PDA

Просмотр полной версии : Где "сидел" 127-й ИАП 22-го июня 41-го?!



ВАСИЛИЙ БАРДОВ
14.10.2006, 18:31
Я сейчас готовлю совместно с коллегой (по исследовательской деятельности) Бодрихиным литературную обработку мемуаров С.Ф.Долгушина и дошёл до такого момента - описания Долгушин аэродрома, на котором по его словам "сидел" (или, в переводе с авиажаргона - базировался) 127-й ИАП 22-го июня 1941 года:

Долгушин: “Не знаю – я не видел, да мне и некогда было. Я прошёл над Гродно, смотрю – наши войска уже на мостах в г. Гродно”.

Бардов: «А над мостами»?

Долгушин: “Над мостами наших ещё нет.
Пошёл на (г. и аэродром - В.Б.) Скидель».

БАРДОВ: «И когда Вы «прошли» над Скиделем – никого там не обнаружили»?!

ДОЛГУШИН: «В Скиделе я просто прошел (над аэродромом – В.Б.) – там никого нету - пустой аэродром. Я знал, где 127-й полк «сидит» – в Черлёне».

БАРДОВ: «А скидельский аэродром был уже разбомблен»?

ДОЛГУШИН: «Пустой: они же (127-й ИАП - В.Б.) сидели в Черлёне».

БАРДОВ: «Нет – они «сидели» на аэродроме «Лесище» под Скиделем – у них был лесной аэродром, который немцы не засекли и за целый день его не обнаружили».

ДОЛГУШИН: «Нет: 127-й полк сидел в Черлёне! Это около (н/п) Мосты. Вот там они сидели - возле Мостов на И-153».

Бардов: «А по дороге И-153 Вы не встретили»?

Долгушин: “Нет”.

Бардов: «И немцев тоже»?

Долгушин: “Никаво. В Черлёну пошёл».

Бардов: «И увидели там И-153 127-го ИАПа»?

Долгушин: «Они уже работали.
Пришёл и сел в Новы Двур”...

Щеглов (г.Тула) "А потом пришла победа", изд. ДОСААФ, 1980 г.:
«…он пошёл назад, к своему аэродрому, и, подлетая, увидел, как километрах в пяти от него с юго-запада на значительном удалении от других войск двигалась большая группа танков.
«Вот какие дела, - подумал Долгушин, - успеют ли наши собраться и улететь на запасной аэродром. И вообще, остался ли кто-нибудь ещё там»?
Уже идя на посадку, он с облегчением заметил, что на КП кто-то есть и на старте стоят готовые к взлёту самолёты. Приземлившись, он спешно направился к комэску доложить о результатах разведки.
Капитан Емельяненко, слушая рассказ молодого уставшего лётчика, был несказанно рад его возвращению. И когда Долгушин рассказал (ему всё – В.Б.) - похвалил: «Молодец, младший лейтенант. С заданием справился. Они ответят за всё»!
Он крепко пожал руку Долгушину и, вставая из-за стола, продолжал: «К сожалению, отдыхать некогда. Возьми самое необходимое и быстро к самолёту. Все уже готовы. Перелетаем на запасной аэродром. Оставаться здесь нельзя».
Он внимательно и озабоченно посмотрел в глаза Долгушину, тронул его за плечо: «Ничего, Сергей, будем драться. Как это ты говоришь: Они ещё пожалеют. Мне тоже так кажется».

Долгушин-Бардову: «Пришёл и сел (на аэродром - В.Б.) "Новы Двур". Командир эскадрильи Емельяненко говорит: «Сергей, мы летим в Черлёну. Заправляйся и прилетай».

СКРИПКО "По целям ближним и дальним" (http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html ) :
“Командир авиадивизии, объективно оценив обстановку, убедившись, что месторасположение аэродрома, находящегося рядом с границей, для нас невыгодно, принял решение оттянуть авиачасть несколько в глубину". (информация якобы взята им в ЦАМО, ф. 35, оп. 11285, д. 233, л.1, 16 и ф. 208, оп. 2526, л. 214-215 - надо будет уточнить у коллеги Грибанова, который будучи главным редактором ВОЕНИЗДАТа редактировал эту книгу).

Щеглов: «Запасной (точнее, "летний палаточно-лагенрый" аэродром 127-го полка – В.Б.) был тоже в огне, его только что отбомбили. Горели и наши и сбитые немецкие самолёты. На посадочной полосе белел крест запрет посадки. Всё лётное поле дымилось воронками от бомб.
Долгушин прошёл через командный пункт и увидел, что ему показали на восток. «Значит лететь в г. Лида» - понял он».
На аэродроме («Лида» – В.Б.) был командир авиадивизии полковник Ганичев. К нему и направился Долгушин»...

Долгушин-Бардову: “Прилетел в Черлёну. Смотрю – ещё кое где дым идёт от воронок. Оказалось, что немцы аэродром только разбомбили. Там самолётов полно было:
– 127-й полк,
– и И-16 наши стоят, которые успели сесть до бомбёжки.
Смотрю – крест (выложен) – посадка запрещена, сесть негде, не засыпаны воронки.
Я:
- сделал круг,
- потом «положил» машину (на крыло?! - В.Б.)
- и прошёл на малой скорости над командным пунктом, а они (кто-то с земли - В.Б.) показывают: «Давай, иди на Лиду».
И я пошёл на г. Лида».

КОНСТАНТИН РЕМИЗОВ-ВАСИЛИЮ БАРДОВУ: «А вот ещё один документ, который я выудил в свое время в ЦАМО – это всё дословно, часть ленты осыпалась с бланка:
«Политдонесение 11-й САД о боях дивизии с 4 до 10-30 часов 22.6.41 г.» (телеграфная лента, наклеенная на бланке):
"Из г. Лиды... 22/6. 14/50. Минск. Нач. УПП ЗапОВО дивкомиссару Лестеву
22.6.41:
с 4.15 до 5.50 четыре бомбардировщика противника произвели налет на г. Лида.
9.50 до... 37 самолетов Ю-88 произвели налет на аэродром Черлена. Самолеты СБ полка горят. Подробности и потери неизвестны.
127 иап с 3.30 до 12.00 произвели 8 боевых вылетов в р-не Черлена-Гродно... Сбито 2 До-215. Потери - один ст. политрук.
6.20-11.00 2 АЭ 127 ИАП 15 самолетовылетов.
10-45 вели возд. бойв районе Черлены-Гродно с 27-30 самолетами До-215. Сбитых нет...
05.20 до 10.50 третья АЭ 127 ИАП 8 вылетов.
До 10.30 воздушный бой с ДО-215 в р-не Черлена... /потерь/ нет.
06.45 до 10.50 4-я АЭ 127 ИАП 11 самолетовылетов.
10.20 до 10-30 воздушный бой с группой... районе Черлёны. Сбит один До-215. Потерь нет. 12-30."

А.Б.Фёдорова 20.1.2005 10:26 : http://edu.grsu.by/rubon/forum/viewtopic.php?t=14
«2-3 мая полк перелетел на полевой АД «Черлёены» с АД «ЖелудОк».
В это время в ЖелудкЕ началось строительство плосы, и в конце апреля пригнали около 200 "зеков" из Калуги.
Первый налет на Черлёну был совершен примерно в 4 часа утра, второй в 8 утра. После второго налета сомолетов годных ко взлету не осталось. По словам А.Б. с аэродрома удалось поднятся одному самолету (не ясно СБ или Пе-2) под управлением Самарина, которому удалось сесть под Минском. В итоге налетов осталось только 2 По-2, но не ясно пригодных ли к полету. Факт тарана подтвержден. Таранили на СБ. Кроме того возможно еще пытались поднятся 5-6 самолетов, но А.Б. утверждает что погибших, кроме экипажа Проскурина, таранившего самолет не было. Раненные и контуженые были, убитых (во всяком случае летчиков) - нет. Обьяснила она это тем, что первый налёт был произведён непосредственно на стоянки самолетов, а потом на полаточный городок, который к этому времени (его обитатели – В.Б.) успели покинуть и скрыться в лесу».

ДОЛГУШИН-БАРДОВУ: «Примерно где-то в районе 11.30-12.00 прилетел в Лиду»...

Таким образом, это материалы по 127-му ИАПу и аэродрому "Черлёна" (в то время возможно называемого "Черляны"), которые мне удалось собрать из следующих источников:
- книга Щеглова "А потом пришла победа" за 1980 г.,
- книга Скрипко "По целям ближним и дальним", якобы написанная по материалам ЦАМО,
- из личного общения с С.Ф.Долгушиным,
- из материалов гродненского "РУБОН"а (воспоминания работницы военторга с аэродрома "Черлёна").

В следующем постинге я хочу привести имеющиеся материалы на основе воспоминаний самих пилотов 127-го ИАПа и сравнить их с тем, что говорит С.Ф.Долгушин, ибо на слово мне он не поверил... не то чтобы даже не поверил, а он почемуто твёрдо уверен, что его полк перелетел не в "Лесище", а в "Черлёну", - аэродром, который пилоты его полка знали ещё до войны и летали как я понял туда, так же как и на другие аэродромы, в том числе и в Белостокском выступе границы.

ВАСИЛИЙ БАРДОВ
14.10.2006, 19:00
Итак, что мне удалось узнать по поводу ветеранов 127-го ИАПа переживших войну:
- о судьбе самогО Гордиенко мне пока ничего не известно (но я пока специально и не искал информацию по нему),
- замполит Проскурин - жил и умер в Москве, оставил воспоминания в ВИЖ (имеются у доцента Неделько и на Рубоне),
- политрук Данилов - уже умер, оставил несколько воспоминаний,
- л-т Жуковский - по некоторым данным командовал Гродненской армейской авиацией базировавшейся на аэродроме Рось. Уже умер. Воспоминаний его пока найти не удалось. Удалось найти телефоны его сына и внука проживающих в Москве, но созваниться с ними пока не удалось.

Предлагаю обменяться имеющейся как у меня самого, так и у кого-либо ещё информацией по пережившим войну ветеранам этого полка.

Начнём пожалуй с Проскурина. Доцент ГрГУ В.А.Неделько в своё время нашёл в ВИЖ, сохранил и передал мне статью Проскурина, а чуть позже
её по своим каналам нашли и опубликовали у себя члены студенческого общества Рубон - вот она:
http://edu.grsu.by/rubon/?ida=4&base=Japomnu&oper=show&id=15
"ПРОСКУРИН А.П.
заместитель командира по политчасти
127 истребительного авиационного полка
БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ 127 – ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА В РАЙОНЕ ГРОДНО
Бледнеющее предрассветное небо над полевым аэродромом Лесище 22 июня 1941 года неожиданно разрезала короткая дуга ракеты.
Тревога!...
127 иап входил в состав 11-й смешанной авиационной дивизии Западного Особого военного округа, сосгоял из 4 эскадрилий и базировался в городе Скидель (30 км юго-восточнее Гродно).
На полевой аэродром Лесище часть была выведена на летние лагерные сборы.
Уточнив причину тревоги, подполковник Л. В. Гордиенко приказал дежурному звену вылететь в район нападения и выяснить обстановку. Один за другим самолеты И-153 (“Чайка”), пилотируемые летчиками лейтенантом И. Е. Комаровым, младшими лейтенантами А. Н. Данилиным и К.М.Трещевым, в 3 час. 30 мин. ушли в разведывательный полег (ЦАМО РФ, ф. 127 иап., оп. 299453, д. 1, 1. 3.)".

Вот насчёт Комарова мне не всё понятно. В одной из книг Макеевой "Отцы и дети 1941-го" она опубликовала историю о том, как на аэродроме 10-й эскадрильи НКВД "Королин" (сейчас на нём у нас базируется бригада МЧС - он находится между деревнями Королино и Чеховщизна и используется частными владельцами легкомоторых самолетах в личных целях) при земляных работах откопали остатки самолёта Р-10 - мотор и пулемёт.
Когда я стал разбитаться с этой темой и позвонил Константину Трещёву и Дмитрию Гаврилину, оба они мне сказали что на этом аэродроме по очереди дежурило "звено засады". Трещёв назвал мне фамилии всех трёх летчиков включая:
- фамилию командира звена
- фамилию сбитого лётчика с этого аэродрома.
Фамилию сбитого он назвал Комаров.
Таким образом непонятно, где же Комаров находился на момент начала войны:
- "Лесище" со всем полком
- или в составе звена засады на аэродроме "Королин"?!
Подозреваю, что Трещёв за давностью лет путает и Комаров находился повидимому не на аэродроме Королин, а вместе с Трещёвым в Лесище, о чём свидетельствует статья Проскурина.
Пообщавшись через дочь Трещёва Алину с Константином Трещёвым они рассказали мне, что Проскурин после войны собрал фотолетопись - много фотографий по 127-му ИАПу. Я спросил у неё - а куда они все делись то? Она ответила, что незадолго до смерти Проскурин раздал по комплекту этой фотолетописи каждой семье ветеранов его полка.
Один такой комплект оказывается есть и у Трещёвых, но Алина Константиновна сказала мне что они их никому не показывают почемуто.
Вообще пока у меня есть возможность, надо пожалуй заархивировать и выложить тут аудиофайлы с этим разговором. Я думаю они будут интересны многим любителям военной авиаистории, что я и попытаюсь сейчас сделать.

ВАСИЛИЙ БАРДОВ
14.10.2006, 19:17
Мой разговор с генералом Долгушиным по поводу истории в Королино и звена засады там 127-го ИАПа можно прослушать закачав архив трёх аудиофайлов по этой ссылке:
http://forum.sukhoi.ru/showthread.php?t=43617

Теперь давайте посмотрим, что имеется в сети по Трещёву. Скудность информации даже в сравнении с тем что есть на Рубоне
http://edu.grsu.by/rubon/?ida=4&base=Japomnu&oper=show&id=15
просто поразительная:

http://ilpilot.narod.ru/man/hsu_i/t/treshchev_km.html

http://aces.boom.ru/all3/treshyv.htm
"На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Первые боевые вылеты совершил с Гродненского аэродрома в Июньские дни 1941 года. В Июле одержал свою первую победу".

Теперь - ссылка по истории на аэродроме "Королин" из книги Макеевой:
http://www.soldat.ru/forum/?id=28257

Теперь попробую прицепить аудиофайлы моего общения с Трещёвыми.

ВАСИЛИЙ БАРДОВ
14.10.2006, 19:20
И ещё один файл аудиозаписи разговора с Трещёвыми подтверждающий слова Долгушина о судьбе их дивизии утром 23 июня 41 года

ВАСИЛИЙ БАРДОВ
14.10.2006, 19:24
Вот какая информация о Трещёве имеется в книге коллеги Бодрихина (тоже не густо):

http://lib.aldebaran.ru/author/bodrihin_nikolai/bodrihin_nikolai_sovetskie_asy_ocherki_o_sovetskih_letchikah/bodrihin_nikolai_sovetskie_asy_ocherki_o_sovetskih_letchikah__26.html

Трещев Константин Михайлович

Родился 31 марта 1922 г. в деревне Трещево Тульской губернии. После окончания 9 классов поступил в Качинскую военную авиационную школу.

Первые боевые вылеты Трещев совершил с Гродненского аэродрома в июньские дни 1941 г. В июле одержал свою первую победу.

ВАСИЛИЙ БАРДОВ
14.10.2006, 19:32
А вот обсуждение этой темы на "Партизанской базе":

http://gspo.ru/index.php?showtopic=635&pid=104671&st=120&

Бух: "По Долгушину и Трещеву - хотелось бы спокойную и обстоятельную хронологию того дня до утра 23.06.41, когда их полки потеряли боеспособность, так как они сами видели без объяснений и комментариев.
Это максимум, минимум -

четкое и твердое подтверждение совместного базирования 122 и 127 ИАП на Лесище;
потери 122 и 127 ИАП по 22.06.41 самолетов и пилотов, желательно указать в какое время или указать время вылета".

Вот что у меня самого есть по Трещёву из этой книги памяти Гр.р-на:
стр.132, на бел. языке (сразу перевожу на русский):
Из воспоминаний К.М.Трещёва, Г С С, бывшего лётчика 127-го ИАПа, который перед войной дислоцировался в Скиделе:
Родился... в Тульской области (кстати где и Долгушин - В.Б.)...
Живёт в Москве.
Трещёв: "Наш 127-й ИАП в сентябре 1940 г. из Бобруйска (как и 122-й ИАП кстати - В.Б.) был передислоцирован в Скидель (где и застала нас война), который стал для нас родным городом. Большинство из нас жили на частных квартирах... и т.д. - это начало статьи.
Далее идёт много интересного. Постораюсь по просьбе питерского коллеги, авиаисторика Александра Соловьёва выложить здесь в понедельник.

ВАСИЛИЙ БАРДОВ
14.10.2006, 19:34
А вот любопытная статья в т.ч. и о Трещёве в нашей "Народной газете":
http://www.ng-daily.by/ru/articles/480/detail/6748/back.html

Owl-99
14.10.2006, 19:44
Аэродром назывался Черляны.

ВАСИЛИЙ БАРДОВ
14.10.2006, 19:59
Аэродром назывался Черляны.

Вы правы коллега. Тут история с названием аэродрома и деревни довольно запутанная. Но я понял что тогда он назывался "Черляны" из донесения которое нашёл в ЦАМО "Костя_ЦАМО".
Дело в том, что:
- сейчас деревня эта называется "Черлёна". И в неё живёт дед моего друга и бывшего студента Лёхи Езерского. Он рассказывал мне что дед показывал ему картофельное поле на котором тогда был аэродром и что по периметру аэродрома даже кое где какието пни остались торчащие из земли,
- Долгушин говорит что почему он хорошо запомнил название аэродрома - он (как и я сам тоже) после войны служил на Львовщине и у них подо львовом был аэродром "Черляны-Городок". Вот говорит потому и запомнил - что бывал на разных аэродромах с почти одинаковым названием.