Просмотр полной версии : Про мирный космос и ракеты-носители
Alcatras
16.01.2008, 03:28
Привет!
Дешевле, но давно не на порядок. Себестоимость у нас, увы, постоянно растет. С надежностью дела обстоят тоже не очень. Особенно, у Протона.
Для кого "бренд"?
Протон самая надежная ракета в мире в своем классе . "Брендом" он несомненно является поскольку конкурентов по параметру стоимость\надежность у него нет .
Максимка
16.01.2008, 16:05
Привет!
Протон самая надежная ракета в мире в своем классе .
Последнии аварии вызывают сомнения в его надежности.
Протон самая надежная ракета в мире в своем классе .
Ну не надо так однозначно.
После неудач последних лет реномэ "Протона" сильно пошатнулось.
Привет!
Последнии аварии вызывают сомнения в его надежности.
Ну не надо так однозначно.
После неудач последних лет реномэ "Протона" сильно пошатнулось.
ОК. А что из аналогов надежнее и лучше?
Максимка
16.01.2008, 22:49
Привет!
ОК. А что из аналогов надежнее и лучше?
А что вы подразумеваете под словом "лучше" ? Грузоподъемность на ГСО у Ариан-5ЕСА и Атласа-5 поболее будет.
Что касается надежности: здесь указанные выше буржуинские ракеты тоже рулят. Атлас вообще как часы.
На стороне Протона только цена.
Протон это уже отмирающий динозавр.
Американская EELV (Atlas V - Delta IV) значительно более передовая система.
У нас единственная надежда - Ангара, если доделают.
У нас единственная надежда - Ангара, если доделают.
Это (Ангара) пока еще вилами на воде писано. Впрочем, обещают, что уже совсем скоро...
CTPEK03A
17.01.2008, 02:17
Ну не надо так однозначно.
После неудач последних лет реномэ "Протона" сильно пошатнулось.
Ну каких нафиг "лет"? "Оп чем речь" вообще?
С 7 апреля 2001 по 25 декабря 2007 было сделано запусков Протон-М
Всего: 20.
Из них
Успешно:18
Аварийно:2
Из них только 3 запуска выводили российские спутники, и 17 запусков выводили иностранные спутники. Из которых 6 - США, 3- Канада, 2- ЕС.
А по чему? По тому что, за тот же период времени США умудрились сделать аж цельных... 3 запуска Атласов ХХ, и целых 3 запуска Дельт ХХ :umora: Итого 6. Европа -вообще в ж...е, традиционно. Япония и индия - хм.... Ну тоже в общем-то "скромняги" в этом плане.
Итого? Ну и "кто там есть кто", после такой статистики?
Воистину: "Не падает только тот, кто вообще не ходит". Т.е. лежачие...
Про их аварийность пилотируемых запусков - вообще умолчим. Когда они спалят последние ведра STS(то, что они их спалят -это только вопрос времени) останется им либо кататься на "Союзах", либо начинать собственную разработку своего р\н с нуля. (А скорее-то всего первое)
Сколько патетики.
Господин Стрекоза, мы же на приличном форуме, пожалуста, постарайтесь лишь голые факты без эмоциональной окраски выдавать.
А то станете к 60 как Винд :-D
caliostro
17.01.2008, 03:18
У Стрекозы цифры количества запусков враные.
http://www.geocities.com/launchreport/slr.html#SpaceStats
за 2007 год запущено
Proton - 7(M - 6, K - 1)
Ariane5 - 6
Atlas5 - 4
Delta4 - 1
за 2006 год
Proton - 6(M - 4, K - 2)
Ariane5 - 5
Atlas5 - 2
Delta4 - 3
за 2005 год
Proton - 7(M - 4, K - 3)
Ariane5 - 5
Atlas5 - 2
Delta4 - 0
за 2004 год
Proton - 8(M - 4, K - 4)
Ariane5 - 3
Atlas5 - 1
Delta4 - 1
за 2003 год
Proton - 5(M - 0, K - 5)
Ariane5 - 3
Atlas5 - 2
Delta4 - 2
за 2002 год
Proton - 8(M - 1, K - 7)
Ariane5 - 3
Atlas5 - 1
Delta4 - 1
за 2001 год
Proton - 6(M - 1, K - 5)
Ariane5 - 1
Total 2001-2007
Ariane5 - 26
ProtonM - 20
Atlas5 - 12
Delta4 - 8
.... По тому что, за тот же период времени США умудрились сделать аж цельных... 3 запуска Атласов ХХ, и целых 3 запуска Дельт ХХ Итого 6. Европа -вообще в ж...е, традиционно....
Итого? Ну и "кто там есть кто", после такой статистики?
:umora:
Alcatras
17.01.2008, 11:54
Делайте выводы господа ,статистика пусков здесь :
http://www.geocities.com/launchreport/log2007.html#rate
Ну и?
Старые Протоны имеют неплохую статистику, но сами по себе уже старые как мамонты.
Относительно новый Протон-М имеет статистику намного хуже и при этом уступает американским современным носителям по ТТХ. Он до сих пор не имеет водородного разгонного блока.
Alcatras
17.01.2008, 12:58
Протон М новый. мало пусков еще сделал. 19 из них 17 успешных . ТТХ у него лучше протона К. Ариан 5, 12 раз летал 11 раз удачно, Ариан 5g ,21 успешных из 24 попыток ,самый низкий процент успешности из тяжелых ракет
Протон это уже отмирающий динозавр.
Американская EELV (Atlas V - Delta IV) значительно более передовая система.
Это потому, что на ракетах-носителях «Атлас-3» и «Атлас-5» используются русские двигатели РД-180, которые америкашки закупают у России. Трубу для ракеты каждый может сделать, а двигатели америкашки делать не умеют.
Это потому, что на ракетах-носителях «Атлас-3» и «Атлас-5» используются русские двигатели РД-180, которые америкашки закупают у России. Трубу для ракеты каждый может сделать, а двигатели америкашки делать не умеют.
Дилетантский взгляд и длетантское суждение.
Двигатель РД-180 действительно очень хороший и удачный, но американцы его используют не потому что не могут сделать сами что-то подобное, а потому, что это им экономически выгодно. Не нужно тратить миллиарды на разработку, когда можно купить готовое.
Максимка
18.01.2008, 19:36
Привет!
Протон М новый. мало пусков еще сделал. 19 из них 17 успешных . ТТХ у него лучше протона К. Ариан 5, 12 раз летал 11 раз удачно, Ариан 5g ,21 успешных из 24 попыток ,самый низкий процент успешности из тяжелых ракет
Самая низкая надежность у Зенита (если его считать тяжелым).
Можно сравнить Протон с Ариан-4 и Атласом-2, ибо у них пусков было много.
Ариан-4 пусков: 114 аварийных: 3 надежность 0.9737
Атлас-2 пусков: 58 аварийных: 0 надежность 1.0
Так что на самый надежный Протон не тянет. Думаю у Атлас-5 и Ариан-5 статистика будет не хуже.
1st.RVG_Sky
18.01.2008, 19:45
Дилетантский взгляд и длетантское суждение.
Двигатель РД-180 действительно очень хороший и удачный, но американцы его используют не потому что не могут сделать сами что-то подобное, а потому, что это им экономически выгодно. Не нужно тратить миллиарды на разработку, когда можно купить готовое.
вот что интересно: если американцы закупают, то это дескать они молодцы, умные, они могут сделать нехуже, но им легче закупить, пускай тупые русские "тратят миллиадры на разработку"(С)
Но стоит русским что-нить купить "западное, буржуйское"-так сразу только от того ,что мы дескать отсталые, не можем ничего и вынуждены копировать или закупаться.. :bravo: :bravo: :bravo: :bravo: :bravo:
...
Но стоит русским что-нить купить "западное, буржуйское"-так сразу только от того ,что мы дескать отсталые, не можем ничего и вынуждены копировать или закупаться.. :bravo: :bravo: :bravo: :bravo: :bravo:
В подавляющем большинстве случаев мы действительно отсталые.
Приведи примеры использования в нашем аэрокосмосе покупных западных изделий? Мне вот только СуперДжет на ум приходит.
Дело в том, что по настоящему современные и высокотехнологичные изделия нам не продают.
А на копиравании вся наша авиапромышленность выросла. По большому счету в этом нет ничего плохого. На хороших примерах надо учиться.
caliostro
19.01.2008, 00:58
На сколько я понимаю, в США конкурс проводили, в котором этот РД-180 и выиграл. А говорить, что американцы не могут по моему глупо, достаточно глянуть на F-1, RS-68 и SSME. Да и вообще, по моему они сильно не заморачиваются вопросами принадлежности деталей, если контролируют процесс. Никто же не плачет, если там микросхемы Made in China.
caliostro
19.01.2008, 01:00
В подавляющем большинстве случаев мы действительно отсталые.
Ну не в ракетных двигателях же.
Не знаю как в жидкостных, но в РДТТ точно отстаем.
Максимка
19.01.2008, 18:36
Привет!
Ну не в ракетных двигателях же.
Встречал такое мнение:
По кислородно-керосиновым двигателям мы впереди, по кислородно-водородным отстаем.
SkyGuard
19.01.2008, 20:23
Дилетантский взгляд и длетантское суждение.
Двигатель РД-180 действительно очень хороший и удачный, но американцы его используют не потому что не могут сделать сами что-то подобное, а потому, что это им экономически выгодно. Не нужно тратить миллиарды на разработку, когда можно купить готовое.
Хм.. А сами американцы говорили что не могут . Была передача по Дискавери о РД-180 . Брали интервью у американских инженеров с РД-180 работающих, говорили что невозможно им было такой двигатель сделать и не верили что у нас есть, пока не увидели. Говорили сами участники процесса , т.ч. основания неверить нет. Хотя конешна, если вера не позволяет:ups:
Хм.. А сами американцы говорили что не могут . Была передача по Дискавери о РД-180 . Брали интервью у американских инженеров с РД-180 работающих, говорили что невозможно им было такой двигатель сделать и не верили что у нас есть, пока не увидели. Говорили сами участники процесса , т.ч. основания неверить нет. Хотя конешна, если вера не позволяет:ups:
Слово "невозможно" можно трактовать по всякому.
Например невозможно быстро и с приемлемыми затратами создать с нуля такой двигатель. Но это не относится к утверждению "совсем невозможно".
SkyGuard
19.01.2008, 23:29
Слово "невозможно" можно трактовать по всякому.
Например невозможно быстро и с приемлемыми затратами создать с нуля такой двигатель. Но это не относится к утверждению "совсем невозможно".
Они его трактовали имнно что "совсем невозможно". Заострили на этом внимание, мол технологически невозможно создать такой двигатель вообще, никому. Поэтому и не верили до тех пор пока своими глазами не увидели. Там не журналисты говорили, а конкретно те кто занимался проведением испытаний (на тот момент) двигателя в США.
Они его трактовали имнно что "совсем невозможно". Заострили на этом внимание, мол технологически невозможно создать такой двигатель вообще, никому. Поэтому и не верили до тех пор пока своими глазами не увидели. Там не журналисты говорили, а конкретно те кто занимался проведением испытаний (на тот момент) двигателя в США.
На счет "совсем невозможно" я не поверю, это вопрос цены и времени. Другой вопрос, а это вообще нужно?
С другой стороны они создали более простой и не менее надежный водородо-кислородный двигатель RS-68 который стоит на ракетах Delta-IV. С ним собираются осваивать Луну.
Позволю себе процитировать мнение с форума авиабазы:
http://forums.airbase.ru/2008/01/02/topic-24787,16--Nuzhen-li-Rossii-aviaprom.html
Экономически наиболее эффективный двигатель - RS-68, к России никакого отношения не имеющий.
Атлас запускается реже Дельты и его перспективы туманны.
Так что это просто неправда.
Двигателей, из которых выжаты до последней капли возможности топливной пары, они никогда не делали. Просто можно использовать топливную пару поэффективнее. В СССР в свое время освоить водород помешала низкая культура работающих с ракетной техникой, в США эта проблема преодолена и создание водородных ступеней и ракет там стоит ДЕШЕВЛЕ, чем керосиновых (потому что оба компонента криогенны и их не надо теплоизолировать один от другого, потому что водород не коксуется в каналах охлаждения, потому что с ним можно строить двигатели вообще без газогенераторов и т.п.). И обращаться с энергетикой можно куда более вольно, потому что ее много - так, RS-68 - весьма дубовый и примитивный двигатель открытого цикла, с упрощенным ТНА, невысоким давлением в камере и степенью расширения, абляционно охлаждаемым соплом. Но 410 секунд все равно дает - а больше и не требуется. Керосин на Западе вообще - топливо далекого прошлого, они применяют твердотопливные ускорители (т.е. в составе пакета на первых ступенях, иногда!) и водород во всех остальных местах. К РД-180 обратились потому что он позволял простым образом увеличить ПН Атласа и стоил дешево - потому что тогда ельцинская Россия была очень нищей страной и была рада каждому баксу валюты. По реальной цене его никто не купил бы. И будущее Атласа весьма туманно.
Ну и заметьте - в ESAS керосин нигде не упоминался и похоже в окончательном варианте программы возвращения на Луну его и не будет. Это по меньшей мере странно при наличии "лучшего в мире" двигателя.
SkyGuard
20.01.2008, 00:38
На счет "совсем невозможно" я не поверю, это вопрос цены и времени.
Ну я так и предполагал. Вера не позволяет. Печально.:(
А твоя вера насчёт крутости ресурса американских самолетов всё так же крепка?
Позволю себе процитировать мнение с форума авиабазы:
http://forums.airbase.ru/2008/01/02/topic-24787,16--Nuzhen-li-Rossii-aviaprom.html
Керосин на Западе вообще - топливо далекого прошлого, они применяют твердотопливные ускорители (т.е. в составе пакета на первых ступенях, иногда!) и водород во всех остальных местах.
Если водород во всех остальных ступенях, то "иногда" с ТТРД не получится, ибо на чисто водородной первой ступени летать не выгодно.
Ну я так и предполагал. Вера не позволяет. Печально.:(
Вера тут не при чем. Знание - сила.
А твоя вера насчёт крутости ресурса американских самолетов всё так же крепка?
А что есть повод к сомнению?
SkyGuard
20.01.2008, 01:50
Вера тут не при чем. Знание - сила.
Знание?:D Слушай, ты конечно можешь не верить мне что я видел такую ТВ передачу и всё выдумал, но я тебя уверяю в ней чётко говорили сами американцы что они думали о возможности создания двигателя аналогичного РД-180: НЕВОЗМОЖНо, как машина времени. Всё остальное твои измышлизмы на основе твоей веры.
А что есть повод к сомнению?
Ага, целых два : F-15 и Р-3С Орион
Максимка
20.01.2008, 10:58
Привет!
На счет "совсем невозможно" я не поверю, это вопрос цены и времени. Другой вопрос, а это вообще нужно?
Чтобы создать РД-170 нужен советский опыт в создании керосиновых двигателей. Поэтому цена и время для американцев оказались бы запредельными.
Впрочем, написанное ниже абсолютно верно.
Чтобы создать РД-170 нужен советский опыт в создании керосиновых двигателей. Поэтому цена и время для американцев оказались бы запредельными.
- Здорово живём, а у американцев двигатели первой ступени "Сатурна-V" на чём работали?
На керосине, однако.
Пять штучек рядышком, каждый по 700 тонн тяги давал, - не фиг собачий. И без всякого "советского опыта"...
http://www.skeptik.net/conspir/feodosev.htm
Немало кораблей было запущно:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e6/Saturn_V_launches.jpg
Аполлон-4 - 9 Ноября, 1967 года, двигатель однокамерный, тяга 690 т.
Энергия - 1987 год, РД-170 - двигатель четырёхкамерный, тяга 740 т.
Знание?:D Слушай, ты конечно можешь не верить мне что я видел такую ТВ передачу и всё выдумал, но я тебя уверяю в ней чётко говорили сами американцы что они думали о возможности создания двигателя аналогичного РД-180: НЕВОЗМОЖНо,
Тут еще вопрос, чьи это слова, американцев или русского переводчика? Или ты оригинал на английском смотрел? ;)
Ты можешь сказать название фильма?
как машина времени. Всё остальное твои измышлизмы на основе твоей веры.
Тут всего лишь мои измышлизмы в контре с твоими измышлизмами.
Ага, целых два : F-15 и Р-3С Орион
Ну и?
У тебя есть цифры налета?
Максимка
20.01.2008, 15:10
Привет!
- Здорово живём, а у американцев двигатели первой ступени "Сатурна-V" на чём работали?
Ты забыл про самый важный показатель: удельный импульс.
F-1 - 263 сек., на уровне моря
РД-170 - 309 сек., на уровне моря.
Чуствуешь разницу?
Дм. Журко
20.01.2008, 15:24
Тут не только об удельном импульсе забыли. Какая разница? Кстати, импульс помянутого RS-68 круче.
Мне вот понятно, что писать в этом обсуждении "американцы делать не умеют", "американцы говорят" и прочая, как всегда... не глубоко.
Некоторые американцы разное говорят, есть и такие, что делать не умеют -- почти вся страна. Я РД-180 делать не умею, хоть русак, удостоверенный питерскими пасконными русищенаци.
Ясно, что Lockheed, чтоб обегорить родной Boeing, не только закупит всё, что сможет купить за деньги, везде, где Госдеп не успеет запретить, но и найдутся те, кто будет по этому поводу пучить глаза и дуть щёки: «У нас есть такие приборы, но мы вам о них не расскажем!».
Прекрасный двигатель РД-180. Lockheed такой не осилил, это же очевидно и всё, что можно написать уверенно.
Привет!
Ты забыл про самый важный показатель: удельный импульс.
F-1 - 263 сек., на уровне моря
РД-170 - 309 сек., на уровне моря.
Чуствуешь разницу?
- Ты не понял: в 1967 году американцы сделали двигатель, где одно сопло и одна камера сгорания выдавали 690 тонн тяги. (Был вариант развития этого двигателя, где одно сопло давало около 1000 тонн тяги)
Спустя 20 лет в СССР сделали двигатель, где четыре сопла и четыре камеры сгорания выдают 740 тонн тяги.
http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/JOURNAL/VRAN/2004/04_06/ROCK8.GIF
Это и говорит о технологическом уровне.
В свете этих примеров всякая болтовня о "технологическом отставании" американцев (не шмогли сделать!) является совершенно глупой...
Максимка
20.01.2008, 16:26
Привет!
Кстати, импульс помянутого RS-68 круче.
Я в курсе. Вот только он на другом топливе работает, ага.
- Ты не понял:
Нет, это ты не понял. Или делаешь вид, что не понял.
F-1 - это примитивный движок с низкими характеристиками.Который делался по принципу "лишь бы побыстрее".
А РД-170 - это верх совершенства керосиновых двигателей. Длительная и дорогостоящая разработка ради достижения максимальных характеристик.
Сделать УИ 300 сек. на керосине американцы не могли и не могут, хоть с одной камерой сгорания, хоть с четырьмя. Нет такого опыта работы с керосином.
1st.RVG_Sky
20.01.2008, 16:44
- Ты не понял: в 1967 году американцы сделали двигатель, где одно сопло и одна камера сгорания выдавали 690 тонн тяги. (Был вариант развития этого двигателя, где одно сопло давало около 1000 тонн тяги)
Спустя 20 лет в СССР сделали двигатель, где четыре сопла и четыре камеры сгорания выдают 740 тонн тяги.
Это и говорит о технологическом уровне.
Хабиби :) Вот подумай-если есть у америки (или был) такой супер супер движок, выдающий на одно рыло 700тонн, почему ж они тогда наш двигатель позаимствовали? Ответ-потому что сочли наш лучше. по разным критериям, но лучше. А причин может быть несколько. Хороший двигатель не пропадет, а раз своего у них нету (уже нету), то это как бы и не наши проблемы. Как не крути, получаем, что амерам пришлось закупаться у нас...:fig:
F-1 - это примитивный движок с низкими характеристиками. Который делался по принципу "лишь бы побыстрее".
А РД-170 - это верх совершенства керосиновых двигателей.
- Тупорылые пиндосы с их отстойным "Сатурном-V" и отсталым F-1... :lol:
http://en.wikipedia.org/wiki/Image:F-1_rocket_engine.jpg
http://en.wikipedia.org/wiki/Image:SaturnF1EngineDiagram.jpg
Сделать УИ 300 сек. на керосине американцы не могли и не могут, хоть с одной камерой сгорания, хоть с четырьмя. Нет такого опыта работы с керосином.
- Ай-яй-яй! И даже скопировать не способны и вопроизвести?! :umora: Чего-то не хватает для этого в США? :lol:
Не смеши, чудак. Просто купить - дешевле.
Хабиби :) Вот подумай-если есть у америки (или был) такой супер супер движок, выдающий на одно рыло 700тонн, почему ж они тогда наш двигатель позаимствовали? Ответ-потому что сочли наш лучше. по разным критериям, но лучше.
- Cовершенно верно: потому, что в настоящий момент на рынке по критериям стоимость/эффективность он лучший. И дешевле покупать, чем налаживать собственное производство, которое имеет смысл в случаях, если товар поставлен на поток. Но если товар штучный, разовый, - тогда налаживать у себя производство выйдет дороже.
А причин может быть несколько. Хороший двигатель не пропадет, а раз своего у них нету (уже нету), то это как бы и не наши проблемы. Как не крути, получаем, что амерам пришлось закупаться у нас... :fig:
- См. выше. Причины экономические, но никак не технологические.
LeeHarveOsvald
20.01.2008, 17:39
Продолжаем наблюдать :popcorn:
PS: Заранее просьба не хамить и не грубить.
Максимка
20.01.2008, 17:52
Привет!
- Тупорылые пиндосы с их отстойным "Сатурном-V" и отсталым F-1... :lol:
Я знаю, как выглядит F-1. Что ты хотел сказать этими картинками?
- Ай-яй-яй! И даже скопировать не способны и вопроизвести?! :umora: Чего-то не хватает для этого в США? :lol:
Не смеши, чудак. Просто купить - дешевле.
Специально для тебя, повторяю:
Поэтому цена и время для американцев оказались бы запредельными.
Это тот случай, когда затраты на модернизацию сделали бы эту модернизацию бессмысленной.
Привет!
Я знаю, как выглядит F-1. Что ты хотел сказать этими картинками?
- Показать тем, кто его в упор не видел. Как двигатель весом менее 9 тонн даёт тягу в 700 тонн. А отдельные индивидуи рыло от него воротят - хреновый, говорят, движок! (Вспомни максимальную тягу лучшего советского ЖРД на керосине в 1967 году?)
Специально для тебя, повторяю:
Поэтому цена и время для американцев оказались бы запредельными.
- Не надо гиперболизировать: не запредельными, ёлы-палы, а нерентабельными. То есть: достаточно того, что подсчитали, прикинули и выяснилось, что такие же но свои обойдутся на 20% дороже - всё, покупают где дешевле.
Буржуи, потому что! Деньги считать умеют.
А запредельные - это неверный термин. Запредельными эти двигатели могут быть для Испании, например. Или для Уругвая. Но не для США, во всех смыслах.
Это тот случай, когда затраты на модернизацию сделали бы эту модернизацию бессмысленной.
- Нет-с, просто в данном случае - тупое разбазаривание даже некоторого количества миллионов долларов там не приветствуется.
Максимка
20.01.2008, 22:27
Привет!
- Показать тем, кто его в упор не видел. Как двигатель весом менее 9 тонн даёт тягу в 700 тонн.
Это не было достижением.
А отдельные индивидуи рыло от него воротят - хреновый, говорят, движок! (Вспомни максимальную тягу лучшего советского ЖРД на керосине в 1967 году?)
600 т.
- Не надо гиперболизировать: не запредельными, ёлы-палы, а нерентабельными. То есть: достаточно того, что подсчитали, прикинули и выяснилось, что такие же но свои обойдутся на 20% дороже - всё, покупают где дешевле.
Вопрос: А почему дороже?
Ответ: Потому что надо вложить больше денег, чтобы с более низкого уровня сделать тоже самое. Это и есть отсталость.
SkyGuard
20.01.2008, 22:42
Тут еще вопрос, чьи это слова, американцев или русского переводчика? Или ты оригинал на английском смотрел? ;)
Ты можешь сказать название фильма?
Тут всего лишь мои измышлизмы в контре с твоими измышлизмами.
Ну и?
У тебя есть цифры налета?Нет, не на английском, и я уверен что дело не в переводе, я не помню дословно, но смысл был четкий. Они проводили исследования, опыты, ещё всякое что там делают в таких случаях и пришли к выводу что создать невозможно. Название не помню, там вообще названий нет, там серии передач идут. В 2004 г. Это точно, я как раз Дискавери на кабельном подписал.
И я ничего не выдумываю и не сочиняю, я лишь продал за что купил. Т.ч. не вижу где у меня измышлизмы.
З.Ы. Нет, цифр налета нет. Или ты знаешь что они летали с просроченным ресурсом? А если ресурс не вышел, то может это на бумаге он такой крутой.
Alcatras
20.01.2008, 23:08
Я смотрел хороший американский фильм про рд 180 на "нэшнл джиографик" . Там все четко описано, выступают как амерские так и наши спецы по ракетной технике . Рд 170 двигатель замкнутого цикла ,в америке не делали движки на этом принципе так как считали невозможным . Такой принцип организации работы двигателя позоволяет значительно поднять кпд движка но требует болььшой работы разных отраслей промышленности и науки. У нас были разработаны специальные сорта металла ддля этого двигателя ,проведена большая работа по физике работы замкнутого цикла двигателя . Для Америки это все было бы очень дорого . Движок у них бы вышел золотым по цене . Американцы не верили в наши ТТХ до последнего . Тогда один двигатель был отправлен в США для подтверждения характеристик путем натурных испытаний. Вообщем для них эта была очень выгодная сделка . Они получили то чего у них не было и не предвидилось - двигатель с уникальными ТТХ . кстати в этом же фильме рассказывали историю создания двигателя. Было изготовлено несколько десятков или сотен даже движков но наше правительство в то время решило закрыть программу создания этого двигателя и приказало все созданное уничтожить. Но главный конструктор пошел на риск, не сообщая в Москву он спрятал созданные машины на складе своего предприятия и сообщил что приказ выполнен и двигатели уничтожены. Они пролежали там много лет пока не пришло время перемен . Тогда то их и показали американцам.
SkyGuard
20.01.2008, 23:19
блин, эти авторские права чтоб их. нашёл ссылку на фильм а её уже успели грохнуть. :(
http://tv-rip.nnm.ru/dvigatel_vremen_holodnoj_vojny
просто док-во что я не выдумал этот фильм.
Да, безусловно РД-170/180 выдающиеся двигатели в своем классе. Это стоит признать.
Но делать на основании этого выводы в стиле "Трубу для ракеты каждый может сделать, а двигатели америкашки делать не умеют", не стоит.
Пока мы еще летаем на керосине они уже во всю используют водородные двигатели.
SkyGuard
20.01.2008, 23:59
Да, бузусловно РД-170/180 выдающиеся двигатели в совем классе. Это стоит признать. А так же стоит признать то , что США считали аналогичный по принципу действия двигатель невозможным. Хотя ты не сможешь :)
Пока мы еще летаем на керосине они уже во всю используют водородные двигатели.
Нууу неееет. Эт мы просто не хотим с водородом. Мы можем, но не хотим. Ну нафик эти криогенные сложности. А надо будет заделаем , делов то. Не так ли Чиж? Или такой тон применим только к США?
З.Ы. И есть ракеты где первая ступень на водороде?
А так же стоит признать то , что США считали аналогичный по принципу действия двигатель невозможным. Хотя ты не сможешь :)
Конечно не смогу. :)
Не стоит этого признавать, т.к. это далеко от истины.
На старых Дельтах стояли керосино-кислородные двигатели RS-27C. Удельные характеристики у них были по хуже чем у РД-180, но тем не менее, вот тебе двигатель на аналогичном топливе.
Нууу неееет. Эт мы просто не хотим с водородом. Мы можем, но не хотим. Ну нафик эти криогенные сложности. А надо будет заделаем , делов то.
:)
Не так ли Чиж?
Ты явно обращаешься не по адресу.
Или такой тон применим только к США?
У них возможностей больше.
З.Ы. И есть ракеты где первая ступень на водороде?
Delta-IV про которую я уже говорил выше.
http://www.boeing.com/defense-space/space/delta/delta4/delta4.htm
В подтверждение своих слов, что технологии в России выше, чем в америке привожу статью из НВО.
03.08.2007
Виктор Литовкин
Русский двигатель для американской ракеты
Как отечественные моторостроители завоевали заокеанский рынок
Двигатель РД-180.
Фото из книги «Ракеты-носители. Космодромы»
Научно-производственное объединение «Энергомаш» (Химки), сообщил Интерфакс, готовится подписать в сентябре соглашение на поставку в США второй партии ракетных двигателей РД-180. Контракт предусматривает поставку 53 таких «движков» с последующим опционом еще 16-ти. А первая партия в количестве 41 двигателя из контрактных пятидесяти в Соединенные Штаты уже отправлена. Они используются за океаном на ракетах-носителях «Атлас-3» и «Атлас-5» для выведения на земные орбиты космических аппаратов. Первый пуск американской ракеты с русским двигателем состоялся еще в 2002 году...
Эта информация напомнила автору этих строк историю двенадцатилетней давности, свидетелем которой ему, тогда корреспонденту одной из центральных газет, довелось быть.
БОРЬБА «НАНАЙСКИХ МАЛЬЧИКОВ»
Ничего подобного до той поры еще не случалось. Две российские оборонные фирмы в союзе со своими американскими партнерами боролись за право оказаться победителем в объявленном в США конкурсе по выбору новой ракеты для программы космических исследований. На кону стояло ни много ни мало два миллиарда долларов перспективного заказа и несколько лет полной загрузки предприятия. Игра, как говорили ее участники, стоила свеч. Тем более в условиях, когда российская оборонка фактически лежала в руинах и спасти ее в то время могли только зарубежные заказы.
С одной стороны, от России выступало известное на тот момент только специалистам по причине недавней секретности ОАО Самарский научно-технический комплекс имени Николая Кузнецова (СНТК). С другой – знаменитая космическая «держава» из подмосковных Химок – НПО «Энергомаш» имени Валентина Глушко. И свел их в борьбе тендер, объявленный американской компанией Lochead Martin Astronautics (LMA), по выбору двигателя первой ступени для модернизируемой космической ракеты Atlas 2АR.
В конкурсе участвовали жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) НК-33 с тягой 154 тонны от Самарского НТК, его представляла в тендере американская фирма General Corporation Aerojet (GCA), и РД-180 с тягой 370 тонн от «Энергомаша», которую продвигала не менее известная корпорация Pratt and Whitney. Причем НК-33 прибыл за океан на стендовые испытания в натурном виде, а РД-180 – только в качестве эскизного проекта.
Пять огневых испытаний, проведенных на стендах Aerojet в Сакраменто (штат Калифорния), показали полное техническое совершенство НК-33. Вместо 120 секунд по нормативу двигатель проработал 450. Вместо расчетной тяги в 150 тонн по просьбе американской стороны дал тягу в 175 тонн. Но победителем в тендере был признан все же РД-180. Почему?
Причин у той победы было несколько. Но ни одна из них, как это ни покажется странным, не лежала в области технических или энергетических преимуществ РД-180 перед НК-33. Скорее всего среди прочих составляющих она стала следствием закулисной борьбы за заветные миллиарды, которая развернулась в руководстве российской оборонной промышленности тех лет, где «Энергомаш» получил полную поддержку Министерства обороны России и Российского космического агентства. Впрочем, борьба шла не только за миллиарды «зеленых».
В моем архиве есть копия письма, которое в октябре 1995 года направили тогдашнему вице-президенту и генеральному менеджеру американской корпорации Lochead Martin Майклу Винну высокопоставленные чиновники двух российских ведомств – начальник Управления средств выведения и наземной инфраструктуры Российского космического агентства Александр Кузнецов и заместитель председателя Комитета по военно-технической политике Минобороны РФ генерал-майор Виктор Миронов.
«Наиболее значительной проблемой, по нашему мнению, – сообщали они в штаб-квартиру корпорации Lochead Martin, находящейся в городе Денвер, – представляется согласование условий организации российско-американского сотрудничества в области ракетных двигателей, при котором Правительство РФ даст разрешение на использование российских ракетных двигателей на американских ракетах-носителях для запуска космических аппаратов в государственных целях. При этом ключевым вопросом является выбор фирмы – изготовителя ракетных двигателей. Естественно, что российская сторона заинтересована в развертывании производства двигателей в России. Поэтому Правительство РФ отдает приоритет НПО «Энергомаш» как разработчику и изготовителю перспективного, по сравнению с НК-33, ракетного двигателя РД-180».
«Мы не сомневаемся в том, что руководство Lochead Martin, – подчеркивали Александр Кузнецов и Виктор Миронов, – отчетливо понимает, что при отсутствии поддержки российских правительственных органов (прежде всего РКА и Минобороны) американские корпорации – участники тендера будут не в состоянии в течении трех-четырех лет разработать и организовать промышленное производство НК-33 или модернизированного ракетного двигателя для ракеты-носителя Atlas».
Более того, через пару месяцев после письма Кузнецова и Миронова в Соединенные Штаты на имя Олега Сосковца, занимавшего в тот период пост первого вице-премьера правительства РФ, поступило письмо от генерального директора Российского космического агентства Юрия Коптева. Он просил поддержать проект «Энергомаша», а заодно и проинформировать руководство американской фирмы о позиции России в отношении победителя тендера. Одновременно Коптев предлагал поручить Российскому космическому агентству быть ответственным за реализацию государственных интересов РФ в ходе проводимого в Соединенных Штатах конкурса.
Эти интересы в руководстве РКА и Минобороны России понимали и так: получить право определять стоимость чужого для них двигателя НК-33 и лицензии на его производство в Америке. Причем «разумно завышая их», как сказано в письме. И подобным образом обеспечить победу родного для Российского космического агентства ракетного двигателя РД-180. А на постройку этого двигателя «Энергомашу» требовалось больше 100 млн. долл. Найти их НПО могло только в США.
Олег Сосковец, как рассказывали мне, по просьбе специалистов из РКА и Минобороны, конечно же, пролоббировал перед корпорацией Lochead Martin двигатель РД-180. И у НК-33 не осталось никаких шансов на успех, хотя Российское космическое агентство все же так и не получило право определять цену на самарский двигатель, который ему не принадлежал.
Почему же ракетный двигатель НК-33 оказался «парией» для РКА? Ответ на этот вопрос уходит в далекие семидесятые годы прошлого века.
ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ
НК-33 и его модернизация НК-43 были созданы в начале семидесятых годов в совершенно секретном тогда самарском КБ генеральным конструктором авиационных и космических двигателей Николаем Кузнецовым для королёвской ракеты Н-1. Она должна была доставить советских космонавтов на Луну. Но преждевременная смерть Сергея Павловича Королёва и успехи американской астронавтики, сумевшей опередить СССР в достижении этой цели, практически навсегда похоронили тогда нашу лунную программу.
Решение о приостановке всех работ по покорению Луны было принято постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР в 1976 году. Его подготовил всесильный в те годы член Политбюро ЦК КПСС, министр обороны СССР Маршал Советского Союза Дмитрий Устинов. Все затраты на создание ракеты Н-1 и двигателей НК-33 и НК-43 списывались безвозвратно. А почти полторы сотни «движков», опережавших на то время лучшие достижения ракетной конструкторской мысли, прошедшие полный цикл государственных сертификационных испытаний, продемонстрировавшие абсолютную надежность в работе, было приказано уничтожить.
Во главе работ по освоению космоса вместо Королёва встал давний соперник Сергея Павловича – руководитель химкинской фирмы «Энергомаш» Валентин Глушко. Самарское ОКБ двигателестроения передали Министерству авиационной промышленности, а Николаю Кузнецову поручили заниматься только двигателями для самолетов и навсегда забыть о ракетах.
Но лауреат Ленинской премии, академик и генерал-лейтенант, член ЦК КПСС знаменитый конструктор Николай Кузнецов не выполнил указания партии и правительства. Наверное, первый и последний раз в своей жизни. Он устроил в одном из пустующих цехов ОКБ, тщательно охраняемом и стоящем глубоко в лесу, вдали от глаз всяческих проверяющих, склад для «уничтоженных» НК-33 и НК-43. В середине 1990-х годов мне довелось их там видеть. Законсервированные и укрытые целлофаном, они простояли в том секретном цехе более двадцати лет. Пока Самару не посетил премьер-министр России Виктор Черномырдин.
Председателя правительства РФ повезли на Научно-техническое предприятие «Труд» (так тогда назывался нынешний СНТК имени Николая Кузнецова) и показали «недвижимое» богатство, которым располагала фирма. Рассказали о том, что американцы готовы выложить огромные деньги, чтобы получить подобные изделия для своих космических программ. Но заработать эти деньги самарцам мешает сопротивление руководства РКА и Минобороны, для которых «кузнецовские двигатели» проходят по чужому ведомству и являются очень серьезными конкурентами на мировом рынке космических услуг.
Фирму Николая Кузнецова активно поддержал в том разговоре тогдашний председатель Госкомоборонпрома Виктор Глухих и губернатор Самарской области Константин Титов. Они убедили Черномырдина дать разрешение самарцам выставить свой двигатель на конкурс Lochead Martin.
– Валяйте, – якобы сказал тогда заводчанам Виктор Степанович. И тут же в цехе подписал необходимые разрешительные документы.
Говорят, что этот шаг в конце концов обошелся Виктору Глухих потерей министерского кресла, но НК-33 все же оказались за океаном, в Сакраменто.
НО ПОРАЖЕНЬЯ ОТ ПОБЕДЫ ТЫ САМ НЕ СМОЖЕШЬ ОТЛИЧИТЬ
Проигрыш в тендере за поставки в США перспективного ракетного двигателя, как ни странно, не сильно огорчил главного конструктора СНТК имени Кузнецова Валентина Анисимова (генеральный конструктор фирмы Николай Кузнецов умер 31 июля 1995 года).
В разговоре со мной Анисимов сообщил, что фирма Aerojet в соответствии с заключенным маркетинговым контрактом продолжит поиск за рубежом заказчика для лунного двигателя самарцев. И у НК-33, НК-43, несмотря на солидный 25-летний возраст, очень большие перспективы. В первую очередь благодаря уникальным энергетическим характеристикам. Двигатели могут быть использованы для космических ракет любых классов. Не только «Атласа».
С одним-двумя двигателями – для ракет легкого класса. С двумя-четырьмя – для космических кораблей среднего класса. На ракеты тяжелого класса надо установить связку из 4–6 или 8–12 двигателей. Оптимальная тяга в 150–180 тонн на квадратный сантиметр позволяет составлять из НК-33 и НК-43 самые разные и экономически выгодные комбинации. К тому же топливом для них являются экологически чистые компоненты – керосин и кислород. Они полностью сгорают в атмосфере, не оставляя в ней никаких вредных примесей. А это существенное преимущество перед другими «жидкостниками», которые работают на вредных для человека и природы гептиле и амиле.
НК-33 и НК-43 без полной разборки и замены некоторых деталей можно использовать после первого запуска еще четыре–пять раз. Такими качествами тоже не обладает ни один ракетный двигатель мира. Надо только научиться возвращать «движки» с отработанных ракетных ступеней на Землю, чтобы они не сгорели в атмосфере. Над этим сейчас совместно работают СНТК Кузнецова и американская фирма Aerojet.
В сборочном цехе самарской фирмы мне удалось посмотреть на двигатель НК-33, вернувшийся в Россию после огневых испытаний в Калифорнии. Все его шестеренки, клапана и сопла блестели так, как будто они только что были сделаны для всемирной выставки, а не горели 450 секунд в страшном пламени, температура которого доходила до полутора тысяч градусов. Даже краска с некоторых деталей не оплавилась.
– Чему-чему, а для космоса нас в те семидесятые годы не надо было учить работать, – сказал Валентин Семенович Анисимов.
А знакомые эксперты в Москве объяснили, что если русским и американцам удастся в ближайшее время добиться многократного использования двигателей НК-33 и НК-43, это произведет чуть ли не революцию в космической индустрии.
Оптимизм русских конструкторов подогревался и тем обстоятельством, что американцы оплатили самарцам стоимость двигателей, которые были отправлены в Калифорнию. А помог СНТК Кузнецова отправить НК-33 и НК-43 за океан (у заводчан на это, естественно, не было собственных денег. – В.Л.) предшественник «Рособоронэкспорта» – «Росвооружение». В Америке в конце прошлого века находилось 37 двигателей НК-33 и 9 двигателей НК-43. Вслед за ними через Атлантику полетели и остальные «безработные пенсионеры». Более того, специалистам СНТК удалось зафиксировать в подписанном с американцами контракте, что деловые люди США будут выплачивать самарцам весомую часть прибыли за использование этих двигателей в будущих космических программах.
Был в контракте и пункт о том, что «согласно американским законам, продукция ракетной техники, используемая в интересах США, должна производиться только на территории Соединенных Штатов». Самарцы согласились с этим условием. Как, впрочем, потом принял его и их конкурент по тендеру – химкинский «Энергомаш».
– Скопировать наш двигатель, – подчеркнул тогда Валентин Анисимов, – американцам будет не просто. Даже имея все чертежи и описания. Многое зависит от материалов, из которых сделаны комплектующие, даже из руды, из которой выплавлена сталь. Нашей руды у американцев нет…
В том, что главный конструктор СНТК Кузнецова был прав, я убедился чуть позже. Но об этом мы еще поговорим.
В КОСМОС НА РОССИЙСКОЙ ТЯГЕ
Но вернемся к победителю тендера на русский двигатель для американской ракеты. Им, как уже упоминалось, стал РД-180, который в 1995 году существовал только в виде эскизного макета. На его разработку и доводку еще требовалось затратить как минимум 100 млн. долл. И все же необходимые средства нашлись. Их предоставила «Энергомашу»... фирма Рratt and Whitney! И, конечно, не в качестве благотворительности. Она надеялась получить на РД-180 так называемую «ограниченную лицензию», предоставляющую право концерну, в случае каких-либо нарушений договорных условий с российской стороны, начать производство этих двигателей на американских заводах.
Андрей Кокошин, занимавший в 1992–1997 годах должность первого заместителя министра обороны РФ и курировавший на протяжении ряда лет со стороны военного ведомства отечественную оборонку, объяснял мне в то время, что мы согласились на эти на первый взгляд «кабальные» условия и поддержали в конкурсе РД-180, а не НК-33 не без выгоды для страны.
– НК-33, – говорил Кокошин, – у нас уже имелся. А РД-180 нужно было создавать заново, с ним мы связываем надежды на дальнейшее развитие космического моторостроения. А для этого необходимы средства. Их могли нам дать в те годы только американцы. Идя им навстречу, мы спасали будущее своей космонавтики.
По оценкам экспертов, которые предоставили автору тогда в Минобороны, в начале ХХI века для космических полетов в околоземном пространстве потребуется более ста таких двигателей, как РД-180. Их стоимость на мировом рынке составит 2–5 млрд. долл. Pratt and Whitney в середине 1990-х годов вложила в создание опытного образца РД-180 20 млн. долл. и была готова вкладывать еще. Мы, со своей стороны, финансировали его разработку, испытания и наладку серийного производства.
Генеральный директор НПО «Энергомаш» Борис Каторгин говорил, что «РД-180 – единственный реальный кандидат и для российской космической программы начала следующего века. Принципиально важно, что двигатель будут производить преимущественно в России и лишь впоследствии, возможно, будет освоено его производство в США». Это даст нашей стране и ее ведущей космической фирме не только «живые деньги», но и сохранит тысячи рабочих мест для высококвалифицированных специалистов, а главное – поможет сохранить высочайшую технологическую отрасль российской промышленности, без которой Россия не сможет претендовать на лидирующее положение в будущем мире.
Интересно, что американцы, которые в соответствии с первоначальным соглашением должны были развернуть производство РД-180 на своих предприятиях, так и не смогли это сделать. По официальной версии, они подсчитали, что возить их из России дешевле. Вот что сказал, например, по этому поводу Интерфаксу заместитель генерального директора НПО «Энергомаш» Владимир Чванов: «Реальные затраты по созданию такого производства превысили первоначальные оценки американской стороны более чем в пять раз».
По словам Чванова, для того чтобы соблюсти принятые в США нормы, согласно которым продукция для ракетной техники, используемой в интересах государства, должна производиться только на территории США, было принято решение американскими компаниями лишь продемонстрировать возможность создания двигателей РД-180. «В настоящее время в США наши партнеры выбрали два узла двигателя и пытаются освоить их производство. Пока они опаздывают на пять лет по срокам», – заявил заместитель гендиректора «Энергомаша».
Так что еще не один год американские ракеты будут летать на русских двигателях. И кто бы что ни говорил о том, как далеко наша оборонка отстала от западных партнеров, история с состязанием НК-33 и РД-180 показывает, что здесь не все так однозначно, как это кому-то кажется.
То mel
А просто ссылку дать, вместо того чтобы заливать трид тремя мегацитатами нельзя было?
Что касается кислородно-водородных двигателей, то они используются в русских ракетах Союз-2. Это разгонный блок, используемый в качестве 3-й ступени (КВРБ). Я думаю, что водородное топливо сейчас редкость не потому, что двигатели на нём трудно сделать, нет таких трудностей, а потому, что сам водород дорог. Я считаю, что водород - это топливо будущего. В середине нашего века, кода появятся термоядерные станции и энергии станет завались, при каждой такой станции будет работать водородный заводик и вся техника перейдёт на водород.
Ты опять путаешь, КВРБ у нас еще не используются. Проблема в том, что у нас нет "водородной" инфраструктуры заправки на космодромах.
А то, что водород топливо будущего - никто не спорит.
Оспариваем мнение о "безнадежном" отставании США в ЖРД.
P.S.
Нам надо доделывать Ангару. Тогда можно будет жестко конкурировать с США.
Действительно напутал. КВРБ ещё разрабатывается для Ангары. Но тем не менее наши инженеры сделали КВ разгонный блок 12КРБ для индийской ракеты GSLV, которая уже сделала минимум 3 успешных старта. Так-что, как видите Россия делает двигатели, РБ и целые ракеты для США, Индии, Франции, Кореи и Малайзии и для морского старта.
Проблема в том, что у нас нет "водородной" инфраструктуры заправки на космодромах.
Да, это основная проблема. И как следствие нет большого опыта эксплуатации водородных ракет. А двигатели при желании создать могут, только проблема не в этом.
Максимка
21.01.2008, 23:45
Привет!
- Ссылку?
По справочнику "Двигатели 2000" (с)
РД-270 создавался с 1962г для первых и вторых ступеней УР-700. В двигателе два ТНА: один с окислительной турбиной и насосом подачи окислителя, второй с восстановительной турбиной и насосом горючего. Управление вектром тяги за счёт качания в одной плоскости на +-8 град.
На моделях и специальных стендах были отработаны все узлы двигателя. Огневые испытания проводились с октября 1967г по июль 1969г. Всего проведено 27 испытаний 22 двигателей.Три двигателя испытывались повторно, один - трижды. Все испытания были кратковременными. Испытания показали реальность создания двигателя по схеме "газ-газ". Все работы были прекращены в третьем квартале 1969г в связи с закрытием разработки УР-700. Топливо АТ-НДМГ.
ТТД:
Тяга у земли - 640т (6272 кН)
в вакууме - 685т (6713 кН)
УИ у земли - 301 с
в вакууме - 322 с
давление в камере - 26.1 МПа
соотн. компонентов - 2.67
масса - 3370 кг
диаметр - 3300 мм
длина - 4850 мм
Интересно ещё сравнить с американским Ф-1. Удельные параметры РД-270 значительно выше. Масса почти в 2.5 раза меньше, диаметр меньше, УИ выше на 35/20 сек. Правда у нашего тяга меньше на 10/15%.
(http://forums.airbase.ru/2002/10/29/topic-7416,3--N-1.html#p81321)
- Если этот двигатель существовал, почему же его не пытались использовать на Н-1?
caliostro
22.01.2008, 09:10
- Если этот двигатель существовал, почему же его не пытались использовать на Н-1?
Потому что РД-270 не прошел огневые испытания до момента закрытия УР-700.
А так же стоит признать то , что США считали аналогичный по принципу действия двигатель невозможным.
При чем тут принцип? :( Принцип еще немцы разработали, американцы отлично об этом знали. Но одно дело знать принцип, другое - воплотить это в металле. Да еще в серийном.
- Если этот двигатель существовал, почему же его не пытались использовать на Н-1?
РД-270 не спас бы положения Н-1, IMHO. Все равно бы не успели.
Н-1 провалили по дефектам системы управления двигателями первой ступени. Заменим НК-15 на РД-270 - значительно сокращаем кол-во РЖД первой ступени - значительно сокращаем кол-во параметров для системы управления. В итоге получаем систему нормально решающую задачу симметричности тяги. Но надо перекомпоновывать всю Н-1 заново. Аэродинамика "планера" Н-1 плюс 24-ре РЖД НК-15 блока А - это один гигантский ВРД. С РД-270 прежняя аэродинамика даст иные (необследованные) эффекты.
Потому что РД-270 не прошел огневые испытания до момента закрытия УР-700.
Возможно на это и не посмотрели бы. Ведь и НК-19 (вроде как) тоже ставили без огневых испытаний. А воплей не было - все рвались вперед да побыстрей.
РД-270 не спас бы положения Н-1, IMHO. Все равно бы не успели.
Н-1 провалили по дефектам системы управления двигателями первой ступени. Заменим НК-15 на РД-270 - значительно сокращаем кол-во РЖД первой ступени - значительно сокращаем кол-во параметров для системы управления. В итоге получаем систему нормально решающую задачу симметричности тяги. Но надо перекомпоновывать всю Н-1 заново.
Угу...
http://www.iki.rssi.ru/vprokhor/brabinovich.ppt#256,1,О ВОЗМУЩЕНИИ ПО КРЕНУ ПРИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ НЕСКОЛЬКИХ ЖРД
Максимка
22.01.2008, 22:53
Привет!
Потому что РД-270 не прошел огневые испытания до момента закрытия УР-700.
Потому что, он вообще на другом топливе работает.
caliostro
23.01.2008, 18:34
Ну если считать, что полумифический РД-270 ставится на Н-1, то тип топлива стоит далеко не первым в списке проблем. :D
Ну если считать, что полумифический РД-270 ставится на Н-1, то тип топлива стоит далеко не первым в списке проблем. :D
Ага, проблема сделать новую ракету :)
Основной недостаток водорода как горючего это его чрезвычайно низкая плотность. Поэтому совершенно не эффективно его использовать отдельно на первых ступенях тратя в пустую 10-15% удельного импулься на старте из-за перерасширения в сопле и увеличивая аэродинамическое сопротивление огромными баками( которые к тому же увеличат балластную массу). В пакетах совместно с РДТТ или керосиновыми движками первой ступени ещё куда ни шло для оптимизации компоновки. Замечание о том что в области керосинывых движков мы опережаем, а в области водородных отстаем наверное не правильно, хотя конечно водородный движок челнока выдает около 500 тонн тяги ( кстати он сделан по "замкнутому циклу" т.е. по схеме с дожиганием генераторного газа, в этой схеме у нас приоритета нет), но наши не сделали водородный движок сопоставимой тяги только лишь из за более рационального выбора керосина для основы первой ступени Энергии, а работающие в пакете с ними водородные РД-120 хоть и меньшие по тяге но имеют выдающиеся удельные характеристики. Вообще какой движок лучше-хуже четко видно по рабочему давлению в камере сгорания, надо только опять же близкие по тяге изделия сравнивать. По факту единственные вид теплового двигателя где мы сейчас первые это ЖРД, хотя справедливо отмечено что у США мотивации идти на огромные затраты по созданию ещё более современных ЖРД пока нет, считается что совершенство в этой технике практически достигнуто и выжимать что то большее очень тяжело. А вот в РДТТ мы отстаем очень сильно, можно посмотреть характеристики Трайдентов2 и Булавы что бы убедиться, и опять же Булава не очень пока летает...
caliostro
23.01.2008, 20:51
Вообще-то утверждения навроде "но наши не сделали водородный движок сопоставимой тяги только лишь из за более рационального выбора керосина" равно как и "американцы не стали делать подобия РД-170 потому как использовали водород" - чистая демагогия. Не сделали - значит не сделали.
Вообще какой движок лучше-хуже четко видно по рабочему давлению в камере сгорания, надо только опять же близкие по тяге изделия сравнивать.
Вообще непонятное утверждение. И какой лучше? Где давление больше или меньше? И каким хитрым образом это давление соотносится с ПН?
Не сделали только потому что не нужен был водородный движок первой ступени, на вторую ступень выбрали водород, тяга меньше, вот и получите водородный РД-120. Американский челнок это вообще изделие выбивающееся за рационализм.
Чем больше давление в камере сгорания тем выше удельный импульс, меньше габаритные и следовательно весовые характеристики, увеличение давления в камере сгорания основной фронт борьбы разработчиков ЖРД, да и не только, всех тепловых движков. Формулы по соотношению давления в камере и выходных характеристик конечно есть, но на память не могу привести, извиняйте, посмотрите в учебных справочниках если интересно.
Кстати интересный факт из истории, самая эффективная топливная пара не водород - кислород, а водород- фтор. И движок работающий на этих компонентах в СССР был создан и испытан в ОКБ Глушко, для чего стенды были собраны в шахтах. Но применить его имея в качестве продуктов сгорания практически готовые компоненты химического оружия никто не решился даже для исследования далекого космоса из за существующей вероятности аварий носителей в пределах атмосферы.
IMHO, часть ответов на вопросы по поводу отечественных РЖД на водороде может дать опытный материаловед. Пенсионер или спец с "историческим" уклоном.
Для водородного ЖРД топливо надо охлаждать. Потом очень все усугубиться эффектами высокой скорости течения топлива в трактах, при внешнем высокотемпературном воздействии.
Я не уверен, что в 60-70х были отечественные материалы, необходимые для изготовления мощных водородных ЖРД, предназначенных для первых ступеней средних и тяжелых носителей.
Для водородного ЖРД топливо надо охлаждать. Потом очень все усугубиться эффектами высокой скорости течения топлива в трактах, при внешнем высокотемпературном воздействии.
Честно говоря не слышал о необходимости особых материалов под водород. Существовала проблема создания огромной инфраструктуры для производства и хранения жидкого водорода,да и кислорода, но для самой ЖРД это "фиолетово" вроде, после заправки баков носителя осуществляется продувка систем инертным азотом, а непосредственно перед запуском продувка азотом и захолаживание жидким азотом топливных магистралей, всё это не самые главные проблемы. При высокой скорости течения топлива существует опастность кавитации (нарушения сплошности потока жидкости) на лопатках турбонасоса, это одна из основных проблем препятствующая увеличению мощности ТНА и следовательно давления в камере сгорания, приходится увеличивать давление на входе в ТНА, а для этого надо наддувать баки (увеличивать толщину стенок, ставить предварительные ( бустерные) насосы, тоже увеличивая вес двигателя, но это тоже все расчитывается и характерно для любого жидкого топлива с небольшими нюансами, в этих теоретических вопросах наши дадут фору всем. Мероприятия учитывающие внешнее температурное воздействие на баки тоже просты и незатейливы в общем.
Насчет материалов ещё добавлю, что например фтор самый активный элемент периодической системы, вступает в реакцию практически со всем с чем соприкасается, но движок всё равно сделали...
Дм. Журко
24.01.2008, 19:33
Когда я хочу почитать о ракетах-носителях, отправляюсь на форум "Новостей космонавтики". Там со словом "сделали", после нескольких лет споров, обращаются строже. "Делали" -- точнее.
Американцы обошлись бы без советских разработок. То, что не обходятся -- партнёрство, оно точно никого не унижает и позволяет вот уже 15 лет поддерживать сверхубыточные и заносчивые проекты освоения космоса. Многим странам позволяет, не одной.
Честно говоря не слышал о необходимости особых материалов под водород.
Особых, эдаких-разэдаких, материалов и не надо. Я не спорю. Но вот мнения опытных материаловеда и прочниста выслушал бы с удовольствием.
Alcatras
13.02.2008, 16:00
Была новость что на МКС будут испытывать новый двигатель не реактивной схемы ,работающий без отброса массы . Тяга несколько грамм ЕМНИП . Это интересней чем ракетные движки ....
dark_wing
13.02.2008, 16:01
Была новость что на МКС будут испытывать новый двигатель не реактивной схемы ,работающий без отброса массы . Тяга несколько грамм ЕМНИП . Это интересней чем ракетные движки ....
А как он работает?
Alcatras
13.02.2008, 16:12
Насколько помню там жидкость вращается в замкнутом объеме. Это дает какие то эффекты теоретически не понятные современной физике. Возникает сила.
dark_wing
13.02.2008, 19:03
Насколько помню там жидкость вращается в замкнутом объеме. Это дает какие то эффекты теоретически не понятные современной физике. Возникает сила.
Думаю, что это шарлатанство.
Закон сохранения энергии еще никто не отменял. :)
.
Чем больше давление в камере сгорания тем выше удельный импульс, меньше габаритные и следовательно весовые характеристики, увеличение давления в камере сгорания основной фронт борьбы разработчиков ЖРД, да и не только, всех тепловых движков.
И к чему же привело такое стремление разработчиков?К РД-170/171 с давлением 250 атм в камере, а в тракте 583 атм !!!, кислым ГГ и турбиной полного потока с единым ТНА на четыре камеры, каждая из которых имеет свое управление и может быть отключенна - и все это в многоразововм исполнении!Это абсолютно уникальный предельный ЖРД,и есть мнение,что в обозримом будущем ничего даже близко подобному создаваться не будет,как раз наоборот - грядет максимальное упрощение ЖРД с увеличением надежности и уменьшением цены.
Alcatras
14.02.2008, 11:43
Думаю, что это шарлатанство.
Закон сохранения энергии еще никто не отменял. :)
Хочется верить что нет . Видимо действительно что то есть раз работающий образец даже на МКС хотят отправить
1st.RVG_Sky
14.02.2008, 16:32
Это дает какие то эффекты теоретически не понятные современной физике. Возникает сила.
Сила...скоро образцы световых мечей завезут :D сорри за флуд
Ангару планируют к 2010 году закончить строить, в 2011 первый пуск, а пока идет перевооружение КА
SkyGuard
14.03.2008, 14:46
Но одно дело знать принцип, другое - воплотить это в металле. Да еще в серийном.
Именно это я и имел ввиду. Знали, но считали невозможным из-за большой опасности, т.е. не верили что можно с их техническим оснащением сделать РД замкнутого типа который бы работал, а не взрывался.
Нашел я фильм Дискавери, положил в ослик:
ed2k://|file|RD180.avi|238000128|7C6B5AEE4F641F0CC65ECF3A0DAAF9A4|h=44HMRXQ6HIK2UDYI5ELGRPPZKL3RUGUR|/
Для тех кто знаком с торрент:
http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=546561
Alcatras
14.03.2008, 17:32
Новый двигатель работающий без отброса массы запущен в космос для испытаний . С Плесецка на ракете Рокот.
Alcatras
14.03.2008, 17:36
Вот заявка на патент
http://www.fips.ru/cdfi/reestr_rupat.htm
номер заявки 2001109767
dark_wing
14.03.2008, 17:39
Говорит: "В текущем запросе отсутствуют данные для передачи на сервер"
Alcatras
14.03.2008, 17:49
исправил
caliostro
18.03.2008, 01:31
Именно это я и имел ввиду. Знали, но считали невозможным из-за большой опасности, т.е. не верили что можно с их техническим оснащением сделать РД замкнутого типа который бы работал, а не взрывался.
Ну с надежностью они как раз и угадали. :cry: Что касается того что неверили, то не забывайте, там капитализьм, если бы РД-170 разрабатывали и доводили столько, сколько на это потратил Глушко, то трудно представить, сколько бы стоил в их условиях этот рекордсмен. А за 10-ку лимонов чегоб и не взять?
Maximus_G
18.03.2008, 02:08
Думаю, что это шарлатанство.
Закон сохранения энергии еще никто не отменял. :)
Ну правильно, главное суметь заставить его работать в наших интересах! А что, я так в отрочестве корабли на антигравах рисовал )) Берем вещество, масса которого при движении меняется не так, как обычно - и вперед )))
---
Господа, а со Свободного ничего не летает?
dark_wing
18.03.2008, 10:39
Берем вещество, масса которого при движении меняется не так, как обычно - и вперед )))
А как же тогда закон сохранения массы?
А как же тогда закон сохранения массы?
Не помню концов - но гдет читал про энтот агрегат.. там в кольце под действием электромагнитов ртуть разгонялась - и при определенных скоростях потока вес всей установки уменьшался... Природу сего чуда там пытались обьяснить с многими "если" и "возможно"...
Не помню концов - но гдет читал про энтот агрегат.. там в кольце под действием электромагнитов ртуть разгонялась - и при определенных скоростях потока вес всей установки уменьшался... Природу сего чуда там пытались обьяснить с многими "если" и "возможно"...
Мне почему-то сразу торсионные поля вспомнились :)
Мне почему-то сразу торсионные поля вспомнились :)
"Есть многое на свете, друг Горацио..."
Alcatras
19.03.2008, 18:21
Вы представьте если человеку из средневековья рассказать что есть авиация и даже космонавтика . Не поверит.Мягко выражаясь. Да еще злыми колдунами обзовет всех летчиков и космонавтов . Нам из 21 века такой человек смешон не так ли ? Вот точно так же будут смеяться над нашей ограниченнностью, которую так многие выставляют здесь напоказ , наши потомки летающие на тарелках работающих на "торсионных полях,антигравитации" и не знаю на чем еще .
Новый двигатель работающий без отброса массы запущен в космос для испытаний . С Плесецка на ракете Рокот.
Когда запущен?Если только 17 марта закончили электрические испытания.По результатам проведенных автономных электрических испытаний замечаний к космическому аппарату нет.Следующий этап-установка его на «Рокот».
Кстати.Раз не дают писать сообщения в "Новости и происшествия",то размещаю в этой(близкой теме)предпологаемую схему космодрома "Восточный".
звучит, мягко говоря, как бред сивой кобылы.
Powered by vBulletin® Version 4.2.5 Copyright © 2025 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot