Вход

Просмотр полной версии : Помогите опознать "Клод".



Kordhard
13.08.2009, 17:18
Имеется модель самолёта А5М4. Интересует: к какому подразделению принадлежал данный самолёт, а так же где и в какой период он мог летать в такой окраске с такими опознавательными знаками и надписями? "Палитра крыла" не спасла, там слишком большой разброс получается. Можно ли привязаться более точно?..

Motorhead
13.08.2009, 18:55
Скорее всего, это 14-й сентай, Китай, 1940. Во всяком случае, в пользу этого говорят две фотографии:
http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AK/2006_04/Pictures/18.jpg
http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AK/2006_04/Pictures/35.jpg
Полного совпадения нет, но очень похожи две белые полоски на киле, и цифра 9 на нем же, перед номером самолета, на первом фото. А на второй фотке видно полосы на фюзеляже, очень вероятно, что это именно этот сентай.

Kordhard
13.08.2009, 23:02
В 14-й сентай верю. А вот с датировкой - пока не очень. Насколько мне известно (поправь, если ошибаюсь), начиная с какого-то момента японцы перестали превращать борта и крылья истребителей в летающую стенгазету. И на фотках 40-го и 41-го годов, которые мне попадались, самолёты почти поголовно не несут никаких надписей. В то же время, в 1938-м они раскрашены чуть ли не полным собранием Басё на каждом. Мне почему-то кажется, что 40-й год 14-й сентай должен был встречать уже без каллиграфии на самолётах... Может быть я ошибаюсь, потому и задаю тут вопрос...

GoRRik
14.08.2009, 05:20
Каллиграфия (по мурзилке Hikoki Publications - Emblems Of The Rising Sun) наносилась на борт в довоенное время. Как правило это были два больших стандартных иероглифа 愛國 [aikoku] (патриотизм, любовь к родине), которые наносились под кокпитом и число, которое наносилось на фюзеляже за хиномару с обоих сторон. Рядом иногда указывался "донатор" - как правило город, община etc. Число указывало на порядковый номер "пожертвованного" борта от конкретных благодетелей. После начала боевых действий (точно не указывается) подобные надписи очень сильно уменьшились в размерах (как я понимаю уже на новых бортах), а потом и вовсе пропали.

ПыСы На этом "клоде" практически тоже самое. Разница только в том что на нем начертано 報國 - [hōkoku] (что-то вроде "пожертвования стране" или "взноса ..."). Остальное - не разобрать, мелко очень.

ПыПыСы Сей крафт есть в этой (http://ebook30.com/magazine/military/96220/mitsubishi-a5m-claude.html) мурзилке.

Kordhard
04.09.2009, 14:39
Каллиграфия наносилась на борт в довоенное время.
А какое время у японцев считается "довоенным"?..
Я правильно понимаю, что данный самолёт в такой окраске - это машина 14-го кокутая, базировавшаяся в Китае в 1938 году?

GoRRik
05.09.2009, 11:52
А какое время у японцев считается "довоенным"?..

ну раз речь идет о бортах, принимавших участие в китайской кампании, то какое время у японцев считается "довоенным"?


Я правильно понимаю, что данный самолёт в такой окраске - это машина 14-го кокутая, базировавшаяся в Китае в 1938 году?

Угу, персональный крафт LT Mitsugu Kokufuda

Kordhard
06.09.2009, 01:01
Я почему про "довоенное" время спросил: война в Китае началась с моста Лугодзяо в 1937 году. А Клоды А5М4 появились только в 1938-м!

GoRRik
06.09.2009, 18:59
Ну и что? Речь идет о практике нанесения дарственных надписей на бортах и не более. Подозреваю, что подобные письмена вообще никак не регламентировались. Известен период, когда они начали появляться и когда потихоньку сошли на нет. Тем более, что "айкоку" не является обязательным ОЗ и встречается не так уж и часто. Если хотите, это ИМХО фактически японский аналог именных надписей на отечественных бортах типа: "от колхоза(ника/ников/ницы) такого-то/такой-то, летчику(ам) такому-то/таким-то" etc.