Просмотр полной версии : 27 сентября 1940, самый чёрный день БзБ для Bf110
=KAG=Bersrk
12.10.2009, 20:55
Приветствую!
По заявкам товарищей :)
Сразу оговорюсь - не буду переписывать рапорты пилотов (а их десятки, как РАФ так и ЛВ). Просто ход боя и кто кого, когда, где и почему сбил.
Итак, пока кратко (в последующих постах распишу подробно как указал выше):
27 сентября 1940 было проведено две большие операции с участием Bf110. Погода стояла превосходная, видимость - "миллион на миллион", по отзывам пилотов обеих сторон - "идеальная для воздушных боёв". Задействованы все наличные "остатки" Bf110 - Erpr.Gr.210, две группы ZG76 и три группы ZG26. I./ZG76 к тому моменту переформировывалась в ночников после резни 15 августа 1940, а ZG2 уже была практически уничтожена в боях в начале сентября и расформирована, все самолёты переданы в ZG26.
1) 15 Ju88 из I./KG77 летели бомбить цели в Лондоне. Прикрытие - V.(Z)/LG1 и ZG76.
2) 10 Bf110D из ErprobungsGruppe210 вылетели в 10:40 для атаки авиазавода фирмы Parnall в г.Яте, недалеко от Бристоля. Сразу после взлёта один Bf110 вернулся из-за неисправности нагнетателя. Непосредственное прикрытие составляли Bf110 из трёх групп ZG26.
Итог дня - погибло 2 Группенкомандира, 3 Штаффелькапитэна, и 1 Группенадьютант попал в плен.
Да уж, ...... Англичане молодцы, организованно у них там было все на пять, в плане ПВО.
Спасибо огромное! =KAG=Bersrk
=KAG=Bersrk
12.10.2009, 22:30
Ну организованно стало у них далеко не сразу.
Но предпосылки были. И они их хорошо реализовали. В первую очередь оповещение - как радары (на высоте) так и посты ВНОС (на малой высоте где радары не действуют). Да ещё один фактор - Англия - густонаселённая МАЛЕНЬКАЯ страна. Местные жители тоже играли свою роль. Это не СССР где стодесятки летали на 300 км вглубь нашей территории и не бывали перехвачены-замечены.
=KAG=Ranchel
13.10.2009, 01:37
Спасибо, хороший материал!!! ;)
Ну организованно стало у них далеко не сразу.
Но предпосылки были. И они их хорошо реализовали. В первую очередь оповещение - как радары (на высоте) так и посты ВНОС (на малой высоте где радары не действуют). Да ещё один фактор - Англия - густонаселённая МАЛЕНЬКАЯ страна. Местные жители тоже играли свою роль. Это не СССР где стодесятки летали на 300 км вглубь нашей территории и не бывали перехвачены-замечены.
Спасибо, прочел с удовольствием!
Но, ИМХО, радары тоже не панацея, ведь в 1941-1942, против ябо-эскадрилий немцев, англичане вынуждены были держать несоизмеримо большое количество перехватчиков, а в начале нередко бывали такие случаи, когда перехватчики только взлетали, а немцы уже, скинув бомбы, возвращались на базу.
=KAG=Bersrk
13.10.2009, 19:10
Там другая ситуёвина.
1. Радары показывали группу истребителей, и англичане поначалу вообще никого не отправляли (потому как основная цель была бомберы), а "истребители" бомбились и уходили.
2. Позже ябо стали ходить на бреющем, и радары их не брали. Поэтому как средства раннего оповещения не было, их засекали уже над терр. острова. Вот поэтому и ввели патрулирование.
Broomberg
21.10.2009, 20:29
Сюда бы ещё карту... :ok:
=KAG=Bersrk
21.10.2009, 21:17
Будет.
=KAG=Bersrk
22.10.2009, 09:24
Ofw. Kobert, V.(Z)/LG1:
"I would not say that the British fighters were superior to the Bf110. Each possessed certain advantages and disadvantages. Under equal conditions much depended on the pilots. But I would like to to make one thing clear: the nature of our missions plased us at a grave disadvantage compared to British. The fighter pilot's motto has always been: see and attack at once! But on our missions this applyed only to British. They could initiate their attacks from safe altitude, where and when they wanted. On the other hand we as direct escorts were tied to our slow-flying bombers. We had to wait until the British attacked, usually in superior numbers. In order for us to have at least some measure of mutual proterction in this disadvatageos situation we formed one or two vertically staggered defensive circles."
Maj. Grabmann, ZG76:
"Concerning the perfomance of the Bf110: I myself carried out many comparison flights with the Bf109, Bf110C against Bf109E. Speed equal, Bf109 somewhat better in a climb, Bf110 somewhat faster in a shallow dive. Dogfighting - 50:50. It was the same against the Spitfire.
=KAG=Bersrk
19.07.2010, 12:23
Сегодня выложу окончание, как дома появлюсь.
Самое интересное, что операция по уничтожению Bf110 была спланирована заранее. Несколько эскадрилий перелетели к Бристолю ночью перед налётом. Скорее всего, это работа служб Y-Intercepts, ведь Энигма уже была расшифрована.
Предполагалось пропустить ударные группы к цели, предварительно связав боем Bf109-ые. Затем, предварительно набравшие высоты эскадрильи, одновременно атаковали сверху формацию стодесятых.
Это произошло и над Лондоном, и над Бристолем. И если Erpr.Gr.210 ещё смогла уйти, потеряв двух командиров, то 72 Спитфайра и Харрикейна устроили над Лондоном настоящую резню. Они так и не смогли разбить "абверкрайсс" ZG76, которые ушли пикированием, и всеми силами обрушились на V.(Z)/LG1, буквально вырезав группу.
=KAG=Bersrk
20.07.2010, 22:37
Состав группы V.(Z)/LG1:
Stab: Hptm.Liensberger/Uffz.Kopge,
13 Staffel: Lt.Goetze/Uffz. Seufert, Fw.Bruns/Gefr.Gobl, Gefr.Swetlik/Gefr.Welz
14 Staffel: Oblt. Zobel/Uffz.Pellnat, Fw.Lindemann/Ogefr.Hubner, Uffz.Bechthold/Uffz.Koch, Uffz.Voelskow/Uffz.Schwarz
15 Staffel: Oblt. Freiherr von Gravenreuth/Fw.Reinhold, Oblt. Weckeiser/Uffz.Bruggow
Всего 10 самолётов.
Состав смешанной группы ZG76 :
Stab./ZG76: Maj.Grabmann/Obfw.Walzenbach , Oblt. Von Eichhorn/Uffz.Bartmuss
II./ZG76: Hptm. Groth, Oblt. Nacke, Oblt. Jabs, Oblt. Borchers..
III./ZG76: Hptm.Kaldrack, Fw.Peterburs, Fw. Lutter, Lt. Weyergang, Fw. Kutcha, Lt. Uhlmann, Lt. Hermichen.
Всего 13 самолётов.
Командир ZG76 майор Вальтер Грабманн в представлении не нуждается. Ветеран войны в Испании, ставший там асом, летал в составе I.(Z)/LG1 в Польше, затем уже Комодором ZG76 - во Франции и в БзБ. Всего на Bf110 одержал 7 побед, плюс 7 побед - на Bf109D-1 "6-56" в Испании.
Командир II./ZG76 "HaifischGruppe" – Опытнейший ветеран хауптманн Эрих Грот, один из лучших пилотов Bf110 начала войны.
4 Штаффель – 30 августа был сбит истребителями и погиб хауптманн Хайнц Вагнер, на его место был назначен самый опытный и результативный пилот штаффеля – оберлейтенант Вальтер Борхерс.
5 Штаффель – бессменным Штаффелькапитэном был оберлейтенант Вильхельм Хобайн.
6 Штаффель – его командир – хауптманн Хайнц Наке на некоторе время передавал командование Штаффелем оберлейтенанту «Хайо» Ябсу в то время пока исполнял обязанности Группенкомандира вместо хауптманна Эриха Грота, получившего ранение 14 августа.
Командир III./ZG76 – хауптманн Рольф «Шлитцор» Кальдрак, ветеран боёв в Испании и всех последующих кампаний.
7 Штаффель – прошёл через Битву за Британию без потерь командиров Штаффеля. После того как оберлейтенант Рольф «Шлитцор» Кальдрак был назначен на должность Группенкомандира, сменив погибшего 16 августа хауптманна Дикорэ, Штаффелькапитэном стал оберлейтенант Вальтер фон Покафалва.
8 Штаффель – 11 августа при сопровождении Ju87 в район Портсмута был сбит и погиб Штаффелькапитэн хауптманн Макс Граф Хойос. Его сменил оберлейтенант Гюнтер Шмидт.
9 Штаффель – 11 июля в бою против истребителей РАФ был сбит и попал в плен командир штаффеля оберлейтенант Герхард Кадов. Его сменил оберлейтенант Гюнтер Тонне.
V.(Z)/LG1 - 5-я группа (тяжелых истребителей) 1-й Инструкторской Эскадры.
Группа действовала в оперативном подчинении 76-й Эскадре Тяжёлых Истребителей (ZG76) как первая группа эскадры.
В течении сентября группа несла пусть и небольшие, но частые потери, которые в то же время практически не восполнялись (за весь месяц в группа получила в качестве пополнения только один экипаж). В результате к концу сентября в Группе сложилась тяжёлая ситуация – накануне «рокового» дня в Группе числилось только 11 экипажей, и только 10 самолётов были исправны.
Командный состав:
Командир Группы – хауптманн Хорст Лиенсбергер, опытнейший пилот, ветеран войны в Испании, к концу сентября имел 4 победы на счету.
13 Штаффель: 15 сентября погиб Облт.Мюллер, на посту командира его сменил последний офицер Штаффеля – Лт. Гётце.
14 Штаффель – 4 сентября погиб Облт. Юнге, последний офицер Штаффеля. В этой ситуации Адъютант Группы Облт. Цобель был назначен и.о. командира Штаффеля.
15 Штаффель – Облт.Шноор в конце августа был преведён в ночные истребители, и Облт. Барон фон Гравенройт был назначен на его место.
Из-за низкой боеспособности предполагалось, что Группу отведут для пополнения и отдыха в Германию.
Но рано утром 27 сентября Группа была поднята по тревоге.
Погодные условия - в южной части Англии предполагался туман в утренние часы. Тонкий слой облаков выше 8.000м, отдельные группы облаков на высоте 2-3км. В юго-восточной части Англии небольшой дождь в утренние часы. В целом прогноз погоды оценивался как благоприятный.
Целью 15-ти Ju88 из I./KG77 был Лондон. Непосредственный эскорт – 23 Bf110 из V.(Z)/LG1 и ZG76. Группа свободного боя – 40 Bf109 из JG27.
Им навстречу на перехват были подняты (в промежутке 9:45-10:05):
12 Hurricane 46 Sqdn
12 Hurricane 249 Sqdn
12 Hurricane 213 Sqdn
12 Hurricane 17 Sqdn
12 Hurricane 73 Sqdn
12 Hurricane 1 Sqdn RCAF
11 Hurricane 303 (Polish) Sqdn
11 Spitfire 92 Sqdn
12 Spitfire 72 Sqdn
12 Hurricanes 501 Sqdn
10 Hurricanes 253 Sqdn
После прохождения побережья истребители из JG27 оказались полностью связанными воздушным боем, и с Ju88 остались только церштореры, которые образовали над бомбардировщиками два оборонительных круга. На сцене появлялись эскадрильи англичан, одна за одной, но лишь немногим удалось прорваться к бомберам до того как они сбросили бомбы. Тем не менее, два юнкерса было сбито. В 10:40, после сброса бомб, I./KG77 взяла курс на базу. Видя, что бомберы выполнили свою задачу, англичане всеми силами набросились на Bf110-ых. «Круг» в течении 30-ти минут выдерживал атаки двух эскадрилий британцев, оттягивая часть истребителей на себя. Но вот их товарищам из V./LG1 так не повезло – их круг был на удалении более 1 км севернее и немного ниже, и никто не мог прийти им на помощь.
По команде хауптманна Грота мессершмитты спикировали с высоты 6.000 до уровня земли, и на большой скорости начали уходит в сторону Франции. Тем не менее, уже подлетая к побережью они были перехвачены двумя эскадрильями англичан, и после скоротечного боя вернулись на базу. Единственной потерей стал самолёт мессершмитт оберлейтенанта фон Айххорна и его стрелка унтерофмцера Бартмусса, который был тяжело повреждён и, не дотянув до Франции, сел на воду. Экипаж был спасён английским спасательным самолётом и попал в плен.
После того, как мессершмитты из ZG76 ушли, вся «свора» разьярённых Спитфайров и Харрикейнов набросились на V./LG1, атаковав оборонительный круг со всех сторон – сверху в пикировании, сбоку, снизу. Выпавшие из круга повреждённые мессершмитты сразу же оказывались под огнём карауливших их англичан.
Видео:
Экипаж из 7./ZG76 готовится к боевому вылету. Самолёт - Bf110C-2, составлявший основу вооружения III./ZG76 в ходе БзБ, 2N+GM. Камуфляж, стандартный для 1939-середины 1940 "зелёный осколочный". На носу фюзеляжа - эмблема группы, "Рой ос".
http://www.youtube.com/watch?v=4qtoj4VQlYg
=KAG=Bersrk
20.07.2010, 22:44
Самолёт командира группы хайптманна Лиенсбергера и его стрелка унтерофицера Копге, Bf110C-2, L1+XB, W.Nr.3560, также как и остальные самолёты, был атакован сразу несколькими английскими истребителями. Немецкий пилот спикировал вниз, выровнял самолёт на бреющем и направился в сторону побережья. Казалось, англичане не последовали за ним, потеряв его из виду, либо не были способны так же быстро пикировать как Bf110. Но один Харрикейн всё-же смог удежаться на хвосте у мессершмитта и атаковать его. Хауптманн Лиенсбергер делал всё возможное, чтобы «стряхнуть» противника со своего хвоста, совершал невероятные манёвры на высоте крон деревьев. Пилот Харрикейна V6883 из 149 Sqdn, не хотел отпускать свою жертву. Гонка продолжалась на протяжении почти 40 км, до тех пор пока после очередной атаки пулемёты англичанина не замолчали – Пайлот Оффицер Бартон расстрелял весь боекомплект. Очевидцы боя утверждают, что Харрикейн вышел из атаки с набором высоты, и видимо собирался уйти – но неожиданно начал новую атаку «с шести часов», на большой скорости. Немецкий пилот выждал, пока англичанин не подойдёт достаточно близко, убрал тягу двигателей и резко «поддёрнул» самолёт, намереваясь пропустить противника под собой и затем самому атаковать его. Этот манёвр оказался для англичанина неожиданным, и тот, в попытке избежать столкновения, инстинктивно тоже потянул ручку на себя и вправо. Его Харрикейн ударил правой законцовкой крыла по левому вертикальному стабилизатору снизу, в результате чего потерял консоль крыла. У мессершмитта отломилось горизонтальное оперение, он опустил нос и с высоты 20 метров упал на землю. От удара пилота выбросило из кабины вместе с креслом, к которому он был пристёгнут, самолёт же разломился на несколько частей, которые разлетелись по полю возле небольшой фермы Hailsham. Харрикейн в свою очередь, потеряв часть правого крыла, врезался в большой дуб, росший у края поля, и взорвался. Английский пилот был также выброшен из кабины, и, судя по всему, пытался воспользоваться парашютом, который не смог полностью открыться на столь малой высоте.
Позднее это столкновение было расценено как намеренный таран английским пилотом, который был представлен к Mention in Despatches 17 марта 1941.
Мессершмитт фельдфебеля Брюнса и гефрайтера Гобля был атакован несколькими Харрикейнами во время обратного пути. Самолёт получил несколько длинный очередей с короткой дистанции, перешёл в вертикальное пикирование и упал на землю в районе Chelwood Gate, южнее East Grinstead. Оба члена экипажа погибли.
На уничтожение этого самолёта претендуют:
Flying Officer Russel 1 Sqdn RCAF
Flight Lieutenant Oxspring 1 Sqdn RCAF
Flight Lieutenant Gillies, 66 Sqdn
Flight Lieutenant Strrickland, 213 Sqdn
Pilot Officer Currant, 605 Sqdn
Squadron Leader McNab, 1 Sqdn RCAF
Мессершмитт гефрайтера Светлика и гефрайтера Вельца был повреждён во время нахождения в «оборонительном кругу» несколькими атаками Спитфайров. Пилот попытался спикировать и уйти на базу в одиночку, но над проливом был настигнут двумя истребителями. После того, как англичане истратили весь свой боезапас, стреляя по мессершмитту, немец внезапно заложил глубокий крен и, снижаясь, зацепил левым крылом воду. Самолёт мнгновенно изчез в Ла-Манше. Тело гефрайтера Вельца было выброшено на берег Англии, тело гейрайтера Светлика было выброшено волнами на французский берег 25 августа 1940.
На уничтожение этого самолёта претендуют:
Sergeant Beard, 249 Sqdn
Flight Lieutenant Rabagliati, 46 Sqdn
Мессершмитт фельдфебеля Линдеманна и его стрелка обергефрайтера Хюбнера был повреждён в то время когда летел в «кругу», выпал из строя и был немедленно атакован несколькими истребителями. Получив множественные попадания, самолёт взорвался в воздухе. Стрелок сумел выпрыгнуть с парашютом но то не открылся. Экипаж погиб.
На уничтожение этого самолёта претендуют:
Pilot Officer Lewis, 249 Sqdn
Pilot Officer Sing, 213 Sqdn
Flying Officer Eckford, 235 Sqdn
Мессершмитт унтерофицера Бехтольда и его стрелка унтерофицера Коха был атакован последним, когда все остальные самолёты V.(Z)/LG1 уже были повреждены и направлялись домой, находясь под атакой. Два Харрикейна атаковали его с щести часов, но стрелок вёл точный огонь и они не могли приблизиться. Затем подошли ещё несколько вражеских истребителей и пилоту стало ясно что по прямой ему не уйти, и вступил в агрессивный маневренный бой. Ему даже удалось подбить одного из нападавших, но силы были слишком не равны. В конце концов один из Харрикейнов с дистанции 50 ярдов всадил длинную очередь прямо в кабину мессершмитта, ранив пилота и убив стрелка. С большим трудом Унтерофицер Бехтольд сумел покинуть самолёт с парашютом и попал в плен.
На уничтожение этого самолёта претендуют:
Pilot Officer Patullo, 46 Sqdn
Pilot Officer Leary, 17 Sqdn
Flying Officer Barthropp, 602 Sqdn
Squadron Leader Hogan, 501 Sqdn
Bf110C командира 15 Штаффеля оберлоейтенанта Барона фон Граверойта и его стрелка фельфебеля Райнольда попал под атаку нескольких истребителей и тяжело повреждён. Разогнавшись в пикировании, немецкий пилот был перехвачен ещё несколькими истребителями недалеко от аэродрома Гатвик. Уклоняясь от атак, он не заметил что летит прямо в направлении аэродрома. Как только Bf110 достаточно приблизился, все зенитные орудия, что имелись на аэродроме, открыли ураганный огонь. Получив несколько прямых попаданий из «Бофорсов», мессершмитт упал и взорвался на окраине лётного поля. Экипаж не имел шансов на спасение.
Пять пилотов претендуют на уничтожение этого самолёта:
Flying Officer Lochnan, 1 Sqdn. RCAF
Sergeant Hogg, 17 Sqdn
Pilot Officer Faddon, 73 Sqdn
Sergeant Barrow, 213 Sqdn
Pilot Officer Hopkin, 602 Sqdn
Bf110C Оберлейтенанта Отто Векайзера и его стрелка унтерофицера Брюггова был сбит в районе Oxted, пригороде Лондона. Получив повреждения двигателя, находясь в «кругу», Облт.Векайзер попытался уйти пикированием, но был атакован несколькими истребителями и тяжело повреждён. После нескольких безуспешных попыток оторваться от преследования на малой высоте, получая в упор одну очередь за другой, пилот совершил вынужденную посадку (причём по воспоминаниям стрелка, один из Харрикейнов всадил в их мессершмитт длинную очередь за секунду до того как самолёт замер на земле). Экипаж попал в плен.
Не менее восьми пилотов заявили об уничтожении этого самолёта:
Sergeant Steward, 17 Sqdn
Sergeant Garton, 73 Sqdn
Pilot Officer Johnson, 46 Sqdn
Sergeant Sellers, 46 Sqdn
Flying Officer Drummond, 92 Sqdn
Pilot Officer Lofts, 249 Sqdn
Pilot Officer Meaker, 249 Sqdn
Sergeant Budzinski, 605 Sqdn
После того, как в оборонительном кругу осталось всего четыре мессершмитта, была дана команда – «домой». Но как только самолёт лейтенанта Гётце и его стрелка унтерофицера Зойферта перевернулся, для того чтобы спикировать, он был атакован двумя Спитфайрами, которые обстреляли его, заставив маневрировать и не дали развить большую скорость. Гётце отчаянно маневрировал, но всё равно его самолёт получал очередь за очередью в упор. Загорелся правый двигатель, затем задымил левый, но Гётце уже достиг Ла-Манша. В конце концов, когда у преследователей кончился боекомплект, они отпустили свою жертву, посчитав её сбитой. Тем не менее, Гётце сумел неимоверными усилиями дотянуть до берега и посадить свой изувеченный самолёт, в котором насчитали 44 отверстия от пуль. В этом бою лт-у Гётце была засчитана воздушная победа.
На уничтожение этого самолёта претендуют:
Sergeant Parsons, 66 Sqdn
Экипажу исполняющего обязанности командира 14./LG1 оберлейтенанта Цобеля и его стрелка унтероффицера Пеллната посчастливилось вернуться на свой аэродром на повреждённом самолёте.
Для экипажа унтерофицера Фёльскова и его стрелка унтерофицера Брюггова вылет 27 сентября стал всего 3 боевым вылетом. В момент начала второй атаки на «круг» V.(Z)/LG1 Унтерофицер Фёльсков увидл, что впередиидущий мессершмитт атакован и повреждён Харрикеном, в результате чего вышел из круга. Фёльсков довернул свой самолёт и атаковал англичанина, добившись нескольких попаданий и отогнав его. Но в следующий момент он сам был аткакован тройкой Харрикейнов и теперь был вынужден защищать себя самому. После каскада головокружительных фигур немецкому пилоту стало ясно, что стряхнуть преследователей можно только одним путём – перейти на бреющий, что он и сделал. Тем не менее, Харрикейны через некоторое время снова догнали его, после чего последовала серия резких виражей и разворотов, после одного из которых Фёльсков почти столкнулся с одним из Харрикейнов. После того, как его расстреляный мессершмитт пересёк береговую черту, англичане развернулись и прекратили преследование.
В итоге: вбою над Лондоном при соотношении сил 7 к 1 пилоты V.(Z)/LG1 достоверно сбили 5 (возможно 9 – из состава (Nos. 46, 73, 92, 213, 249 and 501 sqns) английских истребителей, потеряв 7 самолётов, остальные 3 получили повреждения.
ZG76, в свою очередь, воевала в соотношении сил 2 к 1 против Nos. 17 and 1 RCAF sqns, одержав достоверно как минимум 3 победы (потери 17 сквадрона неизв.), заявив при этом 10, и потеряв 1 мессершмитт безвозвратно и 1 повреждённым, с пилотом получившим ранение.
Пилоты JG27 заявили 9 побед, потеряв 1 самолёт.
Всего пилоты Люфтваффе заявили 29 победы над Спитфайрами и Харрикейнами. Реальные потери РАФ составили 11 истребителей, ещё 19 сели на свои аэродромы с повреждениями разл. степени тяжести.
Пилоты РАФ заявили о 34 победах: 1 Ju88, 3 He111 (ошибка, на самом деле He111 не летали, и это были Ju88), 5 Me109 и 25 Me110.
Реальные потери Люфтваффе составили: 3 Ju88, 1 Bf109 и 8 Bf110 (точное кол-во повреждённых неизвестно).
В то же время, «юнкерсы» из I./KG77 поразили цель, и потеряли от атак истребителей всего 3 машину, последняя из которых была сбита на обратном пути уже над проливом.
=KAG=Bersrk
21.07.2010, 12:06
Ну как, продолжать про Erpr.Gr.210 и их рейд на Бристоль?
Ну как, продолжать про Erpr.Gr.210 и их рейд на Бристоль?
Да!
По-моему, очень даже неплохие результаты для "самого чёрного дня". Несмотря на потери (которые у англичан немногим меньше) и неравные силы, задачу выполнили вполне успешно. Похоже, не так уж Bf-110 плох, как его малюют.
Ну как, продолжать про Erpr.Gr.210 и их рейд на Бристоль?
Читаю с большим интересом. Жду продолжения.
Ну как, продолжать про Erpr.Gr.210 и их рейд на Бристоль?
Конечно же!
З.Ы. С интересом прочел про черный день. Действительно, не такой уж он и черный, скорее темно-серый. А пилоты из 76 эскадры - вообще матерые звери - выйти из такой мясорубки практически без потерь.
---------- Добавлено в 12:37 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 12:36 ----------
Несмотря на потери (которые у англичан немногим меньше) и неравные силы, задачу выполнили вполне успешно. Похоже, не так уж Bf-110 плох, как его малюют.
+1
=KAG=Bersrk
21.07.2010, 14:17
Конечно же!
З.Ы. С интересом прочел про черный день. Действительно, не такой уж он и черный, скорее темно-серый. А пилоты из 76 эскадры - вообще матерые звери - выйти из такой мясорубки практически без потерь.[COLOR="Silver"]
Дело не в количестве потерянных самолётов, а в количестве потерянных ОПЫТНЫХ ПИЛОТОВ - КОМАНДИРОВ ШТАФФЕЛЕЙ И ГРУПП.
В первых числах сентября ZG76 одержали свю 500ю победу с начала ВМВ. Немногие эскадры Bf109 могли похвастать таким показателем.
Судьбы пилотов, участвовавших в вылете:
Hptm.Kaldrack командир II./SKG210, ас с 21 победами будет сбит ЛаГГом на Востоке в феврале 42, награждён RK-EL.
Fw.Peterburs - в 43 году будет переведён в эскадру штурмовиков Fw190, имея 18 побед на Bf110Ю и погибнет в Италии в январе 1944.
Fw. Lutter - будет награждён Rk уже в конце 41 за успехи в штурмовых действиях и воздушных боях на Bf110, в 1943 будет переведён в эскадру штурмовиков и станет одним из лучших пилотов штурмовых Fw190 в конце войны. Всего имел 12 побед на Bf110.
Lt. Weyergang - будет переведён в "эскадрилью Такс", действовшую на крайнем севере, погибнет летом 41 в бою с советскими истребителями. одержал 5 побед на 110.
Fw. Kutcha - в 1943 будет переведён в истребительную авиацию, и закончит войну командиром группы с 48 победами на счету, из них более 20ти-на Bf110, а также в качестве пилота Bf110 уничтожит просто несчётное кол-во наземки. Переживёт войну.
Lt. Uhlmann - будет сбит в 1940 и погибнет.
Lt. Hermichen - в декабре 1941 будет переведён в JG26, имея на счету 9 побед (очень неплохой результат для 41 года), и впоследствии станет одним из лучших уничтожителей "четырёхмоторников", а также очень уважаемым командиром в Ягдваффе, будет награждён RK-EL и переживёт войну.
Maj.Grabmann - после БзБ занял должность командира истребителей в Норвегии, с лета 41 - на командных должностях.
Oblt. Von Eichhorn - сбит в вылете, пленён.
Hptm. Groth - сменит Грабманна на посту JaFu Norwegen, и при перелёте на новое место службы разобьётся во фьёрдах Норвегии в сильном тумане. Был самым результативным пилотом Bf110 Битвы за Британию, и одинм из лучших асов и командиров 110 начала войны.
Oblt. Nacke - к концу БзБ имел 12 побед и RK. После эттго был и ночным истребителем, и испытывал Me210, и командовал II./ZG1 в Италии. Не одержав больше побед, зарекомендовал себя грамотным командиром. Пережил войну.
Oblt. Jabs - на лето 41 был ведущим асом Bf110 с 19-тью победами. Затем стал очень успеным ночным истребителем, закончив войну на должности командира NJG1.
Oblt. Borchers - один из самых успешных пилотов Bf110 40-41 годов. Стал успешным ночным истребителем, погиб, когда его Ju88 был сбит на посадке Москито в 1944 году.
=KAG=Bersrk
22.07.2010, 10:13
...задачу выполнили вполне успешно.
Ну, если честно, то не так.
Налёт на Бристоль - задача не выполнена совсем, т.к. подойдя под атаку двух эскадрилий Харрикейнов, Erpr.Gr.210 сбросили бомбы до цели.
Налёт на цели в Лондоне - задача выполнена, по цели отбомбились 13 бомберов из 15.
Дело не в количестве потерянных самолётов, а в количестве потерянных ОПЫТНЫХ ПИЛОТОВ - КОМАНДИРОВ ШТАФФЕЛЕЙ И ГРУПП.
В первых числах сентября ZG76 одержали свю 500ю победу с начала ВМВ. Немногие эскадры Bf109 могли похвастать таким показателем.
Это понято, технику можно заменить, как и новичков -новичками, а опытный пилот всегда дорог, командир - втройне. Но ведь 76я эскадра и потеряла в этом вылете только 1 пилота.
По ситуации в целом - согласен, выглядит не очень, если посмотреть на частоту смен командиров эскадрилей, групп во время БЗБ на смену убитым\попавшим в плен
=KAG=Bersrk
22.07.2010, 12:28
Хптм. Лютц - уже третий командир Группы, погибший в боевом вылете всего за полтора месяца. И уже через неделю с небольшим, 5 октября, погибнет следующий командир Erpr.Gr.210, Облт. Вайманн.
Всё дело в том, что из за формирования групп ночных истребителей, комплектации их личным составом и самолётами, группы дневных тяжёлых истребителей почти не получали пополнения.
В конце концов долшло до того, что большинство групп почти потеряли боеспособность. Самую же боеспособную группу - I./ZG76, уже 7 сентября 40 перевели в Германию и переформировали в ночников.
В итоге 2 Группы ZG76 смогли поднять в воздух всего 13 самолётов. V./LG1 - 10. В Erpr.Gr.210 - боеспособных 10 Bf110. Три Группы ZG26 смогли поднять в воздух 20 машин. ZG2 была в конец обескровлена, и, имея перед глазами приоритет на ночную истребительную авиацию, эскадру решили расформировать в конце сентября, т.к. просто не было самолётов для её пополнения. Вся эскадра была свёрнута в два "сводных" штаффеля, которые стали соответственно 4./NJG2 и 4./NJG3.
Мда, наверное повышение, в виде должности командира этой группы, рассматривалось как билет на тот свет.
Так неужели же действительно Bf-110 не уступал в маневренном бою Bf-109Е и Спитфайру, как утверждает майор Грабманн? Многие ли разделяли такую точку зрения? Какие результаты были бы, если в двух описанных выше ситуациях заменить 110 на 109 (с ПТБ) в аналогичной ситуации?
Уважаемый Bersk, интересно Ваше мнение.
=KAG=Bersrk
23.07.2010, 14:53
1. Уступал. Хотя очень многое зависело от пилотов и от тактики.
2. Многие пилоты говорили, что на Bf110 сражаться на равных с новыми английскими истребителями трудно, но не невозможно. Опять же, см. пункт выше.
3. Ничего бы не изменилось. Англичане тактически переиграли немцев в тот день, и при любых раскладах немцы должны были понести серьёзные потери. Собственно, и понесли.
=KAG=Bersrk
23.07.2010, 19:30
27 сентября 1940 Erprobungsgruppe 210 получила приказ атаковать авиазавод фирмы Пэрнэлл в г. Яте, недалеко от Бристоля.
10 Bf110D поднялись с аэродрома Шербур-Ост и взяли курс на Англию. Группа состояла из двух увеличенных звеньев. Первое звено состояло из 5ти мессершмиттов из состава 1./Erpr.Gr.210, вел командир Группы хауптманн Лютц. Второе звено из 5 самолётов из 2./Erpr.Gr.210 вёл командир 2 штаффеля оберлейтенант Вильгельм-Рихард Рёссигер. Сразу после взлёта у мессершмитта лейтенанта Шенка из 1 штаффеля возникли проблемы с двигателями, и ему пришлось вернуться.
Сопровождали их 41 Bf110 из состава ZG26. 12 Bf109E из состава II./JG2 выдвинулись вперёд для расчистки воздуха, в то время как остальные мессершмитты из I./JG2 и III./JG2, вместе с истребителями из JG53, должны были встретить соединение над Свонэджем.
Как только формация подошла к английскому побережью, II./ZG26 и III./ZG26 образовали два больших круга над Уормвеллом и Портлендом, и должны были прикрыть атакующую группу на отходе. I./ZG26 же направилось к цели вместе с Erpr.Gr.210.
В это время в воздух были подняты в воздух Харрикейны из 504 Sqdn, переведённые в Филтон в ночь на 27 сентября. Набрав высоту, они подошли к г.Ятэ как раз во время – груженые бомбами мессершмитты перешли в плавное пикирование, чтобы набрать скорость перед атакой. Заметив мессершмитты, они устремились в лобовую атаку. Одновременно по немцам был открыт ураганные огонь батарей ЗА, окружавших завод. Хптм. Лютц, чей мессершмитт получил попадания от очереди командира 504 Sqdn Флайт Лейтенанта Ройса, понял, что в этих условиях у него нет шансов атаковать цель, и он приказал сбросить бомбы и разворачиваться на обратный курс, надеясь соединиться с прикрытием из II и III./ZG26.
В это время экипажи I./ZG26 вступили в бой, стараясь прикрыть подопечных. В ходе воздушного боя пара Харрикейнов зажала в клещи мессершмитт оберфельдфебеля Ханса Типпельта и его стрелка унтерофицера Герберта Бросига. Получив несколько очередей в упор от Фл.Офц. Ройса, с обоими горящими двигателями, Bf110C U8+FK, самолёт вертикально упал на землю около института Степлтон. Экипаж погиб.
В это время, во время лобовой атаки получил повреждения ещё один мессершмитт – Bf110D-0 U8+GL лейтенанта Йоахима Кёпселля. Понимая, что с горящим бензобаком ему не дотянуть до Франции, Кёпселль решил воспользоваться парашютом. После затязного прыжка немец приземлился и был взят в плен. Однако его стрелку, унтерофицеру Шмидту не повезло – в тот момент когда он попытался открыть фонарь, мессершмитт взорвался.
Истребители из 56 Sqdn перехватили «Ягуаров» до того, как они достигли побережья. Пайлот оффицер Констэйбл-Максвелл атаковал оставший от строя мессершмитт, и после трёх очередей в упор зажёг двигатель немца. Фельдфебель Фридрих Эбнер, бывший пилот Ju87, опытный ветеран Группы, попав под атаку, спикировал с высоты 12.000 до 4.000 футов, в то время как его стрелок гефрайтер Вернер Цвик, пытался отстреливаться от нападавших. Тем не менее, преследователи снова настигли свою жертву – после очереди в упор стрелок был ранен в живот и потерял сознание. Принимая во внимание состояние стрелка, и то, что со вставшим двигателем у него нет шансов долететь до Франции под атаками Харрикейнов, Эбнер совершил посадку, снеся при этом пару молодых деревьев. Как только его Bf110D-0 S9+DK замер на земле, Эбнер вытащил своего раненого стрелка и передал подоспевшим солдатам гражданской обороны.
Вскоре Erpr.Gr.210 понесла ещё одну потерю. Атакованный уже почти над побережьем Спитфайрами из 504 Sqdn, загорелся у пал на землю в райное Киммериджа Bf110D-0 S9+JH ветерана 1 Штаффеля, лейтенанта Герхарда Шмидта и его стрелка фельдфебеля Рихтера. Экипаж погиб. Шмидт был одним из немногих экипажей первоначального состава своего штаффеля, начавших войну ещё в Польше в составе 1./ZG1. На победу над этим мессершмиттов претендуют два пилота – Пайлот Оффицеры Уайт и Вильямс из 504 Sqdn.
В это время на сцене появились Спитфайры из 609 Sqdn и атаковали мессершмитты из III./ZG26. В ходе воздушного боя, в лобовой атаке сошлись Спитфайр Пайлот Офицера "Мика" Миллера и мессершмитт Bf110C-4 3U+FT гефрайтера Георга Якстада. Обстреляв друг друга, оба пилота потянули ручку на себя и столкнулись. Взрывом оторвало переднюю половину фюзеляжа мессершмитта. Якстадт отчаянно пытался бывраться, но фонарь кабины перекосило. Собрав все свои силы, он ударил по боковой створке фонаря, и она отлетела. Пилот попатылся выбраться, но утеплённые лётный костюм этому немало мешал. Ничего не получалось, он застрял, и никак не мог освободиться. В конце концов, когда пилот уже смрился со своей участью, внезапно его выбросило из кабины – окрылась верхняя створка фонаря. Открыв парашют буквально в последний момент, Якстадт приземлился. Первым, что он сделал, так это буквально поцеловал землю. Стрелок – гефрайтер Эмиль Лидтке – погиб, его выбросило из кабины, но парашют не открылся.
Ещё одним мессершмиттом, потерянным в том бою III./ZG26, был Bf110C-4 3U+DS унтерофицера Фритца Шуппа и его стрелка гефрайтера Карла Нехваталя. После атаки Пайлот Офицера Уотсона из 152 Sqdn у мессершмитта встал правый двигатель, и пилот совершил вынужденную посадку у Киммериджа. Экипаж получил лёгкие ранения и попал в плен. На счету Шуппа в тот момент было 3 победы.
Ещё один Bf110C-4 из III./ZG26 получил тяжёлые повреждения, но смог дотянуть до Шербура и совершить вынужденную посадку. Экипаж не пострадал.
Остальные Спитфайры 609 Sqdn, вмсте с подошедшей 152 Sqdn, атаковали оборонительный круг II./ZG26. Уже упомянутый Уотсон, вместе с Пайлот-офицером Стэпплзом из 609Sqdn, атаковали и сбили Bf110C-4 3U+IM командира 4./ZG26 оберлейтенанта Артура Нибура. Мессершмитт перешёл в вертикальное пикирование и ударился о землю с такой силой, что впоследствии англичане, обследовавшие место падения, посчитали его сбитым прямым попаданием тяжёлой зенитки.
В конце концов, Erpr.Gr.210 достигли Ла-Манша. Мессершмитты из ZG26 тоже получили приказ отходить.
Но Томми всё же сказали своё последнее слово: уже над проливом были сбиты ещё два самолёта.
Первый, Bf110D-0 S9+GK, был атакован двумя Спитфайрами из 609Sqdn – Пайлот Офицерами Круком и Бисди, загорелся и вертикально упал в воду. Экипаж – командир 2./Erpr.Gr.210 оберлейтенант Вильгельм-Рихард Рёссигер и его стрелок оберфельдфебель Ханс Маркс – погибли.
Вторым стал Bf110C-4 3U+BD оберлейтенанта Ханса Баршеля, адьютанта III./ZG26, и его стрелка унтерофицера Ханса Клозе, сбитый у побережья Дорсета. Во время боя остальные экипажи потеряли его из виду, и на базу самолёт не вернулся.Скорее всего, они были сбиты– сержантом Хоу из 504 Sqdn и пайлот офицером Ноэлем Агазаряном из 609 Sqdn.
А как же хауптманн Мартин Лютц? После лобовой атаки флайт лейтенант Ройса, в которой мессершмитт Лютца получил первые повреждения, Лютц стал доворачивать чтобы атаковать Харрикейн, но сам был обстрелян в лоб Харрикейном Пайлот Офицера Стэверта. Англичанин отметил, что у немца были пробиты оба бака, и за ним тянулись шлейфы масла и топлива. Ему не удалось добить немца, так как сам был обстрелян другим стодесятым и вышел из атаки. После того как мессершмитты Erpr.Gr.210 встали на обратный курс, часть Харрикейнов смогла оторваться от I./ZG26 и снова атаковать вытянутый строй Ягуаров. Пайлот офицер Рук заметил мессершмитт, который шёл ниже и несколько в стороне от остальных стодесятых, видимо пытаясь догнать строй. Рук подошёл снизу –сзади, и открыл огонь в упор. Результат был впечатляющий – с загоревшимися двигателями, мессершмитт Bf110D-3 S9+DH пошёл вниз. Хауптманн Лютц на секунду выровнял самолёт, как бы выбирая место для вынужденной посадки, и шёл прямо. Внезапно мессершмитт дёрнулся влево, перевернулся и на большой скорости упал на землю в районе Басси Стул Фарм, недалеко от Тэррэнт Ганвилл. Шансов выжить у экипажа не было никаких.
Итог боёв:
Erpr.Gr.210 потеряла 4 опытнейших экипажа – командира группы, командира 2 штаффеля, и по одному экипажу из 1 и 2 штаффелей.
I./ZG26 потеряла 2 самолёта с экипажами, II./ZG26 потеряла командира 4 штаффеля. При 6 заявленных победах III./ZG26 потеряла 3 экипажа, в том числе адьютанта группы.
Всего – 10 Bf110 потеряно и 1 повреждён. Всего в тот день потери Люфтваффе составили 57 самолётов, из них треть – 19 – пришлось на Bf110. В то же время, РАФ потеряло 28 истребителей, ещё 32 были повреждено, 20 пилотов погибло и ещё 7 ранено.
=KAG=Bersrk
23.07.2010, 22:13
Ну как? Написать ещё по какому нибудь дню? Есть парочка интересных...
В принципе могу сделать дневник боевых вылетов на каждую Группу Bf110 Битвы за Британию, документы у меня есть... Если кому интересно - пишите.
Разумеется! Если есть подобные интересные дни, было бы здорово.
И просьба лично от меня :ups:
Может есть подобная информация про битву за Мальту, или скажем горячие деньки под Ростовом летом 1942?
Думаю многим будет интересно и про Восточный фронт.
=KAG=Bersrk
24.07.2010, 23:22
Мальта - это III./ZG26, это не ко мне. Я только в ощих чертах могу орисовать.
Ростов лето 42 - да, были там горячие деньки, ZG1 хлесталась с авиацией ВВС ЧФ, наколотили там огого, да ещё и кораблей под Новороссийском натопили... Но это будет только после того как закончу с SKG210. Т.е. не менее чем через 2 года.
А куды нам деваться?:)
Будем подождать!
З.Ы. А вообще хотелось бы нормальную книгу по 109 ым и 110м, потому как Фирсова, как я понял, читать не следует в принципе. А что-то русскоязычное, объемное, историческое почитать очень хочется. Было б офигительно, если бы вы с ВОТАНом написали бы в будущем книги, про 110й и 109 :ups: Я б такую с радостью купил, и думаю не только я
=KAG=Bersrk
25.07.2010, 10:16
Ну, нет, покрайней мере не в России издаваться. Нормальную книгу по Bf109 нужно просить Мансура :) А по 110 - не знаю. По самому самолёту есть уже нормальные книги, Джона Васко. Но на английском.
Broomberg
03.08.2010, 21:26
Почему же немцы не смогли обеспечить постоянное истребительное прикрытие? Так, например, чтобы новая смена сменяла старую?
=KAG=Bersrk
03.08.2010, 22:35
Немцы не всегда так рулили. По сути, для них 1940-й был как для нас 1941-42. Поиск подходящей тактики.
Broomberg
05.08.2010, 20:24
Всего в тот день потери Люфтваффе составили 57 самолётов, из них треть – 19 – пришлось на Bf110. В то же время, РАФ потеряло 28 истребителей, ещё 32 были повреждено, 20 пилотов погибло и ещё 7 ранено.
У меня другие данные по потерям:
В целом ВВС Германии потеряли 27 сентября 54 боевых самолета (18 Bf-109, 21 Bf-110 и 15 Ju-88). Еще два Ju-88 столкнулись друг с другом над территорией Франции. (Возможно это были Ju-88 из III./KG51: 9K+IR 2174 Пюссе разбился, 100% и 9K+BR 6153 Асонвилль разбился, 100%. Оба экипажа погибли).
Британцы лишились 15 «Спитфайров» и 13 «Харрикейнов». Трагичнее выглядела ситуация с летным составом — 20 погибших летчиков и пятеро тяжелораненых.
=KAG=Bersrk
14.08.2010, 20:39
Может есть подобная информация про битву за Мальту,...
http://www.youtube.com/watch?v=jp5IF9ijeZQ&feature=related
Вот нашёл, цветные итальянские хроники про Мальту, там и III./Zg26 есть, и Ju88, Ju87, He111...
Вот нашёл, цветные итальянские хроники про Мальту, там и III./Zg26 есть, и Ju88, Ju87, He111...
Cпс, с удовольствием посмотрел! :cool:
Местами показалось, что земля внизу прям как в БОБе, хотя это и не Англия :)
З.Ы. Понравилось что показан процесс посадки в 110й, да и другие вещи.
Жень, можно узнать, что это за 110, из какой эскадры, а может и ТВД? Увидел на форуме Мира танков вкупе с другими фотками, среди которых есть и авиационные фото. Стало интересно.
З.Ы. Эмблема на носу неплохо видна
(посыпая пеплом голову...) Каюсь, достаточно легко нашел по ней инфу - вроде как это 110D-3 над средиземным морем, наверное летом 1941.
Выходит, что 26я или 76я эскадра.
=KAG=Bersrk
20.10.2010, 18:56
Это Bf110D-3/N, 3U+LT, 9./ZG26, бои над Мальтой, начало 1941г.
Самолёт несёт стандартную схему 02-71-65, нос окрашен RLM27. Под крыльями - два 900литровых подвесных бака. Самолёт был изначально в составе 4./ZG26, о чём говорит эмблема "Божья коровка в ромбе". Попав в 9./ZG26, была нанесена широкая белая полоса, закрасившая две буквы кода (индивидуальная буква и буква штаффеля) и нанесен код LT. Также нанесли эмблему штаффеля и закрасили часть руля поворота в RLM04 (особенность III./ZG26).
Огромное спасибо!
Такое обилие информации по машине не может не радовать.
А были ли эмблемы/быстрые идентификаторы, распространяющиеся на всю 26ю эскадру?
=KAG=Bersrk
21.10.2010, 14:40
На всю эскадру сразу - нет. Ни в каком периоде войны. Две группы из трёх - да. Если интересует, могу вынести в отдельную тему.
=KAG=Bersrk
23.10.2010, 11:17
Интересна будет история III./ZG26? У меня наброски для статьи есть, выложу, если интересно будет. Группа была единственной, которая прослужила от момента создания Цершторерваффе до конца, находясь в боях с начала ВМВ до лета 1944, когда была переформирована в Erpr.Kdo262 на Me262A.
Участвовала в боях во Франции 40, потом в БзБ 40, , потом на Мальте 41, потом Африке 41-43, потом в Сицилии и Италии в 43, потом оборона Рейха в 1944.
Интересна будет история III./ZG26? У меня наброски для статьи есть, выложу, если интересно будет. Группа была единственной, которая прослужила от момента создания Цершторерваффе до конца, находясь в боях с начала ВМВ до лета 1944, когда была переформирована в Erpr.Kdo262 на Me262A.
Естественно!!! Думаю не мне одному будет интересно :)
Тем более. что она была в своем роде уникальной!
Powered by vBulletin® Version 4.2.5 Copyright © 2025 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot