Денис Аксентьев
11.06.2009, 18:19
Интервью с Джеймсом Макнирни, президентом, гендиректором и председателем совета директоров Boeing. Опубликовано в Ведомостях за 11.06.09.
«Нужна поддержка на высоком уровне»,
Джеймс Макнирни, президент, гендиректор и председатель совета директоров Boeing
Boeing немало сделал для развития российского авиапрома. Пора и правительству помочь компании — снизить пошлины на ввоз самолетов, считает глава Boeing Джеймс Макнирни
На прошлой неделе Джеймс Макнирни второй раз за четыре года, что он возглавляет Boeing, приехал в Москву. В интервью «Ведомостям», которое состоялось 2 июня, Макнирни не стал скрывать, что одна из главных задач визита — поговорить с российскими чиновниками о необходимости облегчения доступа иностранных самолетов на российский рынок. Ведь с учетом пошлины и НДС наценка на них составляет более 40%. Об этом же правительство давно просят российские авиакомпании. Но пока чиновники склонны поддерживать авиапром, даже несмотря на то что российские предприятия не способны в ближайшем будущем производить в достаточном количестве средне- и дальнемагистральные самолеты. Ни первый вице-премьер Игорь Шувалов, ни министр транспорта Игорь Левитин после встреч с Макнирни 3 июня ни словом не обмолвились о возможности снижения пошлин. А сам руководитель Boeing передал «Ведомостям» через представителя, что показывал Шувалову конструкторский центр компании и разговаривал с ним о российско-американском сотрудничестве в сфере авиапрома и построении в России «экономики интеллекта».
— Расскажите о целях вашего визита в Россию.
— Мой приезд приурочен к очень важному событию для российского отделения Boeing и для всей компании в целом. Мы отмечаем 15 лет деятельности Boeing в России. Одна из целей моего визита — подвести итоги нашей работы в течение этого продолжительного периода, а также со всеми нашими партнерами и заказчиками обсудить общее прошлое, настоящее и перспективы дальнейшего сотрудничества. Кроме того, я встречусь с представителями российского правительства, которые все это время оказывали нам поддержку и содействие в развитии нашего бизнеса на территории России. Сегодня я встречался с министром иностранных дел Лавровым, завтра у меня запланирована встреча с первым вице-премьером Шуваловым и министром транспорта Левитиным.
— О чем вы поговорили с Лавровым и о чем собираетесь разговаривать с Шуваловым и Левитиным?
— С Лавровым мы обсуждали, что может сделать Boeing для улучшения связей между двумя государствами. Сейчас для этого очень благоприятный момент, присутствует политическая воля лидеров обоих государств еще больше развить и укрепить отношения между Россией и США.
— Планируете ли вы на встречах с Шуваловым и Левитиным поднимать вопрос о доступе зарубежной гражданской авиатехники на российский рынок?
— Естественно, мы собираемся обсудить эти вопросы, поскольку самолеты компании Boeing составляют очень большую долю в парке российских авиакомпаний. Я обязательно подчеркну в беседе с министром и первым вице-премьером, что сотрудничество между российскими партнерами и Boeing должно быть паритетным. Мы поставляем современные, высокоэффективные и конкурентоспособные самолеты, оказываем консультационную поддержку «Гражданским самолетам Сухого» [по проекту SSJ], инвестируем в российскую промышленность и заключили контракт на покупку титановых изделий на $18 млрд, открываем СП мирового класса с «ВСМПО-ависмой» по производству деталей для самолета Boeing-787 Dreamliner, в нашем конструкторском центре в Москве более 1200 инженеров российских компаний проектируют самые современные самолеты Boeing. В России компания Boeing выполнила контракты на сумму более $5 млрд.
В ответ мы бы тоже хотели получать поддержку на самом высоком уровне. Все эти вопросы я обязательно озвучу в беседе с политиками. Я постараюсь донести до них: сотрудничество должно иметь сбалансированную и гармоничную структуру, это должна быть улица с двусторонним движением. То есть в ответ на масштабные программы Boeing правительству стоит предпринимать активные действия для создания благоприятного режима деятельности компании в России.
(С первым вице-премьером мы обсуждали, что Boeing может сделать для расширения российско-американского сотрудничества в области авиастроения. Речь шла о том, какие шаги необходимо предпринимать для построения в России «экономики интеллекта». Успехи научных и инженерных центров Boeing в России доказали, что Россия может экспортировать не только сырье, но и интеллектуальные сервисы. Boeing создала более 2000 высокотехнологичных рабочих мест для российских инженеров, ученых и программистов.
Господин Шувалов приезжал на встречу со мной в конструкторский центр Boeing, где по контрактам работает 1200 инженеров из ведущих российских компаний. Мы показали ему совместную работу российских и американских инженеров, которые в виртуальных командах проектируют новые авиалайнеры, используя самые современные компьютерные технологии, а также рассказали ему о наших планах на будущее).
— Как вы оцениваете состояние российского рынка гражданской техники. Не кажется ли вам, что это один из самых закрытых рынков в мире для зарубежных производителей гражданской авиатехники?
— Рынок начинает понемногу раскрываться, и мы положительно оцениваем его перспективы. По нашим оценкам, емкость российского рынка авиационной техники составляет $55 млрд на ближайшие 20 лет. Мы возлагаем большие надежды на рост продаж самолетов Boeing в России. Российские авиакомпании диверсифицируют парк, все чаще появляются новые модели формирования парка, в том числе смешанная, при которой авиакомпания закупает одновременно самолеты Boeing и Airbus. В ближайшее время на рынок поступит новый самолет «Сухого», который также будет способствовать дальнейшему расширению модельного ряда и возможностей авиакомпаний.
— Планируете ли вы во время визита встречаться с потенциальными покупателями самолетов Boeing?
— Сегодня на приеме запланированы встречи с потенциальными заказчиками, представителями крупнейших российских авиакомпаний, которые эксплуатируют самолеты Boeing. Этот прием, напомню, приурочен к 15-летию нашей деятельности в России. На этом приеме также будут присутствовать лидеры отрасли и представители правительства. Но заключение конкретных контрактов, я думаю, мы не будем обсуждать.
— Вы упомянули проект SSJ. Много говорят о том, что вместимость SSJ может быть увеличена до 130 кресел. В таком случае самолет будет конкурировать с продукцией Boeing, которая консультирует ГСС по этому проекту. Как вы к этому относитесь?
— Сейчас границы между партнерами и конкурентами стираются. Зачастую компании выступают одновременно в двух ипостасях. Мы всегда оказывали поддержку «Сухому», и не собираемся отказываться от этой роли в будущем. Возможно, появление нового самолета в некоторой степени и сократит нашу долю на рынке, но в конечном счете приведет к качественно новому этапу в развитии гражданской авиации в России. Следствием этого будет рост авиакомпаний, а от этого выиграют все. Кроме того, мы заинтересованы в технологическом развитии авиационной промышленности России, которая является для нас важным партнером. Впрочем, я не вполне убежден в правдивости сообщений о том, что «Сухой» прямо сейчас намерен увеличить вместимость SSJ до 130 мест.
— Возможна ли кооперация Boeing с российскими компаниями в оборонном секторе?
— Мы не рассматриваем никаких аспектов такого сотрудничества без поддержки правительств России и США. Но нас очень обнадеживает тот факт, что политический и экономический климат в отношениях между двумя странами значительно улучшился.
— Характеризуя ситуацию в мировой экономике, вы недавно говорили, что это беспрецедентный кризис со времен Второй мировой войны. Падение носит повсеместный характер. В то же время вы уверены, что в перспективе кризис даст еще больший толчок для роста. Когда рост может возобновиться?
— Я действительно считаю, что этот кризис является беспрецедентным из-за его глобального характера. Увы, я не могу назвать точных сроков, когда мировая экономика начнет стабилизироваться. Впрочем, я уверен, что никаких экстраординарных сценариев выхода из кризиса не будет. Все будет происходить проверенным путем, как мы уже неоднократно наблюдали в истории мировой экономики. Активы будут дешеветь, пройдут реорганизации, слияния, поглощения, а также концентрация производства на наиболее необходимых и важных для жизнедеятельности населения продукции и услугах.
Я считаю, что те меры, которые сейчас предпринимаются правительствами разных стран по выходу из кризиса, полезны и продуктивны. Однако, на мой взгляд, потребуется еще какое-то время для того, чтобы экономика стабилизировалась самостоятельно, без искусственного вмешательства.
— Какие меры реализует Boeing для того, чтобы преодолеть экономическую турбулентность?
— Прежде всего мы работаем в очень тесном контакте с нашими заказчиками, мы не оставляем их наедине с финансовыми проблемами. Мы вместе ищем способы оптимизировать графики поставки, включая возможный перенос сроков поставок, с тем чтобы максимально эффективно распределить имеющиеся у них финансовые ресурсы (которые сейчас ограничены). В то же время мы реализуем ряд мер и внутри самой компании. Мы реструктурируем отдельные подразделения, принимаем другие меры, включая сокращения персонала. Недавно мы объявили о намерении сократить около 10 000 человек. Вместе с тем мы увеличиваем объем кредитования наших заказчиков из числа авиакомпаний благодаря широким возможностям нашего финансового подразделения — Boeing Capital Corporation (ВСС). Мы также ищем пути для роста бизнеса. И несмотря на тяжелый финансовый год, мы не снижаем объемы инвестиций.
— Вы имели в виду инвестиции в научные разработки или слияния и поглощения?
— Я говорил в первую очередь о НИОКР. Мы делаем акцент на том, чтобы не сокращать объем инвестиций в перспективные направления, в научно-исследовательскую работу, поскольку в конечном счете именно она является залогом конкурентного преимущества и нашего успеха как производителя самых эффективных и современных самолетов.
— Известно, что ВСС в этом году намерена прокредитовать покупателей на $1 млрд. Насколько увеличилась эта сумма по сравнению с предыдущим годом?
— Она сохранится приблизительно на этом же уровне. В следующем году эта цифра, возможно, будет увеличена, но незначительно. Впрочем, благодаря большому финансовому резерву мы при необходимости можем и существенно увеличить эту сумму.
— Сейчас вклад ВСС в общую копилку Boeing невелик. Возможно ли развитие ее как самостоятельной организации, занимающейся кредитованием покупателей? Ведь известно, что финансовые подразделения автомобильных компаний оперируют колоссальными деньгами и приносят многомиллионные доходы.
— С юридической точки зрения ВСС уже является самостоятельной структурой, поскольку она выполняет финансирование под свои собственные контракты, на основе своей системы отчетности. Но в отличие от автопрома мы не планируем оказывать кредитную поддержку компаниям из других отраслей.
— Еще одна важная задача для Boeing сейчас — скорейший запуск в производство Boeing-787. Когда он выполнит свой первый полет и будет поставлен первому заказчику?
— По всей вероятности, уже с конца этого месяца мы начнем реализацию программы летных испытаний. После ее завершения, примерно в I квартале 2010 г., первый самолет будет доставлен заказчику. Вы абсолютно правы в том, что скорейший выпуск 787-го на рынок является жизненно важным условием для поддержания бизнеса компании в условиях мирового финансового кризиса. Но стоит также отметить, что 787-й по уровню технологий является самым инновационным и прорывным самолетом Boeing со времен Boeing-707, который был выпущен в 1950-е гг.
787-й, еще не взлетев, поставил рекорд по количеству заказов — около 850. Это абсолютный рекорд. Обычно на момент начала продаж новой модели мы получаем в среднем 100-150 заказов.
— Да, но за это время ряд авиакомпаний отказался примерно от 50 самолетов как минимум. Каков общий размер потерь в связи с почти двухлетней задержкой в поставках самолета?
— Незначительный. С каждым заказчиком у нас заключаются индивидуальные контракты. Точную сумму потерь я вам назвать не могу. Однако я могу сказать, что «программа 787» продолжает являться прибыльной, несмотря на потери из-за задержек.
«Нужна поддержка на высоком уровне»,
Джеймс Макнирни, президент, гендиректор и председатель совета директоров Boeing
Boeing немало сделал для развития российского авиапрома. Пора и правительству помочь компании — снизить пошлины на ввоз самолетов, считает глава Boeing Джеймс Макнирни
На прошлой неделе Джеймс Макнирни второй раз за четыре года, что он возглавляет Boeing, приехал в Москву. В интервью «Ведомостям», которое состоялось 2 июня, Макнирни не стал скрывать, что одна из главных задач визита — поговорить с российскими чиновниками о необходимости облегчения доступа иностранных самолетов на российский рынок. Ведь с учетом пошлины и НДС наценка на них составляет более 40%. Об этом же правительство давно просят российские авиакомпании. Но пока чиновники склонны поддерживать авиапром, даже несмотря на то что российские предприятия не способны в ближайшем будущем производить в достаточном количестве средне- и дальнемагистральные самолеты. Ни первый вице-премьер Игорь Шувалов, ни министр транспорта Игорь Левитин после встреч с Макнирни 3 июня ни словом не обмолвились о возможности снижения пошлин. А сам руководитель Boeing передал «Ведомостям» через представителя, что показывал Шувалову конструкторский центр компании и разговаривал с ним о российско-американском сотрудничестве в сфере авиапрома и построении в России «экономики интеллекта».
— Расскажите о целях вашего визита в Россию.
— Мой приезд приурочен к очень важному событию для российского отделения Boeing и для всей компании в целом. Мы отмечаем 15 лет деятельности Boeing в России. Одна из целей моего визита — подвести итоги нашей работы в течение этого продолжительного периода, а также со всеми нашими партнерами и заказчиками обсудить общее прошлое, настоящее и перспективы дальнейшего сотрудничества. Кроме того, я встречусь с представителями российского правительства, которые все это время оказывали нам поддержку и содействие в развитии нашего бизнеса на территории России. Сегодня я встречался с министром иностранных дел Лавровым, завтра у меня запланирована встреча с первым вице-премьером Шуваловым и министром транспорта Левитиным.
— О чем вы поговорили с Лавровым и о чем собираетесь разговаривать с Шуваловым и Левитиным?
— С Лавровым мы обсуждали, что может сделать Boeing для улучшения связей между двумя государствами. Сейчас для этого очень благоприятный момент, присутствует политическая воля лидеров обоих государств еще больше развить и укрепить отношения между Россией и США.
— Планируете ли вы на встречах с Шуваловым и Левитиным поднимать вопрос о доступе зарубежной гражданской авиатехники на российский рынок?
— Естественно, мы собираемся обсудить эти вопросы, поскольку самолеты компании Boeing составляют очень большую долю в парке российских авиакомпаний. Я обязательно подчеркну в беседе с министром и первым вице-премьером, что сотрудничество между российскими партнерами и Boeing должно быть паритетным. Мы поставляем современные, высокоэффективные и конкурентоспособные самолеты, оказываем консультационную поддержку «Гражданским самолетам Сухого» [по проекту SSJ], инвестируем в российскую промышленность и заключили контракт на покупку титановых изделий на $18 млрд, открываем СП мирового класса с «ВСМПО-ависмой» по производству деталей для самолета Boeing-787 Dreamliner, в нашем конструкторском центре в Москве более 1200 инженеров российских компаний проектируют самые современные самолеты Boeing. В России компания Boeing выполнила контракты на сумму более $5 млрд.
В ответ мы бы тоже хотели получать поддержку на самом высоком уровне. Все эти вопросы я обязательно озвучу в беседе с политиками. Я постараюсь донести до них: сотрудничество должно иметь сбалансированную и гармоничную структуру, это должна быть улица с двусторонним движением. То есть в ответ на масштабные программы Boeing правительству стоит предпринимать активные действия для создания благоприятного режима деятельности компании в России.
(С первым вице-премьером мы обсуждали, что Boeing может сделать для расширения российско-американского сотрудничества в области авиастроения. Речь шла о том, какие шаги необходимо предпринимать для построения в России «экономики интеллекта». Успехи научных и инженерных центров Boeing в России доказали, что Россия может экспортировать не только сырье, но и интеллектуальные сервисы. Boeing создала более 2000 высокотехнологичных рабочих мест для российских инженеров, ученых и программистов.
Господин Шувалов приезжал на встречу со мной в конструкторский центр Boeing, где по контрактам работает 1200 инженеров из ведущих российских компаний. Мы показали ему совместную работу российских и американских инженеров, которые в виртуальных командах проектируют новые авиалайнеры, используя самые современные компьютерные технологии, а также рассказали ему о наших планах на будущее).
— Как вы оцениваете состояние российского рынка гражданской техники. Не кажется ли вам, что это один из самых закрытых рынков в мире для зарубежных производителей гражданской авиатехники?
— Рынок начинает понемногу раскрываться, и мы положительно оцениваем его перспективы. По нашим оценкам, емкость российского рынка авиационной техники составляет $55 млрд на ближайшие 20 лет. Мы возлагаем большие надежды на рост продаж самолетов Boeing в России. Российские авиакомпании диверсифицируют парк, все чаще появляются новые модели формирования парка, в том числе смешанная, при которой авиакомпания закупает одновременно самолеты Boeing и Airbus. В ближайшее время на рынок поступит новый самолет «Сухого», который также будет способствовать дальнейшему расширению модельного ряда и возможностей авиакомпаний.
— Планируете ли вы во время визита встречаться с потенциальными покупателями самолетов Boeing?
— Сегодня на приеме запланированы встречи с потенциальными заказчиками, представителями крупнейших российских авиакомпаний, которые эксплуатируют самолеты Boeing. Этот прием, напомню, приурочен к 15-летию нашей деятельности в России. На этом приеме также будут присутствовать лидеры отрасли и представители правительства. Но заключение конкретных контрактов, я думаю, мы не будем обсуждать.
— Вы упомянули проект SSJ. Много говорят о том, что вместимость SSJ может быть увеличена до 130 кресел. В таком случае самолет будет конкурировать с продукцией Boeing, которая консультирует ГСС по этому проекту. Как вы к этому относитесь?
— Сейчас границы между партнерами и конкурентами стираются. Зачастую компании выступают одновременно в двух ипостасях. Мы всегда оказывали поддержку «Сухому», и не собираемся отказываться от этой роли в будущем. Возможно, появление нового самолета в некоторой степени и сократит нашу долю на рынке, но в конечном счете приведет к качественно новому этапу в развитии гражданской авиации в России. Следствием этого будет рост авиакомпаний, а от этого выиграют все. Кроме того, мы заинтересованы в технологическом развитии авиационной промышленности России, которая является для нас важным партнером. Впрочем, я не вполне убежден в правдивости сообщений о том, что «Сухой» прямо сейчас намерен увеличить вместимость SSJ до 130 мест.
— Возможна ли кооперация Boeing с российскими компаниями в оборонном секторе?
— Мы не рассматриваем никаких аспектов такого сотрудничества без поддержки правительств России и США. Но нас очень обнадеживает тот факт, что политический и экономический климат в отношениях между двумя странами значительно улучшился.
— Характеризуя ситуацию в мировой экономике, вы недавно говорили, что это беспрецедентный кризис со времен Второй мировой войны. Падение носит повсеместный характер. В то же время вы уверены, что в перспективе кризис даст еще больший толчок для роста. Когда рост может возобновиться?
— Я действительно считаю, что этот кризис является беспрецедентным из-за его глобального характера. Увы, я не могу назвать точных сроков, когда мировая экономика начнет стабилизироваться. Впрочем, я уверен, что никаких экстраординарных сценариев выхода из кризиса не будет. Все будет происходить проверенным путем, как мы уже неоднократно наблюдали в истории мировой экономики. Активы будут дешеветь, пройдут реорганизации, слияния, поглощения, а также концентрация производства на наиболее необходимых и важных для жизнедеятельности населения продукции и услугах.
Я считаю, что те меры, которые сейчас предпринимаются правительствами разных стран по выходу из кризиса, полезны и продуктивны. Однако, на мой взгляд, потребуется еще какое-то время для того, чтобы экономика стабилизировалась самостоятельно, без искусственного вмешательства.
— Какие меры реализует Boeing для того, чтобы преодолеть экономическую турбулентность?
— Прежде всего мы работаем в очень тесном контакте с нашими заказчиками, мы не оставляем их наедине с финансовыми проблемами. Мы вместе ищем способы оптимизировать графики поставки, включая возможный перенос сроков поставок, с тем чтобы максимально эффективно распределить имеющиеся у них финансовые ресурсы (которые сейчас ограничены). В то же время мы реализуем ряд мер и внутри самой компании. Мы реструктурируем отдельные подразделения, принимаем другие меры, включая сокращения персонала. Недавно мы объявили о намерении сократить около 10 000 человек. Вместе с тем мы увеличиваем объем кредитования наших заказчиков из числа авиакомпаний благодаря широким возможностям нашего финансового подразделения — Boeing Capital Corporation (ВСС). Мы также ищем пути для роста бизнеса. И несмотря на тяжелый финансовый год, мы не снижаем объемы инвестиций.
— Вы имели в виду инвестиции в научные разработки или слияния и поглощения?
— Я говорил в первую очередь о НИОКР. Мы делаем акцент на том, чтобы не сокращать объем инвестиций в перспективные направления, в научно-исследовательскую работу, поскольку в конечном счете именно она является залогом конкурентного преимущества и нашего успеха как производителя самых эффективных и современных самолетов.
— Известно, что ВСС в этом году намерена прокредитовать покупателей на $1 млрд. Насколько увеличилась эта сумма по сравнению с предыдущим годом?
— Она сохранится приблизительно на этом же уровне. В следующем году эта цифра, возможно, будет увеличена, но незначительно. Впрочем, благодаря большому финансовому резерву мы при необходимости можем и существенно увеличить эту сумму.
— Сейчас вклад ВСС в общую копилку Boeing невелик. Возможно ли развитие ее как самостоятельной организации, занимающейся кредитованием покупателей? Ведь известно, что финансовые подразделения автомобильных компаний оперируют колоссальными деньгами и приносят многомиллионные доходы.
— С юридической точки зрения ВСС уже является самостоятельной структурой, поскольку она выполняет финансирование под свои собственные контракты, на основе своей системы отчетности. Но в отличие от автопрома мы не планируем оказывать кредитную поддержку компаниям из других отраслей.
— Еще одна важная задача для Boeing сейчас — скорейший запуск в производство Boeing-787. Когда он выполнит свой первый полет и будет поставлен первому заказчику?
— По всей вероятности, уже с конца этого месяца мы начнем реализацию программы летных испытаний. После ее завершения, примерно в I квартале 2010 г., первый самолет будет доставлен заказчику. Вы абсолютно правы в том, что скорейший выпуск 787-го на рынок является жизненно важным условием для поддержания бизнеса компании в условиях мирового финансового кризиса. Но стоит также отметить, что 787-й по уровню технологий является самым инновационным и прорывным самолетом Boeing со времен Boeing-707, который был выпущен в 1950-е гг.
787-й, еще не взлетев, поставил рекорд по количеству заказов — около 850. Это абсолютный рекорд. Обычно на момент начала продаж новой модели мы получаем в среднем 100-150 заказов.
— Да, но за это время ряд авиакомпаний отказался примерно от 50 самолетов как минимум. Каков общий размер потерь в связи с почти двухлетней задержкой в поставках самолета?
— Незначительный. С каждым заказчиком у нас заключаются индивидуальные контракты. Точную сумму потерь я вам назвать не могу. Однако я могу сказать, что «программа 787» продолжает являться прибыльной, несмотря на потери из-за задержек.