Просмотр полной версии : Либава, 14 декабря 1944
olegkirillov
09.01.2008, 17:35
В процессе подготовки штурмового чемпионата я собирал информацию по эпизоду и свел все в общую статью:
http://www.aviachamp.com/tiki-read_article.php?articleId=44
Осталась пара моментов: не могу найти данные по сбитому Як-9 и непонятки со стрелками погибших экипажей 51 МТАП. Если у кого-то есть информация, прошу поделиться.
Думенко М А Михаил Анисимович прим 21 14 12 44 Пз Либава A-20 51 мтап БФ ВВС БФ шб мл 5, КП Калининград Ликомидов, Думенко,Маслов В (КП) - Дубиненко
Ивукин А Ф Анатолий Федорович 25 14 12 44 Пз Либава A-20 51 мтап БФ ВВС БФ шб л 5, КП Калининград Соболев, Ивукин,Севастьянов
Ликомидов С И Сергей Иванович 25 14 12 44 Пз Либава A-20 51 мтап БФ ВВС БФ лб л 5, КП Калининград Ликомидов, Думенко,Маслов
Лузиненко М А Михаил Анисимович 14 12 44 51 мтап БФ ВВС БФ мл КП Калининград
Маслов Н А Николай Александрович 26 14 12 44 Пз Либава A-20 51 мтап БФ ВВС БФ сбр с-т 5, КП Калининград Ликомидов, Думенко,Маслов
Севостьянов Н Ф Николай Федорович 26 14 12 44 Пз Либава A-20 51 мтап БФ ВВС БФ сб с-т 5, КП Калининград Соболев, Ивукин,Севастьянов
Соболев А Я Аркадий Яковлевич 21 14 12 44 пз Либава A-20 51 мтап БФ ВВС БФ лб мл 5 Соболев, Ивукин,Севастьянов
Дружкин М Ф Михаил Фролович 20 ТамбовО 16 12 44 пкт рн Палага A-20 51 мтап БФ ВВС БФ сбр с-т 5, 27, Орленко, КП Калининград Комлев, Филоненко, Дружкин В момент посадки с-т попал в снежный заряд и врезался в землю. Встечается ДружИНИН, что повидимому ошибка
olegkirillov
10.01.2008, 00:57
Этот список я видел, разумеется.
Думенко, он же Дубаненко, он же Лузиненко на самом деле Дубиненко Михаил Анисимович. Маслов есть в списке л/с полка, есть в списке потерь но его нет в списке захороненных вместе с Ликомидовым и Дубиненко. Ивукин на самом деле Ивухин Анатолий Федорович (какой к черту Анатолий Федорович - 19 лет, Толя он был в лучшем случае...). Севастьянов в том же списке захороненных со своим экипажем тоже не числится, но там есть другой стрелок-радист 51 МТАП - Долин Николай Михайлович (тоже 19...), который есть в списке л/с, но отсутствует в списках потерь. А Севастьянов числится погибшим только через четыре месяца, в апреле 45го....
Andrey Dikov
05.04.2008, 21:40
Пр ударах по Либаве в тот день было потеряно 2 Як-9:
Як-9, 11:10, 21 иакп, л/ мл.л-т Сахно, Михаил Григорьевич, сопровождал А-20, после возвращения при посадке обрезал мотор, разбит, л-к жив
Як-9, 15:20, 14 гиап, л/ л-т Чурсин (имени отчества мне сразу не найти): сопровождал Пе-2, не вернулся.
По спискам потерь Севастьянов на апрель 45-го у меня не проходит.
olegkirillov
05.04.2008, 23:41
Хорошо, данные по истребителям меняю.
А вот по 51 МТАП совсем непонятки.
На центральном кладбище Лиепая числятся погибшими 14.12.44 следующие летчики:
Безрутченко А. Ф. 1925 г.р., сержант, стрелок-радист
Давыдов А. А. 1921 г. р., л-т, пилот
Долин М. Н. 1925 г.р., сержант, стрелок-радист
Дружинин М. Ф. 1924 г.р., сержант, стрелок-радист
Дубаненко М. А. 1921 г.р., мл. л-т, штурман
Ивукин А. Ф. 1924 г.р., мл. л-т, штурман
Криворотько П. И. 1921 г.р., л-т, штурман
Ликомидов С. И. 1922 г.р., мл. л-т, пилот
Соболев А. Я. 1923 г.р., мл. л-т, пилот
Итого набирается три полных экипажа: пилот+стрелок+штурман.
Но по списку Акимова экипаж Давыдов-Криворотько-Безрученко погиб 22го декабря. В данном случае, полагаю, списки потерь полка вернее.
Остаются два экипажа:
Соболев-Ивухин-Долин
Ликомидов-Дубиненко-Дружинин
Долин Николай Михайлович есть в списках личного состава но погибшим не числится. Севастьянов же есть в списке личного состава и у Акимова записан погибшим с экипажем Соболева. Так кто же в могиле - Севастьянов или Долин?
Дружинин Михаил Федорович тоже есть и тоже в погибших не перечислен. У Акимова однако есть Дружекин, пропавший 16 декабря вместе с экипажем (Комлев и Филоненко), а в списке ЦВМА в том же экипаже (Комлев и Филоненко) указан Дружкин Михаил Фролович. Полагаю, это один и тот же человек, значит в экипаже Ликомидова его не было, так что стоит верить спискам потерь 51 МТАП и стрелком в том полете был Маслов, но больше упоминаний о нем нигде не встречается (только у Акимова), так что эта фамилия под вопросом.
Т. е. надо
а) либо убедиться что Долин принимал участие в боевых действиях позже (навряд ли, на могиле имя без оснований не часто пишут), либо что Севастьянов где-то позже отметился. Смотрю http://may1945-pobeda.narod.ru/tom02-avia.htm -
СЕВАСТЬЯНОВ Николай Федорович, сержант. 1926 г. рождения. Призван Ульяновским ОВК. 51 мтап. Погиб в воздушном бою 9 апреля 1945 г. в р-не Прейкульс. Увековечен: г. Калининград, Советский пр-т.
Похоже, он.
Тем более, что в том же списке -
ДОЛИН М. Н., сержант.1925 г. рождения. 51 мтап. Погиб в воздушном бою 14 декабря 1944г. над Балтийским морем.Увековечен: г. Калининград, Советский пр-т.
Похоже на правду? Только Либава и Калининград слегка в разных местах...
б) разыскать в списках л/с Маслова. Он же не с потолка взялся... В упомянутом списке -
МАСЛОВ Николай Александрович, мл. сержант. 1926 г. рождения. Призван Приволжским РВК Куйбышевской обл. 51 мтап. Погиб в воздушном бою 14 декабря 1944 г. над Балтийским морем. Увековечен: г. Калининград, Советский пр-т.
Но! Там же:
ДРУЖИНИН М. Ф., сержант. 1924 г. рождения. 51 мтап. Погиб в воздушном бою 14 декабря 1944 г. над Балтийским морем. Увековечен: г. Калининград, Советский пр-т.
ДРУЖКИН М. Ф., сержант. 1920 г. рождения. 51 мтап. Погиб в воздушном бою 22 декабря 1944 г. в р-не г. Лиепая. Увековечен: г. Калининград, Советский пр-т.
Так Дружинин, Дружекин, Дружкин или Маслов? Как, мозги еще не закипают?
Смотрим тут - http://may1945pobeda.narod.ru/z-kc_r-n2av.htm
Маслов есть, но записи в книге памяти отсутствуют.
Непростое это дело...
Andrey Dikov
06.04.2008, 00:06
Хорошо, данные по истребителям меняю.
А вот по 51 МТАП совсем непонятки.
На центральном кладбище Лиепая числятся погибшими 14.12.44 следующие летчики:
Безрутченко А. Ф. 1925 г.р., сержант, стрелок-радист
Давыдов А. А. 1921 г. р., л-т, пилот
Долин М. Н. 1925 г.р., сержант, стрелок-радист
Дружинин М. Ф. 1924 г.р., сержант, стрелок-радист
Дубаненко М. А. 1921 г.р., мл. л-т, штурман
Ивукин А. Ф. 1924 г.р., мл. л-т, штурман
Криворотько П. И. 1921 г.р., л-т, штурман
Ликомидов С. И. 1922 г.р., мл. л-т, пилот
Соболев А. Я. 1923 г.р., мл. л-т, пилот
Итого набирается три полных экипажа: пилот+стрелок+штурман.
>Но по списку Акимова экипаж Давыдов-Криворотько-Безрученко погиб 22го декабря. В данном случае, полагаю, списки потерь полка вернее.
Так и есть.
>Остаются два экипажа:
>Соболев-Ивухин-Долин
>Ликомидов-Дубиненко-Дружинин
У меня экипажи по 14.12: Соболев-Ивукин-Севастьянов, Лихомидов-Дубиненко-Маслов. Плюс еще один Бостон мл.л-та Ермышкина, севший на вынужденную (экипаж жив).
>Долин Николай Михайлович есть в списках личного состава но погибшим не числится.
Я полистал тетрадки, тоже не нашел.
> Севастьянов же есть в списке личного состава и у Акимова записан погибшим с экипажем Соболева. Так кто же в могиле - Севастьянов или Долин?
Чисто теоретически у меня больше веры архивным документам. На памятниках всякие ляпы бывали.
>Дружинин Михаил Федорович тоже есть и тоже в погибших не перечислен. У Акимова однако есть Дружекин, пропавший 16 декабря вместе с экипажем (Комлев и Филоненко), а в списке ЦВМА в том же экипаже указан Дружкин Михаил Фролович.
Да. У меня именно Дружкин.
>Похоже, он.
Тем более, что там же -
Все же 14 декабря ближе к 12, чем 9 апреля...
Хм. На 9-е апреля боевых потерь нет.
Есть лишь одна потеря А-20ДО: при учебном вылете мл.л-т Чистов допустил халатность в пилотировании на низкой высоте, перевернулся, разбился, экипаж погиб. Фамилий остальных членов экипажа у меня нет - может там Севастьянов мог фигурировать?, сам аварийный отчет я не смотрел.
olegkirillov
06.04.2008, 11:52
Я попробую стукнуться в ЦАМО - имя/часть/звание/военкомат есть, шансы весьма высоки.
Andrey Dikov
06.04.2008, 12:29
А смысл стучаться в ЦАМО по поводу моряков?
Попробуйте постучать в отделение ЦВМА московское, хотя проходил слух, что его закрывают.
Andrey Dikov
06.04.2008, 16:55
Да, посмотрел я книгу Мирослава Морозова по МТА. Про экипажи он ничего не пишет, но по потерям немцев следующая инфа, которой можно вполне доверять:
"Хотя точных немецких данных нет, можно с большой долей уверенности утверждать, что удар летчиков 51-го мтап не достиг цели. Несмотря на то, что в результате массированного налета сели на грунт транспорта "Оттерберг" (1923 брт, погибло 120 лошадей), "Клара Л.М. Русс" (1610 брт) и "Боре МШ" (1455 брт), ни один из них, насколько известно, не получал попаданий ФАБ-1000 и ФАБ-500, которыми бомбили топмачтовики. Взрыв таких бомб просто рвал бы небольшие транспорта пополам, подобно тому, как это произошло с "Финландом" в октябре, а все три судна, напротив, вскоре были подняты противником и вновь введены в строй. Кроме того, в этом же налете получили повреждения пароходы "Лютьехорн" (1953 брт) и "Труде Шюнеманн" (1260 брт). Во второй половине дня порт атаковали самолеты 3-й воздушной армии, сумевшие потопить транспорта "Минна Кордс" (951 брт, полностью выгорел), "Эрика Шюнеманн" (1177 брт, взлетел на воздух после детонации 800 т боеприпасов), танкер "Инка" (470 брт, выгорел и перевернулся) повредить транспорта "Лаппланд" (7644 брт) и "Мазурен" (2383 брт).
olegkirillov
06.04.2008, 20:17
Гм. Интересный момент. О налете 3й ВА я данных не видел. Какие полки?
Andrey Dikov
06.04.2008, 21:59
Ну, кто ж его знает, армия еще ждет своего исследователя. В истории Анищенкова упомянут налет 15-го декабря:
15 декабря 1944 г. 135 бомбардировщиков под прикрытием 162 истребителей поднялись в воздух. Вначале был нанесен удар по аэродрому в Либаве. Самолеты сбросили свыше 10 т бомб. Взлетно-посадочная полоса вышла из строя. Летчики обстреляли стоянки. Истребители противника не могли действовать. Потом бомбардировщики нанесли удар по порту. Было зафиксировано восемь пожаров на транспортах, военных кораблях и баржах, два прямых попадания в северную часть дока, два взрыва большой силы. На аэродроме также возникло десять очагов пожара. Огромную нагрузку вынесли в тот день летчики-истребители. Они вели бои со [151] 120 истребителями противника и сбили 40. Наши потери составили 24 самолета{158}.
olegkirillov
06.04.2008, 23:56
Дело в том, что у немцев тоже нет упоминаний о двух налетах. Во всяком случае я не видел. В списке обнаруженных мной повреждений у всех судов поставлено просто "налет 14 декабря, Либава".
Странно. О налете _до_ не упоминает никто, значит после. Значит примерно до половины третьего порт долбанули ВВС КБФ, а не позднее 15:00 (в 15:35 заход солнца, а ведь еще домой лететь) - 3я ВА. Весьма плотно... Хотя результаты впечатляют, они могут объясняться тем, что батареи ЗА были изрядно придушены штурмовиками, а истребители после боя были на земле... ХЕЗ.
Буду искать.
Powered by vBulletin® Version 4.2.5 Copyright © 2025 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot