Вход

Просмотр полной версии : ЭПР самолетов-истребителей



Mitych
27.04.2004, 16:44
Народ, кто-нибудь может подсказать, какое конкретное значение имеет эффективная площадь рессеивания (ЭПР) [еще называут эффективная отражающая площадь (ЭОП)] у российских (МиГ-21, МиГ-29, Су-27) и американских (F-16, F-15, F-18) истребителей. Имеются в виду стандартные варианты этих самолетов, без каких-либо подвесок (оружия и баков). Обычно ЭПР самолетов-истребителей имеет значение более 3 кв. метров.

Han
27.04.2004, 18:14
И от ракурса зависит ;)

RB
27.04.2004, 21:16
И от ракурса зависит ;)

В анфас :)

Chizh
27.04.2004, 23:24
Да, это зависит от многих параметров и в первую очередь от ракурса и наличия внешней подвески.
ЭПР самолета F-15 принято считать 5 кв.м. F-16 - 3 кв.м.
У нашего Су-27 примерно также как и у F-15, но подозреваю, что с полным комплектом "ершистых" ракет ЭПР может вырасти раза в 2 минимум.
МиГ-21, скорее всего имеет ЭПР F-16.
Уменьшение величины ЭПР особенно важно в передней полусфере, т.к. это даст выйгрыш в дуэльной ситуации с истребителем противника и тут основная "светящаяяся" детать самолета это антенна БРЛС и, как ни странно, компрессор двигателя, которые и дают львиную долю ЭПР (без наружых подвесок).

Mitych
28.04.2004, 12:13
Ну, я вот тут нашел кое-что по этой теме.


Эффективная отражающая поверхность (ЭОП) - основной показатель радиолокационной заметности - находится у современных самолётов - истребителей в пределах 5 - 15 м2, у истребителей 5-го поколения она может снизится почти на порядок и достичь 0,5 - 3 м2. Основным направлением снижения ЭОП считается придание летательному аппарату специальных форм, обеспечивающих переотражение и рассеивание в пространстве электромагнитных волн, генерируемых облучающей РЛС, применение специальных радиопоглощающих покрытий, широкое использование композиционных материалов, экранирование радиолокационно контрастных элементов конструкции самолёта и его вооружения. Последние касается таких «заметных» агрегатов, как компрессоры реактивных двигателей, ракеты на внешней подвеске, антенны бортовых радиолокационных станций: при облучении самолёта из передней полусферы они дают наибольший вклад в его ЭОП. На перспективных боевых самолётах двигатели будут «прятать» за искривлёнными каналами воздухозаборников, а вооружение - во внутрифюзеляжных отсеках, причём внутренняя подвеска ракет и бомб, бывшая ранее прерогативой бомбардировщиков, теперь найдёт применение и на истребителях.

http://www.aeronautics.ru/nws001/indepmilreview01.htm

Меня интересуют, главным образом, конкретные значения (желательно со ссылками на источники). Да, еще интересны значения ЭПР (ЭОП) Еврофайтера, французского Рафаля и американских F-22 "Раптор" и F-117 (для сравнения).

Wherewolf
28.04.2004, 12:19
как ни странно, компрессор двигателя, которые и дают львиную долю ЭПР (без наружых подвесок).

ничего странного, это-ж практически зеркало...
потому-то у всяких там СТЕЛСов каналы и делают кривыми

Mitych
28.04.2004, 13:00
http://www.foxbat.ru/article/f22/4.htm


Самолет F-22 - такой же “стеле”, как и F-117 (по оценкам, его минимальная ЭПР в курсовой плоскости - 0,1 м2).

Я конечно, понимаю, что это "минимальная ЭПР", но что-то слишком маленькое значение получается. Возможно, "средняя" ЭПР у них существенно выше (на порядок?)

Han
28.04.2004, 14:17
Ессесна.
Есть 4 ракурса (у В-2), на которых он светиться очень здорово, но это очень узкие диапазоны ракурсов...

dark_wing
28.04.2004, 14:23
Ессесна.
Есть 4 ракурса (у В-2), на которых он светиться очень здорово, но это очень узкие диапазоны ракурсов...

А какой у него ЭПР с этих ракурсов и с других?
Ну хоть порядок...

Chizh
28.04.2004, 15:07
А вот это сказать точно смогут лишь соответствующие серьезные парни на базе Ванденберг или из Сканк-Уоркс, но они вряд ли согласятся. ;)
Остальное - только предположения и приблизительные прикидки.

Mitych
28.04.2004, 17:48
Вот тут еще кое-что по ЭПР

http://www.f-22raptor.com/st_getstealthy.php


A conventional fighter aircraft has an Radar Cross Section (RCS) in the region of 6 square metres. The much larger B-2B bomber, using the latest stealth technology, displays an RCS of only 0.75 square metres. By comparison, a bird in flight displays an RCS of 0.01 square metres.

Примерный перевод: "Обычные истребители имеют ЭПР около 6 кв. метров. Гораздо больший бомбардировщик В-2В, используя технологии СТЭЛС имеет ЭПР только 0,75 кв. метров. Для сравнения, птица в полете имеет ЭПР 0,01 кв.метр."

dark_wing
28.04.2004, 18:48
Вот тут еще кое-что по ЭПР

http://www.f-22raptor.com/st_getstealthy.php



Примерный перевод: "Обычные истребители имеют ЭПР около 6 кв. метров. Гораздо больший бомбардировщик В-2В, используя технологии СТЭЛС имеет ЭПР только 0,75 кв. метров. Для сравнения, птица в полете имеет ЭПР 0,01 кв.метр."


Спасибо.
А про сам F-22 не написали-таки.
Негодяи! :)

LiSiCin
30.04.2004, 21:01
Насколько я помню, про Ф-16 говорли, что у него ЭПР 1кв. метр. 3 - это скорее МиГ-29. Примерно как у Ф-16 ЭПР должны иметь МиГ-23 и МиГ-21. Но, думаю, у них даже меньше [у 21ого лопатки компрессора "экранированы" клином воздухозаборника, а у 23его их прикрывает сам фюзеляж. У эфки же лопатки видны снизу через воздухозаборник].

Victor Ezergailis
04.05.2004, 13:51
Меня интересуют, главным образом, конкретные значения (желательно со ссылками на источники). Да, еще интересны значения ЭПР (ЭОП) Еврофайтера, французского Рафаля и американских F-22 "Раптор" и F-117 (для сравнения).
Вообще-то, ты скромно хочешь получить самые засекреченные данные по самолетам!

Mitych
05.05.2004, 15:17
Вообще-то, ты скромно хочешь получить самые засекреченные данные по самолетам!

Ну, не такие уж они засекреченные. Это такая же характеристика самолета, как скорость, радиус действия и пр. И в рекламных (или пропагандистских) целях эти характеристики открыто публикуются. Другое, дело, что они могут существенно отличаться от реальных характеристик, но меня интересует хотя бы такие "рекламные" характеристики, поскольку искать их в сети самостоятельно - долго и утомительно, но может кто-то из форумцев имеет такую информацию.

Но 1 кв.метр ЭПР для F-16... Извините, но это совершенно нереально. Принято считать, что такое значение имеет ЭПР крылатой ракеты. F-16 существенно больше. Выше я уже приводил две цитаты из открытых источников, согласно которым ЭПР современных самолетов (4-го поколения) оценивалась величиной от 5 до 15 кв.метров, но уж никак не менее 3 кв.метров. Меньше - уже СТЭЛС.

Хорошо, для конкретности сформулируем, что меня интересуют конкретные значения ЭПР перечисленных самолетов, опубликованные в открытых источниках . Соответственно, и ссылки на эти источники.

Ну, если такой информации ни у кого нет - придется самому копаться. Найду чего-нибудь - выложу.

LiSiCin
12.05.2004, 10:15
У ракет двигатели другие и нету здоровенной решетки антенны РЛС - поэтому и меньше у них ЭПР. Кроме того, речь - о крылатых ракетах, а они бывают разные, в том числе немаленькие.

ЦВК
01.06.2004, 13:46
Из характеристик истребителей, как целей для ПВО.
ЭПР (м^2).
F-15 9-12
F-16 3-4
F/A-18 9-12 (считается одним из слабых мест, особенно если лабуды всякой ещё подвесить :) )
F-14 9-12
F-117 0.1-0.3
Tornado 9-12

Для сравнения.

B-52 25-100 (однако, это летающее зеркало собирается оставаться в строю до 2030 года минимум, заперемодернизированное, как терминатор)
B-1B 1-15 (либо 1-5 после стелс-доработки)
B-2A 0.1-1.0 (есть и другие цифры: 0.3-4.5)
BGM-109C Tomahawk 0.1-0.8

ЭПР, достаточная для сбивания ЗРК типа С-300 0.02 м^2

Кстати, мне казалось, что у Б-2 ракурсов "интенсивного свечения" 6, а не 4. Ну да это не критично. Можно прочитать в "ВАС"е (Вирт. Ав. Справ.)

dark_wing
01.06.2004, 13:50
ЭПР, достаточная для сбивания ЗРК типа С-300 0.02 м^2

Не опечатка ли?

ЦВК
01.06.2004, 13:54
А есть другие мнения? Источник -- тот же ВАС. Помнится, там говорилось, что F-117 стал выглядеть весьма тухло в сравнении с ЗРК С-300, способным обстреливать цели с ЭПР 0.02 м^2. Но, м.б. и лишний 0. Надо посмотреть в другом месте.


Вот, кстати, на ВАСю ссылка. Не понимаю, почему транслит, дома у меня русская распечатка.

http://www.airwar.ru/enc/fighter/f117.html

"Odnako v eto vremy v SSSR nacalas' gorbacevskay «perestroika», i vskore politiki zagovorili o blizkom okoncanii «xolodnoi voinj». Razumeetsy, v novjx usloviyx na pervoe mesto stali vjxodit' trebovaniy ekonomicnosti, prostotj ekspluatacii i mnogofunkcional'nosti aviacionnjx kompleksov. A po vsem etim parametram «Naitxok» znacitel'no proigrjval takim samoletam, kak F-15E ili F-16C. Krome togo, sirokoe razvertjvanie v Sovetskom Souze ZRK novogo pokoleniy S-ZOOV, sposobnjx obstrelivat' celi s EPR do 0,02 m2 pri velo k dal'neisemu snigeniu interesa VVS SSA k F-117A. Temp proizvodstva upal do 4, potom 3 masin, a poslednii seriinji samolet etogo tipa bjl postavlen zakazciku 12 iuly 1990 g. Vsego bjlo postroeno 59 seriinjx ekzemplyrov (xvostovje nomera 785-843)."

Речь идёт о С-300В (комплексы ПВО сухопутных войск, разработка "Алмаз", кажется, и "Новатор") с ракетами 9М82 и 9М83. Думается, что С-300ПМУ с 40Н6Е2 сможет и получше взять, впрочем, дело, конечно6 не только в ракете.

dark_wing
01.06.2004, 14:02
А есть другие мнения? Источник -- тот же ВАС. Помнится, там говорилось, что F-117 стал выглядеть весьма тухло в сравнении с ЗРК С-300, способным обстреливать цели с ЭПР 0.02 м^2. Но, м.б. и лишний 0. Надо посмотреть в другом месте.

Просто слышал, что ЭПР пртицы - где-то 0.01.
Слишком уж похоже на лишний 0.

ЦВК
01.06.2004, 14:06
См. моё исправленное сообщение выше.

0.01 м^2 -- 10*10 см. Интересная, кстати, была бы задача: угадать вид птицы с такой ЭПР, учитывая, что она, в основном радиопрозрачна. Разумеется, ещё надо учитвыать диапазон (ПРИМЕЧАНИЕ: ЭПР истребителей, которые я привёл -- для сантиметрового диапазона!) Рассмотреть предельные случаи: плоская проводящая птица и сферическая диэлектрическая птица в вакууме :) . Это к тому, что 0.01 не так уж и мало в качестве ЭПР для птицы.

Max Ader
02.06.2004, 19:57
Про птицу ты это правильно заметил:) Имеются в виду крупные морские птицы типа альбатрос и подобные им... Мелкие видны на радарах только стаями...

Mitych
05.07.2004, 09:37
0.01 м^2 -- 10*10 см. Интересная, кстати, была бы задача: угадать вид птицы с такой ЭПР, учитывая, что она, в основном радиопрозрачна.

Баклан, в натуре! :)

А если серьезно, dark_wing, С-300 позиционировались как оптимальное средство для тактической противоракетной обороны театра военных действий. В частности, для перехвата боеголовок оперативно-тактических ракет СКАД. С этим, впрочем, даже Пэтриоты справлялись, но эффективность их работы была довольно низкой. Полагаю, боевые части таких ракет имеют ЭПР, близкую к 0,02. Так что, подобные характеристики вполне возможны. Тем более, что в данном случае ничего не говориться о дальности перехвата подобных целей. Скорее всего, эта дальность имеет не слишком большое значение, которой, впрочем, для эффективного перехвата БЧ ракет вполне достаточно. Будет ли эта дальность эффективной и против самолета с таким же значением ЭПР - это еще под вопросом. Но вероятность этого все же существует. Конечно, значение ЭПР обстреливаемой цели 0,02, приведенное без дальности поражения, является в большой степени рекламой. Можно предполагать, что оно является минимальным значением ЭПР цели, перехват которой еще возможен. Вот цель с ЭПР 0,01 он уже, скорее всего, обстрелять не сможет. Так что бакланы пока могут чувствовать себя в относительной безопасности! ;)

Кстати, ЦВК, спасибо за интересное сообщение. А на счет ЭПР российских истребителей ты не встречал открытой информации? Было бы интересно для сравнения.

Саваж
22.07.2004, 11:59
Для МиГ-29 создали 5 типов покрытий, которые снижали его эффективную площадь рассеивания (ЭПР) в передней полусфере с 3 до 0,8 м2. Но в результате "дворцовых" интриг общее руководство тематикой перешло к 21-му ЦНИИ АСУ РЭП, кроме того, к работам был привлечен Институт высоких температур Академии наук, без услуг которого ранее обходились. При нем возникло НПО "ЭнергоИВТАН", добившееся вскоре передачи себе всех прав на разработку спецпокрытий для самолетов. Однако даже после получения всей документации эта структура не смогла довести работу до конца. Тем временем наступил перерыв в финансировании, и лишь в 1993 г тема вновь обрела перспективу, причем заказчика нашло МАПО. Покрытиями для МиГов заинтересовалась Сирия, а затем и Сингапур. В конце года был заключен первый контракт, который почему-то достался некоему научному центру НИЦ ППЭ, выросшему на базе "ЭнергоИБТАНа" и не имевшему не только опыта, но и лицензии на такие работы. Однако это не смутило чиновников МО, Минюста и Минэкономики. НИЦ ППЭ создал совместно с Сингапуром совместное предприятие, т.е. к технологиям получила доступ страна явно прозападной ориентации.
www.airwar.ru

wehrwolf
24.07.2004, 00:11
Баклан, в натуре! :)

А если серьезно, dark_wing, С-300 позиционировались как оптимальное средство для тактической противоракетной обороны театра военных действий. В частности, для перехвата боеголовок оперативно-тактических ракет СКАД. С этим, впрочем, даже Пэтриоты справлялись, но эффективность их работы была довольно низкой. Полагаю, боевые части таких ракет имеют ЭПР, близкую к 0,02. Так что, подобные характеристики вполне возможны. Тем более, что в данном случае ничего не говориться о дальности перехвата подобных целей. Скорее всего, эта дальность имеет не слишком большое значение, которой, впрочем, для эффективного перехвата БЧ ракет вполне достаточно. Будет ли эта дальность эффективной и против самолета с таким же значением ЭПР - это еще под вопросом. Но вероятность этого все же существует. Конечно, значение ЭПР обстреливаемой цели 0,02, приведенное без дальности поражения, является в большой степени рекламой. Можно предполагать, что оно является минимальным значением ЭПР цели, перехват которой еще возможен. Вот цель с ЭПР 0,01 он уже, скорее всего, обстрелять не сможет. Так что бакланы пока могут чувствовать себя в относительной безопасности! ;)

Кстати, ЦВК, спасибо за интересное сообщение. А на счет ЭПР российских истребителей ты не встречал открытой информации? Было бы интересно для сравнения.
ЭПР 0,02 минимально необходимая для работы по цели типа БЧ ракет на дальности 40000м,
а бедный баклан будет сбит так , как информации о цели будет достаточно для наведения ракеты на цель с заданным промахом (просто ракета прилетит в точку где в радиусе 150м не выживет ни один баклан)

wehrwolf
24.07.2004, 00:16
F-117 создавался как самолет преодоления ПВО на большой высоте (8000м) имеет малую ЭПР с нижнего переднего ракурса облучения в диапазоне 8-12см. Для самолётов АВАКС типа А-50 не представляет проблем, для МиГ 31 не представляет проблем, для Су27(Жук-МЭ) и МиГ 29СМТ снижается дальность обнаружения на 10-15% (ПРИ УСЛОВИИ РАВНЫХ ВЫСОТ ПОЛЁТА).
F-117 хорошо борется с ПВО в виде: Оса , Куб(Квадрат), С-75.
Против истребителей типа МиГ-29 плохо стоит (опыт Югославии)