Phantom
06.04.2005, 17:11
NASA так и не удалось решить проблему отлетающей во время старта обшивки Space Shattle. Тем не менее челнок Discovery в среду установлен на стартовую площадку. Так как на дальнейшие расчеты нет ни времени, ни денег, придется проводить «практический эксперимент». Взлет намечен на конец мая – начало июня.
Шаттл Discovery, которому в мае 2005 года предстоит первым отправиться на орбиту после катастрофы Columbia, в ночь на среду установили на стартовой площадке 39B космического центра имени Кеннеди. Наблюдая за ходом работ, представители NASA общались с журналистами. И во время разговора признались, что трагедия 1 февраля 2003 года может повториться.
Space Shattle – это риск NASA, и США должны пойти на этот риск, чтобы возобновить полеты в ближайшее время, заявил глава технического управления систем челнока Джон Мураторе.
Мураторе рассказал, что вероятность фатального повреждения шаттла во время запуска существует до сих пор. После двух лет работ по повышению безопасности полетов NASA так и не смогла избавиться от проблемы, которая стала причиной катастрофы Columbia. Если от топливного бака системы Space Shattle снова оторвется кусок термоизолирующей пены, при наихудшем стечении обстоятельств это приведет к гибели корабля. Правда, инженеры NASA уверены, что достаточно минимизировали проблему.
Во время старта Discovery, считают они, от бака может оторваться не более двух небольших кусков. В зависимости от того, произойдет ли удар пены о шаттл, где и когда он произойдет, можно будет предполагать и его последствия.
«Оценивать конкретный риск сейчас – это как говорить об опасности погибнуть в автокатастрофе по дороге в аэропорт, – пояснил Мураторе. – Например, день неудачный, и шина на вашем авто старая, и прокололась она как раз, когда вы ехали рядом с грузовиком на скорости 140 км/ч… Вы можете убиться? Да, конечно. Неужели вы обдумываете эти предположения, прежде чем куда-то поехать? Вероятно, нет». По его словам, оценка опасности для шаттла – чрезвычайно сложная техническая проблема, и просчитать риск до конца невозможно даже при помощи компьютерного моделирования. Поэтому, как считает специалист, NASA нужно перейти от моделей (а, по словам Мураторе, специалисты составили более миллиарда компьютерных сценариев) к практике.
Мураторе пояснил журналистам, что, признавая риск полетов шаттлов, пытается «быть безупречно честным, касаясь того, что может произойти, но это не значит, что такое событие ожидается и случится».
Чтобы исключить возможность катастрофы, нужны годы разработок для полной смены конструкции топливной системы и устранения потери изоляционной пены. Но на это у агентства нет ни времени, ни денег, подчеркнул Мураторе. Полеты челноков надо возобновлять, так как этого требуют партнеры по Международной космической станции, а перерабатывать систему Space Shattle, по сути дела, не имеет смысла – через пять лет – в 2010 году полеты челноков планируется свернуть окончательно.
«Сейчас мы намного более осмотрительны, чем два года назад, – сказал журналистам руководитель программы Shattle Билл Парсонс. – Если что-то будет не так, мы собираемся перенести запуск корабля, но все равно запустим его. Мы ведь никогда не сможем устранить риск для жизни человека, существующий в пилотируемой космонавтике».
NASA планирует уложиться в «окно запуска» с 15 мая по 3 июня.
Однако в следующие полтора месяца специалистам NASA еще предстоит серия испытаний, и если хоть на одном из них произойдет сбой, дата старта будет смещаться. Следующее «окно» запуска – с 12 по 31 июля.
Тем временем инженеры устанавливают на два самолета NASA специальную видеоаппаратуру, которая позволит детально отснять запуск челнока. С ее помощью специалисты агентства выяснят, насколько успешно стартовал шаттл, был ли удар пены о его обшивку и насколько могут быть серьезными повреждения. После этого экипаж шаттла, прибывший на МКС, проведет осмотр корабля, и станет ясно, возможно ли безопасное возвращение Discovery на землю. Если нет, астронавты останутся на борту станции на два месяца, Discovery в беспилотном режиме утопят в океане, а NASA пришлет на МКС шаттл-спасатель. При таком негативном развитии событий спасательный корабль, скорее всего, окажется последним слетавшим в космос челноком.
/Газета.Ru/
Шаттл Discovery, которому в мае 2005 года предстоит первым отправиться на орбиту после катастрофы Columbia, в ночь на среду установили на стартовой площадке 39B космического центра имени Кеннеди. Наблюдая за ходом работ, представители NASA общались с журналистами. И во время разговора признались, что трагедия 1 февраля 2003 года может повториться.
Space Shattle – это риск NASA, и США должны пойти на этот риск, чтобы возобновить полеты в ближайшее время, заявил глава технического управления систем челнока Джон Мураторе.
Мураторе рассказал, что вероятность фатального повреждения шаттла во время запуска существует до сих пор. После двух лет работ по повышению безопасности полетов NASA так и не смогла избавиться от проблемы, которая стала причиной катастрофы Columbia. Если от топливного бака системы Space Shattle снова оторвется кусок термоизолирующей пены, при наихудшем стечении обстоятельств это приведет к гибели корабля. Правда, инженеры NASA уверены, что достаточно минимизировали проблему.
Во время старта Discovery, считают они, от бака может оторваться не более двух небольших кусков. В зависимости от того, произойдет ли удар пены о шаттл, где и когда он произойдет, можно будет предполагать и его последствия.
«Оценивать конкретный риск сейчас – это как говорить об опасности погибнуть в автокатастрофе по дороге в аэропорт, – пояснил Мураторе. – Например, день неудачный, и шина на вашем авто старая, и прокололась она как раз, когда вы ехали рядом с грузовиком на скорости 140 км/ч… Вы можете убиться? Да, конечно. Неужели вы обдумываете эти предположения, прежде чем куда-то поехать? Вероятно, нет». По его словам, оценка опасности для шаттла – чрезвычайно сложная техническая проблема, и просчитать риск до конца невозможно даже при помощи компьютерного моделирования. Поэтому, как считает специалист, NASA нужно перейти от моделей (а, по словам Мураторе, специалисты составили более миллиарда компьютерных сценариев) к практике.
Мураторе пояснил журналистам, что, признавая риск полетов шаттлов, пытается «быть безупречно честным, касаясь того, что может произойти, но это не значит, что такое событие ожидается и случится».
Чтобы исключить возможность катастрофы, нужны годы разработок для полной смены конструкции топливной системы и устранения потери изоляционной пены. Но на это у агентства нет ни времени, ни денег, подчеркнул Мураторе. Полеты челноков надо возобновлять, так как этого требуют партнеры по Международной космической станции, а перерабатывать систему Space Shattle, по сути дела, не имеет смысла – через пять лет – в 2010 году полеты челноков планируется свернуть окончательно.
«Сейчас мы намного более осмотрительны, чем два года назад, – сказал журналистам руководитель программы Shattle Билл Парсонс. – Если что-то будет не так, мы собираемся перенести запуск корабля, но все равно запустим его. Мы ведь никогда не сможем устранить риск для жизни человека, существующий в пилотируемой космонавтике».
NASA планирует уложиться в «окно запуска» с 15 мая по 3 июня.
Однако в следующие полтора месяца специалистам NASA еще предстоит серия испытаний, и если хоть на одном из них произойдет сбой, дата старта будет смещаться. Следующее «окно» запуска – с 12 по 31 июля.
Тем временем инженеры устанавливают на два самолета NASA специальную видеоаппаратуру, которая позволит детально отснять запуск челнока. С ее помощью специалисты агентства выяснят, насколько успешно стартовал шаттл, был ли удар пены о его обшивку и насколько могут быть серьезными повреждения. После этого экипаж шаттла, прибывший на МКС, проведет осмотр корабля, и станет ясно, возможно ли безопасное возвращение Discovery на землю. Если нет, астронавты останутся на борту станции на два месяца, Discovery в беспилотном режиме утопят в океане, а NASA пришлет на МКС шаттл-спасатель. При таком негативном развитии событий спасательный корабль, скорее всего, окажется последним слетавшим в космос челноком.
/Газета.Ru/