kmet
27.01.2009, 10:04
27.01.2009
ИА "Росбалт - Бизнес"
"Российских беспилотников нет"
Более выше 200 беспилотников будут продемонстрированы на выставке «Беспилотные многоцелевые комплексы», которая пройдет 27-29 января в Москве. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) становятся одними из главных героев современных войн. Американская армия активно использует их в Афганистане и Ираке. В то же время российская армия испытывала острый дефицит в БПЛА во время пятидневной войны в Южной Осетии. О проблемах производства российских беспилотных летательных аппаратов «Росбалту» рассказал конструктор, генеральный директор компании «2Т-Инжиниринг» Игорь Табачук.
- Игорь Сергеевич, недавно в СМИ появилась информация о том, что Минобороны РФ собирается закупать израильские беспилотные летательные аппараты. При этом сообщается, что российские беспилотники ничуть не хуже, а стоят в 6 раз дешевле. Так ли это? Что можно сейчас сказать о российских БПЛА?
- Де факто российских беспилотников нет. Разговоры о полуфабрикатах – это не разговоры о беспилотниках. Почему я говорю «полуфабрикаты»? К любому техническому устройству существуют нормативные документы. Они регламентируют технические требования, условия эксплуатации, требования к персоналу… Беспилотник — это летательный аппарат, который может врезаться в другой самолет, может упасть на нефтяную скважину, завод, город. А в России нет нормативных требований ни к людям, которые будут эксплуатировать беспилотники, ни к самим летательным аппаратам.
- То есть даже если мы закупаем израильские БПЛА, мы не можем их эксплуатировать?
- В мирных целях – нет. В условиях войны нормативная документация отпадает.
- Но даже если предположить, что есть правила, считается, что Россия отстает от того же Израиля в авионике. Не получается ли, что зарубежные БПЛА в любом случае лучше?
- Это басни. Что такое отставание? Если говорить сегодня об авионике, особенно что касается беспилотных аппаратов, у нас есть технологии и мозги, которые способны создать любую аппаратуру. И связь, и системы навигации, и системы управления. И, смею вас заверить, если сегодня свистнуть и сказать: у кого что-то есть – построиться! Десятка два–три организаций положат на стол железяки. Но тут тот же самый вопрос возникает: как оценивать эти железяки? Чтобы говорить о соответствии или несоответствии, нужен набор критериев. Допустим, мы возьмем за точку отсчета характеристики, которыми обладают зарубежные образцы. Уверяю вас, у нас по многим пунктам иностранные конкуренты просто далеко позади.
Для того, чтобы можно было сегодня говорить о чем-то сравнимом, надо сначала исходные данные привести к сравниваемому виду. Что такое уровень наш, что такое уровень их. Да, у нас нет опыта эксплуатации. Потому что израильтяне этим занимаются с 70-х годов. Но кто в Израиле разрабатывает беспилотники, авионику — уж не бывшие ли наши школьники? Спрашивается: откуда этот потенциал израильский вырос? Не на нашей ли базе? Так о чем мы говорим? Наше с их сравниваем или наше с нашим? Наше здесь и наше там – вот вся разница. Но пока еще наше здесь есть, почему нам не тягаться?
И вопрос на засыпку: что конкретно сделано государством, чтобы можно было утверждать, что у нас этого нет и что мы отстаем? Оно дало денег? На сегодняшний день, если говорить о беспилотниках, есть концерн «Вега», которому давали деньги на беспилотники. И что? Больше никто у нас в стране этим не занимается? Есть корпорация «Иркут», аппараты которой использует МЧС. Они не соответствуют каким-то требованиям? Так сформулируйте требования.
- Есть ли люди, которые способны эти требования разработать?
- Сто процентов, есть.
- Насколько для России важно обладать собственными БПЛА?
- Авиационная промышленность, в том числе, касающаяся небольших беспилотников — это отрасль с высокой степенью мультипликативности, которая вовлекает в работу другие отрасли: материаловедение, двигателестроение, радиосвязь, электронику. Если этого в России нет, то почему мы говорим о том, что мы строим инновационную экономику? На чем мы ее будем строить? На том, чего нет? А если в России это есть, то почему мы должны вкладывать деньги в чужую инновационную экономику?
Я не исключаю, что информация о покупке израильских беспилотников – это «проверка на вшивость»: делаем вброс, изучаем общественную реакцию, и если никто не реагирует, значит, все хорошо – можно продолжать. Но это вопрос конкретных людей, в конкретных условиях, которые пытаются соблюдать свои конкретные интересы.
- Очевидно, что Министерство обороны заинтересовано в наличии у него БПЛА. Может ли оно стать тем субъектом, который сдвинет вопрос с мертвой точки?
- Это сложная комплексная задача, которую нужно решать не силами одного министерства. В данном случае Минобороны, заказав конкретный аппарат одному концерну, не получит объективной картины о ситуации в принципе. Многие вещи находятся в зачаточном состоянии — и не потому что нет денег, а потому что нет смысла вкладывать средства в данное направление. Для примера: некий заказчик А заказал некоему подрядчику Б комплекс воздушной разведки для поиска полезных ископаемых. Но поскольку непонятно, как эксплуатировать купленные беспилотники, заказчик платить не будет, хотя может. Соответственно, разработчики не будут вкладывать деньги даже в исследования.
Чиновники хотят посмотреть, что уже есть у разработчиков. А те, в свою очередь, готовы что-то делать даже за свои деньги, но только то, что конкретно требуется. А поскольку непонятно, каким требованиям должны соответствовать разработки, то все умирает на корню.
- Поскольку в России рынка нет, и без единых требований он не появится, возможно ли работать на внешнего заказчика, на экспорт?
- На внешнего можно, но не продуктом, а проектированием. Вы же прекрасно понимаете, что ни одна страна в мире не заинтересована в том, чтобы Россия торговала конечным продуктом. От России требуется поставка полуфабрикатов, и лучше всего — в виде мозгов. Потому что как только возникает продукт, возникает право на него. И если оно будет принадлежать России, то им это уже неинтересно.
27.01.2009
"Время новостей" - online
"Давайте решим земные вопросы, а потом займемся экзотикой"
Что происходит с беспилотными летательными аппаратами в России
Тема беспилотных летательных аппаратов (БЛА) становится все более популярной и даже модной. Это перспективное направление развития техники в мире, что подтверждают многие специалисты. Сегодня более 40 стран применяет примерно 100 модификаций беспилотников. Рынок беспилотной техники оценивается миллиардами долларов и продолжает расти. В ближайшее десятилетие, по прогнозам экспертов, мировые ежегодные расходы на разработку и производство БЛА возрастут с нынешних 2,7 млрд до 8,3 млрд долл. в 2016 году. Общая сумма затрат на БЛА в ближайшее десятилетие оценивается примерно в 55 млрд долл., из которых 16 млрд -- непосредственно на закупку аппаратов.
Согласно материалам Европейской конференции по БЛА, в мире разработано более 600 типов таких аппаратов, из них на долю России приходится только 25. Каково будущее этого направления развития техники в нашей стране, сможет ли Россия занять достойное место среди мировых фирм, занимающихся БЛА? На эти и другие вопросы обозревателя «Времени новостей» Николая ПОРОСКОВА ответил директор программ по комплексам с беспилотными летательными аппаратами ОАО «Концерн «Вега», основного подрядчика Министерства обороны России, контр-адмирал запаса Аркадий СЫРОЕЖКО.
-- Сегодня в России более десятка фирм и предприятий занимается разработкой и производством комплексов с БЛА. Тем не менее Министерство обороны РФ собирается закупать беспилотники у Израиля. Логично ли это?
-- Право любого потребителя -- покупать то, что ему необходимо, и там, где он пожелает. Но это и ответственность за принятое решение. Действительно, сегодня в России много крупных и мелких предприятий, фирм, которые занимаются разработкой и производством комплексов с БЛА и их отдельных элементов. Часть предприятий работает в рамках государственного оборонного заказа, другая -- в инициативном порядке предлагает свою продукцию отечественным и зарубежным потребителям. Отечественные разработчики доказали, что способны выходить на рынок с продукцией, которая удовлетворяет заказчика, а по критерию «эффективность -- стоимость» не хуже зарубежных аналогов.
-- Есть ли резон ликвидировать ненужную конкуренцию и объединить усилия отечественных разработчиков и производителей БЛА? Например, создав очередной холдинг?
-- Интеграция в сфере производства беспилотников идет. В наш концерн включены НИИ "Кулон" и КБ "Луч", которые прежде дублировали друг друга. Объединение позволило унифицировать технические решения, сформировать единую техническую политику. В рамках «Концерна «Вега» создан совет главных конструкторов по комплексам с БЛА. В нем представлены основные разработчики: «Вега», ОАК, "Вертолеты России", «Кулон», «Луч», РСК «МиГ», АХК «Сухой», ОАО «Туполев», «Камов», «Миль», «Иркут», «Топаз», «Сокол», НИИ ТП и многие другие. Всего в совете около 60 человек, включая представителей силовых структур. Генеральный конструктор "беспилотного направления", он же генеральный директор -- генеральный конструктор «Концерна «Вега» Владимир Степанович Верба. Одна из задач совета -- формирование кооперации отечественных производителей, которые составят реальную конкуренцию зарубежным коллегам. Итоги прошедшего года вселяют уверенность в том, что мы сможем выдержать такую конкуренцию. Свидетельство этому -- объединенная экспозиция "Веги", концерна "Алмаз-Антей", Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и "Вертолетов России" на третьем московском международном форуме "Беспилотные многоцелевые комплексы", который открывается 27 января.
-- Может быть, всех производителей беспилотных аппаратов не стоит тянуть в будущий холдинг -- продукция ведь очень разнородная?
-- Никто никого ни в какой холдинг не тянет. Просто умный руководитель должен понимать, что в нынешних условиях выжить может лишь структура, интегрированная в общий процесс создания современной беспилотной техники. При всей кажущейся разнородности беспилотной техники комплексы с БЛА должны создаваться на базе унифицированных летающих платформ различных классов со сменной полезной нагрузкой. Если конкретно, газоанализатор для МЧС, тепловизор для желающих летать ночью, фотоаппарат для картографирования, пеленгатор для радиотехнической разведки, телекамера для получения информации в реальном масштабе времени, ретранслятор, аппаратура радиоэлектронной борьбы, ударные средства. Наземная же часть должна быть унифицированной.
-- Довольно часто и не без оснований говорят, что российская оборонная промышленность все еще держится во многом благодаря заделу, созданному в СССР. Какими БЛА владел Советский Союз?
-- В СССР был достигнут высокий уровень развития и использования беспилотной техники, в этой области мы были в мировых лидерах. В вооруженных силах было более 30 частей и подразделений, оснащенных комплексами с БЛА. Большое количество отечественных беспилотных комплексов было поставлено за рубеж. Конечно, это была техника 80-х годов прошлого века, но отдельные ее образцы продолжают свою службу и сегодня. К сожалению, после распада Союза развитие отечественной беспилотной техники замедлилось.
ИА "Росбалт - Бизнес"
"Российских беспилотников нет"
Более выше 200 беспилотников будут продемонстрированы на выставке «Беспилотные многоцелевые комплексы», которая пройдет 27-29 января в Москве. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) становятся одними из главных героев современных войн. Американская армия активно использует их в Афганистане и Ираке. В то же время российская армия испытывала острый дефицит в БПЛА во время пятидневной войны в Южной Осетии. О проблемах производства российских беспилотных летательных аппаратов «Росбалту» рассказал конструктор, генеральный директор компании «2Т-Инжиниринг» Игорь Табачук.
- Игорь Сергеевич, недавно в СМИ появилась информация о том, что Минобороны РФ собирается закупать израильские беспилотные летательные аппараты. При этом сообщается, что российские беспилотники ничуть не хуже, а стоят в 6 раз дешевле. Так ли это? Что можно сейчас сказать о российских БПЛА?
- Де факто российских беспилотников нет. Разговоры о полуфабрикатах – это не разговоры о беспилотниках. Почему я говорю «полуфабрикаты»? К любому техническому устройству существуют нормативные документы. Они регламентируют технические требования, условия эксплуатации, требования к персоналу… Беспилотник — это летательный аппарат, который может врезаться в другой самолет, может упасть на нефтяную скважину, завод, город. А в России нет нормативных требований ни к людям, которые будут эксплуатировать беспилотники, ни к самим летательным аппаратам.
- То есть даже если мы закупаем израильские БПЛА, мы не можем их эксплуатировать?
- В мирных целях – нет. В условиях войны нормативная документация отпадает.
- Но даже если предположить, что есть правила, считается, что Россия отстает от того же Израиля в авионике. Не получается ли, что зарубежные БПЛА в любом случае лучше?
- Это басни. Что такое отставание? Если говорить сегодня об авионике, особенно что касается беспилотных аппаратов, у нас есть технологии и мозги, которые способны создать любую аппаратуру. И связь, и системы навигации, и системы управления. И, смею вас заверить, если сегодня свистнуть и сказать: у кого что-то есть – построиться! Десятка два–три организаций положат на стол железяки. Но тут тот же самый вопрос возникает: как оценивать эти железяки? Чтобы говорить о соответствии или несоответствии, нужен набор критериев. Допустим, мы возьмем за точку отсчета характеристики, которыми обладают зарубежные образцы. Уверяю вас, у нас по многим пунктам иностранные конкуренты просто далеко позади.
Для того, чтобы можно было сегодня говорить о чем-то сравнимом, надо сначала исходные данные привести к сравниваемому виду. Что такое уровень наш, что такое уровень их. Да, у нас нет опыта эксплуатации. Потому что израильтяне этим занимаются с 70-х годов. Но кто в Израиле разрабатывает беспилотники, авионику — уж не бывшие ли наши школьники? Спрашивается: откуда этот потенциал израильский вырос? Не на нашей ли базе? Так о чем мы говорим? Наше с их сравниваем или наше с нашим? Наше здесь и наше там – вот вся разница. Но пока еще наше здесь есть, почему нам не тягаться?
И вопрос на засыпку: что конкретно сделано государством, чтобы можно было утверждать, что у нас этого нет и что мы отстаем? Оно дало денег? На сегодняшний день, если говорить о беспилотниках, есть концерн «Вега», которому давали деньги на беспилотники. И что? Больше никто у нас в стране этим не занимается? Есть корпорация «Иркут», аппараты которой использует МЧС. Они не соответствуют каким-то требованиям? Так сформулируйте требования.
- Есть ли люди, которые способны эти требования разработать?
- Сто процентов, есть.
- Насколько для России важно обладать собственными БПЛА?
- Авиационная промышленность, в том числе, касающаяся небольших беспилотников — это отрасль с высокой степенью мультипликативности, которая вовлекает в работу другие отрасли: материаловедение, двигателестроение, радиосвязь, электронику. Если этого в России нет, то почему мы говорим о том, что мы строим инновационную экономику? На чем мы ее будем строить? На том, чего нет? А если в России это есть, то почему мы должны вкладывать деньги в чужую инновационную экономику?
Я не исключаю, что информация о покупке израильских беспилотников – это «проверка на вшивость»: делаем вброс, изучаем общественную реакцию, и если никто не реагирует, значит, все хорошо – можно продолжать. Но это вопрос конкретных людей, в конкретных условиях, которые пытаются соблюдать свои конкретные интересы.
- Очевидно, что Министерство обороны заинтересовано в наличии у него БПЛА. Может ли оно стать тем субъектом, который сдвинет вопрос с мертвой точки?
- Это сложная комплексная задача, которую нужно решать не силами одного министерства. В данном случае Минобороны, заказав конкретный аппарат одному концерну, не получит объективной картины о ситуации в принципе. Многие вещи находятся в зачаточном состоянии — и не потому что нет денег, а потому что нет смысла вкладывать средства в данное направление. Для примера: некий заказчик А заказал некоему подрядчику Б комплекс воздушной разведки для поиска полезных ископаемых. Но поскольку непонятно, как эксплуатировать купленные беспилотники, заказчик платить не будет, хотя может. Соответственно, разработчики не будут вкладывать деньги даже в исследования.
Чиновники хотят посмотреть, что уже есть у разработчиков. А те, в свою очередь, готовы что-то делать даже за свои деньги, но только то, что конкретно требуется. А поскольку непонятно, каким требованиям должны соответствовать разработки, то все умирает на корню.
- Поскольку в России рынка нет, и без единых требований он не появится, возможно ли работать на внешнего заказчика, на экспорт?
- На внешнего можно, но не продуктом, а проектированием. Вы же прекрасно понимаете, что ни одна страна в мире не заинтересована в том, чтобы Россия торговала конечным продуктом. От России требуется поставка полуфабрикатов, и лучше всего — в виде мозгов. Потому что как только возникает продукт, возникает право на него. И если оно будет принадлежать России, то им это уже неинтересно.
27.01.2009
"Время новостей" - online
"Давайте решим земные вопросы, а потом займемся экзотикой"
Что происходит с беспилотными летательными аппаратами в России
Тема беспилотных летательных аппаратов (БЛА) становится все более популярной и даже модной. Это перспективное направление развития техники в мире, что подтверждают многие специалисты. Сегодня более 40 стран применяет примерно 100 модификаций беспилотников. Рынок беспилотной техники оценивается миллиардами долларов и продолжает расти. В ближайшее десятилетие, по прогнозам экспертов, мировые ежегодные расходы на разработку и производство БЛА возрастут с нынешних 2,7 млрд до 8,3 млрд долл. в 2016 году. Общая сумма затрат на БЛА в ближайшее десятилетие оценивается примерно в 55 млрд долл., из которых 16 млрд -- непосредственно на закупку аппаратов.
Согласно материалам Европейской конференции по БЛА, в мире разработано более 600 типов таких аппаратов, из них на долю России приходится только 25. Каково будущее этого направления развития техники в нашей стране, сможет ли Россия занять достойное место среди мировых фирм, занимающихся БЛА? На эти и другие вопросы обозревателя «Времени новостей» Николая ПОРОСКОВА ответил директор программ по комплексам с беспилотными летательными аппаратами ОАО «Концерн «Вега», основного подрядчика Министерства обороны России, контр-адмирал запаса Аркадий СЫРОЕЖКО.
-- Сегодня в России более десятка фирм и предприятий занимается разработкой и производством комплексов с БЛА. Тем не менее Министерство обороны РФ собирается закупать беспилотники у Израиля. Логично ли это?
-- Право любого потребителя -- покупать то, что ему необходимо, и там, где он пожелает. Но это и ответственность за принятое решение. Действительно, сегодня в России много крупных и мелких предприятий, фирм, которые занимаются разработкой и производством комплексов с БЛА и их отдельных элементов. Часть предприятий работает в рамках государственного оборонного заказа, другая -- в инициативном порядке предлагает свою продукцию отечественным и зарубежным потребителям. Отечественные разработчики доказали, что способны выходить на рынок с продукцией, которая удовлетворяет заказчика, а по критерию «эффективность -- стоимость» не хуже зарубежных аналогов.
-- Есть ли резон ликвидировать ненужную конкуренцию и объединить усилия отечественных разработчиков и производителей БЛА? Например, создав очередной холдинг?
-- Интеграция в сфере производства беспилотников идет. В наш концерн включены НИИ "Кулон" и КБ "Луч", которые прежде дублировали друг друга. Объединение позволило унифицировать технические решения, сформировать единую техническую политику. В рамках «Концерна «Вега» создан совет главных конструкторов по комплексам с БЛА. В нем представлены основные разработчики: «Вега», ОАК, "Вертолеты России", «Кулон», «Луч», РСК «МиГ», АХК «Сухой», ОАО «Туполев», «Камов», «Миль», «Иркут», «Топаз», «Сокол», НИИ ТП и многие другие. Всего в совете около 60 человек, включая представителей силовых структур. Генеральный конструктор "беспилотного направления", он же генеральный директор -- генеральный конструктор «Концерна «Вега» Владимир Степанович Верба. Одна из задач совета -- формирование кооперации отечественных производителей, которые составят реальную конкуренцию зарубежным коллегам. Итоги прошедшего года вселяют уверенность в том, что мы сможем выдержать такую конкуренцию. Свидетельство этому -- объединенная экспозиция "Веги", концерна "Алмаз-Антей", Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и "Вертолетов России" на третьем московском международном форуме "Беспилотные многоцелевые комплексы", который открывается 27 января.
-- Может быть, всех производителей беспилотных аппаратов не стоит тянуть в будущий холдинг -- продукция ведь очень разнородная?
-- Никто никого ни в какой холдинг не тянет. Просто умный руководитель должен понимать, что в нынешних условиях выжить может лишь структура, интегрированная в общий процесс создания современной беспилотной техники. При всей кажущейся разнородности беспилотной техники комплексы с БЛА должны создаваться на базе унифицированных летающих платформ различных классов со сменной полезной нагрузкой. Если конкретно, газоанализатор для МЧС, тепловизор для желающих летать ночью, фотоаппарат для картографирования, пеленгатор для радиотехнической разведки, телекамера для получения информации в реальном масштабе времени, ретранслятор, аппаратура радиоэлектронной борьбы, ударные средства. Наземная же часть должна быть унифицированной.
-- Довольно часто и не без оснований говорят, что российская оборонная промышленность все еще держится во многом благодаря заделу, созданному в СССР. Какими БЛА владел Советский Союз?
-- В СССР был достигнут высокий уровень развития и использования беспилотной техники, в этой области мы были в мировых лидерах. В вооруженных силах было более 30 частей и подразделений, оснащенных комплексами с БЛА. Большое количество отечественных беспилотных комплексов было поставлено за рубеж. Конечно, это была техника 80-х годов прошлого века, но отдельные ее образцы продолжают свою службу и сегодня. К сожалению, после распада Союза развитие отечественной беспилотной техники замедлилось.