Просмотр полной версии : Российско-китайское военное сотрудничество буксует
Maximus_G
29.08.2007, 18:44
http://www.upiasiaonline.com/security/2007/08/24/analysis_russiachina_military_cooperation_on_the_rocks/
ANDREI CHANG
Российско-китайское военное сотрудничество буксует
Китай отложил несколько переговоров с РФ на высшем уровне по военному сотрудничеству и остановил все новые договоры до тех пор, пока РФ не выполнит поставки ранее заказанных самолетов.
Также Китай выражал недовольство качеством российского оружия. РФ, со своей стороны, разочарована случаями прямого копирования своего оружия.
Проблема с самолетами вертится вокруг сделки 2005 года, когда Китай принял решение приобрести у РФ 30 Ил-76 и 8 Ил-78. Однако потом Ташкентский авиазавод объявил о невозможности самостоятельного производства этих машин по техническим и финансовым причинам.
После этого Россия предложила китайской стороне три варианта решения проблемы: совместное производство в Ташкенте, Ульяновске и Воронеже со сборкой в Воронеже, либо полное производство на территории РФ, либо производство компонентов в РФ и сборка в Ташкенте. В любом случае, это требует дополнительных инвестиций, и Рособоронэкспорт попросил своего китайского партнера принять новые условия и более высокую цену на самолеты.
В ответ Китай дважды отложил ежегодные совместные встречи по военно-техническому сотрудничеству, дав понять таким образом, что возобновление совместных работ возможно только после начала работ по первоначальному контракту по Илам. Это известный китайский политический прием, и российская сторона вполне понимает ситуацию.
В дополнение, Китай критикует качество некоторых российских систем вооружений. Например - краткий срок службы ОЛС Су-27СК. Однако производитель этой системы отклонил обвинения, ответив, что проблемы вызваны неправильным обслуживанием. Так на снимках китайских Су-27СК видно, что ОЛС не закрываются защитными кожухами даже в суровых погодных условиях.
Китай - один из основных импортеров российского оружия - приобрел 100 Су-30МКК, 48 Су-27СК + право на лицензионное производство 200 Су-27СК, которое началось в 1996 г. Однако этот контракт был приостановлен после производства 95 самолетов (J-11A), закончившегося в прошлом году.
ВМС Китая закупили 12 ДПЛ пр.877/636 и 4 эм пр.956Э/ЭМ, а также отдельные системы для своих боевых кораблей, а ВВС получили еще и 8 дивизионов С-300ПМУ/ПМУ-1 плюс еще 8 - С-300ПМУ-2.
Москва в свою очередь недовольна массовым производством копий образцов российского оружия. Многие производители сообщали в СМИ о своем удивлении "копировальными" возможностями Китая. Во многих случаях китайские представители выражали интерес в приобретении российского оружия, начинали переговоры, задавали множество технических вопросов, вели записи, запрашивали все доступные документы, возвращались для продолжения переговоров, обсуждая дополнительные технические вопросы, и повторив такие переговоры по нескольку раз - исчезали. Через 2-3 года на международном рынке появлялась китайская копия обсуждаемого оружия.
Типичным примером служит китайская РСЗО А100, копия "Смерча", не имеющая даже поверхностных внешних отличий. А 155-мм САУ PLZ05 является копией 2С19М "Мста-С".
Такой же прием применялся и в интересах ВВС и Флота. В середине 90-ых Фазотрон получил запрос по поводу модернизации истребителей F8II. Китай приобрел 2 РЛС "Жук-8II", модифицированных Фазотроном для этого самолета. Конечно произошла передача множества технической документации, ведь китайцы собирались закупить по меньшей мере 100 таких радаров. Однако этого не произошло. А два года назад появился модернизированный F8IIM с новым "многофункциональным радаром самостоятельной разработки". Представитель Фазотрона прямо сказал журналисту, что это копия их РЛС. "Мы тогда были еще так неопытны".
Вместе с эм пр.956, ВМС Китая получили и РЛС "Фрегат М2ЭМ", МР-90. Такие же системы были обнаружены на китайских фрегатах тип 054А.
То же самое испытывали итальянские и французские производители в 1980-ых, благодаря которым Китай обладает собственными версиями РЛС "Си Тайгер", ЗРК "Кроталь" и другими системами.
Интересно а на что расчитывали при продаже китайцам оружия?
Китайцы копируют все удачные образцы вооружений с самого образования КНР.
voice from .ua
29.08.2007, 19:31
Слава богу только копируют. С креативом у них пока туго. В СССР помнится только первый реактивный движок скоммуниздили, а дальше было все свое.
Maximus_G
29.08.2007, 19:43
Уже не только копируют. На новые китайские танки, например, народ разбирающийся смотрит озабоченно - некоторые важные конструктивные решения являются самостоятельными и внешне _превосходят_ имеющиеся у нас. И это, как я понимаю, главным образом от того, что мы топчемся на месте.
Слава богу только копируют. С креативом у них пока туго. В СССР помнится только первый реактивный движок скоммуниздили, а дальше было все свое.
Ну не только.
Были еще Ту-4, королевская Р-1, ракеты ВВ Р-3 и К-25. Всякие системы и агрегаты.
Продали то чего не могло быть никогда, теперь просят денег еще побольше.
Ой, ну чем китайцы виноваты, им нам теперь заводы еще строить?
А с копированием, они были бы последними идиотами, если бы не копировали. Не надо себя считать умнее всех, это кончается плохо. Хороша идея - бери, речь о безопасности страны, а не лаврах.
Идиоты те кто им передал достаточно документации для постройки копий, этих надо серьезно вешать за . Вот тех, которые плачутся в жилетку в статье.
olegkirillov
29.08.2007, 21:00
Все в норме, история повторяется, в роли СССР - Китай, а вот в роли кого выступит Россия? Очень своевременный вопрос, не так ли? Открываем учебник истории и стараемся не повторять чужих и своих ошибок...
NichtLanden
30.08.2007, 00:41
Когда то Ден Сяо Пин произнес одну фразу, отправляя на учебу за границу студентов из Китая - Мы выиграем если из десяти вернется домой хоть один.... Как говорили в одном анекдоте - ну вот, началось....Так что скромнее надо быть, и не считать себя самыми хитрыми пупами земли:):) Как там говорили в Алисе стране Чудес - Что бы стоять на месте - надо идти, а что бы идти - надо бежать, а не воздух сотрясать патриотической риторикой,
буксует говоришь?
тогда цепи оденем!
NichtLanden
31.08.2007, 22:30
Одни так цепи понаделали в 30-х годах - а наши потом превращали из немецких 37 мм ПТО в 45 мм ПТО, а из зенитных флаков 88 делали зенитки 85 мм:):) Про Пе-2 и Ту-2 просто помолчу:):) Так что под Луной ничто не вечно:):)
Одни так цепи понаделали в 30-х годах - а наши потом превращали из немецких 37 мм ПТО в 45 мм ПТО, а из зенитных флаков 88 делали зенитки 85 мм:):) Про Пе-2 и Ту-2 просто помолчу:):) Так что под Луной ничто не вечно:):)
И то верно...помолчи...И про 88,и про Пе-2 и про Ту-2....ибо неправ:lol:
NichtLanden
01.09.2007, 02:48
Это не принципиально так как перебирание удачных технологических решений было, есть и будет всегда..... Особенно на государственном уровне...............Тех же самых немцев после 1945 года дербанили и вывозили документацию, инженеров, оборудование все страны победительницы, и не грузились этическим и моральным содержанием воровства удачных решений
Это не принципиально так как перебирание удачных технологических решений было, есть и будет всегда..... Особенно на государственном уровне...............Тех же самых немцев после 1945 года дербанили и вывозили документацию, инженеров, оборудование все страны победительницы, и не грузились этическим и моральным содержанием воровства удачных решений
Мда,а вот с этим уже не поспоришь.
Было еще и не прямое копирование,а именно использование удачных решений:например,Т-50...смесь удачных решений Т-3 и нашей тридцатьчетверки.
Слава богу только копируют.
Уже давно не только.
С креативом у них пока туго.
И с креативом у них не так плохо. Ты просто не в курсе.
В СССР помнится только первый реактивный движок скоммуниздили....
Это ЮМО001 то ? Или БМВ003 ? Так их не комуниздил никто - это честнозахваченный трофей... Американцы с англичанами тоже не погнушались.
Только эти движки ни у нас ни у англо-американцев всерьез не копировались. Мы разобрали-посмотрели и сделали свое - хоть и похоже но несказать что копия. Англо-американцы ограничились "разобрать-посмотреть".
Или речь про "Нины" с "Дервентами" ? Так их и подавно не комуниздили - честно взяли лицензию и быстро научились делать сами.
а дальше было все свое.
И здесь ты не в курсе.
Вуду на тебя нет. :)
Были случаи прямого (причем пиратского) копирования , были случаи некопирования но "влияния" иностранных образцов.
Те же американцы совершенно не гнушаются посылать нафик отечественного производителя и покупать удачное иностранное (как правило вместе с лицензией на производство и специалистами) - у них таких случаев еще больше чем у нас.
Maximus_G
16.10.2007, 05:28
http://www.defensenews.com/story.php?F=3102336&C=airwar
WENDELL MINNICK
Представители подразделения компании "Пратт-уитни Канада" говорят, что не знают, как двигатели PT6C-67C, проданные ими Китаю для установки на гражданские аппараты, оказались установлены на военных вертолетах Z-10 Zhisheng.
http://www.defensenews.com/story.php?F=3102336&C=airwar
WENDELL MINNICK
Представители подразделения компании "Пратт-уитни Канада" говорят, что не знают, как двигатели PT6C-67C, проданные ими Китаю для установки на гражданские аппараты, оказались установлены на военных вертолетах Z-10 Zhisheng.
Просто весело!!!:D
Kaschey-75
16.10.2007, 18:38
Что и требовалось доказать.
Господам из РОЭ надо ртом пос..ть прежде чем научиться делать дела на рынке вооружений, наличие папы или тестя с генеральскими погонами для этого - маловато будет...
Теперь последует закономерный этап - втюхивать больше не удастся, а хани научатся на основе наших образцов делать свои "аналоги"... лишь чуть-чуть похуже, зато в 3 раза дешевле (им же функционеров из РОЭ кормить не надо ;) ) При этом, "прорывных вариантов" в предложении нашего ВПК не видно, таких, ради изучения которых бы те же хани подписывали контракты серьезные и впредь...
Если сегодняшний тренд негативный сохранится, то в течении 5-7 лет РФ получит снижение объемов военно-технического сотрудничества и с Индией и с Малайзией... и останутся нам лет через 10 только страны-изгои, готовые говорить "Вова Путин - каласо! Жора Буша - Плохо!" в качестве клиентов. Но такие клиенты массово - неплатежеспособны.. и придется отдавать задаром почти :( грустно
Если сегодняшний тренд негативный сохранится, то в течении 5-7 лет РФ получит снижение объемов военно-технического сотрудничества и с Индией и с Малайзией... и останутся нам лет через 10 только страны-изгои, готовые говорить "Вова Путин - каласо! Жора Буша - Плохо!" в качестве клиентов. Но такие клиенты массово - неплатежеспособны.. и придется отдавать задаром почти :( грустно
Знакомые мотивы. Лет десять назад такое слышал.
Подозреваю, что то, что описывает Кащей 75 г. в. есть нормальный ход вещей. Китай и Индия - крупные державы, которым вполне по силам и по мозгам должно быть содержание "военных ОКБ".
По-моему это просто особенность "задела" у нагоняющих и сложность создания принципиально новых типов вооружения у "отрывающихся".
Maximus_G
17.10.2007, 07:47
Правильно, предметом реального конкурентного преимущества является не какой-то продукт в железе, а технологии. А еще более реального - технологии разработки технологий ))
voice from .ua
24.10.2007, 02:24
"Сотрудничеству России и Китая по истребителю пятого поколения мешает недоверие"
Проблемы армии и модернизации военно-промышленного комплекса Китая заняли важное место в докладе генсека ЦК КПК Ху Цзиньтао на XVII съезде партии. Он призвал усиливать китайскую армию с помощью науки и техники, превратив ее в "информатизированную" боевую силу, способную одержать победу в современной войне. Китайский лидер призвал к инновациям в военной технике, указал на необходимость реформ как в области военной промышленности, так и в системе закупки техники и вооружений для армии. Китайская компартия обещала целенаправленно наращивать возможности страны в разработке и производстве военной техники на основе соединения ресурсов ВПК и гражданских отраслей.
Курс на развитие потенциала китайской военной индустрии повлияет на интересы экспортеров военной техники - прежде всего России, занявшей в 1990-е годы место лидирующего зарубежного поставщика оружия в КНР. Речь идет не только о потере китайского рынка, но и о растущей конкуренции продукции ВПК двух стран на мировом рынке. О перспективах военно-технического сотрудничества России и Китая рассказал "Времени новостей" Чжан Ихун (Андрей Пинков), канадский эксперт по проблемам обороны и безопасности в Восточной Азии, главный редактор журнала "Канва дифенс ревью".
- С прошлого года в военно-техническом сотрудничестве Китая и России продвижение небольшое, новых крупных контрактов нет. В качестве причины Китай указывает на невыполнение подписанного в 2005 году контракта с Россией, по которому Ташкентский авиазавод должен был произвести 38 транспортных самолетов Ил-76 и заправщиков Ил-78. Теперь российская сторона считает, что ситуация изменилась и Ташкентский завод утратил способность производить крупные партии самолетов. Для выполнения контракта производство придется перенести в Ульяновск или Воронеж, это требует инвестиций, потому изначально согласованную цену придется увеличить примерно на 30%.
Китайская сторона решила, что до выполнения этого контракта она не будет заключать новые большие сделки с Россией. Заседания российско-китайской межправительственной комиссии по ВТС откладывали уже два раза. Сперва его должны были проводить в октябре 2006 года, потом в мае 2007-го, и пока неясно, смогут ли его провести до конца этого года.
Китай недоволен как ростом цен на российскую технику, так и ее качеством. В частности, на дизель-электрических подводных лодках класса "Кило" возникли проблемы с запуском противокорабельных ракет "Клаб". В ОКБ "Новатор", где были разработаны эти ракеты, мне сообщили, что все трудности успешно решены. Поначалу у многофункционального истребителя Су-30МКК тоже были проблемы. Но этот самолет проектировали специально для Китая, это была полностью новая продукция. Если бы Китай покупал эти машины сейчас, то никаких сложностей не было бы, поскольку "Сухой" уже набрался опыта при их производстве.
- А у российских оружейников есть основания для недовольства китайскими партнерами?
- На переговорах с Россией китайцы стараются получить как можно больше технических материалов и купить одну-две единицы техники, чтобы потом воспроизвести ее самостоятельно. По радарам для истребителей китайцы сотрудничали с российской корпорацией "Фазотрон-НИИР". Они покупали 1-2 радара, а через несколько лет появлялась копия.
Другой пример: в Шанхае строят новый ракетный фрегат проекта 054А, установленная на нем поисковая радиолокационная станция очень похожа на систему "Фрегат-М2ЕМ", которую Россия поставляла в Китай. Поначалу западные аналитики решили, что и эта система куплена в России. А на самом деле это копия. Я привозил ее фотографии российским разработчикам, они были потрясены сходством китайской РЛС с оригиналом.
Проблема копирования не нова - в 1980-е годы она возникала при сотрудничестве Китая с Италией и Францией. Теперь российская сторона недовольна, что Китай в обход законных процедур, зачастую через Украину, получает проекты техники советской эпохи, закупает один-два образца и копирует их. А потом это скопированное оружие быстро попадает на международный рынок, где наносит удар по российской продукции.
Например, новая китайская 155-мм самоходная гаубица PLZ05 скопирована с российской 2С19М1. Я спросил об этом в российском КБ в Нижнем Тагиле. Они говорят: да, в середине 1990-х годов китайцы посылали много делегаций, просили всю возможную документацию, фотографировали технику, снимали на видео. Похожая история произошла с российской реактивной системой залпового огня "Смерч". Китайцы тоже говорили, что хотят ее покупать, получили максимум информации. Не прошло и трех лет, как появился китайский "Смерч" под названием А-100.
- Вы указали на две проблемы - это трудности с поставкой российских Ил-76 и китайское копирование. Но ведь Россия уже поставляла в Китай Ил-76. Если эти самолеты нужны, почему китайцы не могут их скопировать?
- Сравнительно просто скопировать танк, артиллерийскую систему. Ил-76 - это целый проект, тут и двигатели, и навигационная система. Самая большая слабость китайской военной промышленности - неспособность к интеграции многих небольших компонентов. Двигатели для Ил-76 китайцы по-прежнему покупают в России. Но в Китае уже разрабатывают планы строительства собственного "большого самолета". Они передали технические запросы на Украину фирме "Антонов", чтобы она помогала в его проектировании. "Антонов" уже помог Китаю модернизировать транспортный самолет Ан-12 советской эпохи, теперь эта версия называется Юнь-8-600. С опорой на украинскую техническую поддержку в Китае создают новый средний транспортный турбовинтовой самолет Юнь-9.
- Сможет ли Китай обновить транспортную авиацию и создать "большой самолет" исключительно с помощью "Антонова"?
- "Антонов" использует российские двигатели, поэтому даже при украинских технологиях потребуется обращение к России. Ныне Китай очень доверяет Украине, что видно из нынешнего уровня сотрудничества. Но ситуация может измениться после вступления Украины в НАТО.
- Китай утверждает, что из-за проблем с Ил-76 не заключает с Россией новые контракты. Может, китайским военным просто ничего больше не нужно?
- Пик закупок Китаем российского оружия уже в прошлом. После покупки 78 многофункциональных истребителей Су-30МКК эти машины китайским ВВС больше не нужны. У них есть похожий собственный истребитель-бомбардировщик Цзяньхун-7А. Лицензионный истребитель Цзянь-11 (Су-27) в Китае самостоятельно усовершенствовали до модификации Цзянь-11Б. В Китае в большом количестве производят истребитель Цзянь-10. Так что покупки оружия этого поколения подходят к завершению. Но в августе на российском авиасалоне МАКС-2007 я заметил, что очень большая китайская делегация изучала истребитель Су-35. Они готовятся производить самолеты следующего поколения, ведут исследования и надеются заполучить российские технологии.
- Есть ли перспектива сотрудничества России и Китая по истребителю пятого поколения?
- На нынешнем этапе это невозможно, этому мешает недоверие. Какие могут быть разговоры об истребителе пятого поколения, когда китайская сторона выполнила соглашение по лицензионной сборке истребителей Цзянь-11/Су-27СК только наполовину и в одностороннем порядке объявила о его прекращении? По соглашению Россия должна была поставить комплекты для сборки 200 истребителей, но, судя по всему, оставшиеся 95 комплектов Китаю не нужны.
Сейчас Китай сам производит усовершенствованный истребитель Цзянь-11Б без соглашения с российской стороной. Российская фирма "Сухой" в недоумении: на официальном уровне Китай не сообщил ей ни о прекращении сборки Су-27СК, ни о своем желании усовершенствовать его до варианта Цзянь-11Б с комплектацией собственным радаром и другим оборудованием. Это совсем непохоже на ту партнерскую атмосферу, в которой осуществляется совместное производство Су-30МКИ в Индии.
Российские авиационные специалисты рассказали мне, что после завершения производства Су-27 на авиастроительном заводе в Шэньяне китайцы им запрещают приближаться к самолетам. Они спрашивают: в чем дело, у нас добрые намерения, мы только хотим посмотреть, как идут дела. А им отвечают - нельзя. Речь идет о старых Цзянь-11А, слегка улучшенных с помощью китайских технологий. Впрочем, когда Китай купил в России первую и вторую партию истребителей Су-27, китайские ВВС организовали ознакомительные поездки для личного состава из других подразделений. Но при этом летчикам запретили подходить к новым самолетам, можно было только издалека на них посмотреть.
Однако со временем покупка Китаем российского истребителя пятого поколения станет вполне возможна. Полагаю, что на нынешний уровень развития российской авиапромышленности Китай выйдет примерно через 15 лет. Тогда, наверное, Россия начнет продавать эти машины на внешнем рынке. В начале 2020-х годов это произойдет уже наверняка, а у Китая еще будет интерес к приобретению этого самолета.
- В каких военных проектах Китаю острее всего требуются российские технологии?
voice from .ua
24.10.2007, 02:25
- Прежде всего в создании авианосца и нового дальнего бомбардировщика. После покупки на Украине недостроенного авианосца "Варяг" Китай закупил немало сопутствующей техники. В России были приобретены четыре комплекта посадочного оборудования для палубной авиации. Несколько лет назад Китай купил на Украине самолет Т10К - прототип российского палубного истребителя Су-33. Для полетов он уже непригоден, однако цель ясна - изучить конструкции складывающегося крыла, посадочного тормоза и других систем палубного самолета, после чего спроектировать собственный палубный истребитель на базе Цзянь-11Б. Они только внешне похожи, по конструкции сухопутные и корабельные машины сильно отличаются. Если попытка провалится, Китай, скорее всего, обратится к России за покупкой Су-33. Для новых бомбардировщиков Китаю нужны прежде всего российские двигатели.
- И все же утверждение о недоверии между Россией и Китаем кажется странным. Не далее чем в августе китайские военные приняли участие в учениях "Мирная миссия-2007" под Чебаркулем на территории России...
- Символическое значение этих учений значительно превосходит практическое. Политически Россия показала миру, что проводит многостороннюю дипломатию. Однако Россия проводит подобные учения со многими странами, в том числе с членами НАТО, а вот с Китаем ни одна другая развитая страна такие маневры проводить не будет. У российской армии и опыта больше, и техника лучше, так что китайцы полагают, что на учениях могут научиться чему-то полезному.
К тому же обострился тайваньский вопрос, поэтому Китаю нужно изобразить единство с Россией, продемонстрировать военное сотрудничество с ней. Китай недоволен планами США и Японии создать вместе с Австралией "восточноазиатское НАТО" - это похоже на реакцию России на расширение НАТО на восток и размещение американской ПРО в Европе. Однако сходство не является полным. У России и Запада есть стратегические трения, но они не враги, российская элита хочет видеть свою страну в Европе. А Китай никуда не хочет входить.
- Похоже, что Китай нашел правильный путь: он никуда не хочет, ни с кем не спорит и со всеми сотрудничает. А попытки России сблизиться с Западом породили для нее больше проблем, чем преимуществ...
- Не думаю, что у Китая все так хорошо. За последние полгода я побывал в столицах ведущих стран НАТО. По моим наблюдениям, стратегическая ситуация вокруг Китая ухудшается. Это отражается и в проблеме размещения американской ПРО в Восточной Европе. На открытом уровне США говорят, что объекты в Чехии и Польше направлены против "стран-хулиганов" - Ирана и Северной Кореи. Но как северокорейские ракеты могут ударить по НАТО, это же полная чушь! Лишь в ходе обсуждений становится понятно, что имя "Северная Корея" заменяет Китай. ПРО в Европе направлена против Ирана и Китая, именно так обсуждают эту проблему натовцы. США хотят создать из Китая для НАТО нового врага, который будет представлять еще больший стратегический вызов, чем Россия.
- И все же, в чем причины недоверия Китая к России?
- В Китае об этом написано много докладов. Они критикуют российские СМИ, прежде всего ведущие газеты, за преобладание негативных материалов о Китае. Китайские эксперты считают российскую политику в отношении Китая неустойчивой, примером чему служат колебания и сложности вокруг проекта нефтепровода. Некоторые аналитики обращают особое внимание на рост националистических настроений в России. Они предупреждают, что это может сделать внешнюю политику Москвы непредсказуемой, призывают власти к бдительности в отношении соседа. При этом рассуждения об опасности возрождения "царизма" в российской внешней политике сопровождаются напоминаниями о том, как царская Россия "оккупировала" китайские земли.
В Китае в научных кругах есть те, кто призывает к сближению и сотрудничеству с Россией. Но в большинстве вопросов заметно присутствие "группы бдительных", призывающих опасаться России. И этот образ мысли широко распространен.
Источник: газета «Время новостей»
Корреспондент: Александр Ломанов
Опубликовано: 23.10.2007, 11:33
Maximus_G
24.10.2007, 02:38
Темы объединены.
Maximus_G
30.10.2007, 09:59
http://www.idelf.ru/site.xp/051057124049055056054124.html
"Торговля оружием между Россией и Китаем находится на спаде"
"С Китаем у нас достигнут такой уровень отношений, которого, наверное, никогда не было вообще", - заявил Владимир Путин во время встречи с западными политологами в этом месяце. По мнению президента, в этих отношениях "нет двойного дна", они "носят прагматический и добрососедский характер" и "могут продолжаться достаточно долго". Путин напомнил и о совместном интересе к военно-техническому сотрудничеству. Какое российское оружие потребуется китайским военным? Об этом "Времени новостей" рассказал ЧЖАН ИХУН, канадский эксперт по проблемам обороны и безопасности в Восточной Азии, главный редактор журнала "Канва дифенс ривью".
- Осенью 2005 года Россия заключила с Китаем контракт на продажу 38 транспортных самолетов Ил-76 и заправщиков Ил-78 почти на миллиард долларов. С тех пор не было ни одной новой крупной сделки. В чем причина?
- Торговля оружием между Россией и Китаем действительно находится на спаде. Главная причина в том, что Китай купил много техники и ему нужно время на ее "переваривание". В 2004 году завершилась поставка сотни истребителей Су-30, с прошлого года начались поставки подлодок класса "Кило", идет передача заказанных эсминцев "Современный". Завершается поставка техники по прежним крупным заказам, и теперь ВВС и ВМФ должны к ней адаптироваться. Пока не освоят, нового покупать не будут - это нормально.
Сейчас идет процесс согласования направлений будущего сотрудничества с Россией - предстоит определить, какое новое вооружение подходит Китаю. Полагаю, что новый подъем начнется в будущем году. Одна из проблем - как интегрировать новые системы вооружений, наладить их обслуживание. Например, китайские ВВС довольны российскими Су-30, но их тревожит, что стоимость ремонта чересчур велика, а запчасти из России слишком дороги.
- Были сообщения, что Китай прекращает лицензионное производство истребителей "Цзянь-11" (Су-27) на Шэньянском авиазаводе, поскольку эта машина якобы уже не отвечает требованиям военных...
- Это производство не остановлено. По данным нашего аналитического центра КАНВА, в прошлом году там собрали более десятка машин. Они им нужны, это определенно. Другое дело, что эти машины нужно совершенствовать. Уже есть модификации "Цзянь-11А" и "Цзянь-11Б", там полностью изменилась кабина пилота и оборудование выполнено по западным стандартам. Кроме того, в 1992-1996 годах Китай получил из России большие партии истребителей Су-27СК, срок окончания эксплуатации которых истекает. Их надо модернизировать, и это одно из возможных направлений сотрудничества.
Другое дело, что китайская сторона надеется получить на новом этапе сотрудничества большее количество российских технологий. Но тут ограничения есть и будут, как и у любой страны. Несерьезно полагать, что Россия передаст Китаю технологии разрабатываемого ныне истребителя пятого поколения, как и Китай не отдаст технологии своего нового истребителя "Цзянь-10" Пакистану, заинтересованному в китайских вооружениях. Промышленная база китайского ВПК совершенствуется медленно. Истребитель "Цзянь-10" делали 18 лет, а двигатели к нему все равно приходится покупать у России. На дворе XXI век, а Китаю приходится покупать базовые технологии истребителя Су-27, разработанного в СССР в 1980-е годы. У китайских ВВС немало и внутренних проблем.
- О каких проблемах идет речь?
- Нехватка квалифицированных летчиков. Горючее есть, самолеты есть - летать некому. В Китае развивается рыночная экономика, повсюду создаются авиакомпании, которые переманивают из армии летный состав. Пилот Су-27 в чине подполковника получает более 10 тыс. юаней (1,25 тыс. долл.) в месяц плюс летные выплаты. Китайские авиакомпании могут с ходу предложить 40-50 тыс. юаней (5-6 тыс. долл.), они даже на Тайване пилотов нанимают. Летчик на прямое обращение часто отвечает отказом, поэтому рекрутеры обрабатывают их жен, чтобы те сами уговаривали мужей переходить в гражданскую авиацию. Женщина будет его пилить каждый день, а потом летчик уйдет в авиакомпанию, и через него будут переманивать его недавних сослуживцев.
- Неужели командование не ограничивает уход со службы квалифицированных летчиков?
- Конечно, ограничивает, но способы обойти ограничения всегда есть. Заболел - и точка. Все более заметное в китайском обществе расслоение между богатыми и бедными появилось и в армии. В подразделениях, летающих на Су-27 и Су-30, жилища летного состава очень красивые. Причина одна - надо удержать людей. Летаешь на новых самолетах - у тебя просторное жилье и хорошие условия. Большинство же летает на устаревших китайских вариантах МиГ-21 или даже МиГ-19, у них и жилье плохое, и оклады низкие. За счет летных выплат разрыв лишь увеличивается, поскольку в частях, оснащенных современной техникой, летают больше. Хороших летчиков немного, аварийность в ВВС растет. Это одна из причин, по которой Китай не торопится закупать в России новые боевые самолеты.
- Что происходит с недостроенным советским авианосцем "Варяг", который в 1998 году Китай купил у Украины за 20 млн долл. якобы для переоборудования в плавучее казино?
- Корабль стоит на верфи в Даляне, его перекрасили в защитную окраску китайского ВМФ, надписи "Варяг" на борту больше нет. На борту появилось освещение, это означает, что уже восстановлена система энергоснабжения. Судя по всему, корабль будет использован в военных целях для обучения.
- В том числе с использованием самолетов?
- -Конечно! Это возможность получить опыт использования авианосца, провести подготовку специалистов. Достройка "Варяга" до полноценного боевого корабля очень трудна, он вряд ли встанет в строй. Это советское изделие, построенное по требованиям ВМФ СССР. Многие системы вооружения более не производятся, они не соответствуют китайским запросам. Да если и соответствуют, вряд ли Россия их продаст. Китаю нужны всесторонние испытания этого корабля, чтобы набрать опыт, обобщить его и спроектировать собственный авианосец, похожий на "Варяг".
- Какие самолеты потребуются для китайского авианосца? Есть ли вероятность закупки в России палубных истребителей Су-33, применяющихся на авианосце "Кузнецов" - российском "двойнике" "Варяга"?
- Есть два пути. Первый - это создание палубного истребителя на основе "Цзянь-10". Кстати, у него такой же двигатель, как и у Су-33, - АЛ-31Ф. Второй вариант - на основании освоенных технологий истребителя "Цзянь-11" (Су-27) самостоятельно спроектировать китайский вариант Су-33. Так что вовсе не обязательно самолеты для китайского авианосца будут покупать в России. В Китае давно занимаются проблемами палубной авиации, например технологиями складывающегося крыла, - это нужно для уменьшения габарита самолета, чтобы его можно было поместить в ангар на авианосце. Эксперименты со складывающимся крылом проводились на истребителе-бомбардировщике морской авиации "Цзяньхун-7", хотя сама эта машина непригодна для использования на авианосце. Вместе с тем Китай будет пытаться получить технологии для палубного истребителя в российских ОКБ Сухого и Микояна.
- И когда же будет построен китайский авианосец?
- Все зависит от политического решения, с деньгами проблем нет. Велика вероятность его постройки в 12-ю пятилетку, то есть в 2010-2016 годах. У Китая менталитет большой державы, в области военного планирования он смотрит вперед на 20-30, а то и на 50 лет. Все идет по этапам, в Китае строят все более крупные корабли основных классов. Раньше строили фрегаты водоизмещением 2 тыс. тонн, теперь 3 тыс. тонн. Потом будут продвигаться к эсминцам водоизмещением 6-7 тыс. тонн. Для эффективного применения авианосцев нужны мощные силы флота, нужны самолеты электронной разведки, и тут Китай шаг за шагом накапливает технический потенциал.
- В начале июня китайские власти сообщили о катастрофе военно-транспортного самолета, на борту которого погибли 40 человек. По неофициальным сведениям, это был опытный экземпляр АВАКСа, создание которого в КНР идет не слишком успешно...
- Работы по созданию самолета раннего радиолокационного обнаружения шли в Китае с 80-х годов крайне низкими темпами. Во второй половине 90-х из-за роста напряженности вокруг Тайваня военные потребовали предоставить такой самолет побыстрее. Тогда решили покупать самолет в России и ставить на него израильский радар - это был проект А-50И. Но из-за давления США на Израиль сделка сорвалась. Для китайской культуры это весьма оскорбительно, и тогдашний китайский лидер Цзян Цзэминь был очень зол. В 2000 году Цзян стукнул кулаком по столу и потребовал сделать китайский АВАКС любой ценой, не заботясь о затратах.
За это время в Китае сделали АВАКСы двух типов. Это "Кунцзин-2000" на платформе российского Ил-76 и "Кунцзин-200" на платформе "Юнь-8", то есть самолета Ан-12 китайского производства. Летом во время испытаний разбился второй экземпляр "Кунцзин-200". Одна из причин катастрофы - нехватка опыта и знаний. Однако стоит обратить внимание, что на борту самолета было 40 человек. Это пренебрежение правилами безопасности, принятыми в других странах мира: в ходе испытаний на борту не должно быть больше 10-20 человек.
- Зачем Китаю сразу два типа АВАКСа, это же лишние расходы?
- "Кунцзин-2000" очень дорог, платформу для него покупают в России, радар в Китае делают сами. Это многофункциональная машина, настоящий АВАКС, способный не только обнаруживать цели, но и вести управление военными действиями. Китайские ВВС пошли по пути сочетания сложного и простого, для чего и сделали более дешевый самолет дальнего радиолокационного обнаружения "Кунцзин-200". Он выполняет вспомогательную роль, обнаруживая цели и передавая информацию о них на борт "Кунцзин-2000", расширяя "поле зрения" настоящего АВАКСа.
Maximus_G
26.11.2007, 04:50
http://www.upi.com/International_Security/Industry/Analysis/2007/11/23/analysis_china_eyes_new_russian_tech/5662/
Журналист Андрей Чанг в своей статье пишет о том, что Пекин изучает варианты приобретения Су-33 или Су-35, или дополнительных Су-30МК2.
voice from .ua
26.11.2007, 05:36
Ну, Су-35 то они купят, никуда не денутся, надо же хоть что-то противопоставить "Рапторам". А вот Су-33 если и продавать так втюхать не менее эскадрильи.
Powered by vBulletin® Version 4.2.5 Copyright © 2025 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot