bono
26.04.2002, 16:34
Взята отсюда http://nvo.ng.ru/armament/2002-04-19/6_attack.html
Авторство их.
"СТРАТЕГ" АТАКУЕТ ТЕРРОРИСТОВ
Россия и США модернизируют свои тяжелые бомбардировщики для ведения локальных войн
Сергей Сокут
ВВС России намерены увеличить число стратегических ракетоносцев Ту-160 в своем боевом составе. Об этом заявил главком Военно-воздушных сил генерал-полковник Владимир Михайлов, посетивший в конце марта Казанское авиационное производственное объединение (КАПО). В настоящее время в цехах предприятия в различных степенях готовности (от 65 до 85%) находится три самолета этого типа. Первый из трех "задельных" Ту-160 будет получен в конце 2002-го - начале 2003 г., его постройка финансируется в рамках гособоронзаказа 2002 г. Таким образом, в перспективе 37-я воздушная армия ВГК (дальняя авиация) должна иметь на вооружении 18 Ту-160. Напомним, что в наследство от СССР России досталось 6 таких машин. Еще 8 были получены от Украины в рамках сделки "бомбардировщики за газовые долги". Один самолет достроили на КАПО и передали ВВС в 2000 г. Еще пять ракетоносцев числятся за испытательными центрами Минобороны и промышленности. Однако было бы ошибкой полагать, что Россия стремится прежде всего нарастить свою стратегическую ядерную мощь. Ту-160 призван закрыть существующую брешь в системе вооружения российских ВС, связанную с неспособностью наносить удары высокоточным оружием по удаленным целям. Об этом свидетельствует тот факт, что параллельно с достройкой новых самолетов на КАПО будет проходить модернизация всех 15 существующих, чтобы придать им способность нести крылатые ракеты (КР) большой дальности в обычном снаряжении. Первый Ту-160 перелетел в Казань для переоборудования 5 апреля. "Достроечные" машины сразу получат усовершенствованное бортовое оборудование и вооружение. Казанцы отработали технологию модернизации еще в 2000 г. в ходе капитального ремонта испытательного Ту-160. По-видимому, именно этот самолет использовался в ходе испытаний новых КР. Стоимость переоборудования одной серийной машины составляет 250 млн. руб. Есть основания полагать, что ремонту и переделке в первую очередь подвергнутся "украинские" Ту-160, поскольку они, во-первых, старше российских, а во-вторых, находятся в худшем техническом состоянии. Усовершенствованные самолеты получат новое бортовое радиоэлектронное оборудование, которое позволит им запускать КР, которые в западных СМИ называются Х-555, и, возможно, перспективные ракеты сверхбольшой дальности Х-101. Первый из этих образцов создан на базе существующей ядерной ракеты Х-55 и в настоящее время находится на завершающем этапе испытаний. С помощью Х-555 дальняя авиация сможет наносить удары по точечным стационарным целям на любом возможном ТВД. Предполагается, что Ту-160 сохранятся в боевом составе ВВС как минимум до 2030 г. Приобретая новые возможности, они по прежнему будут составной частью стратегической триады (напомним, что в зарубежных источниках сообщалось о создании в России КР Х-102 с ядерной боевой частью). В условиях старения остальных бомбардировщиков дальней авиации (Ту-95МС и Ту-22М3) такая техническая политика ВВС представляется обоснованной. Модернизированный Ту-160 вполне соответствует существующим взглядам на характер военных конфликтов. Это подтверждается и опытом боевого применения в операции "Несокрушимая свобода" американского бомбардировщика B-1B "Лэнсер" ("Копьеносец").
ИЗ ДОСЬЕ "НВО"
В УАБ семейства JDAM в ВВС США переделываются неуправляемые авиабомбы Mk84 калибром 900 кг (получила наименование GBU-31), Mk83 калибром 450 кг (GBU-32) и 227-килограммовые Mk82 (находятся в процессе переоборудования). Доработка средней стоимостью 21 тыс. долл. предполагает установку блока наведения с приемником навигационной информации системы GPS и небольших аэродинамических управляющих поверхностей. Максимальная дальность сброса - до 25 км. Подрядчик - корпорация "Боинг" - получил заказ на выпуск 87496 УАБ (из них 62 тыс. для ВВС США). Испытания начались в 1997 г., поставки в войска - в 1999 г. Заявленное круговое вероятное отклонение (радиус круга, в который попадает 50% бомб) составляет 13 м. В ходе учений строевых B-1B в 2001 г. достигнуто ряд прямых попаданий, самое большое отклонение составило 9 м (высота сброса бомб - 10 км). Кроме того, отработано бомбометание с малых высот. Для применения JDAM в настоящее время приспособлены B-1B, B-2A, B-52H, F-16C/D и F/A-18C/D. Ведется интеграция этих бомб на A-10 F-15E, F-22, F-117, AV-8B, F-14A/B/D, F/A-18E/F, S-3 и JSF. Помимо JDAM в ВВС США есть еще одна УАБ с GPS - GBU-31 калибром 4700 фунтов. Она интегрирована только в состав вооружения B-2A и предназначена для поражения высокозащищенных, в том числе подземных, целей. Выпускается в крайне ограниченном количестве.
Экспертиза
МАСШТАБНОЕ боевое использование в афганской кампании бомбардировщиков B-1B стало одним из самых любопытных военно-технических аспектов операции. Как заявил в конце марта представитель Пентагона, применение "Лэнсеров" стало "неожиданно успешным".
Ранее этот самолет многие в США считали неудачным. Действительно, он в соответствии с договорами СНВ лишился функции носителя крылатых ракет и до конца 1990-х гг. оставался "тяжелым бомбовозом", основное достоинство которого состояло в большой боевой нагрузке (по этому показателю в мире "Лэнсера" превосходит лишь Ту-160). Вооруженный только неуправляемыми бомбами B-1B, он мог действовать лишь по целям со слабой ПВО. К войне против Ирака в 1991 г. самолет не привлекался. Боевой дебют двух "Лэнсеров" состоялся в 1998 г. в ходе операции "Лис пустыни".
В югославской кампании 1999 г. шесть самолетов этого типа совершили 100 боевых вылетов. Они бомбили цели лишь с больших высот, причем после того, как система ПВО была в основном подавлена. Наибольшего успеха им удалось добиться с помощью кассетных авиабомб CBU-87, CBU-89 и CBU-97. Суммарный расход неуправляемых боеприпасов составил 11 650 штук. Предпринимались попытки вести бомбометание по данным навигационных систем и РЛС с синтезированной апертурой через облака. По оценке ВВС, при этом была продемонстрирована высокая точность, однако количественные оценки не оглашались. Несколько раз полетное задание менялось уже в ходе боевых вылетов с помощью систем передачи тактической информации.
Самолет продемонстрировал сравнительно высокую надежность: все 4 базировавшихся на авиабазе Фэрфорд машины были боеготовы в течении 90% времени. Основные отказы пришлись на систему РЭБ, которая несколько раз задействовалась для борьбы с системой ПВО СРЮ. Несмотря на югославский успех, "Лэнсер" оставался самым непопулярным боевым самолетом ВВС США.
Кстати, экипажи называют свой самолет "Боун". Английское "bone" (в переводе на русский - "кость") образовано от названия самолета B-one.
АФГАНСКИЙ БЕНЕФИС
Афганистан изменил отношение к B-1B радикальным образом. "Лэнсеры", совершив 5% вылетов, в которых решались ударные задачи, сбросили на противника 40% использованных авиацией средств поражения. Именно фактор B-1 внес решающий вклад в то, что самолеты ВВС, на долю которых за первые 100 дней антитеррористической операции пришлось 23% вылетов, поразили 75% назначенных для всей авиационной группировки целей.
Наиболее успешным признано применение с B-1B управляемых авиабомб (УАБ) семейства JDAM: GBU-31 и GBU-32. Особо эффективным признан тактический прием, когда 24 УАБ калибра 2000 фунтов (900 кг) за один заход точно "укладываются" по 24 целям в оборонительной полосе противника, создавая в ней брешь. Для описания такой тактики генерал-майор Дэниел Лист, шеф офиса эксплуатационных требований к воздушным и космическим системам в Пентагоне, придумал новый термин: "массированная точность". При выполнении подобных задач один "Лэнсер" заменяет 6 тактических истребителей, несущих по четыре JDAM.
В качестве антитеррористического оружия "Лэнсер" превзошел по критерию "эффективность/стоимость" новейший американский бомбардировщик B-2A. Последний несет 16 УАБ семейства JDAM и выполняет боевые задачи непосредственно с территории США, что повышает расходы, затрудняет управление и усложняет организацию взаимодействия с тактической авиацией на ТВД. Основной козырь B-2A - малозаметность - в противопартизанских конфликтах большой роли не играет. Кроме того, обслуживание этих машин - чрезвычайно дорогое мероприятие (достаточно сказать, что после каждого полета производится полная дефектация радиопоглощающего покрытия). Несравнима и стоимость самолетов: 283,1 млн. долл. за один "Лэнсер" и 1157 млн. долл. за B-2A (в ценах 1998 г.).
Отметим, что в ходе операции "Несокрушимая свобода" был потерян один B-1B - 12 декабря 2001 г. он вскоре после взлета в результате многочисленных отказов упал в море в 100 км от острова Диего-Гарсия в Индийском океане. Всех четырех членов экипажа спас американский эсминец.
На базе ВС США на британском острове Диего-Гарсия было развернуто 28-е экспедиционное авиакрыло военно-воздушных сил Соединенных Штатов, сформированное на основе 28-го бомбардировочного крыла (Элсворт, штат Северная Дакота). Точное число переброшенных туда "Лэнсеров" не сообщалось. Они выполняли до 10 боевых вылетов в сутки (как правило, 3-5). Дальность (8700 км с полной боевой нагрузкой) самолета в принципе позволяла совершать рейды в Афганистан (расстояние до объекта удара - 3500-4000 км) без дозаправки, которая стала одним из узких мест операции в связи с дефицитом баз ВВС США в районе конфликта. В то же время при выполнении некоторых миссий "Лэнсеры" дозаправлялись в воздухе.
На этапе развертывания на Диего-Гарсия самолетами C-5, "Боинг-747" и "Боинг-767" было переброшено 3 тыс. т различных авиационных боеприпасов. Еще 7,7 тыс. т доставлено на морских судах. К началу операции "Несокрушимая свобода" был сосредоточен 10-дневный запас из 15 типов боеприпасов. На авиабазе также развернули конвейер, обеспечивающий быструю подачу бомб к самолету. Всего по состоянию на 6 марта на Диего-Гарсия приняли и подготовили к использованию 12 тыс. авиабомб типа GBU-31, Mk-82, Mk-84, CBU-87, CBU-103 (эти боеприпасы, оснащенные системой коррекции воздействия ветра WCMD, сбрасывались с B-52) и M-129 (их начинка - листовки).
Авиационные средства поражения применялись с большой высоты - 9-12 тыс. м. По данным Пентагона, для подготовки целеуказания использовались данные, полученные пилотируемыми (E-8 J-STARS, U-2) и беспилотными разведчиками, оснащенными РЛС с синтезированной апертурой. Особо подчеркивается, что в сочетании с JDAM это позволяет сформировать разведывательно-ударный комплекс, который не зависит от погодных условий и времени суток.
В то же время, как свидетельствуют пентагоновские источники, неоценимую помощь оказали передовые авианаводчики, которые выдавали пилотам "Лэнсеров" целеуказания. Технология передачи на бомбардировщики точных данных для ударов JDAM представляется весьма интересной, однако подробно этот вопрос в открытых публикациях не обсуждается. Заявлено лишь, что время между выдачей целеуказания самолетам, находящимся близ объекта атаки, и нанесением удара может составлять 12 минут.
Как заявил заместитель начальника штаба воздушных и космических операций в Пентагоне генерал-майор Уолтер Бучанан (сейчас он возглавляет оперативные силы ВВС в Юго-Западной Азии), отработанная в Афганистане технология борьбы с террористами может быть использована в любой точке мира, причем противник не будет знать о том, что он "на прицеле", до момента взрыва бомб.
ТРЕТЬЕ РОЖДЕНИЕ
Своему афганскому успеху B-1B обязан программе CMUP (Conventional Mission Upgrade Program - программа доработки самолета для неядерных задач), которая была принята в 1993 г., когда ВВС США пришли к выводу о резком снижении ядерной угрозы со стороны распавшегося СССР. Любопытно, что B-1B оказался в кризисном положении второй раз: впервые его разработку (уже после начала летных испытаний) прекратили по политическим соображениям в 1974 г. и возобновили лишь после прихода к власти Рональда Рейгана в 1980-м.
CMUP, как показала практика, оказалась весьма продуманной программой. К 1995 г. "Лэнсеры" оснастили РЛС с синтезированной апертурой, что позволило им обнаруживать малоразмерные цели на земной поверхности. Также была усовершенствована аппаратура РЭБ и улучшены эксплуатационные параметры. Этот вариант самолета получил дополнение к наименованию "блок B".
Следующая модификация - "блок C" - появилась в 1997 г. Вновь подверглась доработкам система РЭБ AN/ALQ-161A, но главное, что в систему вооружения были введены бомбовые кассеты CBU-87/89 и CBU-97 (об особенностях последних - см. "НВО" # 14 за 1999 г.).
Вариант "блок D", который и выполнял задачи в Афганистане, отличается способностью нести УАБ семейства JDAM. Для этого пришлось ввести в состав БРЭО приемники GPS и шину передачи данных стандарта MIL-STD-1760. В РЛС AN/APQ-164 был реализован режим селекции движущихся целей. Самолет также оснастили буксируемыми ложными целями (см. ниже). Первые модернизированные по варианту "D" машины поступили в строевые части в конце 1998 г., и к началу югославской компании шесть из них привели в боевую готовность. Тем не менее применить JDAM на Балканах "Лэнсеры" не смогли - бомб было слишком мало и все они достались B-2, которые Пентагон срочно хотел опробовать в боевых условиях.
Ныне флот "Лэнсеров" переоборудуется в "блок E" (работа завершится в 2004 г.). Замена бортовых компьютеров увеличивает вычислительные мощности в 100 раз, что в сочетании с новым программным обеспечением позволит повысить гибкость использования бомбардировщика: он сможет брать на борт разные типы боеприпасов одновременно. В состав вооружения вводятся новые образцы управляемого вооружения.
АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ
ДЛЯ САМОЛЕТА
"Лэнсер" стал головным самолетом, на котором ВВС США начали отработку перспективной концепции обороны самолета от вражеских ракет. Речь идет о программе TDS (Towed Decoy System - система буксируемой ловушки), которая была начата в 1986 г. Созданная в ее рамках фирмой "Рейтеон" ложная цель ALE-50 следует за самолетом на тросе и отражает сигналы РЛС подобно буксировщику, но более интенсивно. В результате атакующие ракеты захватывают не бомбардировщик, а ловушку. На "Лэнсере" 8 ложных целей размещаются в двух контейнерах.
Испытания ALE-50 прошли в 1997 г., решение о производстве было принято в 1998 г., а в начале 1999 г. ими оснастили первые B-1B "блок D". По некоторым данным, система прошла испытания в ходе югославской войны и показала высокую эффективность. Оснащение бомбардировщиков B-1B буксируемыми ложными целями ведется с темпом 19 машин в год и должно завершиться в 2003 г. Стоимость 84 комплектов ловушек составляет 120 млн. долл.
Совершенствование системы РЭБ в перспективе может идти по двум направлениям. Во-первых, ожидается появление буксируемых ложных целей, связанных с самолетом волоконно-оптическим кабелем, что повысит возможности по управлению системой. Ведутся исследования и в области создания автономных ловушек, которые смогут прикрывать бомбардировщик на угрожаемых направлениях. Однако пока неизвестно, на каком типе машин это будет реализовано.
Второе направление предполагает радикальное усовершенствование бортового комплекса обороны. Разработки в этой области ведутся с 1999 г., а в 2004-2009 гг. ожидается внедрение их на "Лэнсерах". В случае если система окажется эффективной, от буксируемых ложных целей ВВС США откажутся. B-1B с доработанной системой РЭБ получат наименование "блок F". Облик B-1B "блок G" пока только обсуждается.
БУДУЩЕЕ "КОПЬЕНОСЦЕВ"
Свой вклад в афганский успех внесла и довольно напряженная боевая подготовка. В мирное время экипажи "Лэнсеров" в среднем в месяц выполняют по четыре 5-часовых полета с обязательной дозаправкой со своего аэродрома и 2-4 вылета в учебном центре на базе Элсуорт, где можно оценить эффективность применения оружия. В числе учебных задач - использование маневренных и скоростных качеств B-1B для уклонения от атак ракет класса "воздух-воздух" и "земля-воздух". В связи с переориентацией "Лэнсеров" на применение в обычной войне в программе боевой подготовки существенно расширена отработка взаимодействия с самолетами тактической авиации, прежде всего с истребителями F-16CJ, вооруженными ракетами AGM-88, которые обеспечивают прикрытие и подавление РЛС системы ПВО противника. Также обкатываются совместные ударные действия с F-15E и F/A-18. При выработке тактики учитывается тот факт, что, хотя "Лэнсер" и не относится к малозаметным самолетам, его эффективная поверхность рассеяния в 100 раз меньше, чем у B-52. Более того, заметность некоторых истребителей ВВС США больше, чем у B-1B.
Авторство их.
"СТРАТЕГ" АТАКУЕТ ТЕРРОРИСТОВ
Россия и США модернизируют свои тяжелые бомбардировщики для ведения локальных войн
Сергей Сокут
ВВС России намерены увеличить число стратегических ракетоносцев Ту-160 в своем боевом составе. Об этом заявил главком Военно-воздушных сил генерал-полковник Владимир Михайлов, посетивший в конце марта Казанское авиационное производственное объединение (КАПО). В настоящее время в цехах предприятия в различных степенях готовности (от 65 до 85%) находится три самолета этого типа. Первый из трех "задельных" Ту-160 будет получен в конце 2002-го - начале 2003 г., его постройка финансируется в рамках гособоронзаказа 2002 г. Таким образом, в перспективе 37-я воздушная армия ВГК (дальняя авиация) должна иметь на вооружении 18 Ту-160. Напомним, что в наследство от СССР России досталось 6 таких машин. Еще 8 были получены от Украины в рамках сделки "бомбардировщики за газовые долги". Один самолет достроили на КАПО и передали ВВС в 2000 г. Еще пять ракетоносцев числятся за испытательными центрами Минобороны и промышленности. Однако было бы ошибкой полагать, что Россия стремится прежде всего нарастить свою стратегическую ядерную мощь. Ту-160 призван закрыть существующую брешь в системе вооружения российских ВС, связанную с неспособностью наносить удары высокоточным оружием по удаленным целям. Об этом свидетельствует тот факт, что параллельно с достройкой новых самолетов на КАПО будет проходить модернизация всех 15 существующих, чтобы придать им способность нести крылатые ракеты (КР) большой дальности в обычном снаряжении. Первый Ту-160 перелетел в Казань для переоборудования 5 апреля. "Достроечные" машины сразу получат усовершенствованное бортовое оборудование и вооружение. Казанцы отработали технологию модернизации еще в 2000 г. в ходе капитального ремонта испытательного Ту-160. По-видимому, именно этот самолет использовался в ходе испытаний новых КР. Стоимость переоборудования одной серийной машины составляет 250 млн. руб. Есть основания полагать, что ремонту и переделке в первую очередь подвергнутся "украинские" Ту-160, поскольку они, во-первых, старше российских, а во-вторых, находятся в худшем техническом состоянии. Усовершенствованные самолеты получат новое бортовое радиоэлектронное оборудование, которое позволит им запускать КР, которые в западных СМИ называются Х-555, и, возможно, перспективные ракеты сверхбольшой дальности Х-101. Первый из этих образцов создан на базе существующей ядерной ракеты Х-55 и в настоящее время находится на завершающем этапе испытаний. С помощью Х-555 дальняя авиация сможет наносить удары по точечным стационарным целям на любом возможном ТВД. Предполагается, что Ту-160 сохранятся в боевом составе ВВС как минимум до 2030 г. Приобретая новые возможности, они по прежнему будут составной частью стратегической триады (напомним, что в зарубежных источниках сообщалось о создании в России КР Х-102 с ядерной боевой частью). В условиях старения остальных бомбардировщиков дальней авиации (Ту-95МС и Ту-22М3) такая техническая политика ВВС представляется обоснованной. Модернизированный Ту-160 вполне соответствует существующим взглядам на характер военных конфликтов. Это подтверждается и опытом боевого применения в операции "Несокрушимая свобода" американского бомбардировщика B-1B "Лэнсер" ("Копьеносец").
ИЗ ДОСЬЕ "НВО"
В УАБ семейства JDAM в ВВС США переделываются неуправляемые авиабомбы Mk84 калибром 900 кг (получила наименование GBU-31), Mk83 калибром 450 кг (GBU-32) и 227-килограммовые Mk82 (находятся в процессе переоборудования). Доработка средней стоимостью 21 тыс. долл. предполагает установку блока наведения с приемником навигационной информации системы GPS и небольших аэродинамических управляющих поверхностей. Максимальная дальность сброса - до 25 км. Подрядчик - корпорация "Боинг" - получил заказ на выпуск 87496 УАБ (из них 62 тыс. для ВВС США). Испытания начались в 1997 г., поставки в войска - в 1999 г. Заявленное круговое вероятное отклонение (радиус круга, в который попадает 50% бомб) составляет 13 м. В ходе учений строевых B-1B в 2001 г. достигнуто ряд прямых попаданий, самое большое отклонение составило 9 м (высота сброса бомб - 10 км). Кроме того, отработано бомбометание с малых высот. Для применения JDAM в настоящее время приспособлены B-1B, B-2A, B-52H, F-16C/D и F/A-18C/D. Ведется интеграция этих бомб на A-10 F-15E, F-22, F-117, AV-8B, F-14A/B/D, F/A-18E/F, S-3 и JSF. Помимо JDAM в ВВС США есть еще одна УАБ с GPS - GBU-31 калибром 4700 фунтов. Она интегрирована только в состав вооружения B-2A и предназначена для поражения высокозащищенных, в том числе подземных, целей. Выпускается в крайне ограниченном количестве.
Экспертиза
МАСШТАБНОЕ боевое использование в афганской кампании бомбардировщиков B-1B стало одним из самых любопытных военно-технических аспектов операции. Как заявил в конце марта представитель Пентагона, применение "Лэнсеров" стало "неожиданно успешным".
Ранее этот самолет многие в США считали неудачным. Действительно, он в соответствии с договорами СНВ лишился функции носителя крылатых ракет и до конца 1990-х гг. оставался "тяжелым бомбовозом", основное достоинство которого состояло в большой боевой нагрузке (по этому показателю в мире "Лэнсера" превосходит лишь Ту-160). Вооруженный только неуправляемыми бомбами B-1B, он мог действовать лишь по целям со слабой ПВО. К войне против Ирака в 1991 г. самолет не привлекался. Боевой дебют двух "Лэнсеров" состоялся в 1998 г. в ходе операции "Лис пустыни".
В югославской кампании 1999 г. шесть самолетов этого типа совершили 100 боевых вылетов. Они бомбили цели лишь с больших высот, причем после того, как система ПВО была в основном подавлена. Наибольшего успеха им удалось добиться с помощью кассетных авиабомб CBU-87, CBU-89 и CBU-97. Суммарный расход неуправляемых боеприпасов составил 11 650 штук. Предпринимались попытки вести бомбометание по данным навигационных систем и РЛС с синтезированной апертурой через облака. По оценке ВВС, при этом была продемонстрирована высокая точность, однако количественные оценки не оглашались. Несколько раз полетное задание менялось уже в ходе боевых вылетов с помощью систем передачи тактической информации.
Самолет продемонстрировал сравнительно высокую надежность: все 4 базировавшихся на авиабазе Фэрфорд машины были боеготовы в течении 90% времени. Основные отказы пришлись на систему РЭБ, которая несколько раз задействовалась для борьбы с системой ПВО СРЮ. Несмотря на югославский успех, "Лэнсер" оставался самым непопулярным боевым самолетом ВВС США.
Кстати, экипажи называют свой самолет "Боун". Английское "bone" (в переводе на русский - "кость") образовано от названия самолета B-one.
АФГАНСКИЙ БЕНЕФИС
Афганистан изменил отношение к B-1B радикальным образом. "Лэнсеры", совершив 5% вылетов, в которых решались ударные задачи, сбросили на противника 40% использованных авиацией средств поражения. Именно фактор B-1 внес решающий вклад в то, что самолеты ВВС, на долю которых за первые 100 дней антитеррористической операции пришлось 23% вылетов, поразили 75% назначенных для всей авиационной группировки целей.
Наиболее успешным признано применение с B-1B управляемых авиабомб (УАБ) семейства JDAM: GBU-31 и GBU-32. Особо эффективным признан тактический прием, когда 24 УАБ калибра 2000 фунтов (900 кг) за один заход точно "укладываются" по 24 целям в оборонительной полосе противника, создавая в ней брешь. Для описания такой тактики генерал-майор Дэниел Лист, шеф офиса эксплуатационных требований к воздушным и космическим системам в Пентагоне, придумал новый термин: "массированная точность". При выполнении подобных задач один "Лэнсер" заменяет 6 тактических истребителей, несущих по четыре JDAM.
В качестве антитеррористического оружия "Лэнсер" превзошел по критерию "эффективность/стоимость" новейший американский бомбардировщик B-2A. Последний несет 16 УАБ семейства JDAM и выполняет боевые задачи непосредственно с территории США, что повышает расходы, затрудняет управление и усложняет организацию взаимодействия с тактической авиацией на ТВД. Основной козырь B-2A - малозаметность - в противопартизанских конфликтах большой роли не играет. Кроме того, обслуживание этих машин - чрезвычайно дорогое мероприятие (достаточно сказать, что после каждого полета производится полная дефектация радиопоглощающего покрытия). Несравнима и стоимость самолетов: 283,1 млн. долл. за один "Лэнсер" и 1157 млн. долл. за B-2A (в ценах 1998 г.).
Отметим, что в ходе операции "Несокрушимая свобода" был потерян один B-1B - 12 декабря 2001 г. он вскоре после взлета в результате многочисленных отказов упал в море в 100 км от острова Диего-Гарсия в Индийском океане. Всех четырех членов экипажа спас американский эсминец.
На базе ВС США на британском острове Диего-Гарсия было развернуто 28-е экспедиционное авиакрыло военно-воздушных сил Соединенных Штатов, сформированное на основе 28-го бомбардировочного крыла (Элсворт, штат Северная Дакота). Точное число переброшенных туда "Лэнсеров" не сообщалось. Они выполняли до 10 боевых вылетов в сутки (как правило, 3-5). Дальность (8700 км с полной боевой нагрузкой) самолета в принципе позволяла совершать рейды в Афганистан (расстояние до объекта удара - 3500-4000 км) без дозаправки, которая стала одним из узких мест операции в связи с дефицитом баз ВВС США в районе конфликта. В то же время при выполнении некоторых миссий "Лэнсеры" дозаправлялись в воздухе.
На этапе развертывания на Диего-Гарсия самолетами C-5, "Боинг-747" и "Боинг-767" было переброшено 3 тыс. т различных авиационных боеприпасов. Еще 7,7 тыс. т доставлено на морских судах. К началу операции "Несокрушимая свобода" был сосредоточен 10-дневный запас из 15 типов боеприпасов. На авиабазе также развернули конвейер, обеспечивающий быструю подачу бомб к самолету. Всего по состоянию на 6 марта на Диего-Гарсия приняли и подготовили к использованию 12 тыс. авиабомб типа GBU-31, Mk-82, Mk-84, CBU-87, CBU-103 (эти боеприпасы, оснащенные системой коррекции воздействия ветра WCMD, сбрасывались с B-52) и M-129 (их начинка - листовки).
Авиационные средства поражения применялись с большой высоты - 9-12 тыс. м. По данным Пентагона, для подготовки целеуказания использовались данные, полученные пилотируемыми (E-8 J-STARS, U-2) и беспилотными разведчиками, оснащенными РЛС с синтезированной апертурой. Особо подчеркивается, что в сочетании с JDAM это позволяет сформировать разведывательно-ударный комплекс, который не зависит от погодных условий и времени суток.
В то же время, как свидетельствуют пентагоновские источники, неоценимую помощь оказали передовые авианаводчики, которые выдавали пилотам "Лэнсеров" целеуказания. Технология передачи на бомбардировщики точных данных для ударов JDAM представляется весьма интересной, однако подробно этот вопрос в открытых публикациях не обсуждается. Заявлено лишь, что время между выдачей целеуказания самолетам, находящимся близ объекта атаки, и нанесением удара может составлять 12 минут.
Как заявил заместитель начальника штаба воздушных и космических операций в Пентагоне генерал-майор Уолтер Бучанан (сейчас он возглавляет оперативные силы ВВС в Юго-Западной Азии), отработанная в Афганистане технология борьбы с террористами может быть использована в любой точке мира, причем противник не будет знать о том, что он "на прицеле", до момента взрыва бомб.
ТРЕТЬЕ РОЖДЕНИЕ
Своему афганскому успеху B-1B обязан программе CMUP (Conventional Mission Upgrade Program - программа доработки самолета для неядерных задач), которая была принята в 1993 г., когда ВВС США пришли к выводу о резком снижении ядерной угрозы со стороны распавшегося СССР. Любопытно, что B-1B оказался в кризисном положении второй раз: впервые его разработку (уже после начала летных испытаний) прекратили по политическим соображениям в 1974 г. и возобновили лишь после прихода к власти Рональда Рейгана в 1980-м.
CMUP, как показала практика, оказалась весьма продуманной программой. К 1995 г. "Лэнсеры" оснастили РЛС с синтезированной апертурой, что позволило им обнаруживать малоразмерные цели на земной поверхности. Также была усовершенствована аппаратура РЭБ и улучшены эксплуатационные параметры. Этот вариант самолета получил дополнение к наименованию "блок B".
Следующая модификация - "блок C" - появилась в 1997 г. Вновь подверглась доработкам система РЭБ AN/ALQ-161A, но главное, что в систему вооружения были введены бомбовые кассеты CBU-87/89 и CBU-97 (об особенностях последних - см. "НВО" # 14 за 1999 г.).
Вариант "блок D", который и выполнял задачи в Афганистане, отличается способностью нести УАБ семейства JDAM. Для этого пришлось ввести в состав БРЭО приемники GPS и шину передачи данных стандарта MIL-STD-1760. В РЛС AN/APQ-164 был реализован режим селекции движущихся целей. Самолет также оснастили буксируемыми ложными целями (см. ниже). Первые модернизированные по варианту "D" машины поступили в строевые части в конце 1998 г., и к началу югославской компании шесть из них привели в боевую готовность. Тем не менее применить JDAM на Балканах "Лэнсеры" не смогли - бомб было слишком мало и все они достались B-2, которые Пентагон срочно хотел опробовать в боевых условиях.
Ныне флот "Лэнсеров" переоборудуется в "блок E" (работа завершится в 2004 г.). Замена бортовых компьютеров увеличивает вычислительные мощности в 100 раз, что в сочетании с новым программным обеспечением позволит повысить гибкость использования бомбардировщика: он сможет брать на борт разные типы боеприпасов одновременно. В состав вооружения вводятся новые образцы управляемого вооружения.
АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ
ДЛЯ САМОЛЕТА
"Лэнсер" стал головным самолетом, на котором ВВС США начали отработку перспективной концепции обороны самолета от вражеских ракет. Речь идет о программе TDS (Towed Decoy System - система буксируемой ловушки), которая была начата в 1986 г. Созданная в ее рамках фирмой "Рейтеон" ложная цель ALE-50 следует за самолетом на тросе и отражает сигналы РЛС подобно буксировщику, но более интенсивно. В результате атакующие ракеты захватывают не бомбардировщик, а ловушку. На "Лэнсере" 8 ложных целей размещаются в двух контейнерах.
Испытания ALE-50 прошли в 1997 г., решение о производстве было принято в 1998 г., а в начале 1999 г. ими оснастили первые B-1B "блок D". По некоторым данным, система прошла испытания в ходе югославской войны и показала высокую эффективность. Оснащение бомбардировщиков B-1B буксируемыми ложными целями ведется с темпом 19 машин в год и должно завершиться в 2003 г. Стоимость 84 комплектов ловушек составляет 120 млн. долл.
Совершенствование системы РЭБ в перспективе может идти по двум направлениям. Во-первых, ожидается появление буксируемых ложных целей, связанных с самолетом волоконно-оптическим кабелем, что повысит возможности по управлению системой. Ведутся исследования и в области создания автономных ловушек, которые смогут прикрывать бомбардировщик на угрожаемых направлениях. Однако пока неизвестно, на каком типе машин это будет реализовано.
Второе направление предполагает радикальное усовершенствование бортового комплекса обороны. Разработки в этой области ведутся с 1999 г., а в 2004-2009 гг. ожидается внедрение их на "Лэнсерах". В случае если система окажется эффективной, от буксируемых ложных целей ВВС США откажутся. B-1B с доработанной системой РЭБ получат наименование "блок F". Облик B-1B "блок G" пока только обсуждается.
БУДУЩЕЕ "КОПЬЕНОСЦЕВ"
Свой вклад в афганский успех внесла и довольно напряженная боевая подготовка. В мирное время экипажи "Лэнсеров" в среднем в месяц выполняют по четыре 5-часовых полета с обязательной дозаправкой со своего аэродрома и 2-4 вылета в учебном центре на базе Элсуорт, где можно оценить эффективность применения оружия. В числе учебных задач - использование маневренных и скоростных качеств B-1B для уклонения от атак ракет класса "воздух-воздух" и "земля-воздух". В связи с переориентацией "Лэнсеров" на применение в обычной войне в программе боевой подготовки существенно расширена отработка взаимодействия с самолетами тактической авиации, прежде всего с истребителями F-16CJ, вооруженными ракетами AGM-88, которые обеспечивают прикрытие и подавление РЛС системы ПВО противника. Также обкатываются совместные ударные действия с F-15E и F/A-18. При выработке тактики учитывается тот факт, что, хотя "Лэнсер" и не относится к малозаметным самолетам, его эффективная поверхность рассеяния в 100 раз меньше, чем у B-52. Более того, заметность некоторых истребителей ВВС США больше, чем у B-1B.