LeonT
16.01.2010, 14:05
В Харькове строят старинный самолет по чертежам 100-летней давности. На такой машине в Одессе в 1910 году совершил первый в России публичный полет пионер-авиатор Михаил Ефимов. Накануне 100-летнего юбилея этого знаменательного события одесситы захотели воссоздать старинную машину, для чего и обратились в студенческое конструкторское бюро Харьковского национального аэрокосмического университета, пишет «”КП” — Харьков».
В 2010 году 21 марта исполняется 100 лет с того дня, как в Одессе впервые состоялся публичный полет первого летчика Российской империи Михаила Ефимова. Он поднялся в небо на «Фар-мане-4» — французском самолете 1908 года. До этого во Франции Ефимов установил массу мировых рекордов, а сюда прибыл как состоявшийся летчик, рекордсмен мира. Люди, затаив дыхание и задрав вверх головы, следили за ним как вкопанные. А на следующий день среди народа даже нашлись смельчаки, которых Михаил Ефимов взял с собой покататься… Скоро легендарный аэроплан взлетит и в небо XXI века. Накануне 100-летнего юбилея этого знаменательного события одесситы захотели воссоздать старинную машину, для чего и обратились в студенческое конструкторское бюро Харьковского национального аэрокосмического университета.
— Мы отыскали чертежи в библиотеке Короленко, — рассказывает руководитель бюро Геннадий Хмыз. — А потом вышли на российского историка Г. Галли, который защитил по «Фарману-4» кандидатскую диссертацию. В результате мы имеем очень хорошую документацию на этот самолет.
Каркас машины уже готов. Он занимает практически все пространство в цеху конструкторского бюро. На нем еще нет обшивки, однако уже есть кабина пилота. Правда, это не совсем привычная для нас кабина, а обыкновенные деревянные лавочки.
— Заказчик поставил перед нами задачу — сделать такой самолет, который будет летать, — рассказывает Геннадий Хмыз. — Поскольку на «Фармане-4» даже собираются делать рейс Одесса — Киев , мы, естественно, пересмотрели конструкцию 1908-го и улучшили аэродинамические характеристики: сделали нормальный профиль, усилили лонжерон, подкосы, чтобы залазить в кабину. Естественно, мы нигде не найдем оригинальный мотор (там стоял «Гном» в 50 лошадиных сил), поэтому поставим роторно-поршневой двигатель с «Мазды» седьмой модели. Масло в первых самолетах было касторовое, именно поэтому летчиков в те времена можно было определить по запаху касторки. Наш же самолет так «пахнуть» не будет.
Напомним, это далеко не первый самолет для харьковского студенческого конструкторского бюро. Пионером был лайнер Григоровича — М-9, который снимали в фильме о юности Королева «Разбег». А еще — «Ньюпор-4», восстановленный по чертежам для фильма «Джокер». Интересно, что оба фильма снимались на Одесской киностудии. Тут был воссоздан также самолет По-2.
— Сейчас М-9 стоит разобранный в нашем цеху, а вот у «Ньюпора-4» более счастливая судьба: сын Олега Табакова, Антон Табаков, создал ночной клуб «Пилот» , где мы по его просьбе и установили этот лайнер — подвесили к потолку, — рассказал Геннадий Хмыз.
Справка. Михаил Никифорович Ефимов (1881 — 1919) — первый русский авиатор, известный спортсмен начала XX века. Дважды чемпион России по мотоциклетному спорту.
С 1909-го увлекся авиаспортом. Выиграл множество престижных международных соревнований, на призовые деньги купил самолет.
С 1914 года служил на Западном фронте, главным образом занимаясь разведкой и бомбардировкой. Затем получил назначение в Севастополь, в гидроавиацию. Вскоре переехал в Одессу. Был расстрелян в августе 1919 года белогвардейцами.
ТТХ «Фарман-4»
Размах крыла — 10,5 м
Длина от носа до хвоста — 12,5 м
Высота — 3,5 м
Взлетный вес — 570 кг (включая топливо и пассажиров).
Взлетная скорость — 60 км/час
Крейсерская скорость — 85 км/час (на оригинальном была 65 км/час).
http://news.mail.ru/inworld/ukraina/economics/3255996/
Короче, делают издалипохожую реплику?
В 2010 году 21 марта исполняется 100 лет с того дня, как в Одессе впервые состоялся публичный полет первого летчика Российской империи Михаила Ефимова. Он поднялся в небо на «Фар-мане-4» — французском самолете 1908 года. До этого во Франции Ефимов установил массу мировых рекордов, а сюда прибыл как состоявшийся летчик, рекордсмен мира. Люди, затаив дыхание и задрав вверх головы, следили за ним как вкопанные. А на следующий день среди народа даже нашлись смельчаки, которых Михаил Ефимов взял с собой покататься… Скоро легендарный аэроплан взлетит и в небо XXI века. Накануне 100-летнего юбилея этого знаменательного события одесситы захотели воссоздать старинную машину, для чего и обратились в студенческое конструкторское бюро Харьковского национального аэрокосмического университета.
— Мы отыскали чертежи в библиотеке Короленко, — рассказывает руководитель бюро Геннадий Хмыз. — А потом вышли на российского историка Г. Галли, который защитил по «Фарману-4» кандидатскую диссертацию. В результате мы имеем очень хорошую документацию на этот самолет.
Каркас машины уже готов. Он занимает практически все пространство в цеху конструкторского бюро. На нем еще нет обшивки, однако уже есть кабина пилота. Правда, это не совсем привычная для нас кабина, а обыкновенные деревянные лавочки.
— Заказчик поставил перед нами задачу — сделать такой самолет, который будет летать, — рассказывает Геннадий Хмыз. — Поскольку на «Фармане-4» даже собираются делать рейс Одесса — Киев , мы, естественно, пересмотрели конструкцию 1908-го и улучшили аэродинамические характеристики: сделали нормальный профиль, усилили лонжерон, подкосы, чтобы залазить в кабину. Естественно, мы нигде не найдем оригинальный мотор (там стоял «Гном» в 50 лошадиных сил), поэтому поставим роторно-поршневой двигатель с «Мазды» седьмой модели. Масло в первых самолетах было касторовое, именно поэтому летчиков в те времена можно было определить по запаху касторки. Наш же самолет так «пахнуть» не будет.
Напомним, это далеко не первый самолет для харьковского студенческого конструкторского бюро. Пионером был лайнер Григоровича — М-9, который снимали в фильме о юности Королева «Разбег». А еще — «Ньюпор-4», восстановленный по чертежам для фильма «Джокер». Интересно, что оба фильма снимались на Одесской киностудии. Тут был воссоздан также самолет По-2.
— Сейчас М-9 стоит разобранный в нашем цеху, а вот у «Ньюпора-4» более счастливая судьба: сын Олега Табакова, Антон Табаков, создал ночной клуб «Пилот» , где мы по его просьбе и установили этот лайнер — подвесили к потолку, — рассказал Геннадий Хмыз.
Справка. Михаил Никифорович Ефимов (1881 — 1919) — первый русский авиатор, известный спортсмен начала XX века. Дважды чемпион России по мотоциклетному спорту.
С 1909-го увлекся авиаспортом. Выиграл множество престижных международных соревнований, на призовые деньги купил самолет.
С 1914 года служил на Западном фронте, главным образом занимаясь разведкой и бомбардировкой. Затем получил назначение в Севастополь, в гидроавиацию. Вскоре переехал в Одессу. Был расстрелян в августе 1919 года белогвардейцами.
ТТХ «Фарман-4»
Размах крыла — 10,5 м
Длина от носа до хвоста — 12,5 м
Высота — 3,5 м
Взлетный вес — 570 кг (включая топливо и пассажиров).
Взлетная скорость — 60 км/час
Крейсерская скорость — 85 км/час (на оригинальном была 65 км/час).
http://news.mail.ru/inworld/ukraina/economics/3255996/
Короче, делают издалипохожую реплику?