AlexF
13.12.2006, 15:26
а выставке Iran Airshow 2006 (28 ноября - 1 декабря), прошедшей на острове Киш, появились первые снимки Ил-96-300 в раскраске иранского авиаперевозчика Iran AirTour. Их показал на собственном стенде будущий оператор данной техники. Как сообщили "ВПК" представители иранской авиакомпании, Iran AirTour надеется уже в ближайшие месяц-два начать полеты на данном типе воздушного судна. Причем Ил-96-300 станет первым отечественным широкофюзеляжным лайнером в иранском авиапарке, задействованным на регулярных пассажирских перевозках.
А главными экспонатами Iran Airshow 2006 стали опять же российские пассажирские лайнеры Ту-204-200 и Ту-334-100. Их появление на острове Киш закономерно. Согласно долгосрочным планам развития иранской авиационной промышленности, головное предприятие отрасли - завод HESA в Исфахане - проводит подготовительные мероприятия к постановке производства стоместного самолета. А также выпуску отдельных элементов для более крупных пассажирских лайнеров в размерности Ту-204. Данные проекты пойдут в развитие запущенной 10 лет назад программы лицензионного производства 52-местного турбовинтового Ан-140. По мнению иранских специалистов, наибольшие шансы имеют самолеты Ан-148 и Ту-334 - они имеют минимальное количество западных комплектующих и оснащены проверенными в эксплуатации российско-украинскими двигателями Д-436.
Намерения Исламской Республики Иран (ИРИ) в отношении стоместного самолета подтвердил в беседе с корреспондентом "ВПК" Аббас Фаллах (Abbas Fallah), бывший генеральный директор HESA (в этой должности он дал интервью "ВПК" на прошлой выставке на острове Киш). Пять месяцев назад он получил назначение на пост заместителя руководителя общенациональной Iran"s Aviation Industries Organization (IAIO) - местного аналога российского ОАК. Аббас Фаллах занимается вопросами экономики и коммерциализации программ HESA и его основных смежников. "Согласно долгосрочному плану развития авиационной промышленности Ирана, мы будем производить стоместный пассажирский самолет. Выбор идет между китайским ARJ-21, канадским CRJ, бразильским ERJ, российскими RRJ (Су-100) и Ту-334 и российско-украинским Ан-148. Нам нужно определиться с конкретным типом не позднее чем за два года", - поделился планами собеседник "ВПК".
В связи с режимом санкций со стороны США наибольшие шансы имеют те самолеты, где американское участие минимально. Это, соответственно, Ан-148 и Ту-334. Определенный шанс, по мнению Аббаса Фаллаха, есть и у Су-100. Особенно, если в процессе развития проекта американская доля в нем снизойдет "до приемлемого уровня" (к чему имеются все предпосылки после известных демаршей Госдепа США в отношении АХК "Сухой").
Значительным преимуществом Ан-148 и Ту-334 в глазах иранцев является их силовая установка из двух современных высокоэкономичных двигателей семейства Д-436. Базовый мотор создавался для российских Ту-334 и Бе-200 общими усилиями четырех основных участников данного проекта - Запорожским МКБ "Ивченко-Прогресс", ОАО "Мотор Сич", ФГУП ММПП "Салют" и Уфимским МПО. Д-436 даже несколько превосходит последнюю французскую разработку в данном классе - мотор SaM146, производство которого готовится на площадках в Рыбинске и Вильяроше. В частности, по удельной тяге на килограмм веса конструкции двигателя (Д-436 почти на 300 кг легче - при близкой тяге 6,5-7,5 тонн) и расходу топлива (на 3-5%) сказываются преимущества трехвальной схемы над более консервативной двухвальной.
Генеральный директор "Салюта" Юрий Елисеев признает, что при создании двигателя Д-436 были значительные технические и финансовые риски. Фактически он создавался на собственные средства "Мотор Сич", "Салюта" и УМПО, каждый из которых вложил по 18-20 млн. долларов. Российские предприятия делают главную часть мотора - газогенератор. "Сомнений по будущему этого двигателя нет никаких, - уверен Юрий Елисеев. - Он практически ни по одному параметру не уступает SaM146. Наш двигатель имеет очень хорошие параметры термодинамического цикла, у него есть будущее как в самолетном варианте, так и в стационарной технике - привода газоперекачивающих станций и энергетических установок. Конечно, объем производства зависит от объема продаж самолетов. Пока он незначительный. Но у меня нет сомнений и в том, что будут летать и Бе-200, и Ту-334, и Ан-148. Все эти самолеты не на бумаге, а в небе подтверждают заявленные свои характеристики".
Для ИРИ выбор Д-436 в качестве силовой установки перспективного стоместного самолета собственной сборки также представляется целесообразным - по соображениям и уже созданной базы поддержки, и положительного опыта эксплуатации двигателя Д-36. Эта модель послужила основой при создании нового Д-436. В частности, двигателями семейства Д-36 оснащаются самолеты укороченного взлета и посадки Ан-74, которые эксплуатируются как военными, так и гражданскими структурами ИРИ. За 10 лет эксплуатации в стране (в том числе и на самолетах Як-42, что одно время арендовались иранскими авиакомпаниями) Д-36 показал себя высоконадежным и безопасным. Правда, отдельные СМИ поторопились распространить сообщения об отказе одного из моторов как возможной причине недавней катастрофы в тегеранском аэропорту "Мехрабад" (при взлете ночью 27 ноября разбился самолет Корпуса стражей исламской революции). Расследование данного случая пока еще не завершено, причем имеются основания говорить о совсем иной причине (попадание постороннего предмета в крыло). Во всяком случае, власти ИРИ не высказывают никаких претензий к разработчику и производителю силовой установки Ан-74. Равно как и к создателям летательного аппарата.
С двигателем Д-436, представленным на стенде ОАО "Мотор Сич", подробно ознакомились многочисленные представители правительственных, военных и промышленных структур ИРИ, посетивших выставку Iran Airshow 2006. Среди них - и Парвуз Давуди, советник президента Ирана Махмуда Ахмади-Нежада. Г-н Давуди недавно был в России и однозначно высказывался в пользу приоритетного развития иранско-российских отношений. Он, кстати, поддержал план закупки самолетов Ту-204-100 для иранской национальной авиакомпании.
А главными экспонатами Iran Airshow 2006 стали опять же российские пассажирские лайнеры Ту-204-200 и Ту-334-100. Их появление на острове Киш закономерно. Согласно долгосрочным планам развития иранской авиационной промышленности, головное предприятие отрасли - завод HESA в Исфахане - проводит подготовительные мероприятия к постановке производства стоместного самолета. А также выпуску отдельных элементов для более крупных пассажирских лайнеров в размерности Ту-204. Данные проекты пойдут в развитие запущенной 10 лет назад программы лицензионного производства 52-местного турбовинтового Ан-140. По мнению иранских специалистов, наибольшие шансы имеют самолеты Ан-148 и Ту-334 - они имеют минимальное количество западных комплектующих и оснащены проверенными в эксплуатации российско-украинскими двигателями Д-436.
Намерения Исламской Республики Иран (ИРИ) в отношении стоместного самолета подтвердил в беседе с корреспондентом "ВПК" Аббас Фаллах (Abbas Fallah), бывший генеральный директор HESA (в этой должности он дал интервью "ВПК" на прошлой выставке на острове Киш). Пять месяцев назад он получил назначение на пост заместителя руководителя общенациональной Iran"s Aviation Industries Organization (IAIO) - местного аналога российского ОАК. Аббас Фаллах занимается вопросами экономики и коммерциализации программ HESA и его основных смежников. "Согласно долгосрочному плану развития авиационной промышленности Ирана, мы будем производить стоместный пассажирский самолет. Выбор идет между китайским ARJ-21, канадским CRJ, бразильским ERJ, российскими RRJ (Су-100) и Ту-334 и российско-украинским Ан-148. Нам нужно определиться с конкретным типом не позднее чем за два года", - поделился планами собеседник "ВПК".
В связи с режимом санкций со стороны США наибольшие шансы имеют те самолеты, где американское участие минимально. Это, соответственно, Ан-148 и Ту-334. Определенный шанс, по мнению Аббаса Фаллаха, есть и у Су-100. Особенно, если в процессе развития проекта американская доля в нем снизойдет "до приемлемого уровня" (к чему имеются все предпосылки после известных демаршей Госдепа США в отношении АХК "Сухой").
Значительным преимуществом Ан-148 и Ту-334 в глазах иранцев является их силовая установка из двух современных высокоэкономичных двигателей семейства Д-436. Базовый мотор создавался для российских Ту-334 и Бе-200 общими усилиями четырех основных участников данного проекта - Запорожским МКБ "Ивченко-Прогресс", ОАО "Мотор Сич", ФГУП ММПП "Салют" и Уфимским МПО. Д-436 даже несколько превосходит последнюю французскую разработку в данном классе - мотор SaM146, производство которого готовится на площадках в Рыбинске и Вильяроше. В частности, по удельной тяге на килограмм веса конструкции двигателя (Д-436 почти на 300 кг легче - при близкой тяге 6,5-7,5 тонн) и расходу топлива (на 3-5%) сказываются преимущества трехвальной схемы над более консервативной двухвальной.
Генеральный директор "Салюта" Юрий Елисеев признает, что при создании двигателя Д-436 были значительные технические и финансовые риски. Фактически он создавался на собственные средства "Мотор Сич", "Салюта" и УМПО, каждый из которых вложил по 18-20 млн. долларов. Российские предприятия делают главную часть мотора - газогенератор. "Сомнений по будущему этого двигателя нет никаких, - уверен Юрий Елисеев. - Он практически ни по одному параметру не уступает SaM146. Наш двигатель имеет очень хорошие параметры термодинамического цикла, у него есть будущее как в самолетном варианте, так и в стационарной технике - привода газоперекачивающих станций и энергетических установок. Конечно, объем производства зависит от объема продаж самолетов. Пока он незначительный. Но у меня нет сомнений и в том, что будут летать и Бе-200, и Ту-334, и Ан-148. Все эти самолеты не на бумаге, а в небе подтверждают заявленные свои характеристики".
Для ИРИ выбор Д-436 в качестве силовой установки перспективного стоместного самолета собственной сборки также представляется целесообразным - по соображениям и уже созданной базы поддержки, и положительного опыта эксплуатации двигателя Д-36. Эта модель послужила основой при создании нового Д-436. В частности, двигателями семейства Д-36 оснащаются самолеты укороченного взлета и посадки Ан-74, которые эксплуатируются как военными, так и гражданскими структурами ИРИ. За 10 лет эксплуатации в стране (в том числе и на самолетах Як-42, что одно время арендовались иранскими авиакомпаниями) Д-36 показал себя высоконадежным и безопасным. Правда, отдельные СМИ поторопились распространить сообщения об отказе одного из моторов как возможной причине недавней катастрофы в тегеранском аэропорту "Мехрабад" (при взлете ночью 27 ноября разбился самолет Корпуса стражей исламской революции). Расследование данного случая пока еще не завершено, причем имеются основания говорить о совсем иной причине (попадание постороннего предмета в крыло). Во всяком случае, власти ИРИ не высказывают никаких претензий к разработчику и производителю силовой установки Ан-74. Равно как и к создателям летательного аппарата.
С двигателем Д-436, представленным на стенде ОАО "Мотор Сич", подробно ознакомились многочисленные представители правительственных, военных и промышленных структур ИРИ, посетивших выставку Iran Airshow 2006. Среди них - и Парвуз Давуди, советник президента Ирана Махмуда Ахмади-Нежада. Г-н Давуди недавно был в России и однозначно высказывался в пользу приоритетного развития иранско-российских отношений. Он, кстати, поддержал план закупки самолетов Ту-204-100 для иранской национальной авиакомпании.