PDA

Просмотр полной версии : В России создается первый низкобюджетный авиаперевозчик



Phantom
11.07.2005, 15:01
Во всем мире низкобюджетные авиаперелеты стали уже обычным явлением. Родоначальник этого вида авиаперевозок американская компания Southwest Airlines сегодня обслуживает около 70 млн человек в год. Доля рынка ведущих европейских дискаунтеров, которых уже полсотни, также постепенно растет и уже составляет около 10%. Между тем отечественные пассажиры познакомились с этим видом услуг совсем недавно, когда в 2003 году рейсы из Москвы в города Германии открыла авиакомпания Germania Express, а в этом году - немецкая же Germanwings.

Однако, как стало известно "Бизнесу", в сентябре будет объявлено о создании первого российского дискаунтера. Соответствующий проект реализуют частный американский фонд Indigo Partners (основатель венгерского и сингапурского дискаунтеров Wizz Air и Tiger) и восточноевропейское подразделение группы инвестиционных фондов Texas Pacific Group - TPG Aurora. У проекта пока только рабочее название- AirNova, окончательное имя авиакомпании будет выбрано позже. Не исключено, что русский дискаунтер будет называться "Авророй" - по информации "Бизнеса", фокусгруппы показали, что название AirNova вряд ли понравится российскому пассажиру.

"Рынок авиаперевозок - действительно один из наших интересов,- заявил бизнесу партнер фонда Indigo Partners Стивен Джонсон.- Мы следим за возникающими возможностями по всему миру и, в частности, заинтересованы в странах, где сегодня авиационный сектор развит сравнительно слабо.

Конечно, Россия - крайне интересный рынок. Но сегодня я не готов комментировать наши конкретные планы, связанные с вашей страной". Управляющий партнер TPG Aurora Борис Карлов также решил отказаться от комментариев.

Между тем пожелавший остаться неназванным источник "Бизнеса", знакомый с ходом работ по созданию русского дискаунтера, сообщил, что проект находится в завершающей стадии. В частности,уже сформирован штат сотрудников и зарегистрировано юридическое лицо - ЗАО "Аврора".

Планируется, что парк воздушных судов этой авиакомпании будет состоять из 40 самолетов А320. Авансовый платеж за 15 новых машин, по сведениям "Бизнеса", уже внесен. Правда, по договору с Airbus, первые самолеты будут поставлены не ранее конца 2007 года, и, чтобы начать выполнение полетов раньше этого срока, для российского дискаунтера уже заказаны подержанные A320. Два из них поступят в Россию в начале весны будущего года, после чего парк планируется пополнять каждый месяц на одну машину. Сертификат эксплуатанта - документ, дающий право осуществлять коммерческие воздушные перевозки,- компания планирует получить сразу после того, как в ее распоряжение поступит первый самолет. А затем, как ожидается, компанией будут поданы заявки на получение лицензий на полеты по конкретным маршрутам. Согласно планам авторов проекта, дискаунтер станет выполнять перелеты как между Москвой и другими городами России, так и между регионами.

Однако эксперты уже предвидят сложности. "Важной составляющей бизнес-модели дискаунтеров являются отношения с аэропортами,- отмечает генеральный директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.- Боюсь, что региональные аэропорты будут отстаивать интересы своих базовых перевозчиков". "В России нет периферийных аэропортов, среди которых можно выбрать самый дешевый",- соглашается с ним генеральный директор UTair Андрей Мартиросов и дополняет список возможных проблем нового перевозчика: "В нашей стране недостаточно развито пользование интернетом, с помощью которого дискаунтеры продают билеты.

Сложно будет обеспечить и высокую утилизацию парка самолетов, чтобы каждый из них мог летать 12-14 часов в день, ведь вся Россия перевозит 30 млн человек - примерно столько же, сколько одна Ryanair". При этом если Рыбак считает, что у российского дискаунтера есть шансы отладить в России бизнес-модель lowcostперевозок, то Мартиросов в успех проекта не верит. "Дискаунтеры поднимают в воздух людей, которые до этого вообще не летали: пассажиров железных дорог. Ну и, конечно, отбирают часть пассажиров у традиционных авиакомпаний,- объясняет свою позицию Рыбак.- Более того, некоторым удается даже отбирать какую-то часть бизнеспассажиров: малых и средних предпринимателей". "Если в России и появится перевозчик, который будет летать дешево, это все равно будет демпингующая компания,- возражает Мартиросов.- А демпинг не может продолжаться долго".

Действительно, попытки организации полетов по низким тарифам в России предпринимались и ранее. Так, например, в прошлом году авиакомпания "Сибирь" открыла полеты из Нижнего Новгорода в Москву за 300 руб. в одну сторону, но вскоре из-за роста затрат на авиационный керосин тарифы выросли до 989 руб., хотя и остались самыми низкими на этом направлении.

/газета "Бизнес"/