Вход

Просмотр полной версии : Ювелирная посадка: липецкий летчик повторил подвиг своего отца



RomanSR
27.03.2010, 22:47
http://img.rg.ru/img/content/38/35/53/letchik250rg.jpg
26-летний Алексей Хакбердыев - самый молодой орденоносец Липецкого авиацентра. Фото: РГ

Мария Кривовяз
"Российская газета-Неделя" - Центральная Россия №5141 (62) от 25 марта 2010 г.

Старший лейтенант Липецкого авиацентра Алексей Хакбердыев представлен к ордену Мужества.

...Нештатная ситуация произошла во время тренировочных полетов. Старший лейтенант отрабатывал навыки ведения воздушного боя на штурмовике СУ-25 в ночное время. Алексею предстояло совершить три вылета. Первые два он выполнил успешно. Во время крайнего (летчики никогда не говорят "последний полет") у самолета заклинило шасси.

- Выполнял полет на полигон. Когда должен был заходить на посадку, обнаружил, что не выпускается правая стойка шасси. Доложил о неисправности руководителю полетов, все действия совершал с разрешения командира. Попробовал выпустить шасси основным способом, аварийным, с перегрузками. Очень сложно делать перегрузки на небольших скоростях. Главное - не превысить углов атаки,чтобы самолет не перевернулся, - рассказал "РГ" Алексей.

Молодой пилот совершил свыше десяти попыток выпустить шасси, испробовав все возможные способы, но техника не слушалась.

Более получаса Алексей кружил в ночном небе над аэродромом. Чтобы благополучно совершить посадку, необходимо было "отработать" топливо. В противном случае во время приземления при контакте топливных баков с грунтом мог произойти взрыв. Когда датчик топлива достиг отметки в 500 килограммов, Алексей, рискуя жизнью, пошел на посадку. У пилота была возможность катапультироваться, но подобный вариант он даже не рассматривал.

- Как можно бросить машину, если есть возможность совершить посадку? На этом самолете летаю не я один. Он предназначен для целой эскадрильи. Кроме того, очень важно выяснить причину, из-за которой заклинило шасси. Правая стойка так и не вышла. Мне пришлось полностью убрать шасси и сажать самолет "на брюхо". Перед посадкой выключил двигатель. Чтобы приземление было более мягким, сажал самолет не на бетонную полосу, а на грунт. Сажать на бетон без шасси - полсамолета сотрется. После касания взлетно-посадочной полосы выпустил тормозные парашюты, обесточил самолет и посадил.

Алексей выполнил посадку 18-тонной машины ювелирно - самолет получил незначительные повреждения. Когда летчик оказался на земле, первым делом позвонил отцу и рассказал о случившемся. Хакбердыев-старший был немногословен. Сказал, чтобы сын поскорее приезжал домой. И уже дома летчики устроили "разбор полетов".

Алексей детально рассказал отцу, полковнику в отставке, о случившемся. Опытный летчик сказал, что сын все сделал правильно. Владимир Хакбердыев дважды попадал в подобную ситуацию. Первый раз летчик посадил Су-25 "на брюхо" в Забайкалье, когда ему было 38 лет. А через семь лет на полигоне Ашулук в Астраханской области, у его самолета не вышла передняя стойка шасси. Летчик, "пропахав" носом воздушного судна 300 метров, посадил его на две основные стойки на бетонную полосу. За более чем 20-летнюю историю эксплуатации штурмовика Хакбердыев-старший первым в Военно-воздушных силах выполнил удачную посадку в подобной ситуации. Сыграли роль мастерство и опыт воздушного аса.

Алексей всего четыре года назад окончил Краснодарское летное училище. За плечами молодого пилота чуть более 500 часов налета, и это его первая "нестандартная" ситуация. Произошедшее Алексей считает рядовым случаем и искренне возмущается, когда его называют героем.

- Какой это подвиг? Отец действительно совершил подвиги. А я просто посадил самолет, у которого возникли технические неисправности.

После ЧП со счастливым исходом в Липецком авиацентре Алексею дали месяц отпуска. Сейчас молодой пилот проходит курс теоретической подготовки по управлению самолетом нового поколения Як-130, который не так давно поступил в Липецкий авиацентр. И в ближайшее время приступит к практическим занятиям.

http://www.rg.ru/2010/03/25/reg-roscentr/letchik.html

sla111
27.03.2010, 22:56
Молодец. Только вот в таких случаях же должен быть приказ- катапультироватся- или нет?

Eyat
27.03.2010, 23:44
Не совсем, руководителем полётов и руководством рассматриваются все варианты, в том году на брюхо у нас сажали Су-27, так что чётко катапультироваться или нет никто вопрос не поставит. Тем более, что это не самая внештатная ситуация, всё делалось по "книжке", попытки выпуска шасси, выработка топлива, глушение двигателей, вопрос в том, что лётчик (молодой, а вот налёт уже ой-ой-ой, сразу видно-в Липецке летает, в том же самом Приморско-Ахтарске или где-нибудь в Забайкайле, налёт за эти годы был бы поменьше) всё это выполнил чётко, и не струсил, не схватился за ручку и не бросил машину, вот за это отдельное СПАСИБО!!!

timsz
28.03.2010, 09:00
Об этом же случае из другого источника

http://gorod48.ru/associations/news-29231.html

2009.12.15 дело было.

Polar
28.03.2010, 13:43
За 4 года 500 часов? Вот это я понимаю.
Настоящему Летчику - низкий поклон!

GUMAR
28.03.2010, 19:07
Уважаю! Летчик молодец!

pushkerman
30.03.2010, 00:30
У нас как то была подобная предпосылка на 29, правда днем разлет был, но камэска сначала тоже крутил вертел, а потом над ВВП низенько прошел пару раз, все инженера разглядывали зафиксировалась стойка или нет, итог....... сажал с выпущенными шасси ни че все обошлось, датчик фиксатора не сработал и индикации не было.....

RB
30.03.2010, 01:38
Молодец мужик ничего не скажешь !:cool:

Насчет подвига - у нас в среднем без шасси садиться пару раз на три месяца. В 99% случаев все посадки удачные хотя техника и опыт пилотов варьируется. Нештатная ситуация - согласен . Требуется умение - без вопросов. Подвиг - пожалуй нет..

Unmen
30.03.2010, 01:55
Молодец мужик ничего не скажешь !:cool:

Насчет подвига - у нас в среднем без шасси садиться пару раз на три месяца. В 99% случаев все посадки удачные хотя техника и опыт пилотов варьируется. Нештатная ситуация - согласен . Требуется умение - без вопросов. Подвиг - пожалуй нет..

А-10 без шасси сажают пару раз в три месяца?

RB
30.03.2010, 02:02
А-10 без шасси сажают пару раз в три месяца?

Не знаю - я в армии не служу. Но думаю если гражданским пилотам удается то и военным тоже

Время от времени показывают в новостях (когда больше показывать нечего)

http://www.youtube.com/watch?v=lE_PlwJn-N0

http://www.youtube.com/watch?v=FqBiERdAUoM

http://www.youtube.com/watch?v=20P5Ihi7MLQ

Зарубежом тоже

http://www.youtube.com/watch?v=onQa3AMiZEw

F74
30.03.2010, 09:26
. А через семь лет на полигоне Ашулук в Астраханской области, у его самолета не вышла передняя стойка шасси. Летчик, "пропахав" носом воздушного судна 300 метров, посадил его на две основные стойки на бетонную полосу.

Ну не Ашулук, а Приволжский. Не Су-25, а Су-25Т и не разу не воздушное судно. И не "пахал" он ничего.:D

LeonT
30.03.2010, 12:18
Время от времени показывают в новостях
Кстати, как лучше - на грунт или на бетон?
(в роликах все - на бетон, в ТС - на грунт)

Slawen
30.03.2010, 16:29
На сколько я знаю, на грунт сажают, чтобы избежать искры от трения о бетон и возможного пожара, если баки потекут.

Дмитрий
01.04.2010, 11:06
Не знаю - я в армии не служу. Но думаю если гражданским пилотам удается то и военным тоже

Время от времени показывают в новостях (когда больше показывать нечего)

http://www.youtube.com/watch?v=FqBiERdAUoM

Он специально запуском винты проворачивал, чтоб не повредить на посадке?:eek: Ну и расчетливый же попался:).

LeonT
01.04.2010, 15:22
А вообще, представляя себе конструкцию аэроплана - тоненький дюраль, я всегда удивляюсь, почему днище при посадке на бетон не стёсывается аж до задницы пилота... :D
Насколько серьёзные повреждения получает планер при таких посадках?

Old_Pepper
01.04.2010, 16:10
У нас как то была подобная предпосылка на 29, правда днем разлет был, но камэска сначала тоже крутил вертел, а потом над ВВП низенько прошел пару раз, все инженера разглядывали зафиксировалась стойка или нет, итог....... сажал с выпущенными шасси ни че все обошлось, датчик фиксатора не сработал и индикации не было.....

Папаня рассказывал, как ещё будучи старлеем сажал Су-9 с невставшей на замок правой стойкой и висящей под правой же плоскостью ракетой.
Говорит, никогда ни до , ни после не притирал так ювелирно эту "трубу с крылом" к ВПП. :) При касании стойка встала на замок , "зелёная" загорелась. А могла в другую сторону сложиться...

Говорит, что после доклада о ситуации и принятии решения , в эфире наступила гробовая тишина. Это ведь ответственность нести за команды потом, на разборе, если вдруг чего.

---------- Добавлено в 16:10 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 15:37 ----------


Не знаю - я в армии не служу. Но думаю если гражданским пилотам удается то и военным тоже


Нет возможности посмотреть ролики (заблокировано на работе), но скажу , что есть разница в том, что далеко не у всех гражданских пилотов есть альтернатива (парашют) и многие гражданские пилоты (частники) рискуют своей жизнью, пытаясь спасти свои самолёты.
А тут у парня чужой самолёт и парашют под задницей. И он выбирает рискнуть своей задницей, ради спасения чужого самолёта. ;)
Подвиг, может звучит пафосно, но можно сказать Поступок. Хороший. Мужской. :)

TOR-D
01.04.2010, 16:14
Поступок. Хороший. Мужской. :)
Именно так!

LeonT
01.04.2010, 16:32
На этом самолете летаю не я один. Он предназначен для целой эскадрильи. Т.е. чуть ли не единственный летаб в эскадрилье?

PS Мой отец (на аватаре) в 70-х сажал Ан-12 на брюхо.

F74
01.04.2010, 16:42
Т.е. чуть ли не единственный летаб в эскадрилье?


Не совсем верно- просто нет жесткого закрепления летчика за самолетом.

Old_Pepper
01.04.2010, 16:48
Только сейчас на фото обратил внимание..
А чего он с "рюкзаком" на фото?
"Для кина? "

F74
01.04.2010, 16:54
С каким рюкзаком? Если ты о ремнях- то это подвесная система К-36.

Old_Pepper
01.04.2010, 17:08
С каким рюкзаком? Если ты о ремнях- то это подвесная система К-36.

Ну я , конечно, не настоящий рюкзак имел в виду. :D
Просто не видел, чтоб в этой подвесной системе "разгуливали".

F74
01.04.2010, 17:13
Ну я , конечно, не настоящий рюкзак имел в виду. :D
Просто не видел, чтоб в этой подвесной системе "разгуливали".

Ну для "кина", конечно. :) А то еще подумают, что это - танкист.:D Тем более перед полетами экипажи стараются не фотографироваться.

RB
01.04.2010, 21:17
Нет возможности посмотреть ролики (заблокировано на работе), но скажу , что есть разница в том, что далеко не у всех гражданских пилотов есть альтернатива (парашют) и многие гражданские пилоты (частники) рискуют своей жизнью, пытаясь спасти свои самолёты.
А тут у парня чужой самолёт и парашют под задницей. И он выбирает рискнуть своей задницей, ради спасения чужого самолёта. ;)
Подвиг, может звучит пафосно, но можно сказать Поступок. Хороший. Мужской. :)

Согласен поступок мужской!

За потерю многомиллионного истребителя здесь тоже бьют по шее особенно если мог сесть, но не стал. Пару лет назад у нас упал F-18 прямо на жилой дом. Во время расследования пилоту предъявили обвинения что ему предлагали сесть на морскую базу на острове Коронадо а он отказался и поперся в Мирамар ( по расстоянию дальше ) где самолет недолете до полосы . Таким образом пилот мог сохранить боевую единицу и самое главное человеческие жизни ...

denisso
02.04.2010, 21:52
Чем кончилось?

Pilot
14.04.2010, 19:14
Вот тот самый летчик. Сейчас осваивает Як-130