Просмотр полной версии : BMW801 & АШ-82ФН - где найти ТТХ?
fon - Skokoff
11.07.2002, 19:03
Господа, не подскажете ли - где в сети можно найти более-менее подробное описание немецких и советских движков воздушного охлаждения? Все что мне попадалось до сих пор было очень кратко и в стиле советских книжек про авиацию ВОВ - типа "АШ-82 - 1850 лс, BMW801 - 1700 (1460) лс. Наш был круче". Но вот зависимости мощности от высоты я для советского мотора не встречал. Веса немецкого двигателя не знаю. Да и вообще - хочется подробное описание технических данных и особенностей каждого изделия. Не просвятите?
Господа, не подскажете ли - где в сети можно найти более-менее подробное описание немецких и советских движков воздушного охлаждения? Все что мне попадалось до сих пор было очень кратко и в стиле советских книжек про авиацию ВОВ - типа "АШ-82 - 1850 лс, BMW801 - 1700 (1460) лс. Наш был круче". Но вот зависимости мощности от высоты я для советского мотора не встречал. Веса немецкого двигателя не знаю.
http://www.s-m-b.ru/fb/BOOK/262.jpg
http://www.s-m-b.ru/fb/BOOK/173.jpg
http://www.s-m-b.ru/fb/BOOK/174.jpg
Да и вообще - хочется подробное описание технических данных и особенностей каждого изделия. Не просвятите?
Ищите и обрящите. Хотя имхо скорее не обрящите. Нет такого в инете, потому как узко спецально слишком. На американские можно ещё что-то найти.
fon - Skokoff
12.07.2002, 10:47
Ищите и обрящите. Хотя имхо скорее не обрящите. Нет такого в инете, потому как узко спецально слишком. На американские можно ещё что-то найти.
Спасибо большое за ответ. DB-605 с впрыском водометанола - просто супер на малых и средних высотах!
А вот по BMW-801 так к сожалению ничего и не ясно. Судя по всему взята самая "дохлая" модификация этого мотора, и сравнена с нашими. Увы, это стандартный приемчик совдеповской литературы о войне (ненавижу начиная с Яковлева с его "записками"). Насколько я знаю на форсаже с водометанолом BMW давал до 2100 лошадей, а тут только 1600 и очень быстро падает с высотой. Увы... Кстати, откуда эти графики и какой год издания?
Спасибо большое за ответ. DB-605 с впрыском водометанола - просто супер на малых и средних высотах!
Мерлин 60-70 всё равно лучше.
А вот по BMW-801 так к сожалению ничего и не ясно. Судя по всему взята самая "дохлая" модификация этого мотора, и сравнена с нашими.
Были лучше?
Увы, это стандартный приемчик совдеповской литературы о войне (ненавижу начиная с Яковлева с его "записками").
Видимо что было трофейное то и сравнили, не из пальца же высасывать характеристики, на основании того что "должно быть лучше".
Можете порыться в архиве NACA (http://naca.larc.nasa.gov/cit.html), мне говорили что там есть что-то по испытаниям BMW-801 американцами, но я сам ещё не разбирался. Вообще же по инету хватает сайтов поклонников FW-190 там данные по мощностям наверно можно найти.
Насколько я знаю на форсаже с водометанолом BMW давал до 2100 лошадей,
1) MW-50 появился лишь в 44 году
2) Насколько я знаю BMW-801 с впрыском MW-50 серийно на FW-190 не ставился, в связи с нехваткой комплектов MW-50, они все уходили на Bf-109, поэтому вместо #впрыска MW-50 на поздних модификация FW-190 использовался впрыск в нагнетатель горючего C3. Теоретически могли быть переделки, так как двигатель к установке MW-50 был подготовлен, но серийно таких машин не было. Соответственно и вероятность того что наши могли получить такое двигло для испытаний равно примерно 0.
а тут только 1600
Я вижу 1700 л.с. на форсаже и ~1420 л.с. на номинале.
и очень быстро падает с высотой.
А что - должно расти?
Увы... Кстати, откуда эти графики и какой год издания?
http://www.s-m-b.ru/fb/BOOK/000.jpg
fon - Skokoff
12.07.2002, 12:43
[QUOTE]
Были лучше?
[QUOTE]
Кажется, да. По крайней мере было несколько модификаций с разной степенью сжатия, высотностью и еще чем-то.
[QUOTE]
Видимо что было трофейное то и сравнили, не из пальца же высасывать характеристики, на основании того что "должно быть лучше".
[QUOTE]
Может быть. Но могли не из пальца, а просто - взять самую чахлую модификацию, а о более совершенных - умолчать. Вроде все честно - но все равно иезуитски. Я говорил, что подобный прием часто встречал в совковых книгах - например, встречал в описаниях Як-9 - он оказывается имел скороподъемность 5мин/5тыс м, а мессер - 5.5 мин. На этом основании делался вывод о крутости Як-а, при этом не приводилась ни модификация мессера, ни вооружение - ничего. Профанация.
[QUOTE]
1) MW-50 появился лишь в 44 году
2) Насколько я знаю BMW-801 с впрыском MW-50 серийно на FW-190 не ставился, в связи с нехваткой комплектов MW-50, они все уходили на Bf-109, поэтому вместо впрыска MW-50 на поздних модификация FW-190 использовался впрыск в нагнетатель горючего C3. Теоретически могли быть переделки, так как двигатель к установке MW-50 был подготовлен, но серийно таких машин не было.
[QUOTE]
По-моему на А-8 MW50 стала стандартом. А это была самая массовая модификация фоккера. Может на восточном фронте часто летали без нее - не знаю. Вполне может быть, тут ведь фоккер чаще как ударный использовался.
[QUOTE]
Соответственно и вероятность того что наши могли получить такое двигло для испытаний равно примерно 0.
[QUOTE]
Может быть... Но все-же интересно было бы знать данные лучших модификаций фоккера. Я вот у какого-то нашего аса (к сожалению не помню фамилию - он на Кобрах летал) встречал очень хорошие отзывы о Фоккере - он не соглашался с остальными, считавшими фоку тяжелой и маломаневренной машиной. По его мнению, проблема фоккера была в низкой квалификации его пилотов, которые не могли реализовать его положительные качества (был 1944 год, у Люфтваффе были серьезные проблемы с кадрами - типа как у нас в 1942). Сам же фоккер (по его словам, да и по характеристикам, встреченным мною в других источниках) мог разгоняться до 650 км/ч, хорошо пикировал и отрывался на вертикалях, если имел запас скорости. Собственно скорость Фоккера и навела меня на размышления - как самолет с таким "чахлым" мотором да еще с толстым профилем крыла мог соперничать в скорости с Ла-5ФН и даже Ла-7? У них ведь мотор "формально" покруче, и аэродинамика получше. Ан нет, нестыковочка получается. Значит нас где-то кинули. Вот я и хочу знать подробно - где?
[QUOTE]
Я вижу 1700 л.с. на форсаже и ~1420 л.с. на номинале.
[QUOTE]
Я читал о модификациях с самыми разными значениями мощности - 1700лс, 1770лс, 1870 лс, 2100 лс. Было бы интересно про них почитать.
Были лучше?Кажется, да. По крайней мере было несколько модификаций с разной степенью сжатия, высотностью и еще чем-то.Видимо что было трофейное то и сравнили, не из пальца же высасывать характеристики, на основании того что "должно быть лучше".Может быть. Но могли не из пальца, а просто - взять самую чахлую модификацию, а о более совершенных - умолчать.
Могли конечно :) Могли вообще взять и все данные занизить раза в два. Или в три. Или вообще написать что такого мотора как BMW-801 у немцев не было :) Это называется конспирология на самом деле и к авиации имеет отношение самое посредственное.
Вроде все честно - но все равно иезуитски. Я говорил, что подобный прием часто встречал в совковых книгах - например, встречал в описаниях Як-9 - он оказывается имел скороподъемность 5мин/5тыс м, а мессер - 5.5 мин. На этом основании делался вывод о крутости Як-а, при этом не приводилась ни модификация мессера, ни вооружение - ничего. Профанация.
Ну так не читайте литературу для детей - не будет иезуитства профанации, то что издавалась в СССР пропагандисткая литература не означает что не было правдивой информации. Нельзя в каждой книжке написать подобный разбор всего что было, для некоторых аудиторий это вообще лишнее. 5.5 минут на 5 000 для поздних Bf-109G-6 с деревянным хвостом и усиленным бронированием на climb&combat - это вполне ещё хорошо. Посмотрите на www.airwar.ru РЛЭ к Bf-109G-6, его взлетный вес 3400 кг, причем он ещё металический(я посмотрел - там бронеспинка 13мм вместо 8, бронестекло за головой летчика - тоже саолёт не облегчает), а мотор всё тот же - DB-605A.
По-моему на А-8 MW50 стала стандартом. А это была самая массовая модификация фоккера. Может на восточном фронте часто летали без нее - не знаю. Вполне может быть, тут ведь фоккер чаще как ударный использовался.
Не было MW-50 на FW-190A8 ни на Восточном фронте ни на Западном. Вообще не было.
Но все-же интересно было бы знать данные лучших модификаций фоккера.
Тогда наверно надо изучать FW-190D.
Я вот у какого-то нашего аса (к сожалению не помню фамилию - он на Кобрах летал) встречал очень хорошие отзывы о Фоккере - он не соглашался с остальными, считавшими фоку тяжелой и маломаневренной машиной. По его мнению, проблема фоккера была в низкой квалификации его пилотов, которые не могли реализовать его положительные качества (был 1944 год, у Люфтваффе были серьезные проблемы с кадрами - типа как у нас в 1942).
Ясен пень что клавификация пилотов играет большую роль :) Вон у наших клавификация на "Кобре" позволяла летать, ясно что на FW-190 у них бы ещё лучше получилось :D
Сам же фоккер (по его словам, да и по характеристикам, встреченным мною в других источниках) мог разгоняться до 650 км/ч, хорошо пикировал и
И что вас скорость 650 км/ч так потрясла?
отрывался на вертикалях, если имел запас скорости.
Вы там пеняли на иезутство кому-то? Так вот эта фраза прекрасный пример того же иезуитства.
Собственно скорость Фоккера и навела меня на размышления - как самолет с таким "чахлым" мотором да еще с толстым профилем крыла мог соперничать в скорости с Ла-5ФН и даже Ла-7? У них ведь мотор "формально" покруче, и аэродинамика получше. Ан нет, нестыковочка получается. Значит нас где-то кинули. Вот я и хочу знать подробно - где?
А откуда вы взяли что FW-190A был быстрее Ла-5ФН и уж тем более Ла-7, если не секрет?
Я читал о модификациях с самыми разными значениями мощности - 1700лс, 1770лс, 1870 лс, 2100 лс. Было бы интересно про них почитать.
Форсажные режимы различные, только и всего. На западных сайтах поклонников FW-190 ими увлекаются весьма, найти не проблема.
fon - Skokoff
12.07.2002, 14:10
Не было MW-50 на FW-190A8 ни на Восточном фронте ни на Западном. Вообще не было.
А вот тут - неправда ваша, крест на пузе :) Был форсаж с водометанолом у Фоккера, время форсажа - 10 мин, затем перерыв 5 мин и снова можно форсаж - так до 40 мин. Своими глазами русским по белому читал :)
Насчет скорости в 650 км... Меня она не поразила, к тому-же я не говорю что Фоккер был бастрее Ла-7. Просто у меня есть информация что скорость Ла-7 равна не 680 км/ч как это пишут, а где-то около 650 км/ч а для Ла5-ФН не 640 а где-то 625. То есть эталонные экземпляры конечно имели скорость как в ТТД, а вот массовые (серийные) не столь "вылизаные" - меньше. То есть если это правда (я не утверждаю что я во всем совершенно прав, да и кто тут может это утверждать?) то скорости Ла и ФВ сравнимы. По крайней мере - максимальные, без учета высоты получения этих скоростей (кажется Фоккер был быстрее всего где-то в районе 6700м если мне память не изменяет - там бои редко были. У земли Лавочкины были быстрее, это я не отрицаю, а наоборот утверждаю - сам про это много и подробно читал). При этом неизвестно в течение какого времени они способны эти скорости держать. В общем масса интересных и не совсем ясных вещей которые хотелось бы узнать. Тем более то что я писал - не мое ИМХО, а мнение настоящего боевого летчика-аса, которое я прочитал в его мемуарах.
Еще раз спасибо за графики, я совсем не думал с тобой спорить.
А вот тут - неправда ваша, крест на пузе :) Был форсаж с водометанолом у Фоккера, время форсажа - 10 мин, затем перерыв 5 мин и снова можно форсаж - так до 40 мин. Своими глазами русским по белому читал :)
Мне собственно паралельно, просто после выхода "Ил-2 Штурмовик", у которого в музее написано что FW-190A-8 имел систему MW-50 на западных форумах игры этот вопрос не раз обсуждался, и каждый раз вывод был однозначный - никаких документальных свидетельств того что на серийных FW-190A-8 система MW-50 ставилась НЕТ. Если у вас такие документы имеются - ради бога, осчастливьте поклонников этого самолёта.
То что испытывался FW-190A-8 с MW-50 - это другой вопрос, как и то что двигатель BMW-801 был "подготовлен" к установке MW-50.
Насчет скорости в 650 км... Меня она не поразила, к тому-же я не говорю что Фоккер был бастрее Ла-7. Просто у меня есть информация что скорость Ла-7 равна не 680 км/ч как это пишут, а где-то около 650 км/ч а для Ла5-ФН не 640 а где-то 625.
Качество производства непрерывно росло, но естественно первые серии не дотягивали по своим качествам до эталонов. Однако это говорит только о качестве производства, а не о том что Ла-7 не превосходил по скорости FW-190A и необходимо найти где советские источники скрыли причины превосходства FW-190A.
То есть эталонные экземпляры конечно имели скорость как в ТТД, а вот массовые (серийные) не столь "вылизаные" - меньше.
Вы считаете что у немцев в конце войны качество производства не падало?
То есть если это правда (я не утверждаю что я во всем совершенно прав, да и кто тут может это утверждать?) то скорости Ла и ФВ сравнимы. По крайней мере - максимальные, без учета высоты получения этих скоростей (кажется Фоккер был быстрее всего где-то в районе 6700м если мне память не изменяет - там бои редко были. У земли Лавочкины были быстрее, это я не отрицаю, а наоборот утверждаю - сам про это много и подробно читал).
Ла-7 был быстрее FW-190A во всем диапазоне высот, причем выше 3000 метров - на номинале, так как форсажного режима у Ла-7 выше 3 000 метров не было.
При этом неизвестно в течение какого времени они способны эти скорости держать. В общем масса интересных и не совсем ясных вещей которые хотелось бы узнать.
На www.airwar.ru есть РЛЭ к Ла-5ФН, время форсажа в нём ограничивается 5 минутами. То же самое в имеющемся там же РЛЭ к Ту-2С с АШ-82ФН. У FW-190A кстати режимы максимальных скоростей являются также форсажными, и время их применения ограничено, без форсажа его качества весьма невпечатляют. это видно на примере результатов испытаний трофейного FW-190A-4 (http://krieg.wallst.ru/frames-d/2/fw-190a4-tr.html) на номинале 1.35 Ata, форсаж же был 1.42 Ata, на западных сайтах упоминаются форсажные режимы поверх обычного форсажа - но я пока ещё не разобрался, прирост мощности они давали, но имхо незначительный.
Тем более то что я писал - не мое ИМХО, а мнение настоящего боевого летчика-аса, которое я прочитал в его мемуарах.
Можно точнее что за ас?
Еще раз спасибо за графики, я совсем не думал с тобой спорить.
Жаль, спор - это всегда интересно :)
fon - Skokoff
12.07.2002, 15:14
Можно точнее что за ас?
Архипов, кажется... Увы не помню. Был в книжном магазине, зацепил книжечку на полке и с час ее рассматривал :) Жаль, блин, денег тогда не было - а потом как-то не срослось. Помню что около 45 самолетов сбил, воевал в основном на Кобрах.
При аналогичных обстоятельствах (на шару :) ) то-ли у Типпельскирха, то-ли у Гудериана встречал сравнение самолетов ВВС и Люфтваффе. Весьма кстати корректно написаное и с достаточным уважением к противнику. Там приводились мощности движков немецких и русских самолетов, для ФВ-190 она указана 2100лс. Немец не спорил, что после 1944 года количественное и КАЧЕСТВЕННОЕ превосходство было за ВВС, у него даже нашлось пара хороших слов про Як-9, который я как-то привык ругать. Поэтому подозревать фрица в передергивании и бахвальстве... может и можно, а может и нет.
Архипов, кажется... Увы не помню. Был в книжном магазине, зацепил книжечку на полке и с час ее рассматривал :) Жаль, блин, денег тогда не было - а потом как-то не срослось. Помню что около 45 самолетов сбил, воевал в основном на Кобрах.
Есть на Милитере (http://militera.lib.ru/) такая книжка - Бодрихин Николай Георгиевич
Советские асы (http://militera.lib.ru/research/bodrihin/index.html).
В ней есть в приложении таблица асов сбивших более 15 самолётов, в ней есть Архипов Николай Арсентьевич, но по количеству побед он недотягивает, да и летал только на Яках и И-16.
Зато есть Архипенко Федор Федорович с 30 личных + 14 групповых, который летал и на "Кобрах". Гляньте его биографию (http://militera.lib.ru/research/bodrihin/01.html), может опознаете по каким - то моментам в биографии(суда форум не даёт запостить, слишком много говорит, а бить по кускам не охота).
При аналогичных обстоятельствах (на шару :) ) то-ли у Типпельскирха, то-ли у Гудериана встречал сравнение самолетов ВВС и Люфтваффе. Весьма кстати корректно написаное и с достаточным уважением к противнику. Там приводились мощности движков немецких и русских самолетов, для ФВ-190 она указана 2100лс. Немец не спорил, что после 1944 года количественное и КАЧЕСТВЕННОЕ превосходство было за ВВС, у него даже нашлось пара хороших слов про Як-9, который я как-то привык ругать. Поэтому подозревать фрица в передергивании и бахвальстве... может и можно, а может и нет.
Ни Гудериан, ни Типпельскирх для меня в авиации не авторитеты, Гудериан есть на Милитере (http://militera.lib.ru/), можете глянуть.
fon - Skokoff
12.07.2002, 16:38
Зато есть Архипенко Федор Федорович с 30 личных + 14 групповых, который летал и на "Кобрах.
Да, это был Архипенко! Книга была написана не в виде мемуаров, а в виде интервью, указывалось, что готовятся к выходу мемуары. Кстати, вот эта фраза из биографии может косвенно объяснить его особое мнение по поводу Фоккера:
"Уже где-то к лету 1943 г. я обрел уверенность, что истребителю меня не сбить, — вспоминал Архипенко, — я мог упредить любой его маневр, перетерпеть большую перегрузку, опередить в принятии решения. Другое дело бомбардировщик: преследуя его, порой сам становишься мишенью, и тут вопрос в точности и неожиданности атаки..."
Т.е. для опытного бойца не быть сбитым истребителем - дело техники. А вот с бомбером - это лотерея. И в этой лотерее хорошо иметь побольше стволов, чтобы сократить время перебывания под огнем (Покрышкин был того-же мнения).
Кстати, у него-же встретил описание ввода в курс молодых бойцов. Как-то пошел он с ведомым в атаку на бомбер и говорит ему "атакуй, прикрою". Ну, ведомый начал садить с большой дистанции, так Архипенко дал пушечную очередь над самой его (ведомого) кабиной и сказал одно слово - "ближе!". Тот понял, что командир шутить не будет, подошел вплотную и расстрелял немца. В дальнейшем стал отличным бойцом с множеством побед. Вот такое вот воспитание!
у него даже нашлось пара хороших слов про Як-9, который я как-то привык ругать.
Как модно последнее время ругать Яки. И постоянно противопоставлять им Ла-5,7. Даже в "музее" Ил-2 скорость Ла-7 указана от опытного образца, а Як-9У - серийного.
ИМХО эти самолеты хорошо дополняли друг друга.
И хотелось бы узнать, какие Яки ты привык ругать и за что(модификаций-то много было). Только с цитатами и ссылками (я не имею ввиду цитаты типа: а вот в интервью один летчик сказал, что Як - говно).
Лазарев Сергей Витальевич
12.07.2002, 23:30
2 badger.
Спасибо большое, рассматривая картинки с высотными характеристиками движков, испытывал сильный ментальный оргазм. ;)
Отличная документация.
2 fon sokoff
The main difference was an BMW 801 D-2 engine adapted to use with a MW 50 system for short period engine power increase by injection of a water-methanol (methyl alcohol CH3OH) mixture in the proportion of 1:1. In this way it was possible to raise engine power to 2100 kW for 10 minutes, after which a high probability of engine failure prevented longer use. Due to delays in MW 50 device production, this system was not mounted on the Fw 190A-4 engines, which had the capability to accept this system. It was not used and only A-8 and later series planes would use the advantages of this invention.
http://home.earthlink.net/~poole124/a-series/fw190a_4.htm
По впрыску:
http://engine.avias.com/issues/07/page44.html
Вообще:
http://engine.avias.com/main.html
http://engine.avias.com/issues/05/page44.html
http://engine.avias.com/issues/04/page44.html
http://engine.avias.com/issues/03/page48.html
http://engine.avias.com/issues/06/page43.html
http://engine.avias.com/issues/06/page37.html
http://engine.avias.com/issues/09/page30.html-здесь про Як-9
http://engine.avias.com/issues/10/page36.html
За 99-00 год серия статей неплохая, мне понравились, и вообще журнал суперрульный.
S.N.A.F.U.
12.07.2002, 23:48
Как модно последнее время ругать Яки.
Ой ли? Только ли в последнее?
... И постоянно противопоставлять им Ла-5,7...
А почему бы и нет? Я бы сюда ещё и И-185 добавил. И вообще, противопоставил бы самым массовым истребителям ВОВ конструкции вполне благополучного замминистра тов.Яковлева , загубленные или не столь массовые машины зэков Поликарпова, Сухого, Туполева, Мясищева, Бартини...Выдающиеся машины последних, ИМХО, (пусть, даже, то были бомберы) были принесены в жертву той самой массовости и тому самому благополучию .
Лазарев Сергей Витальевич
12.07.2002, 23:55
SNAFU:
http://engine.avias.com/issues/09/page30.html
:
"К сожалению, отличные оценки, неизменно получаемые Як-9У за высокую скорость и маневренность, в значительной мере обесценивались низкой надежностью его силовой установки. Истребитель долго и с большими проблемами доводился. На какие только ухищрения не приходилось идти инженерам, конструкторам, испытателям: уменьшали допустимые обороты двигателя, увеличивали открытие заслонок, устанавливали более мощные радиаторы: И все-таки температуры воды и масла постоянно "зашкаливали". Это было тем более обидно, что по простоте пилотирования и удобству в эксплуатации Як-9У неизменно отличался пилотами в лучшую сторону.
Воздушные бои в конце 1944 г. показали, что по сравнению с извечным противником - германским Bf 109G - яковлевский "ястребок" с ВК-107А обладал преимуществом в скорости и характеристиках вертикального маневра. Однако даже после устранения перегрева воды и масла надежно работать винтомоторная группа Як-9У так и не стала. Из редуктора выбрасывало масло через уплотнения, наблюдалась тряска на пониженных оборотах, систематически выходили из строя свечи. Серийные моторы по-прежнему имели ресурс порядка 30 ч. Поэтому, хотя сотни новеньких истребителей успели до Дня Победы попасть в строевые части, сломать хребет "люфтваффе" им было не суждено. Основную тяжесть воздушных боев на заключительном этапе войны пришлось вынести лавочкинским Ла-5ФН и Ла-7 с моторами АШ-82ФН, а также яковлевским Як-3 и Як-9 с моторами ВК-105ПФ".
Лазарев Сергей Витальевич
13.07.2002, 00:00
http://engine.avias.com/issues/04/page44.html
"Ни по абсолютным, ни по удельным характеристикам этот двигатель не поражал воображение специалистов, зато имел несколько несомненных "изюминок", выдвигавших его в разряд "звезд" первой величины.
Во-первых, он оснащался автоматизированным агрегатом управления, сводившим задачу пилота к перемещению всего одного рычага. Остальные параметры: наддув, частота вращения, шаг винта, подача топлива, переключение скоростей нагнетателя и др. подбирались автоматически в зависимости от положения рычага управления. Такое техническое решение значительно разгружало летчика в ходе маневренного воздушного боя, в буквальном смысле слова давая ему "свободу рук". Во-вторых, система охлаждения мотора включала 12-лопастный вентилятор, который на малых скоростях полета эффективно обдувал нагретые части, а при больших скоростях, наоборот, - подтормаживал воздушный поток и предупреждал их переохлаждение. В-третьих, оригинально был решен маслоохладительный контур: нагретое масло вначале подавалось в маслобак, где очищалось от воздушных пузырьков, а уже затем - в маслорадиатор (сегодня эта схема применяется почти повсеместно).
Интерес к BMW 801 со стороны советских специалистов проявился еще в период упоминавшихся выше визитов делегаций в Германию. В частности, генерал И.Ф. Петров в своих мемуарах сокрушался о том, что закупить этот двигатель в то время не удалось. Вероятно, близкое знакомство с особенностями немецкой новинки действительно могло бы быть полезным для отечественных моторостроителей. Но изучать "восемьсот первый" им пришлось уже в сложнейших условиях войны - на боевых трофеях.
Впервые FW 190A-2 появились на советско-германском фронте поздней осенью 1941 г. под Ленинградом в составе эскадры JG51. Однако и сами машины, и их моторы были еще недостаточно доведенными, а в условиях начинавшейся русской зимы - попросту неработоспособными. Не совершив ни единого боевого вылета, "фоккеры" (так, не совсем корректно, их называли наши бойцы) вернулись в Германию, чтобы вновь появиться на Восточном фронте лишь год спустя.
В сентябре 1942 г. первая группа эскадры JG51 "Мельдерс" вернулась из Германии после переучивания на FW 190A-3. Появление сильно вооруженного и довольно скоростного (630 км/ч на второй границе высотности) истребителя особенно сильно сказалось на потерях советских бомбардировщиков. Так, в конце января 1943 г. четверка "Фокке-Вульфов" обер-лейтенанта Шака внезапно атаковала и сбила всю девятку Пе-2, возвращавшуюся с задания без истребительного прикрытия.
Первый FW 190 попал в руки советских авиационных специалистов 13 января 1943 г. В этот день четверке истребителей капитана С.С. Литаврина удалось сбить сразу два зазевавшихся "фоккера"; один из них, пилотировавшийся унтер-офицером Хельмутом Брандтом, совершил вынужденную посадку на лед озера Ладога неподалеку от Шлиссельбурга. Неприятельский пилот вытащил из закабинного отсека лыжи и ушел на них в сторону берега, занятого финнами. Предпринятая немцами попытка уничтожить практически целый истребитель не удалась, а ночью он был вывезен на ленинградский Комендантский аэродром. Капитану Литаврину, "добывшему" неприятельскую новинку, 28 января 1943 г. было присвоено звание Героя Советского Союза. Весной и летом 1943 г. еще несколько малоповрежденных "фоккеров" были захвачены советскими войсками, и наконец, в августе немецкий летчик Густав Хеулер перелетел на советский аэродром на совершенно исправном FW 190A. Все это позволило тщательно изучить достоинства и недостатки немецкого истребителя. Кроме того, для новых советских истребителей Ла-5ФН и Як-9 были найдены эффективные способы ведения как оборонительного, так и наступательного боя с "фоккером"
S.N.A.F.U.
13.07.2002, 01:56
Я родился в г.Запорожье и многие мои родственники связаны с Запоржским авиамоторостроительным заводом.
Во время войны завод был эвакуирован в Омск, где и выпускал АШ-82. Мой дядька (Голяк Марк Григорьевич), в то время работавший на заводе, рассказывал, что к ним время от времени приезжали лётчики-ассы (фамилий он не помнит :-( ) и выбирали двигатели под себя (!). Критериев было два - стендовая мощность и вес. По его словам, вес мотора колебался в пределах 50кг, а мощность до 10%
" И все-таки температуры воды и масла постоянно "зашкаливали". Это было тем более обидно, что по простоте пилотирования и удобству в эксплуатации Як-9У неизменно отличался пилотами в лучшую сторону. "
http://www.rudolf.webservis.ru/72ag_books/mono/la5alekseenko/index.htm
" При массовом производстве характеристики самолетов неизбежно снижаются - ни один серийный Ла-7 не развил скорости более 658 км/ч. Недобор скорости послужил причиной проведения НИИ ВВС в августе-сентябре 1944 г. контрольных испытаний самолета головной серии и серийного. Летчики-испытатели выставили серийной машине неудовлетворительную оценку: недобор скорости, температура в кабине составляла +55° С, при наборе высоты грелся мотор."
Вообще-то, на мой взгляд - не мешает кинуть камешек в огород разработчиков - уж больно куцая инфа представлена в МУЗЕЕ. Конечно, за историческую справку - спасибо, но хотелось бы поболе:
- ТТХ движков,
- ТТХ оружия,
- экскурс по приборам кокпита (достала аркадная надпись "ПЕРЕГРЕВ" - я бы лучше за приборами следил, да вот непонятно - о какой температуре какого масла и на каком приборе речь.
- экскурс по приборам кокпита (достала аркадная надпись "ПЕРЕГРЕВ" - я бы лучше за приборами следил, да вот непонятно - о какой температуре какого масла и на каком приборе речь.
Не имеет смысла, значительная часть приборов отсутствует, а те что присутствуют работают не правильно, как впрочим и сама имитация перегрева двигателя. Исключения из этого правила - Ил-2, МиГ-3, и Bf-109(у этого нет возможности контролировать температуру масла, хотя из-за избыточной мощности маслорадиатора оно как правило и не перегревалось).
" При массовом производстве характеристики самолетов неизбежно снижаются - ни один серийный Ла-7 не развил скорости более 658 км/ч. Недобор скорости послужил причиной проведения НИИ ВВС в августе-сентябре 1944 г. контрольных испытаний самолета головной серии и серийного. Летчики-испытатели выставили серийной машине неудовлетворительную оценку: недобор скорости, температура в кабине составляла +55° С, при наборе высоты грелся мотор."
Здесь надо добавить ни один серийный Ла-7 выпуска до августа - сентября 1944 не развил скорости более 658 км/ч, Ла-7 выпуска 45 года эту скорость перекрывали с лихвой.
2 badger
Спасибо, :) просветили. Еще один камушек в огород разработчиков. :p
Лазарев Сергей Витальевич
13.07.2002, 12:13
Еще один камушек:
В музее в Ил-2 в ТТХ Ме-109 Густав написано, что МВ-50 была "турбонагнетателем" хотя, на самом деле....
2 badger
Спасибо, #:) просветили. Еще один камушек в огород разработчиков. :p
Думается мне огород разработчиков уже весь в камнях.
Нехорошо мы поступаем с разработчиками
Думается мне огород разработчиков уже весь в камнях.
Так что поделаешь.
Нехорошо мы поступаем с разработчиками
Хорошо, скажу что-нибудь хорошее о разработчиках.
Вот например я забыл упомянуть И-16. Великолепный самолёт, первый из самолётов с двигателем воздушного охлаждения, на котором появился указатель температуры головки цилиндров, более того показывающий что-то очень похожее на реальные значения :) И выходные - входные температуры масла показывает :() Жаль нет РЛЭ к И-16 чтоб проверить, но скорее всего всё правильно. Только вот незадача - если компасы указывающее на ЮГ когда самолёт летит на север уже стали привычны(на целом ряде самолётов, баг был обнаружен ещё в 1.01 и до сих пор не поправлен), то И-16 ввел ещё более интересные вещи в вопрос ориентирования по сторонам света - на нм компас показывает на ВОСТОК когда летишь на север. А между прочим разработчики теперь ввели команду для мультиплеера, позволяющую принудительно отключать компас в левом нижнем углу экрана. Видимо по карте надо ориентироваться в таком случае :) А ещё ему скороподьёмность выше 3 километров зарезали. Типа так всё и было - новозеландцы тестировали. Проблемка только в том что на новозеландских И-16 стоят АШ-62ИР от Ан-2 котороый имеет не две скорости нагнетателя как М-62, а одну, и граница высотности у него - всего- то 1500 метров, а не 2000 метров на 1, и 4 000 метров на 2-ой скорости нагнетателя у М-62. Ясен пень после 3000 метров оно набирать высоту будет плохо.
Думается мне огород разработчиков уже весь в камнях.
У них будет сад камней. Как у Кузьмича. :)
badger: "с лихвой " - это как?
Лазарев Сергей Витальевич
13.07.2002, 15:20
2 badger/
А не знаете ли Вы, что за полоски сверху на приборной сбоку (слева) от прицела в Мессершмитте, типа там наверху еще есть значки радиоактивности?
И кто мне объяснит, что такое границы высотности?
Эти ленточные указатели показывают остаток боезапаса. Центральный это мотор-пушка а боковые - пулеметы. Вроде так. Что означает значок радиоактивности - самому интересно :)
Лазарев Сергей Витальевич
13.07.2002, 15:53
А почему они не уменьшаются?
У них будет сад камней. Как у Кузьмича. :)
Мне тоже эта мысль пришла в голову, но никак не мог вспомнить как он называется - японское какое-то слово(интересно я его вообще знал когда-нибудь) :D
badger: "с лихвой " # - это как?
С лихвой это:
677 км/ч на высотк 6250 метров.
La 7 No. 452132-76 испытывавшийся в апреле 45 в НИИ ВВС.
Отсюда инфа (http://www.btinternet.com/~fulltilt/Perform.html#La-7%20No.%2038100869)
А почему они не уменьшаются?
Посмотрите настройки реализма - может бесконечный боезапас включен?
2 badger/
И кто мне объяснит, что такое границы высотности?
Объяснятель из меня наверно не очень - но вот тут, на Авиационно-Историческом форуме (http://www.russian.ee/star/forum/forum_28/messages/371.htm) уже отвечали на такой вопрос, если что-то будет ещё непонятно я попробую добавить.
Лазарев Сергей Витальевич
13.07.2002, 16:35
Понятно. Спасибо, я типа так и думал.
fon - Skokoff
15.07.2002, 11:05
И хотелось бы узнать, какие Яки ты привык ругать и за что(модификаций-то много было). Только с цитатами и ссылками (я не имею ввиду цитаты типа: а вот в интервью один летчик сказал, что Як - говно).
В основном - Як-9. Потому я их ругаю, что сами летчики их ругали (правда в весьма скрытой форме - иначе цензура их мемуары зарезала-бы). Как можно оценить тот факт что Лавриненков ИМЕННОЙ Як-9 (от самого Яковлева!) после пары полетов отдал своему другу, а сам продолжил летать на Як-1 (друг кстати через несколько дней был сбит, как пишет Лавриненков, из-за недостаточного вертикального маневра). Почитайте Покрышкина - как он отзывался о Яковлеве и его самолетах и как прошла их личная встреча. Сидел, грит, доблестный конструктор у камина и в огонь пялился, я ему рассказывал ЧТО хочу от самолета, что мне в Як-3 не нравится - а тот хоть бы хны, молчит, словно и нет никого рядом. Я, говорит, так и не понял - слушал он меня или нет. В общем, знатная министерская закалка была у товарисча.
По имеющимся у меня данным именно Яковлев стал на пути И-185 - ведь если бы он пошел в серию (а готов он был аж в 1941 - на год раньше Ла-5, да еще сразу с более высокими данными) то нафиг бы стране нужны были Як-и? Да еще в таком огромном количестве?
Як-ам не повезло с моторами, если бы удалось довести ВК-107 - то может они и не были бы таким отстоем (разговор о 43-45 годах, в 41-42 Яки были вполне конкурентноспособными, этого я не отрицаю). Н это не оправдывает Яковлева, ведь он не только ошибся с мотором - он ЗАРЕЗАЛ гораздо более прогрессивные конструкции конкурентов. Современники считали его выскочкой, после войны его КБ так и не удалось создать ничего более-менее достойного, сейчас это самое дохлое КБ России.
fon - Skokoff
15.07.2002, 11:18
А.Покрышкин, "Небо войны"
"На аэродроме меня встретил известный в стране летчик-испытатель генерал Федрови. Он показал новенький, проходивший испытание истребитель ЯК-3. Ознакомившись с машиной, я сел в кабину, запустил мотор и взлетел. Самолет быстро набрал высоту. Выполнив несколько фигур высшего пилотажа, я сразу почувствовал его преимущества перед истребителями, на которых мне приходилось летать раньше. Но мне бросились в глаза и некоторые конструктивные просчеты.
Своими впечатлениями я поделился с Федрови.
— Я согласен с вами, — сказал он, — вам, фронтовикам, лучше видны достоинства и недостатки самолетов. Полетаете еще завтра, тогда я представлю вас конструктору.
— Яковлеву?
— Да.
По пути в гостиницу я обдумывал, что скажу прославленному творцу советских истребителей. Мне действительно надо было еще раз проверить свои выводы, хотя многие из них я уже сейчас считал бесспорными. ЯК-3 должен иметь три пушки, но из-за конструктивных трудностей серийные машины предполагалось выпускать лишь с одной. Это снижало боевые возможности самолета. Кроме того, расположение приборов в кабине создавало для летчика определенные неудобства."
---
"После новых полетов Федрови, наконец, повел меня к авиаконструктору. Александр Сергеевич Яковлев сидел у горящего камина, пошевеливая кочергой угли. Федрови доложил ему обо мне, о моих полетах и замечаниях. Конструктор слушал, не переставая шуровать в камине. И мне показалось, что мои суждения о машине для него совершенно не интересны. "
---
"Вечером к нам в дверь кто-то постучал. Я пригласил. В комнату вошел генерал. Он подал руку и назвал свою фамилию: Лавочкин.
— Решил побеспокоить, — присаживаясь, заговорил он. — Я работаю над самолетом, который будет посильнее ЛА-5. Буду благодарен, если вы взглянете на него глазами фронтовика.
Семен Алексеевич долго расспрашивал меня о воздушных боях, о летчиках, известных ему по прессе, рассказал о своих творческих планах. Уходя, он пригласил меня на завод, где готовилась к испытанию машина ЛА-7.
В цехе, куда я пришел на следующее утро, уже знали, что к ним заглянет летчик с фронта. Меня встретили рабочие, мастера. Я смотрел на их усталые, но энергичные лица, на крепкие руки, и мне захотелось как можно дольше побыть среди них. Здесь все говорило о напряженном и творческом труде людей, об их стремлении дать летчикам самое надежное оружие для окончательного разгрома врага.
— Что вы устанавливаете на новом самолете: пушки или пулеметы? — поинтересовался я, остановившись возле площадки, на которой монтировалось вооружение.
— Зачем же пулеметы? Что же, фашист по вас будет снарядами палить, а вы по нему пулями? Так не годится. Плата врагу должна быть достойной! — ответил мне старик мастер, поглаживая седые усы. — Верно я говорю?
— Очень верно, отец! — ответил я.
— Сам погляди, что делаем, — предложил он. Да, это был замечательный истребитель! Подобные ему машины, правда, уже появились на фронте, но далеко не такие. Чудесная техника! Я невольно вспомнил "чайки", МИГи, "ишаки", на которых мы сражались в первые дни войны, и тех храбрецов, что даже на таких машинах смело шли на огонь пушек бронированных "мессершмиттов". Эх, если бы теперь Миронов, Соколов, Овсянкин, Дьяченко увидели, какие у нас истребители!.. "
Лавриненков "Возвращение в небо"
"К величайшему удивлению Васи Капараки, я пошел на задание не на новом истребителе, а на своем верном Як-1 с номером 17. Таков уж был обычай фронтовиков: до конца быть верным оружию, с которым побеждал. Я не пожелал менять самолет потому, что новый истребитель Як-9, хотя и имел пушки помощнее и больший запас горючего, но маневренными качествами уступал своему легкому, изворотливому брату — Як-1.
Чутье не подвело меня: несколько дней спустя во время первого же вылета Як-9 был сбит в воздушном бою. Вел его опытный истребитель Левшенко. Он, как и я, овладел новой машиной и охотно взял ее. Но в бою на вертикальном маневре тяжелый Як-9 отстал, и его обстреляли "мессершмитты". Он рухнул вместе с пилотом вблизи аэродрома и глубоко ушел в землю. "
Powered by vBulletin® Version 4.2.5 Copyright © 2025 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot