Просмотр полной версии : Эндевор вчера стартовал, сегодня стыковка с МКС.
TechNomad
07.06.2002, 00:11
Вчера я получал визу в UK(хвастаюсь типа) и пропустил старт челнока.
Итак, после недели задержек - успешный старт.
:)
:)
Сегодня в 16GMT (полночь по москве) запланирована стыковка с МКС. Юрий Онуфриенко и его команда пакуют вещи для возвращения домой посли полугода на орбите.
:)
Кому не жалко трафика - откройте большую картинку ( http://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/station/crew-4/hires/iss004e12368.jpg ) и помотрите в левый нижний угол внимательно. Я смеялся громко :)
TechNomad
07.06.2002, 00:27
Вот пара картинок - это "скриншоты" с NASA TV
Они обновляются раз в несоклько секунд.
http://science.ksc.nasa.gov/shuttle/countdown/video/chan2large.jpg
http://science.ksc.nasa.gov/shuttle/countdown/video/chan10large.jpg
[ 07-06-2002, 16:50: Сообщение отредактировано: Гарпунёр_Нэд ]
Рыболовы на орбите, дела..
:) :) :)
Вау!
Сколько ж у них там фотокамер-то!! =)
Гарпунер! Будешь в Лондоне??
TechNomad
07.06.2002, 15:34
Я лечу в Эдинбург с пересадкой в Лондоне. 10-11 дней там и обратно.
Сколько там (в Лондоне) пробуду - не знаю, билеты ещё не купил.
Если кому-то что-то надо передать (не очень тяжелое) :) Москва-Лондон или Лондон-Москва - принимаются заявки :)
[ 07-06-2002, 16:57: Сообщение отредактировано: Гарпунёр_Нэд ]
TechNomad
07.06.2002, 18:16
Началось сближение.
Блин я как-то лажанулся со временем в своём анонсе :)
Стыковка будет не в полночь а в 7 вечера. Сегодня.
Сейчас как раз происходит сближение и выравнивание.
[ 07-06-2002, 18:16: Сообщение отредактировано: Гарпунёр_Нэд ]
TechNomad
07.06.2002, 19:17
Going final approach!
800 feet distance
TechNomad
07.06.2002, 19:19
Солнечные батареи приведены в безопасное положение (ребром к приближающенуся челноку).
Сближение - 4 фута в секунду.
TechNomad
07.06.2002, 19:23
Сближение - 1.5 фута в секунду.
TechNomad
07.06.2002, 19:30
600 футов.
сближение меньше 1 фута в секунду.
Челнок точно в надире станции. (R - bar)
Теперь он начинает манёвр облёта.
Он сделает четверть круга, чтобы оказаться "перед" станцией, т.е. на линии её вектора скорости.
TechNomad
07.06.2002, 19:36
Вах, а как со станции он хорошо виден! И освещение и на заднем плане - пустыня севорозападной африки и средиземное море.
Ну, ждите скоро вкусных фоток!
TechNomad
07.06.2002, 19:41
Дистанция 440 футов, челнок приближается к V-line (V-bar) - линии вектора скорости станции.
TechNomad
07.06.2002, 19:44
400 feet.
Go for docking.
TechNomad
07.06.2002, 19:49
350 feet docking port 2 docking port
TechNomad
07.06.2002, 19:52
Плановая потеря радиоконтакта на полторы минуты.
ЦУП сообщает, что солнечные батареи российского сегмента переведены в безопасное положение.
TechNomad
07.06.2002, 19:56
дистанция 250 футов
сближение 0.1 фута / секунду
TechNomad
07.06.2002, 20:07
160 футов
небольшое отставание от графика, 20 минут(?) но это не страшно
[ 07-06-2002, 20:11: Сообщение отредактировано: Гарпунёр_Нэд ]
TechNomad
07.06.2002, 20:14
PMA-2 в "прицеле".
60 футов.
TechNomad
07.06.2002, 20:19
30 футов
Последняя короткая пауза перед собственно стыковкой.
Huston, Endeavour - we have showing no additional firing required.
Эх, жалко некому заснять этот момент со стороны, метров так со ста.
Huston, Endeavour - we have ..uh.. 30 feet and coming in.
Сближение - около дюйма в секунду.
[ 07-06-2002, 20:23: Сообщение отредактировано: Гарпунёр_Нэд ]
TechNomad
07.06.2002, 20:31
Контакт!
За сим прекращаю, пока меня не забанили за флуд :)
И пока не появились Hi-Res фотки.
сближение ДЮЙМ В СЕКУНДУ:confused: Для таких махин??
Невероятно!
Гарпунер - спасибо за репортаж!
звони если че =) +44 779 9324910
TechNomad
08.06.2002, 11:25
Касатка, спасибо!
Когда меня, упившегося Гиннессом до розовых слоников, заберут в полицию - я тебе позвоню. :)
Дюйм в секунду для таких махин - действительно не мало. Энергия гасится специальными пружинами.
Вот оно приближается -
:)
Над северной африкой
:)
И с лёгким звуком БЗДЫНЬ! .. они стыкуются.
Сверху - PMA-2, снизу шаттл. На заднем плане - планета Земля :)
:)
[ 08-06-2002, 11:27: Сообщение отредактировано: Гарпунёр_Нэд ]
TechNomad
10.06.2002, 10:15
Ага, первые фотки высокого разрешения стали появляться.
http://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/shuttle/sts-111/hires/s111e5018.jpg
Это PMA-2 в прицеле.
http://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/shuttle/sts-111/hires/iss004e13294.jpg
[ 10-06-2002, 10:18: Сообщение отредактировано: Гарпунёр_Нэд ]
quote:
Originally posted by Гарпунёр_Нэд:
Контакт!
За сим прекращаю, пока меня не забанили за флуд :)
И пока не появились Hi-Res фотки.
Ну ты даешь (все в реальном времени наблюдает)!
Ты что в ЦУПе сидишь что-ли? :)
Кстати, поясни пожалуста, что такое V-bar.
Мне такое известно из авиации, как директорные планки на контрольно пилотажном приборе в форме V(как алтернатива директирам в форме креста).
TechNomad
10.06.2002, 14:14
Наблюдение в реальном времени стоило мне кучу ip-трафика :)
V-bar (V-line) это из сленга американского "ЦУПа".
Означает воображаемую линию построенную на векторе скорости(V) станции. Тоесть, когда челнок оказывается "перед" станцией - то говорят, что он reached V-bar.
Есть ещё R-bar (R-line). Это воображаемая линия, соединяющая станцию и центр Земли. Она, как понимаете, перпендикулярна V-bar.
Пересечение R-bar - один из важных этапов стыковки. Челнок выводится на орбиту немного ниже станции и позади неё. Более низкая орбита - более высокая угловая скорость. Челнок "догоняет" станцию, одновременно серией импульсов поднимает свою орбиту и соответственно уменьшает угловую скорость.
Так он обгоняет станцию, проходя "под" ней (R-bar). Он продолжает понимать орбиту пока не оказывается "перед" станцией сближаясь с ней со скоростью 0.1 фута в секунду. На расстоянии 30 футов сближение прекращается, уточняется относительное положение, делаются необходимые коррекции, если надо. После этого - финальное сближение со скорость 1 дюйм в секунду до касания.
TechNomad
10.06.2002, 14:26
Процедура стыковки российских Союзов и Прогрессов несколько проще.
Российские стыковочные узлы находятся:
Два в надире станции - смотрят на Землю.
Один, если позволительно сказать, в корме. Или в хвосте. Короче - сзади :)
Упрощённо станцию в текущей конфигурации можно представить как трубу, ориентировнанную параллельно земной поверхности и летящую одним концом вперёд. Передняя половина- американская, задняя - россиийская :)
Американский стыковочный узел (PMA-2) - с переднего торца.
Такчто российские корабли просто догоняют станцию и стыкуются. В большинстве случаев - на автомате.(шаттл вручную)
Все новоприбывшие Прогрессы стыкуются в зад :)
Иногда их потом перегоняют в один из нижних стыковочнх узлов. Союзы бывает стыкуются туда а бывает что сюда.
Следующий Прогресс полетит 14 Июля.
Следующий Союз - 4 Ноября.
TechNomad
10.06.2002, 14:48
Вчера меж тем, состоялся один из трёх запланированных выходов в открытый комос.
Француз Филлип Перрин и американец Франклин Чанг-Диаз провели в открытом космосе 7 часов 14 минут.
В чиле прочих работ была выполнена разгрузка (из шатла) и подготовка к последующей установке шести противо-микрометеороидных (во слово!) щитов для модуля Звезда (жилой отсек).
http://www.space.com/images/sts111_20609d_02.jpg
Также они осмотрели блок гироскопов на предмет внешних повреждений.
(см. соответствующее сообщение в ветке "происшествия")
Ничего подозрительного не обнаружили.
quote:
Originally posted by Гарпунёр_Нэд:
Наблюдение в реальном времени стоило мне кучу ip-трафика :)
За правое дело страдал!
:) СПАСИБО!!! :)
Еше благодарю за данные тобою, компетентные разьяснения!
Слушаü, а ты не хочешь нам авиаторам где-нибудь здесь страничку ликбеза сделать?
:)
Я имею в виду давать такую разьяснительную информацию о космических системах, принципах наведения и т.д.-они ведь сильно отличаются от авиационных (я, например не знал, что современные станции гироскопами стабилизируются, думал только импульсами тяги).
Так что?
:)
TechNomad
10.06.2002, 16:17
Эк-хм. :)
Я вобщем-то дилетант. Всё (ну, почти :) ) что знаю - всё из публичных источников. Увы, о российской технике, особенно о современных делах - источников на порядок меньше.
Тут я видел пробегал один товарищ, видимо работающий на Байконуре. Его бы интересно привлечь.
Я же с удовольствием поделюсь тем что знаю.
P.S.
Не уверен, что ликбез в данном случае уместное слово. Тут знания другого порядка. Количество информации огромно, всё охватить невозможно. Я копаюсь там где мне интересно :)
[ 10-06-2002, 16:25: Сообщение отредактировано: Гарпунёр_Нэд ]
Ну вот и ладненько. :)
Можешь сразу и начинать! :)
Меня давно интересует: как в космосе происходит стыковка в автоматическом режиме?
Станция имеет что то вроде курсо-глиссадных антенн и подлетаюшиü аппарат пытается выдержать ориентацию в равносигнальноü зоне, как у самолетов, или что или как? :)
TechNomad
10.06.2002, 19:17
Хм, интересный вопрос.
Система (работающая) автоматической стыковки есть только у России. Она называется "Курс" и произошла от более ранней системы "Игла".
Задавшись вопросом я нашел замечательный ресурс
http://www.users.wineasy.se/svengrahn/histind/RvDRadar/IGLA.htm
Появится немножко больше времени - я попробую это перевести и пересказать :)
Вот несколько поясняющих иллюстраций.
:)
:)
:)
:)
Там же есть ссылка на интересные оцифрованные чертежи.
Курс - система более сложная и позволяет подходить с любого угла БЕЗ разворота всей станции.
Будем копать :)
[ 10-06-2002, 19:29: Сообщение отредактировано: Гарпунёр_Нэд ]
TechNomad
10.06.2002, 19:41
А что, можно обратиться прямо к разработчикам и изготовителям! :)
Scientific Research Institute of Precise Instruments (NIITP)
Nauchno-issledovatel'skiy institut tochnykh priborov (NIITP)
Contact Information
Address: 1, Yurlovskiy proezd, Moscow 127490, Russia
Telephone: (095) 181-0370 (Gen.Director), 404-7881 , 181-2012
Fax: (095) 404-7966
Telex: 411700 rant Box 114458
Ну понятно.
Я коротко перескажу, чтобы ты твое время не тратил.
А- активная антенна со всенаправленноü диаграммоü(семисферическиü кардиоид)для передачи сигнала с пассивного (не маневрируюшего)корабля. Коническая форма, излучатель фиксирован (неподвижен)на корпусе антенны.
В-приемная антенна (парная к А)информации относительноü ориентации корабля, подвижная за обтекателем, сходная со сканируюшеü на старых радарах.
С- параболическая, стабилизированная на активном (маневрируюшем)корабле, для приемо-передачи с замером угловых движениü пассивного судна относительно активного
(угловая скорость линии визирования между двумя кораблями и измеряемая дальность при сближении).
Д- параболическая, жестко закрепленная на пассивном корабле, для передачи сигналов дальности для активного корабля обратно. Меньшиü диаметр параболы для получения более широкоü диаграммы.
1. Пассивныü корабль излучает сигнал двумя антеннами. Сигнал принимается подвижноü антенноü , активныü корабль доворачивается до достижения контакта с антенноü на пассивном. Оценивается величина удаления пассивного корабля от продольноü оси активного.
2. Когда активныü корабль захвачен пассивным, активныü начинает обмен сигналов узкоü диаграммоü параболическоü антенны, направленноü в сторону пассивного корабля. Пассивныü корабль принимает сигналы одноü из подвижных антенн, разворачиваемоü в поиске сигнала. Сигнал ошибки используется при этом для доворота узкоü диаграммы антенны от пассивного корабля в направлении активного.
3. Затем пассивныü корабль отключает всенаправленную и ретранслирует сигнал от активного корабля через узкую диаграмму. Подвижные приемные антенны пассивного корабля нацелены на узкую диаграмму сигнала от активного. Стабилизированная параболическая антенна на активном корабле принимает сигнал коррекции от пассивного.
Ладно, если это все коротко :
- маневрируюшиü корабль управляется в двух каналах: по дальности и по угловоü скорости линии визирования (наверное, в полярноü системе координат);
- сигнал дальности принимается антенноü С, как ретранслированныü от антенны Д;
- сигналы отклонения антенны С от своего неüтрального положения используются для угловых доворотов активного корабля.
Да, не так как на самолетах. Хотя в принципе ничего абсолютно нового: похоже на систему самонаведения управляемых ракет "воздух-воздух".
Слушаü, Гарпунер Нед, а ты уверен , что американцы вручную стыкуются?
Что-то не верится..
TechNomad
11.06.2002, 10:51
"Вручную" не значит "на глаз".
Конечно у них там огромую работу компутеры делают...
И картинка обоих кораблей в трёх проекциях перед глазами. И на всякий случай через окошко лазерным дальномером цель подсвечивают.
"Вручную" значит шаттл НЕ МОЖЕТ пристыковаться без участия человека. В этом я уверен. "Вручную" - это калька с английского "manual docking". Какие именно решения принимают и какие действия совершают люди - трудно сказать.
Вероятно компутер выдаёт рекомендуемые величины (длительность импульсов и всё такое) а пилот корректирует их в соответствии с показаниями своего ж@пометра :)
--------
Новость-происшествие.
Вчера состоялась церемония официальной передачи командования МКС от Юрия Онуфриенко - Виктору Корзуну. Однако церемонность процедуры, проходившей в американском модуле Destiny (лабораторный отсек, самый просторный) была прервана безцеремонным сигналом пожарной тревоги в модуле Заря. К счастью, сигнал оказался ложным. Юрий Онуфриенко сказал что вероятно сенсоры сработали из-за повышенного количества пыли в воздухе. Пыль поднялась в результате активных операций по погрузке-разгрузке MPLM.
Сегдня второй выход в открытый космос из трёх, запланированых на время визита шаттла.
Экспедиция 5, оставшись в одиночестве после отбытия Эндевора также совершит три выхода в открый космос для проведения монтажных и ремонтных работ.
Ну да, это понятно: "в ручную" означает, что просто есть человек в контуре управления.
Должны быть весомые причины, почему американцы выбрали такоü путь..
А известно тебе как сигналы от этих антенн дальше используют? У них чо там что-то подобное автопилоту есть? :)
to Гарпунер Нэд
Ты куды пропал то?
:)
TechNomad
19.06.2002, 15:59
Чемоданы пакую, хехе. В субботу буду в Лондоне :)
Ну, ищу материал, как устроены наши КУРС/КОРУ. И как - американские системы стыковки. И почему шаттл вручную стыкуют. У меня такое подозрение, что НАСА просто не смогли разработать для шаттла систему аналогичную нашему КУРСу.
Одна тётенька, сотрудница KSC мне ответила (на вопрос "почему нет автоматической стыковки?") - "because astronauts love to play with controls"
:)
-------------
Сёдня Эндевор будут сажать. Не ясно ещё где. Скорее всего в Калифорнии. Ещё лишняя задержка для семей космонавтов, которые, кажется, уже прибыли в Хьюстон.
Не думаю, что NASA не по плечу такую систему сделать. А тетенька-просто шутница.
Ты в Лондон то по делам или попутешествовать? :)
TechNomad
20.06.2002, 13:20
Хорошее завершение хорошего полёта.
Эндевор совершил посадку на базе Эдвардс в Калифорнии.
:)
:)
Юрий Онуфриенко и его команда на Земле, после 6 месяцев в проведённых космосе (вместо запланированных 5). Все трое после посадки попросили пиццу. :) Типа традиции такой у американцев - астронавты после посадки заказывают чего душа желает. :)
p.s.
Когда Эдевор болтался на орбите в ожидании хорошей погоды для посадки - капитан Кен Кокрелл в шутку обратился к MCC:
- Houston, we.. uh... ran out of coffee. Request permission to get back ISS to borrow some coffee from there.
- *laugh* Negative, Endeavour. You have to bear this.
:)
quote:
Originally posted by X - Wing:
[Мне такое известно из авиации, как директорные планки на контрольно пилотажном приборе в форме V(как алтернатива директирам в форме креста).
Не контрольно - пилотажном, а навигационно - пилотажном (НПП) :)
TechNomad
21.06.2002, 10:10
Ыххх.. до чего же здаааровая ДУРА! :)
:)
:)
Интересно, как ведет себя эта "дура" на посадке?
TechNomad
21.06.2002, 13:25
Говорят, что примерно как кирпич :)
http://spaceflight.nasa.gov/gallery/video/shuttle/sts-111/net56/sts111landing_56.asf
p.s.
Завтра утром буду в стольном граде Лондоне :)
У вас там как, погромов не намечается после сегодняшнего матча?
[ 21-06-2002, 13:33: Сообщение отредактировано: Гарпунёр_Нэд ]
=) да нее.. все прошло тихо =)
=) судя по фильму и правда..
скорость снижение очень большая..
Заметил что шасси выпускает практически перед посадкой.. и выходят стойки очень быстро.. (может время ускоренно??)
Перед касанием почти не было выравнивания.. Касание ооочень жесткое было.
Интересно у него есть возможность свалить на второй круг?
TechNomad
21.06.2002, 19:03
Вай, какой второй круг? Нету никакого второго круга. С первого раза надо садиться. Это же ПЛАНЕР! :)
Видео вроде бы в реальном времени, не ускоренное. У стоек шасси там кажется какаято хитрая гидравлика, очень токсичная. К шаттлу после посадки бегут мужуки в скафандрах и всякими приборами, замерять, нет ли утечек. Топливо орбитальных двигателей тоже токсичное.
=) ясно, спасибо..
мои аппладимисменты астронавтам..
=)
quote:
Originally posted by KiLLiR:
quote:
Originally posted by X - Wing:
[Мне такое известно из авиации, как директорные планки на контрольно пилотажном приборе в форме V(как алтернатива директирам в форме креста).
Не контрольно - пилотажном, а навигационно - пилотажном (НПП) :)
to KiLLir
Спасибо.
Со временем все забывается... :) :) :)
to KiLLir
Запутал ты меня совсем.
У одного моего знакомого есть дома настояшие советские КПП и НПП.
Специально посмотрел как там оно было.
Значится так правильно :
на КПП есть директора автопилота, а на НПП есть курсо-глиссадные планки.
Поэтому я все-таки еше не забыл!
Powered by vBulletin® Version 4.2.5 Copyright © 2025 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot