PDA

Просмотр полной версии : Гиперзвуковая катапульта



Phantom
08.12.2004, 13:02
Совсем недавно, 17 ноября, США провели испытание "самого быстрого в мире" гиперзвукового самолета. Как нередко случается, заокеанские коллеги "забыли" упомянуть о том, что Россия уже проводила подобные эксперименты, и поспешили объявить себя пионерами в дерзком плане обогнать звук в шесть и более раз...

Дело было в 1998 году. Шли первые в мире секретные испытания гиперзвукового летательного аппарата с прямоточным водородным двигателем, который более чем в шесть раз превысил скорость звука. Через 77 секунд после старта отработанный двигатель удалось найти. В казахских степях, где проводились эти испытания, "железки" с неба падают чаще, чем дождевые капли. Однако эта была поистине бесценной.

"Двигатель разрезали и провели ряд исследований, - вспоминает один из участников проекта, сотрудник Центрального института авиационного моторостроения Вячеслав Семенов. - Это, конечно, было сенсацией. Нашим американским и европейским коллегам ничего подобного еще не удавалось. В США провели подобные испытания только недавно, но использовали не настоящий двигатель, а лишь модель, которая полностью сгорела в ходе эксперимента. Она проработала всего десять секунд. Освоение столь высоких гиперзвуковых скоростей даже сейчас - завтрашний день человечества, а тогда это граничило с фантастикой".

17 ноября над пустыней Мохаве был проведен испытательный полет американского прототипа гиперзвукового самолета, способного достичь 10-кратной скорости звука (11 тыс. км/час). Прототип X-43А был сброшен с борта бомбардировщика B-52, а затем на высоте 12 км сработал уникальный двигатель типа "скрэм-джет" гиперзвукового самолета.

Через три года на авиасалоне в Ле Бурже "Росавиакосмос", а точнее, два его головных предприятия - ГКНПЦ им. Хруничева и НПО "Молния" продемонстрировали миру русское чудо - самолет нового поколения, снабженный мощным ракетным ускорителем. Его создание стало результатом 25-летней работы по программе "Энергия-Буран". К сожалению, проект был свернут. Однако "закрыть" гигантский научно-исследовательский и опытно-конструкторский потенциал, накопленный за эти годы, к счастью, было нельзя.

"Одна из нерешенных экологических проблем мировой космонавтики - проблема первой ступени ракет-носителей, - говорит главный конструктор НПО "Молния" Юрий Труфанов. - Они падают на Землю с высоты в несколько десятков километров и, не успевая сгореть в атмосфере, загрязняют Землю. С самого зарождения практической космонавтики специалисты пытались решить эту проблему, но безуспешно. Решили ее в России. Так появились проект "Ангара" и уникальная система "Байкал".

Система представляет собой своеобразный гибрид ракеты и самолета. Внешне он похож на обычную первую ступень ракеты цилиндрической формы. Разница лишь в том, что на нем предусмотрено хвостовое оперение, а в центральной части корпуса - крылья размахом 17 метров, которые при старте с земли находятся в сложенном виде. В носовой части ступени смонтированы два авиационных реактивных двигателя. Когда первая ступень отрабатывает свой цикл, то ускоритель разворачивается на 90 градусов и возвращается к месту старта как обычный самолет, совершая посадку при помощи шасси. Можно себе представить, сколь эффектным может быть подобное зрелище.

По словам Юрия Труфанова, первая ступень в течение двух минут будет разгонять ракету-носитель до скорости, в шесть раз превышающую скорость звука. "Создание ускорителя такого типа позволит полностью исключить традиционное падение первой ступени на Землю", - считает главный конструктор "Молнии".

"Пока что американцы не сумели опередить Россию, - считает Вячеслав Семенов. - Накопленный за многие десятилетия мощный задел еще держит нас в лидерах, однако положение дел может очень скоро измениться. Ведь известно, что на свой проект США выделили около полумиллиарда долларов".

"Однако мы без дела не сидим и не ждем у моря погоды, - подчеркивает Юрий Труфанов. - Недавно в НПО "Энергомаш" успешно прошли первые огневые испытания жидкостного ракетного двигателя РД-191, который будет устанавливаться на "Байкале". Как ожидается, свой первый полет "Ангара" вместе с "Байкалом" совершит в 2004-2005 годах. "Байкал" уже вызвал самый живой интерес у иностранцев. Начались активные переговоры с западными специалистами о возможности его использования вместо твердотопливных ускорителей на французской ракете Arian-5. Подходит он и для американских шаттлов. Однако мы все же надеемся, что в первую очередь наша разработка послужит отечественной авиации".

/"Независимая газета"/