Просмотр полной версии : Могли ли пилоты И-16 без посторонней помощи запускать свои моторы во время войны?!
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
05.02.2007, 18:40
Предлагаю к обсуждению следующую тему: тут в декабре на одном авиафоруме возник спор у наших современников с С.Ф.Долгушиным по поводу того мог ли пилот И-16 без посторонней помощи самостоятельно запустить свой мотор или нет:
http://www.avia.ru/forum/1/8/227104029649606231291164917318_4.shtml
Началось всё с того, что я довёл до С.Ф.Долгушина следующую информацию:
"И-16 Истребитель ОКБ Поликарпова"
http://www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl?nav=ru60&page=i-167.
"Самолет оборудован системой ручного запуска от рукоятки стартера «РИ». Ручка в походном положении, хранящаяся в кабине пилота, при запуске вставлялась справа в специальное отверстие фюзеляжа».
И вот что он мне ответил:
Долгушин (Dsci0029-1.wav, 00:00): «Ручка (рукоятка стартера «РИ» хранилась – В.Б.) в кабине, но чтобы ей раскрутить (маховик «эклипс» как на Ли-2 – В.Б.) - вставлялась она в моторный отсек впереди центроплана (это я хорошо помню) с левой стороны».
Бардов: «То есть с какой стороны раскручиваешь – с той и заскакиваешь в кабину»?!
Долгушин: «Ну, я:
- раскрутил (эклипс - В.Б.),
- оббежал плоскость
- и в кабину».
(Dsci0030.wav, 00:00): «(Если бы «Ручка в походном положении, хранящаяся в кабине пилота, при запуске вставлялась справа» – В.Б.) - это сколько нужно было бы оббегать:
- впереди винта,
- левую плоскость и всё!
Вот почему я и запомнил это дело - потому что вот это вот было – 22-го июня 1941 г. раза 3-4 я сам запускал вот этой ручкой»!
Бардов: «Кстати, когда Вы прилетели на аэродром «Лида» в полдень 22-го июня… когда аккумуляторы были севшие – вы:
- их заменили на аэродроме
- или так ручкой и запустили и с севшими и улетели в Черлёну»?
Долгушин: «Нет (не меняли – В.Б.) – так же ручкой запускали:
- обыкновенно (в мирное время – В.Б.) техник раскручивал или моторист,
- а тут ты один - ручка в кабине у тебя и всё – самому пришлось.
Но раскрутил я её так!… Там же:
- от аккумулятора он примерно 1800 оборотов (в минуту – В.Б.) делал,
- а мы теряли время – он останавливался – немножко сбавлял обороты. И поэтому мы раскручивали его примерно до 2200 оборотов – ну, чтобы вскочить (в кабину - В.Б.) и чтобы побольше он (эклипс - В.Б.) покрутил (мотор – В.Б.).
А что такое «система запуска эклипс»: это такого вот диаметра и такой толщины (показывает) бронзовое тяжёлое колесо – маховик самый настоящий! И когда:
- раскрутишь (рукояткой стартера «РИ» эклипс,
- вскочишь с левой плоскости в кабину – В.Б.)
- включишь (для запуска потянешь рычажок) - соединяешь вал двигателя с этой вот болванкой (т.е. включаешь сцепление вала двигателя с эклипсом?! - В.Б.)...
А на валу и на эклипсе такие вот (показывает) зазубрины (зубчатое соединение – В.Б.). И вот они сцепляются и (эклипс – В.Б.) начинает крутить мотор.
Обыкновенно в мирное время этим не пользовались (редко когда), а в полевых условиях (этот «Эклипс» - В.Б.) годился и выручал: аккумулятора нету – раскрути ручкой и запускай»!
На этот рассказ С.Ф.Долгушина последовал следующий отклик участников дружественного авиафорума:
'PROEN'-'OLDeng'у: 'Чем это так сильно отличался запуск двигателя на Ли-2 и Ан-2?
И там и там инерционный стартер.
И там и там дергался техник обезьяной в кабине.
Лётчикам этого не понять, так как они всегда запускали уже прогретые двигатели.
На Ил-14 запуск был очень простой - крути стартером, пока один из цилиндров не "схватит"! Инерционным запуском на Иле почти никто не пользовался, разве что когда аккумуляторы слабые. А запуск Аш-62 от ручки - это песня! Столько накрутишь, пока эта зараза хотя бы чихнет! Зимой это было почти нереально. Запустить И-16 одному от ручки нельзя - пока снаружи раскрутишь ручкой маховик стартера, потом надо впрыгнуть в кабину и пока маховик еще крутится (а он теряет обороты довольно быстро) включить сцепление и магнето - нет, это невозможно'!
Бардов-Долгушину (Dsci0014-4.wav, 11:00): «Так что современные лётчики и техники даже представить себе не могут, что во время войны пилоты сами себе ещё и моторы запускают»!
Долгушин (10:23): 'Надо подогреть! Подогревали же моторы! Оббегать крыло не нужно было - ты же сам то на плоскости стоишь то'.
Бардов: 'То есть нужно было просто с плоскости заскочить в кабину'?!
Долгушин: 'И всё:
- провернуть винт,
- а потом нажать кнопку"...
Интересно что думают участники этого форума по этому поводу.
Продолжение следует.
Шульгин:
На И-16 уже стояли стартеры, но бывало даже такое, что запускали и "лошадиной силой" - натягивали амортизатор... дурью маялись.
...
На И-16, на И-153 по-моему, а на И-15 - точно, ручка была. Втыкается и расручивай, разгоняешь маховик. Двигателю нужно три-четыре, а иногда - два-два с половиной оборота на сцеплении... Причем, крутили два человека, достаточно тяжело его было крутить. Потом подается команда "от винта", эти кто крутили - "сматываются", и включает (сцепление).
panzer_papa
05.02.2007, 20:32
"Сачком" за лопасть тоже запускали, но не пилоты, а техники
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
05.02.2007, 20:42
Спасибо друзья! :) Я рад что моя тема не оставила вас без внимания.
Щас добавлю ещё один аудиофайл.
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
05.02.2007, 20:45
Так насколько я понял, выходит, когда Долгушин запускал сам ручкой И-16 22-го июня он:
- вылез из кабины И-16 на левую плоскость,
- вставил ручку в моторный отсек,
- раскрутил маховик,
- заскочил в кабину и т.д.?
А то я грешным делом подумал что он раскручивал эклипс прямо стоя на земле, как это ЛеонТ описал: "Причем, крутили два человека, достаточно тяжело его было крутить. Потом подается команда "от винта", эти кто крутили - "сматываются", и включает (сцепление)".
Как я понял "эти двое" раскручивали стоя на земле или всё-таки на крыле, так как это делал Долгушин?
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
05.02.2007, 20:46
А сцепление включали кнопкой либо рычажком на И-16 с помощью устройства называемого "магнетто" от аккумулятора?
panzer_papa
05.02.2007, 22:31
Какое отношение магнето имеет к инерционному запуску двигателя?????
Так насколько я понял когда Долгушин запускал сам ручкой И-16 22-го июня он:
- вылез на левую плоскость,
- соскочил на землю к мотору,
- раскрутил маховик,
- заскочил на крыло,
- с крыла в кабину и т.д.?
А то я грешным делом подумал что он раскручивал эклипс прямо стоя на крыле :)
Он же четко описал:
- вылез на левую плоскость,
- вставил ручку,
- раскрутил маховик до 2200 об/мин,
- вытащил ручку,
- заскочил в кабину,
- включил зажигание (то самое магнетто)
- включил сцепление мотора с инерционным стартером (к этому времени обороты стартера упали до положенных для запуска 1800 об/мин)
- завел мотор,
- при необходимости повторил.
Магнетто - генератор системы зажигания, совмещенный с прерывателем. Аналогичные (по принципу действия) штуки можно было встретить на моторах S-58 к советским мопедам типа "Верховина" или "Рига". :)
Зацепление инерциального стартера с валом мотора производилось механическим способом. В современных автомобильных стартерах это делается с помощью соленоида, а там роль соленоида выполнял, скорее всего, подпружиненый рычажок, соединенный со стартером тягой.
Потянул рычажок - маховик стартера с зубчатой головкой выдвинулся вдоль своего вала и вошел в зацепелние с маховиком мотора. Отпустил рычажок - пружина вернула маховик стартера в исходное положение.
Вопрос к Бардову: речь идет о поздних типах И-16? Что Долгушин говорил о типе И-16, двигатель которого он запускал?
Вопрос не праздный, вот рассказ Сергея Грицевца самолет И-16 тип 10 Монголия 1939 год
"Забалуев уже возле самолета. Лезет в кабину. Говорить нет времени. Лихорадочно думаю: «Куда .бы тебя, дорогой, поместить?» Самолет ведь одноместный.
В общем, втискиваю его между левым бортом и бронеспинкой. Вдруг мотор зачихал. Забалуев в этой тесноте захватил газ и прижал его на себя. И винт заколебался, вот-вот остановится. А повернуться ни один из нас не может. Вот момент! Ведь если мотор заглохнет, завести его невозможно здесь! [68]
Но тут я даю газ «на обратно», и самолет у меня как рвануло — и побежал, побежал!
Новая беда. Не отрываемся. Уж, кажется, половину расстояния до Ганьчжура пробежали, а не отрываемся. Поднимаемся! Думаю: «Только бы ни одна кочка под колесо не попалась...»
Оторвались! Убираю шасси. "
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
06.02.2007, 12:30
==Он же четко описал:
- вылез на левую плоскость==
Во первых, большое спасибо за очень грамотный и толковый коментарий.
Во вторых "он" (Долгушин С.Ф.) несколько раз "чётко описывал" этот процесс и каждый раз по разному, вот потому то меня с толку и сбил его самый первый рассказ:
Долгушин С.Ф. (Dsci0029-1.wav): «Ну, я:
- раскрутил,
- оббежал плоскость
- и в кабину».
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
06.02.2007, 12:48
Пара вопросов в первую очередь ЛеонТу, но и всем остальным, кто разбирается в этих вопросах:
1) Я грешным делом подумал что Долгушин раскручивал эклипс прямо стоя на земле, как это ЛеонТ описал:
"Причем, крутили два человека, достаточно тяжело его было крутить. Потом подается команда "от винта", эти кто крутили - "сматываются", и включает (сцепление)".
Как я понял "эти двое" раскручивали стоя на земле или всё-таки на крыле, так как это делал Долгушин?
Выходит отверстие для ручки находилось таким образом что раскручивать можно было как стоя на земле так и на крыле?
=============
2) Шульгин:"На И-16 уже стояли стартеры, но бывало даже такое, что запускали и "лошадиной силой" - натягивали амортизатор... дурью маялись".
А что собой эта процедура представляла? Нельзя ли поподробнее рассказать? Что за амортизатор? Как и куда его натягивали и т.д.
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
06.02.2007, 13:14
Вопрос к Бардову: речь идет о поздних типах И-16? Что Долгушин говорил о типе И-16, двигатель которого он запускал?
Вопрос не праздный, вот рассказ Сергея Грицевца самолет И-16 тип 10 Монголия 1939 год
"Забалуев уже возле самолета. Лезет в кабину. Говорить нет времени. Лихорадочно думаю: «Куда .бы тебя, дорогой, поместить?» Самолет ведь одноместный.
В общем, втискиваю его между левым бортом и бронеспинкой. Вдруг мотор зачихал. Забалуев в этой тесноте захватил газ и прижал его на себя. И винт заколебался, вот-вот остановится. А повернуться ни один из нас не может. Вот момент! Ведь если мотор заглохнет, завести его невозможно здесь! [68]
Но тут я даю газ «на обратно», и самолет у меня как рвануло — и побежал, побежал!
Новая беда. Не отрываемся. Уж, кажется, половину расстояния до Ганьчжура пробежали, а не отрываемся. Поднимаемся! Думаю: «Только бы ни одна кочка под колесо не попалась...»
Оторвались! Убираю шасси. "
Большое спасибо за приведённый фрагмент. Я искал его совсем недавно самостоятельно, но нашёл другой - гораздо более краткий.
Искал я для того чтобы сравнить этот эпизод с аналогичным произошедшим с Долгушиным и Макаровым когда Долгушин вывез Макарова на своём Миге с пустого аэродрома к которому ехал грузовик с немцами - прямо под носом у немцев так же как Грицевец Забалуева на И-16 под носом у японцев (хотя про японцев, чтобы они в тот момент приближались е его самолёту я толком информации пока не нашел).
Что ещё любопытно:
- Грицевец за этот подвиг был представлен к званию ГСС,
- а Долгушина с Макаровым просто расцеловал комполка Хлусович, после чего их покачали и поподбрасовал весь полк на руках, а потом в дом где они ночевали с Макаровым им принесли поесть и водки, ну и комполка потом попозже к ним зашёл отметить "второе рождение" как в таких случаях такие случаи их немецкие коллеги называли и отмечали :)
==речь идет о поздних типах И-16? Что Долгушин говорил о типе И-16, двигатель которого он запускал?==
Вообщето я уже публиковал рассказ Долгушина по этому поводу в соответствующих соседних ветках. Когда мы стали разбираться с тем что Сергей Фёдорович помнит по типам И-16 и их моторам, оказалось что он помнит и то и другое, но номера типов путает. Сначала он назвал 22-й и 24-й типы, но когда я привёл ему статью (приведённую выше и написаную на основе книги Маслова по И-16) и мы стали разбираться с типами и моторами, оказалось, что их полк (и вероятно и все остальные сконцентрированные у наших западных границ) был оснащён 24-м и 28-м типом И-16 с 62-ми и 63-ми моторами. Причём когда И-16 с 63-ми моторами получили с завода, оказалось что мотор был такой мощности что коренной подшипник не выдерживал нагрузки, что приводило к авариям а то и к пожару. И когда это заметили - отобрали 10 человек не женатых из 122-го полка и отправили в г. Саки в Крым на испытания этих моторов с подшипниками двух новымх типов - с новыми посадками - на серебре и ещё на чём-то другом. Когда испынания были закончены - "испытатели" из 122-го ИАПа вернулись в свой полк и к началу войны все моторы в полку успели поменять на моторы с серебрянной посадкой (оказавшейся самой лучшей в результате испытаний) коренного подшипника.
Вот такими моторами и был вооружён 122-й ИАП и вероятно и все остальные - 24-го типа с М-62 и 28-го с М-63.
Ну и ещё различия между ними были в вооружении:
- пулемётные И-16 (с направляющими под РС и без них)
- и пушечные с моторами М-63.
Спасибо, Вам, Василий, в принципе я так и предпологал, вот здесь лежит отрывок, линк прямой. Ведет к книге Ворожейкина "Истребители", там рассказ Грицевца пересказывает А.В. Ворожейкин.
http://militera.lib.ru/memo/russian/vorozheikin_av2/03.html
К слову сказать во время Великой Отечесвенной, случаи вывоза сбитых товарищей были не единичны, вывозили и штурмы и истребители, да и немцы кстати тоже своих подбирали (фактов прямых нет, слышал из уст фронтовика, рассказвающего о подобной посадке JU-52 на Сталинградском фронте, TV передачу точно к сожаленью не помню). Для чего привел фрагмент, ИМХО он иллюстирует, что на ранних типах И-16 не это было возможно
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
06.02.2007, 17:59
Спасибо и Вам! :) Всегда приятно дело иметь с культурным эрудированным и воспитанным человеком умеющим ценить не только свой но и чужой труд :)
Если хотите - я могу привести встречную цитату - декабрьский рассказ С.Ф.Долгушина о том как он своего друга Сергея Макарова у немцев из под носа принял в свою кабину и вывез.
Или откройте сами отдельную ветку посвящённую этой теме (когдато я её и ещё совсем недавно и сам открывал но не могу найти - похоже какието "доброжелатели" посторались вроде Морозова :)).
==да и немцы кстати тоже своих подбирали (фактов прямых нет==
А хотите я Вам дам прямой факт? :) Помните книгу Толивера и Констебля о "Буби" Хартмане? Помните у него его первый ведущий был фельдфебель "Пауль" Росман? Знаете каким образом он войну закончил?
Что любопытно - когда я обрабатывал аудиофайл с декабрьским рассказом Долгушина о спасении Макарова - я искал поисковиком информацию о том как Россман попал в плен.
Так вот что интересно - или в сети вообще нет подробностей или пишут вплодь до того что он якобы был сбит!
А когда-то гдето я читал (но не могу найти) что он точно так же как и Грицевец с Долгушиным приземлился чтобы забрать к себе (повидимому в Ме-109, если он конечно на Шторхе за ним не полетел) своего приземлившегося на территории противника товарища... и не успел в отличие от Долгушина и Грицевца. Попал в плен и вроде бы остаток войны провёл в плену. Вобщем пережил ли он войну в плену и вернулся ли домой история умалчивает. Мне по крайней мере этой инфы найти пока не удалось.
==Для чего привел фрагмент, ИМХО он иллюстирует, что на ранних типах И-16 не это было возможно==
Вы хотите сказать, что у И-16 типа 10 кабина была вместительнее чем у тех И-16 на которые приграничные полки перевооружили к началу войны?
Сомнительно. На сколько я себе представляю, по большому счёту они отличались моторами, но не размером кабины, длиной и шириной фюзеляжа и т.п. Почитайте приведённую мной выше статью по мотивам книги Маслова по И-16 - там все данные на этот счёт имеются - все различия всех типов.
Кстати я читал у Толивера и Констебля и Долгушин мне рассказывал (гдето у меня эти аудиофайлы есть) что наши и немецкие лётчики-истребители бывало возили с аэродрома на аэродром, особенно в экстренных ситуациях своих техников запихивая их... пардон - сажая затылок к затылку прямо за бронеспинкой - Долгушин говорил что мол техник там себе подложит что нибудь чтобы сидеть не жёстко было и вот так и возили. И все они говорили что в принципе могли за бронеспинкой "валетом" даже и двоих с собой увести :)
Что касается случаев со спасением Долгушиным и Грицевцом своих товарищей, то Макаров к примеру полностью в кабину не поместился и одна нога его осталась вне фюзеляжа. Как было в случае с Грицевцом я не знаю, но не исключено и похоже что и Грицевец своего командира "запихал" в той же позе и в том же месте что и Долгушин Макарова :)
Ну давайте сравним, как они своих "пассажиров" возили :)
Грицевец: "В общем, втискиваю его между левым бортом и бронеспинкой... Забалуев в этой тесноте захватил газ и прижал его на себя. И винт заколебался, вот-вот остановится. А повернуться ни один из нас не может".
Вот нашёл - глядите, чем богаты тем и рады:
Советские и немецкие асы. Как немецкие "короли неба" стали королями без королевства
http://www.rustrana.ru/print.php?nid=5428 :
"9 июля 1943 года в бою над Таманью был сбит и попал в плен оберфельдфебель Эдмунд Россман, опытный ас, имевший 93 победы в 640 вылетах, первый ведущий молодого Эриха Хартманна".
А вот что я сам ранее нашёл по Грицевцу:
http://www.bigler.ru/forum/read.php?...-07-05+14%3A40
На Халхин-Голе в период с 22 июня по 30 августа 1939 года он выполнил 138 боевых вылетов, сбив 12 вражеских самолетов и совершил подвиг: спас из подбитого японцами самолета командира 70-го иап майора В.М. Забалуева. На глазах японцев, в семидесяти километрах за линией фронта, С.И. Грицевец сел в степи, втиснул Забалуева между левым бортом и бронеспинкой своей "Чайки" и успешно доставил его на свой аэродром. За этот подвиг Грицевец получил вторую Звезду.
Бардов-Долгушину (Dsci0014.wav-4, 30:28): "Так что в отсутствии товарищеской взаимовыручки Вас не упрекнёшь: Карлов, Макаров...
Я кстати прочитал про историю как Вы приземлились рядом со сбитым Макаровым и взяли его к себе в кабину так, что одна нога его осталась вне фюзеляжа и вывезли Макарова у немцев под носом"?!
Долгушин: "Да".
Бардов: «Что интересно – у Хартмана первый учитель его на фронте - первый ведущий его оберфельдфебель Россман. Так вот, я читал где-то, что свою фронтовую карьеру он закончил при таких же обстоятельствах, как и Вы спасая Макарова – приземлился на Ме-109 забрать своего сбитого товарища. Но он попал в плен, а Вам удалось Макарова увезти прямо у немцев из под носа»?!
Долгушин: «Да. Но все пробоины то я привёз в хвосте».
Бардов: «То есть немцы не только стреляли но и попали в Ваш самолёт»?!
Долгушин: «Попали».
Бардов: «Просто вам с Макаровым повезло»?
Долгушин: «Да - он (Макаров – В.Б.):
- вскочил на плоскость моего МиГ-3,
- правую ногу засунул, встал на неё и засунулся,
- а левая нога его и плечо»…
Бардов: «А фонаря на Вашем МиГе небыло»?
Долгушин: «Тогда мы сбрасывали фонарь и он был сброшен.
И вот (Макаров – В.Б.) мне всё загородил. Я:
- газ «сунул» (двинул ручку сектора газа – В.Б.),
- а «ноги» (шасси – В.Б.) убрать – я так и не добрался - Макаров загородил мне всё – ну куда тут повернуться?!
Я смеюсь и ругаю его: «Тоже мне - забрался – вон, «ноги» нельзя убрать»! :)
Так мы и смеялись.
Скорость я держал минимальную – скорость планирования – 250 км/ч: я боялся, что у него унты слетят - мороз: унта слетит и нога отмёрзнет! Но у него унты имели лямки (ленты такие с петлёй), которые привязывались за поясной ремень на гимнастёрке. И у него обе эти лямки (задняя и передняя) были одеты на этот ремень.
И получилось у (Макарова – В.Б.):
- левая нога за бортом,
- а правая нога, голова и плечо в кабине».
Бардов: «А за что он там держался в кабине»?
Долгушин: «Так ему там жержаться то – он навалился мне на левую ногу и всё! Я взлетел. Посмотрел… Он ведь мне загородил всё! Голова то у него»…
Бардов: «А радио небыло тогда ещё на МиГ-3»?
Долгушин: «Небыло.
Когда мы сели – самолёт пробег закончил, я начал сруливать, а (Макаров – В.Б.) говорит (смеёмся): «То же мне – засунул меня»!
Я ему говорю: «Ты молчи, понимаешь ли»!…
Бардов: «А то назад выкину»?! :)
Долгушин: «Он начал вылазить до того, как самолёт остановился – на рулёжке. Стал на левую плоскость и мы рулим: я в кабине, а он – стоит на левой плоскости и смеётся». :)
Бардов: «Цирк»!
Долгушин: «Цирк, самый настоящий! Ну – тут весь полк сбежался»... Бардов: «И Хлусович тоже был там»?
Долгушин: «И Хлусович и все там».
Бардов: «А что сказали ваши командиры, когда это увидели»?
Долгушин: «Ну, а что тут скажешь: ну, просто меня и Макарова схватили и начали качать. А Хлусович просто подошёл, обнял меня, поцеловал и говорит: «Молодец Сергей»!
Ну, а что тут скажешь"?!
Бардов: «Вот, что значит настоящий верный друг – как в песне поётся»!
Долгушин: «Да - что тут скажешь"?!
Бардов: «А хоть отметило Вас начальство за это, наградили чем нибудь? Грицевец вон за тоже самое золотую звезду ГСС получил»!
Долгушин: «Нет – ничево! А мне это и не нужно было! Мне самая большая награда:
– я рулю,
- все «высыпали» (сбежался весь полк к их самолёту – В.Б.),
- а он (Макаров – В.Б.) стоит на плоскости и своей мордашкой круглой улыбается и смеётся»!
Бардов: «А вас не сфотографировали тогда»?
Долгушин: «Нет. Когда мы рулили а он стоял (винт то работал) – было б конечно»!…
Бардов: «Вот это был бы снимок»!
Долгушин: «Это снимок был бы! Но не думали ж об этом! Куда там»!
Бардов: «Я читал, что у немецких лётчиков такие ситуации называли «вторым рождением» и отмечали как второй день рождения
А у вас такое было»?
Долгушин: «Нет.
Ну, мы ушли в хату в свою. Принесли нам покушать, водки принесли. Командир полка пришёл попозже. Комиссара небыло. Вообще у меня с комиссарами было взаимоотношение… Вот с этим комиссаром 180-го полка Зиновьевым и у меня и у Макарова вот как было (стукает кулаками одним о другой – В.Б.). Он (Зиновьев – В.Б.) просто нас ненавидел»!... и т.д.
Прицепляю заархивированный аудиофайл - слушайте на здоровье своими ушами этот диалог - я эти слова Сергея Фёдоровича на всю оставшуюся жизнь запомнил - что было ему высшей наградой за спасение друга - жизнь и улыбка самогО друга - вот что значит, как в песне поёцца, настоящий верный друг!
А что собой эта процедура представляла? Нельзя ли поподробнее рассказать? Что за амортизатор? Как и куда его натягивали и т.д.
По рассказам стариков, такая процедура применялась довольно широко и в послевоенное время. Это выглядело так: набирался жгут из резиновых амортизационных шнуров, заводился одним концом за лопасть, которая удерживалась петлей. Другой конец натягивался с помощью лошади. По команде, петля освобождалась и мотор энергично проворачивался. Часто, освободившимся амортизатором доставалось и лошадям. Говорят, что они хитрые были, и услышав команду, падали, чтобы амортизатор пролетел сверху. :)
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
06.02.2007, 18:11
В заключение хочу ещё раз поблагодарить за предоставленный фрагмент с рассказом Грицевца. Я сейчас добавлю его в свой рабочий вордовский файл а как поеду к С.Ф. - зачитаю ему чтобы он сам сравнил как дело было у Грицевца с Забалуевым и у него самогО с Макаровым.
Кстати - вопрос авиа-знатокам:
В исполнении С.Ф.Долгушина (в чём можно убедиться прослушав аудиофайл) имеется фраза: "Я:
- газ сунул
- а «ноги» (шасси – В.Б.) убрать – я так и не добрался".
Вопрос в том - как с авиажаргона на человеческий русский язык для "простых сметрных" грамотно перевести фразу "газ сунул":
- "нажал на рукоятку сектора газа чтобы увеличить обороты двигателя",
- "дал газ"?
Грицевец к примеру в этом вопросе употребляет термины:
- Забалуев в этой тесноте захватил газ и прижал его на себя.
- Но тут я даю газ «на обратно»...
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
06.02.2007, 18:13
==Часто, освободившимся амортизатором доставалось и лошадям. Говорят, что они хитрые были, и услышав команду, падали, чтобы амортизатор пролетел сверху.==
Лихо! :) Добавляю в свою "копилку" и как поеду к Долгушину - зачитаю ему - интересно что он скажет по этому поводу.
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
06.02.2007, 19:16
Вот ещё интересный момент:
Грицевец: "...винт заколебался, вот-вот остановится. А повернуться ни один из нас не может. Вот момент! Ведь если мотор заглохнет, завести его невозможно здесь"!
Вероятно:
- либо жопанизовцы были рядом и Грицевец с Забалуевым могли просто не успеть завести мотор эклипсом,
- возможно на 10-м типе эклипса ещё небыло - это можно уточнить в книге Маслова и той статье что я приводил выше.
- возможно на 10-м типе эклипса ещё небыло
В.Г.Шульгин уверенно говорил об инерционном стартере еще на И-15.
panzer_papa
06.02.2007, 20:57
Магнетто - ...
Зацепление инерциального стартера ...
Я знаю, что такое магнето и как устроен инерционный стартер, более того - я даже преподавал это курсантам-авиатехникам ;) :)
Поэтому и спрашиваю - какое отношение магнето может иметь к инерционному стартеру :) :) :)
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
06.02.2007, 22:17
А такой ответ "не катит"? :)
Магнетто - генератор системы зажигания, совмещенный с прерывателем. Аналогичные (по принципу действия) штуки можно было встретить на моторах S-58 к советским мопедам типа "Верховина" или "Рига".
Зацепление инерциального стартера с валом мотора производилось механическим способом. В современных автомобильных стартерах это делается с помощью соленоида, а там роль соленоида выполнял, скорее всего, подпружиненый рычажок, соединенный со стартером тягой.
Потянул рычажок - маховик стартера с зубчатой головкой выдвинулся вдоль своего вала и вошел в зацепелние с маховиком мотора. Отпустил рычажок - пружина вернула маховик стартера в исходное положение.
========================================================
Папа! ну не умничай и не томи! :) Раз ты мужик такой грамотный - "продай талант" ((С) адьютант Попандопуло).
Не все же участники форума это курсантам-техникам преподавали :)
А парень высказавший вышеприведённую мысль вообще забанен и не может тебе отвитить - а если и может то только по мэйлу.
ВАСИЛИЙ БАРДОВ
06.02.2007, 22:30
Значит "Проен" был не прав когда написал (то что подчёркнуто): ?
"Запустить И-16 одному от ручки нельзя - когда снаружи раскрутишь ручкой маховик стартера:
- надо впрыгнуть в кабину
- и пока маховик еще крутится (а он теряет обороты довольно быстро) включить сцепление и магнето".
Правильный вариант - "и пока маховик еще крутится (а он теряет обороты довольно быстро) включить сцепление" ?
Правильный вариант - "и пока маховик еще крутится (а он теряет обороты довольно быстро) включить сцепление" ? [/QUOTE]
Напишите этому деятелю-пусть подойдёт к любому нашему трактору и спросит у тракториста,система довольно-таки похожая.Единственное исключение-в качестве маховика стоит пускач.
panzer_papa
07.02.2007, 00:05
А такой ответ "не катит"?
Нет. Без грамотности в нашем деле нельзя.
Папа! ну не умничай и не томи!
"Сцепление" - это соединение маховика стартера с валам двигателя, осуществляется с помощью обгонной муфты.
Включение магнето - это соединение свечей зажигания с магнето. При запуске двигателя оно изначально отключено, т.к. включенное магнето может привести к запуску двигателя еще на моменте раскутки (или даже просто проворачивания винта перед запуском) - а винт - такая дура, которая все поотшибает с легкостью.
Таким образом включение муфты сцепления стартера с валом двигателя и включение магнето - это два отдельных движения, одно рукояткой, другое - переключателем.
А парень высказавший вышеприведённую мысль вообще забанен.Мои соболезнования
Спасибо, Вам, Василий, в принципе я так и предпологал, вот здесь лежит отрывок, линк прямой. Ведет к книге Ворожейкина "Истребители", там рассказ Грицевца пересказывает А.В. Ворожейкин.
http://militera.lib.ru/memo/russian/vorozheikin_av2/03.html
К слову сказать во время Великой Отечесвенной, случаи вывоза сбитых товарищей были не единичны, вывозили и штурмы и истребители, да и немцы кстати тоже своих подбирали (фактов прямых нет, слышал из уст фронтовика, рассказвающего о подобной посадке JU-52 на Сталинградском фронте, TV передачу точно к сожаленью не помню). Для чего привел фрагмент, ИМХО он иллюстирует, что на ранних типах И-16 не это было возможно
Задорнов Михаил Николаевич... Если вы того Задорнова Цитируете...
Задорнов Михаил Николаевич... Если вы того Задорнова Цитируете...
Ну а по существу вопроса то что вы хотели сказать г-н Olkor речь осмелюсь напомить, шла об И-16 и о том можно ли его завести без посторонней помощи? А вовсе не о Задорнове Михаиле Николаевиче
А ничего, тема уже в зубах навязла. Я вижу ее обсуждение в пятый раз... А по сему единственноепо поводу чего я хотел высказаться - я высказался...
Здесь видео запуска "ручкой" мессера. На И-16, и на других было примерно так же.
http://forum.sukhoi.ru/showthread.php?t=46227
Пара вопросов в первую очередь ЛеонТу, но и всем остальным, кто разбирается в этих вопросах:
1) Я грешным делом подумал что Долгушин раскручивал эклипс прямо стоя на земле, как это ЛеонТ описал:
"Причем, крутили два человека, достаточно тяжело его было крутить. Потом подается команда "от винта", эти кто крутили - "сматываются", и включает (сцепление)".
Как я понял "эти двое" раскручивали стоя на земле или всё-таки на крыле, так как это делал Долгушин?
Выходит отверстие для ручки находилось таким образом что раскручивать можно было как стоя на земле так и на крыле?
Ну вот - разобрался на конец. В апреле-мае я был у С.Ф.Долгушина и вот что он ответил:
Профи-Долгушину (Dsci0014-4.wav): 'Так что, Сергей Фёдорович, современные лётчики, авиатехники, историки и просто авиалюбители даже представить себе не могут, что во время войны лётчики сами без техников себе ещё и моторы запускали и говорят: «Запустить И-16 одному от ручки нельзя - пока снаружи раскрутишь ручкой маховик стартера, потом надо впрыгнуть в кабину и пока маховик еще крутится (а он теряет обороты довольно быстро) включить сцепление - нет, это невозможно'!
Долгушин (Dsci0014-4.wav, 00:31): «Оббегать крыло не нужно было».
Профи: 'То есть нужно было просто с плоскости заскочить в кабину'?!
Долгушин: «И всё:
- провернуть винт,
- а потом нажать кнопку»
(точнее, если я правильно понял "панцер папу" – нажать рукоятку, т.е. «произвести рукояткой включение муфты сцепления стартера с валом двигателя»).
Профи: “Кстати мой коллега из Харькова «ЛеонТ» нашёл в международной компьютерной сети “Интернет”, на форуме концерна «Сухой», видеозапись, где этой ручкой точно так же раскручивают эклипс, запуская двигатель Ме-109” – «Мессер в живую»:
http://forum.sukhoi.ru/showthread.php?t=46227
Только лётчик там сидел в кабине, а раскручивал второй человек, стоящий на крыле”:
Долгушин: “Так и у нас так же было то:
- вообще - техники раскручивали,
- а тут – когда надо было раскрутить, я сам раскручивал, потому что некому больше было – техника то нету!
А взять какого-нибудь постороннего человека раскручивать:
- он раскрутит,
- я включу винт (т.е. сцепление муфты стартера с валом двигателя – "панцер папа"),
он начнёт крутиться,
- а этот “мудак” (“посторонний человек”) задницей вперёд побежит, аккурат под винт попадёт и всё! :eek:
Потому что (показывает):
- вот мотор,
- вот тут вот техник стоит и раскручивает”… (эклипс – В.Б.)
Профи: “А он стоит на крыле или на земле”?
Долгушин: “На земле”.
Профи: “А Вы когда сами мотор заводили – где стояли”?
Долгушин: “Я стоял так же, потому что с крыла его не заведёшь. Но наступив на колесо, перебраться на крыло – никакого умения не надо. :) Тем более в том возрасте, в котором я был”. ;)
(Dsci0029.wav): «Ручка (рукоятка стартера «РИ» хранилась – В.Б.) в кабине, но чтобы ей раскрутить (маховик «эклипс» как на Ли-2 – В.Б.) - вставлялась она в моторный отсек впереди центроплана (это я хорошо помню) с левой стороны».
Бардов: «То есть с какой стороны раскручиваешь – с той и заскакиваешь в кабину»?!
Долгушин: «Ну, я:
- раскрутил (эклипс - В.Б.),
- оббежал плоскость
- и в кабину».
Несколько уточнений:
1) Только что попробывал загрузить и прослушать прикреплённый аудиофайл и обнаружил что он у меня не читается - похоже запорот.
Попробую прицепить его ещё раз если кто-нибудь ещё захочет услышать своими ушами голос С.Ф.Долгушина.
2) Говоря "оббежал плоскость" Сергей Фёдорович оговорился.
Позже я уточнил у него этот момент и вот что он сказал:
(Dsci0014-4.wav, 00:31): «Оббегать крыло не нужно было».
Профи: 'То есть нужно было просто с плоскости заскочить в кабину'?!
Долгушин: «И всё:
- провернуть винт,
- а потом нажать кнопку»
(точнее – рукоятку, т.е. «произвести рукояткой включение муфты сцепления стартера с валом двигателя»).
Powered by vBulletin® Version 4.2.5 Copyright © 2025 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot