Просмотр полной версии : Насколько ремонтопригоден композитный фюзеляж?
Только что посмотрел на National Geographic "Расследование авиакатастроф" о крушении рейса 611 China Airlines над Тайваньским проливом.
Напомню: в 2002 году B747 развалился в воздухе на высоте 10200 метров. Расследованием установлено, что причиной являлась усталостная трещина, возникшая в месте столкновения хвоста самолета с ВПП при посадке за 20 лет до катастрофы. Ремонт после инцидента был произведен с нарушениями - повреждённое место просто зачистили и закрыли заплатой, под которой трещина и развивалась, оставаясь незамеченной.
Тут же возник вопрос: а каким образом будет ремонтироваться в таких случаях "намотанный" из композитов фюзеляж Дримлайнера? Ситуация "черкнуть хвостом по ВПП" не такая уж и редкая...
И вообще, насколько композитные конструкции ремонтопригодны?
ZloyPetrushkO
07.06.2009, 17:25
смотря какие композиты и какая матрица\связующее\наполнитель\присадки функционал и конечно обмотка.
что то ремонтируеться, что то нет.надо смотреть хотя бы тип адетали, обмотку и материалы...
от себя могу сказать-ж\б плиты очень даже хорошо ремонтопригодны =)
от себя могу сказать-ж\б плиты очень даже хорошо ремонтопригодны =)
Они не летают... Или летают, но недолго:D
dark_wing
07.06.2009, 21:05
Они не летают... Или летают, но недолго:D
Если забыть в багажном отсеке - может долго летать! :)
Тут же возник вопрос: а каким образом будет ремонтироваться в таких случаях "намотанный" из композитов фюзеляж Дримлайнера? Ситуация "черкнуть хвостом по ВПП" не такая уж и редкая...
И вообще, насколько композитные конструкции ремонтопригодны?
Менять панель целиком. Для этого надо чтоб она там была.
http://paralay.iboards.ru/download/file.php?style=12&id=2060&mode=view
О способе восстановления волокон ткани еще не слышал.
flateric
07.06.2009, 23:24
термопластики ремонтопригодны - т.е. вы нагреваете его, и еще несколько раз можете формовать из препрега нечто, в том числе, вводя заплатки и т.п., но с ними много геморроя. вообще, в 80-х ожидалось, что они широко будут использоваться в самолетах ATF, однако по факту их там остались проценты от массы планера. термореактивные пластики - один раз смола схватилась - все, поломка и кранты детали
ZloyPetrushkO
08.06.2009, 00:01
немного добавлю, что из термопласта мало что пригодное сделать можно в авиации.правда с каждым годом все больш и больш появляеться возможностей
Ну во первых.
Для композитных конструкций вопрос усталостных трещин практически снят. Усталостные трещины в КМ не образуются сами по себе. А если в результате каких-либо ударов образовался дефект КМ, то дальше опять же, трещины не распространяются.
Вообще, вообще, композит во многих аспектах прочности, как долговечной, так и статической ведет себя диаметрально противоположно металлу. Об этом стОит помнить всегда.
По поводу ремонтопригодности.
Для 787 предлагается использовать термопластичные заплатки. Это если так, в общих чертах.
Кроме того, для временного ремонта (долететь до базы с подходящим оборудованием) больших секций допускается использовать КМ заплатку на болтах.
З.Ы. Ссылки искать для подтверждения своих слов не буду.
Я просто 3 года уже работаю прочнистом на 787, в том числе около полутора лет писал Structural Repair Manuals для КМ деталей.
Composer
08.06.2009, 21:08
Ну во первых.
... А если в результате каких-либо ударов образовался дефект КМ, то дальше опять же, трещины не распространяются.
Ой-ли? А как насчет расслоений? И назначения норм дефектов (особенно для сжатых зон)? А какое сохранение прочности после удара у КМ образца? ;)
...
Для 787 предлагается использовать термопластичные заплатки. Это если так, в общих чертах...
...в том числе около полутора лет писал Structural Repair Manuals для КМ деталей.
Можно поподробнее, про ремонт термореактивных ПКМ термопластами? (Можно в личку...)
из термопласта мало что пригодное сделать можно в авиации.правда с каждым годом все больш и больш появляеться возможностей
Забугорные термопласты - неплохая вещь, правда требуют больших давлений при переработке. А так и теплостойкость высокая, и трещиностойкость... И в авиации, кстати, применяются...
Ой-ли? А как насчет расслоений? И назначения норм дефектов (особенно для сжатых зон)? А какое сохранение прочности после удара у КМ образца? ;)
Блин. Это форума не хватит писать.
В двух словах если.
Есть градация на допустимость размеров повреждений для каждой, каждой детали.
То есть если вот деталь несиловая, то с такими размерами вмятин можно летать, с бОльшими - их надо заклеивать скотчем, с еще бОльшими - их надо ремонтировать силовыми заплатками, с еще бОльшими - их надо менять целиком.
Соответственно для каждой детали свои размеры допустимых повреждений (максимальный размер вмятины, максимальная глубина вмятины, соотношение размеров вмятины и пр.) Они, размеры доп.повреждений не то что каждые для сжатой - растянутой зоны, они каждые свои для каждой детали. И размеры допустимых повреждений могут довольно существенно различаться для соседних панелей, к примеру.
Собственно говоря документ по ремонту на одну сотовую панель размером 0,5м*0,5 м у меня получался объемом около 100 страниц.
По поводу расслоений. Принималось следующее правило.
Пусть у нас вмятина на панели диаметром полдюйма, соответственно принимаем, что радиус расслоений 2 дюйма. И вот эту зону, полностью и надо ремонтировать.
По поводу сохранения прочности.
На ресурсных испытаниях панель фюзеляжа 787 с заранее нанесенными вмятинами, размеры которых превышали допустимые для полетов, достигла разрешенного минимума остаточной прочности только по прошествии тройного числа проектировочных циклов нагружений.
Можно поподробнее, про ремонт термореактивных ПКМ термопластами? (Можно в личку...)
Боюсь что это не совсем ко мне.
Я подбирал к каждой конкретной панели марку ремонтного материала, параметры полимеризации заплатки при ремонте,количество необходимых слоев для ремонта и все. А как именно тех процесс ремонта протекает - это надо техников поспрашивать, которые ремонтируют КМ детали на летающих самолетах.
Мде...
Хотел покороче ответить.
Я знал - придёт Fox и ответит развёрнуто... :) Спасибо
Composer
08.06.2009, 22:24
Ну вот! А то по предыдущему посту получалось, что ПКМ - просто неповреждаемое чудо... ;)
Боюсь что это не совсем ко мне.
Я подбирал к каждой конкретной панели марку ремонтного материала, параметры полимеризации заплатки при ремонте,количество необходимых слоев для ремонта и все.
А я, собственно, об этом и спрашивал - марку ремонтных материалов и, по возможности, производителя. Ну а сами заплатки вряд-ли отличаются от НИАТовского ТР... ;)
Дм. Журко
09.06.2009, 15:59
100 страниц? Впечатляет. Не проще программу-экспертную систему предусмотреть: вводишь по опроснику описание повреждения -- на выходе решение на ремонт. Даже в бумажном виде такое возможно. Впрочем, зачем я суюсь не знаю. Просто занятно.
100 страниц? Впечатляет. Не проще программу-экспертную систему предусмотреть: вводишь по опроснику описание повреждения -- на выходе решение на ремонт. Даже в бумажном виде такое возможно. Впрочем, зачем я суюсь не знаю. Просто занятно.
Проще конечно дать программку, пущай вводят размеры, и она все пересчитывает.
Но, но, как я потом убедился - техникам нахрен не надо такие заумные вещи знать.
Проще им выдать кучу графиков и таблиц на все случаи повреждения.
Компьютер кстати может сломаться. Бумага надежнее.
Листал кстати как то пдфку - инструкцию по ремонту крыла 777. 7800 страниц.
Powered by vBulletin® Version 4.2.5 Copyright © 2025 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot