AlexF
20.04.2006, 13:55
Российские авиакомпании продолжают обновлять парк своих самолетов, все чаще останавливая выбор на зарубежной технике. Если несколько лет назад иномарками могли похвастаться только крупнейшие российские перевозчики, сейчас даже региональные компании предпочитают закупать Boeing и Airbus, несмотря на высокие таможенные пошлины.
Одной из главных задач для большинства российских авиакомпаний остается обновление парка. Техника, доставшаяся перевозчикам в "наследство" от советской авиации, износилась и устарела. Российские самолеты нового поколения уступают зарубежным аналогам, да их и строятся единицы. Всего российские авиакомпании эксплуатируют 49 таких самолетов Ту-214, Ту-204 и Ил-96.
Бесперспективные "Ту" и "Ил"
Выбора у российских авиакомпаний фактически нет. Старые отечественные самолеты не отвечают мировым требованиям по шумам и могут летать только по территории России. Но и на внутренних рейсах их эксплуатация невыгодна. Топливная эффективность российской техники заметно уступает зарубежной. Особенно заметно это стало в 2005 году, когда цены на нефтепродукты, а значит, и на авиационное топливо, росли рекордными темпами. Компании, эксплуатирующие российские самолеты, вынуждены были постоянно повышать топливные надбавки, что привело к росту конечной стоимости авиабилетов для пассажиров. Около половины затрат авиакомпаний, эксплуатирующих российскую технику, приходится на топливные расходы.
По данным специалистов авиакомпании "КД авиа", на одного пассажира Ту-154М за один километр полета расходуется около 31 грамма топлива, а на Boeing-737-300 (одной из самых распространенных иномарок в парках российских авиакомпаний) расходы составляют всего 22 грамма.
Подтверждают высокую топливную эффективность и цифры, обнародованные прессслужбой AiRUnion. Специалисты отмечают, что Boeing737-300 потребляет около 3 тонн авиакеросина за летный час. При этом Ил-96 требуется около 8 тонн.
В сложившейся ситуации авиаперевозчиков не останавливают даже значительные ввозные пошлины. Сейчас пошлины и НДС при ввозе воздушного судна на территорию России составляют 42% от его стоимости.
Освобожденные от пошлин
Высокие пошлины не помешали закупать иномарки только двум российским авиакомпаниям, сумевшим договориться с государством о льготном режиме ввоза самолетов. В 1993 году освобождение от пошлин получила авиакомпания "Трансаэро", в 1994 году - "Аэрофлот".
Условием освобождения от пошлин была закупка авиакомпаниями новых российских самолетов Ту-214 и Ил-96. В 1999 году льготы для авиакомпаний продлили еще на пять лет.
В 2005 году был подписан контракт между "Трансаэро" и ОАО "Финансовая лизинговая компания" на поставку десяти Ту-214, строящихся на КАПО имени Горбунова. А "Аэрофлот" в конце прошлого года одобрил сделку по покупке шести Ил-96. За время действия льготного режима "Аэрофлот" смог приобрести 27 иномарок.
Как рассказал "Бизнесу" представитель "Трансаэро" Сергей Быхал, в этом году авиакомпания уже приобрела два воздушных судна: был получен в лизинг среднемагистральный самолет Boeing737-400 и Boeing-747. Кстати, "Трансаэро" - единственный перевозчик, эксплуатирующий Boeing-747 в России, СНГ и Восточной Европе. Приоритетом развития "Трансаэро" сейчас являются дальнемагистральные маршруты, и этот самолет представляется наиболее подходящим. По словам Быхала, основное преимущество Boeing-747 в его вместимости: "При эксплуатационных расходах он всего на 20% дороже, чем Boeing-767, но при этом вмещает вдвое больше пассажиров - 468 против 230". За счет того, что у самолета четыре двигателя, сокращается время перелетов. В частности, время в пути по маршруту Москва- Анадырь-Москва уменьшается более чем на час. А за счет экономии топлива у авиакомпаний появится возможность снизить цены на билеты.
Еще два Boeing-747 пополнят парк "Трансаэро" в течение лета. Кроме того, компания возьмет в лизинг еще два классических Boeing-737-400.
С июня Boeing-747 впервые будет летать на внутренних рейсах на маршруте Москва- Анадырь-Москва. Остальные лайнеры будут летать в Израиль, Египет, Испанию, Тунис, Таиланд, Мальдивы, Индию и в других направлениях. Осенью 2006 года начнется реализация крупного контракта "Трансаэро" с Boeing и американской лизинговой компанией Pegasus Aviation Finance Company на поставку шести воздушных судов Boeing737-800 Next Generation. Первый лайнер должен прийти уже осенью этого года. "Трансаэро" будет первой авиакомпанией, эксплуатирующей этот тип самолетав России.
Продолжит закупать зарубежную технику и "Аэрофлот". В этом году начинается реализация контракта на поставку семи самолетов Airbus321. По словам руководителя пресс-службы авиакомпании Ирины Данненберг, первые самолеты по контракту придут в сентябре-октябре. Ожидается, что до конца года успеют прийти два самолета. Остальные пять - в 2007 году. Кроме того, уже в мае-июне "Аэрофлот" получит в оперативный лизинг от компании ILFC два самолета Boeing-767. Дальнейшие планы авиакомпании еще более масштабны. Как писал "Бизнес", в 2005 году "Аэрофлот" объявил тендер на поставку 22 дальнемагистральных самолетов до 2010 года. За право пополнить парк перевозчика борются лайнеры Boeing787 и Airbus А350.
Также представители компании сообщали о планах вывести из своего парка до конца 2007 года все самолеты Ту-134, а затем и Ту-154. Ожидается, что их заменят лайнеры семейства А320. Как заявлял заместитель гендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков, с 2008 по 2015 годы парк "Аэрофлота" пополнится 30-35 самолетами этого типа. Однако пока никаких конкретных соглашений заключено не было.
В этом году возможность ввозить самолеты без уплаты пошлины получила еще одна российская авиакомпания "КД авиа". Вступивший в силу с 1 апреля закон об особой экономической зоне Калининграда освободил перевозчика от уплаты пошлин на ввоз зарубежной техники. Калининградский перевозчик в 2005 году полностью поменял свой парк, отказавшись от самолетов российского производства. До этого основу парка составляли два самолета Ту-154 и десять Ту-134. Эти лайнеры заменили шесть Boeing-737-300. В компании утверждают, что Boeing737-300 - экономичный, вместительный и удовлетворяющий мировым требованиям самолет, способный охватить всю географию полетов.
Летом 2006 года "КД авиа" получит в лизинг еще семь самолетов Boeing-737. Таким образом, парк компании увеличится более чем в два раза - до 13 самолетов. Как рассказала "Бизнесу" пресс-секретарь компании Анастасия Вольнова, лайнеры возьмут в операционный лизинг у компании GECAS сроком на пять лет. По оценкам специалистов "КД авиа", перевозчик сэкономит на таможенных платежах до $29,36 млн. В планах компании наращивание парка до 25 бортов. "КД авиа" планирует получать по два-три самолета в месяц. "Это связано с тем, что техническая подготовка и их принятие - достаточно сложная процедура",- поясняет Анастасия Вольнова. По мере получения самолеты сразу же будут выводиться на международные чартерные рейсы. Компания планирует летать из Калининграда, Самары, Уфы, Москвы и Нижнего Новгорода в Египет, Турцию, Болгарию, Хорватию, Францию и Италию.
По мнению аналитиков, в сегменте чартерных перевозок калининградский авиаперевозчик благодаря закупке зарубежной техники может несколько потеснить своих конкурентов. Как считает руководитель аналитического отдела "Авиапорт" Олег Пантелеев, "КД авиа", выполняя чартерные рейсы из Москвы на Boeing, будет вытеснять с этого рынка авиакомпании, летающие на Ту-154. В этом сегменте появление еще нескольких машин означает усиление позиций калининградского перевозчика. "Кроме того, благодаря этим маршрутам "КД авиа" сможет относительно легко в течение летнего периода "поднять" деньги и уже после этого идти на такие затратные вещи, как регулярные рейсы",- говорит аналитик.
Одной из главных задач для большинства российских авиакомпаний остается обновление парка. Техника, доставшаяся перевозчикам в "наследство" от советской авиации, износилась и устарела. Российские самолеты нового поколения уступают зарубежным аналогам, да их и строятся единицы. Всего российские авиакомпании эксплуатируют 49 таких самолетов Ту-214, Ту-204 и Ил-96.
Бесперспективные "Ту" и "Ил"
Выбора у российских авиакомпаний фактически нет. Старые отечественные самолеты не отвечают мировым требованиям по шумам и могут летать только по территории России. Но и на внутренних рейсах их эксплуатация невыгодна. Топливная эффективность российской техники заметно уступает зарубежной. Особенно заметно это стало в 2005 году, когда цены на нефтепродукты, а значит, и на авиационное топливо, росли рекордными темпами. Компании, эксплуатирующие российские самолеты, вынуждены были постоянно повышать топливные надбавки, что привело к росту конечной стоимости авиабилетов для пассажиров. Около половины затрат авиакомпаний, эксплуатирующих российскую технику, приходится на топливные расходы.
По данным специалистов авиакомпании "КД авиа", на одного пассажира Ту-154М за один километр полета расходуется около 31 грамма топлива, а на Boeing-737-300 (одной из самых распространенных иномарок в парках российских авиакомпаний) расходы составляют всего 22 грамма.
Подтверждают высокую топливную эффективность и цифры, обнародованные прессслужбой AiRUnion. Специалисты отмечают, что Boeing737-300 потребляет около 3 тонн авиакеросина за летный час. При этом Ил-96 требуется около 8 тонн.
В сложившейся ситуации авиаперевозчиков не останавливают даже значительные ввозные пошлины. Сейчас пошлины и НДС при ввозе воздушного судна на территорию России составляют 42% от его стоимости.
Освобожденные от пошлин
Высокие пошлины не помешали закупать иномарки только двум российским авиакомпаниям, сумевшим договориться с государством о льготном режиме ввоза самолетов. В 1993 году освобождение от пошлин получила авиакомпания "Трансаэро", в 1994 году - "Аэрофлот".
Условием освобождения от пошлин была закупка авиакомпаниями новых российских самолетов Ту-214 и Ил-96. В 1999 году льготы для авиакомпаний продлили еще на пять лет.
В 2005 году был подписан контракт между "Трансаэро" и ОАО "Финансовая лизинговая компания" на поставку десяти Ту-214, строящихся на КАПО имени Горбунова. А "Аэрофлот" в конце прошлого года одобрил сделку по покупке шести Ил-96. За время действия льготного режима "Аэрофлот" смог приобрести 27 иномарок.
Как рассказал "Бизнесу" представитель "Трансаэро" Сергей Быхал, в этом году авиакомпания уже приобрела два воздушных судна: был получен в лизинг среднемагистральный самолет Boeing737-400 и Boeing-747. Кстати, "Трансаэро" - единственный перевозчик, эксплуатирующий Boeing-747 в России, СНГ и Восточной Европе. Приоритетом развития "Трансаэро" сейчас являются дальнемагистральные маршруты, и этот самолет представляется наиболее подходящим. По словам Быхала, основное преимущество Boeing-747 в его вместимости: "При эксплуатационных расходах он всего на 20% дороже, чем Boeing-767, но при этом вмещает вдвое больше пассажиров - 468 против 230". За счет того, что у самолета четыре двигателя, сокращается время перелетов. В частности, время в пути по маршруту Москва- Анадырь-Москва уменьшается более чем на час. А за счет экономии топлива у авиакомпаний появится возможность снизить цены на билеты.
Еще два Boeing-747 пополнят парк "Трансаэро" в течение лета. Кроме того, компания возьмет в лизинг еще два классических Boeing-737-400.
С июня Boeing-747 впервые будет летать на внутренних рейсах на маршруте Москва- Анадырь-Москва. Остальные лайнеры будут летать в Израиль, Египет, Испанию, Тунис, Таиланд, Мальдивы, Индию и в других направлениях. Осенью 2006 года начнется реализация крупного контракта "Трансаэро" с Boeing и американской лизинговой компанией Pegasus Aviation Finance Company на поставку шести воздушных судов Boeing737-800 Next Generation. Первый лайнер должен прийти уже осенью этого года. "Трансаэро" будет первой авиакомпанией, эксплуатирующей этот тип самолетав России.
Продолжит закупать зарубежную технику и "Аэрофлот". В этом году начинается реализация контракта на поставку семи самолетов Airbus321. По словам руководителя пресс-службы авиакомпании Ирины Данненберг, первые самолеты по контракту придут в сентябре-октябре. Ожидается, что до конца года успеют прийти два самолета. Остальные пять - в 2007 году. Кроме того, уже в мае-июне "Аэрофлот" получит в оперативный лизинг от компании ILFC два самолета Boeing-767. Дальнейшие планы авиакомпании еще более масштабны. Как писал "Бизнес", в 2005 году "Аэрофлот" объявил тендер на поставку 22 дальнемагистральных самолетов до 2010 года. За право пополнить парк перевозчика борются лайнеры Boeing787 и Airbus А350.
Также представители компании сообщали о планах вывести из своего парка до конца 2007 года все самолеты Ту-134, а затем и Ту-154. Ожидается, что их заменят лайнеры семейства А320. Как заявлял заместитель гендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков, с 2008 по 2015 годы парк "Аэрофлота" пополнится 30-35 самолетами этого типа. Однако пока никаких конкретных соглашений заключено не было.
В этом году возможность ввозить самолеты без уплаты пошлины получила еще одна российская авиакомпания "КД авиа". Вступивший в силу с 1 апреля закон об особой экономической зоне Калининграда освободил перевозчика от уплаты пошлин на ввоз зарубежной техники. Калининградский перевозчик в 2005 году полностью поменял свой парк, отказавшись от самолетов российского производства. До этого основу парка составляли два самолета Ту-154 и десять Ту-134. Эти лайнеры заменили шесть Boeing-737-300. В компании утверждают, что Boeing737-300 - экономичный, вместительный и удовлетворяющий мировым требованиям самолет, способный охватить всю географию полетов.
Летом 2006 года "КД авиа" получит в лизинг еще семь самолетов Boeing-737. Таким образом, парк компании увеличится более чем в два раза - до 13 самолетов. Как рассказала "Бизнесу" пресс-секретарь компании Анастасия Вольнова, лайнеры возьмут в операционный лизинг у компании GECAS сроком на пять лет. По оценкам специалистов "КД авиа", перевозчик сэкономит на таможенных платежах до $29,36 млн. В планах компании наращивание парка до 25 бортов. "КД авиа" планирует получать по два-три самолета в месяц. "Это связано с тем, что техническая подготовка и их принятие - достаточно сложная процедура",- поясняет Анастасия Вольнова. По мере получения самолеты сразу же будут выводиться на международные чартерные рейсы. Компания планирует летать из Калининграда, Самары, Уфы, Москвы и Нижнего Новгорода в Египет, Турцию, Болгарию, Хорватию, Францию и Италию.
По мнению аналитиков, в сегменте чартерных перевозок калининградский авиаперевозчик благодаря закупке зарубежной техники может несколько потеснить своих конкурентов. Как считает руководитель аналитического отдела "Авиапорт" Олег Пантелеев, "КД авиа", выполняя чартерные рейсы из Москвы на Boeing, будет вытеснять с этого рынка авиакомпании, летающие на Ту-154. В этом сегменте появление еще нескольких машин означает усиление позиций калининградского перевозчика. "Кроме того, благодаря этим маршрутам "КД авиа" сможет относительно легко в течение летнего периода "поднять" деньги и уже после этого идти на такие затратные вещи, как регулярные рейсы",- говорит аналитик.