Вход

Просмотр полной версии : Реализация проекта "Воздушный старт" перешла в заключительную стадию



Fox2963
28.09.2007, 18:21
МОСКВА, 28 сентября. (АРМС-ТАСС). Реализация проекта "Воздушный старт" перешла в заключительную стадию. Об этом сообщил АРМС-ТАСС президент одноименной аэрокосмической корпорации Анатолий Карпов. Основным элементом проекта является специально переоборудованный самолет Ан-124-100ВС "Руслан", с борта которого десантируется ракета- носитель, которая с высоты примерно 10 км стартует для дальнейшего вывода полезной нагрузки в космос.

"Все главные проблемы решены; инвестиционные соглашения заключены, лицензия на космическую деятельность получена, техническое задание Роскосмос утвердил; мы вышли на финишную прямую", - пояснил руководитель проекта, добавив, что все, что зависит от Роскосмоса, "делается достаточно оперативно".

Проект "Воздушный старт" реализуется российской корпорацией в партнерстве с коллегами из Индонезии. В частности, на острове Биак создается необходимая инфраструктура для базирования "Руслана" и выполнения работ по загрузке спутника на ракету . Площадь для этого (24 га) уже выделена. Затраты индонезийской стороны составят примерно 25 млн дол. Российский вклад составляет интеллектуальная собственность и все работы, связанные с переоборудованием самолета, расходы на ракету- носитель, систему управления и т.д.

Уже в октябре этого, сказал Анатолий Карпов, для управления программой "будет создано совместное предприятие". Компания создается на паритетных началах (50 на 50), как по затратам, так и по распределению последующих доходов.

Запуск первого спутника планируется осуществить в 2010 году. Соответствующий контракт на запуск 6 спутников уже подписан с одной западноевропейской компанией. Тендер на производство этих спутников уже объявлен, в том числе и для российских компаний. Финансовые детали контракта, инвестор, и другие детали пока не разглашаются, поскольку у этого проекта "имеются сторонники и противники".

Все вопросы с индонезийской стороной были согласованы в ходе прошедшего в этом месяце визита президента России Владимира Путина в Индонезию. По словам Карпова, на момент визита осталось не завершенным только соглашение об охране технологий. Поскольку этот вопрос затрагивает проблемы законодательства, то на этот счет будет подготовлен соответствующий указ президента России и будет подписано отдельное соглашение.

Спутники будут выводиться на низкие опорные геостационарные и отлетные траектории. На опорную орбиту с использованием "Воздушного старта" может выводиться полезная нагрузка массой в 4 т, на геостационарную орбиту - 800-900 кг. Осуществление этого проекта позволит значительно удешевить доставку грузов в космос. "Потребности сегодняшнего мирового рынка в запусках ИСЗ в космос очень велики", - сказал Карпов.

Когда начнутся работы по переоборудованию самолета Ан-124-100 "Руслан", то его придется "снять с грузовых перевозок". Не исключено, что этот самолет может быть сделан в варианте конвертируемого. "Когда не будет пусков, его можно будет использовать и для грузовых перевозок, при этом часть оборудования для воздушного старта останется. "Но оно весит немного, и решению проблем грузоперевозок существенно мешать не будет", - сказал Карпов. Но поскольку доходы от запусков спутников "будут давать авиакомпании "Полет" (Анатолий Карпов является одновременно и генеральным директором этой авиакомпании) гораздо больше доходов в сравнении с перевозками грузов, то "может быть, будет целесообразным использовать 1-2 самолета только для "Воздушного старта". Он сказал также, что в 2009 году нужно будет "прекратить перевозки грузов одним самолетом Ан-124-100 и поставить его на доработку".

Уверенность участников программы "Воздушный старт" в успехе основывается на том, что РН уже успешно используется, сказал Анатолий Карпов. Двигатели НК-33 уже многократно использовались, отработаны и доведены до совершенства. Даже американцы купили лицензию на выпуск этого двигателя. Разгонный блок исполнен в двух вариантах. И тот и другой выпускается серийно. Двигатели второй ступени тоже есть. Цифровая система управления полетом также успешно используется на РН "Союз-2". "Достоинства этой системы в том. что она создается из готовых компонентов, поэтому у участников программы "Воздушный старт" нет сомнений в том, что она будет реализована и станет вполне конкурентоспособной на мировом рынке космических услуг", - подчеркнул Анатолий Карпов.

Работы по проекту "Воздушный старт" были начаты в России в 1999 году. По данным анализа мирового рынка вывода в космос ИСЗ, в течение 10 лет надо вывести на орбиты более 600 спутников различного назначения.

Kaschey-75
28.09.2007, 23:45
Всегда скептически относился к этой идее.

РН уже используется? это какой, чтоб швырять на орбиту 4 тонны из положения "в воздухе"? кроме КР воздушного базирования ничего на ум не приходит... даже если ей приставить разгонный блок дополнительный, вторую ступень... то в результате выйдет совершенно новая конструкция, "гибридизация" которой еще неизвестно как пойдет.

От индонезийцев то ничего "особого" и не требуется. аэродром классный и ангары для тестирования и предполетной подготовки. Они им всегда и без "воздушного старта" пригодятся.

А вот "российская часть" - куда объемнее и весомее. И, самое главное, что РФ даже в случае успешной ее реализации -опять попадает в зависимость от иностранного государства. Проблемы "а-ля Байконур" нам нужны? Понимаю конечно, что руководству "Роскосмоса" нравятся индонезийские пляжи...но ведь не настолько же???

Конвертируемый АН-124.. тоже вопросы. "оборудование весит" возможно и немного.. а с полезным объемом под него как дела?

Zorge
29.09.2007, 08:26
Ни разу не видел нормального оборудования для обслуживания космоса и чтоб "весило немного".
Причем как наше, так и американское. У европейцев чуть поменьше. Но только чуть.
Единственные кто использует более-менее компактные вещи для этого - японцы.
И это только для самого КА. А у них еще будет ракетный разгонник, которому тоже много чего надо. Где они в воздухе столько электричества возьмут - начать хотя бы с этого? А что если на заправленной ракете в воздухе случится утечка и пожар? Прощай "Руслан" вместе с экипажем? (экипажу нужны катапульты однозначно - иначе не успеют - решают все даже не секунды, а их доли)
4 тонны на опорку и 800 кг на геостационар наверняка дешевле закинуть каким-нибудь "Днепром", потому как +/-10 км для выведения ИСЗ почти ничего не решают.
Конечно может помочь горизонтальная составляющая начальной скорости - но я сомневаюсь что "Руслан" сможет взять 2 маха - а именно с них начинается хоть какой-то полезно-заметный эффект от всего этого.
Вот если б носитель поднимался километров на 20-40, да разгонялся махов до трех-четырех - вот это другое дело - и то это так, из разряда "хотя бы".
А так - попил бабок рулит :)

Kaschey-75
29.09.2007, 12:36
Если так уж охота пускать с Экватора - есть "морской старт" (относительно благополучно переживший последнюю аварию), и гораздо реальнее был бы проект конвертации какой-нить отслужившей на боевом дежурстве ПЛАРБ для старта. Там и с энергией дела получше и с полезным объемом. И, для меня самое главное - не пришлось бы заморачиваться с чужестранной инфраструктурой. Пусть не 4 тонны, но 1 тонна улетит... аппараты становятся все более компактными, в конце концов

маска
29.09.2007, 15:22
Катапульты для экипажа конечно же в обязательном порядке.Интересно как они намерены осуществлять термостатирование ТПК на борту Руслана.Кроме того подозреваю,что потребуется и второй самолет-воздушный КП.Ох и пилят лесорубы.

F74
29.09.2007, 15:35
В СССР уже прорабатывалась аналогичная система на базе "Мрии"- "Молния", причем сам космический аппарат был многоразовым. Предусматривался даже режим питания двигателей самолета жидким водородом из бака ракеты, если пуск не состоялся и нужно всю систему вернуть назад.

ПС Катапульты, ЕМНИП, не предусматривались.

маска
29.09.2007, 16:24
В СССР уже прорабатывалась аналогичная система на базе "Мрии"- "Молния", причем сам космический аппарат был многоразовым. Предусматривался даже режим питания двигателей самолета жидким водородом из бака ракеты, если пуск не состоялся и нужно всю систему вернуть назад.

ПС Катапульты, ЕМНИП, не предусматривались.
Предусматривались катапульты в обязательном порядке,причем и для пилотов "Мрии" и для экипажа "МАКС"а (не "Молнии").Как всегда о том что было из официальных источников ничерта не узнаеш.Сбасибо хоть Вадиму Лукашевичу за его труд.Это "МАКС"
http://www.buran.ru/htm/maxmain.htm
Это "Спираль"
http://www.buran.ru/htm/spiral.htm
"БОР"ы
http://www.buran.ru/htm/bors.htm
Это "МТК-ВП"
http://www.buran.ru/htm/str124.htm
Обо всех АКС
http://www.buran.ru/htm/history.htm