ВАСИЛИЙ БАРДОВ
14.10.2006, 18:31
Я сейчас готовлю совместно с коллегой (по исследовательской деятельности) Бодрихиным литературную обработку мемуаров С.Ф.Долгушина и дошёл до такого момента - описания Долгушин аэродрома, на котором по его словам "сидел" (или, в переводе с авиажаргона - базировался) 127-й ИАП 22-го июня 1941 года:
Долгушин: “Не знаю – я не видел, да мне и некогда было. Я прошёл над Гродно, смотрю – наши войска уже на мостах в г. Гродно”.
Бардов: «А над мостами»?
Долгушин: “Над мостами наших ещё нет.
Пошёл на (г. и аэродром - В.Б.) Скидель».
БАРДОВ: «И когда Вы «прошли» над Скиделем – никого там не обнаружили»?!
ДОЛГУШИН: «В Скиделе я просто прошел (над аэродромом – В.Б.) – там никого нету - пустой аэродром. Я знал, где 127-й полк «сидит» – в Черлёне».
БАРДОВ: «А скидельский аэродром был уже разбомблен»?
ДОЛГУШИН: «Пустой: они же (127-й ИАП - В.Б.) сидели в Черлёне».
БАРДОВ: «Нет – они «сидели» на аэродроме «Лесище» под Скиделем – у них был лесной аэродром, который немцы не засекли и за целый день его не обнаружили».
ДОЛГУШИН: «Нет: 127-й полк сидел в Черлёне! Это около (н/п) Мосты. Вот там они сидели - возле Мостов на И-153».
Бардов: «А по дороге И-153 Вы не встретили»?
Долгушин: “Нет”.
Бардов: «И немцев тоже»?
Долгушин: “Никаво. В Черлёну пошёл».
Бардов: «И увидели там И-153 127-го ИАПа»?
Долгушин: «Они уже работали.
Пришёл и сел в Новы Двур”...
Щеглов (г.Тула) "А потом пришла победа", изд. ДОСААФ, 1980 г.:
«…он пошёл назад, к своему аэродрому, и, подлетая, увидел, как километрах в пяти от него с юго-запада на значительном удалении от других войск двигалась большая группа танков.
«Вот какие дела, - подумал Долгушин, - успеют ли наши собраться и улететь на запасной аэродром. И вообще, остался ли кто-нибудь ещё там»?
Уже идя на посадку, он с облегчением заметил, что на КП кто-то есть и на старте стоят готовые к взлёту самолёты. Приземлившись, он спешно направился к комэску доложить о результатах разведки.
Капитан Емельяненко, слушая рассказ молодого уставшего лётчика, был несказанно рад его возвращению. И когда Долгушин рассказал (ему всё – В.Б.) - похвалил: «Молодец, младший лейтенант. С заданием справился. Они ответят за всё»!
Он крепко пожал руку Долгушину и, вставая из-за стола, продолжал: «К сожалению, отдыхать некогда. Возьми самое необходимое и быстро к самолёту. Все уже готовы. Перелетаем на запасной аэродром. Оставаться здесь нельзя».
Он внимательно и озабоченно посмотрел в глаза Долгушину, тронул его за плечо: «Ничего, Сергей, будем драться. Как это ты говоришь: Они ещё пожалеют. Мне тоже так кажется».
Долгушин-Бардову: «Пришёл и сел (на аэродром - В.Б.) "Новы Двур". Командир эскадрильи Емельяненко говорит: «Сергей, мы летим в Черлёну. Заправляйся и прилетай».
СКРИПКО "По целям ближним и дальним" (http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html ) :
“Командир авиадивизии, объективно оценив обстановку, убедившись, что месторасположение аэродрома, находящегося рядом с границей, для нас невыгодно, принял решение оттянуть авиачасть несколько в глубину". (информация якобы взята им в ЦАМО, ф. 35, оп. 11285, д. 233, л.1, 16 и ф. 208, оп. 2526, л. 214-215 - надо будет уточнить у коллеги Грибанова, который будучи главным редактором ВОЕНИЗДАТа редактировал эту книгу).
Щеглов: «Запасной (точнее, "летний палаточно-лагенрый" аэродром 127-го полка – В.Б.) был тоже в огне, его только что отбомбили. Горели и наши и сбитые немецкие самолёты. На посадочной полосе белел крест запрет посадки. Всё лётное поле дымилось воронками от бомб.
Долгушин прошёл через командный пункт и увидел, что ему показали на восток. «Значит лететь в г. Лида» - понял он».
На аэродроме («Лида» – В.Б.) был командир авиадивизии полковник Ганичев. К нему и направился Долгушин»...
Долгушин-Бардову: “Прилетел в Черлёну. Смотрю – ещё кое где дым идёт от воронок. Оказалось, что немцы аэродром только разбомбили. Там самолётов полно было:
– 127-й полк,
– и И-16 наши стоят, которые успели сесть до бомбёжки.
Смотрю – крест (выложен) – посадка запрещена, сесть негде, не засыпаны воронки.
Я:
- сделал круг,
- потом «положил» машину (на крыло?! - В.Б.)
- и прошёл на малой скорости над командным пунктом, а они (кто-то с земли - В.Б.) показывают: «Давай, иди на Лиду».
И я пошёл на г. Лида».
КОНСТАНТИН РЕМИЗОВ-ВАСИЛИЮ БАРДОВУ: «А вот ещё один документ, который я выудил в свое время в ЦАМО – это всё дословно, часть ленты осыпалась с бланка:
«Политдонесение 11-й САД о боях дивизии с 4 до 10-30 часов 22.6.41 г.» (телеграфная лента, наклеенная на бланке):
"Из г. Лиды... 22/6. 14/50. Минск. Нач. УПП ЗапОВО дивкомиссару Лестеву
22.6.41:
с 4.15 до 5.50 четыре бомбардировщика противника произвели налет на г. Лида.
9.50 до... 37 самолетов Ю-88 произвели налет на аэродром Черлена. Самолеты СБ полка горят. Подробности и потери неизвестны.
127 иап с 3.30 до 12.00 произвели 8 боевых вылетов в р-не Черлена-Гродно... Сбито 2 До-215. Потери - один ст. политрук.
6.20-11.00 2 АЭ 127 ИАП 15 самолетовылетов.
10-45 вели возд. бойв районе Черлены-Гродно с 27-30 самолетами До-215. Сбитых нет...
05.20 до 10.50 третья АЭ 127 ИАП 8 вылетов.
До 10.30 воздушный бой с ДО-215 в р-не Черлена... /потерь/ нет.
06.45 до 10.50 4-я АЭ 127 ИАП 11 самолетовылетов.
10.20 до 10-30 воздушный бой с группой... районе Черлёны. Сбит один До-215. Потерь нет. 12-30."
А.Б.Фёдорова 20.1.2005 10:26 : http://edu.grsu.by/rubon/forum/viewtopic.php?t=14
«2-3 мая полк перелетел на полевой АД «Черлёены» с АД «ЖелудОк».
В это время в ЖелудкЕ началось строительство плосы, и в конце апреля пригнали около 200 "зеков" из Калуги.
Первый налет на Черлёну был совершен примерно в 4 часа утра, второй в 8 утра. После второго налета сомолетов годных ко взлету не осталось. По словам А.Б. с аэродрома удалось поднятся одному самолету (не ясно СБ или Пе-2) под управлением Самарина, которому удалось сесть под Минском. В итоге налетов осталось только 2 По-2, но не ясно пригодных ли к полету. Факт тарана подтвержден. Таранили на СБ. Кроме того возможно еще пытались поднятся 5-6 самолетов, но А.Б. утверждает что погибших, кроме экипажа Проскурина, таранившего самолет не было. Раненные и контуженые были, убитых (во всяком случае летчиков) - нет. Обьяснила она это тем, что первый налёт был произведён непосредственно на стоянки самолетов, а потом на полаточный городок, который к этому времени (его обитатели – В.Б.) успели покинуть и скрыться в лесу».
ДОЛГУШИН-БАРДОВУ: «Примерно где-то в районе 11.30-12.00 прилетел в Лиду»...
Таким образом, это материалы по 127-му ИАПу и аэродрому "Черлёна" (в то время возможно называемого "Черляны"), которые мне удалось собрать из следующих источников:
- книга Щеглова "А потом пришла победа" за 1980 г.,
- книга Скрипко "По целям ближним и дальним", якобы написанная по материалам ЦАМО,
- из личного общения с С.Ф.Долгушиным,
- из материалов гродненского "РУБОН"а (воспоминания работницы военторга с аэродрома "Черлёна").
В следующем постинге я хочу привести имеющиеся материалы на основе воспоминаний самих пилотов 127-го ИАПа и сравнить их с тем, что говорит С.Ф.Долгушин, ибо на слово мне он не поверил... не то чтобы даже не поверил, а он почемуто твёрдо уверен, что его полк перелетел не в "Лесище", а в "Черлёну", - аэродром, который пилоты его полка знали ещё до войны и летали как я понял туда, так же как и на другие аэродромы, в том числе и в Белостокском выступе границы.
Долгушин: “Не знаю – я не видел, да мне и некогда было. Я прошёл над Гродно, смотрю – наши войска уже на мостах в г. Гродно”.
Бардов: «А над мостами»?
Долгушин: “Над мостами наших ещё нет.
Пошёл на (г. и аэродром - В.Б.) Скидель».
БАРДОВ: «И когда Вы «прошли» над Скиделем – никого там не обнаружили»?!
ДОЛГУШИН: «В Скиделе я просто прошел (над аэродромом – В.Б.) – там никого нету - пустой аэродром. Я знал, где 127-й полк «сидит» – в Черлёне».
БАРДОВ: «А скидельский аэродром был уже разбомблен»?
ДОЛГУШИН: «Пустой: они же (127-й ИАП - В.Б.) сидели в Черлёне».
БАРДОВ: «Нет – они «сидели» на аэродроме «Лесище» под Скиделем – у них был лесной аэродром, который немцы не засекли и за целый день его не обнаружили».
ДОЛГУШИН: «Нет: 127-й полк сидел в Черлёне! Это около (н/п) Мосты. Вот там они сидели - возле Мостов на И-153».
Бардов: «А по дороге И-153 Вы не встретили»?
Долгушин: “Нет”.
Бардов: «И немцев тоже»?
Долгушин: “Никаво. В Черлёну пошёл».
Бардов: «И увидели там И-153 127-го ИАПа»?
Долгушин: «Они уже работали.
Пришёл и сел в Новы Двур”...
Щеглов (г.Тула) "А потом пришла победа", изд. ДОСААФ, 1980 г.:
«…он пошёл назад, к своему аэродрому, и, подлетая, увидел, как километрах в пяти от него с юго-запада на значительном удалении от других войск двигалась большая группа танков.
«Вот какие дела, - подумал Долгушин, - успеют ли наши собраться и улететь на запасной аэродром. И вообще, остался ли кто-нибудь ещё там»?
Уже идя на посадку, он с облегчением заметил, что на КП кто-то есть и на старте стоят готовые к взлёту самолёты. Приземлившись, он спешно направился к комэску доложить о результатах разведки.
Капитан Емельяненко, слушая рассказ молодого уставшего лётчика, был несказанно рад его возвращению. И когда Долгушин рассказал (ему всё – В.Б.) - похвалил: «Молодец, младший лейтенант. С заданием справился. Они ответят за всё»!
Он крепко пожал руку Долгушину и, вставая из-за стола, продолжал: «К сожалению, отдыхать некогда. Возьми самое необходимое и быстро к самолёту. Все уже готовы. Перелетаем на запасной аэродром. Оставаться здесь нельзя».
Он внимательно и озабоченно посмотрел в глаза Долгушину, тронул его за плечо: «Ничего, Сергей, будем драться. Как это ты говоришь: Они ещё пожалеют. Мне тоже так кажется».
Долгушин-Бардову: «Пришёл и сел (на аэродром - В.Б.) "Новы Двур". Командир эскадрильи Емельяненко говорит: «Сергей, мы летим в Черлёну. Заправляйся и прилетай».
СКРИПКО "По целям ближним и дальним" (http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html ) :
“Командир авиадивизии, объективно оценив обстановку, убедившись, что месторасположение аэродрома, находящегося рядом с границей, для нас невыгодно, принял решение оттянуть авиачасть несколько в глубину". (информация якобы взята им в ЦАМО, ф. 35, оп. 11285, д. 233, л.1, 16 и ф. 208, оп. 2526, л. 214-215 - надо будет уточнить у коллеги Грибанова, который будучи главным редактором ВОЕНИЗДАТа редактировал эту книгу).
Щеглов: «Запасной (точнее, "летний палаточно-лагенрый" аэродром 127-го полка – В.Б.) был тоже в огне, его только что отбомбили. Горели и наши и сбитые немецкие самолёты. На посадочной полосе белел крест запрет посадки. Всё лётное поле дымилось воронками от бомб.
Долгушин прошёл через командный пункт и увидел, что ему показали на восток. «Значит лететь в г. Лида» - понял он».
На аэродроме («Лида» – В.Б.) был командир авиадивизии полковник Ганичев. К нему и направился Долгушин»...
Долгушин-Бардову: “Прилетел в Черлёну. Смотрю – ещё кое где дым идёт от воронок. Оказалось, что немцы аэродром только разбомбили. Там самолётов полно было:
– 127-й полк,
– и И-16 наши стоят, которые успели сесть до бомбёжки.
Смотрю – крест (выложен) – посадка запрещена, сесть негде, не засыпаны воронки.
Я:
- сделал круг,
- потом «положил» машину (на крыло?! - В.Б.)
- и прошёл на малой скорости над командным пунктом, а они (кто-то с земли - В.Б.) показывают: «Давай, иди на Лиду».
И я пошёл на г. Лида».
КОНСТАНТИН РЕМИЗОВ-ВАСИЛИЮ БАРДОВУ: «А вот ещё один документ, который я выудил в свое время в ЦАМО – это всё дословно, часть ленты осыпалась с бланка:
«Политдонесение 11-й САД о боях дивизии с 4 до 10-30 часов 22.6.41 г.» (телеграфная лента, наклеенная на бланке):
"Из г. Лиды... 22/6. 14/50. Минск. Нач. УПП ЗапОВО дивкомиссару Лестеву
22.6.41:
с 4.15 до 5.50 четыре бомбардировщика противника произвели налет на г. Лида.
9.50 до... 37 самолетов Ю-88 произвели налет на аэродром Черлена. Самолеты СБ полка горят. Подробности и потери неизвестны.
127 иап с 3.30 до 12.00 произвели 8 боевых вылетов в р-не Черлена-Гродно... Сбито 2 До-215. Потери - один ст. политрук.
6.20-11.00 2 АЭ 127 ИАП 15 самолетовылетов.
10-45 вели возд. бойв районе Черлены-Гродно с 27-30 самолетами До-215. Сбитых нет...
05.20 до 10.50 третья АЭ 127 ИАП 8 вылетов.
До 10.30 воздушный бой с ДО-215 в р-не Черлена... /потерь/ нет.
06.45 до 10.50 4-я АЭ 127 ИАП 11 самолетовылетов.
10.20 до 10-30 воздушный бой с группой... районе Черлёны. Сбит один До-215. Потерь нет. 12-30."
А.Б.Фёдорова 20.1.2005 10:26 : http://edu.grsu.by/rubon/forum/viewtopic.php?t=14
«2-3 мая полк перелетел на полевой АД «Черлёены» с АД «ЖелудОк».
В это время в ЖелудкЕ началось строительство плосы, и в конце апреля пригнали около 200 "зеков" из Калуги.
Первый налет на Черлёну был совершен примерно в 4 часа утра, второй в 8 утра. После второго налета сомолетов годных ко взлету не осталось. По словам А.Б. с аэродрома удалось поднятся одному самолету (не ясно СБ или Пе-2) под управлением Самарина, которому удалось сесть под Минском. В итоге налетов осталось только 2 По-2, но не ясно пригодных ли к полету. Факт тарана подтвержден. Таранили на СБ. Кроме того возможно еще пытались поднятся 5-6 самолетов, но А.Б. утверждает что погибших, кроме экипажа Проскурина, таранившего самолет не было. Раненные и контуженые были, убитых (во всяком случае летчиков) - нет. Обьяснила она это тем, что первый налёт был произведён непосредственно на стоянки самолетов, а потом на полаточный городок, который к этому времени (его обитатели – В.Б.) успели покинуть и скрыться в лесу».
ДОЛГУШИН-БАРДОВУ: «Примерно где-то в районе 11.30-12.00 прилетел в Лиду»...
Таким образом, это материалы по 127-му ИАПу и аэродрому "Черлёна" (в то время возможно называемого "Черляны"), которые мне удалось собрать из следующих источников:
- книга Щеглова "А потом пришла победа" за 1980 г.,
- книга Скрипко "По целям ближним и дальним", якобы написанная по материалам ЦАМО,
- из личного общения с С.Ф.Долгушиным,
- из материалов гродненского "РУБОН"а (воспоминания работницы военторга с аэродрома "Черлёна").
В следующем постинге я хочу привести имеющиеся материалы на основе воспоминаний самих пилотов 127-го ИАПа и сравнить их с тем, что говорит С.Ф.Долгушин, ибо на слово мне он не поверил... не то чтобы даже не поверил, а он почемуто твёрдо уверен, что его полк перелетел не в "Лесище", а в "Черлёну", - аэродром, который пилоты его полка знали ещё до войны и летали как я понял туда, так же как и на другие аэродромы, в том числе и в Белостокском выступе границы.