AlexF
25.10.2006, 11:00
Авиационная промышленность страны является самой крупной среди отраслей оборонно-промышленного комплекса. Она обеспечивает интересы обороны и безопасности, воздушного транспорта и других сфер экономики страны. Ее доля в общем объеме производства ОПК более 1/3, в производстве продукции военного назначения - около 40% и в экспорте военно-технической продукции - около 50%.Общее число занятых в отрасли - более 450 тыс. человек. Это четверть всех работающих в ОПК.
Последствия тяжелого кризиса 90-х годов в авиационной промышленности, как и других отраслях оборонно-промышленного комплекса страны, не преодолены окончательно. Об этом говорит тот факт, что позитивная динамика 1998-2003 годов, когда общие объемы производства продукции авиапромышленности росли более высокими темпами в сравнении с машиностроением и промышленностью в целом и увеличились в 3 раза, в 2004-2005 годах сменилась на противоположную.
Что можно сказать о причинах такой неустойчивости экономических показателей? Главным образом, это несовершенство структуры производимой отраслью продукции и опасная зависимость отрасли от конъюнктуры ВТС. Рост объемов продукции отечественной авиационной промышленности последнего времени был связан, главным образом, с экспортом авиационной техники и ее комплектующих. Экспорт авиатехники военного назначения кратно превышает объемы закупок для отечественных вооруженных сил. А экспорт гражданской авиационной техники в ряде случаев сравнялся и превысил (по вертолетам) объемы поставок российским авиакомпаниям. Доля продукции, предназначенной для гражданской авиации, вновь снизилась до дореформенного уровня (менее 20%). По-прежнему единичный характер носят поставки гражданской авиационной техники на внутренний рынок.
На протяжении последних 15 лет спрос на строительство новых летательных аппаратов как со стороны государственной авиации, так и со стороны многочисленных, но мелких частных российских авиакомпаний был предельно ограничен. Так, за период 2003-2005 год в российские авиакомпании поставлено с российских заводов-изготовителей 29 воздушных судов (включая легкие), тогда как произведено 85 самолетов.
К этому следует добавить, что в последнее время усилился процесс закупок самолетов иностранного производства, прежде всего подержанных. По состоянию на август 2006 г. в российских авиакомпаниях эксплуатируется 116 иностранных пассажирских (магистральных и региональных) самолетов. Что касается вертолетостроения, то из 95 вертолетов, выпущенных российским авиапромом в 2004 году, лишь 3 поставлено на внутренний рынок в России, остальные экспортированы.
В 2004 году произошло падение экономических показателей работы отрасли (темп около 89% к 2003 году). Это связано в основном с заметным сокращением поставок на экспорт продукции военного назначения, а также сохранением опасно низкого уровня производства авиационной техники для вооруженных сил России (темп по продукции военного назначения 77%). В 2005 году негативная динамика производства продолжилась, снизились и поставки гражданской продукции. Объемы производства всей продукции авиапромышленного комплекса в 2005 году составили 97,9% от соответствующего уровня 2004 года.
Тем не менее, авиационная промышленность обладает значительным потенциалом для дальнейшего развития. На это указывает тот факт, что в 2006 году негативная тенденция сменилась на положительную. Темпы роста промышленного производства в авиастроении по итогам 9 месяцев самые высокие среди оборонных отраслей - более 15%. По нашим оценкам, объем произведенной в 2006 году продукции может составить около 120% от объема 2005 года.
Мы рассматриваем этот факт как свидетельство правильности принятых в последнее время приняты принципиально важных решений о долгосрочной стратегии развития авиапромышленности. В ней предусмотрена весомая государственная поддержка авиапрома и целый ряд мер, направленных на устойчивое развитие отрасли. Тем самым была подведена черта под затяжной дискуссией между отдельными компаниями и регионами.
Если говорить подробно о принятых Правительством Российской Федерации в последнее время документах, то это:
* Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года,
* Государственная программа вооружений на 2007 -2015 годы,
* новая редакция ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", и ряд других.
Все они направлены на кардинальное решение проблем развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации. В том числе - создание новейших образцов военной авиационной техники, удержание и освоение новых внешних рынков высокотехнологичной продукции самолето- и вертолетостроения. Будет решена проблема переоснащения гражданской авиации России новой техникой отечественного производства.
В рамках реализации Стратегии предприятиями авиастроения предусматривается выпуск 113-114 единиц гражданских самолетов (без легких) за период 2006-2009 гг., (в среднем - в 5 раз больше уровня 2005 года), и 439 вертолетов (рост в 1,6 раза в 2009 к 2005 г.).
Рост доходов среднего класса населения страны позволяет прогнозировать значительный спрос на легкие гражданские самолеты - в 2-2.5 раза.
В развитие ранее принятых решений об авиационном лизинге Правительство Российской Федерации одобрило запуск программы восстановления и развития серийного производства и поставок по лизинговой схеме "Стартовый заказ". Эта программа предусматривает производство и лизинг 135 самолетов в 2005-2008 годах.
В федеральных бюджетах 2005 и 2006 годы на увеличение уставных капиталов авиационных лизинговых компаний выделено по 6 млрд. рублей. Минпромэнерго России определило порядок и объемы расходования средств, предусмотренных на государственную поддержку гражданского авиастроения в виде увеличения уставного капитала лизинговых компаний с государственным участием. В Советы директоров компаний введены одни и те же представители Российской Федерации. В 2005 году своевременно осуществлены эмиссионные процедуры увеличения уставных капиталов.
За счет средств федерального бюджета и средств, привлеченных лизинговыми компаниями, в 2005-2006 годы будет обеспечен запуск производства 28 самолетов типа Ту-204 и Ил-96 - в дополнение к уже начатому процессу производства и поставок 20 самолетов этого типа.
Первый итог - в 2005 году по лизинговой схеме поставлено 7 магистральных пассажирских самолетов из 8 больших самолетов, произведенных промышленностью.
Центральным элементом реформирования отрасли является формирование Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). На сегодня, после целого ряда технических дискуссий, основные элементы конструкции ОАК согласованы всеми заинтересованными ведомствами. Президентом и Правительством Российской Федерации приняты соответствующие нормативные правовые акты.
Определен срок завершения формирования уставного капитала ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" - апрель 2007 года. Образована Правительственная комиссия по обеспечению интеграции предприятий авиастроительного комплекса Российской Федерации, призванная осуществлять координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по созданию ОАК. Некоммерческое партнерство "Объединенный авиастроительный консорциум", ведет активную работу по подготовке создания корпорации, включая координацию бизнесов компаний, подготовку к консолидации конструкторских ресурсов, технологический аудит и оценку активов.
Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации (от 24 августа 2006 г. №519) новая редакция федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года". Она разработана Минпромэнерго России совместно с Роспромом, головными институтами отрасли и основными разработчиками авиационной техники. При корректировке Программы был проведен комплексный анализ современных тенденций и выполнен ряд долгосрочных прогнозов. В том числе - прогноз рынка перевозок воздушных судов российских авиакомпаний и прогноз спроса на гражданские воздушные суда отечественного производства с учетом их конкурентоспособности. Было учтено принципиальное изменение ситуации на рынке пассажирских перевозок, который вслед за стагнацией 90-х годов стал демонстрировать, начиная с 2001 года, среднегодовой темп роста 8%.
Последствия тяжелого кризиса 90-х годов в авиационной промышленности, как и других отраслях оборонно-промышленного комплекса страны, не преодолены окончательно. Об этом говорит тот факт, что позитивная динамика 1998-2003 годов, когда общие объемы производства продукции авиапромышленности росли более высокими темпами в сравнении с машиностроением и промышленностью в целом и увеличились в 3 раза, в 2004-2005 годах сменилась на противоположную.
Что можно сказать о причинах такой неустойчивости экономических показателей? Главным образом, это несовершенство структуры производимой отраслью продукции и опасная зависимость отрасли от конъюнктуры ВТС. Рост объемов продукции отечественной авиационной промышленности последнего времени был связан, главным образом, с экспортом авиационной техники и ее комплектующих. Экспорт авиатехники военного назначения кратно превышает объемы закупок для отечественных вооруженных сил. А экспорт гражданской авиационной техники в ряде случаев сравнялся и превысил (по вертолетам) объемы поставок российским авиакомпаниям. Доля продукции, предназначенной для гражданской авиации, вновь снизилась до дореформенного уровня (менее 20%). По-прежнему единичный характер носят поставки гражданской авиационной техники на внутренний рынок.
На протяжении последних 15 лет спрос на строительство новых летательных аппаратов как со стороны государственной авиации, так и со стороны многочисленных, но мелких частных российских авиакомпаний был предельно ограничен. Так, за период 2003-2005 год в российские авиакомпании поставлено с российских заводов-изготовителей 29 воздушных судов (включая легкие), тогда как произведено 85 самолетов.
К этому следует добавить, что в последнее время усилился процесс закупок самолетов иностранного производства, прежде всего подержанных. По состоянию на август 2006 г. в российских авиакомпаниях эксплуатируется 116 иностранных пассажирских (магистральных и региональных) самолетов. Что касается вертолетостроения, то из 95 вертолетов, выпущенных российским авиапромом в 2004 году, лишь 3 поставлено на внутренний рынок в России, остальные экспортированы.
В 2004 году произошло падение экономических показателей работы отрасли (темп около 89% к 2003 году). Это связано в основном с заметным сокращением поставок на экспорт продукции военного назначения, а также сохранением опасно низкого уровня производства авиационной техники для вооруженных сил России (темп по продукции военного назначения 77%). В 2005 году негативная динамика производства продолжилась, снизились и поставки гражданской продукции. Объемы производства всей продукции авиапромышленного комплекса в 2005 году составили 97,9% от соответствующего уровня 2004 года.
Тем не менее, авиационная промышленность обладает значительным потенциалом для дальнейшего развития. На это указывает тот факт, что в 2006 году негативная тенденция сменилась на положительную. Темпы роста промышленного производства в авиастроении по итогам 9 месяцев самые высокие среди оборонных отраслей - более 15%. По нашим оценкам, объем произведенной в 2006 году продукции может составить около 120% от объема 2005 года.
Мы рассматриваем этот факт как свидетельство правильности принятых в последнее время приняты принципиально важных решений о долгосрочной стратегии развития авиапромышленности. В ней предусмотрена весомая государственная поддержка авиапрома и целый ряд мер, направленных на устойчивое развитие отрасли. Тем самым была подведена черта под затяжной дискуссией между отдельными компаниями и регионами.
Если говорить подробно о принятых Правительством Российской Федерации в последнее время документах, то это:
* Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года,
* Государственная программа вооружений на 2007 -2015 годы,
* новая редакция ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", и ряд других.
Все они направлены на кардинальное решение проблем развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации. В том числе - создание новейших образцов военной авиационной техники, удержание и освоение новых внешних рынков высокотехнологичной продукции самолето- и вертолетостроения. Будет решена проблема переоснащения гражданской авиации России новой техникой отечественного производства.
В рамках реализации Стратегии предприятиями авиастроения предусматривается выпуск 113-114 единиц гражданских самолетов (без легких) за период 2006-2009 гг., (в среднем - в 5 раз больше уровня 2005 года), и 439 вертолетов (рост в 1,6 раза в 2009 к 2005 г.).
Рост доходов среднего класса населения страны позволяет прогнозировать значительный спрос на легкие гражданские самолеты - в 2-2.5 раза.
В развитие ранее принятых решений об авиационном лизинге Правительство Российской Федерации одобрило запуск программы восстановления и развития серийного производства и поставок по лизинговой схеме "Стартовый заказ". Эта программа предусматривает производство и лизинг 135 самолетов в 2005-2008 годах.
В федеральных бюджетах 2005 и 2006 годы на увеличение уставных капиталов авиационных лизинговых компаний выделено по 6 млрд. рублей. Минпромэнерго России определило порядок и объемы расходования средств, предусмотренных на государственную поддержку гражданского авиастроения в виде увеличения уставного капитала лизинговых компаний с государственным участием. В Советы директоров компаний введены одни и те же представители Российской Федерации. В 2005 году своевременно осуществлены эмиссионные процедуры увеличения уставных капиталов.
За счет средств федерального бюджета и средств, привлеченных лизинговыми компаниями, в 2005-2006 годы будет обеспечен запуск производства 28 самолетов типа Ту-204 и Ил-96 - в дополнение к уже начатому процессу производства и поставок 20 самолетов этого типа.
Первый итог - в 2005 году по лизинговой схеме поставлено 7 магистральных пассажирских самолетов из 8 больших самолетов, произведенных промышленностью.
Центральным элементом реформирования отрасли является формирование Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). На сегодня, после целого ряда технических дискуссий, основные элементы конструкции ОАК согласованы всеми заинтересованными ведомствами. Президентом и Правительством Российской Федерации приняты соответствующие нормативные правовые акты.
Определен срок завершения формирования уставного капитала ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" - апрель 2007 года. Образована Правительственная комиссия по обеспечению интеграции предприятий авиастроительного комплекса Российской Федерации, призванная осуществлять координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по созданию ОАК. Некоммерческое партнерство "Объединенный авиастроительный консорциум", ведет активную работу по подготовке создания корпорации, включая координацию бизнесов компаний, подготовку к консолидации конструкторских ресурсов, технологический аудит и оценку активов.
Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации (от 24 августа 2006 г. №519) новая редакция федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года". Она разработана Минпромэнерго России совместно с Роспромом, головными институтами отрасли и основными разработчиками авиационной техники. При корректировке Программы был проведен комплексный анализ современных тенденций и выполнен ряд долгосрочных прогнозов. В том числе - прогноз рынка перевозок воздушных судов российских авиакомпаний и прогноз спроса на гражданские воздушные суда отечественного производства с учетом их конкурентоспособности. Было учтено принципиальное изменение ситуации на рынке пассажирских перевозок, который вслед за стагнацией 90-х годов стал демонстрировать, начиная с 2001 года, среднегодовой темп роста 8%.