PDA

Просмотр полной версии : Спасательная система новой ракеты NASA оказалась опасной



la5-er
09.06.2009, 19:48
Представители ВВС США, которые изучали данные о спасательной системе новой ракеты-носителя NASA "Арес", поставили под сомнение эффективность работы этой системы. Они полагают, что астронавты не выживут в случае внештатной ситуации при старте. Об этом сообщает газета Florida Today со ссылкой на попавший им в руки документ для внутреннего пользования космического агентства.
В случае возникновения экстренной ситуации система должна отстреливать капсулу с астронавтами в сторону от ракеты, взрыв которой может повредить корабль. Новые результаты показывают, что установленная система не сможет сделать это вовремя: у капсулы не будет достаточно времени, чтобы уйти от опасных обломков ракеты, которые, вероятно, приведут к полному ее разрушению.

Представители NASA, к которым газета обратилась за комментариями, заявили, что расчеты, проведенные на суперкомпьютере, показывают, что система работает прекрасно. Так, руководитель программы "Созвездие" (в рамках которой разрабатывается "Арес") Джефф Хенли (Jeff Hanley) заявил, что новая система "очень, очень, очень безопасна". Вероятность возникновения внештатной ситуации при старте новой ракеты составляет примерно 1/3000-1/3500. Для сравнения, вероятность аварии при старте шаттла составляет примерно 1 к 200.

Это далеко не первые трудности, возникшие во время разработки новой ракеты. Ранее сообщалось, что вибрации, возникающие при старте, могут вызвать повреждение аппаратуры или даже представлять опасность для здоровья экипажа. Эта недоработка конструкции не исправлена до сих пор: в настоящее время инженеры агентства продолжают разрабатывать системы для снижения вибраций. Один из вариантов подразумевает установку на ракеты своего рода рессор.

http://lenta.ru/news/2009/06/09/dangerous/

Zorge
09.06.2009, 20:46
Странно. САС "Союза" уже давно летает. И даже пару раз успешно использовалась...
Какие-то они там странные в своей США. То им ракета не такая, то САС.
Может просто денег хотят больше, только стесняются прямо спросить? :)
P.S. А рессоры на ракете - это вообще жесть :D

Evil Gryphon
09.06.2009, 21:23
Странно. САС "Союза" уже давно летает. И даже пару раз успешно использовалась...
Какие-то они там странные в своей США. То им ракета не такая, то САС.

У них в США первая ступень ракеты - гигантский твёрдотопливный ускоритель который (в отличие от жидкостных ракет) невозможно выключить сразу - т. е. САС Ареса-1 должна преодолевать ускорение этого ТТУ и аэродинамическое давление (которое может быть втрое больше чем у медленнее разгоняющихся жидкостных ракет).

Zorge
09.06.2009, 21:46
У них в США первая ступень ракеты - гигантский твёрдотопливный ускоритель который (в отличие от жидкостных ракет) невозможно выключить сразу - т. е. САС Ареса-1 должна преодолевать ускорение этого ТТУ и аэродинамическое давление (которое может быть втрое больше чем у медленнее разгоняющихся жидкостных ракет).
Гм.
1. Никто на "Союзе" выключать (или вообще как-то на нее воздействовать) первую ступень при возникновении нештатной ситуации не собирается. Ибо применение САС - означает ну совершенно нештатную ситуацию. При которой первая ступень мягко говоря неуправляема. Т.е. строго говоря может работать как на полную тягу (а при этом вторая ступень, например, разрушаться, или не разрушаться и толкать третью), так и падать вниз, взрываться, просто не сработать при пожаре на СК и т.д. и т.п. Теоретические вероятности спасения наверняка будут разные при этих разных ситуациях.
Но никто не будет отказываться (сомневаться) давить кнопку включения САС только потому, что ракета полетела "не согласно заданным параметрам САС". Потому что эта кнопка - крайняя надежда космонавтов выжить в случае аварии на старте.
2. Быстроразгоняющаяся ракета на старте - это смерть космонавтам сама по себе.
Независимо от наличия/отсутствия рессор и/или вибрации. Кстати, о быстроразгоняющихся - РН "Протон", например, вполне себе ЖРД. Однако в облака (если они есть) усвистывает за несколько секунд.
3. Ну я и говорю - рессоры на ракете - жесть. Чего только американцы не придумают, лишь бы нормальный ЖРД не разрабатывать/покупать.

harinalex
10.06.2009, 12:07
Странно. САС "Союза" уже давно летает. И даже пару раз успешно использовалась...
Какие-то они там странные в своей США. То им ракета не такая, то САС.
Может просто денег хотят больше, только стесняются прямо спросить? :)
P.S. А рессоры на ракете - это вообще жесть :D

рессоры - это уже из Жюля Верна .

А почему сказано , что САС уводит в сторону от РН ? Разве не вверх (а потом уже в сторону).

mel
10.06.2009, 15:18
Странно. САС "Союза" уже давно летает. И даже пару раз успешно использовалась...


Это интересно. При этом космонавты спаслись? Можешь описать эти случаи или ссылку?

NuFunnya
10.06.2009, 15:44
"В истории у нас единственный случай использования двигательной установки во внештатной ситуации произошел 26 сентября 1986 года. Но тогда сработала установка предыдущей модификации", - говорит Юрий Богданов, конструктор системы САС КБ "Искра".

Четверть века назад экипаж космического корабля "Союз-Т" Геннадий Стрекалов и Владимир Титов были на грани гибели. За минуту до пуска на старте загорелась ракета.
Стреляющему - так называют специалиста, отдающего команду на старт, - Алексею Шумилину хватило двух секунд, чтобы включить САС. Экипаж был спасен.
"Тебя хватают, как маленького щенка, который упал в речку. Его хватает сильная рука и вырывает оттуда, то же самое произошло и с нами. Нас схватила эта рука, вытащила из самого пекла", - вспоминает Владимир Титов, летчик-космонавт, Герой Советского Союза.

http://www.federalspace.ru/NewsDoSele.asp?NEWSID=3872

Третья ссылка в Гугл по запросу "система аварийного спасения союз" сразу под темой на самом "сухом" _)

mel
11.06.2009, 07:40
Удивительное совпадение: 1986 год, наши спаслись, американцы погибли при аналогичных обстоятельствах.

SiberianTiger
11.06.2009, 13:17
26 сентября 1983 года, если быть точным.

ilya_rad
11.06.2009, 13:26
Удивительное совпадение: 1986 год, наши спаслись, американцы погибли при аналогичных обстоятельствах.

Американцы погибли потому, что на шаттле у них вообще нет САС.
Просто нету и все.

Zorge
11.06.2009, 16:58
рессоры - это уже из Жюля Верна .
Я про систему амортизации. В данном случае, когда важна экономия каждых ста грамм - городить вибрирующий ускоритель, а потом бороться с вибрацией - это неверно.
Потому и "рессоры", потому и "жесть". :)


А почему сказано , что САС уводит в сторону от РН ? Разве не вверх (а потом уже в сторону).
Гм. Сдается мне - это неточность перевода. Или разная семантика языков.
Наверняка в оригинале было "away from rocket". Что более правильно перевести как "подальше от ракеты".
Ну и наконец - верх - это тоже сторона :D

harinalex
11.06.2009, 17:28
Я про систему амортизации. В данном случае, когда важна экономия каждых ста грамм - городить вибрирующий ускоритель, а потом бороться с вибрацией - это неверно.
Потому и "рессоры", потому и "жесть". :)

Гм. Сдается мне - это неточность перевода. Или разная семантика языков.
Наверняка в оригинале было "away from rocket". Что более правильно перевести как "подальше от ракеты".
Ну и наконец - верх - это тоже сторона :D

так у них в снаряде "Из пушки на Луну" ломающиеся перегородки с водой и стояли. Вроде нормально сработали :D

может быть , дело в принципе ? Союзовская система емнип имеет симметричную тягу основного РДТТ относительно вертикальной оси , а увод происходит при достижении определенной высоты за счет маленьких рдтт управления. Не знаю вот только , каким образом выбирается направление увода ( ветер ? или в сторону от падения основной РН по показаниям гировертикали на момент пуска САС ?) :ups:
А у Ареса , похоже , аналогично катапультированию - то есть всегда в одну сторону , независимо от того , куда валится РН .

маска
12.06.2009, 00:00
так у них в снаряде "Из пушки на Луну" ломающиеся перегородки с водой и стояли. Вроде нормально сработали :D

может быть , дело в принципе ? Союзовская система емнип имеет симметричную тягу основного РДТТ относительно вертикальной оси , а увод происходит при достижении определенной высоты за счет маленьких рдтт управления. Не знаю вот только , каким образом выбирается направление увода ( ветер ? или в сторону от падения основной РН по показаниям гировертикали на момент пуска САС ?) :ups:
А у Ареса , похоже , аналогично катапультированию - то есть всегда в одну сторону , независимо от того , куда валится РН .
Сегодня САС готовится к полету в следующем порядке:
1. По результатам зондирования атмосферы определяется азимут и скорость ветра и с наземной станции в прибор вводятся соответствующие алгоритмы на включение управляющих двигателей.
2. За 40 минут до КП начинается разгон гироприборов САС.
3. По команде «Взведение САС» подключаются блоки питания САС.
4. Вводится запрет на подачу команды «Авария» до КП от системы управления РН.
5. За 10 секунд до КП поступает команда на разарретирование гироприборов САС.
Сигнал «Авария» от системы управления РН приходит в случаях:
1. При потере управляемости по углам тангажа и рыскания (на блоке А контролируется угол 7 градусов, на блоке И – 10 град).
2. При преждевременном отделении боковых блоков.
3. При ненормальной работе двигателей блоков А-Д.
4. При работе двигателей блока И на режиме пониженной тяги.

C момента взведения САС до КП автоматика САС может принимать сигнал «Авария» только по командной радиолинии (КРЛ) от руководителей пуска. После КП – по аварийному сигналу от системы управления РН, от датчиков аварийных продольных перегрузок и по КРЛ.

До 113-й секунды полета аварийная циклограмма (участок 1) реализуется в следующем порядке:
1. Вскрываются огнетушители внутри обтекателя – 0,056 с от аварии.
2. Включаются пироприводы системы фиксирования ложементов БО - 0,056 с от аварии.
3. Включаются пиросредства на отстрел устройства гашения тяги упр. двигателя №2 - 0,056 с от аварии.
4. Разделяются СА и ПАО – 0,181 с от аварии.
5. Отстреливается гермоплата СА - 0,181 с от аварии.
6. Разделяется кабель ПАО-ГО - 0,181 с от аварии.
7. Включается сигнал «Авария» на пульте космонавта - 0,181 с от аварии.
8. СА переходит на автономное питание - 0,181 с от аварии.
9. Подготавливается автоматика системы приземления и управления спуском - 0,181 с от аварии.
10. Разделяется аварийный стык ГО - 0,181 с от аварии.
11. Разделяются разрывные болты замков решетчатых стабилизаторов - 0,181 с от аварии.
12. Включаются камеры 1 и 2 центрального двигателя ДУ САС - 0,181 с от аварии.
13. Запускаются двигатели РДГ 1…4 (на внутренних частях створок ГО) – 4,015 с от аварии.
14. Отделяется крышка оптического визира космонавта и сам визир – время от 7 до 25 секунд плюс 20% от времени аварии.
15. Разделяются СА и БО – 0,217 секунды от отстрела визира.
16. Включается двигатель РДР, который сдергивает ГО и БО с СА, СА выпадает из обтекателя – 0,03 секунды от отделения СА и БО.

harinalex
12.06.2009, 08:58
значит , мои мысли шли в правильном направлении :).

а насчет САС ареса , похоже , что она может уверенно летать ( и эффективно управляться ) по крайней мере по двум направлениям (перпендикулярным плоскости , в которой расположены рдтт ). В направлениях , совпадающих с плоскостью рдтт , управлять полетом сложнее . Могу и ошибаться , исхожу просто из физики . - ошибся , не разглядел второй пары сопел , все нормально , расположены крестообразно .

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Ares_I_launch.jpg


add 12-06-09 20:55
а это про "активные адсорберы масс" , они же "рессоры" ;)
http://www.nasaspaceflight.com/2008/08/thrust-oscillation-options-outlined-for-ares-i-pdr/

маска
12.06.2009, 23:50
Кроме штатной "тянущей" САС у "Ориона" появился и альтернативный вариант.
Первые две фотки основной вариант.
http://s56.radikal.ru/i151/0906/58/b4af255c77f9t.jpg (http://radikal.ru/F/s56.radikal.ru/i151/0906/58/b4af255c77f9.jpg.html)
http://i059.radikal.ru/0906/1b/c61e727cdf15t.jpg (http://radikal.ru/F/i059.radikal.ru/0906/1b/c61e727cdf15.jpg.html)
Альтернативщики.
http://s44.radikal.ru/i105/0906/1e/6e74d4ce89f8t.jpg (http://radikal.ru/F/s44.radikal.ru/i105/0906/1e/6e74d4ce89f8.jpg.html)
http://s45.radikal.ru/i108/0906/13/4e2dbcf52730t.jpg (http://radikal.ru/F/s45.radikal.ru/i108/0906/13/4e2dbcf52730.jpg.html)
http://i016.radikal.ru/0906/a1/224f4d1a706ft.jpg (http://radikal.ru/F/i016.radikal.ru/0906/a1/224f4d1a706f.jpg.html)

harinalex
13.06.2009, 00:20
Кроме штатной "тянущей" САС у "Ориона" появился и альтернативный вариант.


интересно , плоскости черного цвета на альтернативе - это управляемые поверхности или жестко закрепленные ?