PDA

Просмотр полной версии : АЛЬТЕРНАТИВЫ ПРОТИВОЛОДОЧНЫМ САМОЛЕТАМ ИЛ-38 В БЛИЖАЙШИЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ НЕ БУДЕТ



Pilot
08.02.2006, 10:30
НАСЛАДИМСЯ "НОВЕЛЛОЙ"
Павел БРУНТАЛЬСКИЙ
ВПК №5 (121)
08 - 14 февраля 2006 года

АЛЬТЕРНАТИВЫ ПРОТИВОЛОДОЧНЫМ САМОЛЕТАМ ИЛ-38 В БЛИЖАЙШИЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ НЕ БУДЕТ
Российский ВМФ сделал твердую ставку на модернизацию и переоснащение противолодочных самолетов Ил-38. Как сообщил в середине января генеральный директор ОАО "Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина" Виктор Ливанов, установочная партия воздушных охотников за подлодками будет принята компанией сразу после получения предварительного заключения заказчика о соответствии самолета его требованиям. Это заключение в АК им. Ильюшина ожидают в самое ближайшее время.
Виктор Ливанов отмечает, что "в работах по модернизации самолетов Ил-38Н для авиации российского ВМФ наблюдается существенное отставание от ранее принятых сроков". Индекс "Н" означает "Новелла". Это электронная система, предназначенная для поиска подлодок, которой и будут оснащаться "тридцать восьмые".

СКОЛЬКО МАШИН МОДЕРНИЗИРУЮТ?

В настоящее время, по словам гендиректора ильюшинцев, модернизирован только один Ил-38 с прицельно-поисковой станцией "Новелла". Он еще продолжает выполнять полеты по программе государственных испытаний, которые планируется завершить до конца 2006 г. Вообще же проект госпрограммы вооружений России на период до 2015 г. предусматривает модернизацию значительной части парка этих самолетов, находящихся на оснащении авиации флота.

Как известно, лет пять назад было прекращено финансирование программ создания машин Ту-204П и А-40 "Альбатрос" (разработку последнего в Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Бериева начинали еще в 1983 г.). "Двести четвертый" и самолет бериевцев, по замыслу конструкторов, должны были сменить прослужившие почти полвека крылатый противолодочник Ил-38 и летающую амфибию Бе-12. Но этого не случилось, и в ближайшие годы, по оценкам специалистов, "смена поколений" уже вряд ли произойдет.

Срок жизни старожилу противолодочной авиации собираются продлить до 2015 г. Речь может идти о переоборудовании в течение семи-десяти лет порядка 35-40 машин. По сведениям из открытых источников известно, что на Тихоокеанском флоте на авиабазе у села Николаевка (Приморский край) базируются 16 самолетов Ил-38 77-го отдельного противолодочного авиаполка дальнего действия. Еще 20 таких "Илов" дислоцируются в Североморске-1 Мурманской области (24-й оплап). В советское время в Скулте (Латвия) существовала 145-я отдельная противолодочная эскадрилья, "закрывавшая" Балтийское море. Там базировалось 6 "тридцать восьмых".

Впрочем, данные разнятся. Согласно западным справочникам, российский ВМФ имеет всего 26 таких машин. Отечественные открытые источники указывают, что сегодня в составе авиации СФ находятся 10 Ил-38, на ТОФ - 15 и еще несколько - в Центре боевой подготовки и переучивания летного состава морской авиации ВМФ на авиабазе в городе Остров (Псковская область). Итого около 30 (по другим оценкам - 35).

ОДНА КАТАСТРОФА ЗА 30 ЛЕТ

Первые противолодочные самолеты Ил-38 были построены в начале 60-х гг. на базе пассажирского Ил-18В, фюзеляж которого заметно удлинили. Впервые "тридцать восьмой" поднялся в воздух 27 сентября 1961 г. - его пилотировал известный летчик-испытатель Владимир Коккинаки. Поисково-прицельная система "Беркут" была установлена на крылатый противолодочник 10 марта 1963-го. Систему доводили довольно долго - самолет с ней был принят на вооружение ВМФ только 17 января 1969 г. - через 12 лет после того как было дано правительственное задание на его разработку. Серийное производство противолодочных "Илов" продолжалось до 1972 г. В 1967-м в упомянутой выше Николаевке начал формироваться и первый полк этих воздушных охотников за субмаринами.

Всего завод "Знамя труда" (Москва) построил 65 таких машин (при заявленной в 1962 г. потребности в 250). Пять из них в 1977 г. были проданы в Индию и вошли в состав 315-й эскадрильи авиации ВМС Индии (Indian Navy Air Squadron 315). В начале 70-х гг. автор этих строк часто наблюдал полеты Ил-38. Самолеты находились в воздухе иногда по 10-14 часов. Машина считалась очень надежной. За годы эксплуатации была только одна катастрофа. Рассказывали, один "38-й" был потерян во время сильной бури в Тихом океане. Экипажу не хватало топлива, чтобы обойти ту обширную непогоду, и командир принял решение лететь выше грозы. Однако в самолет все же попала молния, на глазах экипажа второго "Ила" он загорелся и бесследно исчез в пучине:

Средний годовой налет на самолет Ил-38 до 1991 года составлял 300-350 ч, что считалось неплохим показателем. Первую иностранную подводную лодку обнаружил экипаж СФ в Баренцевом море в 1968 г. (с 1968 по 1973 гг. экипажами СФ были обнаружены 17 иностранных ПЛ), тихоокеанцы - в 1974 г. в Японском море, балтийцы - в 1976 г. в Индийском океане. С 1969 по 1981 годы экипажами Ил-38 произведено 4095 самолето-вылетов на боевую службу с общим налетом 24 570 часов, итог - обнаружение 172 иностранных ПЛ, за некоторыми из которых велось слежение различной продолжительности.


На счету Николаевского полка и памятная история со штатовским авианосцем "Китти Хок", который в ноябре 2001 г. участвовал в японско-американских учениях в Японском море. Тогда наши самолеты вскрыли систему противовоздушной обороны авианосного ударного соединения США. Экипажем самолета-разведчика Ил-38, который непосредственно заходил на "Китти Хок" и фотографировал его, командовал подполковник Нил Сафитканов. Как позже рассказывал сам ас, погодные условия были очень тяжелые, висела низкая облачность. Однако летчики сделали три захода и сфотографировали авианосец в разных, ценных для разведки, ракурсах. Американцы заявили протест. На это тогдашний главком ВВС генерал армии Анатолий Корнуков ответил, что сделанные с Ил-38 снимки весьма впечатляющи, а шок американцев вполне объясним: маневр российских летчиков означает, по сути, учебное поражение цели...

Модернизировать крылатый противолодочник будут на АК им. Ильюшина. Но, как говорит гендиректор Виктор Ливанов, в связи с большой потребностью флота в серийной модернизации Ил-38 производственных мощностей этого опытного производства может и не хватить. Поэтому рассматривается возможность подключения 20-го авиаремонтного завода в Пушкине под Санкт-Петербургом.

Сама модернизация Ил-38 заключается главным образом в замене противолодочной системы "Беркут" на систему "Новелла". Новый комплекс полностью цифровой, имеет меньшие массу и габариты при больших возможностях. О "Новелле" писали уже не раз. Напомним, разработана она в Санкт-Петербургской холдинговой компании "Ленинец". Она включает РЛС высокого разрешения, телевизионно-тепловизионную подсистему, инфракрасный датчик, радиогидроакустическую систему, магнитометр и систему радиоэлектронной разведки (последняя установлена над фюзеляжем в носовой части, что изменило внешний облик летающего противолодочника). "Новелла" способна обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 90 км, надводные - до 320 км. При этом система способна одновременно удерживать в поле зрения 32 цели. Представителей ВМФ новый поисковой комплекс в принципе устраивает. Беспокоит руководство морской авиации другое: "Новелла" стоит больше, чем самолет...

...И ПЯТЬ ИНДИЙСКИХ "38-Х"

Помимо десятков отечественных "тридцать восьмых" будут модернизированы пять таких же самолетов индийских ВМС. На них планируется установить бортовой поисково-прицельный комплекс "Морской змей". "Змей" - это экспортное наименование "Новеллы", но, как сообщил Виктор Ливанов, российские и индийские Ил-38 модернизируются по разным вариантам. По его словам, они отличаются по составу бортового оборудования, включая и прицельно-поисковые системы.

Контракт на модернизацию пяти индийских Ил-38 в вариант Ил-38SD (Sea Dragon - "Морской змей") был подписан "Рособоронэкспортом" еще в сентябре 2001 г. Сумма сделки составила 205 млн. долларов. Согласно договоренности, все индийские Ил-38 должны были быть модернизированы в течение трех лет - до 2005 г. Но гибель двух индийских "Илов" в 2002 г. внесла коррективы в этот проект.

Первый охотник прибыл в РФ для переоснащения в конце марта 2002 г. Через год, отремонтированный, он перелетел от ильюшенцев в Пушкин на предприятие "Мир" (дочернее предприятие компании "Ленинец") для установки системы Sea Dragon. Второй индийский Ил-38 появился в России в декабре 2003 г. По сообщению гендиректора АК им. Ильюшина, модернизация "крылатых индийцев" занимает примерно десять месяцев. Ремонт и модернизация одной машины оцениваются в 17 млн. долларов.

В конце 2005 г. ильюшинцы завершили модернизацию трех Ил-38SD. В декабре первый из них вернулся в Индию. "В марте текущего года будет передан второй модернизированный Ил-38SD, - отмечает Виктор Ливанов, - летом - третья машина". Что касается непредвиденных корректив из-за катастрофы двух "Илов", то ситуация выглядит следующим образом. Трагедия разыгралась 1 октября 2002 г. - самолеты столкнулись в небе над городом Журнигар в штате Гоа во время авиашоу, посвященного 25-летию эскадры, в состав которой и входили оба противолодочника. Самолеты упали на строящееся бунгало, погибли 12 членов двух экипажей и три строителя. И практически сразу же из Дели в Москву пришло обращение о поставке двух Ил-38. Вопрос решился только 30 декабря 2005 г. - в этот день Виктор Ливанов сообщил о подписании контракта на поставку в Индию двух Ил-38 из состава авиации российского ВМФ. Оба передаваемых Индии самолета в настоящее время готовятся к перелету на базу АК им. Ильюшина. Они будут модернизированы по уже упоминавшемуся выше варианту Ил-38SD. Первый из новой двойки усовершенствованных морских "Илов" будет передан заказчику до конца 2006 г., второй - в 2007 г.

Так что Индия полностью модернизирует свою противолодочную эскадрилью в течение ближайших полутора лет. Полной же ясности со сроками модернизации двух противолодочных воздушных полков российского ВМФ пока нет.