Просмотр полной версии : В выставочном центре "Риосентру" в Рио-де-Жанейро 27 апреля завершилась выставка по о
В выставочном центре "Риосентру" в Рио-де-Жанейро 27 апреля завершилась выставка по оборонным технологиям для Латинской Америки /ЛААД-2005/. Экспозиция проводилась в крупнейшей южноамериканской стране уже в пятый раз и за это время по праву стала одним из самых престижных смотров военной техники в Латинской Америке. Об этом говорят цифры: в 1997 г., когда ЛААД прошла в Бразилии впервые, площадь экспозиции составила 2,2 тыс. кв. метров и ее посетили шесть иностранных делегаций. В 1999 г. число официальных делегаций удвоилось.
В текущем году в выставке приняли участие около 300 экспонентов из 28 стран мира, официальные делегации из 40 государств, а общая площадь экспозиции составила 23 тыс. кв. метров. Кстати, с 2005 года немного изменилось и название выставки. В тематику экспозиции была включена авиационная и космическая техника гражданского назначения. Поэтому экспозиция, которая называлась до этого ЛАД, получила еще одну букву "А" и стала именоваться ЛААД.
Организатором участия России в выставке стало предприятие "Рособоронэкспорт", под патронажем которого в "Риосентру" российскую оборонную промышленность представили ряд отечественных предприятий - разработчики и производители продукции военного назначения. Среди них такие компании, как "Сухой", "МВЗ им. Миля", "Роствертол", "Улан-Удэнский авиационный завод", "Вятско-Полянский машиностроительный завод "Молот", "Долгопрудненское научно-производственное предприятие". Отечественные предприятия продемонстрировали более 120 образцов вооружения и военной техники. В экспозиции был представлен практически весь экспортный ряд самолетов семейства "Сухой", в том числе многофункциональные истребители Су-27СКМ, Су-30МК, корабельный истребитель Су-33, истребитель-бомбардировщик Су-32, штурмовик Су-39.
На выставке также была показана вертолетная техника, в том числе военно-транспортный вертолет Ми-171Ш, транспортно-боевой Ми-35М, перспективный боевой вертолет Ми-28НЭ, тяжелый транспортный вертолет Ми-26. Ми-171Ш создан на базе широко известного вертолета Ми-8. Он производится в боевом, десантном, транспортном, санитарном вариантах и способен решать широкий круг военных и гражданских задач. По совокупности таких параметров, как масса перевозимого груза, высотность применения, мощность суммарного залпа неуправляемых авиационных ракет и стрелково-пушечного вооружения, Ми-171Ш вне конкуренции в классе средних многоцелевых вертолетов.
Помимо этого на выставке был продемонстрирован весь спектр российских систем ПВО - от средств малой дальности до зенитных ракетных систем большой дальности. Как сообщили корр. ИТАР-ТАСС в "Рособоронэкспорте", в разные годы в ряд стран региона, в том числе в Бразилию, поставлялись переносные зенитные ракетные комплексы "Игла". Российская сторона рассчитывает, что их успешная эксплуатация позволит партнерам России "сделать свой выбор в пользу и других российских средств, в частности ЗРК средней дальности "Бук-М1-2", - отметил собеседник.
С учетом потребности латиноамериканского рынка "Рособоронэкспорт" представил новейшие колесные бронетранспортеры БТР-80А и БТР-90 "Росток". Они способны действовать практически в любом климатическом поясе и при любых условиях.
Как заявил корр. ИТАР-ТАСС в день открытия выставки глава делегации РФ, заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин, "Россия ожидает от выставки подтверждения своих возможностей как государства, которое играет значительную роль на мировом рынке вооружения". По его словам, экспозиция - это отличная возможность "продемонстрировать работу российских предприятий с точки зрения новых технологий, новых разработок и модернизации ранее выпущенных систем вооружения".
Некоторые промежуточные итоги деятельности "Рособоронэкспорта", в том числе в Латинской Америке, были подведены на состоявшейся в рамках выставки презентации российской компании. Как отметили организаторы презентации, для улучшения военно-технического сотрудничества с Бразилией "создана необходимая юридическая база". По мнению "Рособоронэкспорта", "оптимизм внушают и конкретные примеры такого сотрудничества, в частности, успешная эксплуатация в вооруженных силах Бразилии российских переносных зенитно-ракетных комплексов "Игла".
В то же время в руководстве компании осознают, что отношения с Латинской Америкой пока не соответствуют существующим возможностям. Как рассказал корр. ИТАР-ТАСС заместитель генерального директора "Рособоронэкспорта" Владимир Пахомов, в 2004 году в страны Латинской Америки было поставлено вооружений на "300 млн. долл., в Бразилию - на 700 тыс. долл.". По мнению Пахомова, это - очень мало, учитывая, что в 2004 г. общий объем поставленной компанией продукции за рубеж составил 5,12 млрд. долл. "Рособоронэкспорт" надееся, что важную роль в повышении динамики отношений со странами Латинской Америки "должна сыграть развернутая в 6 странах континента сеть представительств компании".
Важное место на выставке заняли стенды авиационных предприятий. Специалистам было интересно, что предлагают на выставке компании, участвующие в тендере на поставку боевых самолетов для модернизации военно-воздушных сил Бразилии. Этот конкурс был отложен в феврале 2005 г. На первом этапе Бразилия намеревалась приобрести 12 самолетов на сумму до 700 млн. долл. В долгосрочной перспективе, по оценке бразильской стороны, сумма закупки могла достичь 6 млрд. долл. Помимо участников тендера, это решение, безусловно, расстроило и бразильских военных. Они ожидали новые самолеты, которые были призваны заменить морально устаревшие "Миражи", эксплуатируемые с 1972 года.
Основными фаворитами конкурса считались истребитель Су-35, который был представлен на тендер консорциумом компаний в составе "Рособоронэкспорта", Комсомольск-на-Амуре авиационного производственного объединения /КнААПО/ и бразильской "Авибраз", и французский истребитель "Мираж-2000", предлагаемый Бразилии компаниями "Дассо" и "Эмбраэр" . Помимо этого в тендере участвовали шведская компания "Грипен интернэшнл" с самолетом "Грипен", "Локхид Мартин" с истребителем F-16C и предприятие "МиГ" с истребителем МиГ-29М3, однако их шансы не оценивались как высокие.
Программа FX-Br по приобретению многоцелевых истребителей для нужд ВВС Бразилии была объявлена несколько лет назад и за это время не раз останавливалась и возобновлялась. Например, президент Луис Инасиу Лула да Силва, заняв президентское кресло 1 января 2003 г., отложил этот вопрос на несколько месяцев. Последний раз конкурс был объявлен в октябре 2003 года. По мнению аналитиков, причиной остановки тендера могло стать то, что правительству так и не удалось решить для себя дилемму - какой самолет приобретать, чтобы не навлечь на себя целый вал критики. С одной стороны был истребитель "Мираж-2000", предлагавшийся французской компанией "Дассо" совместно с "Эмбраэром" - главной авиастроительной компанией Бразилии. В такой ситуации выбор любого другого самолета мог интерпретироваться, как нежелание поддерживать национального производителя. С другой стороны, военные однозначно высказывались в поддержку российского Су-35, цена которого к тому же в два раза меньше, чем "Миража-2000". Как подчеркнул в разговоре с корр. ИТАР-ТАСС один из специалистов в этой области, "и за этот, и за другой выбор правительству бы "досталось" критики".
Судя по всему, в этой ситуации выбор был сделан в пользу того, чтобы отложить тендер. Руководство ВВС Бразилии объявило, что "ведет альтернативное исследование вопроса". В частности, речь может идти об аренде военных самолетов или о приобретении подержанных машин, которые позволили бы продолжать контролировать воздушное пространство страны. Этот вариант, по информации бразильской печати, был бы в десять раз экономичнее, чем приобретение новых самолетов. В связи с этим именно предложения участвующих в тендере компаний вызывали столь большой интерес на ЛААД-2005.
Модель подержанного истребителя F-16 представила на своем стенде компания "Локхид Мартин". Бразилии предлагаются F-16, использовавшиеся в вооруженных силах Бельгии, Дании, Нидерландов. Французы предлагают модель "Мираж 2000-С", израильтяне - "Кфир СИ-10".
Как отметил в беседе с корр. ИТАР-ТАСС советник генерального директора компании "Сухой" Алексей Повещенко, Россия готова предоставить Бразилии глубокую модификацию истребителя Су-27 с использованием двигателей после капитального ремонта. По словам Повещенко, после того, как Бразилия отложила в феврале этого года тендер на поставку боевых самолетов для модернизации ВВС страны, Россия предложила южноамериканской стране истребитель Су-27СКМ. "Этот самолет по своим тактико-техническим характеристикам приближается к Су-35", - заметил специалист. По его словам, "поскольку Бразилия рассматривает вариант закупки бывшей в употреблении техники... мы предлагаем через "Рособоронэкспорт" вариант самолета с использованием двигателей после капитального ремонта. В результате машины получаются значительно дешевле", - отметил Повещенко.
В российской делегации пояснили, что в этом случае будут взяты самолеты из состава ВВС России, которые пройдут капитальный ремонт на предприятии в Комсомольске-на-Амуре и будут модернизированы. Другой вариант поставок в Бразилию, который предлагает "Рособоронэкспорт", связан с самолетами без модернизации.
Американские истребители F-16 вместе с вооружением предлагаются за приблизительно 8 млн. долл. за самолет. Цена израильского "Кфир" составит 6 млн. долл.
"Самолеты Бразилии нужны. Для этого мы сюда и приехали, чтобы быть на рынке в тот момент, когда Бразилия будет готова их покупать", - рассказал Повещенко. В день открытия выставки вице-президент и министр обороны Бразилии Жозе Аленкар посетил стенд "Сухого". В российской делегации сообщили, что в беседе с представителями компании "Сухой" Жозе Аленкар заметил, что руководство Бразилии надеется в той или иной форме установить сотрудничество с российской авиационной промышленностью и, в частности с компанией "Сухой", несмотря на приостановку тендера.
Стенд "Сухого" посетили также делегации ряда других латиноамериканских стран. Глава делегации компании "Сухой" Владимир Колнооченко сообщил, что "представители министерства обороны Венесуэлы выразили заинтересованность в штурмовиках Су-25 и истребителях-бомбардировщиках Су-27 для своих ВВС". По мнению экспертов, речь может идти о 10 самолетах каждого типа.
На вооружении ВВС Венесуэлы сейчас находятся устаревшие американские самолеты F-16. В последнее время российско-венесуэльское сотрудничество в военной сфере активизировалось. В частности, можно отметить недавно подписанный контракт на поставку для армии Венесуэлы 100 тыс. автоматов АК-47, а также соглашение о продаже 40 военных вертолетов.
Помимо военной техники авиационная холдинговая компания "Сухой" продвигает на бразильском рынке и самолеты гражданского назначения. Сергей Дробышев, заместитель генерального директора КнААПО отметил, что Бразилия заинтересована в приобретении до 50 российских самолетов-амфибий Бе-103. По его словам, с бразильской частной фирмой MSA был подписан "протокол о поставке 14 самолетов-амфибий Бе-103 с возможным увеличением объема поставок в течение 10 лет до 50 штук". Обсуждается вопрос об "аренде или лизинге этих машин". Уже в мае-июне должна быть завершена сертификация самолета в южноамериканской стране, сообщил Дробышев.
Советник генерального директора КнААПО Александр Шмаков в свою очередь подчеркнул, что перспективы поставок в южноамериканскую страну этих самолетов неплохие, учитывая, что "в Бразилии существует государственная программа развития гидроавиации, а также с учетом географических особенностей страны, где много рек, воды, отсутствует развитая сеть аэродромов". Как сообщили в российской делегации, емкость рынка Латинской Америки для легкого многоцелевого самолета Бе-103 оценивается на уровне 150 машин, его ориентировочная стоимость составляет 1 млн. долл. за единицу.
Президент компании MSA Фернанду Монтейру отметил, что "у компании в Бразилии есть частные заказчики на 5-6 машин". По его словам, "расширению интереса к самолету, аналогов которого на местном рынке нет, способствовала бы организация его демонстрационных полетов в Бразилии".
Кстати, пока единственным сертифицированным российским летательным аппаратом в Бразилии является вертолет Ми-171А. Его презентация прошла накануне открытия выставки. Как рассказал генеральный директор компании "Московский вертолетный завод" им. Миля" Андрей Шибитов, речь идет о "первом российском летательном аппарате, официально сертифицированном в Латинской Америке". Он подчеркнул, что произведенная в феврале 2005 года сертификация важна тем, что "бразильские нормы летной годности близки к нормам США". К тому же бразильский сертификат для многих стран региона - показатель высокого уровня надежности и соответствия стандартам летной годности. Для российских вертолетов это открывает дорогу не только в Бразилию, но и означает "дальнейшую работу по сертификации в таких странах, как Чили, Перу", - сообщил Шибитов, который не исключил, что и "в США могут появиться наши машины". Собеседник уверен в хороших перспективах торговли вертолетом, так как он дешевле, чем европейские или американские машины при равных или даже более высоких параметрах. По словам Шибитова, в Бразилии есть заявки на приобретение вертолетов, сейчас идет детализация проекта на поставки этих машин.
Генеральный директор Улан-Удэнского авиационного завода Леонид Белых отметил в свою очередь, что "рынок Бразилии интересен тем, что он очень емкий, здесь очень много мест, где невозможно применять другую технику", кроме как вертолет. По его словам, для того, чтобы сертифицировать вертолет в Бразилии "пришлось на типовой конструкции - вертолете Ми-171 - провести свыше 300 изменений". В частности была доработана топливная система, энергетика, изменена конструкция. "То есть это - практически новый вертолет", - признался Белых.
По мнению российских специалистов, Ми-171А, поставляемый в пассажирском, грузовом, комбинированном вариантах, может найти применение в районах Амазонии, для обслуживания нефтяных вышек. Ми-171А является глубокой модернизацией известного вертолета Ми-8 и относится к классу гражданских транспортных вертолетов. Все то время, что шла экспозиция, вертолет стоял на зеленом газоне перед выставочным центром, вызывая большой интерес у всех посетителей ЛААДа, что не удивительно - это самая большая винтокрылая машина, которая существует на данный момент в южноамериканской стране.
В качестве потенциального рынка для реализации своих гражданских вертолетов рассматривает Бразилию и компания "Камов-Холдинг". Как сообщил корр. ИТАР-ТАСС Иван Чупилкин, региональный директор по продажам, компания "планирует активизировать свое присутствие в странах Латинской Америки, в частности в Бразилии". Особенно перспективным компания считает модели легких многофункциональных вертолетов Ка-226, которые "могут применяться для осуществления высотного монтажа, доставки спасателей в труднодоступные районы, экологического мониторинга и тушения масштабных и локальных пожаров", отметил Чупилкин. По его словам, интерес у бразильцев вызывают также различные модификации многоцелевого вертолета Ка-32, в частности, его пожарные, поисково-спасательные версии, а также летающий кран Ка-32.
На вопрос о сервисном обслуживании, которое "Камов-Холдинг" готов предоставить своим бразильским партнерам, Чупилкин сообщил, что "программа технического обслуживания и логистики вертолетов Ка-226 соответствует международным стандартам и включает весь комплекс работ по обслуживанию, ремонту и поддержанию летной годности, а также обеспечение экслутационно-технической документацией, поставку запчастей и материалов, систему обучения летного и инженерно-технического состава".
Как подытожил представитель делегации "Рособоронэкспорта", результаты выставки подтвердили, что к российской военной продукции в этом регионе есть большой интерес. "Надеемся на практическую реализацию плодотворно проведенных переговоров с целым рядом делегаций стран региона", - заметил представитель "Рособоронэкспорта". Следующий раз ЛААД пройдет в Бразилии в 2007 году.
Powered by vBulletin® Version 4.2.5 Copyright © 2025 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot