Просмотр полной версии : Черновики, рассказы, мысли и вопросы Василия Бардова
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
27.12.2006, 17:16
:mad:
mmoustaf
27.12.2006, 17:33
2 Модератор.
А может пора уже завести отдельный раздел, а?
mmoustaf
27.12.2006, 18:28
А это и есть "одтельный раздел" :) А как Вы предлагаете назвать новый отдельный раздел?
Отдельный раздел внутри "Исторической справки" по типу "Поиска"
Ну там "воспоминания и интервью"
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
27.12.2006, 18:35
Я ничего против этого не имею. Но тут есть ньюансы:
- одно дело публиковать интервью и воспоминания в их окончательном варианте, в виде статьи,
- а другое - черновые рабочие варианты этих интервью, над которыми ещё ведётся работа.
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
27.12.2006, 18:40
Есть ли у кого ещё какая нибудь информация помимо следующих источников:
- книги Семёнова "На взлёте":
http://militera.lib.ru/memo/russian/semenov_af/01.html
- книги Щеглова "А потом пришла победа" (кому интересно - можете поспрашать в библиотеках истфаков местных ВУЗов. А.Соловьёв к примеру, нашёл её в какой-то питерской библиотеке)
- мемуаров Руденко "Крылья победы":
http://kursk1943.mil.ru/kursk/arch/books/memo/rudenko_si/01.html ?
В ближайшее время (как руки дойдут и это время у меня будет) покажу, что мне лично рассказал С.Ф.Долгушин по этому поводу. А то может и аудиофайл выложу.
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
27.12.2006, 18:42
Вот фрагмент мемуаров Руденко по этому поводу:
"В середине октября войска 22, 29 и 31-й армий Западного фронта отошли на рубеж Осташков, Селижарово, Ельцы, Оленине, Сычевка. Атаки гитлеровцев продолжались. 41-й моторизованный корпус 3-й немецкой танковой группы начал наступление на Калинин.
Учитывая возможность прорыва танков противника, штаб ВВС Западного фронта определил нам запасной аэродром в районе Клина. Соседняя с нами 46-я авиадивизия должна была в случае опасности перебазироваться в предместье Калинина — Мигалово. Перелетать на запасные аэродромы нам разрешалось, если противник подойдет на расстояние до 10 км. Когда соседи сообщили, что их штаб и полки уже отправляются в Мигалово, мы рассудили иначе: немцы Ржев еще не взяли, а от него до нас километров тридцать, если не больше. Значит, уходить рано, можно еще отсюда летать и бить врага.
После посадки на клинском аэродроме я связался с Москвой, чтобы сообщить, что на Мигалово идут немецкие танки. Полки 46-й дивизии сидят там и могут этого не знать. Из Москвы меня заверили, что примут меры, предупредят наших соседей.
Утром мне доложили: прилетел заместитель командира 187-го полка капитан И. М. Хлусович. А вскоре он сам пришел к нам на КП, усталый и подавленный. Он рассказал встревожившую меня историю.
Во Ржеве, на той стороне Волги, оставалось три неисправных «мига». Техники отремонтировали их. 9 сентября командир полка Сергеев, Хлусович и летчик Власов вылетели на этих самолетах в Мигалово. Вслед за ними собирались лететь на У-2 комиссар полка В. И. Зиновьев и вернувшийся из госпиталя бывший комиссар эскадрильи В. И. Подмогильный.
В районе Старицы Сергеев, Хлусович и Власов встретились [47] с вражескими истребителями. Завязался воздушный бой. Метким огнем наши сразили одного «мессера», но и самолет Власова был сбит.
— После боя, — рассказывал Хлусович, — мы с командиром пошли на Мигалово. Сверху хорошо было видно, что на аэродроме самолетов нет, лежит посадочный знак «Т» и стоит недалеко от него один «миг». Сергеев, видно, решил, что это дежурный самолет, а остальные ушли на задание. И скомандовал: «На посадку». Сели, осмотрелись. Видим, нигде никого нет. Командир снял лямки парашюта, вылез из кабины и, подходя к моему самолету, сказал: «Тишина, что бы это значило?»
Вдруг из кустарника выползла танкетка, а к нам подкатила автомашина с фашистами. Командир сразу попятился к хвосту самолета, чтобы скрыться. Только успел мне крикнуть: «Взлетай!» Немцы набросились на Сергеева, а один побежал ко мне. Машет пистолетом, кричит: «Рус, вылезай!»— и норовит подняться на плоскость. Я отвечаю: «Сей момент, момент». А сам готовлюсь взлететь, шприцую двигатель. Он опять что-то кричит. Я свое: «Сей момент». Шприцевать кончаю. Пистолет вытащил из кобуры — не заряжен! Надо же случиться такому! Начну заряжать, он выстрелит в меня первым. Пока я раздумывал, что делать, здоровенный фашист с красным от напряжения лицом протянул руку с револьвером к кабине, чтобы залезть на плоскость и добраться ко мне. Я и ударил его по голове пистолетом. Немец свалился. А его револьвер упал ко мне в кабину. Я сразу нажал на вибратор — мотор ожил. Иду на взлет. Танкетка открыла огонь. Но самолет поднялся в воздух нормально. Только сердце болит за командира. Вот и вся история.
Я слушал и любовался Хлусовичем. Молодец, улетел на глазах у немцев! Пока он завтракал, вернулись наши летчики, которых я послал на разведку аэродрома Мигалово. Докладывают: «На аэродроме Мигалово лежит посадочный знак. На старте стоят два «мига» и один По-2».
Хлусович еще больше побледнел и тихо, сокрушенно произнес:
— Значит, дорогие наши товарищи попали в лапы фашистов.
Подавленный, он вскоре улетел на новый аэродром своей дивизии.
На следующий день примерно в 12 часов к нам в штаб пришли комиссар полка В. И. Зиновьев и бывший комиссар [48] эскадрильи В. И. Подмогильный. Я несказанно обрадовался, — значит, все в порядке, значит, избежали фашистского плена.
Когда я сообщил им, что прилетел Хлусович, они не поверили:
— Не может быть! Ведь там же стояли два «мига».
Я повторил рассказ Хлусовича.
Зиновьев и Подмогильный, оказывается, тоже попали в такое же положение на аэродроме Мигалово. Только улететь им не удалось. Они пешком лесными тропами пробирались на восток. Хорошо, что тогда не было сплошной линии фронта.
Мы накормили Зиновьева и Подмогильного и отправили самолетом в часть. Я послал штурмовиков сжечь три наши машины на аэродроме Мигалово.
О судьбе командира 187-го полка А. П. Сергеева мне стало известно много лет спустя после Великой Отечественной войны из книги воспоминаний Героя Советского Союза А. Ф. Семенова «На взлете». Командира расстреляли гитлеровцы. После изгнания захватчиков из Мигалово истерзанный труп его был обнаружен в кустах неподалеку от стоянки самолетов".
============================
Вот начальный фрагмент из книги Семёнова:
"Утром 13 октября я полетел в паре с капитаном Хлусовичем на разведку противника. В районе Зубцова по невзорванному волжскому мосту густо шли немецкие войска. Часть из них направлялась на Старицу, другие входили с востока в Ржев. Таким образом, наш полк оказался почти в полном окружении. Оставался лишь небольшой коридор на северо-западе. [43]
Мы поспешили вернуться на аэродром. Он уже обстреливался из минометов.
— Надо немедленно улетать, — доложили мы командиру полка. — Технический состав выйдет из окружения по лесам.
Сергеев колебался. Лишь после нескольких минут раздумья махнул рукой и приказал начальнику штаба майору Проворову установить очередность перебазирования. Для посадки самолетов облюбовали площадку на окраине Калинина"...
============================================
А вот что я нашёл в книге Щеглова (начало):
Стр.139, глава "Комиссары не сдаются":
"В октябре немецкие войска снова развернули наступление:
- нанесли удар по правому флангу Брянского фронта,
- а через 2 дня после массированной авиаподготовки группа армий "Центр" начала давление на войска Западного фронта, защищавшие Москву"... и т.д.
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
27.12.2006, 19:06
Интересно бы узнать, какому фронту подчинялся этот эскадрон донских казаков - не Брянскому ли, которым похоже в то время и командовал Ерёменко?!
Вот что я нашёл по этому поводу в книге Щеглова "А потом пришла победа":
Стр.139, глава "Комиссары не сдаются":
"В октябре немецкие войска снова развернули наступление:
- нанесли удар по правому флангу Брянского фронта,
- а через 2 дня после массированной авиаподготовки группа армий "Центр" начала давление на войска Западного фронта, защищавшие Москву"
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
27.12.2006, 19:25
А вот что Руденко писал о тех событиях:
1 октября летчикам 29-го полка мы поставили задачу: вести разведку над населенными пунктами Свиты, Сафонове, Морзино, Жабоедово. В этом районе противник под прикрытием зенитной артиллерии и истребителей сосредоточил крупные танковые и пехотные силы. Его цель — наступление на Ржев, а в дальнейшем на Москву. Это стало нам известно 2 октября, когда гитлеровцы начали операцию «Тайфун».
По пять — шесть вылетов в день выполняли наши истребители и штурмовики, несмотря на трудные погодные условия.
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
27.12.2006, 19:36
Вот что про Шагина\Шагова в своей книге написал капитан Семёнов:
"Обстановка на Западном фронте была тяжелой. Немецко-фашистские войска, захватив Минск, Оршу, Витебск, продолжали рваться на восток. Тем не менее нам не спешили ставить задач по прикрытию наземных войск или сопровождению бомбардировщиков и штурмовиков. Необходимо было познакомиться с районом боевых действий, освоиться с обстановкой. Однако приказали: в случае появления немецких самолетов-разведчиков перехватывать и уничтожать их. Это обязывало нас организовать наблюдение за воздухом и установить постоянное дежурство на аэродроме одного-двух летчиков в кабинах истребителей.
Дни стояли солнечные, безветренные. В небе лишь иногда появлялись редкие облачка. И вот в один из таких дней, когда мы намеревались познакомиться с близлежащими аэродромами и я уже успел прочертить на карте маршрут полета, раздался голос наблюдателя :
— В воздухе самолет противника!
На высоте трех-четырех километров был хорошо различим двухмоторный разведчик, направляющийся в сторону Москвы. На аэродроме дежурил капитан Ш. Подумалось: хорошо, что первый боевой вылет сделает опытный летчик, его победа воодушевит всех. Чего большего может желать командир, когда его подчиненные только что начинают свой фронтовой путь?
— Капитан, взлет!
Команда была выполнена молниеносно. Мы не отрывали глаз от «мига». Вот он круто пошел вверх. Расстояние между ним и разведчиком быстро сокращалось. Немецкий летчик, очевидно, заметил наш истребитель, изменил курс и увеличил скорость. Но тот, срезав угол, продолжал сближение. Никто не сомневался [22] в том, что через несколько секунд последует атака и вражеский самолет будет сбит. Сетовали лишь на то, что наплывшее облако помешало увидеть закономерный исход этого поединка: придется теперь довольствоваться только рассказом самого летчика.
Томительно тянулось время ожидания. Наконец «миг» появился над аэродромом. Когда он сел, мы поспешили к нему.
— Разведчик ушел, — доложил летчик. — Все горючее сжег, а не нашел его в облаках.
Мы недоуменно смотрели на капитана. Как это ушел? Ведь фашист был виден даже с земли. А может, оружие не сработало? Или с мотором что случилось? Но капитан твердо стоял на своем: подвели облака. Спокойная уверенность летчика поколебала мое желание высказать откровенно все, что я подумал по этому поводу. Кто знает, а вдруг действительно всему виной облака? Над аэродромом они были редкими, а там, дальше, может, перешли в «сплошняк». Ну а если другая причина? Скажем, трусость... Нет, в это не хотелось верить...
Другое дело — капитан Ш. Я не ошибся, заподозрив его в трусости при первом вылете на перехват немецкого разведчика, когда он вернулся с пустыми руками. Позже по его вине были сбиты Волков и Долгушин: спасая свою шкуру, Ш. бросил их в бою. И никто в эскадрилье не усомнился в правильности сурового приговора, вынесенного ему военным трибуналом".
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
28.12.2006, 14:41
Здесь был мой материал о том как и когда Кравченко принял командование над 11-й САД.
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
28.12.2006, 14:45
Вот этот материал:
Глеб Бараев ( http://www.soldat.ru/forum/forum.html?page=1&id=6622 )
26.04.2004 00:27
«Ганичев в должности комдива в любом случае пребывал последние дни, ибо не позднее 20 июня комдивом-11 был назначен дважды ГСС Г.П.Кравченко, которому не дали даже сыграть собственную свадьбу, приказав срочно отбыть в Белоруссию.
30.04.2004 17:52 В.Емельяненко, «В военном воздухе суровом». Москва, 1985, с.94
Дальше я копирвю текст с сайта "Военная литература". Там выложено издание 1972 года. От издания 1985 года отличается тем, что не указана дата 20 июня и тем, что отсутвует фраза о том, что вылететь в дивизию Кравченко было приказано немедленно. Свадьба была назначена на воскресенье 22 июня, а назначение состоялось не позднее пятницы 20 июня»...
30.04.2004 17:52 http://www.soldat.ru/forum/forum.html?page=1&id=6622
«Итак, вот что пишет Емельяненко:
«С ноября сорокового Григорий Пантелеевич Кравченко учился на курсах усовершенствования высшего начальствующего состава при Академии Генерального штаба.
В июне сорок первого его срочно вызвали в Кремль.
— Какое бы назначение вы желали получить теперь? — спросил его Сталин.
Кравченко доводилось с ним встречаться не раз.
— Товарищ Сталин, пошлите на дивизию, попробую потянуть...
— Ну что ж, поезжайте принимать дивизию».
Трудно теперь гадать, почему Кравченко не пожелал более высокого назначения, на что, безусловно, мог рассчитывать. Может быть, здесь была проявлена скромность, а возможно, на его решение повлияла судьба его боевых друзей. Прославленные летчики — сначала дважды Герои Советского Союза Я. В. Смушкевич, а затем Герой Советского Союза П. В. Рычагов, отличившиеся в боях в Испании и в Китае, были выдвинуты на пост начальника Главного управления ВВС Красной Армии, а затем несправедливо низвергнуты и осуждены по наговору.
Из Кремля Кравченко вернулся к себе на дачу, в Серебряный бор. За большим столом сидели его родители, четыре брата (два Ивана и два Федора) и сестра Ольга.
— Свадьбу придется отложить, — сказал он. — А это письмо передайте ей завтра, — и положил на стол запечатанный конверт. На нем было крупно написано: «Большой театр» и имя известной балерины. Распростился, взял походный чемодан и уехал на аэродром.
— До скорой встречи»!
===========================
Я рассказал С.Ф.Долгушину про эту историю и он мне ответил (если найду - приведу его слова дословно) что очень мало ветоятно, чтобы Сталин "Кравченко В июне сорок первого его срочно вызвал в Кремль" и стал у него спрашивать "Какое бы назначение вы желали получить теперь"? Мол с какой это с такой стати?! И с чего бы это было им Ганичева замещать?!
===============
А вот что по этому поводу мне написал админ гродненского "Рубон"а "Алмер": 1.2.2006 19:24
http://aviaforum.ru/viewtopic.php?t=13534&postdays=0&postorder=asc&start=300
«Кравченко:
- приступил к исполнению обязанностей с 27 июня, став командиром остатков 11-й САД в которую кстати и вошли первые Ил-2, которые работали под Бобруйском, находившися на этой должности до 26.12.41,
- а назначен был ранее, думаю даже до 22.06, может 19-20.06.41».
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
28.12.2006, 14:46
Долгушин: «Этого небыло» (написано рукой Долгушина на распечатке вышеизложенного – В.Б.).
«Кравченко небыло никакого. Всё это дело – ерунда! Найдём это дело.
Я потом расскажу, откуда Кравченко появился (с аудиозаписи 12-2005 – В.Б.)».
«Кравченко в Орше собирал что мог»
(написано рукой Долгушина на распечатке вышеизложенного – В.Б.).
Скрипко Н.С. («По целям ближним и дальним», Воениздат, 1981 г.) http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html :
«Тяжело раненный в живот осколками, по дороге в госпиталь (Ганичев) скончался. Вскоре [стр.68] получил ранение и вступивший в командование дивизией подполковник Юзеев» (информация якобы взята в ЦАМО, ф. 35, оп. 11285, д. 233, л.1, 16 и ф. 208, оп. 2526, л. 214-215).
БАРДОВ-ДОЛГУШИНУ: “А этого подполковника Юзеева Вы знали”?
ДОЛГУШИН: “Нет – не знаю такого абсолютно!”/9/
БАРДОВ: «А кто стал командовать дивизией после гибели Ганичева»?
ДОЛГУШИН: «Так дивизией никто не командовал: дивизия осталась «без руля, без ветрил» - командир умер, Михайлов ранен».
БАРДОВ: «А начальник штаба»?
ДОЛГУШИН: «А начальника штаба я и не знал».
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
28.12.2006, 14:58
Я напомнил неделю назад Сергею Фёдоровичу про это дело и попросил его объяснить, в чём тут дело и оказалось, что по его словам, когда они прилетели в Лиду поздним вечером/ночью с 22 на 23 июня - Кравченко там в помине небыло ещё и когда их на следующее утро проштурмовали Ме-110 (несколько налётов совершили - надо бы поспрошать у нашего форумного знатака Ме-110 что у него имеется по этому поводу)
оказывается четверо лётчиков 122-го ИАПа решили спасти 4 самолёта и предприняли попытку перегнать их в тыл. Взлетели. Один заблудился на И-153 и совершил вынужденную посадку, а Макаров, Боровых и ещё один лётчик сели по моему в Борисове - на аэродроме на котором "сидела" дивизия того самогО Захарова, который в своих мемуаров писал как летал перед самой войной на разведку вдоль границы. Там трое этих лётчиков заправились и перелетели в Оршу где и встретили Кравченко.
Вот мне и интересно:
- знает ли кто нибудь где именно Кравченко встретил начало войны,
- когда он прибыл в Оршу и чем он там занимался,
- принимал ли он командование 11-й САД, когда именно, как это выглядело и где и кого именно он принял под своё руководство,
- каким образом он утверждал и подписывал наградные документы по 11-й САД, которые я приводил выше?!
По этим документам получается весьма странная картина:
- лётчики 127-го полка награждены были практически все, кто участвовал в воздушных боях,
- а по 122-му ИАПу:
- капитана Орлова наградили вероятно вполне заслуженно,
- тех, кто сбивали немецкие самолёты - других лётчиков (того же Долгушина например - сбил в первый день войны 2 самолёта и об этом было известно в полку),
- а вот по поводу зама ком. полка капитана Уханёва совершенно непонятная BCNJHBZ - когда полк улетал с приграничного аэродрома (где он находился в летних палаточных лагерях в 17 км от границы) Уханёв "выпускал" полк и взлетал предпоследним. Взлетев он атаковал Мессершмитты-109, кружившие над аэродромом (Долгушин говорит что они ждали когда наземные войска займут аэродром чтобы сесть на него).
Ему подбили мотор и он сел. Пересел в автомашину и уехал - по всей вероятности в Лиду, а ему приписывается что в это время он якобы сбивал немецкие самолёты штурмовавшие по моему аэродром "Черлёна".
Вобщем обо всём по порядку. Вот что Щеглов написал по этому поводу в своей книге "А потом пришла победа": «…он (Долгушин – В.Б.) пошёл назад, к своему аэродрому, и, подлетая, увидел, как километрах в пяти от него с юго-запада на значительном удалении от других войск двигалась большая группа танков. «Вот какие дела, - подумал Долгушин, - успеют ли наши собраться и улететь на запасной аэродром. И вообще, остался ли кто-нибудь ещё там»? Уже идя на посадку, он с облегчением заметил, что на КП кто-то есть и на старте стоят готовые к взлёту самолёты.
Приземлившись, он спешно направился к комэску доложить о результатах разведки.Капитан Емельяненко, слушая рассказ молодого уставшего лётчика, был несказанно рад его возвращению. И когда Долгушин рассказал (ему всё – В.Б.) - похвалил: «Молодец, младший лейтенант. С заданием справился. Они ответят за всё»!
Он крепко пожал руку Долгушину и, вставая из-за стола, продолжал: «К сожалению, отдыхать некогда. Возьми самое необходимое и быстро к самолёту. Все уже готовы. Перелетаем на запасной аэродром. Оставаться здесь нельзя».
Он внимательно и озабоченно посмотрел в глаза Долгушину, тронул его за плечо: «Ничего, Сергей, будем драться. Как это ты говоришь: Они ещё пожалеют. Мне тоже так кажется».
А вот что Сергей Фёдорович рассказал мне лично по этому поводу:
"Сел. Командир эскадрильи Емельяненко говорит: «Сергей, мы летим в Черлёну. Заправляйся и прилетай».
Начальник штаба (при этом) конечно, личные дела – ничего с собой не взял».
Бардов: «Не взял»?!
Долгушин: «Ну конечно – когда танки (немецкая дивизионная самоходная артиллерия – "штурмгешуцы" - В.Б.) – вот они – видно танки, то чё тут брать то?! Всё осталось - вся секретная часть»…
Бардов: «Но себя Уханёв с Орловым не забыли указать в «списке личного состава частей 11 смешанной авиационной дивизии, представленных к награждению орденами СССР за отличие в боях с немецкими фашистами», за то, что они (немецкие) СЛ посбивали. У них это всё прошло и им это всё засчитали – представляете»?!
Долгушин: «Ну не знаю. У нас во всяком случае по моему никто не засчитал. Это в другом полку»…
А вот что написал маршал Скрипко в своей книге мемуаров по этому поводу: (http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
«Когда к аэродрому, где и базировался 16-й скоростной бомбардировочный авиаполк ("Чёрлёна" - В.Б.), приблизились фашистские самолеты… Защищая товарищей по оружию, заместитель командира 122-го истребительного авиаполка капитан В.М. Уханёв один атаковал шестерку Ме-110, приближавшихся к аэродрому 16-го скоростного бомбардировочного авиаполка. На истребителе, вооруженном двумя (на самом деле - четырьмя – С.Д.) легкими скорострельными пулеметами ШКАС, внезапной атакой он сбил вражеский Ме-110 и расстроил группу германских самолетов, сбросивших бомбы не прицельно. Пополнив боеприпасы и дозаправившись горючим, капитан Уханёв вновь вылетел в бой».
Долгушин: “ Скрипко – болтун! Написать – что хотят напишут!
УханЁв – заместитель командира нашего полка, выпускал эскадрильи (разоружали ли Уханёв и Николаев свои самолёты вместе с нами я не знаю)”. Эскадрильи ушли, полк улетел. А немцам по радио всё это дело шпионы наверняка сказали, что полк ушёл с аэродрома. Мою машину заправляют, я наблюдаю. Примерно в 8-9 часов смотрю: УханЁв запустил мотор и взлетел, а четвёрка истребителей уже была над аэродромом и он сразу же вступил в бой с ними и стал «драться» над аэродромом. Его подбили - мотор разбили. Мотор коптил у него и он сел».
БАРДОВ: «А у УханЁва тоже пушечный был И-16»?
ДОЛГУШИН: «Нет, пулеметная машина - 4 ПМ-та. Он приземлился и потом на автомашине приехал в полк в г. Лида, а я пока заправлялся – видел что с Уханёвым произошло".
Т.о. получается, что только Орлову полковое начальство засчитало сбитые им самолёты. А Уханёву засчитали ещё и те самолёты которые он вообще сбить не мог, потому что:
- прилететь вместе с полком в Черлёну,
- «защищать товарищей по оружию когда к аэродрому, где и базировался 16-й скоростной бомбардировочный авиаполк, приблизились фашистские самолеты (вообщето «фашистские самолёты» в это время были только у итальянцев J, а у немцев приближавшихся к Черлёне, самолёты были такие же как и у нас – социалистические J),
- в одиночку внезапной атакой атаковать шестёрку Ме-110, приближавшихся к аэродрому 16-го скоростного бомбардировочного авиаполка на истребителе, вооруженном двумя легкими скорострельными пулеметами ШКАС»,
УХАНЁВ НИКАК НЕ МОГ!!!
А всё потому, из рассказа Долгушина выходит, что:
- И-16 Уханёва с разбитым мотором, вооружённый (не двумя, а) четырьмя ПМ ШКАС в это время расстреливали в Новом Дворе немецкие штурмовые орудия из состава их дивизионной самоходной артиллерии,
- а сам Уханёв в это время благополучно ехал в штаб дивизии в г. Лида на автомобиле и в Черлёну на своём И-16 с полком прилететь никак не мог!
Долгушин: «Я это (то, что кто-то из 122-го ИАПа был награждён за сбитые немецкие самолёты 22.6.41 г. – В.Б.) не знаю».
Бардов-Долгушину: «А я Вам покажу (этот документ)»!
Кроме книги Скрипко я нашёл этот самый «список л/с» из ЦАМО:
- на основании которого Скрипко мог написать об этом в своей книге (хотя в его книге нет реальной ссылки на этот документ
- согласно которому, вот кому и что засчитали».
Вот он:
http://bb.ct.kz/index.php?showuser=1703
http://bb.ct.kz/index.php?showtopic=19486&st=520 :
“ЦАМО [Ф.11 САД, Оп.2, Д.5, л.3]
"Список личного состава частей 11 смешанной авиационной дивизии, представленных к награждению орденами СССР за отличие в боях с немецкими фашистами".
Вот мне и интересно - что у нас на форуме думают по этому поводу.И как можно и нужно расценивать этот приказ Кравченко о награждении Уханёва за то что он дэ факто был сбит немцами и "воевал" на автомобиле?!
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
28.12.2006, 15:33
А вот что мне удалось узнать о дальнейшей судьбе капитана Уханёва:
Долгушин С.Ф.: "Потом я его встретил в 1942 году. После войны он был командиром полка, но там ему не повезло: американцы пролетели и он там что-то несработал и ево уволили. Жив ли он сейчас или нет – не знаю)».
А вот что я нашёл в интернете о дальнейшей судьбе Уханёва:
1) Справочник «Освобождение городов» Москва, Воениздат, 1985.http://militera.lib.ru/h/liberation/09.html
«Приказом ВГК соединениям и частям, отличившимся в боях за освобождение городов Седлец, Миньск-Мазовецки и Лукув, присвоено наименование Седлецких: … 463 иап (подполковник Уханев Василий Митрофанович)»…
2) «Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945)», Москва, Воениздат, 1973.
http://militera.lib.ru/h/16va/03.html
«31 июля Москва салютовала войскам фронта, освободившим города Седлец и Минск-Мазовецкий, в боях за которые отличились и летчики генералов Крупского, Токарева, Сиднева, подполковника Гаврильченко и майора Уханева… Отличившимся в предыдущих боях авиасоединениям и частям были присвоены почетные наименования: …Седлецких — … и 163-му иап (командиры генерал Б. А. Сиднев, подполковник Э. В. Вийк и майор В. М. Уханев)»…
Одновременно были награждены орденом Красного Знамени 463 иап (командир майор В. М. Уханев)»…
Егоров Н.Б.
28.12.2006, 15:52
На текущий момент мне удалось найти три источника информации:
- мемуары самогО Кравченка (но они какието "мутные", невнятные и по ним есть масса вопросов и не стыковок, в том числе и вопросов самогО С.Ф.Долгушина к нему)
.
Хе-хе. А как называются мемуары Кравченко?
Андрей Диков
28.12.2006, 16:11
>Хе-хе. А как называются мемуары Кравченко?
Бардов просто столик крутил со свечками. Грамотное решение, кстати, а то архивы, архивы...
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
28.12.2006, 16:21
Грицевец Сергей Ивановичhttp://www.bolbasovo.n1.by/famous/gricevec/
"К началу Великой Отечественной войны именно Грицевец был самым результативным советским летчиком - истребителем имея 42 личные победы.
Сергей Грицевец погиб в авиационной катастрофе 16 Сентября 1939 года в поселке Болбасово, вылетев к новому месту назначения, когда в его самолет врезался приземляющийся истребитель".
А вот статья получше - поподробнее:http://www.geroi.apifarm.ru/doc/2/12/2
14.09.39 г. в Центральном Доме Красной Армии в Москве также состоялся торжественный обед в честь героев Халхин-Гола. В зале прибывших встретил Ворошилов. Он отечески обнял Грицевца и Кравченко и посадил их рядом с собой за стол.
Грицевец стал рассказывать Кравченко о встрече с семьей в Одессе, куда он успел слетать сразу же после возвращения из Монголии. Появился он дома неожиданно. Радости родных не было границ. Жаль только, побыть дома пришлось всего лишь сутки. Во время этого душевного разговора обоим было что вспомнить: ведь оба выросли в Курганской области. Родители Грицевца были переселенцами из Белоруссии, жили в селе Шумиха, всего в ста двадцати километрах от Звериноголовского. Семья тоже была немалая: четверо сыновей и дочь.
После приема Грицевец вылетел к новому месту службы в Минск.
16.09.39 г. в Минске состоялся Военный совет Белорусского особого военного округа. Перед собравшимися выступил Маршал Советского Союза Буденный[18]. Он проинформировал о сложившейся обстановке, поставил перед командным составом округа конкретные задачи. Грицевец был назначен советником в истребительную авиабригаду. Вечером, на своих истребителях, офицеры этой бригады и советники вылетели в Болбасово, близ Орши.
Над аэродромом, где базировалась Оршанская авиабригада, уже нависали сумерки, но еще вполне можно было обойтись без ночных огней. Летчик снизился, не делая круга над аэродромом, приземлился и стал рулить на нейтральную полосу. Невдалеке от посадочной полосы собралось много людей. Грицевцу это бросилось в глаза. Отстегивая ремни, еще не заглушив мотора, он спросил у финишера:
— Что случилось?
— Должен прилететь дважды Герой Советского Союза, и люди вышли его встречать, — ответил красноармеец.
— К чему это? — недовольно проговорил Грицевец и в это время заметил мчавшийся на него истребитель. Он схватился за сектор газа, мотор взревел... Но отрулить он не успел. Вращающимся пропеллером Грицевцу отрубило голову. Второй пилот, капитан Хара[19], отделался ушибами.
Грицевец был похоронен в Балбасово. Из-за начавшейся военной операции по освобождению Западной Белоруссии похороны были скромными.
Вспоминает летчик-истребитель Петров Н.И.: «Усиленно по плану боевой подготовки проходили тренировку на боевых самолетах И-16 и к началу боевых действий против Польши, то есть к 17 сентября 1939 г. уже летали в составе пары. Находясь в боевой готовности на аэродроме Балбасово перед перебазированием на аэродром Лида (Польша) (до переименования и присоединения к Западной Белоруссии), на глазах у летно-тактического состава произошла катастрофа с гибелью прекрасного советского аса майора Грицевца, дважды Героя Советского Союза. При следующих обстоятельствах. Возвращаясь с разведки аэродромов, на которые должны были перебазироваться во время боевых действий 31-й и 21-й ИА полки к боевым действиям с поляками, с предполагаемыми изменениями при наступлении – командиры 31-го ИАП майор Путивко[20], 21-го капитан Хара, инспектора ВВС майор Кравченко дважды Герой Советского Союза, и майор Грицевец, дважды Герой Советского Союза – заходили на посадку по одному. Капитан Хара и майор Грицевец зашли на посадку с противоположными стартами, произвели посадку на встречных курсах, на пробеге столкнулись правыми бортами, в результате майор Грицевец погиб, притом нелепо, такой боевой летчик. Похоронили его с почестями у Дома Красной Армии в гарнизоне Балбасово».
А вот что рассказал мне С.Ф.Долгушин (Dsci0014.wav-4, 00:00): "Грицевец был по моему инспектором дивизии - помоему дивизии Захарова. А второй - на Ха фамилия (капитан Хара - В.Б.) был штурман дивизии что ли. И они прилетели в Зябровку.
Грицевец только сел на И-16 и (Хара - В.Б.) на И-15 на Грицевца сел и винтом ему голову срубил. Побежали вместе, развернулись, перевернулись! Вот так вот погиб Грицевец. А к тому времени - к началу войны он имел 62 сбитых самолёта (точнее - 42 - В.Б.) - больше всех самолётов :
- Испания,
- Халхингол,
- Китай,
- Финляндия.
Где-то у меня есть такая брошюрка маленькая.
Я ево (капитана Хара - В.Б.) хорошо знаю - во время войны познакомились - он был командиром полка. Ево не расстреляли".
Егоров Н.Б.
28.12.2006, 16:29
Кстати, что по этому поводу говорится в мемуарах самого
Грицевца. Хотелось бы цитатку...
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
28.12.2006, 16:33
Были ли ещё другие случаи, кроме Грицевца, Долгушина и первого командира и учителя "Буби" Хартмана - как там его?...
Вот что я нашёл по Грицевцу:
http://www.bigler.ru/forum/read.php?f=2&i=242799&t=242799&page=1&last_date=19-07-05+14%3A40
На Халхин-Голе в период с 22 июня по 30 августа 1939 года он выполнил 138 боевых вылетов, сбив 12 вражеских самолетов и совершил подвиг: спас из подбитого японцами самолета командира 70-го иап майора В.М. Забалуева. На глазах японцев, в семидесяти километрах за линией фронта, С.И. Грицевец сел в степи, втиснул Забалуева между левым бортом и бронеспинкой своей "Чайки" и успешно доставил его на свой аэродром. За этот подвиг Грицевец получил вторую Звезду.
Бардов-Долгушину (Dsci0014.wav-4, 30:28): "Так что в отсутствии товарищеской взаимовыручки Вас не упрекнёшь: Карлов, Макаров...
Я кстати прочитал про историю как Вы приземлились рядом со сбитым Макаровым и взяли его к себе в кабину так, что одна нога его осталась вне фюзеляжа и вывезли Макарова у немцев под носом"?!
Долгушин: "Да"...
Продолжение следует.
mmoustaf
28.12.2006, 17:18
Прошу не обижаться никого, но иногда просто смешно читать :)))
"Как один мужик двух генералов прокормил"
Мы на форумах мужик.ру и генерал.ру никак прийти к одному выводу - мог мужик двух генералов прокормить или не мог? В тупик зашли.
Вот что написано в книге Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил":
http://az.lib.ru/s/saltykow_m_e/text_0300.shtml
"Вчера, - читал взволнованным голосом один генерал, - у почтенного
начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на
сто персон с роскошью изумительною. Дары всех стран назначили себе как бы
рандеву на этом волшебном празднике. Тут была и "шекснинска стерлядь
золотая" [из стихотворения Г.Р.Державина "Приглашение к обеду"], и питомец
лесов кавказских, - фазан, и, столь редкая в нашем севере в феврале
месяце, земляника..."
Я показал это .... и мне сказали .... c пометкой на полях распечатки, что такого быть не могло.
- .. перед нами комиссар эскадрильи выступал. Он сказал что при царе плохо жилось. Очень плохо. И всегда на это упирал. А что при царе хорошо жилось я этого и не помню совсем.
ИО - Да.. да.. плохо жилось...
- А еще в армии единоначалие ввели в 42-м, так что он мог генералов при прокормить если один из них комиссар.
ИО - Да, да комиссар.
- Вот -вот... Только. Иначе он бы только одному из двух подчинялся. И тот второму ни кусочка бы не отдал. А при царе какие комиссары были?
Модераториал
Василию Бардову. Не надо захламлять раздел обрывками своих мыслей и черновиков, это неуважение к участникам Форума. Все Ваши крайние темы объединены в эту. Рекомендую возникшие вопросы и черновики размещать здесь, именно в этой теме. В случае очередного захламления раздела Вашими необработанными темами, Вы лишитесь возможности публиковаться на Форуме.
Модераториал
Кстати, что по этому поводу говорится в мемуарах самого
Грицевца. Хотелось бы цитатку...
Это жестоко :D
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
29.12.2006, 16:10
Модераториал
Василию Бардову. Не надо захламлять раздел обрывками своих мыслей и черновиков, это неуважение к участникам Форума. Все Ваши крайние темы объединены в эту. Рекомендую возникшие вопросы и черновики размещать здесь, именно в этой теме. В случае очередного захламления раздела Вашими необработанными темами, Вы лишитесь возможности публиковаться на Форуме.
Модераториал
Если Вы считаете, что публикацией своих исследований которые находятся сейчас у меня в работе я "захламляю" ваш "раздел" - дело ваше! Я воспринимаю это как личное оскорбление и расцениваю как пренебрежительное отношение к результатам своего труда и оставляю за собой право ответить на это адекватно. А тем кому мои исследования интересны предлагаю перейти на форумы сайтов солдат.ру, ркка.ру, "Партизанская база", "Милитера" и авиа.ру.
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
29.12.2006, 16:54
Кстати, что по этому поводу говорится в мемуарах самого
Грицевца. Хотелось бы цитатку...
Вот вам "цитатка" :) Только другого "асс"а :beer: живого пока... исчо... :rolleyes:
"А вы "просто столик покрутите со свечками. Грамотное решение, кстати, а то архивы, архивы".:beer:
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
29.12.2006, 17:04
==Прошу не обижаться никого, но иногда просто смешно читать :)))==
Смейтесь смейтесь :rolleyes: Как это говорят в таких случаях?
Здоровый смех продлевает жизнь? :) А вот тупое и глупое ёрничество говорят наоборот - укорачивает :beer:
Надпись на могильной плите: "Не все ёгурты одинаково полезны" :bravo:
mmoustaf
29.12.2006, 19:52
==Прошу не обижаться никого, но иногда просто смешно читать :)))==
Смейтесь смейтесь :rolleyes: Как это говорят в таких случаях?
Здоровый смех продлевает жизнь? :) А вот тупое и глупое ёрничество говорят наоборот - укорачивает :beer:
Надпись на могильной плите: "Не все ёгурты одинаково полезны" :bravo:
Смех то грустный. Ну Василий, сделайте по умному - обработайте интервью в письменной форме, сделайте литобработку и издайте.
А если есть какие вопросы, то я бы видел решение так.
Вот есть раздел - Мемуары Долгушина. Так.
И скажем в итервью есть: Тра-та-та тогда-то тогда-то сбил я самолет. А ведомый скажем еще два и был подбит. Как дело было? А Миша или Никита вам - раз и из документов, как было на самом деле в рапорте. А я (если есть инфа) - что у немцев по этому случаю. Потом сноску в книге поставите, что мол по ЖБД 180ИАП было так-то так-то, а по д-там Люфтваффе сбили того-то того-то. Или не сбили, как фишка ляжет.
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
09.02.2007, 17:19
Через 3 часа Светлана уезжает в Москву чтобы в понедельник встретиться с генерал-лейненантом ВВС Долгушиным С.Ф. - лётчиком, самолёт которого на фронте обслуживал её дедушка Тимофей Иванович Карлов (некоторые фото из фронтового альбома которого Светлана опубликовала на сайте Дмитрия Срибного и сайте посвящённом лэнд-лизу).
Приглашаю всех желающих представетелей московской прессы и авиажурналов связаться со Светланой (телефоны её московские готов предоставить) чтобы вместе с ней в понедельник проведать С.Ф.Долгушина и написать хорошую статью об этой поездке.
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
09.02.2007, 18:27
Сегодня получил письмо от бывшего командира Лидской авиабазы, а сейчас - начальника службы безопасности полётов ВВС РБ полковника Иванкова - есть ли у кого эта книга о которой он пишет, что там пишут про Долгушина? :
Здравствуй василий!
Сегодня у меня была книга "Асы Сталина", там про Долгушина есть информация, тем более это информация достоверная, ннаписана иностранцами источник независимый. Хотелось бы конечно в лидском музее (городском или авиабазовском) иметь информацию и что нибудь его личное,при случае скажи ему он интересен молодому поколению, но его надо как то людям, подать, не все знают историю, но все поймут, поэтому прошу тебя подготовь информацию про это с презентацией желательно, проектор в базе есть еще я купил.
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
11.02.2007, 15:46
Я только что от админа гродненского "Рубон"а - "Алмера" письмо получил с всего одной строчкой: Шморгун ЖЖЕТ!!! ))))))))))))))))))))))))))))))))
и ссылкой на Милитеру:
http://militera.lib.ru/bio/shmorgun_vk_fedorov/index.html
Заценяйте, поприкалывайтесь о нашем любимом "Великом и ужасном бароне МюнхГрафыче" :)
То чего так давно ждал интернет :)
А я потом сравню со своими беседами с ним - на досуге :)
Vini Puh
11.02.2007, 16:13
грех над убогими и больными смеятся....
историк ты наш иследоватИль...!!!
шел бы ты лесом....
сам не далеко ушёл, от тех кого "опускаешь"
дыши ровно...
LbS_Tanzor
11.02.2007, 19:11
Сегодня у меня была книга "Асы Сталина", там про Долгушина есть информация, тем более это информация достоверная, написана иностранцами источник независимый.
Ужас какой... просто АТАС...
Никогда не писал в этих ветках так как не интересуюсь специально - только как потребитель информации...
Но мне 5 лет на истфаке МГУ вдалбливали науку БЕРЕЖНОГО и ВДУМЧИВОГО обращения с источниками. Да за такую "работу" и такие залепухи в курсовых первокурсников отправляют всё переделывать - я сам отправлял :) Сталкиваюсь с таким и с такими "историкамии" и просто оторопь берёт...даже как то больно... вот есть такой замечательный свидетель... а получится ведь судя по запаху приготовляемого такое Г....
:( :( :(
Но мне 5 лет на истфаке МГУ вдалбливали науку
Вот здесь я задавал вопрос, Вы наверное не видели, поэтому хотелось бы повторить -
http://forum.sukhoi.ru/showthread.php?t=42502
интересует именно "методология", о которой Вы, очевидно, упомянули. Где-нибудь можно почитать?
LbS_Tanzor
12.02.2007, 13:21
Ну да есть конечно такой курс "Методология Ист. исследований". Хотя в данном случае актуален скоре "Источниковедение и методы работы с ист. источниками" ;)
Были конечно в советское время учебники и всякие книжки по методологии, но с нас уже спрашивали не по учебникам ( по понятным причинам устаревшим уже ) а по лекционому курсу.
Понятно что купить в магазине книжку по методологии практически нереально. Впрочем почитать что нибудь по теме не так сложно если вы обитатель Москвы. Просто идёте в Историчку (Историческая библиотека ), записываетесь (записывают всех с любым высшим образованием ), идёте в главный каталог и просите тётечку найти вам раздел "Методология".
А вообще дело не только в клейме "профессиональный" историк. А другие типа значит все ламеры. У нас такая традиция добрая что практически никого из универа не выгоняют - диплом все получают: и те кто потом серьёзно занимаются исследованиями и девушки на выданье ;)
Многое просто очевидно для думающего и грамотного человека и без всякого пятилетнего курса. Вот например по этой теме mmoustaf очень грамотно пишет несколькими сообщениями выше банальные но увы видимо не всем понятные вещи...
Егоров Н.Б.
12.02.2007, 17:24
Дуэль «два на два» закончилась вничью со счетом ноль-ноль, потому что у звездокрылых бензин оставался на донышке после долгого ожидания противника и бесплодного боя, а крестокрылые позвали на помощь тяжеловооруженные «фокке-вульфы», от которых, как известно, не так просто унести ноги даже на вираже. Возмущенный коварством [189] врага, вошедший в азарт заместитель командарма сбросил вымпел теперь уже с приглашением драться «стенка на стенку»; но предупредил гитлеровцев, что если они снова нарушат правила поединка, последует наказание от самого Громовержца.
«Картежники» расшифровали слово Громовержец правильно, а вот фразу «стенка на стенку» перевели неточно и выставили против прилетевшей эскадрильи краснозвездных целую эскадру. При такой, мягко выражаясь, подлянке бой закончился поражением Красных и торжеством Черных, что вызвало тревогу в кулуарах штаба фронта. Не санкционированные потери в живой силе и технике тяжелым бременем легли на широкие плечи закоперщика «картежной» игры, избитого в хвост и гриву, но тем не менее чудом спасшегося от преследователей в окопе. Сердобольные красноармейцы перевязали ему простреленные плечи и отправили на аэродром.
Пока особый отдел собирал на руководителя фронтовой самодеятельности компрометирующий материал и подсчитывал количество сбитых и подбитых самолетов с попавшими в плен пилотами для предстоящей разборки в суде, раненый, но не убитый горем инспектор по технике пилотирования, пользуясь пока не отнятыми правами заместителя командарма, организовал за могучей спиной Громовержца реваншистский налет с подключением штурмовой авиации на «провинившийся» аэродром «картежников» и спалил его дотла, что помогло Громову списать ранее понесенные потери на успешно проведенную операцию, временно рассеять сгустившиеся тучи над головой своего помощника и даже ускорить формирование полка асов в пику немцам.
Однозначно первое место на конкурсе бульварной фантастики и детективов. Грустно...:(
Powered by vBulletin® Version 4.2.5 Copyright © 2025 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot