PDA

Просмотр полной версии : приборы



Maximus_G
17.07.2002, 07:11
Сорри, если я нечаянно повторяю обсуждавшиеся ранее вопросы....

В игре есть 3 типа индикаторов высоты и скорости: приборы в кокпите, строка в углу, приборы в виртуальном кокпите. Вчера разбирался, что же они все показывают, и пришёл к выводу, что:
приборы в кокпите имитируют работу реальных приборов;
строка статуса отображает показания приборов в кокпите, округляя значения в сторону ближайшего круглого значения, кратного 10 для скорости и кратного 50 для высоты;
приборы в виртуальном кокпите отображают точные значения моделируемых в игре параметров воздушной скорости и высоты над уровнем моря.
---
Так ли это?

rgreat
17.07.2002, 07:28
угу  ;)

Biotech
17.07.2002, 08:05
Посмею не согласиться с последним утверждением ;)
Альтиметр в виртуальном кокпите показывает не высоту над уровнем моря, а высоту над землей.
То есть, что-то вроде неограниченного радио высотомера. Попробуйте включить вирт. кокпит и полетать над Крымом, например. И понаблюдайте как будут скакать показания альтиметра. А потом поверните к морю.

Alex_SW
17.07.2002, 11:24
Все это понятно.
А как насчет "бутафорских" приборов?
Какие они, что показывают?
Например в кабине ЛаГГа

vzhik-
17.07.2002, 11:41
третье утверждение не верно.

приборы в кокпите и цифровой указатель с углу показывают IAS, а приборы в виртуальном кокпите показывают TAS.

Biotech
17.07.2002, 11:57
А как насчет "бутафорских" приборов?
Ну там есть и совсем бутафорские и не совсем (т.е. совмещенные с настоящими :) ).
Совсем мертвые - от давления воздуха в пневмо системе до заряда батарей и прочее. Но они не интересные :) Интересен, например, комбинированный прибор, показывающий температуру масла, давление масла, давление бензина. И хоть все стрелки шевелятся, вроде бы, но работает только температура масла. На некоторых наших самолетах есть еще радиокомпас. Точно есть на Ла-5ФН (хотя говорят, что серийно он там не устанавливался), вроде бы на поздних ЛаГГ тоже есть. Тот самый круглый прибор с вертикальной стрелкой и буквами "П" и "Л". И прибор работает!
Правда, логика у него та еще - прибор просто сам настраивается на текущую точку маршрута  :D
Но хоть так сымитирован и то ладно. Хотя я бы предпочел вместо него любой из почему-то отсутствующих  приборов для контроля двигателя.

Олег Медокс / Oleg Maddox
17.07.2002, 14:10
Ну там есть и совсем бутафорские и не совсем (т.е. совмещенные с настоящими :) ).
Совсем мертвые - от давления воздуха в пневмо системе до заряда батарей и прочее. Но они не интересные :) Интересен, например, комбинированный прибор, показывающий температуру масла, давление масла, давление бензина. И хоть все стрелки шевелятся, вроде бы, но работает только температура масла. На некоторых наших самолетах есть еще радиокомпас. Точно есть на Ла-5ФН (хотя говорят, что серийно он там не устанавливался), вроде бы на поздних ЛаГГ тоже есть. Тот самый круглый прибор с вертикальной стрелкой и буквами "П" и "Л". И прибор работает!
Правда, логика у него та еще - прибор просто сам настраивается на текущую точку маршрута #:D
Но хоть так сымитирован и то ладно. Хотя я бы предпочел вместо него любой из почему-то отсутствующих #приборов для контроля двигателя.


Радиополукомпас в ИЛ-2 настраивается на ближайшую станцию передачи.

Uchlet
17.07.2002, 15:23
А вот тогда вопросик летавшим в реале (пилотам, а не катавшимся верпилам!). Нормальна ли такая иннерционность у вариометра?
Я учусь культурной посадке, так сначала пытался на него смотреть по аналогии с MSFS (спуск быстрый - убери газ, скорость падает - опусти нос и т.д. И получалось держаться на глиссаде! С другой стороны "Цессна" не имеет той тяговооруженности что Ла5  :confused:), не помогло, огромное ИМХО запаздывание, и вообще он то +15 то-15 :(.
Естественно, учусь пока, но для посадки то он нужен всем? :confused:

Biotech
17.07.2002, 17:24
Радиополукомпас в ИЛ-2 настраивается на ближайшую станцию передачи.


Олег, ну значит в "Ил-2" станции радиопередачи всегда совпадают с расположением путевых точек :)
Нет, претензий-то никаких, все равно навигация в "Ил-2"  - далеко не насущнное занятие для пилота при наличии изображения самолета на карте, но насколько мне известно, привязывают точки маршрута к радиомаякам, а не наоборот :)
Хотя, если вспомнить, что все в мире относительно...
Собака виляет хвостом или хвост собакой...  :D

Maximus_G
06.08.2002, 05:28
Вчера изучал зависимости IAS от TAS и высоты.
Миссия в простом редакторе, Крым, лето, погода безоблачная, время 12:00. Летал над морем, на Як-3 и Як-9У.
Стараясь выдерживать постоянную скорость на определённой высоте, снимал показание прибора скорости в кабине. На истинные значения ориентировался по приборам в виртуальном кокпите.
Погрешность скорости и высоты составляла +-5 м и +-5 км/ч.
Правда, джоя нет, и управлял с клавиатуры, триммерами, поэтому определённого дёрганья избежать всё-таки не удалось - скорее всего есть ещё маленькая погрешность, вызванная инертностью прибора в кабине.
Тем не менее, зависимость отлично линейно аппроксимируется, с погрешностью менее .5%
Это меня немного удивило, поскольку я ожидал увидеть нелинейную зависимость.
Не знаю, как там в реальности, но если бы зависимость была б действительно линейной, то почему конструкторы не учли её, ведь реализовать такую поправку "в железе" было бы элементарной задачей. Похоже всё-таки, что этот момент в игре упрощён.
Теперь хорошо бы повторить опыт в зимних условиях...

badger
06.08.2002, 05:34
Не знаю, как там в реальности, но если бы зависимость была б действительно линейной, то почему конструкторы не учли её, ведь реализовать такую поправку "в железе" было бы элементарной задачей. Похоже всё-таки, что этот момент в игре упрощён.


Простите, а нахер поправка нужна? Пилота интересует IAS, TAS же ему весьма паралелен, хотя в современных самолётах есть и то и другое.

badger
06.08.2002, 05:51
Тем не менее, зависимость отлично линейно аппроксимируется, с погрешностью менее .5%
Это меня немного удивило, поскольку я ожидал увидеть нелинейную зависимость.


Вот вам онлайн - ИАС/ТАС калькулятор - проверяйте линейная там или нет:

IAS/TAS (http://planeta.terra.com.br/lazer/zeca/sci/aeroformulas.htm)

Maximus_G
06.08.2002, 05:58
Простите, а нахер поправка нужна? Пилота интересует IAS, TAS же ему весьма паралелен, хотя в современных самолётах есть и то и другое.
Простите, а нахер пилоту IAS? Я до сих пор думал, что важна истинная скорость относительно воздуха, а не то, что вам может показать прибор.

Maximus_G
06.08.2002, 06:18
Хм, действительно линейная, сомненья прочь! Только что это за Fator de correзгo (F1) такой:confused:

badger
06.08.2002, 06:22
Простите, а нахер пилоту IAS? Я до сих пор думал, что важна истинная скорость относительно воздуха, а не то, что вам может показать прибор.

Прибор вам и показывает вашу скорость относительно воздуха (IAS), ваша же скорость относительно поверхности земли(TAS) для пилотирования не так важна.

badger
06.08.2002, 06:23
Хм, действительно линейная, сомненья прочь! Только что это за Fator de correзгo (F1) такой:confused:


В итальянском я полный дуб, но по сути цифр - это отношение IAS/TAS, выраженное в процентах (TAS больше IAS на F1%)

Maximus_G
06.08.2002, 06:37
Прибор вам и показывает вашу скорость относительно воздуха (IAS), ваша же скорость относительно поверхности земли(TAS) для пилотирования не так важна.

Вы ошибаетесь, Badger.


Показания прибора прямо пропорциональны значению r, зависящему от давления р и температуры Т окружающего воздуха. Если их полагать неизменными (р = 101 325 н/м2 = 760 мм рт. ст. и Т = 288 К), то прибор будет указателем индикаторной (приборной) воздушной скорости. Если же в показания прибора вводить коррекцию на их изменение с высотой полёта (это реализуется автоматически некоторым усложнением кинематической схемы механической передачи от чувствительного элемента к стрелке указателя), то прибор будет указателем истинной воздушной скорости. Практически применяют двухстрелочный (комбинированный) В. с. у., на котором одна стрелка даёт показания приборной, а другая — истинной воздушной скорости.

 А. Л. Горелик


А язык там не итальянский, а бразильский португальский ;)

Biotech
06.08.2002, 06:55
2 Maximus_G:
Ну так все правильно. Давление падает, плотность падает, приборная скорость падает, сопротивление падает, подъемная сила падает. Именно по этому для пилотирования важна именно приборная скорость. Если, например, скорость сваливания равна 140 км\ч, то она именно приборная. И если у земли она равна истинной, то на высоте разница значительная. Если верить португальскому калькулятору :) , то это будет 183 TAS Именно по этому пилоту важна приборная скорость. Кстати, истинная скорость очень важна, т.к. вся навигация строится только по истинной скорости. А навигация ничуть не меньше важна, чем само пилотирование. Впрочем, "Ил-2" это уже не касается :)

Maximus_G
06.08.2002, 07:21
Да, спасибо. Так понятней. Просто "смешалось всё в доме Обломских", и были спутаны истинная скорость и истинная воздушная скорость (TAS). К слову сказать, характеристики максимальной скорости ЛА используют именно истинную воздушную скорость, правда? Или - неужели - приборную?

Biotech
06.08.2002, 07:39
2 Maximus_G:
Я не знаю как на западе, а у нас есть только истинная скорость и приборная скорость.
Скорее всего это абсолютно то же самое что IAS и TAS. Путаницу вносит буква А, которая, имхо, в аббревиатуре TAS не имеет прямого отношения к air. Приборная скорость - это то, что показывает прибор и она зависит от плотности воздуха и истинной скорости. А истинная скорость - это скорость перемещения ЛА, относительно "неподвижной" точки в пространстве. За нее можно условно можно взять и воздух в целом, который своего положения в пространстве не меняет на любой высоте :)
скорость относительно земли - это условно, конечно. т.к. это справедливо только в горизонтальном полете. если самолет пикирует с углом 90, TAS не будет равен 0 :)
просто в гор. полете TAS равен путевой скорости. (cruise speed?)
А максимальная скорость в ТТХ - это истинная конечно же. Потому она и растет с высотой.
Ну а так как макс. скорость измеряют в горизонтальном полете, то макс. TAS равна макс. путевой скорости.
Хм... а вообще, если разобраться, TAS - это все равно скорость относительно земли :) Самолет и поверхность земли находятся в трехмерном пространстве как ни как. А потому даже если самолет движется под углом к поверхности земли, сложение векторов все равно даст ту же самую скорость.
Истинная - есть истинная. А true air speed - это от лукавого. Чистое НЛП :D

Maximus_G
06.08.2002, 07:48
2 Maximus_G:
Я не знаю как на западе, а у нас есть только истинная скорость и приборная скорость.
Я ж вам привёл Горелика, БСЭ! Там же конкретно написано - истинная воздушная скорость
http://www.rubricon.ru/qe.asp?qtype=4&qall=1&aid={3B289507-0CC1-4A70-B8ED-D773BF617312}&id=1&fstring1=%u0438%u0441%u0442%u0438%u043D%u043D%u0430%u044F%20%u0432%u043E%u0437%u0434%u0443%u0448%u043D%u0430%u044F%20%u0441%u043A%u043E%u0440%u043E%u0441%u0442%u044C&rq=1&onlyname=checked&newwind=&psize=10&pn=1
Ну с чего вы взяли что "у нас есть только истинная скорость и приборная скорость" :confused:

Biotech
06.08.2002, 08:13
2 Maximus_G:
Так потому и воздушная, что измеряется скорость самолетов :) А они, в отличие от автомобилей, перемещаются в трех измерениях (это, конечно, тот самый сферический конь :) ). Потому и измеряют относительно воздуха.
Но приборная находится в прямой зависимости от ветра\плотности\температуры, т.к. от этих факторов напрямую зависят показания прибора. А истинная скорость - это скорость, с которой самолет перемещается в воздухе, если воздух считать неподвижным.
Простой пример - воздушный змей, привязанный веревкой к земле. Его IAS - это скорость ветра. Его TAS - 0. Взяли веревку, побежали. IAS - скорость ветра плюс наша скорость. TAS - наша скорость.

badger
06.08.2002, 08:31
Кстати, истинная скорость очень важна, т.к. вся навигация строится только по истинной скорости. А навигация ничуть не меньше важна, чем само пилотирование. Впрочем, "Ил-2" это уже не касается :)

От истинной скорости зависит ещё и перегрузка :) По приборной на большой высоте может летишь не так быстро, но вот перегрузка будет намного выше , чем в том же маневре у земли на такой же приборной :)

rgreat
06.08.2002, 08:36
На большой высоте и радиус и время виража будет больше...
Соответственно это снизит перегрузки.

Maximus_G
06.08.2002, 08:42
2 Maximus_G:
Так потому и воздушная, что измеряется скорость самолетов :)
Вы внимательно прочитали статью о приборе? Ваша посылка верна лишь отчасти, поэтому выводы ошибочны.
Вот вы говорите, что "Его IAS - это скорость ветра". Это неправильно в принципе, это правильно лишь в случае, когда в точке местонахождения змея р = 101 325 н/м2 = 760 мм рт. ст. и Т = 288 К.
IAS - это показания прибора, которые будут зависеть от высоты, на которой находится змей, и от погодных условий. Чем выше змей, тем меньше IAS.
А его TAS - это и есть скорость ветра.
Как вы верно заметили, термин истинная скорость - навигационный. Если мы возьмём верёвочку и побежим, то наша скорость будет истинной скоростью змея. Но не истинной воздушной!

badger
06.08.2002, 08:42
На большой высоте и радиус и время виража будет больше...
Соответственно это снизит перегрузки.

Время больше не будет (только для установивщегося, и только из-за снизившейся мощности движка). А потому перегрузки будут выше.

Shturman
06.08.2002, 08:44
Никогда не думал, что приборная скорость зависит от ветра :confused:, Кроме того навигация строится на путевой скорости.
А где в формуле расчёта радиуса виража есть высота? Радиус зависит только от угла крена и истинной скорости.

badger
06.08.2002, 08:50
Никогда не думал, что приборная скорость зависит от ветра :confused:, Кроме того навигация строится на путевой скорости.
А где в формуле расчёта радиуса виража есть высота? Радиус зависит только от угла крена и истинной скорости.

Истинная скорость с высотой меняется? (при неизменной приборной)

Maximus_G
06.08.2002, 08:55
А! Спасибо Shturman, прояснил ситуацию с терминами.
Итак, в англоязычном варианте, и следом в русскоязычном варианте:
IAS (приборная), TAS (истинная),  ?(путевая).
При этом:
* приборная или IAS означает показание скорости указателем воздушной скорости;
* истинная или TAS - скорость ЛА относительно окружающей среды (воздушной массы);
* путевая или ? - скорость ЛА относительно земли.

rgreat
06.08.2002, 08:56
Время больше не будет (только для установивщегося, и только из-за снизившейся мощности движка). А потому перегрузки будут выше.
Будет. На одинаковых "истинных" скоростях на 100м и 10000м время виража будет разное, вне зависимости устоявшийся он или нет.
Причем очень сильно разное...
Разряженный воздух дает меньше подьемной силы при маневре, т.е. угловая скорость (град/сек) падает.
Плюс к тому, как ты и сказал, тяга ВМГ с высотой тоже падает.

Простой пример: попробуй развернуть морской катер подвешенный в воздухе с помощью руля...представь сколько времени это займет ;)
(Скорость потока воздуха и воды по 30кмч)

badger
06.08.2002, 08:59
Будет. По сравнению с той же скоростью на 100м и 10000м время виража разное, устоявшийся он или нет.
(Разряженный воздух дает меньше подьемной силы при маневре, т.е. угловая скорость (град/сек) падает)


Не будет оно разным ни в коем случае :) Потому что если ты на определённой приборной скорости совершаешь маневр с Х град/сек, то на этой приборной скорости ты на любой высоте такой же манёвр выполнишь с той же угловой, на то она и приборная. Если конечно хватит тяговооруженности, но её недостаток  можно вполне компенсировать маневрированием с потерей высоты :)

rgreat
06.08.2002, 09:12
Я подкорректировал свой ответ, конечно имелась в виду истиная скорость...
Уверенно говорить о разнице в вираже при одинаковой приборной скорости я не могу. Там все неоднозначно.
И видимо зависит от конкретного самолета.
Предпологаю что время виража с постоянной приборной скросостью с высотой будет увеличиваться даже при постоянной тяге.
Знатоки есть ?;)

Biotech
06.08.2002, 10:05
Вы внимательно прочитали статью о приборе? Ваша посылка верна лишь отчасти, поэтому выводы ошибочны.
Вот вы говорите, что "Его IAS - это скорость ветра". Это неправильно в принципе, это правильно лишь в случае, когда в точке местонахождения змея р = 101 325 н/м2 = 760 мм рт. ст. и Т = 288 К.
Допустим, про эту точку мы и говорим.



IAS - это показания прибора, которые будут зависеть от высоты, на которой находится змей, и от погодных условий. Чем выше змей, тем меньше IAS.

Именно так. Но только в том случае, если скорость ветра не будет увеличиваться с высотой. И если не будет, то на определенной высоте змей свалится потому что IAS будет ниже скорости сваливания.


А его TAS - это и есть скорость ветра.
Ну и тогда какая скорость у воздушного шара? У него в таком случае IAS ~0, TAS ~0 и никак иначе.


Как вы верно заметили, термин истинная скорость - навигационный. Если мы возьмём верёвочку и побежим, то наша скорость будет истинной скоростью змея. Но не истинной воздушной!
Тогда что такое истинная воздушная скорость?
Скорость самолета, относительно огибающих его частиц воздуха? Может быть, может быть.
Проще спросить у летчиков - есть ли у них кроме приборной воздушной и истинной воздушной еще некая истинная скорость, которая не истинная воздушная.

Maximus_G
06.08.2002, 10:12
...Ну и тогда какая скорость у воздушного шара? У него в таком случае IAS ~0, TAS ~0 и никак иначе.

Совершенно верно.


...есть ли у них кроме приборной воздушной и истинной воздушной еще некая истинная скорость, которая не истинная воздушная.
Да, называется - путевая. Та самая, относительно земли.

Shturman
06.08.2002, 10:45
Ещё раз повторюсь, радиус виража и время зависит только, от истинной скорости и угла крена.
Просто на самолёте её трудно посчитать(возможно на НЛ-10м не трудно, но требует затраты времени,  поправки зависят от температуры, высоты, ошибки прибора и ПВД), на современных считает машина,  но лётчики с детства привыкли летать по прибору, а штурмана, расчитывают истинную, для вычисления навигационных элементов. Разница  в радиусе и времени при выполнении виража по приборной скорости будет просто огромной про Н=100м и Н=10000м.
Как говорят лётчики у земли для разгона скорости надо гнать прибор( разница между истинной и приборной минимальна), а на высоте при приборной скорости 500км/ч истинная будет ого-го.

badger
06.08.2002, 11:04
Ещё раз повторюсь, радиус виража и время зависит только, от истинной скорости и угла крена.


С этим кто-то здесь спорил ? :)



Разница #в радиусе и времени при выполнении виража по приборной скорости будет просто огромной про Н=100м и Н=10000м.


Естественно, у реактивных машин тяговооруженность падает с ростом высоты тоже :)

А если скорость на входе в маневр чуть выше - тут уже как раз ограничение по перегрузке  срабатывает, "размазывая" маневр по времени и радиусу :)

Shturman
06.08.2002, 11:30
Не понял :confused:
На высоте тысяч 20, при приборной 500, число М будет наверное больше 1, и радиус достигнет грубо говоря масштаба карты в Ил-2. ;)

badger
06.08.2002, 20:26
Не понял :confused:


Чего :confused:


На высоте тысяч 20, при приборной 500, число М будет наверное больше 1, и радиус достигнет грубо говоря масштаба карты в Ил-2. ;)

Именно из-за ограничения по прочности по перегрузке(и по жизнеспособности летчиков) радиус такой и будет. Хотя с точки зрения аэродинамики самолёт мог развернуться по значительно меньшему радиусу.

Maximus_G
12.08.2002, 07:16
Вычитал в картинках на il2center.com в оборудовании Яков - "двухстрелочный указатель скорости УС-800". Это что ж, он и Vист. показывал?
И зачем нужна кассета с поправочным графиком девиации скорости и высоты? (находится в кабине справа)

badger
12.08.2002, 07:34
Вычитал в картинках на il2center.com в оборудовании Яков - "двухстрелочный указатель скорости УС-800". Это что ж, он и Vист. показывал?


Не знаю где они двухстрелочный нашли, в РЛЭ к Як-3 (http://www.aviation.ru/contrib/Andrey_Platonov/Yak-3/PilotManual/Chapt2/index.htm) указатель скорости однострелочный явно на иллюстрациях.

Также, здесь (http://www.aanet.ru/~wwwk11/labor/1214/lab2.htm) например, УС-800 назван указателем приборной скорости, без всяких истинных.



И зачем нужна кассета с поправочным графиком девиации скорости и высоты? (находится в кабине справа)

Вообще то когда говорят о девиации имеют в виду компас. И в Як-3 тоже:

60. таблица девиации компаса (http://www.aviation.ru/contrib/Andrey_Platonov/Yak-3/PilotManual/Chapt6/index.htm)

Shturman
12.08.2002, 08:11
Двухстрелочные указатели скорости- точнее КУС (комбинированный указатель скорости).
Вторая тонкая стрелка показывает так называемую Vкус- ближе к истинной но всё равно не её.
Ошибки некоторые устранены, но часть всё равно остаётся. Поправки к высотомеру, указателю скорости, есть на борту кабины, но опять же не все.
Когда появились КУС - фиг его знает, но давно.