Maximus_G
19.01.2008, 08:17
http://www.izvestia.ru/special/article3112095/
Дмитрий Литовкин
фотографии по ссылке
Летать как птица, взмахнуть крыльями и победить земное притяжение, свободно взмыть в небо и покорить воздушный океан. Об этом всегда мечтал человек. Мечтал, но не мог преодолеть земное притяжение. Для авиаконструктора Владимира Куманина этот миф стал делом всей жизни. Он не фантаст и не безумец. Он - изобретатель, доказывающий, что человек способен не просто летать, а летать как птица в небе. "Известия" познакомились с конструктором первых российских махолетов и выяснили, для чего они могут применяться.
В маленькой, давно не ремонтированной московской квартире Куманин творит чудеса. Открывается картонная коробка, и из нее... вылетает самолетик. Описав дугу, сделав фигуру высшего пилотажа, он плавно приземляется. В коробке - катапульта. Такая же, как и на современных американских авианосцах.
- Делаю подарок внучке, - как бы между делом говорит мастер. - Я всегда моделировал самолеты. Был одним из четырех первых авиамоделистов страны, получивших звание мастера спорта СССР и почетную грамоту самого маршала Семена Буденного за выдающиеся достижения в области авиастроения.
30-е годы. Будущий авиаконструктор Куманин (второй слева)Как и для многих советских мальчишек, его путь в авиацию начался с авиамоделизма. Он не стал пилотом, зато работал практически во всех авиационных конструкторских бюро - делал летающие модели крылатых ракет в КБ Лавочкина, разрабатывал стратегический бомбардировщик в КБ Цыбина "НМ-3", высотный разведчик КБ Мясищева Ми-17 ("Геофизика"), динамически подобную летающую модель яковлевского спортивного самолета Як-52 и разработал концепцию беспилотного разведчика "Пчела", поставленного на вооружение нашей армии, работал над прототипом перспективного фронтового истребителя с обратной стреловидностью крыла Су-47 "Беркут".
- Пока машина появится в металле, пройдет 5-10 лет, - объясняет Куманин. - А конструкторам уже через год необходимо знать, на правильном ли они пути. Аэродинамические характеристики сегодня неплохо рассчитываются и уточняются путем продувок в аэродинамических трубах, а вот сваливание и управляемость на больших углах изучать на готовом самолете поздновато, может привести к катастрофе. Вот я и моделировал их самолеты, проектируя и строя динамически подобные летающие модели с дистанционном управлением.
Почетная грамота от самого маршала Семена БуденногоКак и у всякого конструктора, у Куманина есть мечта: побороть земное притяжение не с помощью поршневого или реактивного двигателя, а взмахом крыла, свободно оттолкнувшись от земли подняться в небо.
- В этом стремлении я не одинок, - признается он. - На заре авиации махолеты развивались одновременно с винтовой авиацией. В СССР с 50-х годов многие искали решение проблемы машущего - птичьего полета. При ДОСААФ был даже комитет махолетчиков. Но в итоге они проиграли винтовой авиации: уж больно высоки нагрузки были в шарнирах, а материал для изготовления махолетов был тяжел.
В 70-х годах, как только в авиации стали применять композиционные материалы и новые источники энергии, интерес к машущему полету возобновился. Была популярна идея, что подобные самолеты смогут уничтожать висящие на большой высоте аэростаты-разведчики. Как ни странно, но "орнитоплан", в отличие от обычных или беспилотных реактивных самолетов, производит меньше шума. С земли его легко принять за птицу.
- Когда я работал в КБ "Сухого", тогдашний генеральный конструктор, создатель легендарного Су-27 Михаил Симонов держал целый отдел махолетчиков, - вспоминает Куманин. - Каждый день я наблюдал, как они выкатывали на Ходынское поле Москвы свой махолет. Хлопали крыльями, но в небо не поднялись. Обидно было. Я знал, как оторваться, но помочь не мог. Михаил Петрович Симонов был очень властным человеком и не терпел, когда кто-то лез не в свои вопросы, мог и уволить...
Зачем нужна птица-разведчик
"Махолет, или, как его научно называют, орнитоптер, - летательный аппарат, движителем которого является машущее крыло", - приводит цитату самого же Куманина известная в интернете энциклопедия "Википедия". Полной теории машущего полета не существует. Сейчас самостоятельно летают только беспилотные махолеты. Ни один из построенных махолетов с человеком на борту не взлетел. Махолет, приводимый в движение только мускульной силой человека, не способен взлететь в принципе из-за низкой энерговооруженности. Если оснастить махолет двигателем 10-15 л.с., шасси типа нога кузнечика, то махолет станет одним из самых распространенных летательных аппаратов. Но это фантастика! В реальности - совсем другое.
Американцы не первый год моделируют беспилотный летательный аппарат с машущим крылом для ведения высотной разведки. В Пентагоне на этот счет есть специальная программа. Канадцы строят аппарат, способный поднять силой машущего крыла человека в небо.
- Беспилотные летательные аппараты-разведчики - самое перспективное направление современного авиастроения, - поделился соображениями с "Известиями" один из конструкторов. - Висит такой самолетик в небе. Передает на землю разведывательную информацию, а может нести и ударные системы вооружений. Но есть проблемы в разряженных слоях атмосферы - здесь реактивный двигатель мало эффективен. На больших высотах лучше летать как птица, размахивая крыльями. Такой аппарат при минимальных затратах может месяцами висеть в воздухе.
В американском проекте крылья самолетика - солнечные батареи, сделанные из легкой и эластичной пленки. Двигатель - электромотор. Только он способен чутко реагировать на изменение режимов полета. Не нужны сложные и тяжелые редукторы. Где надо добавит мощности. Где не надо - сэкономит ее.
"Пафнутий" взмахнул крыльями и полетел...
Конструктор берет в руки планер. Размахивается - и машина взмывает в воздух, взмахивая крыльями. Набор высоты, петля, зависание в воздухе. Это первый прототип махолета "Пафнутий Львович" (так звали прадеда Владимира Куманина - великого русского математика Пафнутия Львовича Чебышёва, известного изобретателя шагающих машин и разработчика математического раскроя одежды). Теперь Куманин хочет сделать этот полет управляемым не по радио, а пилотом - человеком.
Дмитрий Литовкин
фотографии по ссылке
Летать как птица, взмахнуть крыльями и победить земное притяжение, свободно взмыть в небо и покорить воздушный океан. Об этом всегда мечтал человек. Мечтал, но не мог преодолеть земное притяжение. Для авиаконструктора Владимира Куманина этот миф стал делом всей жизни. Он не фантаст и не безумец. Он - изобретатель, доказывающий, что человек способен не просто летать, а летать как птица в небе. "Известия" познакомились с конструктором первых российских махолетов и выяснили, для чего они могут применяться.
В маленькой, давно не ремонтированной московской квартире Куманин творит чудеса. Открывается картонная коробка, и из нее... вылетает самолетик. Описав дугу, сделав фигуру высшего пилотажа, он плавно приземляется. В коробке - катапульта. Такая же, как и на современных американских авианосцах.
- Делаю подарок внучке, - как бы между делом говорит мастер. - Я всегда моделировал самолеты. Был одним из четырех первых авиамоделистов страны, получивших звание мастера спорта СССР и почетную грамоту самого маршала Семена Буденного за выдающиеся достижения в области авиастроения.
30-е годы. Будущий авиаконструктор Куманин (второй слева)Как и для многих советских мальчишек, его путь в авиацию начался с авиамоделизма. Он не стал пилотом, зато работал практически во всех авиационных конструкторских бюро - делал летающие модели крылатых ракет в КБ Лавочкина, разрабатывал стратегический бомбардировщик в КБ Цыбина "НМ-3", высотный разведчик КБ Мясищева Ми-17 ("Геофизика"), динамически подобную летающую модель яковлевского спортивного самолета Як-52 и разработал концепцию беспилотного разведчика "Пчела", поставленного на вооружение нашей армии, работал над прототипом перспективного фронтового истребителя с обратной стреловидностью крыла Су-47 "Беркут".
- Пока машина появится в металле, пройдет 5-10 лет, - объясняет Куманин. - А конструкторам уже через год необходимо знать, на правильном ли они пути. Аэродинамические характеристики сегодня неплохо рассчитываются и уточняются путем продувок в аэродинамических трубах, а вот сваливание и управляемость на больших углах изучать на готовом самолете поздновато, может привести к катастрофе. Вот я и моделировал их самолеты, проектируя и строя динамически подобные летающие модели с дистанционном управлением.
Почетная грамота от самого маршала Семена БуденногоКак и у всякого конструктора, у Куманина есть мечта: побороть земное притяжение не с помощью поршневого или реактивного двигателя, а взмахом крыла, свободно оттолкнувшись от земли подняться в небо.
- В этом стремлении я не одинок, - признается он. - На заре авиации махолеты развивались одновременно с винтовой авиацией. В СССР с 50-х годов многие искали решение проблемы машущего - птичьего полета. При ДОСААФ был даже комитет махолетчиков. Но в итоге они проиграли винтовой авиации: уж больно высоки нагрузки были в шарнирах, а материал для изготовления махолетов был тяжел.
В 70-х годах, как только в авиации стали применять композиционные материалы и новые источники энергии, интерес к машущему полету возобновился. Была популярна идея, что подобные самолеты смогут уничтожать висящие на большой высоте аэростаты-разведчики. Как ни странно, но "орнитоплан", в отличие от обычных или беспилотных реактивных самолетов, производит меньше шума. С земли его легко принять за птицу.
- Когда я работал в КБ "Сухого", тогдашний генеральный конструктор, создатель легендарного Су-27 Михаил Симонов держал целый отдел махолетчиков, - вспоминает Куманин. - Каждый день я наблюдал, как они выкатывали на Ходынское поле Москвы свой махолет. Хлопали крыльями, но в небо не поднялись. Обидно было. Я знал, как оторваться, но помочь не мог. Михаил Петрович Симонов был очень властным человеком и не терпел, когда кто-то лез не в свои вопросы, мог и уволить...
Зачем нужна птица-разведчик
"Махолет, или, как его научно называют, орнитоптер, - летательный аппарат, движителем которого является машущее крыло", - приводит цитату самого же Куманина известная в интернете энциклопедия "Википедия". Полной теории машущего полета не существует. Сейчас самостоятельно летают только беспилотные махолеты. Ни один из построенных махолетов с человеком на борту не взлетел. Махолет, приводимый в движение только мускульной силой человека, не способен взлететь в принципе из-за низкой энерговооруженности. Если оснастить махолет двигателем 10-15 л.с., шасси типа нога кузнечика, то махолет станет одним из самых распространенных летательных аппаратов. Но это фантастика! В реальности - совсем другое.
Американцы не первый год моделируют беспилотный летательный аппарат с машущим крылом для ведения высотной разведки. В Пентагоне на этот счет есть специальная программа. Канадцы строят аппарат, способный поднять силой машущего крыла человека в небо.
- Беспилотные летательные аппараты-разведчики - самое перспективное направление современного авиастроения, - поделился соображениями с "Известиями" один из конструкторов. - Висит такой самолетик в небе. Передает на землю разведывательную информацию, а может нести и ударные системы вооружений. Но есть проблемы в разряженных слоях атмосферы - здесь реактивный двигатель мало эффективен. На больших высотах лучше летать как птица, размахивая крыльями. Такой аппарат при минимальных затратах может месяцами висеть в воздухе.
В американском проекте крылья самолетика - солнечные батареи, сделанные из легкой и эластичной пленки. Двигатель - электромотор. Только он способен чутко реагировать на изменение режимов полета. Не нужны сложные и тяжелые редукторы. Где надо добавит мощности. Где не надо - сэкономит ее.
"Пафнутий" взмахнул крыльями и полетел...
Конструктор берет в руки планер. Размахивается - и машина взмывает в воздух, взмахивая крыльями. Набор высоты, петля, зависание в воздухе. Это первый прототип махолета "Пафнутий Львович" (так звали прадеда Владимира Куманина - великого русского математика Пафнутия Львовича Чебышёва, известного изобретателя шагающих машин и разработчика математического раскроя одежды). Теперь Куманин хочет сделать этот полет управляемым не по радио, а пилотом - человеком.