Вход

Просмотр полной версии : Вопрос о центровки



Moroka
06.09.2004, 15:40
Разобрало любопытсво по поводу одного технического вопроса: какая у реактивных, с двиглом в корпусе, центровка - передняя или задняя?
Известно (мне :) ), что с передней самолёт устойчивее, стабильнее, особенно по штопорным характеристикам. Когда мотор спереди, то и вопросов нет (Яки, в т.ч. Як-15/17, Лавочки, первые реактивные по реданной схеме и пр.), а как быть когда мотор сзаду - он же перевешивает :D ! И если это не какой-нибудь СУ-27, весь из себя статически неустойчивый с эл.дист системами управления, то как на них лететь. А если они ещё у учебно-тренировочные (должны быть попроще в управлении)! Вот тебе и Миг-15/17, и L-29/39, и целая масса "прямокрылых" реактивных с двиглом в ж... Или не так уж страшна эта задняя центровка или "на глаз" я её неверно определяю?
Вопрос вдогонку: кто летал на L-29, какое сравнение (по управляемости, по ограничениям на пилотаж) с Як-18? (естественно в рамках возможного сравнения)

Mikhael
06.09.2004, 16:23
Устойчивость самолёта определяется не положением центра тяжести как таковым, а взаимным положением центра тяжести и аэродинамического фокуса самолёта. А положение фокуса определяется аэродинамической компоновкой крафта.
Например, в традиционной аэродинамической компоновке фокус расположен примерно на 25...30%САХ (средней аэродинамической хорды). Соответственно, если ЦТ будет расположен дальше - самолёт будет статически устойчив в продольном канале, если ближе - самолёт будет неустойчив.
Теперь про переднюю и заднюю центровки. У самолёта есть диапазон допустимых центровок (~10...15%САХ). Т. е. есть предельно передняя и предельно задняя центровки, определяемые по нормам лётной годности. При этом их названия никак не относятся к их реальному положению на самолёте.

pilot29
06.09.2004, 18:41
У самолета, помимо двигателя, остальные части тоже имеют некоторый вес :) и оказывают влияние на центровку.

Moroka
07.09.2004, 10:26
У самолета, помимо двигателя, остальные части тоже имеют некоторый вес :) и оказывают влияние на центровку.
Это значит, что центровка всё-таки передняя и "на глаз" я её определяю неверно.