PDA

Просмотр полной версии : Боевые и разведывательные вылеты Ме-110 над Гродно в мае-июне 1941 г.



ВАСИЛИЙ БАРДОВ
09.11.2006, 13:15
Привет всем!

Так как ответы, касающиеся этой темы, разбросаны то тут, то там по форуму, я думаю их надо собрать в одной ветке.

Здесь предлагаю обсуждать:
- полёты Ме-110 (и других самолётов) на разведку над территорией СССР
- и бои авиачастей, имевших на вооружении Bf110, их победы и потери.
- сравнительные ТТХ Ме-110 с нашими истребителями принимавшими участие в воздушных боях с ними.


Долгушин: «Вот какое идиотство! Но это не Сталин. Что, Сталин:
- разрешал это,
- запрещал (действовать грамотно – В.Б.)
- или так решил?!
Это идиотство рождалось: в главном штабе ВВС, в управлении (ВВС) и в Генеральном штабе – (почти – В.Б.) всю истребительную авиацию “посадили” на границу, прямо “на нос” к немцам, не обеспечив ее запасными аэродромами, в частности в Белоруссии. Ведь у нас не было ни одного запасного аэродрома! Надо же было понять – зачем истребители “сажать” в 17 км от границы?! (Когда мы впоследствие, уже во время войны готовились – В.Б.) к наступлению - и то так не “сажали”. Ну отдельные случаи были – и то так не “сажали” – под артиллерию. А тут, когда на кануне, все ясно, каждый день летают разведчики их…
Мы же когда:
- взлетали в готовности №1,
- вылетали на перехват
- и когда догоняли (немецкие самолёты, залетавшие на нашу территорию – В.Б.) –
имели всё оружие (и пушки и ПМ) «стоявшее на одну перезарядку»:
- ПМ - просто дёрнул ручки - вот они стоят,
- И тут же кнопки (чтобы) воздухом перезаряжать пушки.
«На одну перезарядку» - и после этого жми на гашетки и стреляй!
Но сбить их мы не можем – запрет сбивать их. Они “уходят” свободно, хотя мы рядом идем с ними, а сбить нельзя.
Мессершмиты-109 и –110 смотрели за аэродромами, а Юнкерсы-88 и Хейнкели-111 по тылам “ходили”. В частности в районе Гродно все эти строившиеся наши укрепления (долговременные огневые точки 68-го Сопоцкинского укрепрайона/3/)они и разведывали все это дело”/1/.

ДОЛГУШИН С.Ф.: «Самолеты И-16, которые мы в полку получали, буквально все были новыми машинами и причем у каждого летчика: 72 самолета – 72 летчика в полку. У всех своя машина, поэтому и налет в часах у всех был большой и лётная подготовка пилотов была сильной.
Ведь И-16, когда им овладеешь - машина хорошая была: догонял он и «Юнкерс-88» и «Хейнкель-111», и «Юнкерс-87» конечно - все расстреливал. Дратся конечно было сложнее с («Мессершмиттами» – В.Б.) 109-ми и 110-ми, но всё равно, за счет маневренности…
(вполне можно было тягаться и с ними – В.Б.). И если бы 23-го (июня – В.Б.) полк не «потерял» всю материальную часть – мы бы дрались на этих машинах – до самой Москвы"!

Хазанов «Вторжение»:
http://www.airwar.ru/history/av2ww/soviet/begin/begin.html
"Основная роль в уничтожении советской авиации в районе Белостокского выступа принадлежала соединению истребителей-бомбардировщиков. Сбросив бомбы с небольшой высоты, Bf 109 и Bf 110 затем несколькими заходами штурмовали стоянки советских машин.
Вот сообщение из военного дневника 1-й группы скоростной бомбардировочной эскадры (I/SKG.210, командир к-н В.Шенк (W.Schenk)) за 22.06.41 г.:"Сегодня сделали сотню боевых вылетов. Майор В.Шторп (W.Storp) после очередного вылета устроил на земле скандал, т.к. его сигналы к сбору больше не принимались во внимание, и летчики вели свою собственную войну. Некоторые экипажи совершили в этот день по шесть боевых вылетов. В совокупности эскадра совершила 13 налетов на 14 аэродромов и уничтожила 344 самолета на земле и сбила восемь самолетов в воздухе"...
По донесениям участвовавших в боях советских пилотов, им удалось уничтожить 143 вражеских самолета, в том числе 32 Bf 109 и 15 Bf 110.
По немецким данным, люфтваффе в полосе группы армии "Центр" потеряли всего 12 самолетов".

ВАСИЛИЙ БАРДОВ
09.11.2006, 13:47
Бардов-Долгушину: «А было ли у вас дежурное звено в полку»?

Долгушин: «Нет. Никакого дежурного звена небыло, (в ночь с 21 на 22-е июня – В.Б.) все спали».

БАРДОВ: "Небыло под Гродно или небыло вообще и до этого»?

Долгушин: «И до этого дежурного… (небыло – В.Б.).

БАРДОВ: «И в Бобруйске тоже небыло»?

Долгушин: «В Бобруйске небыло: когда мы прилетели 10 мая (с базового аэродрома "Лида", на котором начали строить бетонную ВПП - В.Б.) на аэродром «Новый Двур», то 10-го же мая после обеда на высоте около 100 м сразу же пронёсся Ме-110 через аэродром».

БАРДОВ: «И покачал крыльями»?

Долгушин: «Да – убедился что мы на аэродром сели. И каждый раз, раза 2-3 в день (командование 122-го ИАПа – В.Б.) ввело дежурство".

В чём состояла ПВО: по границе были расставлены слухачи – посты ВНОС. Это трубка такая – как у грамофона труба».

Бардов (Сентябрь-2006-09.WAV, 05:20): «А это были ваши из полка? Вы их знали»?

Долгушин: «Нет. Это была самостоятельная служба ВНОС на границе. Я не знаю, кому она подчинялась – воздушной армии или же округу.
Эти слухачи прямую телефонную связь имели с нами. И они докладывали: «Подходит к границе»!
Этот (Ме-110 – В.Б.) проносится (над аэродромом – В.Б.) и мы взлетаем, пристроимся и ведём».

Бардов (Сентябрь-2006-09.WAV, 05:40): «А (кроме службы ВНОС) Вы говорили, что у вас (возле дежурного звена – В.Б.) была высокая липа, на которой сделали сидение для своего (полкового наблюдателя – В.Б.)?

Долгушин: «Стоят три дежурных самолёта. Рядом – высокая липа. Там сделано из досок»…

Бардов: «Сидение»?

Долгушин: «И сидение (тоже) – палати - можно было и стоять на этих досках и посидеть. И в сторону границы ветки обрублены, чтобы не мешали смотреть. И вот он периодически приставлял бинокль и смотрел туда».

Бардов: «И Вы говорили, что однажды наблюдатель заметил самолёт-нарушитель ещё раньше, чем о нём слухачи службы ВНОС вас оповестили по телефону»?

Долгушин: «Да, были несколько случаев, потому что границу он (наблюдатель - В.Б.) видит:
- те (слухачи ВНОС - В.Б.) – по слуху,
- а этот – визуально.
Они кричли (с палати - В.Б.): «Приближается к границе! Переходит границу»!
И мы запускаем моторы. Ну, тут, пока они переходят границу и приближаются – время есть, потому что аккумулятор не разряжали...
Этот (Ме-110 – В.Б.) проносится (над аэродромом – В.Б.) и мы взлетаем, пристроимся и ведём.
Когда мы:
- взлетали в готовности №1,
- вылетали на перехват
- и когда догоняли (немецкие самолёты-разведчики, залетавшие на нашу территорию – В.Б.) –
имели всё оружие (и пушки и ПМ) «стоявшее на одну перезарядку»:
- ПМ - просто дёрнул ручки - вот они стоят,
- И тут же кнопки (чтобы) воздухом перезаряжать пушки,
«На одну перезарядку» - и после этого жми на гашетки и стреляй!
Но сбить их мы не можем – запрет сбивать их. Они уходят свободно, хотя мы рядом идем с ними, а сбить нельзя. Они уходят за границу и мы отваливаем».

Бардов: «А на какое расстояние к нему подходили»?

Долгушин: «Да вплотную подходили! Но раз нам не разрешено (открывать огонь – В.Б.), очевидно и он понимал, что не надо стрелять – если стрельнёт, то и мы стрельнём. Подошёл я один раз близко. Лётчик улыбается, помахал рукой и ушёл.
Вот так вот было каждый день – это Ме-110. Они до Гродно доходили, до 127-го полка до Скиделя, Гродно и возвращались. Мессершмиты-109 и –110 смотрели за аэродромами, а Юнкерсы-88 и Хейнкели-111 по тылам ходили - уходили в тыл. В частности, в районе Гродно все эти строившиеся наши укрепления (долговременные огневые точки 68-го Сопоцкинского укрепрайона/3/) они и разведывали все это дело”/1/.
Всё это было с аэродрома Сувалки.
Когда мы подлетали к г. Августов, с (выстоы – В.Б.) 1500 м в ясную погоду этот аэродром был хорошо виден. А там аэродром круглый такой, километра 2 в диаметре. Там сидела группа Ме-109. Ну 1 полк 32 самолёта у них. Мы не считали сколько там самолётов, но прикидывали примерно».

Бардов: «Т.е. это было нормально»?!

Долгушин: «Это нормально – 30 – так мы считали – 30 Ме-109. Перед войной с каждым днём самолётов становилось всё больше и больше. И вот тогда командир полка приказал 2 раза в день летать туда смотреть.
Поручили это дело мне и Серёжке Макарову.
Мы:
- взлетали
- и «проходили» по краю границы до г. Августова,
- вначале я проходил, а Серёжка меня охранял,
- потом заходили на 2-й заход и Серёжка делал (наблюдение – В.Б.), а я охранял,
- и возвращались».

Бардов: «А наблюдение было визуальное, без фотографирования»?

Долгушин: «Визуальное. Фотографирования небыло никакого и фотоаппаратов небыло. Если б дали – мы бы «Лейкой» смогли бы сфотографировать. Кстати бинокли нам дали – мощные, хорошие бинокли и мы рассматривали в бинокли что там творилось и докладывали. Делали планшет-наколенник и вот так вот смотришь и делаешь пометки тут:
- я сделал пометки в (свой – В.Б.) заход,
- потом второй заход он (Макаров – В.Б.) делает,
- потом, когда садились – сравниваем
- и потом уже окончательно – оставляем эти листы… (и создаём – В.Б.) окончательный (вариант – В.Б.) и оба расписываемся» /11/.

Бардов (Сентябрь-2006-09.WAV, 05:05): «А когда вы летали своим звеном – немцы со своей стороны не сопровождали вас вдоль границы»?ДОЛГУШИН: «Нет – никогда не подходили, ничево. Небыло такого случая».