Вход

Просмотр полной версии : Вопрос про Ла-5/Ла-5Ф/Ла-5ФН



Lt.AK
20.06.2002, 07:53
использовались ли РСы на Ла? Если да то стандарт или полевая модификация? А то все мои источники только бомбы упоминают.

Igor_R
20.06.2002, 10:00
Если мне не изменяет память, то с 42 года РС-ы на истребители ставить перестали. Основная причина - снижение скорости от направляющих РС...

deCore
09.02.2004, 07:42
Поднимаю тему движим слегка другим вопросом.

Кто что знает о количестве/периодах производства модификаций Ла-5?

Вроде Ла5 стали строить сразу. Но в каких количествах и где?

Ла-5Ф. Двигатель форсировали осенью 42. А как с его производством? Форсировали ли "стандартные" М-82 на заводах/в частях?

Если модификация Ла-5 ФН пошла в серию в марте 43, то почему за весь 43 год ее было построено всего тысяча штук?

Вобщем, кто что знает/думает высказывайтесь пожалуйста.

SL PAK
09.02.2004, 08:36
Использовали ли РС (БРС) против кораблей? (1941-1945)

Sokol
09.02.2004, 08:58
Originally posted by deCore

Ла-5Ф. Двигатель форсировали осенью 42. А как с его производством? Форсировали ли "стандартные" М-82 на заводах/в частях?

Скорее всего нет, не форсировали. Но то что на старых лавках (тех, которые с гаргротом по типу ЛаГГ-3) ставили М-82Ф - это факт. На некоторых после ремонта или плановой замены двигателя по выработке ресурса, на некоторых поздних сериях возможно изначально ставили М-82Ф.

Sokol
09.02.2004, 09:10
Пример такой "Лавки":

deCore
09.02.2004, 09:46
Ну, Ла-5 с М-82Ф на ЛаГГовском планере было выпущено много.
Интересно, выпускалась ли модификация М-82Ф параллельно с М-82? ИМХО, врядли. Соответственно, с декабря 1942 Ла должны были выпускаться с М-82Ф поголовно. Запас планеров ЛаГГа + налаженное их производство на заводах это понятно. Но двигатели М-82 (не Ф) взять-то негде...

Кстати, интересная диаграмма высотности (http://www.s-m-b.ru/fb/BOOK/174.jpg) у М-82Ф. 1750 лошадей на 1000м. Номинал (форсажа нет).

Alexander =SF=Krogoth
09.02.2004, 17:12
Originally posted by SL PAK
Использовали ли РС (БРС) против кораблей? (1941-1945)
Да, использовали. У Голубева в главе о Ханко подробно описывается успешная атака РС-82 с И-16 на сторожевик противника с явным указанием, что для подобных атак было принято устанавливать их на контактный взрыв.
А вот БРС скорее всего вообще не использовались, а если и использовались, то без особого успеха. Входное отверстие, пробиваемое этим боеприпасом в корпусе, ничтожно мало и заделывается без особых проблем, большие объемы внешних отсеков являются эффективнейшей камерой расширения, так что в отличие от танка, эффективность БРС в применении к кораблю стремится к нулю.

Bogun
09.02.2004, 17:46
Здесь небольшая timeline.

Пожалуйста, поправте/пополните если есть инфо.
----------
May, 1941 – M-82 tests completed, engine goes to production.
March, 1942 - LaGG-3 M-82 - First flight.
April-May, 1942 - Production of M-82A begins on Perm engine factory.
March-May, 1942 - tests in NII VVS and LII. LaGG-5 production begins.
December, 1942 - First M-82F engines fitted into production La-5 (not La-5F).
December, 1942 - La-5F (M-82F engine) production begin.
September-October, 1942 - Tests of Tu-2 with M-82NV engines.
December, 1942 – Tests of La-5 with M-82NV engine completed.
December, 1942 – M-82NV (direct fuel injection) dev. sample engine tests completed.
December, 1942 – M-82F engine goes to production. “Take-off” regime becomes “nominal”.
Early 1943 - Last M-82F powered La-5F delivered.
March-April, 1943 – First series of La-5FN (with М-82FNV engine).
May-June, 1943 – Name of the engine officialy changed to M-82FN.
April, 1944 - Name of the engine changed to ASh-82FN, in honor of its General Designer.
June, 1944 - One of the first La-7 with ASh-82FNV engine modified as La-7TK (with turbocharger installed).
September-November, 1944- Rechlyn tests by Hans-Werner Lerhe of La-5FN with M-82FNV engine captured at Gross-Schimanen airfield. Test report is dated March 20, 1945.

Archer01
10.02.2004, 01:03
"Новый истребитель И-185 конструкторское бюро Поликарпова создало еще до начала войны. еще не полностью доведенная машина показала скорость 680 км/ч- что примерно на 100 км/ч выше чем у любого истребителя люфтвафе. После длительных испытаний стало ясно, что И-185 - лучший истребитель в мире. Причем подчеркивалось, что возможности конструкции полностью не исчерпаны и ее можно улучшить. К такому же выводу пришли летчики, проверившие самолет в боевых условиях на Калининском фронте. Они писали, что И-185 обладает подавляющим превосходством над любым истребителем того времени.
Мощный двигатель давал машине большие приемущества даже по сравнению с легкими истребителями с двигателями жидкостного охлаждения (удельная мощность примерно в 1,5 раза больше чем у Як-1). Она отличалась исключительной маневренностью, особенно на вертикалях.
Но по причинам не зависящим от КБ, самолет в серию попасть не успел. Между тем в начале войны моторостроительные заводы заводы производили 40% двигателей с воздушным охлаждением, предназначенных для установки в основном на И-185. Задержка с выпуском истребителя привела к тому, что авиационных моторов не хватало, а двигатели с воздушным охлаждением шли на склад.
Чтобы как-то выйти из создавшегося положения, Наркомат авиационной промышленности предложил Поликарпову передать чертежи силовой установки И-185 конструкторским бюро А.С.Лавочкина, А.И.Микояна, А.С.Яковлева. В конце 1942 года ими на основе уже выпускавшихся машин были созданы три истребителя. Истребитель КБ Микояна Миг-9 оказался тяжелым, Яковлев поставил полученный двигатель на Як-7. В целом машина была удачной, но самолет требовал доводки. Лавочкин установил двигатель на уже снятый с производства ЛаГГ-3. Истребитель получил индекс ЛаГГ-5, впоследствии Ла-5. С учетом перегруженности заводов выпускавших "яки", было принято решение приступить к выпуску ЛаГГ-5. Этот истребитель в отличае от И-185 не был спроектирован специально под двигатель с воздушным охлаждением, поэтому он не развивал большой скорости и имел меньшую бомбовую нагрузку. Лучшими характеристиками отличался истребитель Ла-5ФН с мотором имевшим непосредственный впрыск топлива. При такой же горизонтальной скорости как истребители люфтвафе он превосходил их в вертикальном маневре. Ла-7 имел лучшую аэродинамику и смог достич скорости 680 км/ч."

Polar
10.02.2004, 08:10
Originally posted by deCore
Ну, Ла-5 с М-82Ф на ЛаГГовском планере было выпущено много.
Интересно, выпускалась ли модификация М-82Ф параллельно с М-82? ИМХО, врядли. Соответственно, с декабря 1942 Ла должны были выпускаться с М-82Ф поголовно.
Ну, Ла-5Ф госиспытания прошел только в январе 43-го. Так что вряд ли он пошел в серию в денкабре.


Originally posted by deCore
Запас планеров ЛаГГа + налаженное их производство на заводах это понятно. Но двигатели М-82 (не Ф) взять-то негде...

Есть мнение, что были значительные запасы как раз М-82.
Самый главный вопрос: старый фюзеляж+М-82Ф выпускался под обозначением Ла-5Ф или как Ла-5?

Polar
10.02.2004, 08:12
Originally posted by deCore
Если модификация Ла-5 ФН пошла в серию в марте 43, то почему за весь 43 год ее было построено всего тысяча штук?

Опять так, есть мнение, что Ла-5ФН не заменял Ла-5Ф на ковейре, что эти две модификации выпускались параллельно.

deCore
10.02.2004, 19:51
Originally posted by Polar
Опять так, есть мнение, что Ла-5ФН не заменял Ла-5Ф на ковейре, что эти две модификации выпускались параллельно.
Под него строился новый завод? Какой?
Если нет, то в ущерб какому самолету он выпускался?...

deCore
10.02.2004, 20:11
Originally posted by Polar
Ну, Ла-5Ф госиспытания прошел только в январе 43-го. Так что вряд ли он пошел в серию в денкабре.
А Лавочкину обязательно нужны были госиспытания, чтобы заменить двигатель его новой модификацией?

Тычем пальцем (первое что попалось): Як7А
Самолет был модифицирован в конце 1941 г. и проходил совместные испытания (заводские и государственные) с 16 января по 22 февраля 1942 г. на заводе N 153.
...
Як-7А выпускался на заводе N153 в январе-мае 1942 г.
То есть, Яковлев, конечно не Лавочкин, но практика такая была.
Вообще, вностить отдельные изменения в конструкцию по ходу дела от серии к серии было делом обычным.


Originally posted by Polar
Есть мнение, что были значительные запасы как раз М-82.
А вот это, как раз может быть. Знать бы еще эти запасы. :)
Цифры какие-нибудь есть?


Originally posted by Polar
Самый главный вопрос: старый фюзеляж+М-82Ф выпускался под обозначением Ла-5Ф или как Ла-5?
Ла5Ф:
Задел планеров ЛаГГ-3 был достаточно большим, даже многие Ла-5Ф изначально строились как ЛаГГи. Большой задел не позволял улучшить обзор назад. (не знаю, откуда airwar это перепечатал)

Но это, разумеется не говорит о том, что не было Ла5 с М-82Ф.

Хотя, главные черты Ла5Ф, это:
1. Двигатель М-82Ф.
2. 3 бака.
остальные изменения в конструкции (планера) были не во всех Ла-5Ф.

Так что понять, где кончается Ла-5 и начинается Ла-5Ф довольно трудно. :)

deCore
12.02.2004, 15:22
Originally posted by Polar
Есть мнение, что были значительные запасы как раз М-82.
А, впрочем, что-то у меня есть смутные сомнения на этот счет. Где инфа про запасы М-82?

bobby
12.02.2004, 16:30
Вообще в "Советском самолетостроении" в разных главах постоянно упоминается, что моторостроители не успевали за выпуском истребителей. Так что про большие запасы это действительно сомнительно. Тут цифры нужны :)
А еще удивительно другое, откуда вообще взялся этот мотор :). На какой самолет его планировалось поставить в 41 году, что он был запущен в серию.

LeR19_Borg
12.02.2004, 16:33
Этот мотор ставили на Су-2

deCore
12.02.2004, 17:21
Archer01 выше по топику привел цитату откуда-то (не указал источник). Но эта цитата мне сомнительна- никто не стал бы выпускать на гора движки к незапущенному в серию агрегату.
Тем более, то И-185 все-же не под М-82 проектировался а под М-71, с большим миделем. Под М-82 он был переделан.

Су-2 же было выпущено 500 штук. Зачем делать запасы М-82 под единственный, да и тот не массовый, самолет- мне лично непонятно...

Polar
12.02.2004, 20:26
Originally posted by bobby
Вообще в "Советском самолетостроении" в разных главах постоянно упоминается, что моторостроители не успевали за выпуском истребителей. Так что про большие запасы это действительно сомнительно. Тут цифры нужны :)
А еще удивительно другое, откуда вообще взялся этот мотор :). На какой самолет его планировалось поставить в 41 году, что он был запущен в серию.
А тут вообще замечательная, чисто отечественная история.
См. "Самолетостроение в СССР", стр. 179.
А вкратце вот (это из "Ла-5" серии "война в воздухе")

Все три запущенных в серию предвоенных советских истребителя. Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3, имели двигатели водяного охлаждения. Нет необходимости останавливаться на причинах такого выбора, важно отметить, что в двигателях водяного охлаждения авиапром испытывал недостаток (яркое свидетельство - прекращение производства МиГ-3 в пользу Ил-2), в то время как «звезды» воздушного охлаждения M-82 в буквальном смысле было некуда девать. Выпуск разработанных под этот двигатель бомбардировщиков Су-2 и Ту-2 собирались прекращать (массовое производство Ту-2 еще и не начиналось). Секретарю пермского обкома партии Н.И.Гусарову, выпускнику МАИ, удалось «пробить» наверху решение заказать под М-82 варианты истребителей МиГ, Як и ЛаГГ. Двигатель М-82 является одним из наиболее удачных моторов воздушного охлаждения, созданных в годы второй мировой войны; всего было построено 71 000 моторов 22 модификаций.

Ну а ранее Гусарову удалось "пробить" решение о запуске его в Перми в серию.

Polar
12.02.2004, 20:43
Ладно, главный вопрос - сколько каких модификаций было выпущено.
Если посмотреть в то же "Самолетостроение...", превратившееся у нас чуть не в Библию (ИМХО, не совсем заслуженно), то там на стр. 235 вы увидите, что большая часть выпущенных самолетов была Ла-5. Даже в 1944 году.
В принципе, такая же табличка повторяется в книге Якубовича "Самолеты Лавочкина".
Посмотрел я в нее внимательно, удивился....но понял - табличка эта - полная хренотень.
Там указывается, что ГАЗ № 21 не выпускал Ла-5ФН! Вообще!
Но это полная, повторюсь, ерунда.
Головной 21 завод выпустил как раз большую часть Ла-5ФН.
Вот так вот:confused:

Polar
12.02.2004, 20:45
Теперь по поводу даты выпуска.
Действительно, первые Ла-5 (то есть со "старым" фонарем и гаргротом) с М-82Ф в серии с декабря 1942.
Ла-5Ф со срезанным гаргротом - с марта 1943.
Ла-5ФН - аналогично в марте 43-го.

Тридцать третий
12.02.2004, 23:00
Originally posted by bobby
Вообще в "Советском самолетостроении" в разных главах постоянно упоминается, что моторостроители не успевали за выпуском истребителей. Так что про большие запасы это действительно сомнительно. Тут цифры нужны :)
А еще удивительно другое, откуда вообще взялся этот мотор :). На какой самолет его планировалось поставить в 41 году, что он был запущен в серию.
Для Ту2 его делали. А потом для Лавок он подошел, да так хорошо, что Ту2 только в 44 запустили в большие серии.

bobby
13.02.2004, 17:00
Все это вторичные измышления! Гос испытания М82 прошел весной 41 года и был направлен в серию. В это время ни один из известных самолетов проектировался под этот двигатель. Су2 это М88, какоето количество было сделано с двигателем М82. Единственное, что приходит в голову это МиГ-9, задание на который было дано так же весной 41 года. Все остальные самолеты под М82 не планировали переделывать. Ту-2 планировался под рядные движки, это потом его переделали по приказу сверху. Точнее переделали его успешно только Лавочкин и Туполев, остальные работали только для галочки или просто не смогли этого сделать. Но все эти переделки начались в районе лета 41 года, когда оказалось что эти моторы не на что ставить. От выпуска чего отказались летом 41, только Су-2?

deCore
13.02.2004, 17:36
Originally posted by Polar
Ладно, главный вопрос - сколько каких модификаций было выпущено.
Согласен. Позовите badger'а :)


Originally posted by Polar
Если посмотреть в то же "Самолетостроение...", превратившееся у нас чуть не в Библию (ИМХО, не совсем заслуженно), то там на стр. 235 вы увидите, что большая часть выпущенных самолетов была Ла-5. Даже в 1944 году.

"Ох уж это сказки..." Во многих книгах, почему-то любой Ла-5 (Ф, ФН) называется просто "Ла-5". Может в этом причина?

Polar
15.02.2004, 22:56
Originally posted by bobby
Все это вторичные измышления! Гос испытания М82 прошел весной 41 года и был направлен в серию. В это время ни один из известных самолетов проектировался под этот двигатель. Су2 это М88, какоето количество было сделано с двигателем М82. Единственное, что приходит в голову это МиГ-9, задание на который было дано так же весной 41 года. Все остальные самолеты под М82 не планировали переделывать. Ту-2 планировался под рядные движки, это потом его переделали по приказу сверху. Точнее переделали его успешно только Лавочкин и Туполев, остальные работали только для галочки или просто не смогли этого сделать. Но все эти переделки начались в районе лета 41 года, когда оказалось что эти моторы не на что ставить. От выпуска чего отказались летом 41, только Су-2?
Гм...
КБ Шевцова сидело на серийном пермском заводе, выпускавшем М-62.
М-82 был создан в инициативном порядке. Прошел госиспытания в 1940-м году.
Но по решению НКАП вместо М-62 завод переводился на выпуск АМ-35.
Секретарь Пермского обкома Гусаров направил протест в ЦК, напирая на высокие характеристики М-82.
Двигатель вторично прошел госы весной 1941 года, решение по переводу пермского завода на АМ-35 было отменено.
Но поскольку в высоких инстанциях выпуск М-82 не планировался заранее, то и самолеты под него не проектировались.
Ввиду таких вывертов "незаконнорожденный" М-82 потом и пытались поставить куда ни попадя - на МиГ-3 и Як-7, на ЛаГГ-3 и Ту-2, на Пе-2 и Пе-8, на Ил-2 и И-185...
Список можно продолжать.

Polar
15.02.2004, 22:59
Originally posted by deCore
"Ох уж это сказки..." Во многих книгах, почему-то любой Ла-5 (Ф, ФН) называется просто "Ла-5". Может в этом причина?
Да понятно, что 3503 выпущенных ГАЗ № 21 в 1944 г "Ла-5" имели на капоте буковки "Ф" или "ФН".
Другой вопрос, как их считать...в том же 43-м.