Bl@ck
18.06.2002, 12:40
С ЗАДАНИЯ НЕ ВЕРНУЛСЯ
Клавдия Яковлевна Карабут с волнением подает мне дорогую для нее папку с бумагами. В этой папке она бережно хранит письма фронтовой поры, разные документы, фотографии ее мужа —- Ивана Лаврентьевича Карабута. Здесь же и сшив украинской газеты «Зоря», в которой напечатана повесть «Крилати корабли» о подвигах военного летчика Ивана Карабута.
Вот у меня на руках копия наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза командиру эскадрильи 7-го гвардейского ордена Ленина штурмового авиаполка гвардии капитану Ивану Лаврентьевичу Карабуту.
Год рождения — 1914, украинец, член ВКП(б) с 1941 года. В Отечественной войне участвует с 29 июля 1941 года.
А отсутствующие в наградном листе данные довоенной биографии летчика таковы.
После окончания ФЗУ работал токарем на заводе, а затем, по призыву комсомола, пошел учиться в Батайскую летную школу. Окончив ее, работал в сельхозавиации, доставлял на воздушном лайнере пассажиров из Ташкента в Алма-Ату и обратно. И вот начавшаяся война пересаживает полота гражданской авиации за штурвал боевого самолета.
ПЕРВОЕ БОЕВОЕ ЗАДАНИЕ
Самолет нагружен сотнями килограммов бомб.
— Взлетите, не много ли груза? — беспокоился командир.«Есть о чем беспокоиться? — подумал летчик. — В «гражданке» всегда до отказа нагружал машину. Не впервые!».
И он сказал командиру:
— Можно еще подвесить...
Свое первое боевое задание младший лейтенант Карабут выполнил успешно. Своими бомбами он точно накрыл двигавшуюся по дороге колонну фашистских автомашин вперемежку с танками и пехотой. Успех окрылил. Овладев за короткое время высокой техникой пилотирования, он стал выполнять самые сложные и ответственные задания.
Еще несколько месяцев назад был Карабут простым летчиком, а стал лучшим разведчиком полка. Когда в пургу ни один самолет не мог найти врага, посылали его. Знали: он разыщет нужную цель, у него глаз зорче, рука тверже. И вскоре на груди у летчика заблестел первый орден Красного Знамени, а затем орден Отечественнойвойны. Немного спустя, получил он и второй орден Красного Знамени.
КОМАНДИР ЭСКАДРИЛЬИ
Когда встал вопрос, кем заменить ушедшего на повышение командира эскадрильи, товарищи указали на Ивана Карабута,
Летом 1943 года после тщательной и всесторонней подготовки полк принял участие в операции по прорыву «Голубой линии» —так называли немцы свой сильно укрепленный рубеж обороны на Таманском полуострове. На этом участке фронта противник сосредоточил большое количество зениток. День и ночь самолеты полка висели над оборонительными линиями противника, переправами. Несмотря на сложные условия полетов, комэск Иван Карабут успешно водил большие группы самолетов на штурмовку. Иногда в таких группах насчитывалось 45—50 экипажей.
Так, 5 сентября 1943 года он трижды водил самолеты на уничтожение скопления вражеских войск и техники на переправе через реку Донец, в районе Каховки. В результате бомбежки уничтожено до 15 автомашин, 3 танка, свыше 50 вражеских солдат и офицеров.
Армейский комиссар I ранга Запорожец, лично наблюдая действия групп самолетов, послал на имя командира полка телеграмму: «За боевые действия летчиков над Каховкой — объявляю благодарность».
Действовал иногда Иван Карабут и одиночным экипажем, как «охотник», без прикрытия истребителей, и всегда наносил врагу ощутимый урон. Так, однажды в схватке с тремя немецкими истребителями «Ме-109» —«худыми», как называли их наши летчики, он сбил два из них, а на третьего не хватило ни боеприпасов, ни горючего. Спасая свой «Ил-2», пришлось посадить его на поле. Подоспевшие немецкие самолеты решили расправиться с советским асом на земле, поливая его свинцом из скорострельных «эрликонов». И только благодаря помощи товарищей Карабут остался жив. Приехавшая в этот день на встречу с Иваном жена Клавдия попросила его:
- Ваня, ты и так уже много повоевал, просись в академию, может, живой останешься.
Если мы сейчас все начнем учиться, — ответил Иван жене, — то кто тогда будет бить фашистов?
Автор книги «Готовность номер один» Герой Советского Союза полковник П. Сивков описывает курьезный случай, который произошел с комэском Иваном Карабутом. Комэск вел группу
амолетов для удара по немецким танкам, которые сосредоточились на западном склоне высотки для удара по нашему переднему краю. И вдруг в эфире голос: «Оптика-11», «Оптика-12»! Бить по танкам не нужно. Это танки наши. Задание отменяется. Идите домой!..».
«Уж очень чистый звенящий звук, — подумал Иван Карабут, — все наши рации хрипят, как при простуженном горле»,
И комэск рискнул. Бомбы летят прямо в цель. На поле боя появляются черные столбы дыма...
- Товарищ гвардии майор! — громче обычного докладывал потом Иван Карабут. - - Задание выполнено!—И уже с ноткой неуверенности в голосе:
— Какая-то команда подозрительная была об отмене удара по танкам...
Командир полка, будто не заметив сомнения Ивана, говорит ему:
— На команду надейся, а сам не плошай. Голову свою на плечах, как видишь, тоже иметь неплохо...
Много потом еще совершил Иван Карабут боевых вылетов, как личных, так и групповых на штурмовку мотомехколони, бомбардировал вражеские переправы, позиции и объекты. Большой урон врагу был нанесен в районе, станции Моздок у станицы Крымской, на участке Зеленый Гай.
На начало 1944 года Иван Карабут - совершил 215 боевых вылетов. Вот далеко не полный счет его боевых результатов:
уничтожены шесть самолетов и тридцать танков противника, разбомблен вражеский эшелон. Более 500 гитлеровцев сложили свои головы под бомбами и пулеметами эскадрильи Ивана Карабута.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года Ивану Карабуту за высокие образцы мужества и отваги, за успешно совершенные лично боевые вылеты присвоено звание Героя Советского Союза.
ПОСЛЕДНИЙ БОИ
«Штурман полка гвардии капитан Карабут Иван Лаврентьевич 3 сентября 1944 года при выполнении боевого задания в районе зап. Окр. Дворске, что в 10 километрах восточное Остроленка, по штурмовке артпозиций противника при отходе от цели подбит МЗА в районе Усник. Сел вынужденно. Место нахождения самолета и экипажа установить не удалось».
(Из книги учета безвозвратных потерь личного состава 7-го гвардейского авиаполка за 1941— 1945 гг.).
Прошло 47 лет, но судьба И. Л. Карабута и поныне неизвестна.ивет в нашем городе.
Может быть, еще не поздно исправить эту несправедливость в отношении героя-земляка? Ведь новые документы, сведения о войне находят и сейчас.
Борис ЕРЕМЕНКО “... Люблю Отечество моё...”
Клавдия Яковлевна Карабут с волнением подает мне дорогую для нее папку с бумагами. В этой папке она бережно хранит письма фронтовой поры, разные документы, фотографии ее мужа —- Ивана Лаврентьевича Карабута. Здесь же и сшив украинской газеты «Зоря», в которой напечатана повесть «Крилати корабли» о подвигах военного летчика Ивана Карабута.
Вот у меня на руках копия наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза командиру эскадрильи 7-го гвардейского ордена Ленина штурмового авиаполка гвардии капитану Ивану Лаврентьевичу Карабуту.
Год рождения — 1914, украинец, член ВКП(б) с 1941 года. В Отечественной войне участвует с 29 июля 1941 года.
А отсутствующие в наградном листе данные довоенной биографии летчика таковы.
После окончания ФЗУ работал токарем на заводе, а затем, по призыву комсомола, пошел учиться в Батайскую летную школу. Окончив ее, работал в сельхозавиации, доставлял на воздушном лайнере пассажиров из Ташкента в Алма-Ату и обратно. И вот начавшаяся война пересаживает полота гражданской авиации за штурвал боевого самолета.
ПЕРВОЕ БОЕВОЕ ЗАДАНИЕ
Самолет нагружен сотнями килограммов бомб.
— Взлетите, не много ли груза? — беспокоился командир.«Есть о чем беспокоиться? — подумал летчик. — В «гражданке» всегда до отказа нагружал машину. Не впервые!».
И он сказал командиру:
— Можно еще подвесить...
Свое первое боевое задание младший лейтенант Карабут выполнил успешно. Своими бомбами он точно накрыл двигавшуюся по дороге колонну фашистских автомашин вперемежку с танками и пехотой. Успех окрылил. Овладев за короткое время высокой техникой пилотирования, он стал выполнять самые сложные и ответственные задания.
Еще несколько месяцев назад был Карабут простым летчиком, а стал лучшим разведчиком полка. Когда в пургу ни один самолет не мог найти врага, посылали его. Знали: он разыщет нужную цель, у него глаз зорче, рука тверже. И вскоре на груди у летчика заблестел первый орден Красного Знамени, а затем орден Отечественнойвойны. Немного спустя, получил он и второй орден Красного Знамени.
КОМАНДИР ЭСКАДРИЛЬИ
Когда встал вопрос, кем заменить ушедшего на повышение командира эскадрильи, товарищи указали на Ивана Карабута,
Летом 1943 года после тщательной и всесторонней подготовки полк принял участие в операции по прорыву «Голубой линии» —так называли немцы свой сильно укрепленный рубеж обороны на Таманском полуострове. На этом участке фронта противник сосредоточил большое количество зениток. День и ночь самолеты полка висели над оборонительными линиями противника, переправами. Несмотря на сложные условия полетов, комэск Иван Карабут успешно водил большие группы самолетов на штурмовку. Иногда в таких группах насчитывалось 45—50 экипажей.
Так, 5 сентября 1943 года он трижды водил самолеты на уничтожение скопления вражеских войск и техники на переправе через реку Донец, в районе Каховки. В результате бомбежки уничтожено до 15 автомашин, 3 танка, свыше 50 вражеских солдат и офицеров.
Армейский комиссар I ранга Запорожец, лично наблюдая действия групп самолетов, послал на имя командира полка телеграмму: «За боевые действия летчиков над Каховкой — объявляю благодарность».
Действовал иногда Иван Карабут и одиночным экипажем, как «охотник», без прикрытия истребителей, и всегда наносил врагу ощутимый урон. Так, однажды в схватке с тремя немецкими истребителями «Ме-109» —«худыми», как называли их наши летчики, он сбил два из них, а на третьего не хватило ни боеприпасов, ни горючего. Спасая свой «Ил-2», пришлось посадить его на поле. Подоспевшие немецкие самолеты решили расправиться с советским асом на земле, поливая его свинцом из скорострельных «эрликонов». И только благодаря помощи товарищей Карабут остался жив. Приехавшая в этот день на встречу с Иваном жена Клавдия попросила его:
- Ваня, ты и так уже много повоевал, просись в академию, может, живой останешься.
Если мы сейчас все начнем учиться, — ответил Иван жене, — то кто тогда будет бить фашистов?
Автор книги «Готовность номер один» Герой Советского Союза полковник П. Сивков описывает курьезный случай, который произошел с комэском Иваном Карабутом. Комэск вел группу
амолетов для удара по немецким танкам, которые сосредоточились на западном склоне высотки для удара по нашему переднему краю. И вдруг в эфире голос: «Оптика-11», «Оптика-12»! Бить по танкам не нужно. Это танки наши. Задание отменяется. Идите домой!..».
«Уж очень чистый звенящий звук, — подумал Иван Карабут, — все наши рации хрипят, как при простуженном горле»,
И комэск рискнул. Бомбы летят прямо в цель. На поле боя появляются черные столбы дыма...
- Товарищ гвардии майор! — громче обычного докладывал потом Иван Карабут. - - Задание выполнено!—И уже с ноткой неуверенности в голосе:
— Какая-то команда подозрительная была об отмене удара по танкам...
Командир полка, будто не заметив сомнения Ивана, говорит ему:
— На команду надейся, а сам не плошай. Голову свою на плечах, как видишь, тоже иметь неплохо...
Много потом еще совершил Иван Карабут боевых вылетов, как личных, так и групповых на штурмовку мотомехколони, бомбардировал вражеские переправы, позиции и объекты. Большой урон врагу был нанесен в районе, станции Моздок у станицы Крымской, на участке Зеленый Гай.
На начало 1944 года Иван Карабут - совершил 215 боевых вылетов. Вот далеко не полный счет его боевых результатов:
уничтожены шесть самолетов и тридцать танков противника, разбомблен вражеский эшелон. Более 500 гитлеровцев сложили свои головы под бомбами и пулеметами эскадрильи Ивана Карабута.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года Ивану Карабуту за высокие образцы мужества и отваги, за успешно совершенные лично боевые вылеты присвоено звание Героя Советского Союза.
ПОСЛЕДНИЙ БОИ
«Штурман полка гвардии капитан Карабут Иван Лаврентьевич 3 сентября 1944 года при выполнении боевого задания в районе зап. Окр. Дворске, что в 10 километрах восточное Остроленка, по штурмовке артпозиций противника при отходе от цели подбит МЗА в районе Усник. Сел вынужденно. Место нахождения самолета и экипажа установить не удалось».
(Из книги учета безвозвратных потерь личного состава 7-го гвардейского авиаполка за 1941— 1945 гг.).
Прошло 47 лет, но судьба И. Л. Карабута и поныне неизвестна.ивет в нашем городе.
Может быть, еще не поздно исправить эту несправедливость в отношении героя-земляка? Ведь новые документы, сведения о войне находят и сейчас.
Борис ЕРЕМЕНКО “... Люблю Отечество моё...”