ВАСИЛИЙ БАРДОВ
09.11.2006, 17:03
Сначала я сделал ксерокопию рисунка И-16 («За сталина!» на стр. 275 из «Энциклопедии военной техники» - «Самолёты Второй Мировой», издательства АСТ, г. Москва - вероятно Александра Коваленко: http://www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl?nav=ru60&page=saf-i16 ) и показал Сергею Фёдоровичу.
Долгушин (Dsci0022.wav, 00:33, http://slil.ru/23373695 ): – не похож
(на И-16, с которыми Долгушину приходилось дело иметь – В.Б.). Почему:
- тут (показывает на фюзеляж правее мотора – В.Б.) всё нормально, вот до этого (показывает),
- нос»!…
Бардов: «Нос не такой»?!
Долгушин: «Ну, тут то закругление было (показывает)!
Бардов: «Ага – т.е. небыло как нарисовано тут – под прямым углом?!
Долгушин: «А тут – впечатление такое, что тут какое-то кольцо! Нет – этого небыло! Просто капот общий… Вернее – было так называемое «Кольцо НАКА» (цилиндрический капот NACA), а тут на рисунке такое впечатление, что мотор кончается и тут ещё продолжается»…
Бардов: «Это кок винта выступает».
Долгушин: «Это кок винта?! Кок винта – вот он (показывает), а это – капот двигателя! Вот двигатель кончается, а это что такое – сам чётр не поймет»!
Затем я зачитал С.Ф.Долгушину распечатку данной публикации:
Авиация Второй мировой: И-16 Истребитель ОКБ Поликарповаhttp://www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl?nav=ru60&page=i-16
==И-16 тип 4 с мотором М-22. Первый серийный И-16, основное отличие — цилиндрический капот NACA. Понятие цилиндрический достаточно условно, ибо обрез задней кромки огибал контур фюзеляжа с постоянной выходной щелью, поэтому капот имел небольшую конусность.==
И вот какие ответы получил от него:
Бардов-Долгушину (Dsci0024.wav, 00:00, http://slil.ru/23372444 ):
«Значит, в Качинской авиашколе на И-16 с 22-ми моторами (т.е. на типе 4) вы учились рулёжке»?
Долгушин: «Даже не рулёжке – управлять газом в кабине и (правильно выполнять – В.Б.) разбег. Плоскости у И-16 чтоб не взлететь, полностью ободраны (одни нервюры и лолнжероны - самолёт не поднимется), тормозов нет, а хвостовое оперение нормальное. Вот что собой представляла эта тренеровка:
- даёшь полный газ и бежишь,
- потом хвост поднимаешь,
- и когда разгонишься до скорости более 100 км/ч – газ убираешь и управляешь, чтобы не развернуться.
А если и развернулся, сломаешь – это списанный самолёт – ну и аллах с ним – заменят на другой и плоскости и всё что нужно.
Вот так и тренеровались держать машину и на разбеге, на взлёте и на пробеге после посадки:
- (на И-16 с 22-ми моторами, т.е. на типе 4 с ободранными плоскостями – В.Б.),
- а потом – на УТИ-4 и всё это»…
Авиация Второй мировой: И-16 Истребитель ОКБ Поликарпова
И-16 тип 15 с мотором М-25А - 25В (УТИ-4). Двухместный учебно-тренировочный самолет без вооружения. Ручное управление самолетом и мотором двойное. Подъемник шасси и механический указатель подъема шасси установлены в задней кабине. В связи с отсутствием вооружения, на центроплане отсутствуют люки его обслуживания.
Долгушин (Dsci0025.wav, 00:00, http://slil.ru/23372591 ):
«Ну, я может быть путаю, но по моему было оружие. УТИ-4 – такая же машина. Конечно пушек небыло, а пулемёты так же стояли два на моторе. Но стрелять можно было только с передней кабины.
Потому что стрелять из пулемёта надо тоже же учить на спарке!
Но спарку можно поднять (кабину не обязательно заполнять сзади – она не нужна) и как боевую машину использовать».
Бардов: «Вполне могла использоваться»?
Долгушин: «Да – 2 пулемёта».
Долгушин (Dsci0022.wav, 00:33, http://slil.ru/23373695 ): – не похож
(на И-16, с которыми Долгушину приходилось дело иметь – В.Б.). Почему:
- тут (показывает на фюзеляж правее мотора – В.Б.) всё нормально, вот до этого (показывает),
- нос»!…
Бардов: «Нос не такой»?!
Долгушин: «Ну, тут то закругление было (показывает)!
Бардов: «Ага – т.е. небыло как нарисовано тут – под прямым углом?!
Долгушин: «А тут – впечатление такое, что тут какое-то кольцо! Нет – этого небыло! Просто капот общий… Вернее – было так называемое «Кольцо НАКА» (цилиндрический капот NACA), а тут на рисунке такое впечатление, что мотор кончается и тут ещё продолжается»…
Бардов: «Это кок винта выступает».
Долгушин: «Это кок винта?! Кок винта – вот он (показывает), а это – капот двигателя! Вот двигатель кончается, а это что такое – сам чётр не поймет»!
Затем я зачитал С.Ф.Долгушину распечатку данной публикации:
Авиация Второй мировой: И-16 Истребитель ОКБ Поликарповаhttp://www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl?nav=ru60&page=i-16
==И-16 тип 4 с мотором М-22. Первый серийный И-16, основное отличие — цилиндрический капот NACA. Понятие цилиндрический достаточно условно, ибо обрез задней кромки огибал контур фюзеляжа с постоянной выходной щелью, поэтому капот имел небольшую конусность.==
И вот какие ответы получил от него:
Бардов-Долгушину (Dsci0024.wav, 00:00, http://slil.ru/23372444 ):
«Значит, в Качинской авиашколе на И-16 с 22-ми моторами (т.е. на типе 4) вы учились рулёжке»?
Долгушин: «Даже не рулёжке – управлять газом в кабине и (правильно выполнять – В.Б.) разбег. Плоскости у И-16 чтоб не взлететь, полностью ободраны (одни нервюры и лолнжероны - самолёт не поднимется), тормозов нет, а хвостовое оперение нормальное. Вот что собой представляла эта тренеровка:
- даёшь полный газ и бежишь,
- потом хвост поднимаешь,
- и когда разгонишься до скорости более 100 км/ч – газ убираешь и управляешь, чтобы не развернуться.
А если и развернулся, сломаешь – это списанный самолёт – ну и аллах с ним – заменят на другой и плоскости и всё что нужно.
Вот так и тренеровались держать машину и на разбеге, на взлёте и на пробеге после посадки:
- (на И-16 с 22-ми моторами, т.е. на типе 4 с ободранными плоскостями – В.Б.),
- а потом – на УТИ-4 и всё это»…
Авиация Второй мировой: И-16 Истребитель ОКБ Поликарпова
И-16 тип 15 с мотором М-25А - 25В (УТИ-4). Двухместный учебно-тренировочный самолет без вооружения. Ручное управление самолетом и мотором двойное. Подъемник шасси и механический указатель подъема шасси установлены в задней кабине. В связи с отсутствием вооружения, на центроплане отсутствуют люки его обслуживания.
Долгушин (Dsci0025.wav, 00:00, http://slil.ru/23372591 ):
«Ну, я может быть путаю, но по моему было оружие. УТИ-4 – такая же машина. Конечно пушек небыло, а пулемёты так же стояли два на моторе. Но стрелять можно было только с передней кабины.
Потому что стрелять из пулемёта надо тоже же учить на спарке!
Но спарку можно поднять (кабину не обязательно заполнять сзади – она не нужна) и как боевую машину использовать».
Бардов: «Вполне могла использоваться»?
Долгушин: «Да – 2 пулемёта».