Вход

Просмотр полной версии : Страдания Оборонпрома с СНТК:двигатели для Ту-160/Союзов не дают закрыть предприятие



voice from .ua
13.03.2009, 13:04
Источник: компания «ОПК "Оборонпром"»
Опубликовано: 13.03.2009, 11:27

Корпорация "Оборонпром" реализует антикризисную программу на предприятиях самарского двигателестроительного комплекса

Ситуация

Предприятия самарской двигателестроительной группы находятся под угрозой банкротства и остановки производства во II квартале 2009 г.

К моменту передачи ОАО "ОПК "Оборонпром" со стороны Российской Федерации государственных пакетов акций ОАО "Моторостроитель", ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова" и ОАО "Самарское конструкторское бюро машиностроения" (СКБМ) в феврале 2009 года все предприятия фактически являлись банкротами: было открыто сводное исполнительное производство, наложен арест на имущество и расчетные счета.

По состоянию на февраль 2009 года совокупный объем кредиторской задолженности по самарскому комплексу превышает 7 млрд руб. при реальном годовом объеме продаж на уровне 3,5 млрд руб. За 2008 год рост кредиторской задолженности СНТК составил около 300 млн рублей, "Моторостроителя" - около 1 млрд рублей.

Общая численность сотрудников - более 11 тыс. человек. Выработка на одного работающего в разы ниже, чем на других двигателестроительных предприятиях страны и в десятки раз уступает показателям аналогичных предприятий за рубежом.

Складывается критическая ситуация с выполнением государственных заказов в связи с позицией поставщиков ЖКУ ("Самараэнерго", "Самарарегионгаз" и др.), которые блокируют подачу электричества и газа в цеха за неоплату их услуг. С 28 января 2009 года на СНТК введен ограниченный режим потребления электроэнергии.

Причины кризисных явлений

Сложившаяся кризисная ситуация в значительной степени обусловлена тем, что начиная с 1991 года государством не было размещено ни одного заказа на серийное производство двигателей для стратегической авиации. Все 18 лет указанные предприятия делили между собой скудный рынок ремонта и сопровождения выпущенных в советское время двигателей, что неизбежно привело к дублированию значительного количества функций, острой конкуренции друг с другом, а в результате - экономическому и репутационному ущербу всему самарскому двигателестроительному комплексу. При этом, бесперебойная и качественная работа самарских предприятий крайне важна для поддержания боеспособности стратегической авиации (монополист по разработке, производству и ремонту двигателей соответствующих типов) и обеспечения пилотируемых космических программ (монополист по производству двигателей для ракетоносителей "Союз").

Что было сделано для предотвращения банкротства?

Несмотря на то, что государственные пакеты акций "Оборонпром" получил только в конце февраля 2009 года, на протяжении всего 2008 года Корпорация активно участвовала в реализации мер по предотвращению банкротства предприятий комплекса:

* были получены государственные субсидии на ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова" в размере 0,676 млрд рублей, на ОАО "Моторостроитель" - 1,17 млрд рублей. Привлеченные средства были направлены на погашение долгов по заработной плате перед сотрудниками заводов, налогам в федеральный и местные бюджеты.

* обеспечено выполнение государственного заказа, кардинально снижены темпы роста кредиторской задолженности.

* ОПК "Оборонпром" предоставил предприятиям самарской группы займы на общую сумму 615 млн руб., а также выдал поручительства перед банками на общую сумму 2 млрд 126 млн руб.

Однако окончательно переломить ситуацию не удалось.

К сожалению, ресурсы корпорации небезграничны, и в сложившейся ситуации предприятия самарского двигателестроительного комплекса испытывают острую потребность в государственной поддержке. ОАО "ОПК "Оборонпром" уже обратилось в министерство промышленности и торговли РФ и министерство финансов РФ, в администрацию Самарской области за дополнительной поддержкой.

Что нужно делать?

В текущих условиях первостепенной задачей ОПК "Оборонпром" как основного акционера предприятий самарского двигателестроительного комплекса является формирование эффективного бизнеса, производящего конкурентоспособную продукцию и обеспечивающего получение прибыли.

В настоящее время единственным способом решения данной задачи является объединение ОАО "Моторостроитель", ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова" и ОАО "СКБМ" в единое предприятие и радикальное сокращение издержек, обусловленных "переразмеренностью" предприятий - в частности, штата и неэффективно использующихся производственных мощностей.

Цель антикризисных мероприятий

В результате реализации данных мер на производственной площадке ОАО "Моторостроитель" планируется создать компактный научно-производственный комплекс, обеспечивающий разработку, производство и ремонт авиационных двигателей для стратегической авиации, потребности космической программы, а также выпускающий оборудование в интересах ОАО "Газпром" и других сырьевых компаний.

Бренд "Кузнецов" будет сохранен. При этом инженерный коллектив СНТК будет сосредоточен на разработке и модернизации агрегатов, в то время как ОАО "Моторостроитель" станет единственным серийным заводом в регионе по производству газотурбинных двигателей.

На площадке СНТК имеется сравнительно современный испытательный комплекс, ряд других производств, которые технологически невозможно перенести на другую территорию. Поэтому эти производства будут и далее функционировать на СНТК, остальные незадействованные помещения и территории планируется реализовать.

Эффективно работающий комплекс обеспечит стабильную занятость, достойную зарплату, бесперебойную уплату налогов в федеральный и местный бюджеты, создаст условия для дальнейшего развития предприятий комплекса.

Программа выхода из кризиса

Процесс оздоровления предприятий начат: разработана и реализуется программа выхода из кризиса. В ее рамках планируется:

* поэтапное сокращение численности персонала (в основном - административно-хозяйственного) в соответствии с реальными потребностями производства;

* перемещение всей производственной базы на одну компактную площадку, принадлежащую ОАО "Моторостроитель", реализация освободившихся площадей и других непрофильных активов;

* юридическое объединение предприятий комплекса в одно - на базе ОАО "Моторостроитель".

К настоящему времени выполнение всех государственных заказов перемещено на территорию ОАО "Моторостроитель". Определен объем государственного заказа и заказа ОАО "Газпром". До марта 2009 г. обеспечена ритмичность выполнения государственных заказов.

Поэтапная оптимизация численности персонала

Для того, чтобы реализовать программу оздоровления "самарского куста" и создать действительно эффективное компактное производство двигателей в Самаре, ОПК "Оборонпром" реализуется план преобразований до 2015 года, который в том числе предусматривает оптимизацию кадрового состава предприятий. Наш анализ показал переразмеренность штатов предприятий, особенно в отношении непроизводственных, административно-хозяйственных сотрудников. Только в службе продаж ОАО "Моторостроитель" занято 600 человек. Очевидно, что предприятие, которое ежегодно показывает убытки, не может содержать такое количество непроизводственного персонала.

Поэтому мы будем постепенно, в период до 2015 года, сокращать персонал до оптимального количества. То есть ни о каких одномоментных многотысячных увольнениях речи не идет! В 2009-2010 гг. в соответствии с трудовым законодательством на самарских предприятиях будет сокращено в общей сложности до 10% персонала. На сегодняшний день выдано около 450 уведомлений об увольнении первой очереди. Это прежде всего касается административно-хозяйственного персонала. При этом в первую очередь мы будем ликвидировать незанятые вакансии непроизводственных работников, отправлять на пенсию работающих пенсионеров. Производственные рабочие, особенно квалифицированные, нам остро необходимо и мы будем открывать новые вакансии на рабочие специальности.

При этом увольняемые сотрудники будут получать компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. В сотрудничестве с местными властями мы будем стремиться организовать трудоустройство освобождаемых работников, направлять их на курсы переквалификации.

Поддержка федеральных и региональных органов власти - ключевой момент программы оздоровления

Специалистами ОПК "Оборонпром" и "Объединенной двигателестроительной корпорации" предлагается следующая структура финансирования программы вывода комплекса из кризиса:

* привлечение 2,82 млрд рублей из средств федерального бюджета на поддержку стратегических предприятий в рамках увеличения уставного капитала ОАО "Моторостроитель";

* предоставление государством гарантий в объеме 3,5 млрд рублей на срок до 5 лет для получения кредитов в объеме 5 млрд рублей (в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 104).

Это позволит:

* за счет дополнительной капитализации урегулировать проблемы исполнительного производства и создать имущественную залоговую базу (1,3 млрд руб., в т.ч. неурегулированная задолженность по налогам и сборам), провести сокращение персонала (0,45 млрд руб.) и концентрацию производства (1,07 млрд руб.), создать условия, позволяющие получить государственные гарантии в соответствии с правилами, утвержденными постановлением правительства;

* за счет получения государственных гарантий и привлечения под них кредитов в объеме 5 млрд рублей рефинансировать задолженность, обеспечить продажу избыточного имущества (земли), получить оборотные средства, стабилизировать ситуацию, обеспечив расчет по кредитам, привлекаемым под государственные гарантии, не позднее 2013 г.

Вместе с тем, в текущих условиях стабилизация финансово-хозяйственной деятельности предприятий самарского двигателестроительного комплекса невозможна также без поддержки со стороны правительства Самарской области. В настоящее время с областной администрацией обсуждается комплекс мер по стабилизации ситуации на предприятиях и оказания поддержки антикризисным мероприятиям "Оборонпрома" со стороны областных властей.

В рамках исполнения указа президента РФ №497 от 16.04.2008 и распоряжения правительства РФ №1446-р от 04.10.2008 ОАО "ОПК "Оборонпром" осуществляет формирование "Объединенной двигателестроительной корпорации", в состав которой включены предприятия Самарского двигателестроительного комплекса, в частности ОАО "Моторостроитель", ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова", ОАО "СКБМ", ОАО "Металлист-Самара", ОАО "Поволжский авиационный технологический институт".

В настоящее время самарский двигателестроительный комплекс ответственен за:

* поддержание боеспособности стратегической авиации (монополист по разработке, производству и ремонту двигателей соответствующих типов);

* обеспечение пилотируемых космических программ (монополист по производству первой и второй ступеней двигателей для ракетоносителей "Союз").

ОПК "Оборонпром" принадлежит 80% акций ОАО "СНТК им. Кузнецова", 63% голосующих акций ОАО "Моторостроитель", 50,01% акций ОАО "СКБМ", 25,66% акций ОАО "Металлист-Самара", 38% ОАО "Поволжский авиационный технологический институт".

http://www.aviaport.ru/digest/2009/03/13/168620.html

Денис Аксентьев
13.03.2009, 17:45
"Оборонпром" разбирает двигатели// Холдинг пытается предотвратить банкротство своих самарских заводов

Холдинг "Оборонпром" подсчитал, что долг переданных ему в феврале самарских двигателестроительных предприятий составляет 7 млрд руб. при годовой выручке 3,5 млрд. Денежные вливания "Оборонпрома" не привели к решению финансовых проблем заводов, и теперь корпорация приступит к радикальному сокращению их производственных мощностей и персонала. Эксперты полагают, что при отсутствии решения о разработке новых авиадвигателей самарские заводы не имеют никаких перспектив.

Вчера холдинг "Оборонпром", которому 16 февраля были переданы госпакеты акций самарских двигателестроительных предприятий, опубликовал программу по предотвращению их банкротства. Речь идет об ОАО "СНТК имени Кузнецова" (СНТК, "Оборонпрому" принадлежит 80% акций), ОАО "Моторостроитель" (63%), ОАО "Самарское конструкторское бюро машиностроения" (СКБМ; 50,01%), а также ОАО "Металлист-Самара" (25,66%) и ОАО "Поволжский авиационный технологический институт" (38%). Предприятия специализируются на производстве и обслуживании двигателей для самолетов стратегической авиации (Ту-160, Ту-95, Ту-22МЗ), а также на производстве двигателей для газоперекачивающих станций.

Как говорится в сообщении "Оборонпрома", к моменту передачи акций все предприятия фактически являлись банкротами: было открыто сводное исполнительное производство, наложен арест на имущество и расчетные счета. Совокупный объем кредиторской задолженности заводов превышает 7 млрд руб. при реальном годовом объеме продаж на уровне 3,5 млрд руб., говорится в сообщении. В "Оборонпроме" убеждены, что сложившаяся ситуация была предопределена полным отсутствием с 1991 года гособоронзаказа на серийное производство авиадвигателей. В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) "Ъ" сказали, что двигатели самарских предприятий и сейчас не рассматриваются для установки на отечественные самолеты.

Попытки оздоровления самарских предприятий, которые "Оборонпром" предпринял еще до передачи акций, не помогли. В прошлом году СНТК получила госсубсидии на 676 млн руб., "Моторостроитель" — 1,17 млрд руб., они ушли на погашение долгов по заработной плате и налогам. "Оборонпром" также предоставил заводам займы на 615 млн руб. и поручительства перед банками на 2,126 млрд руб. Единственным способом исправления ситуации в "Оборонпроме" считают объединение "Моторостроителя", СНТК и СКБМ в единое предприятие с "радикальным сокращением издержек", в том числе сокращением производственных мощностей и персонала.

Источник в авиаотрасли считает, что попытки "Оборонпрома" поддержать самарские предприятия объяснялись прежде всего желанием увеличить госдолю в создаваемой "Оборонпромом" Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), в которую также должны войти ОАО "НПО "Сатурн"" и ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (УМПО). "Консолидаторы хотели номинально увеличить стоимость СНТК и "Моторостроителя", чтобы размыть долю частных акционеров "Сатурна" Юрия Ласточкина и Александра Артюхова",— говорит собеседник "Ъ". Но НПО "Сатурн" оказалось в тяжелом финансовом положении, и "Оборонпрому" удалось за символическую сумму выкупить пакеты господ Ласточкина и Артюхова.

Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев полагает, что при отсутствии заказов Минобороны судьба самарских заводов предрешена: единственной продукцией комплекса станут газоперекачивающие установки. "Нельзя исключать, что гособоронзаказ на новые двигатели все же появится, кроме того, в Самаре производится и другая профильная продукция — двигатели для космических аппаратов",— возражает пресс-секретарь "Оборонпрома" Илья Якушев. Но Олег Пантелеев считает, что жизнь заводам может продлить либо заказ на разработку нового двигателя для стратегической авиации, либо перепрофилирование.

Алексей Ъ-Екимовский, Газета "Коммерсантъ". 13.03.09.

Добавлено через 1 минуту
смайлики не мои, это знаки препинания так трасформировались...