MAX-137
08.07.2006, 00:44
30 июня по ТВЦ случайно попал на авторскую программу А.Караулова "Момент истины", где основая тема была - рейдеры, но где очень много времени было посвящено нашей авиации, ее состоянию. В частности, был шокирован тем, что ЛИИ им.Громова - почти банкрот. Остальные новости хоть и грустные, но мне более-менее известные.
Наконец на сайте выложили стенограмму этой передачи, отрывок из которой я и привожу. Заранее скажу, что со многим из сказанного не согласен (особенно про А320), но кое что заставляет задуматься (насчет Ульяновского училища - действительно правда?). Разговор блоками поочередно идет между несколькими людьми.
http://www.tvc.ru/index/id/40102000010389-2006-06-30.html
...-Есть перечень стратегических предприятий. По закону, их нельзя даже банкротить. Эта ситуация, когда предприятия уничтожаются под застройку, характерна только, в первую очередь, для Москвы и Санкт-Петербурга.
-Можно я тебе вопрос задам?
-Да.
-Скажи, пожалуйста, отвлечемся только на одну секунду от этой, очень больной, темы для всех. А какой смысл, Саша, банкротить тот самый Научно-исследовательский институт имени Громова, который отвечает, как ты знаешь, почти за все испытания всех новых российских самолетов, за все на свете. Государственное предприятие.
-Да.
-Какой же смысл, вопрос тебе и моему другу, герою России Магомеду Толбоеву, какой смысл банкротить такого рода, не входящие в перечень стратегических, российские учреждения?
-Это летный исследовательский институт имени Громова. Сегодня этот институт после 65 лет лежит на боку.
-Подожди, это тот институт, который наблюдает за всеми испытаниями всех марок, всех самолетов. Т.е. главный контролер России.
-Всего авиационного оборудования от болтика до вылета самолета.
-А кто будет тогда контролировать качество самолетов?
-Значит, ничего не будет.
-Как он, этот институт, если он государственный в государстве в своем же, где его хозяин - государство, т.е. бюджет, может быть банкротом?
-Сегодня уже задолженность института перед кредиторами более 400 миллионов рублей.
-Его хозяин - государство.
-Да.
-Государство дает деньги. Как государство, т.е. хозяин, может сделать собственное детище банкротом?
-Ну, видимо, специально такая задача стоит. Ставить человека, входит кредиторская задолженность, потом банкротство, потом распродажа. И крупнейшего института в мире не будет.
-Так это и само государство же сделает.
-Именно, от имени государства. Вот кто-то от имени государства. Мы же фамилии, отчества не знаем.
-И под нож?
-И под нож будет.
-И чем это грозит для нашей авиации?
-Полной потерей контроля над испытанием летно-авиационной техники.
-Т.е. над качеством?
-Над качеством. Полная потеря контроля. Ну, например, сегодня летным исследовательским институтом руководит бывший металлург. Летный исследовательский институт, которым руководили академики, профессора, во главе создания стоял, от имени Сталина, Михаил Михайлович Громов. Великий человек. Сегодня руководит человек, который обанкротил 17 таких предприятий. И по образованию - металлург. Если институт 1,5 года назад имел профицит - плюс 135
миллионов рублей, их них 65 миллионов иностранную программу с французами.
-Доходы, да.
-То сегодня, через 1,5 года, задолженность, т.е. дефицит составляет более 300 миллионов рублей. Куда за 1,5 года такие деньги дели? Над этим должна работать
прокуратура. Генеральная. За то, что топят центр авиационной науки и мысли.
-Вот НИИ Громова. Кто банкротит? Государство.
-Конечно, это на уровне бреда. Это все равно, что левому карману драться с правым карманом.
-Вот я могу тебе еще один вопрос задать? Вот сейчас высокие российские руководители принимают решение, еще хитрее скажу, хотели бы принять решение, очень много препятствий, чтобы в России появилась государственная, стране принадлежащая, компания, как "Аэрофлот". Госпакеты региональных авиакомпаний, где 1-2 самолета, старые, в которые никто не хочет, как правило, деньги вкладывать, которые летают плохо, вот все эти госпакеты объединить в новую большую
государственную авиакомпанию. С одной единственной целью, чтобы люди могли из Омска в Красноярск не через Москву летать, как сегодня.
-Значит, малая авиация.
-Региональная сеть, не только малая. И большая, в том числе. Там расстояния под тысячу километров.
-Ну, понятно, местная авиация.
-Послушайте, у нас "Люфтганза" на сегодня, это меня Райков поправит, если я не прав, занимает, по-моему, уже 4 место, немецкая компания "Люфтганза" на территории России на нашем рынке занимает 4 место.
-Через 2-3 года наших воздушных судов в воздухе не будет, потому что в это время "Эрбас" продвинется, "Боинг" продвинется, он не отдаст рынок. Да?
А у нас самолетов в воздухе, которые летают по России, около 2,5 тысяч. Из них половина первого января 2007 года встанут, это Ту-134, они уже просто летать не могут, они встанут. А мы собирались в 2002 году создать единственный типаж. А нам надо из Красноярска, как Вы говорите, в Новосибирск долететь или в Омск. Там другой типаж самолета.
-Поменьше.
-А мы делали Ту-334, Ан-148. Потом АН-148, вроде, гражданский, вроде, он - украинский самолет. Затихло все. 134, вроде, Казани дали делать. Но там уже все, вроде, российские. Да? А из типажа его потихонечку исключили. И оставили так, написали, Постановление правительства - несколько самолетов на переходный этап. На какой переходный этап? А в 2008 году будут "Эрбасы".
Вы знаете, что "Люфтганза" занимает в наших российских перевозках 4 место среди наших авиакомпаний?
-Вот докатились! Вот, почему? Почему "Люфтганза" летает из Казани? Вот, именно, из Казани в Москву? Почему?
-Они развиваются. Это рынок. Они борются. Поэтому нашим авиакомпаниям, у нас сегодня около 60 всяких авиакомпаний. Но реально работает 12-15. Да?
-А "Люфтганза" - 4 по перевозкам.
-У нас же во многие города уже самолеты не летают.
-Сняли маршруты.
-Возьмите Курган. Один рейс в неделю, что ли, идет там. Да? Я недавно был в Ульяновске. Ну, действительно, я был потрясен. Я вот такого еще... Я до сих пор нахожусь под впечатлением, хотя это было в феврале. Я захожу в аэропорт, щитами заколочены витрины. И 2 рейса идут в неделю на Москву. И все. И конец. Вот представляете абсурд.
-Вопрос у меня ко всем нашим участникам программы. А получится у государства, у высоких российских руководителей создать такую компанию? Второй "Аэрофлот" в государстве. Вот ты смеешься. А почему ты смеешься?
-Ну, во-первых, кстати, должен заметить, что в "Аэрофлоте" контрольный пакет у государства.
-Большая страна, большая территория, где-то "Аэрофлот", наверное, не справляется.
-Я глубоко убежден в том, что идея, создания второй дублирующей компании, не получится. Есть нормально развивающаяся компания. Если бы им было выгодно осуществлять перевозки, условно, как ты говоришь, из Казани в Новосибирск, они бы эти перевозки осуществляли.
-Нет. В Хабаровске есть, а в Тюмени нет. Разные руководители. Вот и в Тюмени нет уже Сабянина. В Хабаровске у Ишаева, да, Ту-204 они купили.
А в Тюмень сейчас не пустят никого. Свои-то еще худо-бедно... Как они летают, никто не знает. Но летают же. Так, зачем же с "Люфтганзой" делиться? Или с хабаровской авиационной компанией? Зачем?
-Летают маленькими самолетами, вертолетами. Еще Ан-24 ходят. Как ходят, я не знаю. Я на них двигатели делал. Уму непостижимо, почему они еще летают. Вот это мы двигатели сделали, которые уже не могут летать, а летают. Правда, иногда падают.
-Ну, вы их делали лет на 20, не больше ведь? С запасом.
-Да нет, уже все мыслимые и немыслимые...
-А сроки?
-Сроки все прошли. Они не могут летать. Но летают.
-Вы сделайте анализ, сколько погибло самолетов, и пассажиров мы похоронили. В советское время такого не было.
-Неужели, сейчас больше? Вот не будем торопиться.
-Больше.
-Вот, какая сейчас цифра.
-Больше, больше.
-В процентном отношении? На сколько больше?
-Я думаю, на 50% больше.
-В половину?
-Просто анализ в советское время был очень жесткий и подконтрольный. Очень много скрывается. Скрывается тем, что отсутствует государственный контроль и надзор.
...
Наконец на сайте выложили стенограмму этой передачи, отрывок из которой я и привожу. Заранее скажу, что со многим из сказанного не согласен (особенно про А320), но кое что заставляет задуматься (насчет Ульяновского училища - действительно правда?). Разговор блоками поочередно идет между несколькими людьми.
http://www.tvc.ru/index/id/40102000010389-2006-06-30.html
...-Есть перечень стратегических предприятий. По закону, их нельзя даже банкротить. Эта ситуация, когда предприятия уничтожаются под застройку, характерна только, в первую очередь, для Москвы и Санкт-Петербурга.
-Можно я тебе вопрос задам?
-Да.
-Скажи, пожалуйста, отвлечемся только на одну секунду от этой, очень больной, темы для всех. А какой смысл, Саша, банкротить тот самый Научно-исследовательский институт имени Громова, который отвечает, как ты знаешь, почти за все испытания всех новых российских самолетов, за все на свете. Государственное предприятие.
-Да.
-Какой же смысл, вопрос тебе и моему другу, герою России Магомеду Толбоеву, какой смысл банкротить такого рода, не входящие в перечень стратегических, российские учреждения?
-Это летный исследовательский институт имени Громова. Сегодня этот институт после 65 лет лежит на боку.
-Подожди, это тот институт, который наблюдает за всеми испытаниями всех марок, всех самолетов. Т.е. главный контролер России.
-Всего авиационного оборудования от болтика до вылета самолета.
-А кто будет тогда контролировать качество самолетов?
-Значит, ничего не будет.
-Как он, этот институт, если он государственный в государстве в своем же, где его хозяин - государство, т.е. бюджет, может быть банкротом?
-Сегодня уже задолженность института перед кредиторами более 400 миллионов рублей.
-Его хозяин - государство.
-Да.
-Государство дает деньги. Как государство, т.е. хозяин, может сделать собственное детище банкротом?
-Ну, видимо, специально такая задача стоит. Ставить человека, входит кредиторская задолженность, потом банкротство, потом распродажа. И крупнейшего института в мире не будет.
-Так это и само государство же сделает.
-Именно, от имени государства. Вот кто-то от имени государства. Мы же фамилии, отчества не знаем.
-И под нож?
-И под нож будет.
-И чем это грозит для нашей авиации?
-Полной потерей контроля над испытанием летно-авиационной техники.
-Т.е. над качеством?
-Над качеством. Полная потеря контроля. Ну, например, сегодня летным исследовательским институтом руководит бывший металлург. Летный исследовательский институт, которым руководили академики, профессора, во главе создания стоял, от имени Сталина, Михаил Михайлович Громов. Великий человек. Сегодня руководит человек, который обанкротил 17 таких предприятий. И по образованию - металлург. Если институт 1,5 года назад имел профицит - плюс 135
миллионов рублей, их них 65 миллионов иностранную программу с французами.
-Доходы, да.
-То сегодня, через 1,5 года, задолженность, т.е. дефицит составляет более 300 миллионов рублей. Куда за 1,5 года такие деньги дели? Над этим должна работать
прокуратура. Генеральная. За то, что топят центр авиационной науки и мысли.
-Вот НИИ Громова. Кто банкротит? Государство.
-Конечно, это на уровне бреда. Это все равно, что левому карману драться с правым карманом.
-Вот я могу тебе еще один вопрос задать? Вот сейчас высокие российские руководители принимают решение, еще хитрее скажу, хотели бы принять решение, очень много препятствий, чтобы в России появилась государственная, стране принадлежащая, компания, как "Аэрофлот". Госпакеты региональных авиакомпаний, где 1-2 самолета, старые, в которые никто не хочет, как правило, деньги вкладывать, которые летают плохо, вот все эти госпакеты объединить в новую большую
государственную авиакомпанию. С одной единственной целью, чтобы люди могли из Омска в Красноярск не через Москву летать, как сегодня.
-Значит, малая авиация.
-Региональная сеть, не только малая. И большая, в том числе. Там расстояния под тысячу километров.
-Ну, понятно, местная авиация.
-Послушайте, у нас "Люфтганза" на сегодня, это меня Райков поправит, если я не прав, занимает, по-моему, уже 4 место, немецкая компания "Люфтганза" на территории России на нашем рынке занимает 4 место.
-Через 2-3 года наших воздушных судов в воздухе не будет, потому что в это время "Эрбас" продвинется, "Боинг" продвинется, он не отдаст рынок. Да?
А у нас самолетов в воздухе, которые летают по России, около 2,5 тысяч. Из них половина первого января 2007 года встанут, это Ту-134, они уже просто летать не могут, они встанут. А мы собирались в 2002 году создать единственный типаж. А нам надо из Красноярска, как Вы говорите, в Новосибирск долететь или в Омск. Там другой типаж самолета.
-Поменьше.
-А мы делали Ту-334, Ан-148. Потом АН-148, вроде, гражданский, вроде, он - украинский самолет. Затихло все. 134, вроде, Казани дали делать. Но там уже все, вроде, российские. Да? А из типажа его потихонечку исключили. И оставили так, написали, Постановление правительства - несколько самолетов на переходный этап. На какой переходный этап? А в 2008 году будут "Эрбасы".
Вы знаете, что "Люфтганза" занимает в наших российских перевозках 4 место среди наших авиакомпаний?
-Вот докатились! Вот, почему? Почему "Люфтганза" летает из Казани? Вот, именно, из Казани в Москву? Почему?
-Они развиваются. Это рынок. Они борются. Поэтому нашим авиакомпаниям, у нас сегодня около 60 всяких авиакомпаний. Но реально работает 12-15. Да?
-А "Люфтганза" - 4 по перевозкам.
-У нас же во многие города уже самолеты не летают.
-Сняли маршруты.
-Возьмите Курган. Один рейс в неделю, что ли, идет там. Да? Я недавно был в Ульяновске. Ну, действительно, я был потрясен. Я вот такого еще... Я до сих пор нахожусь под впечатлением, хотя это было в феврале. Я захожу в аэропорт, щитами заколочены витрины. И 2 рейса идут в неделю на Москву. И все. И конец. Вот представляете абсурд.
-Вопрос у меня ко всем нашим участникам программы. А получится у государства, у высоких российских руководителей создать такую компанию? Второй "Аэрофлот" в государстве. Вот ты смеешься. А почему ты смеешься?
-Ну, во-первых, кстати, должен заметить, что в "Аэрофлоте" контрольный пакет у государства.
-Большая страна, большая территория, где-то "Аэрофлот", наверное, не справляется.
-Я глубоко убежден в том, что идея, создания второй дублирующей компании, не получится. Есть нормально развивающаяся компания. Если бы им было выгодно осуществлять перевозки, условно, как ты говоришь, из Казани в Новосибирск, они бы эти перевозки осуществляли.
-Нет. В Хабаровске есть, а в Тюмени нет. Разные руководители. Вот и в Тюмени нет уже Сабянина. В Хабаровске у Ишаева, да, Ту-204 они купили.
А в Тюмень сейчас не пустят никого. Свои-то еще худо-бедно... Как они летают, никто не знает. Но летают же. Так, зачем же с "Люфтганзой" делиться? Или с хабаровской авиационной компанией? Зачем?
-Летают маленькими самолетами, вертолетами. Еще Ан-24 ходят. Как ходят, я не знаю. Я на них двигатели делал. Уму непостижимо, почему они еще летают. Вот это мы двигатели сделали, которые уже не могут летать, а летают. Правда, иногда падают.
-Ну, вы их делали лет на 20, не больше ведь? С запасом.
-Да нет, уже все мыслимые и немыслимые...
-А сроки?
-Сроки все прошли. Они не могут летать. Но летают.
-Вы сделайте анализ, сколько погибло самолетов, и пассажиров мы похоронили. В советское время такого не было.
-Неужели, сейчас больше? Вот не будем торопиться.
-Больше.
-Вот, какая сейчас цифра.
-Больше, больше.
-В процентном отношении? На сколько больше?
-Я думаю, на 50% больше.
-В половину?
-Просто анализ в советское время был очень жесткий и подконтрольный. Очень много скрывается. Скрывается тем, что отсутствует государственный контроль и надзор.
...