PDA

Просмотр полной версии : Запуск моторов СЛ во время 2-й МВ в сильные морозы как зеркало состоятельности спецов



ВАСИЛИЙ БАРДОВ
05.02.2007, 19:23
Предлагаю обменяться имеющейся информацией по данной теме, которую мы с друзьями и коллегами недавно обсуждали на одном дружественном авиасайте в ветке посвящённой Си-47, Ли-2 и их моторам:

Бардов-Долгушину: 'Кстати, когда я опубликовал в международной компьютерной сети 'интернет' Ваш рассказ о том, как Вам приходилось одному двигатель И-16 заводить, получил такой ответ:

http://www.avia.ru/forum/1/8/227104029649606231291164917318_2.shtml

Oldeng: 'Ли-2 - это особая песня. Скажу одно, что запуск его двигателей зимой - зеркало состоятельности специалиста. Казалось бы, на Ан-2 - тот же АШ-62ИР, но там не тебовалось такого артистизма".

Бардов-"Oldeng"у: 'А нельзя ли по-подробнее? Интересно обсудить эту "песню" с С.Ф.Долгушиным'.

И-16 Истребитель ОКБ Поликарпова

http://www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl?nav=ru60&page=i-167.
Самолет оборудован системой ручного запуска от рукоятки стартера 'РИ'. Ручка в походном положении, хранящаяся в кабине пилота, при запуске вставлялась справа в специальное отверстие фюзеляжа'.

'PROEN'-'OLDeng'у: 'Чем это так сильно отличался запуск двигателя на Ли-2 и Ан-2? И там и там инерционный стартер. И там и там дергался техник обезьяной в кабине, летчикам этого не понять, так как они всегда запускали уже прогретые двигатели.
На Ил-14 запуск был очень простой - крути стартером, пока один из цилиндров не "схватит"! Инерционным запуском на Иле почти никто не пользовался, разве что когда аккумуляторы слабые. А запуск Аш-62 от ручки - это песня! Столько накрутишь, пока эта зараза хотя бы чихнет! Зимой это было почти нереально. Запустить И-16 одному от ручки нельзя - пока снаружи раскрутишь ручкой маховик стартера, потом надо впрыгнуть в кабину и пока маховик еще крутится (а он теряет обороты довольно быстро) включить сцепление и магнето - нет, это невозможно'!

PROEN: 'Кому интересно - запуск Аш-62 зимой: левая рука на топливном шприце - зашприцовывает топливо прямо на выход карбюратора,потом ею же раскручиваешь стартер и потом держишь сцепление стартера, правая нога качает ручной подкачивающий насос, правой рукой надо включить магнето и потом качать ручкой газа... Бах-тарабах-бах - не запустился!!! Все по-новой'!

b737: 'Про правую ногу это лихо. Никогда не видел этого и не делал сам при запуске. Зашприцовка и раскрутка стартёра это разные операции и делаются последовательно. А правой рукой шуруешь ручной насос(именно ручной, а не ножной)и резко работаешь сектором газа'.

Кирсарай: 'Ну и PROEN, нагнал страху! Все спокойно делается и рук хватает, ноги не требуются.И почему магнето у вас правой рукой включается? На ВЛЭКе у вас сколько динаметрия левой кисти? Не хватает мощей что-ли, большим пальцем крутануть? (:-/Хотя,в целом, согласен, бывают смешные раскоряки в Ан2 при запуске'.

'OLDeng'-'не летчик'у: 'О запуске поршневого двигателя "в самый лютый мороз" распросите техников. Они расскажут:
- легко ли это давалось
- о разнообразных подогревателях,
- маслогрейках,
- о разжижении бензина,
- о тяжеленных чехлах и пр. романтике.
- о гидроударах, задирах, порванных маслорадиаторах.
Другое дело, что Ил-14 многое терпел, но и труда требовал немалого".

Бардов-Долгушину (11:00): 'Так что современные лётчики даже представить себе не могут, что во время войны пилоты сами себе ещё и моторы запускают'!

Долгушин (10:23): 'Надо подогреть! Подогревали же моторы! Оббегать крыло не нужно было - ты же сам то на плоскости стоишь то'.

Бардов: 'То есть нужно было просто с плоскости заскочить в кабину'?!

Долгушин: 'И всё:
- провернуть винт,
- а потом нажать кнопку.
Моторы: А вон тут вот, аэродром 'Воронцово', правее Волги: техсостава нету (из под Ржева выбираются), а летать то надо! Вот - график на полк - машин то мало! Вот - машина 'газик' стоит и надо прогревать моторы. Очередь вот такого (пилота - В.Б.):
- его будят,
- он садиться на машину, приезжает,
- снял чехол, запустил мотор.
А на МиГ-3 ручка была и тормоза.
И вот:
- тормоз прикрутишь бичёвкой (флажёк, чтобы тормоза были, потому что нету ещё колодок),
- запускаешь его,
- поставишь его на обороты прогрева и ходишь и смотришь: ага, этот прогрел.
Его:
- выключаешь
- одеваешь на него ватный чехол и застёгиваешь.
И так все машины прогреваешь и уезжаешь, а через 2-3 часа следующий точно так же"...

Бардов-Долгушину: 'Вот мы это и обсуждали на одном авиафоруме
http://www.avia.ru/cgi/discpost.cgi?a=success&id=4094795936262860067611167902461&is=1&ti=0
с современными лётчиками и техниками, которые летали на Ил-12 и рассказывали какой это был хороший самолёт, как они на них в детстве летали и т.п. А я им передал Ваши рассказы. И они назвали это 'перекличкой через поколения. А один написал: 'Я вернулся из командировки, а вы всё настальгируете'!
А я им говорю: 'Вот в понедельник поеду к Сергею Фёдоровичу и передам ему ваши слова'. Вот так мы на этом форуме и общаемся там'. :)

Долгушин: 'Простые самолёты были. А потом, откровенно говоря - когда умеешь летать'...

Бардов: 'То и на бревне полетишь'?! :)

Долгушин: 'То и на бревне полетишь'! :)

Бардов-Долгушину (03:20): 'А капитан Семёнов не рассказывал, как они во время первой - т.н. "Зимней" войны с Финляндией в страшные морозы летали'?

Долгушин: 'Ну, это дело было пожалуйста - в 1941-м году. Под Москвой мы всё испытали'.

Бардов: 'А немцы летали в такие морозы'?

Долгушин: 'У немцев - почему они 'провалились' с налётами под Москвою? Они какое-то время вообще не могли летать:
- подготовка аэродромов. Они то рассчитывали, что до осени успеют, а тут заносы! А снегу было! Если просто с дороги было сойти - то по пояс проваливаешься в снег! Ну трактора у них были, а катков и гладилок небыло,
- небыло подогрева моторов и они когда запустили их - запустят кое-как у них рвались к чёрту петрофлексы (это маслопроводы). И пока они с этим справились и это наладили, сопротивления их фактически было мало. Поэтому мало боёв было воздушных'.

Бардов-Долгушину: 'А про Эриха Хартмана Вы слышали что-нибудь'?

Долгушин: 'Слышал'.

Бардов: 'А книгу про него не читали, написанную американскими авторами Толивером и Констеблем "Белокурый рыцарь Германии", которую Александр Больных перевёл на русский язык и издавал в 1999-2001 годах в издательстве 'АСТ' под названием 'Лучший ас Второй мировой'? Это были первые послевоенные публикации о немецких асах. И в этой книге они написали как раз о том, о чём Вы и говорите:

Толивер и Констебль: 'Плохая погода была почти таким же серьезным противником, как ВВС красных, хотя германские пилоты узнали достаточно много и об этом неприятеле от советских летчиков. Немцы были сильно удивлены в России, когда видели красные истребители, кружащие над своими аэродромами в утренние холода, когда они сами не могли запустить моторы своих машин'.

ВАСИЛИЙ БАРДОВ
05.02.2007, 19:40
А вот что по поводу этих книг написал Щербаков А.А.:

Щербаков А.А. ('Летчики, самолеты, испытания' http://www.testpilot.ru/review/ppt/aces.htm ):
'Биография и боевой путь Эриха Хартмана написаны американскими авторами Толивером и Констеблем в книгах:
- 'Белокурый рыцарь Германии',
- 'Хроника побед Эриха Хартмана',
- 'Немецкие летчики-истребители, асы 1939-1945 годов'.
С несколько измененными названиями эти книги неоднократно издавались в Германии. Удивительно, что немцы отдали монополию на книгу о своих национальных героях американцам. Из этих книг по всему миру разошлись цифры побед немецких асов. Однако никаких ссылок на документы, на объективные подтверждения этих цифр в книгах нет. Книги эти изобилуют грубыми ошибками и выдумками, говорящими о полном незнании автором условий и реалий советско-германского фронта'...

ВАСИЛИЙ БАРДОВ
05.02.2007, 19:43
Бардов-Долгушину: 'И вот Толивер и Констебль в своей книге описали такую историю ( http://militera.lib.ru/bio/toliver_constable/06.html ):
эскадрилья Хартмана захватила русского летчика и перед тем как отправить его в лагерь военнопленных или в вышестоящий штаб, они видимо как коллеге решили показать свои самолёты'.

Долгушин: 'Ну, могли немцы это сделать'.

Бардов: 'И когда он увидел что они не могут запустить моторы - он якобы из гордости, что знает нечто не известное немцам, с характерной советской прямотой показал им, как русские ВВС поддерживают боеспособность своих частей при температурах до 40 ниже нуля:
'Когда эскадрилья Эриха захватила русского летчика, он с характерной советской прямотой показал им, как русские ВВС поддерживают боеспособность своих частей при температурах до 40 ниже нуля. Этот пленный был горд тем, что знает нечто не известное немцам. Он потребовал канистру с половиной галлона бензина. Затем он подошел к стоящим на земле 'Мессершмиттам', и к ужасу наземного персонала JG-52, залил бензин в масляный фильтр самолета. Немцы отбежали ярдов на 20. В тот момент, когда Dummkopf попытается включить зажигание и запустить мотор, последует взрыв. [89] Осторожные германские механики начали проворачивать мотор вручную, а германский пилот забрался в кабину. После того, как бензин смешался с замерзшим маслом, он включил зажигание. Мотор завелся. Взрыва не последовало. Огромный Даймлер-Бенц работал надежно. Через переводчика русский летчик объяснил немцам, что при низких температурах мало густеет, и стартер не может провернуть мотор. Бензин разжижает масло, а когда мотор прогревается, он испаряется. Единственной предосторожностью были более частые замены моторного масла, когда при низких температурах в него добавляют бензин. Эрих также проследил, как другой русский демонстрирует уловки по запуску мотора в условиях низких температур. Вот как он рассказал эту историю своими словами: 'Русский потребовал лоток для запасных частей. И снова он потребовал бензин. Биммель и остальные следили, как русский подошел к соседнему Ме-109 и поставил лоток под моторным отсеком. Он до краев наполнил лоток бензином. Затем поджег спичку и отпрыгнул назад. Бензиновые пары сразу вспыхнули, несмотря на низкую температуру. Широкий язык пламени лизнул снизу открытый моторный отсек. Пламя горело минут десять'. Вы не читали или может быть слышали про такие истории'?Долгушин: 'Нет. Ну, вопервых на моторе достаточно всево, чтобы обгореть. И ево уже не запустишь. Бардов: 'Да-да - слушайте дальше что было: 'Когда огонь погас, один из механиков сказал, что электрической системе конец. Изоляция просто сгорела. Но русский просто ответил: 'Запускайте'. Низкий ровный гул мотора убедил всех. Теперь истребители могли летать и при отрицательных температурах, мы научились этому. Мы все чувствовали себя обязанными этим опытом красным ВВС, которые сами помогли нам подниматься в воздух каждое утро, чтобы встретить их утренние налеты'. Тот же русский пленный показал изумленным немцам, как заставить оружие действовать в условиях отрицательных температур. Наставления Люфтваффе требовали тщательной смазки оружейных механизмов. В суровых условиях Русского Фронта смазка застывала, и механизм замка оказывался замороженным. Русский взял германский пулемет и окунул его в котел с кипящей водой. Он смыл масло и смазку с оружия. Освобожденное от предписанной смазки оружие исправно действовало до температуры минус 40. Благодаря советам русских, немцы смогли не только летать, но и стрелять. Была решена проблема, мешавшая частям Люфтваффе первые две зимы в России. Использование этих и других уловок Биммелем позволило Эриху в январе - феврале 1944 добиться впечатляющих успехов'.

Долгушин: 'Дело другое - вон, наши как делали (были такие круглые печки с решётками. Пламени небыло, а был только горячий воздух):
- мотор накрывали тёплыми зимними чехлами (даже байковые были),
- а эту печку ставили прямо на землю и поджигали'.

Бардов: 'А печка не проваливалась в снег'?

Долгушин: 'Ну, в снег она конечно проваливается, но это потом. И она горела.
Были печки каталитические - без пламени: какая-то сетка и температуру они тоже большую давали. И тоже под чехлы их подкладывали и:
- горячий воздух поднимался к мотору,
- чехол вокруг мотора не выпускает всё это дело'.

Бардов: 'А это делали в помещениях под крышами или прямо под открытым небом"?

Долгушин: '(Прямо под открытым небом - В.Б.)!
Теперь, что делали: перед тем, как окончательно выключить мотор, когда становилось темно, на моторах был маслоразжижатель:
- бензин,
- бачок маленький
- и шприц (его оттягиваешь, мотор работает, поступает бензин Б-70 и разжижает масло'.

Бардов: 'Я слышал что такая штука была на моторах Ли-2 и И-16'.

Долгушин: 'Да это и на МиГ-3 было. А если где-то небыло, то просто выворачивали свечи и заливали бензином, чтобы масло не загустело'.

panzer_papa
05.02.2007, 20:27
По-моему, это не немцы не знали о разжижении бензина, а американские авторы ;)

Книги эти изобилуют грубыми ошибками и выдумками, говорящими о полном незнании автором условий и реалий советско-германского фронта'..."Умри, Денис, лучше не скажешь!"(с)

Amouse
08.02.2007, 01:19
Удивительно, что немцы отдали монополию на книгу о своих национальных героях американцам....

А кто из немецких асов (100+) вообще написал мемуары?
Кроме Руделя.
Может потому и писали, что немцы молчали?

ВАСИЛИЙ БАРДОВ
08.02.2007, 11:48
А и действительно. Ну, Кноке написал, начавший войну на аэроузле "Сувалки". Про Ханса "Асси" Хана книга говорят недавно вышла - в США чтоли, какого то Джерри... как там его. Но я её пока не видел в сети. А больше действительно на память не приходит никого.
Интересно кто сейчас ещё жив из немецких лётчиков?