Вход

Просмотр полной версии : ВВС России проводят глубокую модернизацию самолетов Ту-22М3



SkyGuard
29.08.2007, 06:06
http://www.vz.ru/society/2007/8/28/104501.print.html

«Дальние бомбардировщики Ту-22МЗ предназначены как для пуска ракет, так и для бомбометания. Но для точного бомбометания необходимы новые прицелы. Таким образом, модернизируется прицельное оборудование, оборудование для пусков ракет и идет глубокая модернизация этих самолетов», – сказал первый заместитель командующего Дальней авиацией генерал-майор Анатолий Жихарев. По его словам, остаточный ресурс позволит эксплуатировать эти самолеты до 2015–2017 годов. На сегодняшний день с составе ВВС и авиации ВМФ насчитывается около 200 машин данного типа.


Особенности европейского театра военных действий всегда диктовали России необходимость иметь на вооружении ударные самолеты, превосходящие по дальности и бомбовой нагрузке обычные фронтовые бомбардировщики, но уступающие по этим параметрам межконтинентальным стратегическим самолетам.



«Самолеты, вооруженные такими ракетами, могут представлять собой серьезную угрозу для позиций американской ПРО в Европе » Считается, что в случае вооруженного конфликта такие самолеты смогут наносить удары по целям в Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке с авиабаз, расположенных в глубине страны, а следовательно, менее подверженных воздействию авиации и ракет противника, чем передовые аэродромы у наших западных границ.


Полноценный «стратег» для решения таких оперативных по сути задач избыточен. Так появился класс оперативно-тактических самолетов дальностью действия 7–10 тыс. км. В западной литературе за такими самолетами утвердилось название «евростратегические».


Первым в ряду этих машин стал дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-16, принятый на вооружение в конце 1950-х годов и исправно несший службу до середины 1990-х (в КНР эти самолеты, выпускавшиеся по лицензии под обозначением Harbin H-6, летают до сих пор).


Так случилось, что, несмотря на постепенное моральное старение, дозвуковому Ту-16 долгое время не находилось достойной замены. Его преемник – сверхзвуковой разведчик-ракетоносец Ту-22 (получивший в войсках кличку «шило» за характерную форму фюзеляжа) не принадлежал к числу выдающихся творений Андрея Николаевича Туполева. Поэтому в 1965 году ОКБ в инициативном порядке начало работы над принципиально иным самолетом, который должен был получить индекс Ту-26.


Но шли времена «ракетной лихорадки», когда о пилотируемой авиации в партийном руководстве никто не хотел слышать. Работы по новому самолету велись под вывеской модернизации Ту-22: так самолет приобрел индекс М, хотя от «предка» в нем сохранилась только передняя стойка шасси (и то на первых сериях).


Поначалу дела с Ту-22М не заладились: большой сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла получил обидную кличку «всепогодный дефектоносец». Однако конструкторам и производственникам кропотливым трудом удалось довести машину. Самолеты серии Ту-22М2, поступившие на вооружение Дальней авиации, отлично показали себя на завершающем этапе войны в Афганистане, во время второй Пандшерской операции.

Серийное производство Ту-22М3 продолжалось на Казанском авиационно-производственном объединении с 1978 по 1993 год (первое время параллельно с моделью Ту-22М2), всего построили 268 машин. Способность к дозаправке в воздухе очень нервировала Вашингтон на переговорах по СНВ-2, американцы настойчиво требовали включить Backfire (обозначение по коду НАТО) в разряд стратегических вооружений. Сошлись на компромиссном решении: с самолетов сняли штанги системы дозаправки. Но не саму систему – комплекты штанг находятся на базах хранения и в любой момент могут занять свое место на носу «Бэкфайров».


Короче говоря, ВВС России получили в наследство от СССР первоклассный боевой самолет с широкими возможностями: от нанесения ударов обычными и ядерными бомбами до ракетных атак по авианосным ударным группам на большом удалении. Последнее свойство пришлось кстати в авиации ВМФ, где Ту-22М3 отведена роль «убийц авианосцев».

Между тем самолет имел существенный недостаток – фактически это машина, оптимизированная для применения одного типа оружия – сверхзвуковой крылатой ракеты Х-22. Учитывая технические особенности подготовки ракеты, в такой ситуации сложно было говорить о постоянной оперативной готовности полков Ту-22М. Да и сама ракета разработки начала 70-х годов на сегодняшний день сильно устарела.


Положение несколько выправилось, когда в 80-е часть самолетов получила на вооружение аэробаллистические ракеты малой дальности Х-15: 6 таких ракет размещаются на револьверной пусковой установке внутри бомболюка и еще 6 самолет способен нести на внешней подвеске (по три на двух пилонах).


Собственно, у таких ракет одна задача: уничтожение особо важных и защищенных объектов типа командных бункеров, пусковых позиций и радаров ПВО/ПРО, пусковых ракетных шахт. Благодаря очень высокой скорости аэробаллистические ракеты подобны артиллеристским снарядам: достаточно перед пуском внести в инерциальную систему наведения координаты цели и дальше действовать по принципу «пустил – забыл».


Поскольку ракета не связана с носителем каналом управления (все координаты хранятся в ее вычислительном блоке), то и забить этот канал, сорвав наведение, невозможно. Кроме того, за счет высокой скорости (5–7 М) ракета является очень трудной мишенью. По сведениям из открытых источников, в нашей стране успешно ведутся работы по созданию модификаций Х-15 (Х-115), обладающих большей дальностью и лучшей точностью. Самолеты, вооруженные такими ракетами, могут представлять собой серьезную угрозу для позиций американской ПРО в Европе, по крайней мере до появления ожидаемой модификации оперативно-тактической ракеты «Искандер» повышенной дальности. Впрочем, даже после появления гипотетического «Искандера-ЭМ» боевая ценность Ту-22М3 не упадет, особенно модернизированных.


Предполагается, что модернизация прицельно-навигационного комплекса, проводимая сейчас, коснется не только параметров точности, но направлена прежде всего на расширение номенклатуры бортового вооружения, в состав которого могут войти перспективные крылатые ракеты Х-155 или иные, например современные противокорабельные типа «Яхонт» или «Москит».


По некоторым данным, в состав бортовой авионики модернизированных ракетоносцев войдут элементы и системы, которыми оснащаются сейчас стратегические Ту-160 (которые тоже проходят глубокую модернизацию) и фронтовые Су-34, что логично, учитывая «переходное» положение самолета.


Заявление Анатолия Жихарева прозвучало на фоне сообщений о прошедших на прошлой неделе успешных учениях полков Дальней авиации на самолетах Ту-22М3, которые проводились на полигонах Гурьяново (Саратовская область) и Эмба (Казахстан).


Руководил учениями командующий Дальней авиацией генерал-майор Павел Андросов. Целью учений, по словам главы пресс-службы ВВС Александра Дробышевского, были вопросы отработки преодоления ПВО противника, что также наводит на мысль о том, на какие объекты будут нацелены соединения этих самолетов.


Кроме того, в скором времени Дальней авиации могут вернуть статус самостоятельного рода войск, который она имела во времена СССР. По крайней мере, такой вывод можно сделать из заявлений командующего ДА генерал-майора Павла Андросова. Таким образом, великолепные ракетоносцы, подчиненные сегодня командованию Фронтовой авиации, займут подобающее место в структуре Вооруженных сил России.


Текст: Геннадий Нечаев


З.Ы. Интересно что на Эмбинском полигоне ПВО бомберы учились.

Bruce
29.08.2007, 06:29
Что мешает модернизировать его и под БраМос, например? Или мы эту ракету не приняли на вооружение?

Evgeny_B
29.08.2007, 06:55
а слух бродил, что БРАМОС/Яхонт собираются туда вхреначить...

Chizh
29.08.2007, 10:48
Х-15 уже давно сняты.

Evgeny_B
29.08.2007, 11:29
Х-15 уже давно сняты.
ща подожди, забабахают Х-115 :rolleyes:
и будет все "щасье" (с) :bye:

AntonT
29.08.2007, 22:55
А что за Х-155? Есть ссылка? Хоть глянуть на неё...

Chizh
30.08.2007, 00:04
ща подожди, забабахают Х-115 :rolleyes:
и будет все "щасье" (с) :bye:
А потом и Х-255. :)

SkyGuard
30.08.2007, 04:20
Ну написано что работу вроде как ведутся, из открытых источников. Но вот в поисковике ничего не нашёл(первая ссылка вообще на эту тему на сухом), может кто из закрытых :) знает?

SkyDron
30.08.2007, 09:47
ИМХО не реинкарнация концепции SRAM/Х-15 нужна , а чтото типа SCALP\Storm shadow\Taurus.

А если вообще прикинутся ястребом - посылать нах ДРСМД.

Серж
30.08.2007, 09:53
по просьбам американской стороны в наземный зип введут ацетиленовый резак повышеной ёмкости .

Evgeny_B
30.08.2007, 09:58
ИМХО не реинкарнация концепции SRAM/Х-15 нужна , а чтото типа SCALP\Storm shadow\Taurus.
а почему бы и не реинкарнация на новом технологическом уровне?
забабахать что-нить не просто аэробаллистическое, а еще и маневрирующее на всех участках траектории - пущай попытаются сбить...
эдакий Искандер воздушного базирования.


А если вообще прикинутся ястребом - посылать нах ДРСМД.
а вот это уже жесть..
но самое забавное - что это надо делать, по хорошему...
тактическими щас пытаются овладеть все кому ни лень....

SkyGuard
30.08.2007, 14:19
ИМХО не реинкарнация концепции SRAM/Х-15 нужна , а чтото типа SCALP\Storm shadow\Taurus.

А если вообще прикинутся ястребом - посылать нах ДРСМД.
А я думал ДРСМД только на наземные распространяется.

SkyDron
30.08.2007, 15:09
А я думал ДРСМД только на наземные распространяется.

Совершенно верно. И в случае реального выхода из ДРСМД самолеты класса Ту-22М3 значительно потеряют в ценности.

Ибо откроется дорога "дешевому и суровому" классу теперь уже неядерного оружия.



а почему бы и не реинкарнация на новом технологическом уровне?

В габаритах Х-15 даже на новом техническом уровне достаточно эффективную (т.е. дальнобойную , малоуязвимую , высокоточную , несущую приличную БЧ) неядерную аэробаллистику ИМХО не сделать.

А монстры размером с Х-22 - дело сомнительное.

На мой взгляд предпочтительней концепция малозаметной компактной околозвуковой высокоточной КР со значительным радиусом действия.
Ракета должна иметь умеренные габариты для возможности применения и с тактических самолетов.
Пусть Ту-22М несет их штук 6-8 , а Су-24 и Су-34 (а так же новые клоны 27го) парочку , перспективный малозаметный беспилотник (типа Ската) - 1-2... Дешево , сердито , безопасно для носителя , просто в применении. Только ЦУ обеспечивай.

А насчет "пущай попробуют сбить"...
При дальности как у Х-15 собьют сам носитель и не почешутся.
В то же время низколетящие КР (даже и без стэлсовости) для тех же американцев как оказалось - изрядная проблема и Патриоты со всеми своими РАС-3 курят бамбук.


а вот это уже жесть..
но самое забавное - что это надо делать, по хорошему...

Думаю что это вполне реально может произойти.
И с чистовоенной точки зрения - да , надо.
И тогда никакие "новые Х-15" не понадобятся.

SkyGuard
30.08.2007, 15:45
Чего это они потеряют ценность то? Создавались задлго до всяких ДРСМД, и были нужны. Как то наличие МБР ценность Ту160 и 95 не преуменьшает. Здесь я не согласен полностью. Т.б. политика сейчас у нас региональная, никакой геополитики по большому счёту нет, так что 22М3 самое то. Региональный стратег.
Думаю из ДРСМД выйдем, но только когда МИТ сделает из "Тополя" "Пионер". А так на пустое место глупо выходить.

SkyGuard
30.08.2007, 15:52
Ещё бы в процессе "глубокой модернизации" название сменить на Ту-26 :)
И можно смело ставить штангу топливоприёмника, что б потом в рожу СНВ2 не тыкали.

SkyDron
30.08.2007, 16:48
Чего это они потеряют ценность то?

Потому что появится гораздо более дешевое и менее уязвимое средство надежного высокоточного неядерного поражения наиболее важных целей.



Создавались задлго до всяких ДРСМД, и были нужны.

Нужны они были посути только для МРА.
Ибо в то время на том техническом уровне как средство доставки ЯО БРСД заруливали средние бомберы по всем статьям , но вот по кораблям работать не умели.

Ту-22 и Ту-16 как носители ЯО были фактически похоронены Тэмпами и Пионерами (да пожалуй что даже еще Р-12), поэтому и были восновном переориентированы на задачи характерные для МРА.


Как то наличие МБР ценность Ту160 и 95 не преуменьшает.

Тут несколько другая стуация.


Т.б. политика сейчас у нас региональная, никакой геополитики по большому счёту нет, так что 22М3 самое то. Региональный стратег.

КРНБ/БРСД делают "региональные стратеги" фактически ненужными , особенно при наличи "нормальных" стратегов и тактических ударников.


Думаю из ДРСМД выйдем, но только когда МИТ сделает из "Тополя" "Пионер". А так на пустое место глупо выходить.

Понер был сделан из Темп-2С.
Новую БРСД можно сделать из Искандера или накрайняк из Тополя-М , причем стоит сварганить противокорабельный вариант - как китайцы варганят из Дунфэна-21.

А новую КРНБ - из Х-101. + Тактическую малозаметную КР по типу SCALPа - благо у "Новатора" неплохие наработки на эту тему имеются.

Вот и все. Зоопарк не нужен.

SkyGuard
30.08.2007, 17:00
Ракетами флага не продемонстрируешь если надо будет. И вбомбить в каменный век какую либо страну можно только авиацией. 22М3 кроет всё близрубежье без напряга, я так в сегодняшнем дне вижу его предназначение и нужность.

SkyDron
30.08.2007, 17:33
Ракетами флага не продемонстрируешь если надо будет.

Флаг демонстрировать нужно не ракетами а грамотной политикой.


И вбомбить в каменный век какую либо страну можно только авиацией.

А нужно вообще НАМ когото в каменный век вбамбливать ? Тем более соседей...
Чтобы вбомбить - нужно полное господство в воздухе. И много чего еще чего нам гаратнтировать не может никто и ничто.

Вон штаты во Вьетнаме имели господство , 10 лет вбамбливали ...
А чем все кончилось ?



22М3 кроет всё близрубежье без напряга, я так в сегодняшнем дне вижу его предназначение и нужность.

Тактические ударники тоже кроют "ближайшее окружение".

Выполнять функции грузовика с бомбами - одно. Вынести высокоточно все важные цели - другое.

SkyDron
30.08.2007, 18:19
А что за Х-155? Есть ссылка? Хоть глянуть на неё...

Да скорее всего нет никакой Х-115.
Есть "изделие 115" как обозвали ракету твои земляки - та самая Х-15.

SkyGuard
30.08.2007, 18:55
Политика будет, если за ней есть дубина, а демонстрация флага есть один из инструменотов политики, а именно мягкое предупреждение.
Насчёт вбамбливания, так ктож его знает , от тюрьмы и от сумы как говорится не зарекайся.
Тактики, как я понимаю речь о Су 24 и 34 имеют меньший боевой радиус, не имеют возможнсти взять 12 тонн на внутреннюю подвеску и на сверхзвуке доставить всё это куда нужно. Будущая замена 22М3 на Су-34 от бедности. 22М3 дальний бомбер. Да и калибр бомб у него больше.