Вход

Просмотр полной версии : Вместе повоюем (Як-130/М346)



AlexF
18.04.2006, 13:06
В этом году на вооружение российских ВВС ожидается поступление первых реактивных учебно-боевых самолетов Як-130. Создание этой машины стало возможным потому, что ОКБ имени Яковлева пошло на сотрудничество с итальянской компанией Aermacchi. Благодаря ее участию проект Як-130 получил финансовую подпитку, без которой он вряд ли бы мог состояться. Оказалось, что Россия вполне может сотрудничать в военно-технической сфере со страной - членом НАТО и одним из своих конкурентов на рынке вооружений.

Еще в конце 1980-х годов Минобороны РФ объявило среди авиационных КБ конкурс на создание реактивного учебно-тренировочного самолета (УТС), который должен был заменить состоявшие на вооружении российских ВВС устаревшие чехословацкие машины L-29 Delphin и L-39 Albatros. Работы по созданию такого двухместного самолета развернулись в начале 1990-х годов в нескольких российских конструкторских бюро, включая ОКБ имени Яковлева. Необходимо отметить, что оно начинало работу не с чистого листа - в 1960-е годы в его стенах были созданы учебно-тренировочные самолеты Як-30/32. Начав работы по проектированию Як-130, руководители ОКБ сразу же ощутили нехватку государственного финансирования. Найти же внебюджетные средства тогда было трудно и в самой России, и тем более за рубежом. И хотя российский авиапром показал миру примеры, когда на деньги иностранных заказчиков были созданы боевые машины с требуемыми характеристиками (например, Су-30МКИ для Индии), опыта привлечения зарубежных партнеров к разработке самолета для российских ВВС не было. Впрочем, поиск партнера не был долгим - уникальными характеристиками Як-130 заинтересовалась итальянская компания Aermacchi. Фирма с мировым именем, имеющая большой опыт разработки и производства учебно-тренировочных самолетов (например, МВ326 и МВ339), нуждалась в обновлении модельного ряда выпускаемых машин. Однако для начала совместной работы российских и итальянских авиаконструкторов над Як/АЕМ-130 одного желания оказалось мало, потребовалось политическое решение. В результате российско-итальянских переговоров на высшем уровне было достигнуто соглашение о военно-техническом сотрудничестве в реализации программы создания международной версии учебно-тренировочного самолета (УТС) Як/АЕМ-130 и подписан контракт о промышленном сотрудничестве между Aermacchi с одной стороны и ФГУП "Промэкспорт" (сейчас ФГУП "Рособоронэкспорт"), ОАО "ОКБ имени Яковлева" и ОАО "Нижегородский авиазавод 'Сокол'" с другой. Благодаря слаженной совместной работе было не только сформировано техническое задание на создание реактивного УТС нового поколения для основной и повышенной подготовки военных летчиков с учетом требований мирового рынка на период до 2035 года, но также определены аэродинамический облик машины, принципы управления, конструкция и компоновка ее основных систем. В результате на "Соколе" был построен самолет-демонстратор Як-130Д (его первый полет состоялся в апреле 1996 года), который в ходе испытаний подтвердил правильность выбранной концепции самолета и его высокую конкурентоспособность по сравнению с аналогами. Затем, по словам главкома ВВС РФ Владимира Михайлова, пути ОКБ имени Яковлева и Aermacchi разошлись. Российские конструкторы сосредоточились на создании учебно-боевой версии Як-130, которая значительно расширяла диапазон его применения, а итальянцы отдали предпочтение разработке учебно-тренировочного варианта самолета, получившего обозначение М346. Однако каждая из сторон получила от сотрудничества то, что хотела: Москва - необходимые средства для финансирования создания учебно-боевого самолета в объеме $77 млн, а Рим - конструкторскую и техническую документацию на планер учебно-тренировочной версии машины. Важно отметить, что в результате сделки зарубежная авиастроительная компания впервые приобрела проект российского самолета. Новый импульс развитию российско-итальянских связей в области высоких авиационных технологий был дан летом прошлого года на международном московском авиасалоне МАКС-2005 в Жуковском. Между ФГУП "Рособоронэкспорт", ОКБ имени Яковлева, научно-производственной корпорацией "Иркут" и итальянскими компаниями Aermacchi и Alenia Aeronautica (они входят в концерн Finmecanica) было подписано генеральное соглашение о промышленной и коммерческой кооперации, направленное на расширение сотрудничества в области военной и гражданской авиации. Оно предполагает создание совместного предприятия по разработке новых типов гражданских реактивных самолетов, создание новых технологий для производства беспилотных летательных аппаратов и продвижение на внешний рынок международной версии самолета Як-130, а также проведение совместных работ по его модернизации. Тема Як-130 в последние годы непременно обсуждается на российско-итальянских встречах на высшем уровне. Участие же ОКБ имени Яковлева в международном сотрудничестве является необходимым условием для развития творческих возможностей конструкторского коллектива и обеспечения его финансовой стабильности.

Maximus_G
29.01.2008, 02:46
http://www.alert5.com/2008/01/m-346-successfully-completes-its-first.html

Фото по ссылке

M-346 впервые выполнил дозаправку в воздухе. Во время двух испытательных полетов самолет нес 2 ПТБ и совершил:

* серию маневров позиционирования для проверки его поведения вблизи от заправщика;
* серию контактов штанги с конусом, сначала "сухих", и затем непосредственно с заправкой топлива.

mr_tank
29.01.2008, 07:06
а на 130 дозаправка предусмотрена?

paralay
29.01.2008, 10:04
http://paralay.com/130/1305.gif

Maximus_G
14.04.2008, 05:11
Для истории. Октябрь 2003:
Россия и Италия намерены продвигать на мировые рынки совместный проект учебно-тренировочного самолета Як-130
http://forum.sukhoi.ru/showthread.php?t=16493

---

http://www.alert5.com/2008/04/alenia-aermacchi-rolls-out-first-pre.html

13 апреля 2008

Alenia Aermacchi выкатила первый предсерийный M-346.

ВАЛЕРА
14.04.2008, 21:40
А где у нас сейчас Алёшин? Напомните, пож.
To Paralay.
У нас пока только картинка, а у них уже дозаправка в воздухе."Почувствуйте разницу".
Они выкатили предсерийный образец, а у нас на страховку за разбившийся третий, строят четвертый. От чего, как я понимаю, их все равно не больше трех. А мы в этом году обещали Алжиру первые поставить. Хотя, у нас сейчас главное-пообещать.

Bomberz
15.04.2008, 06:55
А где у нас сейчас Алёшин? Напомните, пож.


Его, вроде, перебросили на автопром (ВАЗ).

ВАЛЕРА
15.04.2008, 22:53
Его, вроде, перебросили на автопром (ВАЗ).

Вот-вот. Теперь он там поднимает пр-во.