Просмотр полной версии : НПО "Сатурн" параллельно ведет разработку двух авиадвигателей для перспективных истре
voice from .ua
29.09.2006, 23:29
Научно-производственное объединение (НПО) "Сатурн" (г, Рыбинск, Ярославская обл.) параллельно ведет разработку перспективных авиадвигателей по двум направлениям, заявил информированный сотрудник в компании.
По его словам, первое направление - модернизация серийного двигателя АЛ-31Ф, второе - создание совершенно нового авиадвигателя следующего поколения.
Специалист отметил, что создание совершенно нового двигателя ведется в целях установки его на самолет, разрабатываемый головным разработчиком ОАО "ОКБ Сухого" по программе перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА).
В то же время и модернизируемый двигатель "117С", как считают эксперты, будет первоначально установлен на ПАК ФА на период создания нового двигателя поколения "5+". Помимо этого, он будет устанавливаться на самолетах поколения "4+". "Создаваемый авиадвигатель "117С" предназначен, в первую очередь, для экспортного варианта истребителя Су-35 и осуществления модернизации парка Су-27 российских ВВС", - уточнил он.
Модернизация проводится последовательным наращиванием характеристик АЛ-31Ф и совершенствованием его конструкции. "Модернизация серийного АЛ-31Ф проводится с максимальным учетом научно-технического задела и проектных наработок по двигателю АЛ-41Ф, создававшегося для многофункционального истребителя по программе МФИ", - сказал собеседник.
На проходящем летные испытания на самолете Су-27М (Т10М-10) двигателе "117С" уже удалось повысить максимальную тягу с 12,5 до 14,5 т. На двигателе применен новый вентилятор с увеличенным с 905 мм до 932 мм диаметром, новые турбины высокого и низкого давления, новая цифровая система управления, система управления вектором тяги.
Источник: сайт "АвиаПорт.Ru"
Корреспондент: Дмитрий Козлов
______________________________________________
Говорят, в новом сатурновском движке поколения 5+ соотношение тяги к весу будет 12.5:1.
А вот по модернизированому движку ИМХО Салют верх возьмет - АЛ-31ФМ1 с тягой 13500 уже серийное изделие, 117С (14500) до этого еще далеко. А когда 117С станет серийным Салют запустит в серию АЛ-31ФМ3 с тягой 15 тонн :D
А ещё у Салюта впереди как минимум 2 этапа модернизации с перспективой увеличения тяги АЛ-31Ф-М3 (условно) до 14600 кгс.
Второй этап помимо улучшений первого этапа должен иметь новую турбину с улучшенным охлаждением, новую камеру сгорания, цифровую СДУ, и всеракурстный УВТ. Новая турбина позволит увеличить температуру газов перед ней это поднимет тягу до 14100 кгс. А цифровая СДУ обеспечит переход на эксплуатацию двигателя по тех. состоянию.
Третий этап помимо всего вышеперечисленного будет ознаменован установкой нового трёхступенчатого компрессора низкого давления, выполненного по технологии "блиск". Это увеличит расход воздуха и повысит КПД агрегата. Обещают тягу 14600 кгс.
По срокам трудно сказать... двигатель I-го этапа они обещали закончить в 2002 году, но как мы видим сертификация завершилась лишь в начале 2006-го. Двигатели II-го и III-го этапов обещали закончить в 2003 и 2004 году соответственно.
voice from .ua
30.09.2006, 01:36
Не вполне понятно зачем тогда 2-й этап. Вероятно, в серию он не пойдет.
Плюс трехступенчатый компрессор должен уменьшить вес двигателя.
Интересно. Т.е. получается АЛ-41Ф ушел в АЛ-31Ф по частям, а вместо него какой-то новый делают. В принципе наверно правильно, учитывая сколько времени было потеряно в "смутное время". Но звучит очень интригующе.
;)
Щас придет Винд и расскажт что все это на самом деле фигня и деза, и вообще американцы все это делали еще 10 лет назад, а евреи - до рождества Христова :D
Интересно, как изменятся ЛТХ сушек при установке нового движка? Кто может спрогнозировать?
Щас придет Винд и расскажт что все это на самом деле фигня и деза, и вообще американцы все это делали еще 10 лет назад...
Это конечно не деза и остается порадоваться за наших двигателистов, но американцы действительно это сделали 10 лет назад. :)
voice from .ua
30.09.2006, 17:41
Это конечно не деза и остается порадоваться за наших двигателистов, но американцы действительно это сделали 10 лет назад. :)
На рапторе движки имеют 11:1, АЛ-41Ф начала 90-х имеет такие параметры. Сейчас сатурн замахнулся на 12.5:1. Интересно еще, какой удельный вес движков JSF.
voice from .ua
30.09.2006, 17:43
Интересно, как изменятся ЛТХ сушек при установке нового движка? Кто может спрогнозировать?
Уже сообщалось о некоторых вещах. Например, при установке двух 117С на Су-27 была превышена максимальная скорость полета 2.35М и сократилось время разгона.
Это конечно не деза и остается порадоваться за наших двигателистов, но американцы действительно это сделали 10 лет назад. :)
Ну, а что я говорил? :D
Правда не совсем то сделали - не дотягивают по удельной мощности, но это же мелочи, правда? :D
Правда не совсем то сделали - не дотягивают по удельной мощности, но это же мелочи, правда? :D
- Юморной такой... Поди и правда верит, что "недотягивают"... :D ;)
Ага, Винд, щас вы мне будете доказывать что амерканские 11 к 1 это больше чем российские 12,5 к 1 Валяйте, послушаю :)
Если честно, то завод в сейчас в такой... из-за китайцев...
Денег на заводе нет... Плюс Sam...
А для нового движка нужно очень много...
Скорее всего останется на бумаге.
Ну, а что я говорил? :D
Правда не совсем то сделали - не дотягивают по удельной мощности, но это же мелочи, правда? :D
До чего недотягивает и кто недотягивает? :)
Ага, Винд, щас вы мне будете доказывать что амерканские 11 к 1 это больше чем российские 12,5 к 1 Валяйте, послушаю :)
Давай послушаем когда будут российские 12,5 к 1. :)
Ага, Винд, щас вы мне будете доказывать что амерканские 11 к 1 это больше чем российские 12,5 к 1 Валяйте, послушаю :)
- Размечтался... Доказывать можно что-то человеку, который хоть чуть-чуть в этом разбирается. Полному профану доказывать что-то специальное - абсурдно...
Вот отношение тяги к массе 16.7:1. Ну, так что?
http://www.airwar.ru/enc/engines/rd41.html
Нет-нет, ну что вы, ничего. Я знаю, что бы ни было сделано в России - это все равно хуже чем в США :) Американские рекламные проспекты - сверхточные, Ф-22 летает 2,42М вопреки всем законам аэродинамики, а Сушки без ОВТ по маневренности проигрывают даже Старфайтеру, потому что он американский :D Израиль же вообще имеет прямую связь с богом, потому чо может улучшить даже американскую технику :D
Ну и конечно же железным аргументом в нашем случае являются двигатели предназначенный для СВВП :)
Не вполне понятно зачем тогда 2-й этап. Вероятно, в серию он не пойдет.
Плюс трехступенчатый компрессор должен уменьшить вес двигателя.
Второй этап нужен потому, что новый компрессор больше времени требует для освоения. Станки для вытачивания этих чудо-компрессоров из цельного куска металла купили за границей совсем недавно.
Вот что получается из стальной "болванки":
voice from .ua
01.10.2006, 13:46
Второй этап нужен потому, что новый компрессор больше времени требует для освоения. Станки для вытачивания этих чудо-компрессоров из цельного куска металла купили за границей совсем недавно.
Вот что получается из стальной "болванки":
Это что, из цельного куска металла вытачивается?!:eek:
Интересно, сколько такой компрессор будет стоить.
Именно что из цельного куска.
Получается моноколесо (единое турбинное колесо, совмещённое с лопатками).
"Салют" выпускает такие не только для АЛ-31Ф, но и для АИ-222 по совместной программе с украинским "Мотор Сич".
Причём трудоёмкость изготовления такой турбины в 3 раза меньше, чем при прежней технологии, а затраты на изготовление меньше аж в 10 раз! Так что после освоения технологии может оно ещё и дешевле будет.
За рубежом такая технология уже применяется (собственно станки то импортные) и требует 90% автоматизации производства.
фоты супер! лопатка красотища, загляденье.
показывали как делают на RR лопатки к вентиляторам тре д900 для а380. там вообще магия: в полости тонкостенной лопатки подаётся разной температуры носитель и она запрограммированно гнётся приобретая законченную форму.
kЛопака то супер, да гемора с ней до кучи. Рассыпаются через одну.
Strannic
01.10.2006, 19:02
Мда.... слопал самолётик птичку, выбило лопатку, меняй компрессор.
Куда смотрит отдел боевой живучести..... :)
Вот по этому и предлагают делать первую ступень по старой технологии
...Вот что получается из стальной "болванки":
даа, круто!
а что за материал "болванки"? редкоземельный сплав?
когда-то слышал, что лопатки выращивают? и в них даже формируют что-то типа капилляров для охлаждения? это не ваш вариант?
Strannic
01.10.2006, 20:45
Дык меня вообще сильные сомнения берут что сей девайс делает из болванки. Ни тебе внутренего охлаждения лопатки, прочностные проблемы. Вообщем сомнительно это как то....
ROA_FAZA
01.10.2006, 21:53
наскока я понимаю можно и без внутреннего охлаждения-материал должен быть более устойчивым к температурам-ну и дороже соответственно
прочносные проблемы-значит болванка должна быть непростая а золотая
какянибудь поковка и зонная рекристализация и т.д
Спасите, охлаждаемый КНД!!! :umora:
наращивание и капиляры для охлаждения - для первых ступеней лопаток турбины.
Maximus_G
02.10.2006, 05:48
Дык меня вообще сильные сомнения берут что сей девайс делает из болванки. Ни тебе внутренего охлаждения лопатки, прочностные проблемы. Вообщем сомнительно это как то....
Почему сомнительно? Помнится, в одной довольно обстоятельной русскоязычной статье о Ф-119 эта технология называлась прогрессивной и ставилась ему в плюс.
The F-119 has a three stage fan, a six stage compressor and single stage low and high pressure turbines. Throughout the fan and compressor, the disks and blades are one-piece components. The large, hollow Titanium first-stage blades are made separately and then joined to the disk by friction wielding, a technique in which the blade is rubbed so hard against the disk that it bonds together.
когда-то слышал, что лопатки выращивают? и в них даже формируют что-то типа капилляров для охлаждения? это не ваш вариант?
Эта технология используется в лопатках турбин высокого давления (ТВД)турбореактивных двигателей, тех самых турбин, которые вращают компрессоры низкого и высокого давления (КНД, КВД). Именно для ТВД нужно охлаждение, потому как там огромные температуры (для двигателя 5 поколения - 2100 град. по Кельвину, у АЛ-31Ф сейчас 1700 К). "Салютовцы" в кооперации с ЦИАМ и ВИАМ активно занимаются и этой темой.
Дык меня вообще сильные сомнения берут что сей девайс делает из болванки. Ни тебе внутренего охлаждения лопатки, прочностные проблемы. Вообщем сомнительно это как то....
Эти моноколеса предназначены для компрессоров низкого давления, там нагрузки не такие большие как в турбине, зато технология "блиск" даёт рост КПД компрессора, без этого двигатель - конкурент, установленному на F-22 не создать.
Strannic
02.10.2006, 22:59
Эти моноколеса предназначены для компрессоров низкого давления, там нагрузки не такие большие как в турбине, зато технология "блиск" даёт рост КПД компрессора, без этого двигатель - конкурент, установленному на F-22 не создать.
Тогда нормально.
.... зато технология "блиск" даёт рост КПД компрессора, без этого двигатель - конкурент, установленному на F-22 не создать.
а какой КПД современного двигателя считается нормой у нас и у них?
и помоему у них нет такого критерия оценки двигателя?
dark_wing
03.10.2006, 12:21
Именно что из цельного куска.
Получается моноколесо (единое турбинное колесо, совмещённое с лопатками).
Граждане, ну когда же вы запомните, что турбина и компрессор - 2 большие разницы?
Причём трудоёмкость изготовления такой турбины в 3 раза меньше, чем при прежней технологии, а затраты на изготовление меньше аж в 10 раз! Так что после освоения технологии может оно ещё и дешевле будет.
За рубежом такая технология уже применяется (собственно станки то импортные) и требует 90% автоматизации производства.
Да, колесо получится дешевле, с ремонтопригодностью у него хуже дела будут...
dark_wing
03.10.2006, 12:23
Эти моноколеса предназначены для компрессоров низкого давления, там нагрузки не такие большие как в турбине, зато технология "блиск" даёт рост КПД компрессора, без этого двигатель - конкурент, установленному на F-22 не создать.
И откуда, собственно, мы имеем рост КПД компрессора.
voice from .ua
03.10.2006, 13:41
И откуда, собственно, мы имеем рост КПД компрессора.
Из аэродинамики. В обычных вентиляторах потери в местах стыковки его составных частей возникают, плюс цельный полегче будет.
Эти моноколеса предназначены для компрессоров низкого давления, там нагрузки не такие большие как в турбине, зато технология "блиск" даёт рост КПД компрессора, без этого двигатель - конкурент, установленному на F-22 не создать.
КПД у движка больше относится к параметрам тракта.
Технология изготовления лишь позволяет решить вопросы веса движка да эксплуатационной технологичности.
А с блисками не все так клево как кажется. В идеале их нужно делать биметаллическими: диск из одного металла, а венец из другого.
Из аэродинамики. В обычных вентиляторах потери в местах стыковки его составных частей возникают, плюс цельный полегче будет.
Там все стыкуется практически без зазора.
dark_wing
03.10.2006, 14:10
КПД у движка больше относится к параметрам тракта.
Это верно.
Технология изготовления лишь позволяет решить вопросы веса движка да эксплуатационной технологичности.
Нет.
Расчетчики проектируют тракт двигателя. При проектировании и обеспечивают КПД.
Конструкторы решают массо-прочностные воросы, вопросы охлаждения, и эксплуатационной технологичности.
А технологи обеспечивают изготовление всего, что напроектированли конструкторы с расчетчиками.
А с блисками не все так клево как кажется. В идеале их нужно делать биметаллическими: диск из одного металла, а венец из другого.
Тоже верно.
Там все стыкуется практически без зазора.
И это верно.
Ну и?
Оценка то какая?
Хорошо или Отлично? :)
P.S. Глядя на процесс изнутри, можно сказать, что плачут больше всех технологи, хотя это не всегда так. Но с точки зрения проектирования, в итоге уровень технологической базы, а именно поколение технологической базы определяет поколение изготовляемого на ней изделия, влияет на степень технического совершенства, одним из критериев которого для движка, окромя прожорливости, является эксплуатационная технологичность, весовое совершенство и ресурс.
КПД у движка больше относится к параметрам тракта.
Технология изготовления лишь позволяет решить вопросы веса движка да эксплуатационной технологичности.
Имеется ввиду КПД компрессора, как отдельного узла. Тоесть как я это понимаю, некое соотношение энергии, потраченной на его раскрутку к массе воздуха, закаченного в двигатель.
dark_wing
04.10.2006, 10:25
Ну и?
Оценка то какая?
Хорошо или Отлично? :
Хорошо.
P.S. Глядя на процесс изнутри, можно сказать, что плачут больше всех технологи, хотя это не всегда так. Но с точки зрения проектирования, в итоге уровень технологической базы, а именно поколение технологической базы определяет поколение изготовляемого на ней изделия, влияет на степень технического совершенства, одним из критериев которого для движка, окромя прожорливости, является эксплуатационная технологичность, весовое совершенство и ресурс.
С одной стороны да, то есть, развитие технологии производства позволяет обрабатывать детали более сложных форм обеспечивая более высокую точность, более низкую шероховатость и т.д.
С другой нет - возможна и обратная ситуация, когда прогресс в проектировании ГТД позволяет использовать более простые и дешевые технологии, или же получить лучшие результаты при имеющихся технологиях.
dark_wing
04.10.2006, 10:34
Имеется ввиду КПД компрессора, как отдельного узла. Тоесть как я это понимаю, некое соотношение энергии, потраченной на его раскрутку к массе воздуха, закаченного в двигатель.
Во-первых, поделив энергию на массу, ты КПД ни когда не получишь. :)
Во-вторых, мы о КПД компрессора и говорили, все решает именно то, как он спроектирован, как весь его трак, так и каждая ступень. То есть не как именно изготовлена ступень компрессора, а каков профиль лопатнки, каков радиальный зазор т.д.
Powered by vBulletin® Version 4.2.5 Copyright © 2025 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot