская книжка.
А какая красивая фотография:(:(:(

RB
04.01.2004, 20:49
Originally posted by vadson
Спасибо!

Впечатлило:
"Тандерболт" - с шипами на колесах:eek: Пробег - 6 км без тормозов%)

Возможно он утрировал.. А на самом деле у Тандерболта пробег был очень большой. Я однажды смотрел фильм про Тандерболт и летчик который на нем летал (уже в наше время) утверждал что без тормозов самолет бы мог катится еще милю:)

RB
04.01.2004, 20:50
Originally posted by Duron
Вот меня только смущает, конец 43 года, Як-3 :(, может Як-9 (когда он учебный бой провел на 5000 м). Тут тогда верно на этой высоте Як-9 сливал Спиту. А французы из "Нормандии" уже на родине проводили учебные бои на малых высотах на своих подаренных Сталином Як-3 делали и Спитов и Мустангов.


На какой высоте?:)

Salsero
04.01.2004, 21:47
Деду - пожелания доброго здоровья.

Если есть возможность перецифровать на 64 кбит 44 кГц, одним куском, было б полное щастье... :D

И поговорить с Медоксом - на диск Ил-2:Gold ;)

Klop///
04.01.2004, 22:30
Большое спасибо!

Polar
04.01.2004, 23:13
Originally posted by Duron
Вот меня только смущает, конец 43 года, Як-3 :(, может Як-9 (когда он учебный бой провел на 5000 м). Тут тогда верно на этой высоте Як-9 сливал Спиту.
Там как бы четко говорится про Як-3.

ES_Vanka-Vstanka_09
05.01.2004, 03:15
Во по поводу того, что одной пулей по мотору и все........пин..ец, двигло горит, я ж раньше про ШКАСы писал, и с мемуаров летчиков цитаты выдергивал, точно это было ведь, ага.
А у нас танки какие то летающие, а не самолеты, такое ощущение что все бронированные....

http://forum.sukhoi.ru/showthread.php?s=&threadid=18899

Maximus_G
05.01.2004, 03:35
Дед часто путает годы, но чётко говорит о каждом типе.

boRada
05.01.2004, 11:59
Часто? Один раз только заметил, с особистом.. в 44 перевели вродь, а случай был, да и то потом четко сказал в 45.
Спасиб, Тимур! С удовольствием послушал! Здоровья ему!
PS Хе... "кобра - щенок..." что же будет с синими, если спит появится? :D

Delta_7
05.01.2004, 14:25
Огромное СПАСИБО, ЗДОРОВЬЯ.

Duron
05.01.2004, 17:10
Originally posted by Polar
Там как бы четко говорится про Як-3.

вроде да, но в конце 43 года небыло еще Як-3 :(, тем более в полках ПВО. Последний налет на Москву был вроде в мае 44 года, так что Дед точно сказал время конец 43 года.

Молодец Дед, блин имеет такую память, я б наверно непомнил как бы меня звали лет 40 спустя :)

Пы Сы я тут ни к кому не придираюсь, просто хотелось уточнить детали.

deCore
05.01.2004, 18:49
Originally posted by Duron
вроде да, но в конце 43 года небыло еще Як-3 :(, тем более в полках ПВО.
Почему? Это, видимо, речь о первых экземплярах. Да, вроде и не в полку, а показуха...

deCore
05.01.2004, 18:54
"В феврале 1943 г. завершилась постройка истребителя Як-1М....
В сентябре 1943 г. года был подготовлен улучшенный вариант-Як-1М «Дублер»...
Итак, очередной истребитель получил путевку в жизнь, а заодно и новое имя - Як-3..." (http://www.airwar.ru/enc/fww2/yak3.html)

SLI=TOT_53=
06.01.2004, 13:40
Всем большое спасибо за добрые слова. Все пожелания передал, форум почитать дал, Ил-2:ЗС показал ;)
ЗыСы понравились. Дед меня покритиковал что я после взлёта самолёт не выравниваю, что стреляю издалека (метров с 500 на як-3).. Несколько раз удивился что мессер живой оставался от очереди почти в упор с МИГ-3. ;) Кстати "никакую смесь" на Миг-3 дед в ручную не регулировал, :eek: Посадочную фару не использовал т.к. когда она полосу высвечивает уже и так всё видно.
На остальные вопросы ответы тут:
http://www.silver.ru/soft/part5.mp3

Serp
06.01.2004, 14:33
Originally posted by SLI=TOT_53=
Всем большое спасибо за добрые слова. Все пожелания передал, форум почитать дал, Ил-2:ЗС показал ;)
ЗыСы понравились. Дед меня покритиковал что я после взлёта самолёт не выравниваю, что стреляю издалека (метров с 500 на як-3).. Несколько раз удивился что мессер живой оставался от очереди почти в упор с МИГ-3. ;) ...http://www.silver.ru/soft/part5.mp3
А вот кстати ещё один вопрос(хотя я наверное опоздал?) - какое сведение было у них? (И кстати - у Вас, когда Вы летели на этом МиГе)?
Может быть тут всё дело в этом?
Ну, представим - как летят снаряды, если Вы стреляете в упор, а сведение скажем - 500... да просто мимо они летят! Ну может несколько и заденет противника, но не смертельно...
Мне кажется если сведение сто метров - то и Месса уложить в упор ничего не стоит(в ЗС). (Даже, собственно - и не кажется). :)

deSAD
06.01.2004, 15:05
Originally posted by Serp
А вот кстати ещё один вопрос(хотя я наверное опоздал?) - какое сведение было у них? (И кстати - у Вас, когда Вы летели на этом МиГе)?
Может быть тут всё дело в этом?Кхм ... а чего - оно для Як-3 или МиГ-3 сильно критично? У них же все "волыны" в носу (причем довольно компактно) собраны, так шо хучь на бесконечность сведение настраивай - все одно "худой" (даже и несмотря на всю свою худобу ;)) промеж трасс ну никак не поместится :D Ну а упреждение-то ТОТ наверняка уж брал :rolleyes:

З.Ы.
Ща вот докачаю сабж(и) и все сразу буду слухать! :cool:

Serp
06.01.2004, 17:43
Originally posted by deSAD
Кхм ... а чего - оно для Як-3 или МиГ-3 сильно критично? У них же все "волыны" в носу (причем довольно компактно) собраны, так шо хучь на бесконечность сведение настраивай - все одно "худой" (даже и несмотря на всю свою худобу ;)) промеж трасс ну никак не поместится :D Ну а упреждение-то ТОТ наверняка уж брал :rolleyes:


Ну согласен... это у меня эмильевский взгляд на жизнь попёр... :D
Но всё таки интересно - какое на самом деле ставили сведение...
Ведь было же оно?
Даже на "централизованных" еропланах...

Cyber Hunter
06.01.2004, 17:43
SLI=TOT_53=
Спасибо, очень познавательная беседа!

Деду тоже передавайте огромное спасибо и пожелания долгих лет жизни!

all
Вот я все думаю, что лучше? То ли так же ответы на вопросы записать или попробовать личную встречу провести?
Второе без помощи CoValent и всех-всех-всех будет тяжело сделать... ;)
Дед моей жены (Латыпов Куддус Канифович (http://wwii-soldat.narod.ru/latypov.htm) - штурмовик, ГСС) летал на Ил-2, в начале войны на По-2 (ночные бомбардировки).
Он часто бывает в Москве (мотается из Москвы в Башкирию и обратно). То там, то там живет. :)
В 2003 справили ему 80 лет.

Еще первую игру Ил-2 (не ЗС) ему показывал - понравилась...
Плакат и майка из коробочной версии Ил-2 ему тоже понравились. Отдал без лишних слов. :)
---
"За время войны К. Латыпов совершил 134 боевых вылета, лично уничтожил 22 вражеских танка, 40 автомашин, 5 самолетов, подавил 9 артиллерийских батарей, поджег 2 эшелона с живой силой и боевой техникой, уничтожил до 450 солдат и офицеров противника...

Эти данные приведены в наградном листе Куддуса Латыпова. В соответствии с ним, "за успешно совершенные 134 боевых вылета на штурмовые удары, в результате которых нанес большой урон в живой силе и технике противника, за взаимную выручку в бою, проявленные мужество, отвагу и героизм" Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года К.К. Латыпову присвоено звание Героя Советского Союза.

В послевоенное время Куддус Латыпов занимал должность командира авиаэскадрильи, а после окончания Военно-политической академии имени В. И. Ленина был заместителем командира авиаполка и начальника политотдела авиадивизии. Затем полковник Латыпов служил в управлении ВВС Киевского военного округа и в одном из центральных органов ВВС. Закончил службу в Москве, в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского.

Герой Советского Союза Куддус Канифович Латыпов награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, 15 медалями.

Куддус Латыпов автор книг: "Витязи крылатые" (1995) и "Может ли голубь ястребом стать?" (1999).

Живет в Москве."

VGV
06.01.2004, 18:15
Cyber Hunter чяво с нас надо? :)

SLI=TOT_53=! 5я часть обрывается на интересном месте, это значит что будет ещё? :)

Brennan_74
06.01.2004, 18:15
Послушал все,кроме последней части...Интересно!
Уважаемый SLI=TOT_53= -может быть и не нужно задавать ентот вопрос,а то быстренько на флейм скатимся-но не задать все-таки не могу.Скажите,Вы не пытались показать Вашему деду старый "Ил-2"?Так сказать,сравнить...Просто его комментарий по выравниваю после взлета очень к месту применительно именно к старому симу...Да и описание И-16 тоже больше походит на "классический" "Ил-2Ш".

Sky_Dog
07.01.2004, 00:28
To Serp

Не уверен, но в беседе помоему прозвучало что сводили на 200 метров

Pioneerrr
07.01.2004, 04:15
Originally posted by boRada
PS Хе... "кобра - щенок..." что же будет с синими, если спит появится? :D
Новая "правильная" ФМ для месса. :D

Crimson
07.01.2004, 12:56
Надеюсь будущая "правельная" будет "правельней" нежели "правильной" нынешней.

RR_Stomp
07.01.2004, 15:10
Огромное спасибо! Слушал с удовольствием. В наше время такие материалы большая редкость. Из первых уст так сказать...

Delta_7
08.01.2004, 00:31
Если можно, хотел бы спросить.
Сейчас идёт дискуссия по поводу расстрела парашютистов. Хотелось бы узнать из первых рук, как на самом деле обстояли дела? Что по этому поводу помнит, что слышал Михаил Иванович?
Как я понимаю, на войне не до рыцарства и не до женевских конвенций. Если обстановка позволяет, нет угрозы для меня и моих товарищей - это святое дело замочить спускающегося на парашюте пилота-противника. Если его оставить, он вернётся, сядет в новый самолёт и в его прицеле может оказаться ещё не один самолёт...
Главный принцип войны - нанести максимальный урон противнику, а хороший пилот, пожалуй ценнее самолёта.

Dimych
08.01.2004, 09:00
ТОТ, спасибо за интервью с дедом!;) Доброго ему здоровья!!!
Если хош, для дедули, есть у меня кино "Траектория полета. Спитфайр" называется, писал с тарелки.:) Хороший фильмец.
Однако по воспоминаниям Крупински, Спиты не доставили хлопот на Восточном фронте. Сказал "Мы их быстро выбили".
А вот в том фильме, современный пилот, который летает на Спите, говорит, что у него очень хорошая маневренность на низких скоростях.

Dimych
08.01.2004, 09:07
Originally posted by Brennan_74
Послушал все,кроме последней части...Интересно!
Уважаемый SLI=TOT_53= -может быть и не нужно задавать ентот вопрос,а то быстренько на флейм скатимся-но не задать все-таки не могу.Скажите,Вы не пытались показать Вашему деду старый "Ил-2"?Так сказать,сравнить...Просто его комментарий по выравниваю после взлета очень к месту применительно именно к старому симу...Да и описание И-16 тоже больше походит на "классический" "Ил-2Ш".

Кстати в фильме "Охота на Единорога" очень хорошо видно как лавка со взлета довольно круто высоту набирала, да еще с неубранным шасси. Да вот еще про И-16. Спорил с Олегом, мог или нет И-16 петлю сделать за 15 сек. Каждый остался при своем "правильном" мнении. Но даже если в моих рассуждениях и замерах есть неточность, то вот еще один факт - в сетке есть инфа - отчет об испытаниях фоки. Так вот там говорится что фока делала петлю за 21 сек. Что же выходит И-16 в симе менее маневрен чем фока? У меня быстрее 22 сек не получается.:confused:

Nadaske
08.01.2004, 10:31
Спасибо тебе большое.
И отдельное огромное спасибо деду!
Получил огромное удовольствие слушая. :)

orion71
08.01.2004, 12:19
Не хочу поднимать флейм в такой нужной и интересной ветке, но ...
Сведение имеет важную роль не только в крыльевом вооружении. В симе (по словам всеми уважаемых вирпилов :) ) это реализовано. Так что стрельба с 20-50 метров и сведением 500 немного отлична от стрельбы с той же дистанции, но сведением 100 м. Но тем ни менее, на таких дистанциях огня, разница сведения не очень критична ИМХО. :)

З.Ы. Дай бог здоровья ветерану. ИМХО к 23 февраля, не плохо было бы выложить его адрес или открыть для него ящик на почте. Уверен, многие не против его поздравить. Тем более от него получено столько интересной инфы. Судя по сему, он не собирается отказываться от дальнейших бесед ;) Так что ждем 6-ю часть ;)

RB
08.01.2004, 21:40
Originally posted by Dimych
Кстати в фильме "Охота на Единорога" очень хорошо видно как лавка со взлета довольно круто высоту набирала, да еще с неубранным шасси. Да вот еще про И-16. Спорил с Олегом, мог или нет И-16 петлю сделать за 15 сек. Каждый остался при своем "правильном" мнении. Но даже если в моих рассуждениях и замерах есть неточность, то вот еще один факт - в сетке есть инфа - отчет об испытаниях фоки. Так вот там говорится что фока делала петлю за 21 сек. Что же выходит И-16 в симе менее маневрен чем фока? У меня быстрее 22 сек не получается.:confused:

Взлет в фильме есть не факт - Дед все правильно говорил про выравнивание.

Я могу взлететь с полупустыми баками пустой с 20 градусными закрылками очень круто верх до того пока самолет не войдет в сваливание..
Другое дело зачем это делать а негативные последствия это может повлечь..


На счет И-16.. Насколько я помню Олег непосредственно общялся с людьми которые на них летают в Новой Зеландии .

Brennan_74
09.01.2004, 02:18
Originally posted by RB



На счет И-16.. Насколько я помню Олег непосредственно общялся с людьми которые на них летают в Новой Зеландии .

И-16 говорите...Новая,понимаешь,Зеландия;).А вот вроде бы циркулируют слухи,что "Ишачки" те-новоделы...И двигатели у них-не "родные",а с какого-то подходящего гражданского ероплана сняты.В смысле-движки не точно такие,а того же семейства.Потому-то они и глохнут при отрицательных перегрузках-моторам,работающим на пассажирских перевозках,компенсационная камера ни к чему...:rolleyes:

Вот бы кто-нибудь внес ясность в энтот вопрос...а?:confused:

RB
09.01.2004, 02:26
Originally posted by Brennan_74
И-16 говорите...Новая,понимаешь,Зеландия;).А вот вроде бы циркулируют слухи,что "Ишачки" те-новоделы...И двигатели у них-не "родные",а с какого-то подходящего гражданского ероплана сняты.В смысле-движки не точно такие,а того же семейства.Потому-то они и глохнут при отрицательных перегрузках-моторам,работающим на пассажирских перевозках,компенсационная камера ни к чему...:rolleyes:

Вот бы кто-нибудь внес ясность в энтот вопрос...а?:confused:

here are currently six of these aircraft flying in the world. Fully restored professionally in Russia for the Alpine Fighter Collection, New Zealand, this is one of THE significant fighters to re-appear from oblivion. These potent 1000 hp fighters are an exciting addition to the world's airshow drawcards and collections of historic warbirds.

"With the proven ASh-62IR engine (as fitted to the Antonov AN-2), which is basically the same engine as the M-62 used in the original Type 24 model, these restored I-16s currently have a Vne (max speed) of 430km/hr but it is anticipated that this will be lifted to 460 km/hr which is the maximum allowed under the Russian regulations factored against the original maximum of 489km/hr."

http://www.polikarpov.co.nz/pages/i_16.html

Brennan_74
09.01.2004, 02:45
Originally posted by RB


"With the proven ASh-62IR engine (as fitted to the Antonov AN-2), which is basically the same engine as the M-62 used in the original Type 24 ..."

http://www.polikarpov.co.nz/pages/i_16.html

Ну и?...Написано же-"...в основном-тот же двигатель тспользовавшийся в настоящем типе 24..."

Вопрос в том-до какой степени "в основном"?:)

RB
09.01.2004, 02:52
Originally posted by Brennan_74
Ну и?...Написано же-"...в основном-тот же двигатель тспользовавшийся в настоящем типе 24..."

Вопрос в том-до какой степени "в основном"?:)


Там вроде написано примерно так:
"Engine: Ash-62 IR, 1000 hp, 9 cylinder air cooled radial.

36.4 hours T.S.O. 1220.8 T.T.

Propeller: AV-1M metal, 2 blade. 28.1 hours T.T."

P.S.А какие нюансы использовались в настоящем кто-нибудь знает?

RB
09.01.2004, 03:04
еще оттуда же :

"During their operational period, the Polikarpovs were started with a truck bourn Huck Starter coupling to the propeller spinner as the engine had no onboard starter or generator as standard equipment. As a concession to modern operation these aircraft have been restored with an inertia starter fitted but still have no generators. The modern high capacity battery handles this well, particularly if a GPU is employed for most starts. "

А вот с чего восстанавливалось :

http://www.polikarpov.co.nz/rebuild%20thumbs/rebuild%20large/rebuild01.jpg

Brennan_74
09.01.2004, 03:33
Originally posted by RB
еще оттуда же :

"During their operational period, the Polikarpovs were started with a truck bourn Huck Starter coupling to the propeller spinner as the engine had no onboard starter or generator as standard equipment. As a concession to modern operation these aircraft have been restored with an inertia starter fitted but still have no generators. The modern high capacity battery handles this well, particularly if a GPU is employed for most starts. "

А вот с чего восстанавливалось :

http://www.polikarpov.co.nz/rebuild%20thumbs/rebuild%20large/rebuild01.jpg

М-да...на совесть поработали ребята!Ничего не скажешь...

Dimych
09.01.2004, 08:52
[
На счет И-16.. Насколько я помню Олег непосредственно общялся с людьми которые на них летают в Новой Зеландии . [/B][/QUOTE]

Ну вообще-то по тем же самым соображениям, мои замеры с хронике по И-153 не сильно(1-2 сек)расходятся с тестом в симе, а вот И-16 существенно(10-12 сек). И с чего бы это? Может конечно И-16 был не тип 24 или 18 как в игре, а скажем тип 5 или 10, но это шибко картину не меняет. Ну так вот И-16 на авиапараде в Тушино (кажись 37 год) выполнил иммельман и 3-ю бочку в конце за 9 секунд.:D
А как ты думаешь, стали бы нынешние пилоты выполнять рискованные мануверы, понимая что такой питыц как минимум 150000 зеленых стоит?:rolleyes:

Dimych
09.01.2004, 09:02
Originally posted by RB
Взлет в фильме есть не факт - Дед все правильно говорил про выравнивание.

Я могу взлететь с полупустыми баками пустой с 20 градусными закрылками очень круто верх до того пока самолет не войдет в сваливание..
Другое дело зачем это делать а негативные последствия это может повлечь..


.

Выравнивание делается насколько я понимаю, для того чтобы набрать необходимые 250-270- км/ч для достижения максимальной скороподъемности.:confused: Так?
А в фильме по сюжету, наши не имели возможности шибко долго разгоняться, поэтому майор и говорил : "После взлета по газам и вверх!", что летчики -дублеры на Ла-(11) и делали.
А потом про ишак, обратите внимание что дедушка говорил:"чертенок", "очень пилотажный был":)

Dimych
09.01.2004, 09:10
Originally posted by RB


На счет И-16.. Насколько я помню Олег непосредственно общялся с людьми которые на них летают в Новой Зеландии .

И вот еще про современный пилотаж на раритетах: есть у меня фильм "Траектория полета.Спитфайр" Там показан учебный бой 109-го со Спитом на одном из авиашоу. Так вот перед боем оба пилота садятся и обсуждают как все будет происходить, пилот Спита говорит : "Потому что мы знаем, что самолеты на которых мы летаем представляют огромную ценность". Ну и могут ли они потом судить о реальных возможностях самолета? А дедушка про пилотаж в бою кстати ясно сказал : "Порой на грани срыва в штопор."

Lodin
09.01.2004, 09:35
Originally posted by orion71
Сведение имеет важную роль не только в крыльевом вооружении. В симе (по словам всеми уважаемых вирпилов :) ) это реализовано. Так что стрельба с 20-50 метров и сведением 500 немного отлична от стрельбы с той же дистанции, но сведением 100 м.

угу... если не ошибаюсь, то по словам ОМ на этом же форуме сведение в симе не разделяется на горизонтальное и вертикальное а объединено... у носовых пушек/пулеметов вылетающий снаряд летит по параболе...
т.е. при сведении в 500м стреляя с дистанции 200 можна проста не попасть :)

RB
09.01.2004, 10:37
Originally posted by Dimych
[
На счет И-16.. Насколько я помню Олег непосредственно общялся с людьми которые на них летают в Новой Зеландии .

Ну вообще-то по тем же самым соображениям, мои замеры с хронике по И-153 не сильно(1-2 сек)расходятся с тестом в симе, а вот И-16 существенно(10-12 сек). И с чего бы это? Может конечно И-16 был не тип 24 или 18 как в игре, а скажем тип 5 или 10, но это шибко картину не меняет. Ну так вот И-16 на авиапараде в Тушино (кажись 37 год) выполнил иммельман и 3-ю бочку в конце за 9 секунд.:D
А как ты думаешь, стали бы нынешние пилоты выполнять рискованные мануверы, понимая что такой питыц как минимум 150000 зеленых стоит?:rolleyes: [/B][/QUOTE]

.
Новый Пайпер стоит 300 000 куда ему до Ишака. Выполнение фигур зависит от пилота..Плюс здесь столько нюансов что я бы побоялся даже сравнивать. Как уже не раз говорилось вес самолета :боекомплект, топливo, оборудование играют большую роль ..

RB
09.01.2004, 10:43
Originally posted by Dimych
Выравнивание делается насколько я понимаю, для того чтобы набрать необходимые 250-270- км/ч для достижения максимальной скороподъемности.:confused: Так?
А в фильме по сюжету, наши не имели возможности шибко долго разгоняться, поэтому майор и говорил : "После взлета по газам и вверх!", что летчики -дублеры на Ла-(11) и делали.
А потом про ишак, обратите внимание что дедушка говорил:"чертенок", "очень пилотажный был":)

Дело не в разгоне и возможностях, а в характеристиках самолета. Все зависит от обстоятельств. Обычно существует две скорости первая для наивыгоднейшего угла, вторая набора высоты..Обычно используют рекомендуемую скорость для наилучшего набора высоты.

RB
09.01.2004, 10:51
Originally posted by Dimych
И вот еще про современный пилотаж на раритетах: есть у меня фильм "Траектория полета.Спитфайр" Там показан учебный бой 109-го со Спитом на одном из авиашоу. Так вот перед боем оба пилота садятся и обсуждают как все будет происходить, пилот Спита говорит : "Потому что мы знаем, что самолеты на которых мы летаем представляют огромную ценность". Ну и могут ли они потом судить о реальных возможностях самолета? А дедушка про пилотаж в бою кстати ясно сказал : "Порой на грани срыва в штопор."

Ну поединок это одно, авиашоу другое. Это все равно как драка в китайском фильме и реально на улице.Тоже самое относится к " на грани срыва в штопор".К одному типу самолета такая тактика подходит к другому нет. Например когда в разговоре с Американским пилотом ВоВ я слышал другое мнение, но тот летал на P-47 P-51 ..

AlexF
09.01.2004, 14:13
Двигатель АШ-62ИР является гражданской версией двигателя М-62.

AlexF
09.01.2004, 14:17
вот тут можно на различия M-62 и АШ-62ИР посмотреть
http://www.airwar.ru/enc/engines/m62.html

Wad
10.01.2004, 01:49
Originally posted by AlexF
вот тут можно на различия M-62 и АШ-62ИР посмотреть
http://www.airwar.ru/enc/engines/m62.html
В общем-то там как раз и ничего особенного про различия не написано. К тому же в таблице порядочно напутано в характеристиках АШ-62ИР - если поверить в то, что рабочий объем у него 20,6л., то литровая мощность получится аж целых 39,8 л/с а не 27,43 как написано. Мощность 820 л.с. для АШ-62ИР соответствует расчетной высоте не 4500, а 1500 метров - он же без второй ступени нагнетателя и на 4500 вообще еле тянет - для АН-2 эта высота - практический потолок.
Теперь немного про обозначения моделей двигателей, а то почему-то всегда с ними какая-то путаница возникает: сначала все двигатели, выпускающиеся в нашей стране, обозначались через индекс "М", например: М-62, М-105, М-82 и т.д. Однако в 1944г. вышло постановление, согласно которому модели двигателей стали называть по инициалам их конструкторов, наподобие тому, как в свое время переименовали модели самолетов. Так М-62 с 1944 года стал называться АШ-62, что в "переводе" означает "Аркадий Швецов"- 62. Так что М-62 и АШ-62 это вообще один и тот же двигатель.
Теперь о модификациях: на основе базового М-62 с 1938 г. выпускался М-62Р с планетарным редуктором, и М-62ИР с редуктором и односкоростным а не двухскоростным, как на базовой модели, нагнетателем. Вот этот М-62ИР, переименованный в 1944 г. в АШ-62ИР и стоит в настоящее время на всех АН-2 и является чуть ли не самым старинным двигателем всех времен и народов. Таким образом, если летать низехонько (до 2000м.) то практически никакой разницы между М-62 и АШ-62ИР никто и не почувствует. К слову сказать, модификаций АШ-62ИР за все время его выпуска было около двух десятков так что он несколько изменялся с течением времени, но не принципиально.

AlexF
10.01.2004, 01:57
Угу. Мне самому показался маловат объем АШ-62ИР, но это просто была первая ссылка по которой были одновременно и М-62 и АШ-62ИР.
:)

Shortgun
10.01.2004, 10:07
Originally posted by Cyber Hunter
SLI=TOT_53=
Спасибо, очень познавательная беседа!

Деду тоже передавайте огромное спасибо и пожелания долгих лет жизни!

all
Вот я все думаю, что лучше? То ли так же ответы на вопросы записать или попробовать личную встречу провести?
Второе без помощи CoValent и всех-всех-всех будет тяжело сделать... ;)
Дед моей жены (Латыпов Куддус Канифович (http://wwii-soldat.narod.ru/latypov.htm) - штурмовик, ГСС) летал на Ил-2, в начале войны на По-2 (ночные бомбардировки).
Он часто бывает в Москве (мотается из Москвы в Башкирию и обратно). То там, то там живет. :)
В 2003 справили ему 80 лет.

Еще первую игру Ил-2 (не ЗС) ему показывал - понравилась...
Плакат и майка из коробочной версии Ил-2 ему тоже понравились. Отдал без лишних слов. :)
---
"За время войны К. Латыпов совершил 134 боевых вылета, лично уничтожил 22 вражеских танка, 40 автомашин, 5 самолетов, подавил 9 артиллерийских батарей, поджег 2 эшелона с живой силой и боевой техникой, уничтожил до 450 солдат и офицеров противника...

Эти данные приведены в наградном листе Куддуса Латыпова. В соответствии с ним, "за успешно совершенные 134 боевых вылета на штурмовые удары, в результате которых нанес большой урон в живой силе и технике противника, за взаимную выручку в бою, проявленные мужество, отвагу и героизм" Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года К.К. Латыпову присвоено звание Героя Советского Союза.

В послевоенное время Куддус Латыпов занимал должность командира авиаэскадрильи, а после окончания Военно-политической академии имени В. И. Ленина был заместителем командира авиаполка и начальника политотдела авиадивизии. Затем полковник Латыпов служил в управлении ВВС Киевского военного округа и в одном из центральных органов ВВС. Закончил службу в Москве, в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского.

Герой Советского Союза Куддус Канифович Латыпов награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, 15 медалями.

Куддус Латыпов автор книг: "Витязи крылатые" (1995) и "Может ли голубь ястребом стать?" (1999).

Живет в Москве."

Етить!!!!!!
У меня есть книга твоего деда "Витязи крылатые". Случайно у тещи нашел. Она ее чуть не выкинула!!! Слушай! Он в Уфе бывает??? Я бы подписал книгу у него! Как связаться?

ЗЫ Продублировал в личные.

Dimych
10.01.2004, 11:35
Originally posted by RB
.
Новый Пайпер стоит 300 000 куда ему до Ишака. Выполнение фигур зависит от пилота..Плюс здесь столько нюансов что я бы побоялся даже сравнивать. Как уже не раз говорилось вес самолета :боекомплект, топливo, оборудование играют большую роль ..

Конечно, от пилота многое зависит. Попробуй сделать приведенный выше маневр в симе и сравни время. Можно экспериментировать и с топливом и с вооружением.:)

RB
12.01.2004, 00:41
Originally posted by Dimych
Конечно, от пилота многое зависит. Попробуй сделать приведенный выше маневр в симе и сравни время. Можно экспериментировать и с топливом и с вооружением.:)

Тяжело сравнивать.. Какие параметры были у самолета в хронике вес ,топливо, вооружение и т.д.

camel
21.10.2005, 13:37
По поводу И-16 есть что сказать у меня. Тот ишачок что в Зеландии летает делался в Новосибирске на авиазаводе им.Чкалова по спец заказу от буржуйского миллионера-колекционера. У меня батя там диспетчером. Так он говорил что на него движок от АН-2 поставили. И плюс есть мнение человека который его облетывал ( испытатель на том же заводе ). Коротко звучит так : Я не знаю как на нем летали и воевали. В управлении тяжелый и неудобный.

Но это в сравнении с сегодняшним ЯК-52 он говорил.

timsz
21.10.2005, 13:49
Так он говорил что на него движок от АН-2 поставили. И плюс есть мнение человека который его облетывал ( испытатель на том же заводе ). Коротко звучит так : Я не знаю как на нем летали и воевали. В управлении тяжелый и неудобный.

Кажется, УНВП. Вроде была история, что специально создали команду летчиков-испытателей, которая ездила по частям и показывала всем, что на Ишаке можно летать.

=FPS=Altekerve
21.10.2005, 18:26
Да, мне бы такую память в 80 лет. ;)

Последний кусок какой-то оборванный на полуслове, да еще с помехами.

JGr124_Jager12
24.10.2005, 11:53
Спасибо, Тотыч! Очень внимательно прослушал. Очень интересно, познавательно и поучительно.
Вот один вопрос, который остался. Дед очень как то сдержано обошел вопросы про мессеры с которыми он встречался. Хороший самолет,- вот и весь коммент. Видимо для ветерана этот вопрос не самый приятный.
Но это лишьпредположение.
если будет возможность развить данную тему, то пожалуйста - выкладывай данные интервью. Такие воспоминания и не для советского телевидения сделанные - раритеты.

=FPS=Plumb
25.10.2005, 08:59
... Дед очень как то сдержано обошел вопросы про мессеры с которыми он встречался. Хороший самолет,- вот и весь коммент. Видимо для ветерана этот вопрос не самый приятный.
Но это лишьпредположение....

Из рассказа знакомого: - на фабрику пришел ветеран-летчик на патриотическую беседу - собрались в основном женщины. Председатель собрания стандартные вопросы задает - ветеран стандартно отвечает. В конце беседы молодой парень "не по плану" спрашивает: "А трудно было мессершмит сбить?"
Ветеран отвечает:
- Мессер завалить - это все равно что тигрицу в задницу вы%^$*ть!
- А я их три штуки сбил!!!

Видимо до конца войны для большинства пилотот воздушные бои проходили с наивысшим напряжением всех сил.

RoyalFlush
07.11.2005, 05:07
Пара вопросов вдогонку:
1. Михаил Иванович говорил о Як-9 с "очень ненадежным двигателем". Как я понимаю, речь идет о Як-9У с ВК-107, дед не вспомнит эти детали? Как ему этот Як-9 по сравнению со "Спитом"?


На этот вопрос ответ практически есть у Степанца:

Для получения более объективной и полной оценки боевых и
тактических качеств Як-З с металлическим крылом было прове-
дено семь полетов на воздушный бой с Як-9 ВК-107А, "Кингкоб-
рой" P-63C-1 и "Спитфайром" IX о взаимной пересадкой летчи-
ков.
В воздушном бою на горизонтальном и вертикальном манев-
рах на всех высотах Як-З ВК-107А практически не отличались
от Як-9 ВК-107А, имели некоторое преимущество в вертикальном
маневре над самолетом "Кингкобра" P-63C-1 и уступали истре-
бителю "Спитфайр" IX при использовании последним 5-минутного
режима.

http://www.aviation.ru/book/Stepanets/stepyak3.txt

RoyalFlush
07.11.2005, 05:13
3. Присоединюсь к вопросу Serp-a - НА ЧЕМ, на каких видах маневра "Спит" брал и Як-3, и Ла-7?

Если соответствует действительности фраза "На высоте 5000" про маневры просто смешно спрашивать :D

Это на ~3 км выше границы высотности статической для ВК-105ПФ2, a Merlin 66 ещё форсаж имеет...

На малых высотах (до 1,5 -2 км) ситуация на вертикали должна была быть близка к равной или в пользу Як-3, Ла-7, за ними превосходство в скорости заметное.

RoyalFlush
07.11.2005, 05:27
http://www.silver.ru/soft/part4.mp3


04:42
Пружины в предкрылках - это 5 :D

RoyalFlush
07.11.2005, 05:45
И ещё - чем он(Спит) был плох?
Ну какая у него ахилесова пята была?
Ведь идеальных самолётов не бывает...


Идеальных самолётов, конечно, не бывает :)

"В то же время советские летчики отмечали, что по сравнению с отчетествнными истребителями "Ла" и "Як" "Спитфайр" IX (так же как и в варианте V) более вял в управлении, медленнее реагирует на действия летчика. Этот недостаток затруднял реализацию хороших маневренных качеств "Спитфайра" в бысто изменяющейся обстановке воздушного боя.
Надо сказать, что анличане провели ряд мероприятий по улучшению попречного управления. Но всё же в этом отношении их самолёт уступал советским истребителям."

стр. 257, "Самолётостроение в СССР в 1917-1945 гг.", книга 2


Стоит, конечно, при этом заметить, что в при этом Спитфайр был проще в пилотировании, и худщая реакция частично проистекает именно из этого факта :)

RoyalFlush
07.11.2005, 05:51
вроде да, но в конце 43 года небыло еще Як-3 :(, тем более в полках ПВО. Последний налет на Москву был вроде в мае 44 года, так что Дед точно сказал время конец 43 года.

Молодец Дед, блин имеет такую память, я б наверно непомнил как бы меня звали лет 40 спустя :)

Пы Сы я тут ни к кому не придираюсь, просто хотелось уточнить детали.

"Поставки "Спитфайр" IX начались в СССР с середины 1944 г., когда на вооружение английских ВВС уже шли более современные по тому времени "Спитфайры" XII и XIV."

стр. 256, "Самолётостроение в СССР в 1917-1945 гг.", книга 2

Так что никакого "конца 43-его" в разговоре о полках на "Спитфайр" IX быть не может в принципе.

Wotan
07.11.2005, 07:19
С февраля 1944 начали поступать первые «девятки»(последнии12.06.45) Всего в СССР ввезли 1185 «девяток» 1183 типа LF и 2 HF. Весной 45-го 9 шт. LF XVI.
С лета 1944 LF IXC и LF IXE получили 26-й и 27-й гв. ИАП под Ленинградом, 16-й и 177 ИАП в Подмосковье, 767-й ИАП под Мурманском. К концу 44г. в ПВО имелось 297 «девяток».

kren_77
07.11.2005, 12:43
А можно, если есть, выложить материал в печатном виде, а не в звуковом?
Был бы весьма признателен.

Big-B
07.11.2005, 14:21
спасибо деду, за его воспоминания, очень полезная инфа. передай ему лично от меня долгих лет, и счастливой жизни!

Hammer
07.11.2005, 14:41
На малых высотах (до 1,5 -2 км) ситуация на вертикали должна была быть близка к равной или в пользу Як-3, Ла-7, за ними превосходство в скорости заметное.
Нагрузка на мощность у земли Спит-IX LF с Merlin 66 и Як-3 ВК-105ПФ2 до 1 границы высотности 300 метров равная, дальше у Спита лутчше а после 2 границы высотности ВК-105ПФ2 примерно 2100м гораздо лутчше.
При этом нагрузка на крыло у Спита 147 кг/м^2 у Як-3 180 кг/м^2.
Преимущество у Як-3 только в скорости на малых высотах, лутчшем наборе скорости на пикировании, и сохранении ее после него.
Т.е за счет преимущества в энергии Як-3 на малых высотах еще чего то может показать но при отсутсвии преимущества в энергии или высотах более 2 км уже вряд ли.

Hammer
07.11.2005, 14:44
Идеальных самолётов, конечно, не бывает :)

"В то же время советские летчики отмечали, что по сравнению с отчетествнными истребителями "Ла" и "Як" "Спитфайр" IX (так же как и в варианте V) более вял в управлении, медленнее реагирует на действия летчика. Этот недостаток затруднял реализацию хороших маневренных качеств "Спитфайра" в бысто изменяющейся обстановке воздушного боя.
Надо сказать, что анличане провели ряд мероприятий по улучшению попречного управления. Но всё же в этом отношении их самолёт уступал советским истребителям."

стр. 257, "Самолётостроение в СССР в 1917-1945 гг.", книга 2


Стоит, конечно, при этом заметить, что в при этом Спитфайр был проще в пилотировании, и худщая реакция частично проистекает именно из этого факта :)
Проще в пилотировании он был по причине меньшей нагрузки на крыло а следовательно и меньшей скорости сваливания.
Насчет управлемости судя по графику скорости крена на малых скоростях, в варианте с подрезаными крылями он уделывал даже Fw-190.

RoyalFlush
08.11.2005, 03:30
Нагрузка на мощность у земли Спит-IX LF с Merlin 66 и Як-3 ВК-105ПФ2 до 1 границы высотности 300 метров равная, дальше у Спита лутчше а после 2 границы высотности ВК-105ПФ2 примерно 2100м гораздо лутчше.


Там ещё определенный скоростной напор есть, даже на скорости набора высоты, но не в этом дело - дело в том что для Спитфайра это 5-минутный форсажный режим, а для Як-3 - номинальный ;)




При этом нагрузка на крыло у Спита 147 кг/м^2 у Як-3 180 кг/м^2.


157 кг/м^2 будет ближе к истине, раз уж мы говорим о LF ;)




Преимущество у Як-3 только в скорости на малых высотах, лутчшем наборе скорости на пикировании, и сохранении ее после него.
Т.е за счет преимущества в энергии Як-3 на малых высотах еще чего то может показать но при отсутсвии преимущества в энергии или высотах более 2 км уже вряд ли.

А теперь прочитайте мои слова, которые вы цитировали, и найдите противоречие :D

RoyalFlush
08.11.2005, 04:03
Проще в пилотировании он был по причине меньшей нагрузки на крыло а следовательно и меньшей скорости сваливания.


Угу, И-16 ещё меньшую имел нагрузку на крыло, однако что о нём писали про "простоту управления" ? :)


А.С. Ваше общее впечатление об И-16?

Н.Г. И-16 был самолетом сложным, строгим в технике пилотирования, малейшее «перетягивание» ручки и он сваливался в штопор. Правда и выходил быстро, хоть из простого, хоть из перевернутого. И-16 был очень маневренным, выполнял любой пилотаж. Я любил этот истребитель.

...

Этот Рук один раз на И-16 слетал, вылез мокрый. «Пусть – говорит – на нем русские летают!»

http://www.airforce.ru/history/ww2/golodnikov/part1.htm

Простота пилотирования в первую очередь зависит от устойчивости самолёта, а та в свою очередь - от центровки, а не от нагрузки на крыло.




Насчет управлемости судя по графику скорости крена на малых скоростях, в варианте с подрезаными крылями он уделывал даже Fw-190.

Во первых - какой Spitfire ? ;)

Во вторых - на каких скоростях? (подскажу - он там на графике по абсолютному значению угловой скорости крена отнюдь не уделывает 190-ый, только на относительным на очень малых скоростях) ;)

В третьих - почему-то наши пилоты никакой супер-скорости крена у FW-190 не отмечали, интересно почему? ;)

Как определитесь с этими моментами - можем продолжить обсуждение графика :)


Но это всё мелочи , плохо что вы опять путаете базовые вещи :(

Управляемость - это не маневренность, как вы подумали - приведенная цитата совершенно не отрицает высокую маневренность Спитфайра, она говорит о другом:

более вял в управлении, медленнее реагирует на действия летчика. Этот недостаток затруднял реализацию хороших маневренных качеств "Спитфайра" в бысто изменяющейся обстановке воздушного боя.


Образно летчики это качство иногда характеризуют как "задумчивость" самолёта, как например Покрышкин о Ил-2:

— Не отказывайся от "ила", — настаивал Иванов. — Не самолет, а летающий танк. Броня, пушки, "эрэсы", бомбы. Такому самолету никакие "эрликоны" не страшны.

Выполнил полет по кругу, сел. Затем снова взлетел. Еще в первом полете я обнаружил южнее нашего аэродрома в море, недалеко от берега, большой плавучий док, буксируемый сторожевиком. Мористее их шел галсами малый морской охотник. Сейчас, во втором полете, я решил подвернуть к ним. Док был полностью заставлен паровозами. Видимо, ночью они вышли из Одессы и спешили зайти в Днепровский лиман и дальше, в Николаев. Удивляло: как такую цель не обнаружили немецкие бомбардировщики?

Развернувшись над плавучим доком, я пошел на посадку.

— Ну, как самолет? Для штурмовки машина незаменимая, — расхваливал "ил" Иванов. — Согласен поменять на "миг"?

— Нет, товарищ командир! Самолет хорош, но не в моем характере. Дашь ему рули, а он еще думает, прежде чем развернется. На "миге" — другое дело! Нет, на "ила" его не променяю.


http://militera.lib.ru/memo/russian/pokryshkin-1/06.html

Болшее время от перекладки рулей до выполнения самолётом заданного летчиком маневра облегчают управление, однако для истребителя это качество является не только положительным, позволяя летать на нему менее подготовленным пилотам, но и мунусом - поскольку увеличивает время выполнения маневров.

Причем отмечено что "Спитфайр" уступал нашим самолётам в этом отношении "в среднем", и тут полезно вспомнить что именно Як-3 в этом плане отличался в выгодную сторону даже от остальных наших самолётов, вот как об этом пишет Захаров:

Як-3, как считали его поклонники, был "игрушкой". А в "лавочкине", в Як-9у, в других машинах летчики чувствовали некую фундаментальность самолета — пилот находился как бы в индивидуальной крепости. Машины эти были тяжеловаты — не в смысле их веса, — это прежде всего относится к управляемости истребителя, способности маневрировать, подчиняться летчику. В этом отношении Як-3 выигрывал. Маневренность, та легкость, с которой он реагировал на любое движение ручкой управления, были просто его броней. Это свойство истребителя сочеталось с высокими скоростными данными.


http://militera.lib.ru/memo/russian/zaharov/


P.S. В качестве домашнего задания подумайте над такой фразой из Степанца:

В отношении эффективности и гармоничности органов управ-
ления (с точки зрения усилий на рычаги управления) Як-1М,
наряду с "Спитфайром" VB, является образцом для всех истре-
бительных самолетов как отечественных, так и иностранных
[ЦАМО, ф. НИИ ВВС, оп. 485690, д. 302.].

http://www.aviation.ru/book/Stepanets/stepyak3.txt


Обратите внимание - за одни характеристики управлемости Спитфайр хвалят. ставят наравне Як-3, за другие ругают, а вы всё это многообразие пытаетесь свести к банальной удельной нагрузке на крыло :D

Обратите внимание - "гармоничности управления" :)

MIGHAIL
08.11.2005, 06:49
Hammer всего лишь заметил что благодаря малой нагрузке на крыло, машина сохраняет маневр на малых скоростях, 190ый далеко не близнец по центровке с и-16, тем не менее управлять им ниже 400 по прибору не особое удовольствие,, замечена управляемость на низких скоростях как причина нагрузка на крыло,, к чему такой огород городить? да и-16 расцентрирован,, и у него не было такой лёгкости в управлении, тем не менее управляемость была отменной на малых скоростях,, строгость в управлении не говорит о плохой управляемости,,, спитфаер был достаточно удобно скомпанован для ведения маневренного боя,, и как частное - на низких скоростях,,, думаю Hammer расскажет более подробно всё что он об этом думает:)