ВАСИЛИЙ БАРДОВ
05.02.2007, 19:23
Предлагаю обменяться имеющейся информацией по данной теме, которую мы с друзьями и коллегами недавно обсуждали на одном дружественном авиасайте в ветке посвящённой Си-47, Ли-2 и их моторам:
Бардов-Долгушину: 'Кстати, когда я опубликовал в международной компьютерной сети 'интернет' Ваш рассказ о том, как Вам приходилось одному двигатель И-16 заводить, получил такой ответ:
http://www.avia.ru/forum/1/8/227104029649606231291164917318_2.shtml
Oldeng: 'Ли-2 - это особая песня. Скажу одно, что запуск его двигателей зимой - зеркало состоятельности специалиста. Казалось бы, на Ан-2 - тот же АШ-62ИР, но там не тебовалось такого артистизма".
Бардов-"Oldeng"у: 'А нельзя ли по-подробнее? Интересно обсудить эту "песню" с С.Ф.Долгушиным'.
И-16 Истребитель ОКБ Поликарпова
http://www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl?nav=ru60&page=i-167.
Самолет оборудован системой ручного запуска от рукоятки стартера 'РИ'. Ручка в походном положении, хранящаяся в кабине пилота, при запуске вставлялась справа в специальное отверстие фюзеляжа'.
'PROEN'-'OLDeng'у: 'Чем это так сильно отличался запуск двигателя на Ли-2 и Ан-2? И там и там инерционный стартер. И там и там дергался техник обезьяной в кабине, летчикам этого не понять, так как они всегда запускали уже прогретые двигатели.
На Ил-14 запуск был очень простой - крути стартером, пока один из цилиндров не "схватит"! Инерционным запуском на Иле почти никто не пользовался, разве что когда аккумуляторы слабые. А запуск Аш-62 от ручки - это песня! Столько накрутишь, пока эта зараза хотя бы чихнет! Зимой это было почти нереально. Запустить И-16 одному от ручки нельзя - пока снаружи раскрутишь ручкой маховик стартера, потом надо впрыгнуть в кабину и пока маховик еще крутится (а он теряет обороты довольно быстро) включить сцепление и магнето - нет, это невозможно'!
PROEN: 'Кому интересно - запуск Аш-62 зимой: левая рука на топливном шприце - зашприцовывает топливо прямо на выход карбюратора,потом ею же раскручиваешь стартер и потом держишь сцепление стартера, правая нога качает ручной подкачивающий насос, правой рукой надо включить магнето и потом качать ручкой газа... Бах-тарабах-бах - не запустился!!! Все по-новой'!
b737: 'Про правую ногу это лихо. Никогда не видел этого и не делал сам при запуске. Зашприцовка и раскрутка стартёра это разные операции и делаются последовательно. А правой рукой шуруешь ручной насос(именно ручной, а не ножной)и резко работаешь сектором газа'.
Кирсарай: 'Ну и PROEN, нагнал страху! Все спокойно делается и рук хватает, ноги не требуются.И почему магнето у вас правой рукой включается? На ВЛЭКе у вас сколько динаметрия левой кисти? Не хватает мощей что-ли, большим пальцем крутануть? (:-/Хотя,в целом, согласен, бывают смешные раскоряки в Ан2 при запуске'.
'OLDeng'-'не летчик'у: 'О запуске поршневого двигателя "в самый лютый мороз" распросите техников. Они расскажут:
- легко ли это давалось
- о разнообразных подогревателях,
- маслогрейках,
- о разжижении бензина,
- о тяжеленных чехлах и пр. романтике.
- о гидроударах, задирах, порванных маслорадиаторах.
Другое дело, что Ил-14 многое терпел, но и труда требовал немалого".
Бардов-Долгушину (11:00): 'Так что современные лётчики даже представить себе не могут, что во время войны пилоты сами себе ещё и моторы запускают'!
Долгушин (10:23): 'Надо подогреть! Подогревали же моторы! Оббегать крыло не нужно было - ты же сам то на плоскости стоишь то'.
Бардов: 'То есть нужно было просто с плоскости заскочить в кабину'?!
Долгушин: 'И всё:
- провернуть винт,
- а потом нажать кнопку.
Моторы: А вон тут вот, аэродром 'Воронцово', правее Волги: техсостава нету (из под Ржева выбираются), а летать то надо! Вот - график на полк - машин то мало! Вот - машина 'газик' стоит и надо прогревать моторы. Очередь вот такого (пилота - В.Б.):
- его будят,
- он садиться на машину, приезжает,
- снял чехол, запустил мотор.
А на МиГ-3 ручка была и тормоза.
И вот:
- тормоз прикрутишь бичёвкой (флажёк, чтобы тормоза были, потому что нету ещё колодок),
- запускаешь его,
- поставишь его на обороты прогрева и ходишь и смотришь: ага, этот прогрел.
Его:
- выключаешь
- одеваешь на него ватный чехол и застёгиваешь.
И так все машины прогреваешь и уезжаешь, а через 2-3 часа следующий точно так же"...
Бардов-Долгушину: 'Вот мы это и обсуждали на одном авиафоруме
http://www.avia.ru/cgi/discpost.cgi?a=success&id=4094795936262860067611167902461&is=1&ti=0
с современными лётчиками и техниками, которые летали на Ил-12 и рассказывали какой это был хороший самолёт, как они на них в детстве летали и т.п. А я им передал Ваши рассказы. И они назвали это 'перекличкой через поколения. А один написал: 'Я вернулся из командировки, а вы всё настальгируете'!
А я им говорю: 'Вот в понедельник поеду к Сергею Фёдоровичу и передам ему ваши слова'. Вот так мы на этом форуме и общаемся там'. :)
Долгушин: 'Простые самолёты были. А потом, откровенно говоря - когда умеешь летать'...
Бардов: 'То и на бревне полетишь'?! :)
Долгушин: 'То и на бревне полетишь'! :)
Бардов-Долгушину (03:20): 'А капитан Семёнов не рассказывал, как они во время первой - т.н. "Зимней" войны с Финляндией в страшные морозы летали'?
Долгушин: 'Ну, это дело было пожалуйста - в 1941-м году. Под Москвой мы всё испытали'.
Бардов: 'А немцы летали в такие морозы'?
Долгушин: 'У немцев - почему они 'провалились' с налётами под Москвою? Они какое-то время вообще не могли летать:
- подготовка аэродромов. Они то рассчитывали, что до осени успеют, а тут заносы! А снегу было! Если просто с дороги было сойти - то по пояс проваливаешься в снег! Ну трактора у них были, а катков и гладилок небыло,
- небыло подогрева моторов и они когда запустили их - запустят кое-как у них рвались к чёрту петрофлексы (это маслопроводы). И пока они с этим справились и это наладили, сопротивления их фактически было мало. Поэтому мало боёв было воздушных'.
Бардов-Долгушину: 'А про Эриха Хартмана Вы слышали что-нибудь'?
Долгушин: 'Слышал'.
Бардов: 'А книгу про него не читали, написанную американскими авторами Толивером и Констеблем "Белокурый рыцарь Германии", которую Александр Больных перевёл на русский язык и издавал в 1999-2001 годах в издательстве 'АСТ' под названием 'Лучший ас Второй мировой'? Это были первые послевоенные публикации о немецких асах. И в этой книге они написали как раз о том, о чём Вы и говорите:
Толивер и Констебль: 'Плохая погода была почти таким же серьезным противником, как ВВС красных, хотя германские пилоты узнали достаточно много и об этом неприятеле от советских летчиков. Немцы были сильно удивлены в России, когда видели красные истребители, кружащие над своими аэродромами в утренние холода, когда они сами не могли запустить моторы своих машин'.
Бардов-Долгушину: 'Кстати, когда я опубликовал в международной компьютерной сети 'интернет' Ваш рассказ о том, как Вам приходилось одному двигатель И-16 заводить, получил такой ответ:
http://www.avia.ru/forum/1/8/227104029649606231291164917318_2.shtml
Oldeng: 'Ли-2 - это особая песня. Скажу одно, что запуск его двигателей зимой - зеркало состоятельности специалиста. Казалось бы, на Ан-2 - тот же АШ-62ИР, но там не тебовалось такого артистизма".
Бардов-"Oldeng"у: 'А нельзя ли по-подробнее? Интересно обсудить эту "песню" с С.Ф.Долгушиным'.
И-16 Истребитель ОКБ Поликарпова
http://www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl?nav=ru60&page=i-167.
Самолет оборудован системой ручного запуска от рукоятки стартера 'РИ'. Ручка в походном положении, хранящаяся в кабине пилота, при запуске вставлялась справа в специальное отверстие фюзеляжа'.
'PROEN'-'OLDeng'у: 'Чем это так сильно отличался запуск двигателя на Ли-2 и Ан-2? И там и там инерционный стартер. И там и там дергался техник обезьяной в кабине, летчикам этого не понять, так как они всегда запускали уже прогретые двигатели.
На Ил-14 запуск был очень простой - крути стартером, пока один из цилиндров не "схватит"! Инерционным запуском на Иле почти никто не пользовался, разве что когда аккумуляторы слабые. А запуск Аш-62 от ручки - это песня! Столько накрутишь, пока эта зараза хотя бы чихнет! Зимой это было почти нереально. Запустить И-16 одному от ручки нельзя - пока снаружи раскрутишь ручкой маховик стартера, потом надо впрыгнуть в кабину и пока маховик еще крутится (а он теряет обороты довольно быстро) включить сцепление и магнето - нет, это невозможно'!
PROEN: 'Кому интересно - запуск Аш-62 зимой: левая рука на топливном шприце - зашприцовывает топливо прямо на выход карбюратора,потом ею же раскручиваешь стартер и потом держишь сцепление стартера, правая нога качает ручной подкачивающий насос, правой рукой надо включить магнето и потом качать ручкой газа... Бах-тарабах-бах - не запустился!!! Все по-новой'!
b737: 'Про правую ногу это лихо. Никогда не видел этого и не делал сам при запуске. Зашприцовка и раскрутка стартёра это разные операции и делаются последовательно. А правой рукой шуруешь ручной насос(именно ручной, а не ножной)и резко работаешь сектором газа'.
Кирсарай: 'Ну и PROEN, нагнал страху! Все спокойно делается и рук хватает, ноги не требуются.И почему магнето у вас правой рукой включается? На ВЛЭКе у вас сколько динаметрия левой кисти? Не хватает мощей что-ли, большим пальцем крутануть? (:-/Хотя,в целом, согласен, бывают смешные раскоряки в Ан2 при запуске'.
'OLDeng'-'не летчик'у: 'О запуске поршневого двигателя "в самый лютый мороз" распросите техников. Они расскажут:
- легко ли это давалось
- о разнообразных подогревателях,
- маслогрейках,
- о разжижении бензина,
- о тяжеленных чехлах и пр. романтике.
- о гидроударах, задирах, порванных маслорадиаторах.
Другое дело, что Ил-14 многое терпел, но и труда требовал немалого".
Бардов-Долгушину (11:00): 'Так что современные лётчики даже представить себе не могут, что во время войны пилоты сами себе ещё и моторы запускают'!
Долгушин (10:23): 'Надо подогреть! Подогревали же моторы! Оббегать крыло не нужно было - ты же сам то на плоскости стоишь то'.
Бардов: 'То есть нужно было просто с плоскости заскочить в кабину'?!
Долгушин: 'И всё:
- провернуть винт,
- а потом нажать кнопку.
Моторы: А вон тут вот, аэродром 'Воронцово', правее Волги: техсостава нету (из под Ржева выбираются), а летать то надо! Вот - график на полк - машин то мало! Вот - машина 'газик' стоит и надо прогревать моторы. Очередь вот такого (пилота - В.Б.):
- его будят,
- он садиться на машину, приезжает,
- снял чехол, запустил мотор.
А на МиГ-3 ручка была и тормоза.
И вот:
- тормоз прикрутишь бичёвкой (флажёк, чтобы тормоза были, потому что нету ещё колодок),
- запускаешь его,
- поставишь его на обороты прогрева и ходишь и смотришь: ага, этот прогрел.
Его:
- выключаешь
- одеваешь на него ватный чехол и застёгиваешь.
И так все машины прогреваешь и уезжаешь, а через 2-3 часа следующий точно так же"...
Бардов-Долгушину: 'Вот мы это и обсуждали на одном авиафоруме
http://www.avia.ru/cgi/discpost.cgi?a=success&id=4094795936262860067611167902461&is=1&ti=0
с современными лётчиками и техниками, которые летали на Ил-12 и рассказывали какой это был хороший самолёт, как они на них в детстве летали и т.п. А я им передал Ваши рассказы. И они назвали это 'перекличкой через поколения. А один написал: 'Я вернулся из командировки, а вы всё настальгируете'!
А я им говорю: 'Вот в понедельник поеду к Сергею Фёдоровичу и передам ему ваши слова'. Вот так мы на этом форуме и общаемся там'. :)
Долгушин: 'Простые самолёты были. А потом, откровенно говоря - когда умеешь летать'...
Бардов: 'То и на бревне полетишь'?! :)
Долгушин: 'То и на бревне полетишь'! :)
Бардов-Долгушину (03:20): 'А капитан Семёнов не рассказывал, как они во время первой - т.н. "Зимней" войны с Финляндией в страшные морозы летали'?
Долгушин: 'Ну, это дело было пожалуйста - в 1941-м году. Под Москвой мы всё испытали'.
Бардов: 'А немцы летали в такие морозы'?
Долгушин: 'У немцев - почему они 'провалились' с налётами под Москвою? Они какое-то время вообще не могли летать:
- подготовка аэродромов. Они то рассчитывали, что до осени успеют, а тут заносы! А снегу было! Если просто с дороги было сойти - то по пояс проваливаешься в снег! Ну трактора у них были, а катков и гладилок небыло,
- небыло подогрева моторов и они когда запустили их - запустят кое-как у них рвались к чёрту петрофлексы (это маслопроводы). И пока они с этим справились и это наладили, сопротивления их фактически было мало. Поэтому мало боёв было воздушных'.
Бардов-Долгушину: 'А про Эриха Хартмана Вы слышали что-нибудь'?
Долгушин: 'Слышал'.
Бардов: 'А книгу про него не читали, написанную американскими авторами Толивером и Констеблем "Белокурый рыцарь Германии", которую Александр Больных перевёл на русский язык и издавал в 1999-2001 годах в издательстве 'АСТ' под названием 'Лучший ас Второй мировой'? Это были первые послевоенные публикации о немецких асах. И в этой книге они написали как раз о том, о чём Вы и говорите:
Толивер и Констебль: 'Плохая погода была почти таким же серьезным противником, как ВВС красных, хотя германские пилоты узнали достаточно много и об этом неприятеле от советских летчиков. Немцы были сильно удивлены в России, когда видели красные истребители, кружащие над своими аэродромами в утренние холода, когда они сами не могли запустить моторы своих машин'.