PDA

Просмотр полной версии : ЛИИ им.Громова банкрот?



MAX-137
08.07.2006, 00:44
30 июня по ТВЦ случайно попал на авторскую программу А.Караулова "Момент истины", где основая тема была - рейдеры, но где очень много времени было посвящено нашей авиации, ее состоянию. В частности, был шокирован тем, что ЛИИ им.Громова - почти банкрот. Остальные новости хоть и грустные, но мне более-менее известные.
Наконец на сайте выложили стенограмму этой передачи, отрывок из которой я и привожу. Заранее скажу, что со многим из сказанного не согласен (особенно про А320), но кое что заставляет задуматься (насчет Ульяновского училища - действительно правда?). Разговор блоками поочередно идет между несколькими людьми.
http://www.tvc.ru/index/id/40102000010389-2006-06-30.html

...-Есть перечень стратегических предприятий. По закону, их нельзя даже банкротить. Эта ситуация, когда предприятия уничтожаются под застройку, характерна только, в первую очередь, для Москвы и Санкт-Петербурга.
-Можно я тебе вопрос задам?
-Да.
-Скажи, пожалуйста, отвлечемся только на одну секунду от этой, очень больной, темы для всех. А какой смысл, Саша, банкротить тот самый Научно-исследовательский институт имени Громова, который отвечает, как ты знаешь, почти за все испытания всех новых российских самолетов, за все на свете. Государственное предприятие.
-Да.
-Какой же смысл, вопрос тебе и моему другу, герою России Магомеду Толбоеву, какой смысл банкротить такого рода, не входящие в перечень стратегических, российские учреждения?
-Это летный исследовательский институт имени Громова. Сегодня этот институт после 65 лет лежит на боку.
-Подожди, это тот институт, который наблюдает за всеми испытаниями всех марок, всех самолетов. Т.е. главный контролер России.
-Всего авиационного оборудования от болтика до вылета самолета.
-А кто будет тогда контролировать качество самолетов?
-Значит, ничего не будет.
-Как он, этот институт, если он государственный в государстве в своем же, где его хозяин - государство, т.е. бюджет, может быть банкротом?
-Сегодня уже задолженность института перед кредиторами более 400 миллионов рублей.
-Его хозяин - государство.
-Да.
-Государство дает деньги. Как государство, т.е. хозяин, может сделать собственное детище банкротом?
-Ну, видимо, специально такая задача стоит. Ставить человека, входит кредиторская задолженность, потом банкротство, потом распродажа. И крупнейшего института в мире не будет.
-Так это и само государство же сделает.
-Именно, от имени государства. Вот кто-то от имени государства. Мы же фамилии, отчества не знаем.
-И под нож?
-И под нож будет.
-И чем это грозит для нашей авиации?
-Полной потерей контроля над испытанием летно-авиационной техники.
-Т.е. над качеством?
-Над качеством. Полная потеря контроля. Ну, например, сегодня летным исследовательским институтом руководит бывший металлург. Летный исследовательский институт, которым руководили академики, профессора, во главе создания стоял, от имени Сталина, Михаил Михайлович Громов. Великий человек. Сегодня руководит человек, который обанкротил 17 таких предприятий. И по образованию - металлург. Если институт 1,5 года назад имел профицит - плюс 135
миллионов рублей, их них 65 миллионов иностранную программу с французами.
-Доходы, да.
-То сегодня, через 1,5 года, задолженность, т.е. дефицит составляет более 300 миллионов рублей. Куда за 1,5 года такие деньги дели? Над этим должна работать
прокуратура. Генеральная. За то, что топят центр авиационной науки и мысли.
-Вот НИИ Громова. Кто банкротит? Государство.
-Конечно, это на уровне бреда. Это все равно, что левому карману драться с правым карманом.
-Вот я могу тебе еще один вопрос задать? Вот сейчас высокие российские руководители принимают решение, еще хитрее скажу, хотели бы принять решение, очень много препятствий, чтобы в России появилась государственная, стране принадлежащая, компания, как "Аэрофлот". Госпакеты региональных авиакомпаний, где 1-2 самолета, старые, в которые никто не хочет, как правило, деньги вкладывать, которые летают плохо, вот все эти госпакеты объединить в новую большую
государственную авиакомпанию. С одной единственной целью, чтобы люди могли из Омска в Красноярск не через Москву летать, как сегодня.
-Значит, малая авиация.
-Региональная сеть, не только малая. И большая, в том числе. Там расстояния под тысячу километров.
-Ну, понятно, местная авиация.
-Послушайте, у нас "Люфтганза" на сегодня, это меня Райков поправит, если я не прав, занимает, по-моему, уже 4 место, немецкая компания "Люфтганза" на территории России на нашем рынке занимает 4 место.
-Через 2-3 года наших воздушных судов в воздухе не будет, потому что в это время "Эрбас" продвинется, "Боинг" продвинется, он не отдаст рынок. Да?
А у нас самолетов в воздухе, которые летают по России, около 2,5 тысяч. Из них половина первого января 2007 года встанут, это Ту-134, они уже просто летать не могут, они встанут. А мы собирались в 2002 году создать единственный типаж. А нам надо из Красноярска, как Вы говорите, в Новосибирск долететь или в Омск. Там другой типаж самолета.
-Поменьше.
-А мы делали Ту-334, Ан-148. Потом АН-148, вроде, гражданский, вроде, он - украинский самолет. Затихло все. 134, вроде, Казани дали делать. Но там уже все, вроде, российские. Да? А из типажа его потихонечку исключили. И оставили так, написали, Постановление правительства - несколько самолетов на переходный этап. На какой переходный этап? А в 2008 году будут "Эрбасы".
Вы знаете, что "Люфтганза" занимает в наших российских перевозках 4 место среди наших авиакомпаний?
-Вот докатились! Вот, почему? Почему "Люфтганза" летает из Казани? Вот, именно, из Казани в Москву? Почему?
-Они развиваются. Это рынок. Они борются. Поэтому нашим авиакомпаниям, у нас сегодня около 60 всяких авиакомпаний. Но реально работает 12-15. Да?
-А "Люфтганза" - 4 по перевозкам.
-У нас же во многие города уже самолеты не летают.
-Сняли маршруты.
-Возьмите Курган. Один рейс в неделю, что ли, идет там. Да? Я недавно был в Ульяновске. Ну, действительно, я был потрясен. Я вот такого еще... Я до сих пор нахожусь под впечатлением, хотя это было в феврале. Я захожу в аэропорт, щитами заколочены витрины. И 2 рейса идут в неделю на Москву. И все. И конец. Вот представляете абсурд.
-Вопрос у меня ко всем нашим участникам программы. А получится у государства, у высоких российских руководителей создать такую компанию? Второй "Аэрофлот" в государстве. Вот ты смеешься. А почему ты смеешься?
-Ну, во-первых, кстати, должен заметить, что в "Аэрофлоте" контрольный пакет у государства.
-Большая страна, большая территория, где-то "Аэрофлот", наверное, не справляется.
-Я глубоко убежден в том, что идея, создания второй дублирующей компании, не получится. Есть нормально развивающаяся компания. Если бы им было выгодно осуществлять перевозки, условно, как ты говоришь, из Казани в Новосибирск, они бы эти перевозки осуществляли.
-Нет. В Хабаровске есть, а в Тюмени нет. Разные руководители. Вот и в Тюмени нет уже Сабянина. В Хабаровске у Ишаева, да, Ту-204 они купили.
А в Тюмень сейчас не пустят никого. Свои-то еще худо-бедно... Как они летают, никто не знает. Но летают же. Так, зачем же с "Люфтганзой" делиться? Или с хабаровской авиационной компанией? Зачем?
-Летают маленькими самолетами, вертолетами. Еще Ан-24 ходят. Как ходят, я не знаю. Я на них двигатели делал. Уму непостижимо, почему они еще летают. Вот это мы двигатели сделали, которые уже не могут летать, а летают. Правда, иногда падают.
-Ну, вы их делали лет на 20, не больше ведь? С запасом.
-Да нет, уже все мыслимые и немыслимые...
-А сроки?
-Сроки все прошли. Они не могут летать. Но летают.
-Вы сделайте анализ, сколько погибло самолетов, и пассажиров мы похоронили. В советское время такого не было.
-Неужели, сейчас больше? Вот не будем торопиться.
-Больше.
-Вот, какая сейчас цифра.
-Больше, больше.
-В процентном отношении? На сколько больше?
-Я думаю, на 50% больше.
-В половину?
-Просто анализ в советское время был очень жесткий и подконтрольный. Очень много скрывается. Скрывается тем, что отсутствует государственный контроль и надзор.
...

MAX-137
08.07.2006, 00:47
продолжение
...-Ну, вот сейчас Татьяна Модина, руководитель Международной авиационной корпорации, расскажет о подлинных причинах гибели армянского самолета под Сочи. Но это, как мы предполагаем, мы, журналисты, человеческий фактор, летел бы самолет в автоматическом режиме, не перепутал бы пилот, бывает такое, где земля, где небо, бывает такое. Люди были бы живы. Машина была нормальная. И топливо было нормальное. И перегруза не было.
-Только человеческий фактор. Я на это всегда делал акцент.
-Ну, а как с этим-то бороться?
-Я, как профессионал, всегда говорю, линейные летчики...
-Создание новой компании. Как с этим-то бороться? Если летчики, твои коллеги летать не умеют.
-Именно, так. Если существует государственная компания, которая проглотит этих мелких жуликов, по 2-3 самолета которых имеются, и наживаются на этом.
-И не вкладывают в них ничего.
-И ничего не вкладывают в развитие. Они просто сосут ресурс самолета. Им они достались бесплатно от Советского Союза. У государства должен быть рычаг управления, кроме законодательного, еще и исполнительный. Исполнительным является, именно, государственная авиационная компания. А сегодня ни один пассажир не знает, с кого требовать. Сегодня самолет падает, завтра Генеральный директор убегает куда-то. Или валит вину на третьего. Это страшный факт. Он присутствовал все эти десятилетия.
-Вот мы говорим все о технике. А Вы говорите о человеческом факторе. Но я Вам скажу, что у нас 2 училища гражданской авиации осталось, которые выпускают пилотов. Все. Ульяновское училище в этом году пилотов не выпускает. Почему? Ребята отучились, но им летное удостоверение выдать нельзя, потому что у них не было керосина. И они не отлетали нужный ресурс в воздухе.
-Т.е. летчики, котор
TVC.RU
ые готовились в училище...
-Я не анекдот рассказываю. Это действительно так.
-Они не имеют права летать, потому что не было керосина. Они не умеют летать.
-У них нет налета. Ну, как же они без налета будут летать? Кто же им летную книжку выдаст?
-Почему же денег нет, когда деньги есть?
-Да есть деньги. Дело не в деньгах.
-А в чем причина? Если мы на керосин не имеем денег, чтобы пацанов научить
летать, выпускные классы, гражданская авиация. О чем говорить?
-Ну, тут дело даже не в деньгах. А дело в тех руководителях, которые за это отвечают.
-Я тебе расскажу историю, что случилось с авиаперелетами Москва-Нижний Новгород, который я, собственно, представлял в парламенте. У нас было много рейсов.
-Летал Аэрофлот, большой хороший самолет, я помню.
-Летал и Ту-134, и даже 62-ой летал. Другая компания, не будем им делать рекламу, называть ее, решает завоевать, так сказать, этот рынок. Они договариваются с областной властью. И начинают гонять самолеты, стоимостью билетов дешевле, чем на поезд Москва - Нижний Новгород. Т.е. перелет из Москвы до Нижнего, билет в 2003 году стоил 700 рублей, на поезд - 1,5 тысячи.
-"Аэрофлот" уходит с этого рынка.
-Конечно. А как только они уходят, цены сразу взвинчиваются. Знаешь, сколько сейчас стоит билет бизнес-класса по маршруту Москва – Нижний Новгород? Расстояние - меньше 500 километров. Вот, сколько может стоить?
-Ну, 100 долларов.
-Вторая попытка.
-Ну, 200 долларов.
-500 долларов.
-500 - это до Парижа.
-500 долларов.
-365 долларов - Москва-Париж.
-Андрей, 500 долларов сегодня стоит билет по маршруту Москва – Нижний Новгород. Я летал во Вьетнам, я за билет до Вьетнама заплатил 800 долларов. Хотя туда лететь 8 часов.
-Слава Богу, еще скажи "спасибо" Илье Михайловичу Окулову, да, его команда реально борется за российское небо. А ей ставят препоны. Она говорит, что "ребята, топливо уже 50% керосин, 50% стоимости". Самый дорогой керосин сегодня в мире в Астрахани. Дешевле заправляться где-нибудь в Будапеште или в Вене.
-Почему дорогой-то в Астрахани?
-Этот вопрос уникален. На него пока никто не ответил. Хотя все очень внимательно занимаются.
-Сколько же там стоит керосин? Секундочку.
-Поэтому Астрахань все...
-Почему в Вене дешевле?
-Ну, потому что керосин в Астрахани на 40% дороже авиационный.
-Но, почему?
-А потому что, заправщики на наших аэродромах - монополисты. В ближайшем обозримом, я ближайшее обозримое беру год, не менее, да, разберутся, потому что просто-напросто никто не будет там заправляться, никто не будет садиться. В конце концов, в Астрахань самолет должен прибыть когда-нибудь, какой-нибудь. А не поездом из Ростова ехать или из другого города.
-Ну, надо власть употребить. Так же нельзя.
-Мы не умеем беречь себя. Мы не умеем ценить себя. Мы не умеем беречь и своих окружающих.
-Когда научимся?
-Мы никогда не научимся.
-Никогда?
-Нет.
-Ну, например, есть предприятие "Авиаспецмонтаж".
-Это в Самаре.
-Выпускало самоглушители для авиации, специальные испытательные стенды для авиации и так далее. Сейчас они взяли и вот перепрофилировались. И стали делать модули для мини-магазинов и уличных киосков.
-А была оборонка?
-Оборонка. И вот директор, выступая, сказал, что мы сейчас работаем успешно, зарплату выплачиваем вовремя, делаем все, как, так сказать, для людей. "Но к оборонке я не могу вернуться, потому что за выпуск продукции для авиации я сейчас бы не взялся, потому что кадров сейчас у меня уже нет".
-Это Вы цитируете директора?
-Это я цитирую директора. "Кадров у меня нет, да и технология совсем иная, я старую технологию убрал".
-Т.е. директор, завод стали делать то, что им более выгодно.
-То, что более выгодно, вроде бы, в рамках рыночных отношений так и должно быть.
-Так тут и рейдеры никакие не нужны. Черт с ней, с авиацией. Тогда, какие к Думе претензии, если у нас рейдерами, иной раз, и директора могут быть.
-Нет, этого нельзя. Это нельзя, вообще, надо понимать, что этого нельзя делать.
-Да почему закона-то нет?
-Вот смотрите, мы выпустили закон о том, что такие-то предприятия не должны быть приватизированы, вообще.
-Путин дал список.
-Дал список.
-Несколько сот заводов.
-Вдруг правительство по предложению Грефа, Кудрина и других решило уменьшить этот список.
-Через неделю после того, как появился список президента, запрещающего акционирование...
-Я думаю, что там не через неделю, а через месяц. Но это не имеет значения.
-Через неделю, Аркадий Иванович.
-Может быть, я ошибаюсь. Знаете, есть такой Институт радиотехнической промышленности. Все радио для самых супер важных объектов делал. И они попали в те предложения, чтобы сократить президентский список. Ну, директор Шалунов, он взял, написал записку в ФСБ. Те, естественно, взорвались. И поэтому правительство отменило, тут же отменило свои изменения к президентскому списку. Но так же жить нельзя.
-Это нормально?
-Это ненормально. Это... Вот так мы живем, Вы понимаете...